Научная статья на тему 'Структура мотивационно-ценностной готовности будущего учителя к профессиональной деятельности'

Структура мотивационно-ценностной готовности будущего учителя к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / MOTIVATION AND VALUE READINESS / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюченко Светлана Эдуардовна

В статье рассматриваются проблема структуры мотивационно-ценностной готовности (МЦГ) будущего учителя к профессиональной деятельности, актуальность ее формирования; выявляются критерии и показатели сформированности МЦГ. В структуру МЦГ входят следующие компоненты: мотивационно-личностный; ценностный; деятельно-практический; рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлюченко Светлана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the structure, the formation criteria and indicators of a future teacher’s motivation and value readiness to the profession. The components of motivation and value readiness are motivational-personal, value, activity-practical and reflective.

Текст научной работы на тему «Структура мотивационно-ценностной готовности будущего учителя к профессиональной деятельности»

уровня и обнаружить заболевание на самой ранней стадии развития [2, с. 32].

В средней школе при изучении свойств дисперсных систем можно расширить представления учащихся о на-ночастицах железа, рассмотрев вопросы применения ферромагнитной жидкости - коллоидной системы, состоящей из наночастиц магнетита или ферритов, находящихся во взвешенном состоянии в жидкой фазе, в качестве которой обычно выступают вода, этанол, углеводороды или силиконы. Магнитная жидкость находит широкое применение в современной промышленности: преобразование механической энергии в электрическую, отвод тепла от звуковой катушки в некоторых высокочастотных динамиках, создание жидких уплотнительных устройств, снижение трения и улучшение возможностей подвески в машиностроении и др. Следует обсудить с учащимися также перспективы применения магнитной жидкости. Например, в настоящее время ведутся эксперименты по использованию ферромагнитных жидкостей для удаления опухолей [2, с. 24].

Немаловажное значение имеет включение в содержание изучаемого материала вопросов экологического характера, связанных как с токсичностью наночастиц и их загрязнением окружающей среды, так и с применением наночастиц для решения экологических проблем. Можно рассмотреть с учащимися как природные (лесные пожары, извержения вулканов, песчаные бури и т.д.), так и антропогенные источники поступления наночастиц в окружающую среду. Вред искусственных наночастиц может быть связан с необычными свойствами веществ, из которых их производят, их устойчивостью или мобильностью в почве, воздухе, накоплением в живых организмах, непредсказуемостью взаимодействия с

другими объектами [1, с. 6]. Обязательно следует отметить учащимся и современные исследования в области применения наноматериалов, например, мембран из ферроксана или алюмоксана, для очистки воды и воздуха от загрязнений [4, с. 143].

Проведенное анкетирование учащихся МОБУ «Лицей №5» г. Оренбурга показало, что они интересуются современными достижениями в науке, в том числе и в области нанотехнологий. К концу 11 класса осведомленность учащихся о конкретных исследованиях по нанотехнологиям значительно повысилась по сравнению с 8 классом.

Таким образом, включение нанотехнологического содержания в школьный курс химии позволяет сформировать у учащихся представления о современных достижениях науки, показывает возможные перспективы ее дальнейшего развития, в том числе, возможно, и с активным участием будущих выпускников.

Список литературы:

1. Анциферова И.В. Источники поступления наноча-стиц и их влияние на окружающую среду и человека //Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. - 2012. - №7. - С. 5-10

2. Никифоров В.Н. Медицинские применения магнитных наночастиц // Известия Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова. - 2013. - №1. - С. 23-34

3. Разумовская И.В. Социальная значимость изучения основ нанотехнологии в общеобразовательной школе //Молодой ученый. - 2015. - 14.1. - С. 22-27

4. Уильямс Л. Нанотехнологии без тайн. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Павлюченко Светлана Эдуардовна

Ст. преподаватель кафедры восточных языков и МПИЯ, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина, г. Бийск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблема структуры мотивационно-ценностной готовности (МЦГ) будущего учителя к профессиональной деятельности, актуальность ее формирования; выявляются критерии и показатели сформированности МЦГ. В структуру МЦГ входят следующие компоненты: мотивационно-личностный; ценностный; деятельно-практический; рефлексивный.

ABSTRACT

The article deals with the structure, the formation criteria and indicators of a future teacher's motivation and value readiness to the profession. The components of motivation and value readiness are motivational-personal, value, activity-practical and reflective.

Ключевые слова: мотивационно-ценностная готовность, будущий учитель, профессиональная деятельность, профессиональная направленность.

Keywords: motivation and value readiness, a future teacher, a professional activity, a professional orientation.

Современная школа, вслед за запросами изменяющихся социально-культурных условий общества, предъявляет к учителю новые требования: владение дополнительными к предметным профессиональными и личностными компетенциями, необходимыми для эффективного обучения, воспитания и осуществления развивающей деятельности.

