ISNN 1029-3388
Таким образом, для активного внедрения экспертно-обучающих систем в процесс обучения иностранному языку необходимо сконцентрировать усилия на разработки следующих направлений:
• в области искусственного интеллекта и прикладной лингвистики:
■ представление субъективных и слабо формализуемых лингвистических знаний;
■ семантическая интерпретация лингвистической информации;
■ разработка типовых имитационных и математических моделей;
• в области информатизации образования:
■ разработка методических подходов к использованию экспертно-обучающих систем для изучения иностранного языка;
■ разработка моделей педагогических технологий, функционирующих на базе средств ИКТ и реализующих качество обучения иностранному языку с использованием экспертных систем;
■ разработка научно-методического обеспечения подготовки преподавателей-лингвистов в области создания и использования экспертно-обучающих систем.
Литература
1. Марчук, Ю .Н. Компьютерная лингвистика [Текст] / Ю .Н. Марчук.- М. : АСЕ : Восток - Запад, 2007. - 317 с.
2. Панюкова, C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении [Текст]/ C.B. Панюкова. - М.: ИОСО РАО, 1998. - 225 с.
3. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика [Текст]/ Р.ЬС. Потапова. - М.: МГЛУ, 2002. - 576 с.
4. Роберт, И.В., Поляков, В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования [Текст]/ И.В. Роберт, В.А. Поляков // Информатика и Образование. 2004. № 5-6.
5. Хуторской, А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению [Текст]/ A.B. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
Психология личности Кагитина С.Ю.
Особенности ценностного сознания российской молодежи
В 90-е годы изменение ценностных ориентаций россиян происходило по нескольким направлениям и имело ряд этапов развития. Например, события 1993-1995 годов не внесли существенных изменений в иерархию основных жизненных
ценностей: на первом месте по-прежнему остались семья, интересная работа, спокойная совесть, на последнем - власть, признание, успех. Однако в 1996-1997 годах ценности духовно-нравственного характера стали вытесняться более прагматическими и материальными - уже более половины населения стало ценить материальное благосостояние гораздо выше свободы, а ценность размера оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Тогда же значительно снизилась ценность спокойной совести, упала в глазах общественного мнения значимость многих демократических институтов, усилилась поддержка авторитарных методов управления, возросло сомнение населения в самой возможности эффективного влияния на власть со стороны общества [1].
Исходя из результатов эмпирических исследований ценностных ориентаций россиян в наши дни, можно отметить, что некоторые из указанных черт и сейчас прослеживаются в массовом сознании, хотя в обществе были распространены ожидания быстрых кардинальных изменений в системе ценностей и жизненной стратегии значительной части населения в результате рыночных реформ последнего десятилетия. Более того, изменившиеся условия жизни, поставившие большинство населения у черты бедности, привели к возвращению в массовое сознание стратегии выживания, традиционной для российского менталитета. Распространенным явлением стало экстенсивное увеличение рабочего времени и сокращение потребления, являющиеся, безусловно, примером адаптации путем приспособления индивида к изменившимся условиям окружающей среды.
Однако такая реакция по сути своей противоречит установкам рыночной системы, нацеленной на увеличение социальной активности и рост социальных связей, то есть предполагает, скорее, изменение окружающей среды применительно к изменившимся запросам индивида. В этом отношении интересны исследования, проведенные среди современной российской молодежи. С точки зрения гуманитарного знания, среди других возрастов человека именно молодость является наиболее значимым периодом, когда человек не только овладевает новыми социальными ролями, формирует свои социальные притязания и личностные надежды и планы, но и от стартовых ожиданий юношеской поры переходит к активной и самостоятельной жизнедеятельности, становясь типичным представителем своего социального времени и своего поколения.
Социология молодежи является особо актуальной в условиях постсоветской России. Исследователи молодежи обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные, а также проводят научно-практические конференции, связанные с положением молодежи в современной России и ее социализацией в условиях нестабильного и кризисного общества [2]. Ярким примером исследования, проведенного среди российской молодежи в последнее десятилетие и показавшего, что ее ценностное сознание не лишено парадоксов, связанных с дихотомичностью и внутренней противоречивостью российского менталитета, является исследование «Молодежь России: три жизненных ситуации» [3].
