Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПАТРИОТИЗМА'

СТРУКТУРА ПАТРИОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонов Евгений Михайлович, Попов Михаил Юрьевич, Касьянов Валерий Васильевич

Тема патриотизма получила широкое распространение в современном гуманитарном знании, как полагают авторы данной публикации, не случайно с учетом событий, происходящих в нашей стране, в ее внешней и внутренней политике. В данной статье выделяются структурные элементы феномена «патриотизм», среди которых им выделяются историческая память, культурное наследие, гуманитарное образование и патриотическое воспитание. В завершение публикации делается вывод о том, что все структурные элементы патриотизма находятся в тесном диалектическом взаимодействии. Подтверждением этого тезиса ими используется пример взаимосвязи исторической памяти с другими структурными составляющими патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Харитонов Евгений Михайлович, Попов Михаил Юрьевич, Касьянов Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PATRIOTISM

The theme of patriotism has become widespread in modern humanitarian knowledge, as the author of this publication believes, not by chance, taking into account the events taking place in our country, in its foreign and domestic policy. This article highlights the structural elements of the phenomenon of patriotism, among which the authors highlights historical memory, cultural heritage, humanitarian education and patriotic education. At the end of the publication, they concludes that all the structural elements of patriotism are in close dialectical interaction. Confirming this thesis, he uses an example of the relationship of historical memory with other structural components of patriotism.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПАТРИОТИЗМА»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.26.72.002

Харитонов Евгений Михайлович

академик Российской академии наук,

доктор социологических наук,

профессор,

профессор кафедры

истории и политологии,

Кубанский государственный аграрный

университет имени И.Т. Трубилина

evgeniyharitonov46@mail.ru

Evgeny M. Kharitonov

Academician

of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin evgeniyharitonov46@mail.ru

Попов Михаил Юрьевич

доктор социологических наук,

профессор

popov-52@mail.ru

Mikhail Yu. Popov

Doctor of Sociological Sciences,

Professor

popov-52@mail.ru

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России факультета истории,

социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Valery V. Kasyanov

Doctor of Sociological Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Dean of the Faculty of Journalism, Head of the Department of History of Russia Faculty of History, Sociology and International Relations, Kuban State University culture@kubsu.ru

Структура патриотизма

Structure of patriotism

Аннотация. Тема патриотизма получила широкое распространение в современном гуманитарном знании, как полагают авторы данной публикации, не случайно с учетом событий, происходящих в нашей стране, в ее внешней и внутренней политике. В данной статье выделяются структурные элементы феномена «патриотизм», среди которых им выделяются историческая память, культурное наследие, гуманитарное образование и патриотическое воспитание. В завершение публикации делается вывод о том, что все структурные элементы патриотизма находятся в тесном диалектическом взаимодействии. Подтверждением этого тезиса ими используется пример взаимосвязи исторической памяти с другими структурными составляющими патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, историческая память, культурное наследие, гуманитаризация образования, патриотическое воспитание.

Annotation. The theme of patriotism has become widespread in modern humanitarian knowledge, as the author of this publication believes, not by chance, taking into account the events taking place in our country, in its foreign and domestic policy. This article highlights the structural elements of the phenomenon of patriotism, among which the authors highlights historical memory, cultural heritage, humanitarian education and patriotic education. At the end of the publication, they concludes that all the structural elements of patriotism are in close dialectical interaction. Confirming this thesis, he uses an example of the relationship of historical memory with other structural components of patriotism.

Keywords: patriotism, historical memory, cultural heritage, humanitarization of education, patriotic education.

Как отмечает Р.Г. Яновский, патриотизм - это широкое понятие любви к отечеству, это постоянное творчество души человека, направленное на созидание; это моральная сила, решительность, это реальные дела, направленные на благо человека, выражающие надежность, жизнестойкость человеческой личности, выраженные в многообразии роли и функции,

совокупность которых создает цельность человеку; это - неразрывность связей личности с народом, его культурой, правами человека и бытом, бережное отношение к природе. По его убеждению, патриотизм - это целая культурная система общественных, культурно-патриотических, выработанная веками самостоятельной жизнью народов [1, с. 359]. По убеждению этого

выдающегося ученого и патриота нашей страны, патриотизм - это не только любовь к своей Родине, тоска по детству, родным местам, радостным фрагментам жизни. Здесь осознание, глубокое понимание своей неотъемлемости от родины, желание ей помочь и понять, сопереживание с ней ее счастливых и несчастных дней [1, с. 361].

