Научная статья на тему 'Структура новелл Д. С. Мережковского'

Структура новелл Д. С. Мережковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
383
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура новелл Д. С. Мережковского»

И.Я.Корчинская

Структура новелл Д.С.Мережковского

% Да

Филология

«Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского являются циклом новелл, так как имеют тесную близость сюжетов и мотивов, обладают едиными пространственно-временными рамками повествования, в них встречаем сквозных персонажей, им присуща ориентация на существующий контекст («Декамерон» Боккаччо),1 Можно утверждать, что циклообразующим элементом в «Итальянских новеллах» Д.С.Мережковского является их структура. Новеллы Д.С.Мережковского, заключённые в рамки одного цикла произведений, созданы по общему структурно-композиционному образцу, что тоже сказывается на их единстве как цикла.

Для жанра новеллы характерна строго структурированная композиция, довольно подробно исследованная И.А. Виноградовым. М,А. Петровским, Б.М. Эйхенбаумом, В.Б. Шкловским, A.A. Реформатским и др,2 Так как этот жанр обладает многовековой историей, то, естественно, он имеет устоявшуюся, традиционную структуру,

Структура новеллы, как правило, включает трёхчленную схему: завязку, разработку, развязку. Завязке новеллы может предстоять экспозиция, некая исходная ситуация, подготавливающая последующее движение сюжета. Экспозиция даётся в описании косвенном или прямом. Перед завязкой также может находиться предыстория, дающая доминанту сюжета, мотивировку для последующего развёртывания действия. Разработка -это непосредственно сам сюжет, основное действо новеллы, которое должно быть напряжённым (свойство Spanung), что и придаёт повествованию особый драматизм. Напряжённость повествования должна обязательно разрешиться кульминацией, за которой обычно и следует развязка новеллы, Далее может следовать (но не всегда) постистория новеллы, своеобразный эпилог с «комканьем временного масштаба»3, иногда дающий нечто новое, что не следует из предыдущего повествования. Такова простая схема традиционной новеллы, Эту структуру мы обнаружим при анализе композиции «Итальянских новелл» Д.С, Мережковского.

Первая новелла цикла «Любовь сильнее смерти» состоит из предыстории: смерть отца Джиневры - причина, по которой она с матерью оказалась в зависимости от дяди Maneo, прибравшего к рукам состояние брата. Далее следует экспозиция - прямое описание добродетельности и скромности главной героини новеллы. Завязка новеллы - намерение дяди Maneo выдать замуж племянницу против её воли за мессера Франче-ско. Основное действие новеллы представляет собой

свадьбу, на которой с невестой случился обморок, похожий на смерть, и пробуждение Джиневры в склепе,

Напряжённость повествования поддерживается ярким противопоставлением отношения к «мёртвой» Джи-невре со стороны родных (дяди, мужа, матери) и чужого, возлюбленного Джиневры, Антонио, оказавшегося роднее и ближе родственников по крови и закону. «Не найдя приюта у родных, пошла она к чужому»4. Развязка - счастливое соединение влюблённых. Постистория в новелле отсутствует, так как из развязки очевидно, что молодые жили долго и счастливо. Это же подтверждает одно из заключительных высказываний героини новеллы: «Нет у меня родных - ни мужа, ни дяди, ни матери. Все чужие, кроме тебя, ибо я для них - мёртвая, для тебя я - живая, и тебе одному принадлежу по праву»5,

Новелла «Наука любви» также имеет традиционную схему: экспозицию - описание мессера Фабрицио, -завязку - желание Буччоло познать науку любви, - разработку действия - объектом обучения становится жена ничего не подозревающего учителя, - кульминацию -прозрение обманутого мужа, - развязку - прощение любовника,

Напряжённость разработки сюжета в новелле держится на хитроумных действиях мадонны Джованны, супруги обманутого мужа, Мессер Фабрицио, несмотря на всю свою учёность, образованность, прозорливость и знание о предполагаемых свиданиях, не может уличить в неверности жену, Сам же признаётся соседями и братьями Джованны, восхваляющими её честность, сумасшедшим.