Исследование охватило практически все области и регионы России, что позволяет сравнивать процессы, происходящие в народонаселении РФ в целом с процессами, реально открывшимися исследователям среди молодежи трех наиболее значимых возрастов: 17 лет, когда человек переходит от юности к новому возрастному периоду, совпадающему с окончанием среднего учебного заведения и переходом к новому образу жизни, зачастую предполагающему и уход из родительской семьи в связи с новым местом учебы или поступлением на работу; 24 года, когда человек уже завершил свое послесреднее образование, во многих случаях, создал собственную семью, уже имеет определенную профессию и полон энергии для реализации собственных планов; 31 год - период достаточно критического осмысления самостоятельного начала жизни, некоторого подведения итогов, уяснения на основе собственной практики своих сил, способностей и возможностей, существенной коррекции жизненных планов и ожиданий.
Каждая из этих трех жизненных ситуаций связана с тем возрастом, который считается возрастом молодости, это ее начало, середина и конец, а в связи с быстрой сменой ценностных ориентаций и мотиваций, характерных для современной России, можно считать, что они представляют собой и разные возрастные когорты. Хотя с точки зрения демографической науки все они представляют собой практически одно поколение, приходящее на смену наличному экономически активному российскому населению. Примеры дихотомичности молодежного сознания современных россиян целесообразно рассматривать, сопоставляя декларируемые ими ценностные ориентации с условиями и возможностями их практической реализации.
К примеру, отвечая на предложенный в исследовании блок вопросов о ценностях частной жизни, большая часть респондентов отметила такие из них, как крепкая семья и хорошие дети, материальный достаток и здоровье, профессионализм в своем деле.
При этом в стремлении к достижению основной ценности - крепкой семьи и благополучия, прежде всего связанного с материальным достатком, -рациональными, на первый взгляд, выглядят мотивы тех приблизительно 8% представителей каждой молодежной когорты, которые при соответствующей денежной компенсации готовы допустить строительство экологически опасного предприятия в своем населенном пункте. Однако налицо тот факт, что экологическая опасность, чьи последствия могут противоречить самой физической возможности создания семьи, воспитания детей, сохранения здоровья даже при состоявшемся материальном достатке - не осознаваема или явно недооценивается опрошенными молодыми людьми, выявляя тем самым иррациональность данной позиции.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что с возрастом в сознании молодежи превалирующую позицию начинают занимать общечеловеческие моральные ценности: чистая совесть, справедливость, надежный друг, гедонистические ценности, свобода и независимость (упомянутые в ответах более трети опрошенных старшей возрастной группы). Но более
тщательное рассмотрение тех частей когорт, для которых, к примеру, доминантной ценностью является справедливость, демонстрирует наличие внутренней рассогласованности, так как в каждой их таких подгрупп есть люди, считающие для себя нормальными и допустимыми такие формы поведения, как проезд в транспорте без билета (в среднем половина тех, кто считает себя честными), неуплату налогов (около 20%), взятку (почти 17%).
Очевиден тот факт, что в сознании респондентов не связаны два момента - декларирование наличия у себя чувства справедливости и непременного соблюдения ее исторически сложившихся социальных норм.
Аналогичную нечеткость морального и правового сознания можно наблюдать в отношении респондентов как старшей, так и младшей возрастной когорт к перераспределению собственности между государством и членами общества, а также между самими людьми. Допустимость вышеуказанных норм поведения свидетельствует о том, что ныне существующая система распределения материальных благ не является в глазах большинства респондентов справедливой. Именно это рождает в сознании части молодежи мысль о возможности некоторого «восстановления попранной справедливости», используя для этой цели не столько грубые методы (лишь 5% сторонников справедливости в средней и старшей когортах и 12% младшей считают допустимым брать деньги силой), сколько более тонкие, публично не одобренные в рамках русской культурной традиции -зарабатывание денег хитростью (так считают около 30% молодых людей 17 и 24 лет).
Небезынтересно отметить, как именно оценивали свое уже сложившееся и будущее финансовое состояние опрошенные молодые люди. В этом вопросе, как показало исследование, также проявились специфические особенности отражения действительности в сознании молодых россиян - в то время как официальная статистика 1990-1995 годов отмечала, что 24,7% населения имеют доходы ниже прожиточного уровня, и что разрыв максимальных и минимальных доходов населения все увеличивается - лишь незначительная часть респондентов отнесла свою семью к малообеспеченной или бедной.
