Научная статья на тему 'Структура опыта становления индивидуальности обучающегося как основание для его формирования'

Структура опыта становления индивидуальности обучающегося как основание для его формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА / ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / СТРУКТУРА ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / INDIVIDUALITY OF A LEARNER / INDIVIDUAL EXPERIENCE OF A PERSON / THE EXPERIENCE OF FORMING INDIVIDUALITY OF A LEARNER / STRUCTURING OF THE EXPERIENCE OF FORMING OF INDIVIDUALITY OF A LEARNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураковская В. М.

В статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрывающей сущность индивидуального опыта обучающегося, в контексте которого ученые рассматривают индивидуальность человека, обосновывается, что опыт становления индивидуальности человека следует рассматривать на базе его индивидуального опыта. С позиции системного подхода построена иерархическая структура опыта становления индивидуальности обучающегося, определены системные связи между опытами, дано определение понятия «опыт становления индивидуальности» обучающегося, определена его сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураковская В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF EXPERIENCE IN BUILDING INDIVIDUALITY OF A STUDENT AS A BASIS FOR HIS FORMATION

The article proves that the experience of forming an individuality of a learner should be considered on the basis of his individual experience. The researcher analyses the psychological and educational literature that reveals the basics of the individual experience of a person, which serves as a context for considering the development of individuality of learners by scientists. A hierarchical structure of formation of the experience of building an individuality of a learner has been formed from the perspective of a systemic approach. The researcher defines the systemic linking between experiences and explains the notion of «the experience of forming individuality of a learner».

Текст научной работы на тему «Структура опыта становления индивидуальности обучающегося как основание для его формирования»

Таблица 1

Признаки понятия «менеджер»

(один из примеров заполнения учащимися таблицы 1)

Общие признаки понятия «менеджер» Существенные, несущественные признаки понятия «менеджер» Необходимые, достаточные, необходимые и достаточные признаки понятия «менеджер»

наемный работник; наемный управляющий существенный необходимый

определяет цели управления существенный

определяет организационную структуру управления предприятием, то есть организует деятельность предприятия существенный

планирует деятельность управления, то есть управляет существенный

принимает управленческие решения существенный

ответственен за управленческое решение существенный

производит коммуникацию и контроль: сбор и обработка управленческой информации существенный

производит делегирование полномочий существенный

повышает в должности, отмечает денежной премией, то есть мотивирует существенный

разрабатывает стратегию развития предприятия существенный необходимые и достаточные свойства

ответственен за качество и количество произведенной существенный необходимые и достаточные

продукции предприятия, то есть за эффективную работу предприятия свойства

знакомится со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологий, способствует их внедрению существенный необходимый

отправляет на курсы повышения квалификации несущественный необходимые

доброжелателен с подчиненными (благодарит их за работу) несущественный необходимые

лидер, так как способен влиять на людей несущественный необходимые

умеет видеть проблемы и решать их существенные необходимые

обладает достаточными знаниями и умениями существенные необходимые

производит анализ рынка существенный необходимые

работает с партнерами существенный необходимые

Необходимо отметить, что приведенные определения понятия «менеджер», являются примерными ответами на проблему, которая решается в рамках деловой игры. Учащиеся предложат другие определения понятия «менеджер».

4. Рефлексия деловой игры: интеллектуальная, личностная, коммуникативная.

Таким образом, разработанная нами деловая игра по формированию научных понятий, ориентирована на решение проблемы, связанной с выявлением сущности научного понятия, определением его формулировки. Проблема, решаемая в рамках деловой игры, относится к заданию открытого вида (исследовательского вида), так как при формулировании определения понятия учащиеся могут описать его через разные родовые и видовые признаки.

Педагогической целью деловой игры по формированию научных понятий является формирование у учащихся способ-

ности устанавливать причинно-следственные связи; мыслить аргументировано, объективно, логично; адекватно оценивать информацию, различные точки зрения по определенным критериям; мыслить альтернативно; вырабатывать собственную точку зрения, отстаивать ее логическими доводами. Вышеперечисленные характеристики отражают сформированность у учащихся таких компонентов опыта становления их индивидуальности как ментальный и критический. То есть разработанная деловая игра по формированию научных понятий ориентирована на становление индивидуальности обучающегося, так как она подразумевает получение учеником результата, отличающегося уникальностью, обусловленного индивидуальным интеллектуальным стилем мышления, выраженного в определенной мере его самостоятельности, творческом подходе по отношению к проблеме, стоящей перед ним.

