Научная статья на тему 'Интеграция химии и нанотехнологий как средство формирования представлений учащихся о современных достижениях науки'

Интеграция химии и нанотехнологий как средство формирования представлений учащихся о современных достижениях науки Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ / NANOTECHNOLOGY IN SCHOOL / УРОК ХИМИИ / CHEMISTRY LESSON / СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ / MODERN SCIENTIFIC ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Павлова Елена Сергеевна

Формирование представлений учащихся о современных достижениях в науке важная задача учителя. Одним из способов ее решения является интеграция химии и нанотехнологии в школе. В статье представлен анализ школьного курса химии на возможность включения в него основ нанотехнологий и приведены конкретные примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of pupils’ representations about the latest achievements in science is an important task of the teacher. One of the ways of its solution is the integration of chemistry and nanotechnology in the school. The article presents the analysis of a school course of chemistry at the possibility of incorporating the fundamentals of nanotechnology and concrete examples.

Текст научной работы на тему «Интеграция химии и нанотехнологий как средство формирования представлений учащихся о современных достижениях науки»

интеграция химии и нанотехнологии как средство формирования представлений учащихся о современных достижениях науки

Павлова Елена Сергеевна

Канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры химии и методики преподавания химии Оренбургского государственного педагогического университета, учитель химии МОБУ «Лицей №5» г. Оренбурга

АННОТАЦИЯ

Формирование представлений учащихся о современных достижениях в науке - важная задача учителя. Одним из способов ее решения является интеграция химии и нанотехнологии в школе. В статье представлен анализ школьного курса химии на возможность включения в него основ нанотехнологий и приведены конкретные примеры.

ABSTRACT

The formation of pupils' representations about the latest achievements in science is an important task of the teacher. One of the ways of its solution is the integration of chemistry and nanotechnology in the school. The article presents the analysis of a school course of chemistry at the possibility of incorporating the fundamentals of nanotechnology and concrete examples.

Ключевые слова: нанотехнологии в школе, урок химии, современные достижения науки

Keywords: nanotechnology in school, chemistry lesson, modern scientific achievement

Образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и культуры. Согласно ФГОС ООО одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является «сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики ...». Анализ школьных учебников по химии показывает практически полное отсутствие в них информации о современных достижениях науки. Просветительская функция полностью ложится на плечи учителя.

В настоящее время деятельность многих ученых связана с такой областью, как нанотехнологии, появление которых называют третьей научно-технической революцией [3, с. 22]. Уже сейчас они широко используются в промышленности и производстве. Наш выбор пал именно на нанотехноло-

гии, так как это междисциплинарная область, находящаяся на стыке таких наук, как физика, химия, биология, экология, информатика.

В школе нанотехнологии могут изучаться отдельно, в виде спецкурса, факультатива, элективного курса, или на уроках физики, химии, биологии. Можно включать нано-технологическое содержание в исследовательскую деятельность учащихся, однако это не имеет массового характера и возникает сложность с постановкой эксперимента. Рассмотрим, как можно интегрировать химические и нанотехноло-гические знания на уроках химии.

Анализ содержания школьного курса химии показывает, что понятия нанотехнологий можно включать во все изучаемые разделы (общая, неорганическая, органическая химия) (таблица 1).

Таблица 1.

Анализ школьного курса химии и понятий нанотехнологии

Раздел курса химии Основные понятия курса химии Основные понятия нанотехнологии

Строение атома Атом, изотопы, строение атома, размеры атомов Нано-, наночастица, кластеры, квантовые точки, размеры, масса, свойства. Магические числа, процесс самоорганизации. Области применения кластеров

Химическая связь Ковалентная связь, орбитали, валентный угол, гибридизация Фуллерены, углеродные нанотрубки, графен (история открытия, строение, свойства, способы получения, области применения)

Химические реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов, катализ Химическая активность, энергия активации, гомо- и гетерогенный катализ, катализаторы Высокая химическая активность нано-частиц, углерод - универсальный катализатор (угольный фильтр для очистки от выхлопных газов), зависимость эффективности катализатора от нано-строения его поверхностного слоя. На-нокатализаторы

Растворы Дисперсные системы, золи, гели, коллоиды Коллоидные растворы наночастиц золота и серебра, способы получения, свойства, области применения

Металлы Металлы 1,ПА-группы, алюминий, железо; понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии Способность наночастиц оксида цинка поглощать электромагнитное излучение. Высокая активность наночастиц алюминия; мембрана из ферроксана (керамики на основе оксидов железа) и алюмоксана (керамики на основе оксида алюминия) для очистки воды; ферромагнитные жидкости; защитные наноструктурированные покрытия

Неметаллы Неметаллы 1У-УПА-групп. Аллотропия углерода. Силикатная промышленность, керамика Аллотропные модификации углерода (фуллерен, углеродные нанотрубки, графен и другие). Нанокомпозиты на основе керамики. Нанокерамика, особые свойства наностекла

Органическая химия Азотсодержащие соединения. Полимеры Белки. Пластмассы, волокна, каучуки Моторы на основе ДНК, биосовместимые материалы. Нанокомпозиты на основе пластмасс

Химия окружающей среды Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия, виды загрязнителей Токсичность наночастиц. Альтернативные источники энергии, безотходное производство, новые способы утилизации отходов

Сложность включения нанотехнологических знаний в курс химии заключается в невозможности увидеть наноо-бъекты с помощью обычного школьного оборудования. Для наглядности можно использовать многочисленные ролики, представленные в интернете, изображения объектов, полученные средствами электронного и зондового микроскопов. Особое внимание следует уделять, на наш взгляд, вопросам применения достижений нанотехнологий в различных областях: медицина, энергетика, военное дело, охрана окружающей среды и др.

