Научная статья на тему 'Мотивационный компонент готовности учителя к применению икт: его структура, содержание и диагностика'

Мотивационный компонент готовности учителя к применению икт: его структура, содержание и диагностика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / TEACHER'S READINESS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MOTIVATION / MOTIVATIONAL COMPONENT / MOTIVATION AND NEED CRITERION / COGNITIVE AND PROFESSIONAL MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Людмила Николаевна

Освещается одна из сторон не теряющей актуальности в педагогической науке проблемы формирования у школьного учителя готовности к применению информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. В частности, рассматривается понятие «готовность учителя к применению ИКТ», определяется его структура, раскрывается содержание мотивационного компонента готовности учителя к применению ИКТ через комплекс профессиональных и познавательных мотивов. Предлагается один из методов диагностики сформированности мотивационного компонента на основе методики А.А. Вербицкого и Н.А. Бакшаевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problem of the formation of a school teacher's readiness to use information and communication technologies in their professional activities. In particular, the authors consider the structure of the concept “the teacher’s readiness to use ICT”. The content of the motivational component of the teacher’s readiness to use ICT is revealed through a set of professional and cognitive motives. A method for diagnosing the formation of a motivational component based on the methodology of A. A. Verbitsky and N.A. Bakshaeva is described.

Текст научной работы на тему «Мотивационный компонент готовности учителя к применению икт: его структура, содержание и диагностика»

Л.Н. АЛЕКСАНДРОВА (Елец)

мотивационный компонент готовности учителя к применению икт: его структура, содержание и диагностика

Освещается одна из сторон не теряющей актуальности в педагогической науке проблемы - формирования у школьного учителя готовности к применению информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. В частности, рассматривается понятие «готовность учителя к применению ИКТ», определяется его структура, раскрывается содержание моти-вационного компонента готовности учителя к применению ИКТ через комплекс профессиональных и познавательных мотивов. Предлагается один из методов диагностики сформи-рованности мотивационного компонента на основе методики А.А. Вербицкого и Н.А. Бак-шаевой.

Ключевые слова: готовность учителя к применению информационно-коммуникационных технологий, мотивация, мотивационный компонент, мотивационно-потребностный критерий, познавательные и профессиональные мотивы.

Одной из актуальных проблем в современной науке является профессиональное совершенствование школьного учителя в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), чему способствуют такие факторы, как процесс информатизации современного общества, непрерывный прогресс и развитие ИКТ, а также их интеграция в сферу образования. В силу этого особого внимания требует разработка различных подходов, методов и технологий формирования у школьного педагога целого ряда профессиональных качеств, одним из которых является готовность к применению ИКТ в своей деятельности. Сложился социальный заказ на учителя, который на должном уровне ориентируется в актуальных ИКТ, системно и качественно владеет приемами и методами их эффективного включения в образовательную практику школы, а это, в свою очередь, является индикатором его профессионализма и мастерства.

Для полноценного понимания и определения содержания понятия «готовность учите-

ля к применению ИКТ» нами была проделана следующая работа:

1) на основе концепций деятельностно-го, личностного, функционального и компе-тентностного подходов изучены и проанализированы различные точки зрения на понятия «готовность» и «готовность к применению ИКТ» (А.П. Войченко, К.М. Дурай-Новакова, Н.В. Кузьмина, Б.ф. Ломов, А.И. Мищенко, В.Н. Мясищев, Ю.В. Нейверт, А.Ж. Овчинникова, В.А. Сластенини и др.);

2) проведены анализ и корреляция близких по значению и содержанию понятий «компьютерная грамотность», «готовность к применению ИКТ», «ИКТ-компетентность», «информационная культура»;

3) изучены теоретические, практические и методические аспекты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы (А.М. Атаян, Ю.С. Брановский, Я.А. Вагра-менко, А.П. Ершов, И.В. Роберт и др.).

Комплексное исследование понятия «готовность учителя к применению ИКТ» позволило нам определить его как «интегративное динамическое качество личности, отражающее ее положительное отношение к процессам информатизации, осознание необходимости использования учителем актуальных ИКТ, а также способность к их освоению, успешному применению в новой ситуации и решению профессиональных задач различного уровня сложности» [1, с. 44]. В структуре готовности учителя к применению ИКТ мы выделяем систему трех компонентов: мотивацион-ного, когнитивного и процессуального. В рамках представленной статьи более подробно остановимся на содержании мотивационного компонента, а также методах диагностики его сформированности.

