Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ПАТРИОТИЗМА / НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харитонов Евгений Михайлович, Попов Михаил Юрьевич

Для современного российского общества тема патриотизма исторически актуальна, но обостренное к ней внимание наблюдается в постсоветский период российской истории, когда под влиянием либеральной идеологии, так называемыми демократами, в нашей стране была предпринята попытка ревизии традиционных для российского общества духовных и нравственных ценностей, которые исповедовались в нем на протяжении столетий. В данной статье автором проводится анализ трансформации представлений о патриотизме в новейшей истории России. В завершении публикации делается вывод о необходимости защиты традиционных представлений о патриотизме и активизации противостояния либеральной идеологии через сохранение в нашей стране исторической памяти, культурного наследия и развитие гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT PATRIOTISM IN THE MODERN HISTORY OF RUSSIA

For modern Russian society, the topic of patriotism is historically relevant, but the increased attention to it is observed in the post-Soviet period of Russian history, when, under the influence of liberal ideology, the so-called democrats, an attempt was made in our country to revise the spiritual and moral values that were professed in it for centuries. In this article, the author analyzes the transformation of ideas about patriotism in the modern history of Russia. At the end of the publication, it is concluded that it is necessary to protect traditional ideas about patriotism and intensify opposition to liberal ideology through the preservation of historical memory, cultural heritage and humanitarian education in our country.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.93.20.001

Харитонов Евгений Михайлович

академик Российской академии наук,

доктор социологических наук,

профессор,

профессор кафедры

истории и политологии,

Кубанский государственный

аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

evgeniyharitonov46@mail.ru

Попов Михаил Юрьевич

доктор социологических наук,

профессор

popov-52@mail.ru

Evgeny M. Kharitonov

Academician

of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Mikhail Yu. Popov

Doctor of Sociological Sciences,

Professor

popov-52@mail.ru

Трансформация представлений

о патриотизме в новейшей истории россии

Transformation

of ideas about patriotism in the modern history of russia

Аннотация. Для современного российского общества тема патриотизма исторически актуальна, но обостренное к ней внимание наблюдается в постсоветский период российской истории, когда под влиянием либеральной идеологии, так называемыми демократами, в нашей стране была предпринята попытка ревизии традиционных для российского общества духовных и нравственных ценностей, которые исповедовались в нем на протяжении столетий. В данной статье автором проводится анализ трансформации представлений о патриотизме в новейшей истории России. В завершении публикации делается вывод о необходимости защиты традиционных представлений о патриотизме и активизации противостояния либеральной идеологии через сохранение в нашей стране исторической памяти, культурного наследия и развитие гуманитарного образования.

Ключевые слова: патриотизм, идеология патриотизма, новейшая история России, историческая память, культурное наследие, гуманитарное образование.

Annotation. For modern Russian society, the topic of patriotism is historically relevant, but the increased attention to it is observed in the post-Soviet period of Russian history, when, under the influence of liberal ideology, the so-called democrats, an attempt was made in our country to revise the spiritual and moral values that were professed in it for centuries. In this article, the author analyzes the transformation of ideas about patriotism in the modern history of Russia. At the end of the publication, it is concluded that it is necessary to protect traditional ideas about patriotism and intensify opposition to liberal ideology through the preservation of historical memory, cultural heritage and humanitarian education in our country.

Keywords: patriotism, ideology of patriotism, modern history of Russia, historical memory, cultural heritage, humanitarian education.

По мнению историков, патриотизм - один из самых древних феноменов в истории человечества, проявляющийся в природном чувстве, соединяющем в себе нравственное значение, как обязанности и добродетели. Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка [1, с. 32], представления о котором трансформировались по мере общественного развития. Формирование же идеологии патриотизма, по мнению исследователей этого феномена, произошло наряду с процессом формирования

наций-государств в эпоху перехода к индустриальному обществу [1, с. 34]. Тем не менее, какого-то универсального понятия «патриотизм» не существует. Подтверждением данного тезиса служит пример его формирования в российской истории. Так, в дореволюционной России патриотизм почитали как высшую из всех добродетелей еще во времена Петра I, олицетворявшую одну из главных ценностей того времени, отражавшейся в словах: «Бог, Царь и Отечество» и, ассоциируясь в народном сознании, в первую очередь, с религией и царем [2].

