ПЕДАГОГИКА Методология образования
УДК 37.032
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Ф.Ш. Мухаметзянова, В.М. Жураковская
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена решением проблемы развития индивидуальности обучающегося как главной цели образования, которая может быть осуществлена через описание механизма его самореализации, то есть механизма развития индивидуальности обучающегося. На основе теорий, концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.А. Холодной, Г.К. Чернявской и других ученых осуществлено описание психолого-педагогического механизма развития индивидуальности обучающегося подросткового и юношеского возраста, позволяющего проектировать технологии педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося. Статья предназначена для педагогов, психологов, интересующихся вопросами развития индивидуальности обучающегося.
Ключевые слова: развитие индивидуальности, психолого-педагогического механизма развития индивидуальности обучающегося, самореализация, самосозидание.
THE PSYCHO-PEDAGOGICAL MECHANISM OF THE
DEVELOPMENT OF INDIVIDUALITY OF TEENAGE STUDENTS
F. Mukhametzyanova, V. Zhurakovskaya
Abstract. The article is relevant because the problem of development of the students' individuality is the main purpose of education. The development of the students' individuality can be accomplished through the description of the mechanism of self-realization that is the mechanisms of the development of the students' individuality. The article raises the problem of describing the psychological and pedagogical mechanism of the development of the individuality of teenage students, which is based on the theories, concepts of L. Vygotsky, N. Leontiev, M. Kholodnaya, G. Chernyavskaya and other scientists. This mechanism allows designing the technology of educational support of the development of the students' individuality. This article is intended for teachers, psychologists, who are interested in the issues of development of the students' individuality.
Keywords: development of the individuality, psycho-pedagogical mechanism of development of the individuality of student, self-realization, self-creation.
В ФГОС ООО и СОО отмечается, что целями реализации основной образовательной программы (ООП) является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости [15]. К сущностной характеристике индивидуальности человека мыслители, ученые, педагоги относят понятие «свобода» (Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, И.И. Гобунов-Посадов, О С. Газман, В.И. Слободчиков и др.). Свободу рассматривают как осознанный, свободный выбор творчества, выражающегося в жизнеутверждении, самосозидании, миросозидании. Созидание направлено на
творение себя более совершенного, созидание свободной, творческой индивидуальности, творческого общества, в котором нет национальных и классовых противоречий, на созидание нового мира, Вселенной [3;13].
Идеи воспитания свободной личности обучающегося второй половины XIX века (Э. Мэй, М. Монтессори, Э. Кей, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой и др.) нашли свое воплощение в отечественной образовательной теории и практике в России начала XX века (К.Н. Вентцель, И.И. Гобунов-Посадов, А.С. Буткевич, М.М. Клечковский и др.) и за рубежом (Г. Винекен, О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, Г. Литц, А. Ферьер и др.). Концептуальные идеи свободного воспитания способствовали проектированию образования на гуманистических ценностях,
ориентированных на поддержку, бережное отношение к индивидуальности ребенка, содействие и помощь в его самосовершенствовании. Необходимо
отметить, что проблема описания психолого-педагогического механизма развития индивидуальности обучающегося в теории и практике свободного воспитания личности отдельно не исследовалась.
В работах Е.В. Бондаревской поднимается проблема становления самобытного личностного образа, то есть развития индивидуальности обучающегося, которая может быть решена, по мнению ученого, через описание механизма самореализации, саморазвития, саморегуляции,
самовоспитания, которым ученик может овладеть, управлять им, то есть может самостоятельно осуществлять развитие своей индивидуальности [2]. Необходимость в этом механизме объясняется тем, что если личность человека формируется в социальной системе путем целенаправленно-организованного, продуктивного обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, И.П. Пидкасистый и др.), то индивидуальность человека характеризуется способностью быть субъектом выбора, самоопределения, самосозидания, творения себя и др. (К.Н. Вентцель, И.И. Гобунов-Посадов, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.И. Слободчиков и др.). Индивидуальность не предполагает, что её формируют извне, она сама себя созидает, творит, но для этого необходимо научить человека/обучающегося управлять развитием своей
индивидуальности.
