Научная статья на тему 'Поддержка информационной составляющей технологии организации учебного процесса'

Поддержка информационной составляющей технологии организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка информационной составляющей технологии организации учебного процесса»

графа добиться любви своей невесты. Основное действие - необычный способ укрощения гордой Виоланты, перипетии, трудности и препятствия на пути героев. Кульминация новеллы связана с мотивом узнавания -полной неожиданностью для героини. Развязка - свадьба Виоланты и графа Рената.

Новелла «Рыцарь за прялкой» традиционно начинается с экспозиции, которая знакомит читателя с главным героем: бароном Ульрихом - представителем обедневшего знатного рода. В этой исходной ситуации задаётся мотив бедности, который в предыстории новеллы переходит в мотив скорого разорения, так как Ульрих женится на небогатой невесте и делает своей жене дорогие подарки, умаляя своё состояние. В предысторию новеллы также включён отъезд Ульриха на войну с неверными, заданный мотивом бедности; герою необходимо поправить своё материальное положение, Таким образом, неопытная Дианора остаётся в замке одна. Завязка новеллы - заклад барона Альберта и пана Владислава с Ульрихом в том, что Дианора, несмотря ни на какие ухищрения рыцарей, останется верна Ульриху, Основное действие - безуспешные попытки Альберта и Владислава склонить к неверности Дианору. Кульминация - наказание рыцарей (прядение и вязание), Развязка - прощение пленников, «хвастливая самонадеянность мужчин пристыжена к торжеству женщин».

Постистория в новелле показывает двух рыцарей в разные временные отрезки после рсзвязки, Альберта сразу же после своего помилования Ульрихом. Альберт «на придворном балу протанцевал в огромных безобразных чулках, связанных в тюрьме из его же собственной пряжи паном Владиславом»7.

Жизнь пана Владислава описана, возможно, полностью. «Пан зажил в Венеции припеваючи: он любил хвастать своими победами над венгерскими красавицами и подробно рассказывал...», но доходя в рассказе до известного места скромно умолкал, «лукаво подмигивая и покручивая длинный крашеный ус»8.

О главных героях после развязки уже ничего не говорится, так как модус анекдота, где сосредоточено необычное (важный элемент новеллы), в данном случае комическое, сосредоточено в действиях второстепенных персонажей: «неисправимый щёголь» и «угодник дам» Альберт, чтобы не лишиться богатств, танцует в уродливых чулках. Плут и хвастун пан Владислав прекрасно устраивается в Венеции.

В новелле «Превращение» рассказывается о шутке друзей над своим мрачным приятелем. Экспозиция описывает не главного героя - объекта шутки, а инициатора розыгрыша, знаменитого архитектора собора Мария дель Фьоре Ф. Брунеллеско. Завязка - решение разыграть товарища, художника Манетто. Разработка сюжета - обман Манетто, которого уверяют, что он превратился в Маттео, беспутного человека, игрока и неплательщика долгов. Напряжение повествования под-

держивается мнимыми братьями Маттео, священником, прохожими на улицах, заключёнными в долговой тюрьме, куда Манетто попадает в качестве Маттео. Кульминация - уверование Манетто в своё чудесное превращение. Развязка - всё встаёт на свои места, розыгрыш заканчивается, но испуганный Манетто покидает Флоренцию на несколько лет. Шутка друзей достигает своей цели: Манетто навсегда излечивается от припадков чёрной меланхолии.

Новелла «Святой Сатир» имеет похожую структуру: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и развязка. Первый элемент структуры новеллы традиционно представляет собой прямое описание главного героя, монаха. Следующий элемент структуры - это открытие тайны гробницы Святого Сатира. Основное действие новеллы - смущение праведника языческими полубогинями - нарушается вставным элементом структуры - промежуточной историей о самой возможности канонизации языческого божка. Наличие в новелле промежуточной истории - единственное структурное отличие «Святого Сатира» от предыдущих произведений.

Следует отметить, что промежуточная история в этой новелле выполняет функцию предыстории и должна бы находиться после экспозиции, Но такая организация новеллы не дала бы эффекта неожиданности жанровой наррации, История Святого Сатира, находясь между частями новеллы, не является промежуточной историей в подлинном смысле, так как не является отступлением от повествования, не выполняет функцию задержания и торможения сюжета, а наоборот, находится в гармонии с действием новеллы и создаёт напряжённость повествовательного дискурса. На основании этого можно считать, что новелла «Святой Сатир» в своей структурной организации не отступает от традиционной схемы. Кульминация новеллы - грехопадение фра Мино. Развязкой является смерть героя.

Новелла «Микеланджело» стоит особняком в цикле итальянских новелл Д.С.Мережковского. Одно из оснований говорить об этом - структура этого произведения. Писатель разбил повествование новеллы на главы, чего не было в предыдущих новеллах и что значительно облегчает выявление структуры новеллы.

