Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСВЕЩЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСВЕЩЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / INFORMATION TECHNOLOGY / HISTORICAL MEMORY / HISTORICAL POLICY / PATRIOTIC EDUCATION / HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кислицын Сергей Алексеевич, Смирнов Александр Александрович, Гринченко Елизавета Александровна

В условиях непрекращающейся борьбы с фальсификациями истории в России формируется обновленная историческая политика, которая исходит из того, что научно обоснованная историческая память о Великой Отечественной войне может стать элементом воспитания патриотизма. Историки и обществоведы различных направлений предложили в социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте, Одноклассники и других онлайн-платформах набор противоречивых точек зрения на патриотизм и методы его воспитания. На наш взгляд, патриотизм является коллективным бессознательным чувством, которое закладывается в ментальную матрицу детей в семье самом раннем периоде и затем последовательно развивается в средней школе и в вузе. Средством воспитания патриотизма является распространение и популяризация исторического опыта СССР-России, освещение военных и трудовых подвигов героев во время войны. Научная историческая истина носит сложный внутренне противоречивый характер и трудно воспринимается широкими массами, которые априори тяготеют к упрощенному нарративу. Необходима «патриотическая учительность», ненавязчиво воспитывающая взращивание патриотизма в душах молодых людей, используя современные информационные технологии. В статье предпринята попытка рассмотреть вопрос конкретно-исторического наполнения этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кислицын Сергей Алексеевич, Смирнов Александр Александрович, Гринченко Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES OF COVERING THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE CONTEXT OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

In the context of the ongoing struggle against falsifications of history, an updated historical policy is being formed in Russia, which proceeds from the fact that a scientifically based historical memory of the great Patriotic war can become an element of patriotism education. Historians and social scientists of various fields have offered a set of contradictory points of view on patriotism and methods of its education on social networks Facebook, Twitter, Vkontakte, Odnoklassniki and other online platforms. Patriotism is a «collective unconscious» feeling that is embedded in the mental matrix of children in the family at the earliest period and then develops consistently in high school and in higher education. The means of fostering patriotism is the dissemination and popularization of the historical experience of the USSR-Russia, coverage of the military and labor exploits of heroes during the war. Scientific historical truth is complex and internally contradictory and difficult to perceive by the broad masses, which a priori tend to a simplified narrative. We need «Patriotic teaching», unobtrusively educating the cultivation of patriotism in the souls of young people, using modern information technologies. The article attempts to consider the issue of concrete historical content of this process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСВЕЩЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 314

DOI 10.23672/30568-7675-0415^

Кислицын Сергей Алексеевич

доктор исторических наук, профессор факультета политологии, Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Kislizins@yandex.ru

Смирнов Александр Александрович

магистрант факультета политологии, Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы galeborn@gmail.com

Гринченко Елизавета Александровна

студентка 2 курса факультета политологии, Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы grinchenko.elizaveta08@yandex.ru

Sergey A. Kislitsyn

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Faculty of Political Science, South Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration Kislizins@yandex.ru

Alexander A. Smirnov

Master's student at the Faculty of Political Science,

South Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration galeborn@gmail.com

Yelizaveta A. Grinchenko

2nd year Student of the Faculty of Political Science, South Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration grinchenko.elizaveta08@yandex.ru

Проблемы и информационные

технологии освещения истории великой отечественной войны в контексте патриотического воспитания молодежи

Problems and information

technologies of covering the history of the great patriotic war in the context of patriotic education of young people

Аннотация. В условиях непрекращающейся борьбы с фальсификациями истории в России формируется обновленная историческая политика, которая исходит из того, что научно обоснованная историческая память о Великой Отечественной войне может стать элементом воспитания патриотизма. Историки и обществоведы различных направлений предложили в социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте, Одноклассники и других онлайн-платформах набор противоречивых точек зрения на патриотизм и методы его воспитания. На наш взгляд, патриотизм является коллективным бессознательным чувством, которое закладывается в ментальную матрицу детей в семье самом раннем периоде и затем последовательно развивается в средней школе и в вузе. Средством воспитания патриотизма является распространение и популяризация исторического опыта СССР-России, освещение военных и трудовых подвигов героев во время войны. Научная историческая истина носит сложный внутренне противоречивый характер и трудно воспринимается широкими массами, которые априори тяготеют к упрощенному нарративу. Необходима «патриотическая учитель-ность», ненавязчиво воспитывающая взращивание патриотизма в душах молодых людей, используя современные информационные технологии. В статье