Анализ психолого-педагогической
литературы показал, что механизм развития индивидуальности обучающегося учеными недостаточно разработан. Механизм описан для зрелой, состоявшейся индивидуальности, он основывается на мотивации деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов), самореализации человека (К.А. Абульхановой-Славской); в основу механизма положены поступок, обусловленный трансцендетностью, без объяснения её педагогического смысла (В.А. Татенко); механизм представлен такими компонентами, как рефлексия и смыслообразование, но без его педагогического описания (И.Н. Семенов); механизм связывают с процессами рефлексивности, креативности,
самоопределения, основанных на полилогах (Е.А. Ходырева), которые могут обусловливать либо развитие
индивидуальности, либо личности
обучающегося. Более полно анализ исследований ученых, связанных с описанием механизма развития индивидуальности человека, представлен в монографии автора статьи [7].
Под механизмом понимаем
упорядоченную совокупность процессов, средств, обусловливающих закономерности функционирования и развития объекта. Механизм может быть представлен как упорядоченная совокупность других механизмов как подсистем.
Предлагаем разработанное нами описание психолого-педагогического механизма
развития индивидуальности обучающихся подросткового и юношеского возраста, в основе которого лежат следующие виды его деятельности:
- управление внутренним, осознанным выбором деятельности, разрешающим конфликт альтернативных деятельностей, на основе управления мотивацией деятельности, волевыми действиями, критическим к себе отношением обусловливает:
- управление развитием и реализацией творческих способностей (самореализация) в этой деятельности на основе саморегуляции, предполагающей процесс самосозидания;
- рефлексию результата и процесса самореализации.
Произведем краткое пояснение, обоснование этого механизма.
Придерживаемся традиционного понимания того, что развитие индивидуальности обучающегося осуществляется в рамках процесса самореализации. В своей работе основываемся на концепции самореализации Г.К. Чернявской. К структурным компонентам самореализации личности обучающегося ученый относит: когнитивный блок (самоощущение, самонаблюдение,
самопознание, самооценка, самомодель); поведенческий блок (самоподготовка, самообразование, самовоспитание,
саморазвитие); регулятивный блок
(самоконтроль, саморегуляция,
самодисциплина), см. рис. 1 [16].
Считаем, что зона ближайшего развития индивидуальности обучающихся
подросткового и юношеского возраста предполагает развитие его самопознания, самооценки, самообразования, самовоспитания, саморазвития, саморегуляции, самодисциплины. Чтобы осуществить описание механизма развития индивидуальности обучающегося, нами был подвергнут анализу каждый компонент процесса самореализации личности
обучающегося подросткового и юношеского возраста, находящийся в зоне её ближайшего развития, и рассмотрено, как происходят проявления индивидуальности в рамках каждого компонента самореализации. Этот
анализ позволил нам осуществить описание всего механизма развития индивидуальности обучающегося.
Рисунок 1. - Структура процесса
Рассмотрение проявления индивидуальности обучающегося в процессе самореализации на этапах самопознания и самооценки показал, что учащийся, как субъект деятельности, инициируя ее, оказывается в ситуации выбора деятельности. В этом выборе деятельности проявляется и формируется индивидуальность обучающегося (выполнить творческое задание адаптивного типа, предполагающее осуществление поиска его решения с использованием ранее освоенных способов деятельности или выполнить творческое задание, требующее прорыва за границы своих способностей; подключиться к волонтерскому движению по уборке мусора или не пойти и др.). Выбор деятельности обусловлен конфликтом альтернативных деятельностей. В
выборе деятельности, как самоопределении, проявляется, формируется индивидуальность человека. Речь идет о внутреннем проявлении индивидуальности, которого не видно. Педагогическим механизмом управления обучающимся осознанным выбором
деятельности, то есть механизмом управления мотивацией деятельности является
организованное учителем/учениками
целеполагание выбираемой деятельности на основе рефлексии, осуществляемой с позиции системного мышления, ключевых характеристик индивидуальности, предполагающей ответы на поставленные вопросы.