События 1917 г. в Российской империи не только изменили вектор развития российского общества, но под влиянием революционной марксистской идеологии изменили и представления о патриотизме, наполнив это понятие новым содержанием, в основе которого лежали идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, пролетарского интернационализма, воинствующего атеизма, фактически игнорировавшие объективное существование патриотизма во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивая лишь «социалистический патриотизм» [3, с. 251], несмотря на утверждение лидера российского большевизма В.И. Ленина о том, что «патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [4, с. 190]. Правда, подобное утверждение расходится с призывом большевиков к лидерам Второго интернационала о поражении своих правительств в Первой мировой войне и ее «превращения в гражданскую войну рабочих и крестьян против капиталистов и помещиков, за свержение империализма» [5, с. 535].

Следующий этап трансформации представлений о патриотизме относится к концу ХХ - началу ХХ1 вв. Этот период в истории нашей страны сопровождался ее включением в глобализационные процессы, сменой ценностных ориентиров, когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение своей стране перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией потребительского общества, в котором материальное благополучие стало доминировать над духовностью [6]. Особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, когда на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму, а такие, казалось бы, непоколебимые ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель [6]. Следствием подобных трансформаций в мировоззрении, в мировосприятии немалого числа наших соотечественников стала «подмена идей патриотизма, памяти предков, своей истории на обезличенное западничество» [6]. И, к нашему глубокому сожалению, подобная трансформация общественной морали в нашей стране произошла при активном участии со стороны руководства СССР и постсоветской России в их стремлении интегрироваться в западное общество, лидеры которого на протяжении двух десятилетий оказывали бесприцидентное давление на все слои нашего общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании в ее среде западных образцов и ценностей. Особый упор с их стороны и, проплаченной ими либеральной общественности, в том числе, из научной сферы, делается на дегероизации советского периода отечественной истории, ее искажения и обесславливания, провоцируя, такие явления в нашем обществе, как антипатриотизм, лжепатриотизм [6].

Вследствие подобных инсинуаций, как отмечает ряд исследователей, с начала 90-х гг. ХХ в. возникла идеологема, трактующая «патриотизм» и «Отечество» как негативные и тривиальные понятия, обреченные на исчезновение [7, с. 95]. Причиной подобного отношения к этому феномену Е.М. Малышева объясняет безусловным наличием серьезных противоречий в современном российском обществе, разъединенном либеральными и традиционными подходами в определении перспективы развития России, очередным ростом асоциальных, негативных ценностных ориентаций у российской молодежи [7, с. 95].

Как отмечает В.Ш. Сургуладзе, исследующий тему экономического патриотизма, из-за краха социальной системы и слома ценностных установок, характерных для СССР, современная Россия на этом этапе своей истории, когда экономический патриотизм, несмотря на редкие положительные примеры, находится в зачаточном состоянии [8, с. 184]. Объясняется это им несколькими причинами и, в первую очередь, большим влиянием на российскую экономику сырьевого экспорта. И это обстоятельство, по его убеждению, вряд ли, может стать предметом для патриотической гордости, когда исчерпываемые природные ресурсы холодно и расточительно выкачиваются из недр родной страны на благо других производственно более развитых экономик. На эту особенность сырьевой экономики России накладывается потребительское отношение к стране значительного числа ее наиболее богатых людей [8, с. 184]. Мы солидарны с автором в его утверждении, что бегство капитала, офшоры, покупка недвижимости за рубежом, вложение средств в яхты, дворцы и иностранные футбольные клубы не имеют никакого отношения к патриотизму; такое поведение прямо антипатриотично и аморально [8, с. 184].

И, конечно, подобное воздействие западной идеологи и морали под напором глобализации и европизации на массовое сознание наших соотечественников содержит мощный разрушительный потенциал, толкающий Россию к социально-культурной деградации и, как следствие, к отсутствию патриотизма и полной пассивности граждан к будущему своей страны[12], в том числе, к ее статусу как великой державы.