Новелла «Железное кольцо» начинается с косвенной характеристики главной героини (через поведение и речь): тщательно и подробно Мережковский описывает такие качества Виоланты, как строптивость, упрямство и гордыня, «Графиня Виоланта, стоя перед зеркалом, отказывалась надеть роскошное белое платье и капризничала, по своему обыкновению .,.», «,., Какое ношу всегда, такое и сегодня надену. Ни одного цве-ючка, ни одной ленточки не прибавлю»6. Такие подробности повествования необходимы, так как они исходная ситуация, посылка всего следующего действия новеллы. Если бы Виоланта не обладала такими свойствами характера, то была бы невозможна та «новость» («una novella»), которая является «импульсом» сюжета всей новеллы.

Здесь же, в экспозиции новеллы, читатель узнаёт о предстоящем сватовстве графа Рената, Предыстория новеллы - свадьба расстроена, невеста отказала жениху по пустячной причине. Завязка новеллы - желание

графа добиться любви своей невесты. Основное действие - необычный способ укрощения гордой Виоланты, перипетии, трудности и препятствия на пути героев. Кульминация новеллы связана с мотивом узнавания -полной неожиданностью для героини. Развязка - свадьба Виоланты и графа Рената.

Новелла «Рыцарь за прялкой» традиционно начинается с экспозиции, которая знакомит читателя с главным героем: бароном Ульрихом - представителем обедневшего знатного рода. В этой исходной ситуации задаётся мотив бедности, который в предыстории новеллы переходит в мотив скорого разорения, так как Ульрих женится на небогатой невесте и делает своей жене дорогие подарки, умаляя своё состояние. В предысторию новеллы также включён отъезд Ульриха на войну с неверными, заданный мотивом бедности; герою необходимо поправить своё материальное положение, Таким образом, неопытная Дианора остаётся в замке одна. Завязка новеллы - заклад барона Альберта и пана Владислава с Ульрихом в том, что Дианора, несмотря ни на какие ухищрения рыцарей, останется верна Ульриху, Основное действие - безуспешные попытки Альберта и Владислава склонить к неверности Дианору. Кульминация - наказание рыцарей (прядение и вязание), Развязка - прощение пленников, «хвастливая самонадеянность мужчин пристыжена к торжеству женщин».

Постистория в новелле показывает двух рыцарей в разные временные отрезки после рсзвязки, Альберта сразу же после своего помилования Ульрихом. Альберт «на придворном балу протанцевал в огромных безобразных чулках, связанных в тюрьме из его же собственной пряжи паном Владиславом»7.

Жизнь пана Владислава описана, возможно, полностью. «Пан зажил в Венеции припеваючи: он любил хвастать своими победами над венгерскими красавицами и подробно рассказывал...», но доходя в рассказе до известного места скромно умолкал, «лукаво подмигивая и покручивая длинный крашеный ус»8.

О главных героях после развязки уже ничего не говорится, так как модус анекдота, где сосредоточено необычное (важный элемент новеллы), в данном случае комическое, сосредоточено в действиях второстепенных персонажей: «неисправимый щёголь» и «угодник дам» Альберт, чтобы не лишиться богатств, танцует в уродливых чулках. Плут и хвастун пан Владислав прекрасно устраивается в Венеции.

В новелле «Превращение» рассказывается о шутке друзей над своим мрачным приятелем. Экспозиция описывает не главного героя - объекта шутки, а инициатора розыгрыша, знаменитого архитектора собора Мария дель Фьоре Ф. Брунеллеско. Завязка - решение разыграть товарища, художника Манетто. Разработка сюжета - обман Манетто, которого уверяют, что он превратился в Маттео, беспутного человека, игрока и неплательщика долгов. Напряжение повествования под-

держивается мнимыми братьями Маттео, священником, прохожими на улицах, заключёнными в долговой тюрьме, куда Манетто попадает в качестве Маттео. Кульминация - уверование Манетто в своё чудесное превращение. Развязка - всё встаёт на свои места, розыгрыш заканчивается, но испуганный Манетто покидает Флоренцию на несколько лет. Шутка друзей достигает своей цели: Манетто навсегда излечивается от припадков чёрной меланхолии.