По определению русского философа В.С. Соловьева, сущность патриотизма отражает, во-первых, осознанное отношение личности к своим обязанностям по отношению к Отечеству, и, во-вторых, активно -деятельностное, а не созерцательное отношение к ним в реальной действительности [2, с. 37]. По его мнению, патриотизм как социальное явление, выражая любовь человека к своей Родине, своему народу, не означает пренебрежительного отношения к другим народам, поэтому мы должны любить все народности, как свою собственную [2, с. 37-38].

Этой заповедью утверждается патриотизм в качестве естественного и основного чувства, как прямой обязанности лица к своему ближайшему собирательному целому, а в то же время, это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и все-объемлещему нравственному началу [2, с. 678].

Исходя из этих определений патриотизма, можно выстроить те его реперные точки, которые позволят нам определить современную структуру этого, по определению Э.М. Андреева и А. В. Кузнецовой, одного из самых древних феноменов в истории человечества, проявляющегося в природном чувстве, соединяющем в себе нравственное значение, как обязанности и добродетели, когда естественная любовь к ближайшему отечеству... решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка [3, с. 32].

Как нам представляется, ключевыми элементами российского патриотизма является треугольник, объединяющий в себе историческую память, культурное наследие и гуманитарное образование, которые являются фундаментальной основой патриотического воспитания современной российской молодежи.

Историческая память.

В ряде своих публикаций мы уже обращались к этой теме, будучи убежденными в том, что понятие «историческая память» не имеет однозначного определения. Так, по мнению В.В. Касьянова, под исторической памятью понимается своеобразная символическая репрезентация истории в массовом и индивидуальном сознании. Историческая память включает образы, символы, мифологемы, которые, по каким либо причинам, приобрели особое значение [5, с. 4]. Как полагает ряд других исследователей, историческая память -часть культурной памяти, связанная, однако, с осмыслением исторических событий, а также, зачастую, с их идеологизацией или мифологизацией. Мы солидарны с их мнением в отношении

того, что историческая память не формируется абсолютно стихийно, она связана и с исторической наукой, и с политической деятельностью [6].

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает точка зрения Б.С. Андреева, который полагает, что историческая память - это способность общества передавать из поколения в поколение знания о событиях прошлого, о героях, традициях, опыте прошлых поколений. Это некий коллективный опыт поколений. Он может быть опытом одной конкретной семьи, а может быть опытом целого народа [7].

Резюмируя вышеизложенное, можно придти к выводу о том, что под исторической памятью понимается система социокультурных методов и институтов, контролирующих и преобразующих важное для настоящего времени социальное знание в информацию о прошлом для передачи новым поколениям накопленного опыта общественного быта. Ее составными элементами является набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, выступающих отражением коллективной (или социальной) памяти [8].

Культурное наследие.

Если определиться с определением сущности этого понятия, то оно характеризуется как часть духовной и материальной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое[9].

С учетом же направления нашего исследования, оно не может нас полностью удовлетворять, поэтому нам импонирует определение культурного наследия как совокупности культурных достижений общества, культурно-исторического опыта, имеющего какое-либо значение для общества и сохраняющегося в социальной памяти [10].

Культурное наследие - это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства.

Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны [10].

Для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.

Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством.

Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.

Понятие «культурное наследие» включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти [10].

Нам импонирует позиция Л.Л. Калининой, полагающей, что культурное наследие, переходя от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, представляет собой непреходящую совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Именно поэтому материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны, так как оно посредством культуры сохраняет традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира [11].

Таким образом, культурное наследие является одной из важнейших составляющих национальной идентичности. А для нашей страны на современном этапе ее развития проблема сохранения культурного наследия в эпоху глобальных перемен звучит все чаще и острее, когда, меняющийся сверхбыстрыми темпами облик городов, освоенной человеком земли, ведет не только к появлению новых объектов, но и навсегда стирает прошлое [12].

