Сложности применения теории расписаний при формировании оптимальных графиков загрузки технологических модулей обусловлены прежде всего, тем, что не представляется возможным в полном объеме учесть такие факторы производства продукции, как возможные остановки технологического оборудования из - за возникновения эксплуатационных отказов, необходимости проведения профилактических, регламентных работ подналадки оборудования, Наряду с этим возникают значительные проблемы при увеличении количества технологических модулей, для которых формируется оптимальное расписание производства заданного объема продукции.
Существующие в настоящее время подходы к решению задач оптимального ОПП основаны на дифференцированном использовании методов математического программирования, в частности, линейного программирования и теории расписаний. Это обусловлено, в первую очередь, структурными различиями самих задач, решения которых могут быть получены с применением этих методов. Так, линейное программирование позволяет только оптимизировать загрузку технологического оборудования в зависимости от выбранного критерия оптимальности с учетом достаточно широкого круга ограничений, характеризующих условия эксплуатации оборудования. Формирование же оптимальных календарных графиков производства заданного объема продукции с использованием линейного программирования достаточно проблематично и поэтому для решения этой задачи чаще всего применяют методы теории расписаний. Вместе с тем, оптимальное оперативно -производственное планирование предполагает выработку согласованных управленческих решений как в части распределения запланированных к производству объемов готовой продукции, так и в части формирования календарных графиков ее выпуска. При этом также необходимо учесть не только изменение эксплуатационных характеристик используемого технологического оборудования, но и специфику непосредственно процесса производства продукции в целом.
Учитывая основные недостатки, выявленные при использовании методов линейного программирования и
теории расписании, а именно, отсутствие учета эксплуатационных ограничений технологических модулей и отклонение показателей качества выпускаемой продукции, предполагается комбинированное использование рассмотренных методов для решения ключевых задач оперативно - производственного планирования.
Библиографический список
L Ашманов С.А. Линейное программирование. - М,: Наука, 1981. - 340 с.
2. Бункин ВА, Курицкий 5.Я. Решение задач оптимизации в управлении машиностроительным производством. - Л: Машиностроение, 1976, - 232 с.
3. Воронин В.Г. Экономико - математические методы и модели планирования и управления в пищевой промышленности. - М.: Агропромиздат, 1986. - 303 с.
4. Еремин И.И. Противоречивые модели оптимального планирования. - М.: Наука, 1988.- 160 с.
5. Конвей Р.В., Максвелл ВЛ, Миллер ЛВ. Теория расписаний. - М.: Наука, 1975. - 360 с.
6. Прущак О.В, Экономико - математические методы и модели в организации., планировании и управлении на предприятиях пищевой промышленности: Учебное пособие. - Саратов. Издат. Центр. Сарат. экон. академ., 1996. - 165 с.
7. Смоляр ЛИ. Оперативно - календарное планирование: Модели и методы. - М.: Экономика, 1979.- 136 с.
8. Смоляр ЛИ. Модели оперативного планирования в машиностроительном производстве. - М.: Наука, 1978. - 214 с.
9. Танаев B.C., Гордон B.C., Шафранский Я.М. Теория расписаний: одностадийные системы. - М.: Наука, 1984. - 381 с.
10. Танаев B.C., Шкурба В.В. Введение в теорию расписаний. - М.: Наука, 1975. - 285 с.
11. Тимковский В.Г. Дискретная математика в мире станков и деталей. - М.: Наука, 1992. - 144 с.
12. Система моделей оптимального планирования/Под ред. Федоренко НД - М.: Наука, 1975. - 376 с.
13. Теория расписаний и вычислительные машины/Под ред. Коффмана Э.Г.. М.: Наука, 1984. - 334 с.
14. Graham R.L., Lawler E.L., Lenstra J.K. Optimization and approximation in deterministic sequencing and scheduling: A survey II Ann. Discrete Math. 1979. Vol. 5. P. 287 - 326,
15. Moor J.M. An u job one machine sequencing algorithm for minimizing the number of late jobs//Manag. Sei. 1968. Vol 15. P. 102 - 109,
А.С.Беляев
Методика оптимизации структуры генерирующих мощностей на основе многокритериальной модели с комплексным учетом надежности
В соответствие с основными направлениями социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу и энергетической стратегией России ожи-
дается устойчивый рост электропотребления порядка 3% в год. В результате, потребление электроэнергии достигнет в 2020 г. 1545 млрд. кВт.ч. Уровень макси-
Экономика
мольного потребления электроэнергии 1990 г. будет превышен на 6 % уже в 2010 г. Такое увеличение потребления мощности потребует решения ряда задач, основной из которых является рационализация структуры существующих, а также оптимизация вновь вводимых генерирующих мощностей.