Новелла «Святой Сатир» имеет похожую структуру: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и развязка. Первый элемент структуры новеллы традиционно представляет собой прямое описание главного героя, монаха. Следующий элемент структуры - это открытие тайны гробницы Святого Сатира. Основное действие новеллы - смущение праведника языческими полубогинями - нарушается вставным элементом структуры - промежуточной историей о самой возможности канонизации языческого божка. Наличие в новелле промежуточной истории - единственное структурное отличие «Святого Сатира» от предыдущих произведений.

Следует отметить, что промежуточная история в этой новелле выполняет функцию предыстории и должна бы находиться после экспозиции, Но такая организация новеллы не дала бы эффекта неожиданности жанровой наррации, История Святого Сатира, находясь между частями новеллы, не является промежуточной историей в подлинном смысле, так как не является отступлением от повествования, не выполняет функцию задержания и торможения сюжета, а наоборот, находится в гармонии с действием новеллы и создаёт напряжённость повествовательного дискурса. На основании этого можно считать, что новелла «Святой Сатир» в своей структурной организации не отступает от традиционной схемы. Кульминация новеллы - грехопадение фра Мино. Развязкой является смерть героя.

Новелла «Микеланджело» стоит особняком в цикле итальянских новелл Д.С.Мережковского. Одно из оснований говорить об этом - структура этого произведения. Писатель разбил повествование новеллы на главы, чего не было в предыдущих новеллах и что значительно облегчает выявление структуры новеллы.

Новелла «Микеланджело» содержит три истории. Значит, на сюжетном уровне принцип троичности остаётся. Сюжетом первой истории является постройка гробницы папы Юлия. Сюжет второй - история любви Микеланджело. Третья история, заключительная, повествует о создании «Страшного Суда» и о кончине мастера. Следуя за анализом структуры произведения «Развёртывание сюжета» В.Б.Шкловского, можно предположить, что в этой новелле Мережковский использует приём нанизывания. «При таком способе компоновки одна законченная новелла-мотив ставится после другой и связывается тем, что все они связаны единством действующего лица. <...> Именно путём нанизывания

происходит усвоение одной сказкой (в нашем случае новеллой - И.К.) мотивов другой»9. Этот факт особенно важен ввиду того, что до этого произведения мы имели дело с новеллами, построенными на мотиве любви с препятствиями.

Несёт определённую смысловую нагрузку и стихотворение, предшествующее тексту новеллы «Микеланд-жело». Поэтический текст как бы предпослан в качестве эпиграфа к произведению. Подобные эпиграфы присутствовали и в средневековых сборниках фацеций (предшественниц новеллы), и в сборниках немецких шванков, и в новеллах итальянских мастеров эпохи Возрождения. Находясь перед новеллой, фацецией или шванком, такой эпиграф, мог быть написан как в поэтической, так и в прозаической форме. Он знакомил читателя с содержанием художественного произведения, мог содержать авторскую оценку событий, происходящих в новелле, выражать авторскую позицию, взгляд писателя на предмет повествования,

Начинается стихотворение, стоящее перед прозаическим текстом новеллы, с последовательного перечисления и характеристики гениальных людей Италии, Они проходят перед нами своеобразной галереей образов: «Челлини, полный жаждой славы», «Бокаччио с приветливым лицом», «Макиавелли, друг царей лукавый», нежный Петрарка, «выходец из ада величавый» - Данте, да Винчи, но больше всех Мережковского пленяет главный герой его новеллы, который предстаёт в романтическом образе демона-бунтаря. Микеланджело в стихотворении - герой, «опытный в добре, как и во зле», любящий «красоту безмерную», «не вкушал покоя никогда», «Бог не утолил его печали». «Ты предо мной, ,,. как демон -безобразен и велик»10.

