Научная статья на тему 'Структура мотивного комплекса в любовной лирике Константина Симонова'

Структура мотивного комплекса в любовной лирике Константина Симонова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
849
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. СИМОНОВ / ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / KONSTANTIN SIMONOV / LOVE LYRICS / LYRIC CYCLE / MOTIVE COMPLEX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Ирина Фёдоровна

Тема любви в лирике Константина Симонова рассматривается в статье как сложный, многоаспектный мотивный комплекс. Делаются выводы о его полисемантической природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the motivational complex in love lyrics by Konstantin Simonov

The theme of love in the lyrics by Konstantin Simonov is considered as a multidimensional motive complex. Conclusions about the nature of its polysemy are made in the article.

Текст научной работы на тему «Структура мотивного комплекса в любовной лирике Константина Симонова»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ШТУДИИ

10.01.00 - Литературоведение

СТРУКТУРА

МОТИВНОГО КОМПЛЕКСА В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ КОНСТАНТИНА СИМОНОВА

Ирина Фёдоровна ГЕРАСИМОВА,

доктор филологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского государственного института культуры (Рязанский филиал), г. Рязань e-mail: [email protected]

Тема любви в лирике Константина Симонова рассматривается в статье как сложный, многоаспектный мотивный комплекс. Делаются выводы о его полисемантической природе.

Ключевые слова: К. Симонов, любовная лирика, лирический цикл, мотивный комплекс.

THE STRUCTURE OF THE MOTIVATIONAL COMPLEX IN LOVE LYRICS BY KONSTANTIN SIMONOV

I. F. Gerasimova, Full Doctor of Philology, Professor of Department of social-humanitarian disciplines, Moscow State Institute of Culture (Ryazan branch) e-mail: [email protected]

The theme of love in the lyrics by Konstantin Simonov is considered as a multidimensional motive complex. Conclusions about the nature of its polysemy are made in the article.

Key words: Konstantin Simonov, love lyrics, lyric cycle, motive complex.

Константин Симонов - поэт-новатор, и это прежде всего проявляется в тематическом богатстве его произведений. В них глубоко индивидуализированно представлены русская тема («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», 1941 и другие), темы страха смерти на войне и его преодоления («Атака», 1942);

цены победы («Сын артиллериста», 1941); трагедии отступлений и связанной с ними оккупации («Безыменное поле», 1942, «В Заволжье», 1942, «Возвращение в город», 1943), плена и отношения к солдатам, оказавшимся на чужбине («Письмо из Аргентины», 1954); реакции общества на «фронтовыхжён» и рождённых ими детей («Сын», 1954) и другие. Несомненным достижением К. Симонова является и воплощение темы любви, нерасторжимым образом связанной с реализацией в ней мотива любви, представляющего в его поэзии сложный мо-тивный комплекс.

Как известно, тема любви характерна для творчества поэта уже 30-х годов, когда интимная поэзия была не в особой чести, что объяснялось бурно проистекавшими общественными процессами: «Да и жить всего-то уж мне осталось / Две каких-нибудь пятилетки» (В. Инбер); «И разве я не мерюсь пятилеткой, / Не падаю, не подымаюсь с ней?» (Б. Пастернак).

К. Симонов же выводит на страницах трёх ранних поэм - «Возвращение» (1937), «Пять страниц» (1938), «Первая любовь» (1936-1941) - романтического героя, не властного над стихией любви.

В военные и послевоенные годы лирический герой цикла «С тобой и без тебя» (1941-1954) предстаёт как живой и вполне земной русский человек, современник сурового и величественного времени; человек со всей его силой и слабостью, думами и стремлениями, сомнениями, тревогами, победами. Подзаголовок цикла - «Лирический дневник» - помогает пониманию того, что это поэзия автопсихологическая. В основе стихотворений - реальные будни и непростая земная любовь к Валентине Васильевне Серовой, увиденные сквозь призму личностного сознания в аспекте авторской субъективности на фоне происходящих в стране и мире событий.

