Научная статья на тему 'Структура поколенческих ценностных установок отношений собственности в современной России'

Структура поколенческих ценностных установок отношений собственности в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / КРИТЕРИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подогов Георгий Анатольевич

Автор в данной статье выявляет противоречия в системе ценностей различных поколений современных россиян по отношению к частной собственности как основному структурообразующему элементу современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура поколенческих ценностных установок отношений собственности в современной России»

УДК 316.752

Подогов Георгий Анатольевич Podogov Georgiy Anatolievich

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России podogov.g@mail.ru

СТРУКТУРА ПОКОЛЕНЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

post-graduate student of the chair of philosophy and sociology, Krasnodar Academy of the Russian Ministry of

Internal Affairs podogov.g@mail.ru

STRUCTURE OF GENERATIONAL VALUE ATTITUDES OF PROPERTY RELATIONS IN MODERN RUSSIA

Аннотация:

Автор в данной статье выявляет противоречия в системе ценностей различных поколений современных россиян по отношению к частной собственности как основному структурообразующему элементу современного российского общества.

Ключевые слова:

структура, российское общество, критерии, трансформация, отношения.

The summary:

In this article the author discovers the contradictions in the system of values of different generations of modern Russians in relation to the property, as the main structure forming element of modern Russian society.

Keywords:

structure, russian society, criteria, transformation, relations.

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как устойчивое явление. Продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, меняются тенденции и направленность социальной мобильности. Трансформационные процессы привели к возникновению новых социальных общностей, их взаимосвязей, иерархии. Преобразования в 90-х гг. XX в. качественно изменили социально-структурные и другие отношения, крайне обострив и углубив имущественную дифференциацию, поляризовав интересы и политические предпочтения социальных групп. Разгосударствление и приватизация привели к рождению новой социальной структуры, где на разных полюсах размещаются владельцы средств производства и те, кто ими не владеют. Именно на этом уровне социально-экономических преобразований происходит становление новых экономических классов - класса собственников и класса наемных работников. Последние составляют основную часть населения, дифференцированную в зависимости от сектора занятости, отраслевой принадлежности, региона проживания и других социальных характеристик [1, с. 97].

Одной из главных задач исследования является выявление противоречий в системе ценностей различных поколений современных россиян по отношению к частной собственности, как основному структурообразующему элементу современного российского общества. Для этого необходим сравнительный анализ ценностей младшего и старшего поколений россиян. Высокий динамизм социальных процессов в современном обществе делает необходимым выявление различий в жизненных целях, стратегиях и планах старшего поколения и молодежи.

Исследование и сравнительный анализ ценностных установок старшего и молодого поколений позволяет с большей вероятностью определить степень их адаптации к условиям жизни в трансформировавшемся российском обществе, а также выявить инновационный потенциал представителей различных поколений. С выбором жизненной цели каждым конкретным индивидом связано и формирование его личной стратегии поведения, основанной на индивидуальной аксиологической системе.

Социокультурные особенности и степень адаптации различных поколений к изменившимся условиям существования выражены в жизненных стратегиях, формирующихся в конкретной социально-экономической ситуации. Отметим, что как жизненные цели, так и стратегии поведения индивидов меняются в зависимости от социальных, политических, экономических, культурных особенностей конкретного общества, конкретного исторического периода.

Для обыденного сознания современных россиян характерно мнение о существенных противоречиях между старшим и младшим поколениями. К сожалению, подобные взгляды, не подтверждающиеся фактами социологических исследований, проникают и в науку. В связи с этим нам представляется особенно важным произвести сравнительный анализ ценностных устано-

вок молодого и старшего поколений современных россиян, основанный на материалах различных социологических исследований.

Прежде всего рассмотрим на основании анализа различных социологических исследований критерии жизненного успеха у различных поколений. Анализ материалов различных социологических исследований позволил выявить существенные расхождения между старшим и младшим поколениями россиян по вопросам отношения к богатству, высокому положению в обществе и честно прожитой жизни.

Младшее поколение россиян в большей степени, чем поколение их родителей, ориентировано на ценности материального успеха и карьерного роста. Высокую должность отметил 31,43 % молодых респондентов, тогда как среди представителей старшей возрастной группы этот пункт выделило в качестве значимого критерия успеха лишь 18,83 % опрошенных. Практически равные позиции с ценностью высокого положения в обществе занимает, по мнению молодых респондентов, богатство - его отметило 30,95 % представителей молодежи, тогда как среди старшего поколения богатство выделяет лишь 21,43 % [2, с. 111].