Annotation. In the context of the ongoing struggle against falsifications of history, an updated historical policy is being formed in Russia, which proceeds from the fact that a scientifically based historical memory of the great Patriotic war can become an element of patriotism education. Historians and social scientists of various fields have offered a set of contradictory points of view on patriotism and methods of its education on social networks Facebook, Twitter, Vkontakte, Odnoklass-niki and other online platforms. Patriotism is a «collective unconscious» feeling that is embedded in the mental matrix of children in the family at the earliest period and then develops consistently in high school and in higher education. The means of fostering patriotism is the dissemination and popularization of the historical experience of the USSR-Russia, coverage of the military and labor exploits of heroes during the war. Scientific historical truth is complex and internally contradictory and difficult to perceive by the broad masses, which a priori tend to a simplified narrative. We need «Patriotic teaching», unobtrusively educating the cultivation of patriotism in the souls of young people, using modern information technologies. The article attempts to consider the issue of concrete historical content of this process.

предпринята попытка рассмотреть вопрос конкретно-исторического наполнения этого процесса.

Ключевые слова: информационные технология, историческая память, историческая политика, патриотическое воспитание, история Великой Отечественной войны.

Keywords: information technology, historical memory, historical policy, patriotic education, history of the Great Patriotic War 1941-1945.

Празднование 75-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне актуализировало вопросы борьбы с дезинформацией и ложными концептами, за максимально полный учет уроков Второй мировой войны на основе исторической правды и сохранения адекватной исторической памяти и патриотического воспитания молодежи. По теме исследования имеются работы ЕЮ. Митрохиной, Л.Б. Шиповской, А.В. Севостьянова, М.С. Лахтина, О.Р. Гильмиярова, вкоторых даны оценки педагогических практик воспитания патриотизма на основе истории Великой Отечественной войны [1].

Виртуальное пространство активно используется для политической агитации и пропаганды. Возникающие вызовы в киберпространстве не имеют границ и требуют от применения коллективных подходов [2]. В мировом информационном пространстве доминируют GOOGLE, Facebook, Twitter, на российском информационном пространстве - сеть «Вконтакте», Одноклассники, Фейсбук, представляющие собой мощные социальные медиа [3]. На этих площадках вследствие их открытости для публикации контента часто высказываются мнения, которые принято считать личными, однако они, не являясь формально официальными и будучи высказанными в публичном пространстве и, тем более, из уст авторитетных персоналий, приобретают большой охват и влияние. В них стали прослеживаться попытки вольной интерпретации, вплоть до прямой фальсификации, истории, тенденции нивелирования подвига народов СССР, разгромивших две трети всех немецко-фашистских армий. Между тем «европейцы заслуживают истинной правды, которая основана на реальных, задокументированных исторических фактах, и должны иметь выбор свободного человека - оставаться жертвой бесконечного промывания мозгов, либо составить собственное критическое представление о том, каким образом и почему устроен современный мир» [4].

Отечественные журналисты Ю. Венедиктов, А. Невзоров, К. Орлова. Л. Рубинштейн и др. пишут о праздновании победы как болезни «всеобщей дегенерации», «победоносии», «ритуале, пропитанном ложью», «апофеозе жлобства и глупости», фактически издеваются над историей Победы [5]. Возможно требование от них публичных извинений, даже привлечение к административной ответственности за преднамеренное искажение истории Великой Отечественной войны. Но более важно, на наш взгляд, системно воспитывать подрастающее поколение, развивать патриотический исторический нарратив, тщательно изучать и популяризировать историю российского

(советского) государства. В литературе признано, что в России, как и в других странах, формируется собственная историческая политика, которая влияет на историков в целях выгодной для государства интерпретации прошлого [6]. В докладе правозащитной группы «Агора» «Россия против Истории. Наказание за пересмотр» утверждается, что российские власти фактически ввели государственную монополию на оценку некоторых исто-р и ческих фактов [7]. Но, в действительности, эта позиция государства не является предосудительным явлением, так как научно подкрепленная историческая память может объединить российское общество и стать элементом морально-политического единства народов России.