Библиографический список

1. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М., 2007..

2. Поташник, М.М. Как подготовить проект на получение грантов: методич. пособие. - М., 2005.

3. Буткин, А.Г. Усвоение научных понятий в школе / А.Г. Буткин, И.А. Володарская, Н.Ф. Талызина. - М., 1999.

Bibliography

1. Panfilova, A.P. Igrovoe modelirovanie v deyateljnosti pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod obth. red. V.A. Slastyonina, I.A. Kolesnikovoyj. - M., 2007..

2. Potashnik, M.M. Kak podgotovitj proekt na poluchenie grantov: metodich. posobie. - M., 2005.

3. Butkin, A.G. Usvoenie nauchnihkh ponyatiyj v shkole / A.G. Butkin, I.A. Volodarskaya, N.F. Talihzina. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 22.02.14

УДК 371

Zhurakovskaya У. THE STRUCTURE OF EXPERIENCE IN BUILDING INDIVIDUALITY OF A STUDENT AS A BASIS FOR HIS FORMATION. The article proves that the experience of forming an individuality of a learner should be considered on the basis of his individual experience. The researcher analyses the psychological and educational literature that reveals the basics of the individual experience of a person, which serves as a context for considering the

development of individuality of learners by scientists. A hierarchical structure of formation of the experience of building an individuality of a learner has been formed from the perspective of a systemic approach. The researcher defines the systemic linking between experiences and explains the notion of «the experience of forming individuality of a learner».

Key words: individuality of a learner, individual experience of a person, the experience of forming individuality of a learner, structuring of the experience of forming of individuality of a learner.

В.М. Жураковская, канд. пед. наук, доц., каф. развития образования, Академия социального управления

Московской области, г. Истра, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА ОПЫТА СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

В статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрывающей сущность индивидуального опыта обучающегося, в контексте которого ученые рассматривают индивидуальность человека, обосновывается, что опыт становления индивидуальности человека следует рассматривать на базе его индивидуального опыта. С позиции системного подхода построена иерархическая структура опыта становления индивидуальности обучающегося, определены системные связи между опытами, дано определение понятия «опыт становления индивидуальности» обучающегося, определена его сущность.

Ключевые слова: индивидуальность обучающегося, индивидуальный опыт человека, опыт становления индивидуальности обучающегося, структура опыт становления индивидуальности обучающегося.

Одним из главных направлений педагогики XXI века является изучение закономерностей процесса обучения, способствующего развитию индивидуальности обучающегося при организации системы психолого-педагогических воздействий в процессе применения тех или иных методик, технологий обучения. Для того чтобы спроектировать педагогические технологии, способствующие становлению индивидуальности обучающегося, необходимо знать структуру опыта становления индивидуальности обучающегося. Под становлением человека понимаем возникновение определенных его качеств, свойств, которыми ранее он не обладал, образование которых происходит в процессе его развития. Решим проблему разработки структурных компонентов опыта становления индивидуальности обучающегося.

В зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе развитие индивидуальности человека рассматривается в рамках индивидуального опыта, поэтому обратимся к сущности этой категории. Анализ психолого-педагогичес-кой литературы по проблеме выяснения сущности категории «индивидуальный опыт» человека показал, что индивидуальный опыт человека ученые и исследователи трактуют неоднозначным образом:

1. В позициях одних ученых (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульхано-ва-Славская, Ш. Бюлер П. Жане и др.) индивидуальный опыт определяется через жизненные путь, позицию, концепцию жизни, совокупность жизненных смыслов, личностное пространство, определяющее жизненную стратегию; через выбор поступков. Обобщая, индивидуальный опыт человека с этих позиций определяем как опыт субъекта жизнедеятельности, жизненного самоопределения.

2. В позициях других ученых (К.Н. Вентцель, О.С. Газман, Д. Дьюи, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, Э. Фромм) индивидуальный опыт человека трактуется как опыт его самоосуществления, самостоятельного познания, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самовыражения, самообразования, духовного самостроительства своей личности, творческого самовоплощения, самоопределения. Обобщая вышеотмеченное, индивидуальный опыт с этих позиций определяем как опыт самореализации человека.

3. Позиция третьих ученых (Ш.А. Амонашвили) включает в себя позиции первых и вторых ученых: индивидуальный опыт - опыт жизнедеятельности и самореализации.