Наибольшее расхождение между старшим и молодым поколениями наблюдается в отношении к честно прожитой жизни. Если честная жизнь является существенной ценностью для 37,66 % представителей старшего поколения, то среди молодых респондентов ее значимость отметили лишь 22,86 %. Столь существенные изменения в отношении к честности, безусловно, являются последствием социокультурной травмы, сопутствовавшей трансформации российского общества в конце 1980-х - 1990-е гг. [3].

Для современной молодежи, в большей степени ориентированной на материальное благополучие и карьерный рост, не столь важны средства, которыми высокое положение в обществе достигается. Более того, как следует из дальнейших результатов наших социологических исследований, большинство молодых россиян убеждены в том, что в современном российском обществе невозможно добиться высокого уровня доходов без нарушения законодательства, не говоря уже о морально-этических нормах. Так, 28,10 % молодых респондентов признались в том, что им приходилось прибегать к обману для достижения каких-либо целей (заметим, что в старшей возрастной категории число «обманщиков» чуть превышает 16 %).

Результаты исследования критериев жизненного успеха современных россиян свидетельствуют о том, что в нашем обществе пока не наблюдается столь существенного расхождения в ценностях между старшим и младшим поколениями, который бы позволил говорить о межгенерационном разрыве. Ценности старшего поколения признаются в качестве основополагающих и молодежью. Более того, согласно результатам социологических исследований Института социологии РАН, проводившихся под руководством М.К. Горшкова, для большинства россиян вне зависимости от возрастной принадлежности, характерна ориентация на построение общества социального равенства, трактуемого как общество равных возможностей [4, с. 110]. То есть и молодое поколение россиян фактически наследует усвоенные поколением его родителей в советский период ценности равенства.

Однако в то же самое время можно говорить о двойственности ценностных ориентаций молодежи. Так, согласно результатам социологических опросов, наблюдается некоторое смещение ценностных приоритетов в сторону превалирования индивидуально-личностных ценностей над социальными. Младшее поколение россиян, в целом ориентируясь на те же жизненные цели, что и родители, отличается в отношении к средствам достижения жизненных целей. Можно утверждать, что оно стало прагматичным, чем его предшественники, моральноэтические принципы не имеют для него существенного значения при достижении поставленных жизненных целей.

Молодые люди демонстрируют достаточную приверженность к социально значимым ценностям: их жизненные планы и стратегии выглядят вполне прагматично и мало чем отличаются от стратегий старшего поколения. Интересно то, что старшее поколение в данном исследовании показало большую адаптивную способность приспособления к новым условиям, чем молодежь. «Не могу приспособиться» ответило 14,54 % молодых респондентов и 5,23 % представителей старшего поколения. Настораживает то, что 79,62 % молодых респондентов и 73,64 % старших ответило, что в России нельзя заработать большие деньги, не нарушая законов.

В целом исследование показало, что проблема поиска работы, трудоустройство - наиболее волнующая молодежь проблема. Озабоченность ею прослеживается при ответах на многие вопросы. 48,92 % молодых респондентов считают, что хорошую работу можно получить только при наличии «связей и знакомства». Разделяет эту позицию и старшее поколение - 43,71 % респондентов.

Как свидетельствую вышеприведенные оценки жизненных установок российской молодежи, не просто важной, но определяющей в оценке российской реформации представляется

проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ. Вопрос о собственности и отношении к ней со стороны общества и государства сегодня выдвинулся на авансцену политической жизни, общественного сознания и общественной мысли.

Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования ИКСИ РАН под руководством М.К. Горшкова [5]. Опрос выявил парадоксы в отношении населения к частной собственности, в которых отразились противоречия реформации российского общества. С одной стороны, преобладает позитивное отношение к частной собственности. Во-первых, большинство россиян понятие частной собственности относят к той собственности, которая связана не только с производством, но и потреблением (25 %). Для 57 % россиян в понятии «частная собственность» мирно сосуществуют личная, предназначенная только для потребления, и собственность, приносящая доход. Четверть населения воспринимает собственность только через категорию потребления, 17 % под частной подразумевают только собственность, приносящую доход. При этом крупная сумма денег для россиян ассоциируется скорее с потреблением, чем с ее использованием для получения дохода, что отражает сравнительно малое распространение среди них инвестиционного типа мышления. В связи с этим надо сказать: вопрос о том, что имеют в виду россияне, говоря о частной собственности, фактически выявляет степень реального, а не декларативного принятия ими частной собственности, бессознательной легитимизации различных ее видов. Тот факт, что больше половины россиян называют в качестве объектов частной собственности такую собственность, которая ориентирована на получение дохода, свидетельствует о том, что она действительно становится в России нормой жизни. Среди них доля положительно относящихся к частной собственности в полтора раза выше, чем среди остальных россиян. Это означает, что идея получения дохода от собственности в России все шире «овладевает массами».

Во-вторых, в наибольшей степени понятие «частная собственность» ассоциируется для россиян с квартирой, и в этом смысле жилье выступает особенно значимым индикатором отношения россиян к собственности вообще.