Гуманитарное образование.

Не принижая роли образования, в целом, в формировании мировоззрения личности, мы, тем не менее, полагаем, что именно гуманитарное образование является фундаментальной основой формирования патриотизма личности в ходе ее социализации.

Несмотря на идеологическую нагрузку, содержащеюся в этом понятии, теоретико-методологической составляющей является его определение как совокупности знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений [13].

Гуманитарное образование - важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании [13].

По нашему мнению, заслуживает внимания и такое определение гуманитарного образования, как составной части всего учебно-воспитательного процесса, которая вместе с естественнонаучными и техническими дисциплинами находит свое проявление в формировании мировоззрения человека [14].

Мировоззренческая же ориентированность гуманитарного образования способствует расширению кругозора, повышению интеллекта, духовности, активизации позиции человека [14].

Как полагает В.М. Киреева, система гуманитарного образования ставит своей задачей формирование и развитие личности, представляя собой особую систему духовно-практического освоения человеком реальности [15]. В целом, содержание гуманитарных дисциплин, охватывая различные сферы жизни общества, человеческой

цивилизации, позволяет полно раскрыть социальную и личностную значимость ценности «Человек» [15].

Если же коснуться темы современных проблем гуманитарного образования, то, по мнению О .А. Степанчук, его важным направлением выступает совершенствование человеческого потенциала, поэтому современное образование не может ограничиваться только трансляцией совокупности знаний, формирования наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей, но и должно быть направленным на созидание человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений [16].

Мы разделяем точку зрения Г.Л. Ильина, по мнению которого, образование не сводится к изучению наук, оно включает освоение образа жизни, но, все же, содержание наук является основным [17]. Как он отмечает, гуманитарное образование всегда имеет в виду человека или продукты его деятельности, практической или мыслительной, актуальной, исторической или воображаемой. Оно также неизбежно идеологично, предполагая политическую, религиозную, культурную ангажированность в самых различных формах, от явной или скрываемой до подчеркнуто нейтральной или отвергаемой [17].

Таким образом, гуманитарное образование является неотъемлемой составляющей формирования мировоззрения личности, ее активной жизненной позиции, а недооценка его места в структуре образования на всех его уровнях, в первую очередь, со стороны людей, определяющих государственную стратегию образования, приводит, как не трудно убедиться на отечественном опыте современной России, несет угрозу деформации индивидуального и массового сознания, ценностных ориентиров у немалой части наших соотечественников. Поэтому для преодоления этих тенденций современному поколению преподавателей общественных наук придется приложить немало усилий, как мы полагаем, не только в направлении модернизации этого элемента образовательной политики государства, но и в трансформации со стороны преподавательского сообщества собственного отношения к гуманитарному знанию. Осложняет же реализацию этих усилий сохраняющаяся инертность в понимании места гуманитарного знания в структуре образования со стороны руководства, как в системе образования всех его уровней, так и в научном сообществе. Если первые, несмотря на декларирование своей приверженности традициям отечественного гуманитарного образования, продолжают сокращать этот блок преподаваемых дисциплин в структуре образовательных стандартов бакалавриата, то руководство научного сообщества, непосредственно ответственного через свои академические институты, общественные организации, объединяющие представителей различных направлений гуманитарных наук, за сохранение исторической правды, отечественное культурное наследие, развитие гуманитарного знания, на протяжении уже десятилетий демонстрируют пассивность в этом не менее важном направлении своей