Существует постмодернистская идея о том, что реальной истории не существует, а есть только конструируемый в историографии определенный миф - псевдонаучный дискурс. Историческая коллективная память и история как наука, конечно, не синонимы, но представляется, что эти понятия нельзя рассматривать как противоположные друг другу. В коллективной памяти одновременно существуют несколько мифологических вариантов, но все они умирают с исчезновением групп людей, их породивших. Исследователи показали, с одной стороны, превосходящую роль событийной памяти над реконструированной, с другой - она определила характер их взаимовлияния на конструкт исторической памяти в общественном сознании детей войны [8]. Как писал М. Хальбвакс в труде «Коллективная память», научная история обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная историческая память [9]. С уходом из жизни поколений людей исчезает и их коллективная память, например, всех граждан, участвовавших в революции и гражданской войне, большинства участников Второй мировой войны. Место устной истории заняла литературно оформленная память. На этапе информационной революции произошло заметное сближение истории и новой исторической памяти. Стихийная мифоло-гичность памяти уходит в прошлое и заменяется и д е о л огизированными околонаучными представлениями о новых героях, новых предателях, новых символах эпохи, которые целеустремленно внедряются в общественное сознание определенными структурами с вполне определенной целью. Научная историческая истина, которая носит сложный многоаспектный и внутренне противоречивый характер, трудно воспринимается широкими массами, которые априори тяготеют к упрощенной позитивной или негативной однозначности оценок.

Проблема формирования всесторонней патриотической памяти о Великой Отечественной войне

встала в центр внимания государства, которое с помощью гражданского общества старается привлечь внимание подрастающего поколения к организации различных мероприятий и памятных акций, посвященных событиям 1941-1945 гг. Это не проявлениемилитаризма или пропаганды военного опыта. В большинстве своем войны в России не носили агрессивный характер, но, естественно, оборона в ряде случаев переходила в наступление. В 2/3 войн Россия побеждала, треть войн проигрывала, в итоге, укрепилась военно-оборонительная патриотическая ментальность народа [10].

На законодательном уровне в стране утверждаются основополагающие документы, способствующие развитию исторического спектра знаний, укреплению патриотического чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. В Москве создан Центр архивных документов по истории Второй мировой войны, который даст возможность всем заинтересованным гражданам самостоятельно ознакомиться с документами. Целью онлайн-проектов «Патриот России», «Георгиевская ленточка», «Знаем и любим Россию», «Живая история» и др. является формирование адекватного отношения молодёжи к проявлениям экстремистских и неофашистских тенденций. Однако обращает на себя внимание официозность выложенных в сайтах материалов. Комплекс информационно-коммуникативных технологий должен опираться на обновленное понимание целевых установок патриотического воспитания.

М. Кром считает, что патриотизм — это любовь к родине, но, кроме того, это еще и способ говорить о ней, и определенный набор идей, меняющийся от эпохи к эпохе и выражающий представления политической и культурной элиты о своем прошлом и будущем. В Новое и Новейшее время патриотизм становился полемическим понятием: левые и правые партии, правительственные деятели и оппозиционеры стремятся навязать обществу свое понимание любви к родине и утвердить в качестве «истинного» патриотизма те идеи и ценности, которые в их представлении наиболее способствуют благу страны. Он ставит вопрос: «Можно ли отделить современный патриотизм от национализма и зачем нужна идея государственного «конституционного патриотизма»? [11].

Просматривая сетевые материалы Facebook, Вконтакте, Одноклассники и др., выделим ряд следующих остродискуссионных позиций.

1. Пропаганда государственного патриотизма опасна своей навязчивостью, так как патриотизм должно формировать гражданское общество, а государство - только помогать (через НКО, патриотические клубы, спорт, музыку, фильмы и пр.)

2. Не может быть настоящего патриотизма в такой стране, где всё продано, куплено, повязано-схвачено, коррумпировано, просто «противно жить».

3. Патриотизм - это просто физиологическое чувство привязанности к месту обитания, и поэтому искренним патриотом может быть кто

угодно: фашист, националист, социалист, коммунист, демократ, монархист, капиталист, люмпен-пролетарий и т.д.

4. Патриотизм - это не чувство, а состояние души и мировоззрение, искренним патриотом может быть любой честный гражданин своего государства, своей Родины. Патриотизм - не политическая ориентация, это имманентная гражданская позиция личности.

5. Либералы и космополиты патриотами не могут быть по определению, так как они беспокоятся за «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, в котором воспитывается неуважение к советской России, оправдывается коллаборационизм.

6. Представители либеральной, буржуазно-компрадорской власти создают десятки тенденциозных фильмов типа «Штрафбат», «Сволочи», «Зу-лейха открывает глаза», и проч.