Сравнение различных точек зрения ученых на категорию индивидуальный опыт человека показал, что представленные их позиции не входят в противоречие друг с другом. Напротив, понятие «индивидуальный опыт» человека как опыт его самореализации (пункт 2) является более широким по отношению к понятию «индивидуальный опыт» человека как опыт субъекта жизнедеятельности (пункт 1), и включает его в себя. Поскольку под самореализацией личности человека на философском, психологическом, педагогическом уровнях понимают, в том числе

процессы становления, развития индивидуальности человека, то позиции ученых, согласно которым - становление индивидуальности человека происходит на основе его индивидуального опыта (Б.Г. Ананьев, К.Н. Вентцель, О.С. Газман,

С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс) согласуются с сущностью понятия индивидуальный опыт как опыт самореализации человека. Таким образом, на основе вышеизложенного полагаем, что опыт становления индивидуальности человека следует рассматривать на базе его индивидуального опыта.

В тоже время существуют и другие точки зрения: «Индивидуальность рассматривается как подструктура личности (А.В. Петровский, В.П. Тугаринов, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева), то есть индивидуальный опыт может быть сформирован на основе личностного опыта. В нашем исследовании придерживаемся концептуальных положений относительно индивидуальности человека, изложенных в работе Б.Г. Ананьева [1], и полагаем понятие «индивидуальность» шире понятия «личность». В противном случае опыт становления индивидуальности человека формировался бы на основе его личностного опыта, поскольку полагали бы, что личность более широкое понятие, чем индивидуальность.

Для того чтобы выяснить сущность категории «опыт становления индивидуальности» обучающегося, необходимо определить его структурные компоненты. Анализ психолого-педаго-гической литературы показал, что в педагогических исследованиях структура опыта становления индивидуальности обучающегося не представлена.

В исследовании представляет интерес, какие виды опыта входят в состав индивидуального опыта, формируемого в учении, на основе которого формируется опыт становления индивидуальности учащегося. Для решения этой проблемы обратимся к культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и, основанной на ней, концепции учения А.Н. Леонтьева [2]. Согласно А.Н. Леонтьеву, приобретаемые в учении знания и умения являются элементами социального опыта познания и преобразования действительности, накопленного человечеством, зафиксированного в культуре и передаваемого в общении и обучении [2]. «В результате усвоения знание и умение становятся внутренним индивидуальным опытом учащегося, а весь процесс трактуется как интериоризация, как переход от внешнего к внутреннему» [2]. Таким образом, в результате усвоения социального опыта знание и умение становятся внутренним индивидуальным опытом учащегося.

Для определения того, из каких структурных элементов состоит индивидуальный опыт учащегося, выясним, из каких видов опыта состоит социальный опыт, на базе которого он формируется. Обратимся к концепции базового содержания общего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, 1983 г.) [3] и к культурологической концепции личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской (1990г.), в которой представлено, в том числе понимании содержания личностно ориентированного образования [4, с. 14].

Опыт становления индивидуальное™ обучающегося

ан.ипоненты опыта:

■ м витальный опыт

■ коммуникативный спыт

■ д\£овно-нр1вст венный опыт

■ ОПЫТ КрШХЧгСКОГС МЫППЕННЯ

■ опыт саморазвития

Субъектный опыгобучающегося

компонешпл о?ы ин:

■ познавательный опыт

■ 1Ю1Шунжлатннаый опыг

■ творческий опыт

■ цгнностн 0-ор£гнтаппсннып опыт

■ опыт саморефлгксиы

т

Личностным опыт остающегося

компоненты статны:

■ о пыт субъгкш влрс ванпя

■ творческий

■ ргфлгысии

■ пгнностно-оригнтаппснный

I

Социальный опыт- камжтвншл опыта: ' Когнышвньй опыт

■ Опыт лглтгльностн

■ Творчкктш опыт 1 Личностный опыт

■ Опыт змоцнснально-пгннсстного отношгнпя

Нр а вс тв енный опыт

обучающегося

компоненты опытя.

■ КОГНИТИ ЕНЬШ ?

■ цгнностно-орн ептацісснЕьш

■ ЛИЧНОСТНЫЙ

X

Колшушікати

БНЬІІІ ОПЫТ

обучающегося

компоненты ОПЫТЯЕГ. ■ПОВВДеНЧВСЖИЙ

■ змоцнснапьный ■ТБСрчгСБЗШ

X

Ментальный опыт оБучающегос

К компоненты опыта.

■ ССГН1Ш1ЕНЫП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ мгтакогнптн ЕНЫЙ

Жизнё нны й опыт

обучающегося

компоненты опытсг.