деятельности, чем развитие фундаментальной науки. В частности, если коснуться широко дискуссируемой темы сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне и роли Советского Союза во Второй мировой войне, то за годы, прошедшие после распада СССР, под эгидой РАН не было опубликовано ни одного фундаментального исследования, посвященного этим темам, а такие фундаментальные труды, как История Великой Отечественной войны в шести томах, изданная в период с 1960-1965 гг. и История Второй мировой войны в 12 томах (1973-1982 гг.) стали редчайшими и мало доступными для широкой читательской аудитории библиографическими редкостями. И, в связи с этим, до настоящего времени, несмотря на возросшую актуальность этой темы из-за попыток коллективного Запада переписать историю этой войны, мы полагаем необходимым, если не подготовить новые фундаментальные исследования на эту тему, то, хотя бы переиздать эти труды в новой редакции, в которой следует снизить идеологический контекст, содержащийся в этих трудах, а также, восстановить историческую правду в отношении тех государств, которые не только экономически и идеологически поддерживали гитлеровский режим, но и чьи вооруженные формирования принимали непосредственное участие в боевых действиях на Восточном фронте и продолжали противостоять Красной Армии в ходе ее освободительной миссии в Европе. Конечно, их вряд ли удастся переиздать к 80-летию победы над фашистской Германией, но должно стать не только научной, но и нравственной задачей коллектива Института истории РАН, обязанного возглавить историческое сообщество нашей страны в подготовке новых фундаментальных исследований, посвященных Великой Отечественной и Второй мировой войн, потому что единолично ему реализовать столь масштабный проект объективно будет не по силам. К этому выводу мы пришли, ознакомившись с содержанием, опубликованных его сотрудниками, учебников по Истории России в 2019 и 2020 годах. Так, в издании 2019 г. теме Второй мировой войны в нем отведено всего 28 стр. из 864 стр. [18]. Только на 35 страницах из 1744 стр. авторами второго учебника уделяется внимание теме Великой Отечественной войны [19]. То есть, фактически, в обоих изданиях эти исторические события описываются конспективно и поэтому не могут, хоть в какой-то мере, донести до читателей масштабы подвига народов СССР в борьбе с гитлеровской Германией и жертв, понесенных Красной Армией при освобождении Европы от фашизма [19]. Помимо этого, ни в одном, ни в другом учебниках даже не указано количество советских граждан, погибших в ходе Великой Отечественной войны, а также, не освещено историческое значение этой победы, как для нашей страны, так и в мировом масштабе.

Таким образом, гуманитаризация отечественного образования на всех его уровнях как одного из составных элементов возрождения патриотических настроений, патриотического движения в современном российском обществе, которые подверглись серьезному испытанию в постсоветский период его истории, когда под влиянием либеральных западных идей была, и небезуспешно,

совершена попытка деформация фундаментальных ценностей, характерных для российской цивилизации, должна стать одной из стратегических задач руководства нашей страны, тем более, в столь сложный исторический период, когда политика русофобии со стороны коллективного Запада несет в себе реальную угрозу национальной безопасности нашей страны, ее суверенитету.

Патриотическое воспитание.

Мы неслучайно вывели этот элемент в структуре патриотизма в финальную часть нашего исследования, полагая, что выше обозначенные его составляющие являются фундаментальной основой воспитательного воздействия, в первую очередь, на представителей молодого поколения нашей страны, так как только через сохранение в его массовом сознании исторической памяти и бережное отношение к культурному наследию народов нашей страны через систему гуманитарного образования на всех его уровнях является залогом духовно-нравственного возрождения российской цивилизации на новом качественном уровне с учетом, в том числе, и тех геополитических процессов, которые затронули нашу страну в глобализирующемся мире, одним из вызовов со стороны которого является стремление англо -саксонского сообщества сохранить свою монополию в рамках стратегии однополярного мира в управлении мировой экономикой и политикой. Неотъемлимой составляющей этой стратегии является подавление стремления государств и народов, их населяющих, сохранить свою идентичность и независимую внешнюю политику под прикрытием защиты демократии и ценностей цивилизованного мира с использованием санкций, организации в этих государствах, так называемой, демократической оппозиции, деятельность которой финансируется под прикрытием, создаваемых в этих странах, НКО. В реалии, эта проплаченная «оппозиция» направляет свою деятельность на смену неподвластных Западу режимов через «цветные» революции, которые были сов ер шены на Ближнем Востоке, а также в государствах, ранее входивших или в состав СССР или в социалистическое сообщество, чему в 1990-е гг. и в начале ХХ1-го столетия имеется масса примеров, включая нелегитимную смену государственной власти в 2014 г. на Украине. Поэтому одной из задач патриотического воспитания в нашей стране является его организация на государственном уровне при активном участии в этом процессе институтов гражданского общества таким образом, чтобы патриотизм, любовь к своему Отечеству стали неотъемлемой составляющей деятельности всей системы образования, учреждений науки и культуры, СМИ и, конечно же, семьи как фундаментальной основы процесса социализации личности.