Новелла «Микеланджело» содержит три истории. Значит, на сюжетном уровне принцип троичности остаётся. Сюжетом первой истории является постройка гробницы папы Юлия. Сюжет второй - история любви Микеланджело. Третья история, заключительная, повествует о создании «Страшного Суда» и о кончине мастера. Следуя за анализом структуры произведения «Развёртывание сюжета» В.Б.Шкловского, можно предположить, что в этой новелле Мережковский использует приём нанизывания. «При таком способе компоновки одна законченная новелла-мотив ставится после другой и связывается тем, что все они связаны единством действующего лица. <...> Именно путём нанизывания

происходит усвоение одной сказкой (в нашем случае новеллой - И.К.) мотивов другой»9. Этот факт особенно важен ввиду того, что до этого произведения мы имели дело с новеллами, построенными на мотиве любви с препятствиями.

Несёт определённую смысловую нагрузку и стихотворение, предшествующее тексту новеллы «Микеланд-жело». Поэтический текст как бы предпослан в качестве эпиграфа к произведению. Подобные эпиграфы присутствовали и в средневековых сборниках фацеций (предшественниц новеллы), и в сборниках немецких шванков, и в новеллах итальянских мастеров эпохи Возрождения. Находясь перед новеллой, фацецией или шванком, такой эпиграф, мог быть написан как в поэтической, так и в прозаической форме. Он знакомил читателя с содержанием художественного произведения, мог содержать авторскую оценку событий, происходящих в новелле, выражать авторскую позицию, взгляд писателя на предмет повествования,

Начинается стихотворение, стоящее перед прозаическим текстом новеллы, с последовательного перечисления и характеристики гениальных людей Италии, Они проходят перед нами своеобразной галереей образов: «Челлини, полный жаждой славы», «Бокаччио с приветливым лицом», «Макиавелли, друг царей лукавый», нежный Петрарка, «выходец из ада величавый» - Данте, да Винчи, но больше всех Мережковского пленяет главный герой его новеллы, который предстаёт в романтическом образе демона-бунтаря. Микеланджело в стихотворении - герой, «опытный в добре, как и во зле», любящий «красоту безмерную», «не вкушал покоя никогда», «Бог не утолил его печали». «Ты предо мной, ,,. как демон -безобразен и велик»10.

Таким образом, предпосланное новелле стихотворение даёт семантическую декодировку всему тексту новеллы. Трактовка образа Микеланджело в новелле Д.С.Мережковского как одинокого и угрюмого гения, не понятого своими современниками, не находящим счастья в своём существовании, задана в этом своеобразном эпиграфе к тексту новеллы.

Новелла «Микеланджело», как было отмечено ранее, традиционно начинается с экспозиции. Читатель вводится в курс дела с двух позиций, то есть экспозиция представлена в двух интерпретациях, что обусловлено требованием сюжета: необходима двойная оценка происходящему - внешняя (авторская) и внутренняя (персонажная). Такая экспозиция даёт читателю возможность включиться в смысл происходящего.

После экспозиции следует завязка, которая соотносится и с первым и с третьим сюжетами о Микеланджело, связанными с его творчеством. Значит, завязка новеллы не связана только с историей любви героя.

Первый сюжет новеллы повествует о несостоявшемся проекте гробницы папы Юлия II и о работе Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы. Третий

сюжет о Микеланджело носит более описательный (что впрочем, уже намечено и во втором сюжете о любви художника) и философский характер. В первом сюжете представлен период зрелости Буонарроти, а в третьем - старость и смерть мастера.

В первой части новеллы представлен герой, постоянно совершающий поступки: ссорится с папой, бежит от его гнева во Флоренцию, возвращается в Рим, долго и тщательно расписывает Сикстинскую капеллу, Во второй части новеллы Микеланджело отказывается «доработать» фреску «Страшный Суд», не отвечает на докучные просьбы Пьетро Аретино о каком-нибудь «ничтожном рисунке» для него. Последние годы ваятеля и художника проходят в тяжёлых размышлениях: «Ни живопись, ни ваяние более не утоляют моего сердца, об-ращённого к той Любви, которая на кресте, чтобы принять нас, открывает руки». «Он молился, но в душе его не было света Христова, и ему казалось, что он осуждён Богом на вечную погибель»11.

На первый взгляд, заканчивает свой земной путь Микеланджело подобно святым праведникам, тем более что мысль о святой жизни художника уже высказана на предыдущих страницах новеллы с оговоркой о его противлении Богу: «... к всеобщему удивлению, тело было не тронуто тлением: он лежал в гробу маленький, почернелый, высохший как мощи, Вокруг безобразного широкого рта были всё те же надменные, злые морщины. Их не разгладила смерть»12. Так не получается идиллического примирения с богом: герой не приходит к религиозной истине и не видит в Боге благости, Ещё более разрушают впечатление «о почившем в бозе» праведнике его похороны, которые устраивают с возможной пышностью академики. Вот восторженное описание оных Джорджо Вазари: «Как удачно был исполнен катафалк, как он был пышен, великолепен, и какое впечатление производили стоящие на нём статуи, -передать невозможно! Каждый из молодых людей старался выказать свои достоинства, и все они так хорошо выполнили своё дело, что статуи, после того, как их выбелили и подделали под мрамор, кажется, выросли и сделались гораздо изящнее»13 (выделено мной - И,К.). Эти статуи представляются карикатурами на творения мастера. Мережковский заключает, что это была последняя насмешка жизни над великим человеком: «лицо его в гробу хранило печать спокойного презрения»14.