Таким образом, молодежь довольно оптимистична в оценке своего материального положения (примерно каждый шестой представитель старшей возрастной когорты отнес себя к материально хорошо обеспеченным людям, три четверти молодых людей 24-х лет выразили уверенность в материальном благополучии в отдаленном будущем, то есть через 7-8 лет, а почти каждый третий 17-летний респондент на момент опроса счел возможным отнести свою семью к разряду богатых и обеспеченных), но в чем именно она видит источник своего благосостояния и каковы ее цели в вопросе распоряжения доставшимся ей материальным достатком? Картина здесь примерно схожая во всех трех возрастных когортах молодых россиян. Большинство из них на первое место ставят приносящий доход профессионализм (уже достигнутый или тот, которого еще предстоит достичь), определенная часть опрошенных склонна рассчитывать на собственную предприимчивость и энергичность, а также подработки (но при этом
на момент проведения опроса три четверти 24-летних не занимались какой-либо деятельностью, приносящей дополнительный заработок). Однако столь радужные представления о грядущем благополучии зачастую не подкреплены конкретными представлениями о средствах его достижения у самих респондентов - с одной стороны, и стимуляцией соответствующих видов деятельности молодежи государством - с другой, что способно привести к нарастанию социальной напряженности в случае несостоятельности ожиданий.
Даже нацеленность сознания определенной части молодежи на предпринимательство не лишена внутренних противоречий - около 10% потенциальных предпринимателей намерены откладывать свободные деньги на черный день, то есть поступать вразрез с самим духом предпринимательства. Эта потребность обезопасить себя на случай социальных катаклизмов - одна из типичных черт национального менталитета россиян, распространенная как среди людей старшего поколения, так и в молодежной среде, возрастая от одной когорте к другой: 12% (17 лет) - 16% (24 года) - 19% (31 год). Определенный диссонанс звучит и в сопоставлении декларируемого желания достичь жизненного успеха при помощи профессионализма, каковое выразила более половины опрошенных 17-летних, с их реально достигнутыми на настоящий момент успехами в образовании (только 9% учатся на «отлично» и почти столько же - 6% - на «удовлетворительно»).
Другими словами, признание жизненной важности профессионализма не коррелирует в сознании значительной части младшей когорты с признанием успешной учебы в школе одним из необходимых условий его достижения. Но даже та часть молодежи, в число бесспорных ценностей которой входят образованность и духовное богатство, не лишена все той же дихотомичности и противоречивости сознания - в среднем каждый третий, считающий себя сейчас или со временем надеющийся стать духовно богатым человеком, читает художественную литературу редко (1-3 раза в месяц) или практически не читает, а каждый четвертый из числа 17-летних респондентов фактически не берет в руки газет и журналов.
Дихотомичность и внутренняя противоречивость сознания молодых россиян проявляется и по отношению к вопросу о свободе и независимости. С одной стороны, около 30% респондентов в возрасте 31 года заявили, что считают себя свободными и независимыми, а с другой - это чувство у каждого третьего сопровождалось сильным страхом возможной потери работы, что само по себе не может непротиворечиво сочетаться с подлинной независимостью.
Ряд других результатов исследования показал, что сами субъективные критерии свободы, которыми пользуются сегодня молодые россияне, не определены достаточно четко. Так, 26,9% респондентов, чувствующих себя свободными и независимыми, считают, что только дав возможность сильному лидеру прийти к власти в стране, можно добиться порядка и экономической стабильности, пусть даже и в ущерб развитию демократических основ общества. Еще больше таких респондентов (29,1%) отдают предпочтение равенству между людьми, а не свободе выбора (что интересно - каждый десятый молодой человек
в возрасте 24 лет выступает одновременно и за равенство между людьми и против ограничения доходов богатых), принимать же участие в каких-либо формах борьбы за свои права намерено лишь немногим больше половины этих «вольнолюбивых» респондентов (58%). Наиболее показательными выглядят представления участников опроса о тех качествах, которые необходимо воспитывать в детях -почти 43% заявивших о ценности свободы и независимости считают, что в девочках следует воспитывать послушание.