Самое знаменитое стихотворение цикла - «Жди меня» (1941) [6, с. 158-159], одно из лучших в творчестве поэта К. Симонова, своего рода фронтовая молитва. Будучи сначала «личным письмом в стихах» [5, с. 52], произведение получило впоследствии всенародное признание. Образ лирической героини стихотворения «Жди меня» близок легендарному образу Ярославны, воспринимаемому как символ непобедимой женской верности и любви, способной победить саму смерть, и предстаёт в неповторимом сплаве мифопоэтических и Богородичных черт. В нём звучит ключевой мотив в структуре любовной лирики К. Симонова - мотив любви-испытания.

Для лирического героя цикла «С тобой и без тебя» характерна уверенность, что его любимая рядом с ним в самые трудные минуты его жизни. Находим этот мотив и в стихотворении «Когда на выжженном плато...» (1942). Здесь свою любимую поэт включает в число самых верных и преданных друзей:

...Она тебе там помогла, Когда ты вытащил меня. И за спасение моё, Когда я пил с тобой вдвоём, Она - ты не видал её -Сидела третьей за столом [6, с. 182].

В стихотворениях цикла нет ничего раз и навсегда данного, определённого, застывшего, как не может быть однозначным в своих чувствах ни один человек. Они [стихотворения] - рассказ о нелёгкой земной любви, своего рода «поток чувств». В них то уверенность героя в своих силах - «Ты упадёшь ко мне в земные руки, / Я не звезда. Я удержу тебя» [6, с. 163], то ироническая бравада, скрывающая сомнение в то, что и его будут ждать; то робкая надежда на счастье, то отчаяние.

Когда же герой оказывается перед лицом опасности, он забывает о будничной прозе обид, становится возвышеннее, чище; правда человеческих отношений становится для него главной опорой в жизни. И, вспоминая «вкус поцелуя на шинели», «ночной вокзал, / Холодные от горя руки.» [6, с. 156-157],- он вдруг понимает, что именно это есть настоящее. И, отбросив все сомнения, перед опасным походом в тыл врага, когда уже сданы документы и получены свёртки с маскировочной одеждой, герой вспоминает о любимой женщине как о чём-то близком и бесконечно дорогом, оставленном в мирном времени. И «по праву тех, кто может не вернуться», признаётся: «Мне хочется назвать тебя женой» [6, с. 171].

Стихотворение «Я, перебрав весь год, не вижу.» (1941), написанное по следам воспоминаний о походе вместе с бойцами в разведку, продолжает те же мысли: возможность гибели повышает ценность любви и всех незначительных, на первый взгляд, мелочей, напоминающих о любимой.

Герой вспоминает те сокровенные минуты из довоенной жизни, «когда всего верней и ближе / Со мной ты связана была», минуты, сохранившие в памяти и «звёздный плащ из старой драмы, / И хлыст наездницы руках, / И твой побег со сцены прямо / Ко мне на лёгких каблуках», и то, «как бились жилки голубые / На шее под моей рукой!..» [6, с. 175].

Лирический герой силён теперь памятью сердца, внутренним единством с любимой. Они неразделимы: она, живущая далеко за линией фронта, и он, где бы ни был: «под Одессой в землянке, / В Констанце под чёрной румынской водой, / Под Вязьмой на синем ночном полустанке, / В Мурманске под белой Полярной звездой» [6, с. 173]. И, находясь среди бойцов, многие из которых, как и он сам, разлучены войной с жёнами и невестами, герой замечает, что страстное желание соединения владеет не только им: «подводник, с которым я плавал на лодке, / Разведчик, с которым я к финнам ходил» [6, с. 173],- тоже подвластны этому всеобъединяющему стремлению, что характерно для русского соборного сознания [1].