■ ЕС СГН ТІГТІ ЕЕ ЫН

■ д г ят ел ьн остн ьш

■ ЭМ ОЦНСН-ЗЛШ о-пгнностный

Рис. 1. Структура опыта становления индивидуальности обучающегося

Анализ вышеотмеченных концепций содержания образования показал, что концепция личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской основывается на концепции базового содержания общего образования (В.В. Краевского и др.). Различия между вышеотмеченными концепциями выражаются в личностном компоненте концепции Е.В. Бондаревской, предполагающем обеспечение самореализации личности обучающегося, формирование собственной, индивидуальной картины мира у учащихся. В исследовании основываемся на вышеотмечен-ных концепциях содержания образования. То есть социальный опыт включает в себя компоненты: когнитивный опыт; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционального-ценностного отношения к действительности (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скат-кин); личностный опыт (Е.В. Бондаревская).

Освоение обучающимися «опыта осуществления известных способов деятельности», «опыта творческой деятельности» как компонентов социального объективированного опыта, будет способствовать формированию ментального опыта обучающегося. Овладение обучающимися «опыта ценностного отношения к объектам деятельности» как компонента социального объективированного опыта предполагает формирование нравственного опыта обучающегося. «Личностный компонент» социального объективированного опыта будет способствовать формированию личностного опыта обучающегося.

Согласно Л.С. Выготскому, общение является движущей причиной процесса усвоения знаний и как следствие - формирование индивидуального опыта учащегося [5]. Следовательно, в состав индивидуального опыта учащегося, формируемого в учении, входит коммуникативный опыт.

Б.Г.Ананьев, разрабатывая концепцию учения, отмечает: «С какой бы стороны мы не рассматривали социальную детерминацию индивидуально- психического развития человека, очевидно, что одним из главнейших ее эффектов является то, что человек как объект общественных воздействий... становится субъектом этих воздействий в результате собственной деятельности» [1, с. 154]. То есть, в состав индивидуального опыта обучающегося, формируемого в учении, входит субъектный опыт обучающегося.

Содержание культурно-исторического опыта составляют, прежде всего, понятия о действительности, которые Л.С. Выготский подразделяет на научные (теоретические) и житейские (эмпирические) понятия. Научные понятия отражают сущность предмета. Согласно Л.С. Выготскому, если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней [5]. Следовательно, предметом усвоения в учении является жизненный опыт человека (эмпирические понятия), представленный в содержании культуры. Таким образом, в состав индивидуального опыта учащегося, формируемого в учении, входит жизненный опыт.

Обобщая вышеизложенное, отмечаем, что в состав индивидуального опыта, формируемого в учении, входят ментальный, нравственный, личностный, коммуникативный, социальный, жизненный, субъектный опыты, на основе которых формируется опыт становления индивидуальности учащегося.

Определение компонентов опыта становления индивидуальности учащегося, обусловило построение его структуры (рис. 1). Структура опыта становления индивидуальности человека рассмотрена с позиции системного подхода, на основе исследования компонентов каждого из видов опытов, на базе которых он формируется. Системный подход позволяет рассмотреть опыт становления индивидуальности обучающегося как систему, как единое целое, определить ее структуру, выявить иерархичность ее строения, ее свойства.

Дадим пояснения к рис. 1. Поскольку главной функцией обучения является передача молодому поколению содержания социальной культуры, для ее сохранения, воспроизводства, развития и формирования на ее основе личного социального опыта, то в основе опыта становления индивидуальности учащегося лежит социальный опыт, на базе которого он формируется (концепция базового содержания общего образования -В.В. Краевский, И.Я. Лернер) [3].

Ведущую роль в достижении личности необходимого уровня компетентности в общении, занятии позиции в контексте ценностей, интеллектуального развития (когнитивный опыт передается субъекту по линии генетического или социального наследия), в познавательной деятельности, развивающейся в единстве учебной и внеучебной деятельности, выполняет социальный опыт (связь между социальным опытом и опытами: коммуникативным, нравственным, ментальным, жизненным опытами -генетическая).

В основе личностного опыта лежит опыт нравственный, на основе которого он формируется (концепции В.В. Серикова [6]) (связь между личностным и нравственным опытом - свойства). Одной из функций личностного опыта является включение учения в контекст целостного жизненного опыта человека, обеспечение полноты его проживания, проектирования своего будущего (концепции В.В. Серикова). Между личностным опытом и жизненным существует связь взаимодействия.