То есть, сводя воедино довольно разнохарактерные представления молодежи о свободе и независимости и реальное поведение, можно разглядеть в получившемся наборе принципов не столько черты истинной свободы, сколько вольности - то есть отсутствия обязанностей перед обществом и другими людьми. Такая «свобода» - характерная черта традиционного российского общества, сформированная как закономерное следствие его многовекового развития в условиях практически полного отсутствия правовых принципов партнерских отношений между личностью и государством.
Таким образом, материалы, полученные в ходе исследования, позволяют констатировать наличие ряда специфических особенностей ценностного сознания современных молодых россиян. С одной стороны, очевиден процесс активной включенности молодежи в происходящие в обществе радикальные реформы, и это находит свое отражение в активном реагировании молодежного сознания на изменение основных ценностей. Молодые люди на первое место в шкале ценностей все чаще выносят ценности частной жизни, материальное благополучие, свободу, предприимчивость. С другой же - тот факт, что в образ жизни населения страны реформы не внесли пока заметных положительных изменений, естественно приводит к определенному противоречию между ценностями, декларируемыми молодежью и реальными поведенческими установками последней.
В то же время затянувшийся кризис, поставивший значительную часть населения в режим выживания, побуждает молодежь все чаще обращаться к традиционалистским установкам и реакциям - она подспудно готова следовать традиционным поведенческим схемам. Отсутствие ярко выраженной динамики в ценностном сознании трех молодежных когорт, отражающих не только разные стадии взросления, но и принципиально различные условия социализации той или иной группы, позволяет говорить о неизменности таких традиционных схем.
Поскольку сегодняшнее состояние общественного сознания и тем более такой его специфической структуры, как молодежное сознание, можно охарактеризовать как переходное, то исследователи феномена российского менталитета должны решать, прежде всего, два вопроса - на какие ментальные конструкты оправданно опираться, модернизируя социальную жизнь, и насколько те или иные реформаторские начинания будут успешны ввиду объективного наличия как устойчивых ментальных конструкций, так и инновационных компонентов в массовом сознании.
ISNN 1029-3388
Литература
1. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации (соц. анализ) [Текст]/М.К. Горшков. - М.: РОССПЭН, 2000,- 384 с.
2. Лисовский, В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Культурные миры молодых россиян: три жизненных ситуации [Текст]/В. Лисовский. - М., Изд-во МГУ, 2000.- 146 с.
3. Туманов, C.B. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа) [Текст ]/ C.B. Туманов. - М., Изд-во МГУ, 2000. - 191с.
Информатизация образования Борщов Н. А.
Информационное насилие - механизмы и типологизация
Актуальность темы исследования обусловлена трансформационными процессами, происходящими в обществе, включающими в себя экономические, политические и социальные перемены, неизменно влекущие за собой изменения в общественном устройстве. Современное общество характеризуется невиданным ранее увеличением влияния информационной составляющей на социальное бьггие, какими бы концептуальными характеристиками мы его не награждали -постиндустриальное, информационное, рыночное, гражданское.
Вырабатывая нормативные определения действительности, формируя потребности, взгляды, оценки и предпочтения, средства массовой коммуникации являются одной из конститутивных составляющих социальной реальности. Появление новых информационных технологий закладывает прочную основу для развития мирового информационного сообщества. В развитых странах этот переход привел к изменению социальных и экономических отношений. Противоречия интеграционных стратегий глобализации и регионализации конструи-руют новые информационные и виртуальные потоки, продуцирующие инфор-мационное насилие и стремящиеся к собственной власти, господству слова.
Функционирование государства, его социальная, политическая, экономическая, индустриальная сфера находятся в прямой зависимости от работы информационных сетей, систем связи и управления, программного обеспечения, составляющих техническую базу информационного пространства. Данная взаимосвязь сегментов инфраструктуры государства зависит от надежного функционирования средств передачи и обработки информации, и возникающие в этой связи новые реалии не могут не учитываться мировым сообществом. Се-годня жизнедеятельность общества осложняется вектором агрессии и насилия, их специфического преломления, соответствующего социально-экономической и