В заключение следует отметить, что новелла «Микеланджело» в силу того, что является биографическим описанием жизни и творчества великого титана эпохи Возрождения и поэтому оперирует гораздо большим художественным материалом, нежели задействовано в других новеллах, имеет более усложнённую структуру, чем остальные произведения цикла. Но принцип трёхча-стной композиции прослеживается и в новелле «Микеланджело». Но такие исключения только поддерживают правило, так как структура новеллистического повествования многообразна. Эта мысль поддержана в рабо-

тах М.А.Петровского, А.А.Реформатского и др. исследователей. «Нарративная новеллистическая композиция не всегда встречается в чистом виде, сосуществуя с иными организующими моментами.,.»15.

1 Корчинская И.Я. «Итальянские новеллы» Д.С. Мережковского как цикл» II Современные проблемы филологии: Мат. междунар, науч.-практ, конф., посвященной 80-летию профессоров У.-Ж.Ш. Дондукова и Ц.Б. Будаева, - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2003. - С, 105-107.

2 Виноградов И.А. О теории новеллы // Виноградов И.А. Борьба за стиль. - Л: Худож. лит., 1937. - С. 5 - 85. Петровский М.А. Морфология новеллы II Ars poética. Литературная секция. - М.: ГАХН, 1927. - Вып.1. - С, 69 - 100. Реформатский А.А. Опыт анализа новеллистической композиции II Семиотика: Сб. науч. тр. - М.: Радуга, 1983. - С. 557 - 566, Шкловский В.Б. О новелле II Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. - М.: Сов. писатель, 1959. -С. 139-181. И др.

0 Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции II Семиотика: Сб. науч. тр. - М.: Радуга, 1983. -

С. 563.

4 Мережковский Д.С, Итальянские новеллы. Т.Д. // Собр. соч. в 4-х т. - М.: Правда, 1990. - С. 382.

5 Там же. С.383.

6 Там же. С, 394.

7 Там же. С. 429.

8 Там же. С. 429 - 430.

9 Шкловский В,Б. Развёртывание сюжета. - М.: Опояз, 1921. - 60 с.

10 Мережковский Д.С. Итальянские новеллы. Т.4. // Собр. соч. в 4-х т. - М.: Правда, 1990. - С. 452 - 453.

11 Там же. С. 498.

12 Там же. С. 500.

13 Там же. С. 501.

14 Там же. С. 501.

15 Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции II Семиотика: Сб. науч. тр. - М,: Радуга, 1983. -С. 564.

Л.В.Бабкинова

Мотив мифологического времени в творчестве Н.Нимбуева

Размышления о времени, о его быстротечности, о месте человека в меняющемся мире занимают в художественном творчестве Н. Нимбуева значительное место. Воплотились они в поэзии и прозе автора, где заметную роль играет характерный для произведений поэта мотив мифологического времени, ориентация на прошлое, как недавнее, так и минувшее века назад. Н. Нимбуев стремится сохранить нравственные, культурные ценности бурятского народа, народное сознание и традиции, сформулированные в мифе как родовая память.

Доминирующей мифологической моделью времени в его творчестве является циклическая модель времени, этому способствует ритуальное повторение событий мифологического времени, вечное обновление природы. Линейный характер мифологического времени в отличие от циклического встречается реже в творчестве поэта. Так, линейность выявлена нами в стихотворениях «Легенда о времени», «Рождение звезды». Циклическое время находит отражение в природных явлениях, в смене времен года, в обыденной жизни.

Тоска по безвозвратному детству звучит во многих стихотворениях автора: О, солнечный двор Безмятежного детства! Ты крохотен,

Словно штанишки с подтяжкой -из них безнадежно я вырос!

/Нимбуев, 2003, с, 126/_

Лирический герой нуждается в мировом пространстве, в то же время он тоскует по сокровенному миру безмятежного детства, который ассоциируется с защищенностью и солнечным светом. Он сожалеет, что вынужден выйти за пределы дворика детства, вылететь из родового гнезда.

На конкретном социально-бытовом материале Намжил Нимбуев ставит и решает нравственные проблемы о смысле жизни, назначении человека. В стихотворениях «Милая, каждый вечер», пятистишиях «Старец дремал у церквушки», «Пьянчуга бил жену» и других созданы разные повседневные житейские ситуации. Сближает их стремление поэта открыть глубинный смысл жизни, подлинные ее ценности. Бытовые и житейские детали сугубо реалистичны, но несут философский смысл: смерть у Нимбуева закономерна в общем круге бытия: девочка умерла, а жизнь продолжается с ее бытовыми и житейскими заботами: Девчоночку какую-то хоронят, Родные плачут. Безутешна медь По вымокшим булыжникам Бреду в конце процессии, Забыв купить батон,

/Нимбуев, 2003, с. 176/ В поэзии Н. Нимбуева настоящее ассоциируется с негативными сторонами жизни, такими как жестокость,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.