В завершение нашего исследования мы пришли к выводу о том, что, описанные выше структурные элементы патриотизма, находятся в тесной диалектической взаимозависимости. И этому обстоятельству необходимо уделять исследователям самое пристальное внимание, что находит весомое подтверждение на примере исторической памяти. Так, социологами и историками отмечается,

что в российском обществе происходят глубокие и противоречивые процессы формирования новой исторической памяти, причем, эти процессы управляются различными политическими субъектами: от государства до различных политических деятелей и группировок, вплоть до маргинальных. На институциональном уровне формирование исторической памяти связано, в первую очередь, с образованием, формирующим матрицу восприятия исторического прошлого, расставляет вехи, выделяет значимых персонажей и поворотные события истории того или иного государства [5, с. 6-7]. И, как отмечает В.В. Касьянов, важными структурами, формирующими историческую память, являются музеи, искусство и литература, кинематограф, СМИ и, конечно же,

Литература:

1. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004. 528 с.

2. Кузнецова А.В. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности / А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая. М., 2005. 328 с.

3. Соловьев В.С. Соч. М., 1988. Т. 1.

4. Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества / Э.М. Андреев, А.В. Кузнецова. М., 2004. 112 с.

5. Касьянов В.В. Историческая память как ресурс национальной безопасности / В.В. Касьянов // Причерноморье в контексте российской цивилизации: история, политика, культура. Материалы международной научно-практической конференции. Севастополь, 24-26 октября 2019 г. Краснодар, 2019. 589 с.

6. Culture as an element of «soft power» in the condition of geopolitical competition. Man in India / E.L. Shchukina [et al.]. 2016. Vol. 96. № 10. P. 38173829.

7. Андреев Д.С. Формирование исторической памяти как основы патриотического воспитания личности. URL : pedopyt.ru>categories/19/articies/1694 (опубликовано 23.09.2019).

8. Попов М.Ю. Историческая память и культура общества: динамика и закономерности взаимовлияния / М.Ю. Попов, В.В. Касьянов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2022. Ч. 1. № 4.

9. Культурное наследие. URL : dic.academic.ru> Википедия (16.01.2023).

10. Понятие «культурное наследие». URL : https:// union-z.ru/articles/dlya-chego-vazhno-sohranyat-kul turnoe-nasledie.html

11. Калинина Л.Л. Почему важно сохранять культурное наследие? URL : un¡on-z.ru>Статьи...-kul-turnoe-nasledie.html (11.06.2022).

Интернет, благодаря чему, эти средства воздействия на массовое сознание беспрецедентно расширили круг участников этого процесса [5, с. 7]. Этот исследователь также выделяет ряд субъектов, влияющих на формирование исторической памяти, в том числе, политических деятелей, ученых, интеллектуалов, журналистов и творческих деятелей самого разного плана, религиозные организации, а также, самих граждан, заинтересованных в истории своей семьи, предков, истории края, «малой родины». На основе инициатив таких граждан могут возникать различные общественные организации и общественные инициативы, связанные с увековечиванием каких-то дат, мест, событий, памяти отдельных людей [5, с. 8].

Literature:

1. Yanovsky R.G. Patriotism: On the meaning of creative service to Man, the Peoples of Russia and the Fatherland. M., 2004. 528 p.

2. Kuznetsova A.V. Civic patriotism - the basis for the formation of a new Russian identity / A.V. Kuznetsova, E.A. Kublitskaya. M., 2005. 328 p.

3. Soloviev V.S. Soch. M., 1988. Vol. 1.

4. Andreev E.M. Culture of patriotism and consolidation of society / E.M. Andreev, A.V. Kuznetsova. M., 2004. 112 p.

5. Kasyanov V.V. Historical memory as a national security resource / V.V. Kasyanov // The Black Sea region in the context of Russian civilization: history, politics, culture. Materials of the international scientific and practical conference. Sevastopol, October 24-26, 2019 Krasnodar, 2019. 589 p.