Социальный опыт личности отражается в его личностном опыте, но не порождает его, так как личностный опыт появляется не в результате процесса усвоения знаний, а в результате собственной активности, извлечения из их массива личностнозначимых знаний, переосмысления их, оценки объектов с точки зрения удовлетворения потребностей личности (концепция Е.В. Бондаревской) (между социальным опытом и личностным связь функционирования).

В образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением социального опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении путем их постоянного согласования (концепция И.С. Якиманской) (между субъектным и социальным опытами - связь взаимодействия).

Субъектный опыт формируется на основе жизненного опыта, но не порождается им (концепция И.С. Якиманской), (между субъектным и жизненным опытами связь функционирования) [7].

Считаем, что личностный опыт лежит в основе развития субъектного опыта. Согласно С.Л. Рубинштейну, именно кате-

гория субъект означает высший уровень развития личности. Личность становится индивидуальностью, считает С.Л. Рубинштейн, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности [8] (между личностным и субъектным опытом имеется связь развития). Субъектный опыт лежит в основе развития опыта становления индивидуальности человека. «Единичный человек как индивидуальность может быть понят как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида (концепция Б.Г. Ананьева) [1] (между субъектным опытом и опытом становления индивидуальности - связь развития).

Таким образом, опыт становления индивидуальности обучающегося представляет собой не суммативную систему опытов, а целостную систему, имеющую многоуровневую, иерархическую структуру: на первом уровне - социальный опыт обучающегося, на втором- личностный, на третьем- субъектный опыт обучающегося. К структурным связям отнесены: генетические, развития, свойства, взаимодействия, функционирования, среди которых системообразующими являются генетические и связи развития, определяющие структуру и эффективность функционирования системы, то есть выполнения целей, поставленных перед системой: развитие индивидуальности. Тогда, поскольку системообразующими связями системы являются генетические и связи развития, то закономерностью системы, диктующей ее поведение, является следующее: формирование социального, личностного, субъектного опытов будет способствовать развитию индивидуальности. Почему именно эти виды опытов? Поскольку между социальным опытом личности и коммуникативным, ментальным, нравственным, жизненным опытами существуют генетические связи, то овладевая социальным опытом, у учащегося будут формироваться вышеотмеченные виды опытов при создании определенных условий: мотивационных, социально-педагогических и др. Коммуникативный, ментальный, нравственный, жизненный опыты, в свою очередь, связаны с личностным, субъектным опытами, но не порождают их. Поэтому высказывание, связанное с установленной закономерностью, правомерно.

Рассмотрим, какие компоненты входят в состав опыта становления индивидуальности учащегося, то есть какими свойствами будет обладать система как целое, для обеспечения которых она создавалась. Для определения свойств системы рассмотрим функции личностного, субъектного, социального опыта учащегося, так как под функцией системы понимают проявление ее устойчивых свойств, качеств.

Функции субъектного опыта заключаются в обеспечении саморазвития индивидуальности, обучаемости, совершенствовании социокультурных нормативов научного знания (концепция И.С. Якиманской). Следовательно, одним из компонентов опыта становления индивидуальности учащегося является компонент саморазвития.

К функциям социального опыта личности относим формирование качеств личности, способностей, связанных с интеллектуальной, нравственной, коммуникативной деятельностью. Следовательно, другими компонентами опыта становления индивидуальности учащегося считаем коммуникативный, нравственный, ментальный.

К приоритетным функциям личности В.В. Сериков относит функции мотивации, опосредования, коллизии, рефлексии, критики, смыслотворчества, ориентации, обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, обеспечения уровня духовности жизнедеятельности. Следовательно, другими компонентами опыта становления индивидуальности учащегося являются компоненты - критический и духовный.

Таким образом, к компонентам опыта становления индивидуальности обучающегося отнесены такие виды опытов, как ментальный, коммуникативный, духовно-нравственный, саморазвития, критического мышления (рис. 1).

На основе существенных характеристик проявления индивидуальности человека, определенных в нашем исследовании, предложены характеристики компонентов опыта становления индивидуальности обучающегося.

Ментальный опыт обучающегося проявляется в показателях эффективности процесса переработки информации, правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации

в регламентированных условиях деятельности; а также опыта порождать множество разнообразных, оригинальных идей, новых способов, правил в нерегламентированных условиях деятельности, в условиях разрешения или постановки новых проблем.

Коммуникативный опыт обучающегося характеризуется его способностями сотрудничать в различных видах деятельности, прогнозировать межличностные события, творчески применять знания общения в изменяющихся условиях коммуникативного процесса.