Социологические исследования, проведенные сотрудниками ЮРИУ РАНХиГС, показывают, что подавляющее большинство молодежи положительно и сугубо позитивно воспринимает итоги Великой Отечественной войны, но около 4 % -выражает иные мнения [12]. Учитывая, что опросы производились отнюдь не в запущенных зонах обитания девиантных групп молодежи (наркоманов, религиозных фанатиков, экстремистов, участников антисистемной оппозиций и проч.) можно уверенно предположить, что реальный расклад в молодежной среде совершенно иной [13; 14].

Хотя существуют глубинные связи исторического мышления и национального самосознания, настоящий патриотизм не может формироваться сверху искусственным образом. В этом случае может возникнуть оппозиция патриотического чувства и научной истины или околонаучной истины из-за привнесения в историческое прошлое современных политизированных оценок и требований. Важно отметить, что акцентирование внимания молодежи на проблемах террора и репрессий в истории нашей страны вряд ли будет способствовать росту любви к такой стране. Чем больше мы будем показывать фильмов, сериалов о терроре, о репрессиях, казнях, ГУЛАГе и тому подобное, тем меньше будет возможностей убеждать молодежь, что такую Родину вообще можно любить и беречь. С другой стороны, исторический опыт советского образования, когда пропаганда навязывала моральные кодексы поведения вбиванием идеологических догм, сугубо позитивных и идеологизированных, иллюстрируя их выбранными из истории фактами, тоже показал бесперспективность этого подхода. Когда наступил кризис и когда войска стреляли в советский парламент, никто не встал на его защиту. То, что сработало в 1930-е годы, оказалось неэффективным в 1970-е и 1980-е гг. и ненужным в начале 1990-х гг., и, тем более, в ХХ1 веке в условиях информационной революции. Несмотря на это, нельзя допустить, чтобы 9 мая российский народ воспринимал по западному клише, как день только скорби и памяти. В дискуссиях в Facebook по этому поводу звучат мнения, что надо не праздновать, а

каяться в репрессиях и поражениях, вести счет «проклятых и убитых», подсчитывать количество жертв «бессмертного барака», прощать предателей и изменников.

Современные информационные технологии предполагают максимально широкое использование персональных компьютеров и мобильных устройств в личных и профессиональных целях. При этом осуществляется органическое встраивание различных гаджетов и компьютерных систем в существующую в высшей и средней школе технологию образования. В условиях эпидемиологической ситуации был осуществлен переход на дистанционное обучение через онлайн-ре-сурсы. Невозможно ограничивать влияние различных информационных материалов, о которых идет речь в данной статье, инструментами вроде родительского контроля, равно как и отрубить интернет подрастающему поколению. В то же время, необходимо обучение навыкам работы с информацией, развивать критическое мышление и задавать ту идеологическую основу, которая может помочь молодежи осмыслять ту негативную информацию, которая к ней поступает с различных площадок [15].

Важно также отметить, что разговаривать с поколением 2 и более поздними поколениями нужно на их языке с использованием современных средств коммуникации и форматов контента. Обществоведы всех направлений, в том числе, историки войны, формируют аккаунты и участвуют в сетевых программах. С. Марков, А. Исаев, Е. Просвирин, В. Познер, В. Медынский, С. Кургинян, З. Прилепин, А. Вассерман, А. Проханов, Е. Холмогоров, А. Дугин, М. Делягин, В. Сурков, С. Шар-гунов и некоторые другие специалисты пытаются в ходе дискуссий разъяснять сложные вопросы. Очевидно, что нужно более активно овладевать вышеперечисленными технологиями и активно их использовать в информационной среде.

В связи с пандемией, Президент РФ В. Путин, а затем, и мэр Москвы С. Собянин, констатировали: «У нас другая мораль: мы не можем во имя бизнеса бросать наш народ, наших стариков. Говорить, пусть они помрут, нам легче будет, зато бизнес не исчезнет не разорится. Мы так поступить не можем». «У нас общий исторический код, нравственные устои, для нас безусловны уважение к человеку-труженику и к защитнику Отечества, к нашей неразрывной многовековой истории, традициям и культуре, сохранение памяти предков, почитание родителей, семьи, любовь к своей земле и незыблемость наших границ» [16].