Например: «Уважаемые ребята, вам предстоит выбрать одну деятельность из двух. Первая из них ориентирована на решение общественных проблем (семьи, социальных групп, человечества), вторая - на решение собственных проблем или развлечений.
самореализации человека (Г.К. Чернявская)
Например, первая деятельность - волонтерская деятельность / посадка кедров в каком-либо микрорайоне / помощь кому-либо и др. Вторая деятельность - игра в баскетбол / компьютерные игры и др. Вас волнуют только собственные проблемы? Интересно жить только своими проблемами, интересами, только ради себя? Результаты вашей деятельности привнесут вклад в развитие общества или все ваши размышления только о своем благополучии? Ваша деятельность предполагает готовность к самоограничению, подчинению своих интересов интересам Отечества, любви к Отечеству или вам предпочтительно думать только о своих интересах? В чем смысл выбранной вами деятельности? Как вы к ней относитесь? Вы будете гордиться своим выбором? Зачем вы будете выполнять эту деятельность? Почему вы будете выполнять эту деятельность?».
Таким образом, в основе механизма развития индивидуальности обучающегося на этапах самопознания, самооценки лежит управление его мотивацией деятельности, предполагающее организованное учителем/учеником
целеполагание, осуществляемое через рефлексию, основанную на системном мышлении как выходе за пределы своего Я, как внутреннем проявлении индивидуальности.
Проявления индивидуальности
обучающегося в процессе самореализации на этапе самообразования заключаются в осознанном выборе деятельности между самостоятельной, целенаправленной формой индивидуальной учебной деятельности и зависимой формой ее осуществления, основанной на помощи учителя. Механизм
развития индивидуальности обучающегося на этапе самообразования основывается на приложении волевых действий, основанных на их регуляции, противостоящих препятствующим факторам его деятельности.
Проявления индивидуальности
обучающегося в процессе самореализации на этапе самовоспитания связаны с осознанным выбором деятельности между самостоятельной, целенаправленной работой над собой и зависимой формой ее осуществления, основанной на помощи педагога, взрослого. Механизмом управления своим
самовоспитанием является критичность, реализуемая через рефлексию.
Рассмотрим, как происходят проявления индивидуальности обучающегося в процессе самореализации на этапе саморазвития. Саморазвитие человека обусловливает выход за пределы его актуального и возможного непосредственного опыта, сформированных навыков, качеств его личности, обеспечивающих ее движение (Л.С. Выготский). Выход за пределы наличных возможностей предполагает процесс самореализации.
Анализ работ ученых [15;8;3;6;2;1;4;11 и др.] позволил сделать выводы:
1) Постановка и решение проблем, творческих заданий адаптивного типа в процессе самореализации приводит к развитию личности обучающегося; постановка и решение проблем, творческих заданий эвристического, исследовательского, инновационного, смыслопорождающего типов обусловливает развитие личности в её индивидуальности.
2) Развитие индивидуальности обучающегося осуществляется через самосозидание, выражающееся в прорыве за границы своих способностей, позитивном превосхождении самого себя, самосовершенствовании. Прорыв за границы своих возможностей выражается в способностях обучающегося осуществлять постановку и решение проблем, творческих заданий эвристического, исследовательского, инновационного, смыслопорождающего типов; позитивное превосхождение самого себя предполагает готовность к самоограничению, подчинению своих интересов интересам Отечества, любовь к Отечеству как следование активной жизненной позиции, занятие гражданской позиции; приложение волевых усилий, преодоление своего эгоцентризма как осуществление выбора, принятие позиции, в том числе в контексте нравственности и др.; самосовершенствование обучающегося
проявляется в его способностях четко придерживаться принятого плана, связанного с саморазвитием, самообразованием,
самосовершенствованием.