В-третьих, собственность для россиян - это не любой объект соответствующего права, а нечто материальное, прежде всего - различного рода недвижимость. В этом отношении весьма характерно, что даже крупная сумма денег, на проценты от которой реально можно жить, в меньшей степени ассоциируется для россиян с частной собственностью, чем телевизоры, холодильники и мебель. В-четвертых, собственность на природные ресурсы для подавляющего большинства россиян вообще не входит в их «образ» частной собственности. В-пятых, прошедшие пятнадцать лет реформ практически не изменили представлений россиян о том, что такое частная собственность. Если в 1990 г. по результатам уже упоминавшегося опроса ВЦИОМ сочли, что собственность на дом, автомобиль, дачу и денежные накопления можно считать частной собственностью 70 % опрошенных, то в 2005 г. доля сторонников такой точки зрения практически не изменилась (75 %).

Для одних собственность - это только предметы потребления, способные приносить человеку желаемые удовольствия, реализовывать его повседневные и перспективные интересы. Для других сущность собственности заключена в ее возможностях приносить регулярный доход, а тем самым приумножать самоё себя. Третьи понимают под собственностью средства производства, приносящие доход, и предметы потребления. Четвертые не воспринимают понятие частной собственности и предпочитают говорить о приоритетах собственности государственной.

Таким образом, годы российских реформ породили в различных поколениях российского населения разное восприятие того, что принято относить к собственности, и в особенности, к частной. Примечательно, что группа россиян, для которой понятие «частная собственность» объединяет личную собственность, предназначенную для потребления, и собственность, приносящую доход, имеет к ней более толерантное отношение, чем другие группы. Видимо, именно такое восприятие собственности позволяет полнее ощущать причастность к обладанию ею. Результаты исследования дают также достаточно оснований утверждать, что собственность не воспринимается нашим населением как некий всеобщий принцип. Российское массовое сознание не оперирует этим понятием в «чистом» виде, и не отделяет как таковую от социальноисторических, социально-экономических и психологических контекстов, в которых она существует. Иными словами, собственность, в представлении молодого поколения россиян, есть сама собственность и условия владения ею.

Вместе с тем социологические опросы свидетельствуют, что образ «российского бессребреника», равнодушного к владению и распоряжению собственностью, уходит в прошлое вместе со старшим поколением. Желание иметь ее у россиян выражено довольно сильно, частную собственность они любят и проявляют к ней подчеркнуто уважительное отношение. Правда, главным образом, это касается своей собственности, нежели чужой. Как отмечается в

социологическом исследовании «Собственность в глазах россиян: домысли и реальность», подавляющее большинство россиян свое отношение выражают к тем видам собственности, с которыми они имеют дело в повседневной жизни. Если у них есть возможность наращивать личную собственность , то они и к собственности как таковой , в том числе и к наличию ее у других, относятся толерантно. А если нет подобной возможности, они превращаются в противников собственности, причем, не по идеологическим причинам; последние имеют решающее значение буквально для нескольких процентов наших сограждан.

Ссылки:

References (transliterated):

Модернизация социальной структуры российского общества. М., 2008.

Молодежь новой России: ценностные приоритеты // Институт социологии РАН. Аналитический доклад, подготовленный в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации (руководитель исследования член-кор. РАН М.К. Горшков). М., 2007.

Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб., 2000. Горшков М. К. Российский менталитет в социологическом измерении // Социологические исследования. 2008. № 6.

Собственность в жизни россиян: домыслы и реальность. Аналитический доклад. Институт комплексных социальных исследований // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 3-18.

Modernizatsiya sotsial'noy struktury rossiyskogo obshchestva. M., 2008.

Molodezh' novoy Rossii: tsennostne prioritety // Insti-tut sotsiologii RAN. Analiticheskiy doklad, podgotov-lenniy v sotrudnichestve s Predstavitel'stvom Fonda imeni Fridriha Eberta v Rossiyskoy Federatsii (ruko-voditel' issledovaniya chlen-kor. Ran M.K. Gorshkov). M., 2007.

Lisovskiy V.T. Tsennosti zhizni i kul'tury sovremen-noy molodezhi (sotsiologicheskoe issledovanie) // Tugarinovskie chteniya. Materialy nauchnoy sessii. Ser. «MysliteN», issue 1. SPb., 2000.

Gorshkov M.K. Rossiyskiy mentalitet v sotsiologi-cheskom izmerenii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. No. 6.

Sobstvennost' v zhizni rossiyan: domysly i real'nost'. Analiticheskiy doklad. Institut kompleksnyh sotsial'nyh issledovaniy // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2005. No. 11. P. 3-18.

2.

2

3

3

4

4

5.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.