На наш взгляд, позитивный эффект будет только в том случае, если в сознание детей дошкольного

Литература:

1. Шиповская Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России : монография. Астрахань, 2010; Ефимов Е.Г. Формирование патриотизма студентов с социальных интернет-сетях / Е.Г. Ефимов, Г.А. Ляукина // Казанский педагоги-

возраста, то есть еще до школы, в семье, будет заложен элемент т.н. «врожденного» патриотического чувства. И.А. Ильин отмел, что патриотизм есть воплощение духовной традиции преданности Отечеству, реальное воплощение и показатель принадлежности к национальной культуре, культурного единства индивида и народа [17]. И если это так, то он является таким коллективным бессознательным чувством, которое важно заложить в ментальную матрицу ребенка и настойчиво развивать дальше в начальной и средней школе. В вузе, в среде студенческой молодежи, возможно в основном, усиливать, уточнять, корректировать, совершенствовать, дополнять взгляды, оценки и точки зрения [18].

Один из вариантов ненавязчивого воспитания патриотизма в средней и высшей школе является формирование чувства сопричастности с историей Родины, усвоение исторического опыта народа, освещение тех подвигов наших предшественников, которые прошли войну. Государство проводит противоречивую политику в этом направлении, сократив и переформатировав исторические факультеты и их программы, сократив функцию воспитания патриотического мировоззрения. В тоже время, развивается направление изучения повседневности войны, что позволяет глубже осознать испытания народа [19].

История родного края, как бы она ни была отдалена во времени, - представляет благодатный материал для самопознания формирующейся личности, переживания чувства сопричастности к судьбе своего народа и страны. Причем, такой нарратив должен быть не примитивно апологетическим, не очевидно восхваляющим, а сочетающимся с показом трудностей, которые с настойчивостью и героизмом преодолеваются. Если было предательство, антипатриотическое поведение каких-то людей, то их тоже в какой-то мере надо показывать, чтобы было с чем сравнивать. Худшие явления противоположного плана, контрпродуктивные события и т.п. надо обязательно показывать в качестве альтернативы, иначе не будет понятно, в чем собственно заключается мужественный патриотизм. При этом важно не впадать в крайности, переоценивая те или иные факты.

В этой связи, мы считаем правильным принятие решения государства о введении ответственности за распространение намеренно ложных сведений в информационном пространстве. История Великой Отечественной войны, формирующаяся новая историческая память, целом, является организующим и мобилизующим началом в формировании национальной идеи современной России.

Literature:

1. Shipovskaya L.B. Education of citizenship and patriotism of students in the conditions of updated Russia : monograph. Astrakhan, 2010; Efimov E.G. Formation of students' patriotism in social Internet networks / E.G. Efimov, G.A. Lyaukina // Kazan pedagogical journal. 2015. № 6. P. 347-361 ; Lyaukina G.A.

ческий журнал. 2015. № 6. С. 347-361; Ляукина Г.А. Социосетевые технологии в патриотическом воспитании студентов вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 2. С. 116-118

2. Патрушев Н. Интернет применяется для подрыва национального суверенитета. URL : https:// www.kommersant.ru/doc/3305724

3. Кислицына И.С. Сайты политических партий -каковы перспективы? Анализ партийных интернет-коммуникаций в период избирательных кампаний 2007-2012 гг. / И.С. Кислицына, С .А. Кислицын // Политическая наука. 2013. № 1. С. 209-231.

4. Чижов В.А. Выбор всегда остается за вами. Интернет-издании «EUobserver». 8 мая 2020 г.

5. На «Эхе Москвы» Дню Победы места нет: как Венедиктов переписывает историю URL https://fishki.net/anti/3322557-na-jehe-moskvy-dnju-pobedy-mesta-net-kak-venediktov-perepisyvaet-is-toriju.html

6. Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 5. С. 21-36. URL : https:// histrf.ru/biblioteka/b/istorichieskaia-politika-sovriemi ennoi-rossii); URL : https://roskomsvoboda.org/38 707/

7. Немирова. Н.В. Историческая память о Великой Отечественной войне: Опыт качественного социологического исследования. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-opyt-kachestven-nogo-sotsiologicheskogo-issledovaniy

8. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 22.

9. ИА Красная Весна. URL : https://rossaprima vera.ru/article/9fd9c723

10. Кром М. Патриотизм, или Дым отечества. URL : https://eupress.ru/books/index/item/id/356

11. Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России. Информационно-аналитические материалы Всероссийской конференции с международным участием. Ростов-н/Д., 2020. С. 9.

12. Верещагина А.В. Парадоксы толерантности и девиантное поведение молодежи / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 32-37.