Остановимся на нескольких примерах включения нано-технологических знаний при изучении отдельных тем курса химии.

В содержание уроков, посвященных вопросам катализа, можно включить материал о наноструктурированных катализаторах, являющихся одной из наиболее важных областей

применения нанотехнологий. Следует обсудить с учащимися, что размеры частиц и расстояние между ними имеют огромное значение для эффективности катализатора. Так, учеными было доказано, что упорядочение нанокристалли-ческой платины высотой 15-20 нм на расстоянии 100 нм позволяет увеличить каталитическую способность в 20 раз по сравнению с таким же количеством сплошной платины [4, с. 185]. Такие открытия позволяют ученым создавать сверхэффективные катализаторы, что имеет большое значение для химической промышленности.

При изучении химии d-металлов (9 класс) можно рассмотреть применение магнитных наночастиц соединений железа в таких средствах диагностики заболеваний как магнитный резонанс и компьютерная томография. Использование наночастиц позволяет увеличить порог чувствительности этих методов, довести их до клеточного и субклеточного

уровня и обнаружить заболевание на самой ранней стадии развития [2, с. 32].

В средней школе при изучении свойств дисперсных систем можно расширить представления учащихся о на-ночастицах железа, рассмотрев вопросы применения ферромагнитной жидкости - коллоидной системы, состоящей из наночастиц магнетита или ферритов, находящихся во взвешенном состоянии в жидкой фазе, в качестве которой обычно выступают вода, этанол, углеводороды или силиконы. Магнитная жидкость находит широкое применение в современной промышленности: преобразование механической энергии в электрическую, отвод тепла от звуковой катушки в некоторых высокочастотных динамиках, создание жидких уплотнительных устройств, снижение трения и улучшение возможностей подвески в машиностроении и др. Следует обсудить с учащимися также перспективы применения магнитной жидкости. Например, в настоящее время ведутся эксперименты по использованию ферромагнитных жидкостей для удаления опухолей [2, с. 24].

Немаловажное значение имеет включение в содержание изучаемого материала вопросов экологического характера, связанных как с токсичностью наночастиц и их загрязнением окружающей среды, так и с применением наночастиц для решения экологических проблем. Можно рассмотреть с учащимися как природные (лесные пожары, извержения вулканов, песчаные бури и т.д.), так и антропогенные источники поступления наночастиц в окружающую среду. Вред искусственных наночастиц может быть связан с необычными свойствами веществ, из которых их производят, их устойчивостью или мобильностью в почве, воздухе, накоплением в живых организмах, непредсказуемостью взаимодействия с

другими объектами [1, с. 6]. Обязательно следует отметить учащимся и современные исследования в области применения наноматериалов, например, мембран из ферроксана или алюмоксана, для очистки воды и воздуха от загрязнений [4, с. 143].

Проведенное анкетирование учащихся МОБУ «Лицей №5» г. Оренбурга показало, что они интересуются современными достижениями в науке, в том числе и в области нанотехнологий. К концу 11 класса осведомленность учащихся о конкретных исследованиях по нанотехнологиям значительно повысилась по сравнению с 8 классом.

Таким образом, включение нанотехнологического содержания в школьный курс химии позволяет сформировать у учащихся представления о современных достижениях науки, показывает возможные перспективы ее дальнейшего развития, в том числе, возможно, и с активным участием будущих выпускников.

Список литературы:

1. Анциферова И.В. Источники поступления наночастиц и их влияние на окружающую среду и человека //Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. - 2012. - №7. - С. 5-10

2. Никифоров В.Н. Медицинские применения магнитных наночастиц // Известия Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова. - 2013. - №1. - С. 23-34

3. Разумовская И.В. Социальная значимость изучения основ нанотехнологии в общеобразовательной школе //Молодой ученый. - 2015. - 14.1. - С. 22-27

4. Уильямс Л. Нанотехнологии без тайн. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

структура мотивационно-ценностнои готовности будущего учителя к профессиональной

деятельности

Павлюченко Светлана Эдуардовна

Ст. преподаватель кафедры восточных языков и МПИЯ, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина, г. Бийск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблема структуры мотивационно-ценностной готовности (МЦГ) будущего учителя к профессиональной деятельности, актуальность ее формирования; выявляются критерии и показатели сформированности МЦГ. В структуру МЦГ входят следующие компоненты: мотивационно-личностный; ценностный; деятельно-практический; рефлексивный.

ABSTRACT

The article deals with the structure, the formation criteria and indicators of a future teacher's motivation and value readiness to the profession. The components of motivation and value readiness are motivational-personal, value, activity-practical and reflective.

Ключевые слова: мотивационно-ценностная готовность, будущий учитель, профессиональная деятельность, профессиональная направленность.

Keywords: motivation and value readiness, a future teacher, a professional activity, a professional orientation.

Современная школа, вслед за запросами изменяющихся социально-культурных условий общества, предъявляет к учителю новые требования: владение дополнительными к предметным профессиональными и личностными компетенциями, необходимыми для эффективного обучения, воспитания и осуществления развивающей деятельности.

Учителю необходимо вести обучение на основе интерактивных технологий, системно-деятельностного подхода, владеть ИКТ-компетентностью, уровнем понимания этической и профессиональной ответственности, эффективно представлять себя и результаты своего труда, иметь ряд способностей - к работе в команде, к дальнейшему обучению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.