Учителю необходимо вести обучение на основе интерактивных технологий, системно-деятельностного подхода, владеть ИКТ-компетентностью, уровнем понимания этической и профессиональной ответственности, эффективно представлять себя и результаты своего труда, иметь ряд способностей - к работе в команде, к дальнейшему обучению,

восприятию и анализу новой информации, инновационной деятельности [1].

Одной из главных компетенций учителя, несомненно, является профессиональная, формирующая и развивающая мотивацию к обучению и предметной культуре - например, математической, лингвистической и др. Однако сами выпускники педагогического вуза, а, следовательно, и молодые педагоги, неоднозначно мотивированы на преподавание в школе любимого ими предмета, будь то иностранный язык или музыка. Проведенные нами опросы будущих учителей выявили тенденцию неосознанного или вынужденного выбора (64%) сферы будущей профессиональной деятельности; отсутствие у старшекурсников (60%) направленности на педагогическую деятельность, низкий уровень и неразвитость внутренних механизмов личностного и профессионального самоопределения. В связи с этим происходит актуализация системы подготовки будущего учителя, обеспечивающей формирование мотивационно-ценностной готовности (МЦГ) к профессиональной деятельности.

Различные аспекты данной проблемы отражены в целом ряде фундаментальных работ в области философии, психологии и педагогики. Однако проблема формирования моти-вационно-ценностной готовности будущего учителя остается недостаточно изученной в теоретическом и практическом аспектах в рамках современного вузовского образования, таких, например, как организация внеаудиторной работы, особенности ее интеграции с аудиторной работой будущих учителей, отсутствуют критерии и показатели сформиро-ванности МЦГ.

Изучение и анализ исследований ученых (В.К. Вилдю-нас, Е.П. Ильин, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Мак-Клеланд, А. Маслоу, Р.Н. Немов, К Роджерас, Х Хек-хаузен) позволяют рассматривать МЦГ как сложный многокомпонентный структурно-содержательный феномен, так как МЦГ представляет взаимосвязь ценностей и мотивов -ценности мотивируют деятельность и поведение человека. Современные и зарубежные и отечественные исследователи указывают на то, что личность всегда выступает как носитель определенных ценностей и ее действия зависят от того, каковы эти ценности, какую роль они играют в удовлетворении потребностей как своих, так и других людей.

Анализ современных исследований, предлагающих модели подготовки будущего учителя показал, что они, в основном, ориентированы на развитие профессиональной готовности и компетентности студента. Разрабатывая понятие «мотивационно-ценностная готовность», мы основывались на позиции В.А. Сластенина, согласно которой «профессиональная готовность к педагогической деятельности - это совокупность профессионально обусловленных требований к учителю», в составе которой выделяются психологическая, психофизиологическая готовность, научно-теоретическая и практическая компетентность [1, с. 26]. Однако особая роль, по мнению ученого, принадлежит профессиональ-

но-педагогической направленности, включающей интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности [1, с. 28].

В контексте данного исследования мы рассматриваем МЦГ будущего учителя как интегративное личностное качество будущего учителя, предполагающее наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (профессионально-педагогическая направленность); ценностного отношения к ней (интерес к профессии и желание заниматься ею, удовлетворенности профессиональным выбором); активности в освоении профессии и социальной активности, умений профессиональной рефлексии.

На основе компонентного состава были выделены критерии и показатели сформированности МЦГ будущего учителя к профессиональной деятельности:

- мотивационный (профессионально значимые потребности, интересы и мотивы педагогической деятельности),

- аксиологический (ценностные ориентации на профессионально-педагогическую деятельность),

- деятельностный (профессионально-педагогическая направленность, активность в освоении профессии, социальная активность),

- рефлексивный (умения и качества педагогической рефлексивности: нацеленность на сотрудничество; позитивное восприятие себя; умения самоконтроля и самоанализа результатов своей деятельности).

Косвенными показателями сформированности МЦГ являются: количество выпускников, трудоустроенных в образовательные учреждения; количество выпускников, стаж работы которых в образовательных учреждениях составляет не менее пяти лет, положительные отзывы работодателей о работе выпускников. Во время проведения экспериментальной работы на факультете иностранных языков АГГПУ отслеживались трудоустройство и карьера выпускников: за последние пять лет (2010-2016 гг.) 40-60% выпускников факультета трудоустроились и работают в городских и сельских образовательных учреждениях Алтайского края; молодые учителя положительно характеризуются работодателями, участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, повышают свою квалификацию; четыре выпускника факультета иностранных языков стали победителями конкурса «Учитель года»; 30-40% работают в сельских школах, в том числе в малокомплектных по программе «Федеральная грантовая поддержка выпускников».

Список литературы:

1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.

- 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

- 567 с.

2. ФГОС ООШ, электронный ресурс: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/documents/938

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.