13. Пшегусова Г.С. Роль патриотического воспитания в формировании социального здоровья российской студенческой молодежи / Г.С. Пшегусова, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 49-52. URL : https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43183030982/1; Vyimyisel-i-pravda-ob-«Iznasilovannom-Berline»; Op rove rzhen ie?utm_refe rrer=mirtesen.ru

Social Network technologies in Patriotic Education of University students // Bulletin of the Chuvash state pedagogical University named after I.YA. Yakovlev. 2019. № 2. P. 116-118.

2. Patrushev N. The Internet is used to undermine national sovereignty. URL : https://www.kommer-sant.ru/doc/3305724

3. Kislitsyna I.S. Sites of political parties - what are the prospects? Analysis of party Internet communications during the election campaigns of 2007-2012 / I.S. Kislitsyna, S.A. Kislitsyn // Political science. 2013. № 1. P. 209-231.

4. Chizhov V.A. The Choice is always yours. The Internet-edition «EUobserver». May 8, 2020.

5. On «Echo of Moscow» there is no place for Victory day: how Venediktov rewrites history. URL : https://fishki.net/anti/3322557-na-jehe-moskvy-dnju-pobedy-mesta-net-kak-venediktov-perepisyvaet-is-toriju.html

6. Gerasimov G.I. Idealistic approach to history // Historical journal: scientific research. 2017. № 5. P. 21-36. URL : https://histrf.ru/biblioteka/b/is-torichieskaia-politika-sovriemiennoi-rossii); URL : https://roskomsvoboda.org/38707/

7. Nemirova N.V. Historical memory of the great Patriotic war: experience of qualitative sociological research. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/is-toricheskaya-pamyat-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-opyt-kachestvennogo-sotsiologicheskogo-is-sledovaniya

8. Halbwachs M. The Collective and historical memory // neprikosnovennyizapas. 2005. № 2-3. P. 22.

9. IA Red Spring. URL : https://rossapri-mavera.ru/article/9fd9c723

10. Krom Mikhail «Patriotism, or the smoke of the Fatherland». URL https://eupress.ru/books/index/ item/id/356

11. Perception of the results of the great Patriotic war in the youth environment of modern Russia. Informational and analytical materials of the all-Russian conference with international participation. Rostov-on/D., 2020. P. 9.

12. Vereshchagina A.V. Paradoxes of tolerance and deviant behavior of young people / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. № 4. P. 32-37.

13. Pshegusova G.S. The role of patriotic education in the formation of social health of Russian student youth / G.S. Pshegusova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. № 2. P. 49-52. URL : https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43183030982/1 ; Vyimyisel-i-pravda-ob-«Iznasilovannom-Berline»; Op rove rzhenie?ut m_refe rrer=mirtesen.ru

14. Обращение В. Путина к россиянам 28 апреля 2020 г. URL : https://tass.ru/obschestvo/8357523

15. Ильин И.А. Путь к очеивидности. М., 1993. С. 155. См. также: Ватин И.В. Патриотизм как феномен культуры. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 5 лет российской демократии и государственный патриотизм. Ростов-н/Д., 1996. С. 43-44.

16. Гафиатулина Н.Х. Источники социокультурных рисков для социального здоровья российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.П. Бандурин, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. URL : https://cyberleninka.ru/ article/ n/istochniki-sotsioku

17. Кринко Е.Ф. Частная жизнь советского челов ка в условиях военного времени: пространство, границы и механизмы реализации (1941-1945)/ Е.Ф. Кринко, И.Г. Тажидинова, Т.П. Хлынина Ро-стов-н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН, 2013.

14. Appeal V. Putin to the Russians April 28, 2020. URL : https://tass.ru/obschestvo/8357523

15. Il'in I.A. The path to acheilognathi. M., 1993. P. 155. See also: Vatin I.V. Patriotism as a cultural phenomenon. Abstracts of reports and reports of the scientific conference 5 years of Russian democracy and state patriotism. Rostov-on/D., 1996. P. 43-44.

16. Gafiatulina N.Kh. Sources of socio-cultural risks for the social health of Russian student youth / N.Kh. Gafiatulina, A.P. Bandurin, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 11. URL : https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/istochniki-sotsioku

17. Krinko E.F. Private life of the Soviet people in the conditions of wartime: space, borders and mechanisms of implementation. (1941-1945) / E.F. Krinko, I.G. Tazhidinova, T.P. Khlynina. Rostov-on/D. : Publishing house of the UNC RAS, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.