Таким образом, начиная с середины 1980-хгг., массовое сознание наших соотечественников подверглось массированной атаке со стороны коллективного Запада, пропагандировавшего идеи либерализма. В их основе - индивидуализм пропагандируется как универсальная ценность демократического общества. Его современная трактовка представляет собой требование к государству защищать такие права граждан, как право собственности, этнические права, право на свободу вероисповедания, избирательное право, свободу печати, свободу ассоциаций и собраний, право на образование, право на трудоустройство и достойную заработную плату, право на защиту частной жизни и пр.[10]. Казалось бы, столь гуманистический подход к определению места человека в демократическом обществе не может не вызывать симпатии и должен находить

многочисленных сторонников, что и произошло в государствах, входивших в, так называемый, Восточный блок, а также, в постсоветском пространстве, на которые доминирующее влияние стали оказывать не идеи классического либерализма, а его крайние формы, которые выражались в насильственном навязывании идеологии, ограничении свободы, в том числе, и свободы слова. Одновременно усилился и процесс деградации западного христианства. Евроруководство, сформированное по паритетным принципам (расовым, гендерным, сексуально ориентированным, территориальным и пр.), это мало волнует [15, с. 20]. Евробюрократы вместо выстраивания прагматичных взаимоотношений внутри и вне союза, стали генерировать проекты, направленные на распространение своих ценностей, на доведение до абсурда законодательных инициатив и норм, якобы обеспечивающих права человека в Евросоюзе. Здесь - и необходимость устраивать гей парады, чтобы считаться демократической страной. За многочисленными правилами толерантности и политкорректности растворяются представления о красоте, эстетике, воспитанности [15, с. 20]. Среди выводов, которые делают авторы исследования на тему «Фашизм ХХ1. Девальвация понятий и реальность», мы обращаем внимание на их утверждение о том, что леволиберальный ЕС все более приобретает черты тоталитарного устройства: регулирование экономики, навязывание идеологии, ограничение демократических свобод, в первую очередь, свободы слова. Все это -под флагом защиты демократии и «ценностей». Ввиду непрерывно нарастающего недовольства, действующая в ЕС система либо будет разрушена, либо вынуждена будет прибегнуть к откровенным репрессиям. До поры, расправы с инакомыслием имеют ограниченный объём в виде беззаконных судебных решений, внесудебных расправ, разрушающих карьеру, бизнес, личную жизнь людей. Создание эффективного репрессивного аппарата - это последний шаг к установлению либералфашизма» [15, с. 65].

Таким образом, современные реалии во многих обществах, испытывавших на себе влияние либеральной идеологии, а также, находящихся под влиянием глобализационных процессов, идеи свободы личности и гендерного равенства, приводят к весьма неожиданным результатам, когда в них начинают доминировать идеи, нарушающие традиционные представления о разделении полов, о семье и семейно-брачных отношениях как союза между мужчиной и женщиной. К тому же, возвышение идеологии приоритета интересов личности над общественными как условия процветания государства, выступающие основополагающим принципом западной демократии, расходится с традиционными для российского общества и его морали, где доминируют интересы государства и общества, которые в союзе со своими гражданами стремятся к прогрессу и социальной справедливости, к национальному суверенитету, к гармоничным и добрососедским отношениям между представителями разных национальностей и вероисповедания, населяющими нашу страну. Именно подобная, исторически устоявшаяся многовековая традиция развития России, ставшая составляющим элементом ее

государственной идеологии, является на протяжении многих веков стержнем патриотического воспитания многих поколений наших соотечественников, которые под влиянием либеральной идеологии подвергается серьезному испытанию на протяжении уже нескольких десятков лет. И это обстоятельство не могло не вызвать серьезную тревогу и озабоченность среди патриотически настроенной части российского общества, в том числе, и у руководства нашей страны, которое с начала двухтысячных годов стало прилагать активные усилия по изменению ситуации как в общественном сознании, так и в государственной политике в направлении возрождения традиционных для российского общества традиций патриотизма как на обыденном уровне, так и в научной, и культурной сферах.

И, как мы полагаем, именно с этой попытки ренессанса коллективных патриотических традиций начался современный период развития российского общества.

По нашему убеждению, то духовно-нравственное состояние личности в современном российском социуме, которое характеризуется как патриотизм, складывается из многочисленных составляющих, находящихся в состоянии глубинной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, единство которых и создает фундаментальную основу этого одной из основных характеристик гражданских качеств личности, которая и определяется термином «патриотизм».