Бойцы живут в такой обстановке, когда последние сухари, вода, горе и радость делятся пополам, когда «днём, по капле нацедив из фляжки, / Сотый раз переходя в штыки, / Разорвав кровавые тельняшки, / Молча умирают моряки» [6, с. 161]. В среде военных не считалось зазорным быть грубоватым, «в тоскливые дни / Показывать смятые карточки женщин» [6, с. 173]. Лирический герой лирики К. Симонова причисляет и себя к этому фронтовому братству. «Пусть нас [выделено нами.- И. Г.] простят за откровенность.» [10, с. 191],- скажет поэт в одном из своих стихотворений, которое вместе с такими его стихами, как «Мы не увидимся с тобой.» (Москва, сентябрь, 1941), «Да, я люблю тебя ещё сильней.» (Мурманск, ноябрь, 1941), выдержало наиболее яростные упрёки в натурализме. Однако чистота любовных отношений не была для К. Симонова синонимом бесполости или платонических чувств. И когда устами лирического героя он говорит в своих стихах

о «женской, в горе и страстях рождённой чистоте» [6, с. 155], он абсолютно искренен. Можно с уверенностью сказать, что ни «игры в лёгкую любовишку», ни «гусарского поощрения случайных связей» (А. Кулинич) никогда не было в стихах К. Симонова. Во многих из них он воссоздавал живую и искреннюю любовь-страсть, верный своему авторскому кредо «ничего не приглаживать, не причёсывать, не изображать в розовом свете, ничего не обходить молчанием - так должен работать поэт, пишущий о войне» [3, с. 54]. Это - глубоко укоренённое убеждение настоящего художника слова, который, будучи также «военным газетчиком», хорошо знал по собственному опыту, что «в дни самых кровавых испытаний и дружба, и любовь становятся особенно требовательными» [9, с. 2.] и «как остро и враждебно реагируют на фронте на всякую развесистую клюкву, на всякую неправду о войне» [4, с. 4]. Любовная лирика К. Симонова - «действительно стихи о любви, со всем, что в ней есть. Без стыдливых умолчаний» [8, с. 357-358].

Эта принципиальная позиция поэта с течением времени остаётся неизменной, она подтверждена и в стихотворении 1953 года «Любовь и критика»:

А чего мне стыдиться писать о любви?

На радость критикам - что ли?

Их послушать -

так ночью ночь не зови,

Страсти - страстью, а боли - болью...

Их послушать,

статей их раскрыть листы -Забудешь, как дети родятся. Все мужчины у них Иисусы Христы, Все женщины -Богородицы... А стих-то -глядишь - выживает. Потому что его, Замешав

на чистого сердца цементе,

Ты клал, как свой дом, не боясь никого. По души ультиматуму! А не по смете!.. Счастье звал счастьем. Беду - бедой. Белое - белым. Чёрное - чёрным. Так и дальше пиши, если хочешь писать, Не складывая оружия. Наш долг ведь -

не критикам пятки чесать,

А людей

своим сердцем

обслуживать!

[2, с. 254-255]

Действительно, когда лирический герой стихотворения «Я много жил в гостиницах.» (1941) говорит: «Я не скучал в провинции / Довольный переменами: / Все мелкие провинности / Не называл изменами. / Искал хотя б прохожую, / Далёкую, неверную, / Хоть на тебя похожую.» [6, с. 146],- он не щадит себя. И со свойственной ему прямотой в стихотворении «На час запомнив имена.» (Крым, сентябрь, 1941) заключает: «Необходим нехитрый рай / Для тех, кто послабей душою» [6, с. 169]. Перед лицом смерти автор / лирический герой признаётся:

В эти дни не изменить Тебе ни телом, ни душою. Как раз от горя, от того, Что вряд ли вновь тебя увижу, В разлуке сердца своего Я слабодушьем не унижу. [6, с. 170].

Однако придёт время, когда герой поймёт, что истинное чувство молчаливо, что о любви не кричат - её хранят в сердце:

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу. Своё ты редко здесь услышишь имя. Но если я молчу - я о тебе молчу, И воздух населён весь лицами твоими [6, с. 97].