Задача оптимизации структуры генерирующих мощностей (СГМ) электроэнергетических систем (ЭЭС) заключается в определении значения суммарных мощностей различных типов электростанций, а также пропускных способностей линий электропередачи, обеспечивающих минимум приведенных затрат по ЭЭС, с учетом существующей структуры сети, динамики роста нагрузок и электропотребления, а также набора возможных к сооружению типов электростанций и их технико-экономических характеристик, состава, объема и стоимостных показателей энергетических и других видов ресурсов,
В настоящее время отечественное оборудование, составляющее техническую основу электроэнергетики, морально устарело, уступает современным требованиям и лучшим мировым изделиям. Наличие в энергосистемах изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого уже превысила 15 процентов всех мощностей, и отсутствие возможности его восстановления связано с технологическими отказами, авариями и, как следствие, снижением надёжности электроснабжения. Таким образом, становится очевидной необходимость учета не только экономической эффективности функционирования электроэнергетических систем, но также и других целей управления их развитием, частным случаем которых является надежность функционирования ЭЭС,
В настоящее время в практике проектирования применяется субъективный подход, основанный на выборе из нескольких вариантов того, который в наибольшей степени удовлетворяет разнонаправленным условиям надежности и экономичности, Выбор производится на основании оценок команды экспертов, что приводит к субъективизму в принятии решений.
Автором разработана методика оптимизации СГМ на основе комплексного учета единичных свойств надежности с помощью экономических оценок в многокритериальной задаче. Разработанный подход лишен субъективизма и дает более оптимальную структуру генерирующих мощностей энергосистемы с учетом таких целей развития как экономичность и надежность. Был проведен комплексный анализ свойства надежности энергосистемы, Выделены основные цели надежности, необходимые при оптимизации СГМ на долгосрочную перспективу. Также в ходе работы составлены критерии достижения этих целей на основе единичных свойств показателей надежности. Для реализации разработанной методики создан программный комплекс для задач оптимизации структуры генерирующих. С помощью программы удалось провести анализ влияния исходных данных задачи оптимизации СГМ на устойчивость экономических оценок надежности методом планирования многофакторного эксперимента,
Разработанная методика и программное обеспечение направлены на решение задачи развития энергосистемы с учетом надежности. Они могут быть использованы в проектных и исследовательских организациях при разработке стратегии развития электроэнергетической системы,
И.Я.Корчинская
Структура новелл Д.С.Мережковского
% Да
Филология
«Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского являются циклом новелл, так как имеют тесную близость сюжетов и мотивов, обладают едиными пространственно-временными рамками повествования, в них встречаем сквозных персонажей, им присуща ориентация на существующий контекст («Декамерон» Боккаччо),1 Можно утверждать, что циклообразующим элементом в «Итальянских новеллах» Д.С.Мережковского является их структура. Новеллы Д.С.Мережковского, заключённые в рамки одного цикла произведений, созданы по общему структурно-композиционному образцу, что тоже сказывается на их единстве как цикла.
Для жанра новеллы характерна строго структурированная композиция, довольно подробно исследованная И.А. Виноградовым. М,А. Петровским, Б.М. Эйхенбаумом, В.Б. Шкловским, A.A. Реформатским и др,2 Так как этот жанр обладает многовековой историей, то, естественно, он имеет устоявшуюся, традиционную структуру,
Структура новеллы, как правило, включает трёхчленную схему: завязку, разработку, развязку. Завязке новеллы может предстоять экспозиция, некая исходная ситуация, подготавливающая последующее движение сюжета. Экспозиция даётся в описании косвенном или прямом. Перед завязкой также может находиться предыстория, дающая доминанту сюжета, мотивировку для последующего развёртывания действия. Разработка -это непосредственно сам сюжет, основное действо новеллы, которое должно быть напряжённым (свойство Spanung), что и придаёт повествованию особый драматизм. Напряжённость повествования должна обязательно разрешиться кульминацией, за которой обычно и следует развязка новеллы, Далее может следовать (но не всегда) постистория новеллы, своеобразный эпилог с «комканьем временного масштаба»3, иногда дающий нечто новое, что не следует из предыдущего повествования. Такова простая схема традиционной новеллы. Эту структуру мы обнаружим при анализе композиции «Итальянских новелл» Д.С. Мережковского.