Таким образом, предпосланное новелле стихотворение даёт семантическую декодировку всему тексту новеллы. Трактовка образа Микеланджело в новелле Д.С.Мережковского как одинокого и угрюмого гения, не понятого своими современниками, не находящим счастья в своём существовании, задана в этом своеобразном эпиграфе к тексту новеллы.

Новелла «Микеланджело», как было отмечено ранее, традиционно начинается с экспозиции. Читатель вводится в курс дела с двух позиций, то есть экспозиция представлена в двух интерпретациях, что обусловлено требованием сюжета: необходима двойная оценка происходящему - внешняя (авторская) и внутренняя (персонажная). Такая экспозиция даёт читателю возможность включиться в смысл происходящего.

После экспозиции следует завязка, которая соотносится и с первым и с третьим сюжетами о Микеланджело, связанными с его творчеством. Значит, завязка новеллы не связана только с историей любви героя.

Первый сюжет новеллы повествует о несостоявшемся проекте гробницы папы Юлия II и о работе Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы. Третий

сюжет о Микеланджело носит более описательный (что впрочем, уже намечено и во втором сюжете о любви художника) и философский характер. В первом сюжете представлен период зрелости Буонарроти, а в третьем - старость и смерть мастера.

В первой части новеллы представлен герой, постоянно совершающий поступки: ссорится с папой, бежит от его гнева во Флоренцию, возвращается в Рим, долго и тщательно расписывает Сикстинскую капеллу, Во второй части новеллы Микеланджело отказывается «доработать» фреску «Страшный Суд», не отвечает на докучные просьбы Пьетро Аретино о каком-нибудь «ничтожном рисунке» для него. Последние годы ваятеля и художника проходят в тяжёлых размышлениях: «Ни живопись, ни ваяние более не утоляют моего сердца, об-ращённого к той Любви, которая на кресте, чтобы принять нас, открывает руки». «Он молился, но в душе его не было света Христова, и ему казалось, что он осуждён Богом на вечную погибель»11.

На первый взгляд, заканчивает свой земной путь Микеланджело подобно святым праведникам, тем более что мысль о святой жизни художника уже высказана на предыдущих страницах новеллы с оговоркой о его противлении Богу: «... к всеобщему удивлению, тело было не тронуто тлением: он лежал в гробу маленький, почернелый, высохший как мощи, Вокруг безобразного широкого рта были всё те же надменные, злые морщины. Их не разгладила смерть»12. Так не получается идиллического примирения с богом: герой не приходит к религиозной истине и не видит в Боге благости, Ещё более разрушают впечатление «о почившем в бозе» праведнике его похороны, которые устраивают с возможной пышностью академики. Вот восторженное описание оных Джорджо Вазари: «Как удачно был исполнен катафалк, как он был пышен, великолепен, и какое впечатление производили стоящие на нём статуи, -передать невозможно! Каждый из молодых людей старался выказать свои достоинства, и все они так хорошо выполнили своё дело, что статуи, после того, как их выбелили и подделали под мрамор, кажется, выросли и сделались гораздо изящнее»13 (выделено мной - И,К.). Эти статуи представляются карикатурами на творения мастера. Мережковский заключает, что это была последняя насмешка жизни над великим человеком: «лицо его в гробу хранило печать спокойного презрения»14.

В заключение следует отметить, что новелла «Микеланджело» в силу того, что является биографическим описанием жизни и творчества великого титана эпохи Возрождения и поэтому оперирует гораздо большим художественным материалом, нежели задействовано в других новеллах, имеет более усложнённую структуру, чем остальные произведения цикла. Но принцип трёхча-стной композиции прослеживается и в новелле «Микеланджело». Но такие исключения только поддерживают правило, так как структура новеллистического повествования многообразна. Эта мысль поддержана в рабо-

тах М.А.Петровского, А.А.Реформатского и др. исследователей. «Нарративная новеллистическая композиция не всегда встречается в чистом виде, сосуществуя с иными организующими моментами.,.»15.

1 Корчинская И.Я. «Итальянские новеллы» Д.С. Мережковского как цикл» II Современные проблемы филологии: Мат. междунар, науч.-практ, конф., посвященной 80-летию профессоров У.-Ж.Ш. Дондукова и Ц.Б. Будае8а, - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2003. - С, 105-107.