Героиня лирического дневника поистине многолика. И стихотворения цикла -штрихи к её портрету. Влюблённый мужчина не мыслит рядом с собой другую, даже в том случае, когда любовь к ней - «как бедствие, / И нет ему конца» [6, с. 185]. Любимая является для него неотъемлемой частью Родины, тем святым и единственным, за что дерутся до последнего вздоха. И это, безусловно, стержневой мотив любовной лирики поэта.

В результате раздумий о сложных взаимоотношениях с любимой женщиной лирический герой принимает её такой, какая она есть,- «злую, ветреную, колючую, / Хоть ненадолго, да мою! / Ту, что нас на земле помучила / И не даст нам скучать в раю» [6, с. 164]. К. Симонов в стихотворении «Если бог нас своим могуществом.» (1941) [6, с. 164-165], написанном на спор, «с маху, без поправок, за полчаса или час» и начинавшемся «прямо со смерти» [7, с. 236], произносит проповедь во славу земного гуманизма: жизнь представляет для него такую ценность, что, даже переселяясь «в мир иной», невозможно отказаться от всех горестей и радостей земного бытия:

Ни любви, ни тоски, ни жалости, Даже курского соловья, Никакой, самой малой малости На земле бы не бросил я.

Даже смерть, если б было мыслимо, Я б на землю не отпустил, Всё, что нам на земле причислено, В рай с собою бы захватил... [6, с. 165].

В стихотворении не названо место на земле, где лирический герой хотел бы оказаться, но все вышеназванные его «приметы» К. Симоновым обозначены чётко. Лирический герой стихотворения К. Симонова - это человек, любящий свою страну, единственную для него женщину и в конечном счёте - жизнь. Для лирического героя это, безусловно, основание для возвращения к тому, что для него дорого: «И за эти земные корысти, / Удивлённо меня кляня, / Я уверен, что бог бы вскорости / Вновь на землю столкнул меня» [6, с. 165]. Рай для лирического героя там, где Родина. Так в стихотворении сопрягается евангельский мотив воскресения с мотивом приоритетности земного бытия, неразрывно связанным с патриотизмом - ментальной составляющей русского национального характера.

Поскольку любовная лирика поэта отражает подлинную историю любви, вписанную в контекст реальных исторических событий, свидетелями и участниками которых были лирический герой и лирическая героиня, для многих стихотворений цикла «С тобой и без тебя» характерен мотив любви-разлуки. При этом он нередко соотнесён не только с темой любви к женщине, но и с темой Родины и чужбины и ярко проявляется, например, в таких произведениях, как «Первый снег в окно твоей квартиры.» (1944) («Никогда не думал, что такая / Может быть тоска на белом свете.» [6, с. 199]) и «Музыка» (1945):

Шофёр скучает тоже. Там, внизу, Он на рояль накладывает руки И выжимает каждый день слезу Одной и той же песенкой - разлуки [6, с. 204].

Мотив любви-ностальгии является доминантным в таких стихотворениях, как «Встреча на чужбине» (1945) [6, с. 141-142], «Я в эмигрантский дом попал.» (1946) [6, с. 211-214]. Здесь поэт говорит о жизненной необходимости для русского человека ощущать себя частью Родины. Оно так же, как и дневниковые записи того периода, отражает жизненное кредо писателя:

Нету родины второй, Одна лишь только есть [6, с. 213].

В последних стихотворениях цикла «С тобой и без тебя» семантическая природа темы любви обогащается. Так, в стихотворении «В чужой земле и в городе чужом.» (1945) замечено: «Как грустно - так куда-нибудь звонок, / Как скучно -мигом гости на порог» [6, с. 208]. Любовь-грусть является своеобразной прелюдией к рассказу об отчуждении героев, что приводит к смерти любви. Однако, констатируя полный разрыв отношений («.отлетела от любви душа, / А тело жить одно не захотело» [6, с. 218]; «Я просто разлюбил тебя, и это / Мне не даёт стихов тебе писать» [6, с. 219]), лирический герой не отвергает саму любовь:

Над свежею могилой Сам на себе я вывел восемь строк, Посмертно написав их через силу [6, с. 218].