Духовно-нравственный опыт обучающегося выражается в умениях обучающегося следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, проявлять гуманизм как самоопределение относительно социокультурных ценностей: уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; помощь другим людям и обеспечение их благополучия; умение, способность строить жизненные планы.

Опыт саморазвития личности обучающегося проявляется в его способности четко следовать разработанному плану, связанному с самообразованием, самовоспитанием; занятия социально-идейной позиции как активного включения в решение проблем общества, принятия ответственности за свои действия, за неспособность действия; занятия гражданской позиции - ответственное выполнение гражданского долга и др.

Опыт критического мышления обучающегося выражается в его умениях мыслить аргументировано, объективно, логично; адекватно оценивать информацию, различные точки зрения по определенным критериям; мыслить альтернативно; критически относиться обществу, самому себе; проблематизировать ситуацию: сомнение в общепризнанных истинах, критическое к ним отношение, выработка собственной точки зрения, способность отстоять ее логическими доводами.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, под опытом становления индивидуальности обучающегося понимаем

результат рефлексии и обобщения процесса становления индивидуальности обучающегося в разнообразных его формах: в умении критически относиться к самому себе, обществу, про-блематизировать ситуацию, порождать множество разнообразных оригинальных идей в условиях их постановки и разрешения, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, проявлять гуманизм, помощь другим людям, занимать социально-идейную позицию как активное включение в решение проблем общества, принятие ответственности за свои действия, за неспособность действия.

Необходимо отметить, что задача педагога не в том, чтобы «сконструировать», сформировать индивидуальность учащегося, используя вышеотмеченные компоненты опыта становления индивидуальности обучающегося, а в том, чтобы обеспечить ее становление, чтобы передать человеку/обучающемуся не саму индивидуальность как некоторую структуру, а передать механизм управления своей индивидуальностью, чтобы обучающийся стал субъектом формирования своей индивидуальности, опыта становления индивидуальности. Поэтому сущность опыта становления индивидуальности обучающегося заключатся в самосовершенствовании обучающегося. Самосовершенствование рассматриваем как самопреобразование, саморазвитие к новому качеству, выбор и принятие позиции, в том числе в контексте нравственности, как помощь другим людям и обеспечение их благополучия, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, проявление гуманизма.

В исследовании разработана структура проектирования педагогических технологий становления индивидуальности обучающегося. В ходе реализации этих технологий происходит формирование опыта становления индивидуальности обучающегося, субъектом формирования которого является обучающийся. Таким образом, определение структуры опыта становления индивидуальности обучающегося, явилось основанием разработки технологий, способствующих развитию индивидуальности обучающегося.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - М.; СПб., 2001.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранное психол. произведения: в 2 т. - М., 2005. - Т. 2.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.

4. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1983. - Т. 3. Проблемы развития психики.

6. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография. - Волгоград, 1994.

7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1973. - Т. 1.

Bibliography

1. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. - M.; SPb., 2001.

2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj // Izbrannoe psikhol. proizvedeniya: v 2 t. - M., 2005. - T. 2.

3. Teoreticheskie osnovih soderzhaniya obthego srednego obrazovaniya / pod red. V.V. Kraevskogo, I.Ya. Lernera. - M., 1983.

4. Bondarevskaya, E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno- orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. - 1997. - № 4.

5. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 t. / pod red. A.M. Matyushkina. - M., 1983. - T. 3. Problemih razvitiya psikhiki.

6. Serikov, V.V. Lichnostnihyj podkhod v obrazovanii: koncepciya i tekhnologii: monografiya. - Volgograd, 1994.

7. Yakimanskaya, I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoyj shkole. - M., 1996.

8. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii: v 2 t. - M., 1973. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 12.02.14

УДК 371

Kocharian L.B. THE ROLE AND FUNCTIONS OF EXTRACURRICULAR WORK IN FORMING THE ECOLOGICAL CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article gives the analysis of pedagogical conditions of optimal development of ecological culture of the students of junior schoolchildren in the system of extracurricular work. Key words: ecological culture, diagnostic activity, practical activity, experimental work, integration, innovation, the traditional forms and methods.

Л.Б. Кочарян, аспирант ФГБОУ ВПО «Московский гос. университет им. М. А. Шолохова», г. Москва, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье дается анализ педагогических условий оптимального развития экологической культуры учащихся младших школьников в системе внеклассной работе.

Ключевые слова: экологическая культура, диагностической работы, практическую деятельность, опытно-экспериментальной работы, интеграция, инновационные, традиционные формы и методы.

б1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.