Полагаем, что механизмом управления саморазвитием, осуществляемым на основе системы ценностей, является саморегуляция. Механизмом саморегуляции является рефлексия [10].
Таким образом, последовательное описание механизмов развития индивидуальности обучающегося на каждом этапе процесса самореализации обусловило описание всего механизма развития его индивидуальности, отмеченного нами в начале статьи. Вышеописанный механизм развития
индивидуальности обучающегося основывается на осознанном, свободном выборе деятельности, ориентированной на самореализацию обучающегося, предполагающую его самосозидание.
Механизм развития индивидуальности обучающегося дает возможность осуществить проектирование технологий педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося. Это проектирование
основывается на требованиях, предъявляемых к личностно ориентированным технологиям: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы для осуществления самостоятельных поступков, творчества, принятия решений, а также свободы выбора содержания, способов деятельности, учения, взаимодействия с окружающими, сотворчества с субъектами образования [2;5;9;12;14]. В нашем исследовании [7] на основе предложенного механизма разработаны технологии
педагогической поддержки развития
индивидуальности обучающегося. Таким образом, теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что описание психолого-педагогического механизма развития индивидуальности обучающегося открывает новые перспективы для интенсивного развития теории проектирования технологий
педагогической поддержки развития
индивидуальности обучающегося. Практическая значимость нашего исследования подразумевает, что рассматриваемый психолого-педагогический механизм может быть использован специалистами-практиками при моделировании авторских технологий педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося.
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 668 с.
2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и выш. пед. учеб. заведений / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560с.
3. Вентцель Л.Л. Этика и педагогика творческой личности / Л.Л. Вентцель. - М., 1912. -Т. 2. - 666 с.
4. Газман О.С. Самоопределение / О.С. Газман // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - 1995. - С. 82.
5. Гильмеева Р.Х. Инновационные технологии формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы (в преподавании гуманитарных дисциплин): монография / Р.Х. Гильмеева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Ю.Ю. Теренина и др.; под науч. ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. -Казань: изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. - 136 с.
6. Горбунов-Посадов И.И. Освобождение школы и народного просвещения / И.И. Горбунов-Посадов. - М., 1918. - 96 с.
7. Жураковская В.М. Становление индивидуальности старшеклассника в образовательном процессе: монография в 2 ч. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - Ч.1. - 192 с.
8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: «Питер», 2009. - 448 с.
9. Масленникова В.Ш. Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу в системе профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2013. - № 3. -
С. 58-66.
10. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека /
B.И. Моросанова // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 6. - С. 45.
11. Мухаметзянова Г.В. Научно-методическое обеспечение подготовки специалиста в профессиональной школе на основе оптимизации репродуктивного и продуктивного компонентов обучения: методическое пособие; под ред. С.Ю. Грузковой, В.С. Щербакова. - Казань: Изд-во «Данис», 2011. - 148 с.
12. Мухаметзянова Ф.Ш. Идеи толерантности межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2015. - № 1. -
C. 11-17.
13. Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 359 с.
14. Трегубова Т.М. Использование европейского опыта модернизации профессионального образования: новые парадигмы, образовательный перенос: материалы научно-практической конференции / Т.М. Трегубова. -Казань: «Печать-Сервис-XXI в.». - 2011. - С. 42-49.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: - М.: Просвещение, 2011.
16. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО», e-mail: [email protected]
Жураковская Вера Михайловна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования, Академия социального управления Московской области.
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian Academy of Education (RAE), doctor of education, full professor, head of the Institute of the Problems of National and Ungraded School of Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]
V. Zhurakovskaya (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Development of Education, the Academy of Social Management of Moscow region.