Обостренное внимание к теме патриотизма было обращено отечественными философами и социологами как их ответная реакция на целенаправленную атаку идеологов либеральной демократии, которые в течение первого десятилетия постсоветской истории нашей страны вели активную атаку на систему ценностей российского общества, сформированную в нем на протяжении более чем тысячелетней истории российской цивилизации, одной из фундаментальных основ которой и являлся патриотизм.

По мнению В.Н. Кузнецова, одного из ведущих специалистов в постсоветской России по проблемам национальной идеологии, патриотизм - это любовь к родине, преданность своему народу, стремление своими действиями служить их интересам [9, с. 501].

Как отмечает Р.Г. Яновский, патриотизм - это широкое понятие любви к отечеству, это постоянное творчество души человека, направленное на созидание; это моральная сила, решительность, это реальные дела, направленные на благо человека, выражающие надежность, жизнестойкость человеческой личности, выраженные в многообразии роли и функции, совокупность которых создает цельность человеку; это - неразрывность связей личности с народом, его культурой, правами человека и бытом, бережное отношение к природе. По его убеждению, патриотизм - это целая культурная система общественных, культурно-патриотических, выработанная веками самостоятельной жизнью народов [11, с. 359]. По убеждению этого выдающегося ученого и

патриота нашей страны, патриотизм - это не только любовь к своей Родине, тоска по детству, родным местам, радостным фрагментам жизни. Здесь - осознание, глубокое понимание своей неотъемлемости от родины, желание ей помочь и понять, сопереживание с ней ее счастливых и несчастных дней [11, с. 361].

По определению русского философа В.С. Соловьева, сущность патриотизма отражает, во-первых, осознанное отношение личности к своим обязанностям по отношению к Отечеству, и, во-вторых, активно -деятельностное, а не созерцательное отношение к ним в реальной действительности [13, с. 37]. По его мнению, патриотизм как социальное явление, выражая любовь человека к своей Родине, своему народу не означает пренебрежительного отношения к другим народам, поэтому мы должны любить все народности, как свою собственную [13, с. 37-38]. Этой заповедью утверждается патриотизм в качестве естественного и основного чувства, как прямой обязанности лица к своему ближайшему собирательному целому, а, в то же время, это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу [13, с. 678].

В современной общественно-политической жизни, как полагают Э.М. Андреев и А.В. Кузнецова, патриотизм - одно из самых «естественных» и одновременно неоднозначных явлений. С одной стороны, что может быть естественней любви к своей Родине, народу, государству, а с другой стороны, патриотизм может рассматриваться как средство манипуляции общественным мнением в интересах государственного бюрократизма, олигархии или национализма и иметь негативный контекст (типа «последнего прибежища негодяев»). Наконец, нельзя забывать относительно существования вариативности «патрио-тизмов», выражающихся в акцентировании внимания на этнических, классовых или же

Литература:

1. Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества / Э.М. Андреев, А.В. Кузнецова. М., 2004. 112 с.

2. Питченко Д.А. Трансформация понятия «патриотизм» в российской истории. URL : http: //novaya-epoha.ru > Концепц... > Трансформация понятия «патриотизм» в российской истории (16.07.2015).

3. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М., 1988.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 37. 748 с.

5. История Коммунистической партии Советского Союза : в 6-ти томах. М., 1966. Т. 2. 775 с.

общегосударственных аспектах данного феномена [1, с. 33].

В своих размышлениях о сути и основных составляющих понятия «патриотизм» Х.Х. Гацалов отмечает, что душевная чистота - главная составляющая человеческой личности, чувства собственного достоинства, на которой зиждется патриотизм и гражданственность, из которого вырастают национальное достоинство и забота о Родине. Патриотизму нельзя научить, это - категория нравственная, и его отсутствие говорит об утрате воспитания и культуры, потери человеком своих устоев [14, с. 75].