6. Culture as an element of «soft power» in the condition of geopolitical competition. Man in India / E.L. Shchukina [et al.]. 2016. Vol. 96. № 10. P. 38173829.

7. Andreev D.S. The formation of historical memory as the basis of patriotic education of the individual. URL : pedopyt.ru>categories/19/articles/1694 (publi-cshed on 23.09.2019).

8. PopovM.Yu. Historical memory and culture of society: dynamics and patterns of mutual influence. / M.Yu. Popov, V.V. Kasyanov // Humanities, socioeconomic and social sciences. Series: Historical Sciences. Cultural studies. Political sciences. 2022. Part 1. № 4.

9. Cultural heritage. URL : dic.academic.ru>Wikipe-dia (16.01.2023).

10. The concept of «cultural heritage». URL : https://union-z.ru/articles/dlya-chego-vazhno-sohra nyat-kulturnoe-nasledie.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kalinina L.L. Why is it important to preserve cul-turalheritage? URL : union-z.ru>Articles...-kulturnoe-nasledie.html (11.06.2022).

12. Баева Л.В. Модель культурного наследия: понятие, динамика, функционирование / Л.В. Баева // Каспийский регион: экономика, политика, культура. 2011. № 3(28). С. 229-235.

13. Гуманитарное образование // Большая советская энциклопедия. URL : https://gufo.me/dict/bse

14. Образование гуманитарное // Глоссарий современного образования. URL : didarts.ru>ter-min/gumanitarnoe-obrazovanie.html

15. Степанчук В.М. Гуманитарное образование как пространство для формирования ценностного отношения к Человеку. URL : statya.tambov.doc. 22.06/2014

16. Степанчук О.А. Гуманитарная сущность современного образования / О.А. Степанчук // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. научн. конф.( г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012). СПб., 2012. С. 21-23.

17. Ильин Г.Л. Понятие и специфика современного гуманитарного образования. URL : cyberi anka.ru>article/n/ponyatie-i-spetsifica

18. СССР и Вторая мировая война. Гл. 5. С. 744759 / А.Н. Сахаров, А.Н. Баханов, В.А. Шестаков // История России с древнейших времен до наших дней : учебник. М., 2019. 864 с.

19. В годы войны. Гл. 61. С. 1523-1530 / А.Н. Бо-ханов, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин, А.Н. Сахаров, В.А. Шестаков // История России с древнейших времен до наших дней. М., 2020. 1744 с.

12. Baeva L.V. Model of cultural heritage: concept, dynamics, functioning / L.V. Baeva // Caspian region: economy, politics, culture. 2011. № 3(28). P. 229235.

13. Humanitarian education // Bolshaya Sovetskaya энциклопедия. URL : https://gufo.me/dict/bse

14. Humanitarian education // Glossary of modern education. URL : didaсts.ru>termin/gumanitarnoe-obrazovanie.html

15. Stepanchuk V.M. Humanitarian education as a space for the formation of a value attitude to Человеку. URL : statya.tambov.doc (22.06/2014).

16. Stepanchuk O.A. The humanitarian essence of modern education / O.A. Stepanchuk // Theory and practice of education in the modern world: Materials of the II Internationalscientific conference (St. Petersburg, November 2012). SPb., 2012. P. 21-23.

17. Ilyin G.L. The concept and specificity of modern humanitarian education. URL : cyberianka.ru>arti-cle/n/ponyatie-i-spetsifika

18. The USSR and the Second World War. Chapter 5. P. 744-759 / A.N. Sakharov, A.N. Bakhanov, V.A. Shestakov // History of Russia from ancient times to the present day : textbook. M., 2019. 864 p.

19. During the war years. Chapter 61. P. 1523-1530 / A.N. Bokhanov, L.E. Morozova, M.A. Rakhmatullin, A.N. Sakharov, V.A. Shestakov // History of Russia from ancient times to the present day. M., 2020. 1744 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.