Как уже отмечалось выше, мотив любви многократно сопрягается в лирике поэта с образом русской женщины, который занимает особое место среди образов, населяющих поэтические миры К. Симонова. Например, в стихотворении цикла «Из дневника» - «Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок.» (1945) [6, с. 143] -её, несомненно, самоценный образ сопряжён с образом Родины, которую поэт видит «накануне победы»:

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной, А очи проплакавшей, идя сквозь беды, Всё снесшей, всё вынесшей русскою женщиной [6, с. 143].

В последнем стихотворении того же цикла - «Сыновьям» (1945), написанном в жанре послания, сильны философские мотивы, и именно поэтому ярок мотив всеобъемлющей любви к людям будущих поколений: «И если нет других путей, / Мы сами вновь пойдём в сраженья, / Но наших судеб повторенья / Не будет в судьбах сыновей!» [6, с. 144]. Как любовная лирика К. Симонова 1941-1945 годов является неотъемлемой частью оборонной поэзии военных лет, так и стихотворения общественного накала в его творчестве немыслимы без философского осмысления любви.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в лирике К. Симонова тема любви поливалентна и предстаёт как комплекс взаимосвязанных мотивов. Это любовь-испытание, любовь-страсть, любовь-разлука, любовь «как бедствие», любовь как объект полемики с пуритански настроенными критиками, любовь-милосердие и прощение как элемент мирочувствования лирических героев в его национальном проявлении.

Любовь к женщине, любовь к Родине, любовь к жизни является тем стержнем, что характеризует духовный мир лирического героя.

В творческом наследии К. Симонова нет стихотворений только о войне, только о долге перед Родиной или только о любви. Эти понятия сливаются в восприятии поэта, придавая его поэзии органическое единство, нравственную ценность, общественную значимость. И во многом это связано с полисемантической природой воплощения в ней темы любви.

Литература

1. Неженец Н. И. Концепты русского национального характера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 4 (66).- С. 10-14.

2. Симонов К. М. Избранное: Стихотворения. Размышления.-Екатеринбург : У-Фактория, 2005.- 736 с.

3. Симонов К. М. На литературные темы: Статьи. 1937-1955.- Москва : Гослитиздат, 1956.- 354 с.

4. Симонов К. М. Настоящая любовь // Литература и искусство.- 1942.- 15 апреля.- № 15.- С. 4.

5. Симонов К. М. От Халхингола до Берлина : [сборник].- Москва : Изд-во ДОСААФ, 1973.- 335 с. ил.

6. Симонов К. М. Собрание сочинений : в 10 томах.- Москва : Художественная литература, 1979-1987.- Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы / вступ. статья Л. Лазарева ; коммент. А. Александровой.- Москва : Художественная литература, 1979.- 670 с.

7. Симонов К. М. Собрание сочинений : в 10 томах.- Москва : Художественная литература, 1979-1987.- Т. 8. Разные дни войны: Дневник писателя. Том первый: 1941 год.- Москва : Художественная литература, 1982.- 479 с.

8. Симонов К. М. Собрание сочинений : в 10 томах.- Москва : Художественная литература, 1979-1987.- Т. 12. (дополнительный): Письма, 1943-1979 / подгот. текстов, сост. и примеч. Л. Лазарева.- Москва : Художественная литература, 1987.- 590, [1] с.

9. Симонов К. М. Солдатское сердце // Литература и искусство.- 1942.- 15 апреля.- № 15.- С. 2.

10. Симонов К. М. Стихотворения: 1936-1942.- Москва : Гослитиздат, 1942.219 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.