С подобной точкой зрения трудно не согласиться, в связи с чем, мы хотим акцентировать свое внимание, в контексте наших размышлений о патриотизме, как о феномене, генезис которого неразрывно связан с духовным и культурным развитием личности и общества, которые также подвергаются серьезному разлагающему воздействию под влиянием процессов глобализации и идеологии однополярного мира, в структуре которых доминируют тенденции поглощения национальных культур массовой культурой, функционирующей по западным стандартам, в частности, их вестернизация. Наибольшую агрессию со стороны массовой культуры испытывают на себе страны, чье руководство пытается вести независимую политику, сохранить культурную самобытность. К их числу, как раз, и относится Россия, находящаяся под давлением русофобствующего коллективного Запада, который прилагает немалые усилия, направленные не сколько на изоляцию, сколько на изъятие всего русского из европейской и американской культурной и общественной жизни, на принижение влияния российской цивилизации на мировую культуру и ход мировых исторических процессов, что проявляется, в том числе, и в искажении исторической правды о нашей стране как о варварской с деспотическим режимом и перманентной угрозе ходу мирового прогресса.

Literature:

1. Andreev E.M. Culture of patriotism and consolidation of society / E.M. Andreev, A.V. Kuznetsova. M., 2004. 112 р.

2. Pitchenko D.A. Transformation of the concept of «patriotism» in Russian history. URL : http: //novaya-epoha.ru > Kontsepts... > Transformation of the concept of «patriotism» in Russian history (16.07.2015).

3. Mirsky R.Ya. Patriotism of the Soviet Man: Internationalism, Citizenship, Labor. M., 1988.

4. Lenin V.I. Complete works. 5th ed. Vol. 37. 748 p.

5. History of the Communist Party of the Soviet Union : in 6 vol. M., 1966. Vol. 2. 775 р.

6. Дмитриева А.А. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы /А.А. Дмитриева, Е.С. Сафронова, М.Д. Лучникова // Молодой ученый. 2017. № 48(182). С. 269-299.

7. Малышева Е.М. Патриотизм и память о войне как аксиологическая основа интегрирующих ценностей возрождения России / Е.М. Малышева // Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. М., 2014. 260 с.

8. Сугуралидзе В.Ш. Экономический патриотизм в эпоху глобализации / В.Ш. Сугуралидзе // Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. М., 2014. 260 с.

9. Кузнецов В.Н. Идеология. Социологический аспект. М., 2005. 816 с.

10. Историческое становление либерализма и либеральной идеологии. URL : dzodzo.ru>sociali encesub/istoria-liberalismai...

11. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004. 528 с.

12. Кузнецова А.В. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности / А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая. М., 2005. 328 с.

13. Соловьев В.С. Соч. М., 1988. Т. 1.

14. Гацалов Х.Х. Только вера и патриотизм остановят нечисть / Х.Х. Гацалов // Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. М., 2014. 260 с.

15. Фашизм ХХ1. Девальвация понятий и реальность. Санкт-Петербург., 2020. 68 с. // Документ с сайта. URL : aiski.spb.ru > files/articles/fashizm.pdf

6. Dmitrieva A.A. Patriotism in modern Russia: issues and problems / A.A. Dmitrieva, E.S. Safronova, M.D. Luchnikova // Young scientist. 2017. № 48 (182). Р. 269-299.

7. Malysheva E.M. Patriotism and memory of war as an axiological basis of integrating values of the revival of Russia / E.M. Malysheva // Patriotism as an ideology of the revival of Russia: sb. art. and doc. M., 2014. 260 р.

8. Suguralidze V.Sh. Economic patriotism in the era of globalization / V.Sh. Suguralidze // Patriotism as an ideology of the revival of Russia: sb. art. and doc. M., 2014. 260 р.

9. Kuznetsov V.N. Ideology. Sociological aspect. M., 2005. 816 p.

10. Historical formation of liberalism and liberal ideology. URL : dzodzo.ru>socialiencesub/istoria-liberal-ismai...

11. Yanovsky R.G. Patriotism: On the meaning of the creative service to Man, the Peoples of Russia and the Fatherland. M., 2004. 528 р.

12. Kuznetsova A.V. Civic patriotism is the basis for the formation of a new Russian identity / A.V. Kuznetsova, E.A. Kublitskaya. M., 2005. 328 р.

13. Solovyov V.S. Soch. M., 1988. Vol. 1.

14. GatsalovKh.Kh. Only faith and patriotism will stop the evil spirit / Kh.Kh. Gatsalov // Patriotism as an ideology of the revival of Russia: sb. art. and doc. M., 2014. 260 р.

15. Fascism XXI. Devaluation of concepts and reality. St. Petersburg., 2020. 68 p. // Document from. URL : aiski.spb.ru > files/articles/fashizm.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.