2 Виноградов И.А. О теории новеллы // Виноградов И.А. Борьба за стиль. - Л: Худож. лит., 1937. - С. 5 - 85. Петровский М.А. Морфология новеллы II Ars poética. Литературная секция. - М.: ГАХН, 1927. - Вып.1. - С, 69 - 100. Реформатский А.А. Опыт анализа новеллистической композиции II Семиотика: Сб. науч. тр. - М.: Радуга, 1983. - С. 557 - 566, Шкловский В.Б. О новелле II Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. - М.: Сов. писатель, 1959. -С. 139-181. И др.

0 Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции II Семиотика: Сб. науч. тр. - М.: Радуга, 1983. -

С. 563.

4 Мережковский Д.С, Итальянские новеллы. Т.Д. // Собр. соч. в 4-х т. - М.: Правда, 1990. - С. 382.

5 Там же. С.383.

6 Там же. С, 394,

7 Там же. С. 429.

8 Там же. С. 429 - 430.

9 Шкловский В,Б. Развёртывание сюжета. - М.: Опояз, 1921. - 60 с.

10 Мережковский Д.С. Итальянские новеллы. Т.4. // Собр. соч. в 4-х т. - М.: Правда, 1990. - С. 452 - 453.

11 Там же. С. 498.

12 Там же. С. 500.

13 Там же. С. 501.

14 Там же. С. 501.

15 Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции II Семиотика: Сб. науч. тр. - М,: Радуга, 1983. -С. 564.

Л.В.Бабкинова

Мотив мифологического времени в творчестве Н.Нимбуева

Размышления о времени, о его быстротечности, о месте человека в меняющемся мире занимают в художественном творчестве Н. Нимбуева значительное место. Воплотились они в поэзии и прозе автора, где заметную роль играет характерный для произведений поэта мотив мифологического времени, ориентация на прошлое, как недавнее, так и минувшее века назад. Н. Нимбуев стремится сохранить нравственные, культурные ценности бурятского народа, народное сознание и традиции, сформулированные в мифе как родовая память.

Доминирующей мифологической моделью времени в его творчестве является циклическая модель времени, этому способствует ритуальное повторение событий мифологического времени, вечное обновление природы. Линейный характер мифологического времени в отличие от циклического встречается реже в творчестве поэта. Так, линейность выявлена нами в стихотворениях «Легенда о времени», «Рождение звезды». Циклическое время находит отражение в природных явлениях, в смене времен года, в обыденной жизни.

Тоска по безвозвратному детству звучит во многих стихотворениях автора: О, солнечный двор Безмятежного детства! Ты крохотен,

Словно штанишки с подтяжкой -из них безнадежно я вырос!

/Нимбуев, 2003, с, 126/_

Лирический герой нуждается в мировом пространстве, в то же время он тоскует по сокровенному миру безмятежного детства, который ассоциируется с защищенностью и солнечным светом. Он сожалеет, что вынужден выйти за пределы дворика детства, вылететь из родового гнезда.

На конкретном социально-бытовом материале Намжил Нимбуев ставит и решает нравственные проблемы о смысле жизни, назначении человека. В стихотворениях «Милая, каждый вечер», пятистишиях «Старец дремал у церквушки», «Пьянчуга бил жену» и других созданы разные повседневные житейские ситуации. Сближает их стремление поэта открыть глубинный смысл жизни, подлинные ее ценности, Бытовые и житейские детали сугубо реалистичны, но несут философский смысл: смерть у Нимбуева закономерна в общем круге бытия: девочка умерла, а жизнь продолжается с ее бытовыми и житейскими заботами: Девчоночку какую-то хоронят, Родные плачут. Безутешна медь По вымокшим булыжникам Бреду в конце процессии, Забыв купить батон,

/Нимбуев, 2003, с. 176/ В поэзии Н. Нимбуева настоящее ассоциируется с негативными сторонами жизни, такими как жестокость,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.