Первая новелла цикла «Любовь сильнее смерти» состоит из предыстории: смерть отца Джиневры - причина, по которой она с матерью оказалась в зависимости от дяди Maneo, прибравшего к рукам состояние брата. Далее следует экспозиция - прямое описание добродетельности и скромности главной героини новеллы. Завязка новеллы - намерение дяди Maneo выдать замуж племянницу против её воли за мессера Франче-ско. Основное действие новеллы представляет собой
свадьбу, на которой с невестой случился обморок, похожий на смерть, и пробуждение Джиневры в склепе,
Напряжённость повествования поддерживается ярким противопоставлением отношения к «мёртвой» Джи-невре со стороны родных (дяди, мужа, матери) и чужого, возлюбленного Джиневры, Антонио, оказавшегося роднее и ближе родственников по крови и закону. «Не найдя приюта у родных, пошла она к чужому»4. Развязка - счастливое соединение влюблённых. Постистория в новелле отсутствует, так как из развязки очевидно, что молодые жили долго и счастливо. Это же подтверждает одно из заключительных высказываний героини новеллы: «Нет у меня родных - ни мужа, ни дяди, ни матери. Все чужие, кроме тебя, ибо я для них - мёртвая, для тебя я - живая, и тебе одному принадлежу по праву»5,
Новелла «Наука любви» также имеет традиционную схему: экспозицию - описание мессера Фабрицио, -завязку - желание Буччоло познать науку любви, - разработку действия - объектом обучения становится жена ничего не подозревающего учителя, - кульминацию -прозрение обманутого мужа, - развязку - прощение любовника,
Напряжённость разработки сюжета в новелле держится на хитроумных действиях мадонны Джованны, супруги обманутого мужа, Мессер Фабрицио, несмотря на всю свою учёность, образованность, прозорливость и знание о предполагаемых свиданиях, не может уличить в неверности жену, Сам же признаётся соседями и братьями Джованны, восхваляющими её честность, сумасшедшим.
Новелла «Железное кольцо» начинается с косвенной характеристики главной героини (через поведение и речь): тщательно и подробно Мережковский описывает такие качества Виоланты, как строптивость, упрямство и гордыня, «Графиня Виоланта, стоя перед зеркалом, отказывалась надеть роскошное белое платье и капризничала, по своему обыкновению .,.», «,., Какое ношу всегда, такое и сегодня надену. Ни одного цве-ючка, ни одной ленточки не прибавлю»6. Такие подробности повествования необходимы, так как они исходная ситуация, посылка всего следующего действия новеллы. Если бы Виоланта не обладала такими свойствами характера, то была бы невозможна та «новость» («una novella»), которая является «импульсом» сюжета всей новеллы.
Здесь же, в экспозиции новеллы, читатель узнаёт о предстоящем сватовстве графа Рената, Предыстория новеллы - свадьба расстроена, невеста отказала жениху по пустячной причине. Завязка новеллы - желание
Филология
графа добиться любви своей невесты. Основное действие - необычный способ укрощения гордой Виоланты, перипетии, трудности и препятствия на пути героев. Кульминация новеллы связана с мотивом узнавания -полной неожиданностью для героини. Развязка - свадьба Виоланты и графа Рената.
Новелла «Рыцарь за прялкой» традиционно начинается с экспозиции, которая знакомит читателя с главным героем: бароном Ульрихом - представителем обедневшего знатного рода. В этой исходной ситуации задаётся мотив бедности, который в предыстории новеллы переходит в мотив скорого разорения, так как Ульрих женится на небогатой невесте и делает своей жене дорогие подарки, умаляя своё состояние. В предысторию новеллы также включён отъезд Ульриха на войну с неверными, заданный мотивом бедности; герою необходимо поправить своё материальное положение, Таким образом, неопытная Дианора остаётся в замке одна. Завязка новеллы - заклад барона Альберта и пана Владислава с Ульрихом в том, что Дианора, несмотря ни на какие ухищрения рыцарей, останется верна Ульриху, Основное действие - безуспешные попытки Альберта и Владислава склонить к неверности Дианору. Кульминация - наказание рыцарей (прядение и вязание), Развязка - прощение пленников, «хвастливая самонадеянность мужчин пристыжена к торжеству женщин».
Постистория в новелле показывает двух рыцарей в разные временные отрезки после рсзвязки, Альберта сразу же после своего помилования Ульрихом. Альберт «на придворном балу протанцевал в огромных безобразных чулках, связанных в тюрьме из его же собственной пряжи паном Владиславом»7.
Жизнь пана Владислава описана, возможно, полностью. «Пан зажил в Венеции припеваючи: он любил хвастать своими победами над венгерскими красавицами и подробно рассказывал...», но доходя в рассказе до известного места скромно умолкал, «лукаво подмигивая и покручивая длинный крашеный ус»8.
О главных героях после развязки уже ничего не говорится, так как модус анекдота, где сосредоточено необычное (важный элемент новеллы), в данном случае комическое, сосредоточено в действиях второстепенных персонажей: «неисправимый щёголь» и «угодник дам» Альберт, чтобы не лишиться богатств, танцует в уродливых чулках. Плут и хвастун пан Владислав прекрасно устраивается в Венеции.
В новелле «Превращение» рассказывается о шутке друзей над своим мрачным приятелем. Экспозиция описывает не главного героя - объекта шутки, а инициатора розыгрыша, знаменитого архитектора собора Мария дель Фьоре Ф. Брунеллеско. Завязка - решение разыграть товарища, художника Манетто. Разработка сюжета - обман Манетто, которого уверяют, что он превратился в Маттео, беспутного человека, игрока и неплательщика долгов. Напряжение повествования под-
держивается мнимыми братьями Маттео, священником, прохожими на улицах, заключёнными в долговой тюрьме, куда Манетто попадает в качестве Маттео. Кульминация - уверование Манетто в своё чудесное превращение. Развязка - всё встаёт на свои места, розыгрыш заканчивается, но испуганный Манетто покидает Флоренцию на несколько лет. Шутка друзей достигает своей цели: Манетто навсегда излечивается от припадков чёрной меланхолии.
Новелла «Святой Сатир» имеет похожую структуру: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и развязка. Первый элемент структуры новеллы традиционно представляет собой прямое описание главного героя, монаха. Следующий элемент структуры - это открытие тайны гробницы Святого Сатира. Основное действие новеллы - смущение праведника языческими полубогинями - нарушается вставным элементом структуры - промежуточной историей о самой возможности канонизации языческого божка. Наличие в новелле промежуточной истории - единственное структурное отличие «Святого Сатира» от предыдущих произведений.
Следует отметить, что промежуточная история в этой новелле выполняет функцию предыстории и должна бы находиться после экспозиции, Но такая организация новеллы не дала бы эффекта неожиданности жанровой наррации, История Святого Сатира, находясь между частями новеллы, не является промежуточной историей в подлинном смысле, так как не является отступлением от повествования, не выполняет функцию задержания и торможения сюжета, а наоборот, находится в гармонии с действием новеллы и создаёт напряжённость повествовательного дискурса. На основании этого можно считать, что новелла «Святой Сатир» в своей структурной организации не отступает от традиционной схемы. Кульминация новеллы - грехопадение фра Мино. Развязкой является смерть героя.
Новелла «Микеланджело» стоит особняком в цикле итальянских новелл Д.С.Мережковского. Одно из оснований говорить об этом - структура этого произведения. Писатель разбил повествование новеллы на главы, чего не было в предыдущих новеллах и что значительно облегчает выявление структуры новеллы.
Новелла «Микеланджело» содержит три истории. Значит, на сюжетном уровне принцип троичности остаётся. Сюжетом первой истории является постройка гробницы папы Юлия. Сюжет второй - история любви Микеланджело. Третья история, заключительная, повествует о создании «Страшного Суда» и о кончине мастера. Следуя за анализом структуры произведения «Развёртывание сюжета» В.Б.Шкловского, можно предположить, что в этой новелле Мережковский использует приём нанизывания. «При таком способе компоновки одна законченная новелла-мотив ставится после другой и связывается тем, что все они связаны единством действующего лица. <...> Именно путём нанизывания