«Мотивационный компонент есть фундамент профессиональной готовности учителя, отражающий мотивы и потребности в профессиональной и личностной состоятельности и самоутверждении в области применения ИКТ, устойчивое и осознанное стремление учителя быть активным субъектом информационной среды школы. Формирование положительной мотивации предусматривает развитие устойчивого интереса к включению ИКТ в собственную педагогическую деятельность, получение удовольствия от этого процесса, осознание престижа такой деятельности, возможность творческой реализации. Это даст учителю возможность раскрыть свой профессио-

О Александрова Л.Н., 2019

педагогические науки

нальный потенциал, способности, личные качества» [1, с. 49].

Одним из ключевых понятий актуализированной проблемы является «мотивация». Изучение целого ряда научных исследований позволило нам определить ее как некоторое побуждение, импульс к целенаправленному действию, т. е. все, что стимулирует активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и т. п. [3; 4]. Таким образом, мотивация учителя к применению информационных и коммуникационных технологий будет характеризоваться такими качествами, как осмысление и принятие значимости, ценности и перспективности знаний, умений и навыков в области ИКТ (получаемых, расширяемых или углубляемых); видение неотъемлемости и престижности выбранного направления; наличие устойчивой социальной позиции и профессиональной точки зрения, личностных установок, потребностей, интересов, желания профессионального роста и самосовершенствования в условиях информатизации.

Существенное значение также имеет задача определения содержания мотивационно-го компонента готовности учителя к применению ИКТ. Для ее решения мы обратились к основам контекстного подхода, являющегося одним из ключевых на протяжении всей исследовательской работы. Базисом контекстного обучения является профессиональный контекст, максимально погружающий обучаемого в профессиональную деятельность. Вследствие этого A.A. Вербицким и H.A. Бакшае-вой были определены группы познавательных и профессиональных мотивов, стимулирующих профессионально-ориентированную мотивацию учителя в структуре его готовности к применению ИКТ [2]. Выделенные мотиваторы были взяты нами за основу, уточнены, модифицированы, адаптированы, раскрыты в соответствии с целями нашей исследовательской работы и составили содержание мотивацион-ного компонента готовности учителя к применению ИКТ (см. табл. 1, 2).

Для того чтобы качественно провести диагностические процедуры, позволяющие оце-

Таблица 1

Корреляция познавательных мотивов (мотивационный компонент готовности учителя к применению ИКТ)

Познавательные мотивы и потребности

1. Открытие нового Поиск и раскрытие современных дидактических возможностей актуальных ИКТ и их интеграции в свою профессиональную деятельность, что послужит стимулом для овладения новыми знаниями и умениями

2. Саморазвитие, овладение новыми способами деятельности Потребность в формировании, развитии или совершенствовании готовности к применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы как одной из ключевых предпосылок личностного роста, профессионального саморазвития и самоопределения; стремление улучшить собственные результаты

3. Интерес к областям знания, процессу познания Осмысленное педагогическое любопытство, интерес к знаниям в области применения ИКТ в образовательном процессе, поиск потенциальных возможностей включиться в процесс познания ранее неизвестного, актуального и значимого

4. Самовыражение в познании Внешняя актуализация внутренней потребности профессионального роста, выраженная в необходимости изучения ИКТ и сферы их применения в практике школы

5. Сотрудничество Потребность в осуществлении процесса познания в кругу единомышленников, коллег

6. Исследование (исследовательский интерес) Осваивание новых знаний, умений, навыков в области ИКТ через новые формы познания

7. Ответственность за результаты учебной деятельности Ответственное и дисциплинированное отношение к процессу познания в области ИКТ, его результатам, их будущей интеграции в собственную педагогическую деятельность

8. Достижения в познании Нацеленность на положительные результаты процесса познания, осознание их значимости в профессиональном росте

Таблица 2

Корреляция профессиональных мотивов (мотивационный компонент готовности учителя к применению ИКт)

Профессиональные мотивы и потребности

1. Теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности Профессиональный интерес учителя в области актуальных ИКТ, являющихся универсальным средством с высокой педагогической эффективностью; осмысление основ применения электронных обучающих средств в образовательном процессе

2. Профессиональный рост, саморазвитие Профессиональное признание учителя педагогическим сообществом, карьерный рост, саморазвитие, методическая компетентность как результат успешного овладения ресурсами ИКТ

3. Интерес, призвание к профессии Желание и способность учителя совершенствовать учебно-воспитательный процесс за счет применения неограниченных возможностей средств ИКТ; потребность испытывать удовлетворение, радость, вдохновение в процессе приобретения новых знаний, умений, навыков в области актуальных ИКТ

4. Самовыражение, самореализация в профессии Потребность в профессиональном самовыражении и самореализиции, способствующих достижению поставленных целей, определению дальнейших траекторий развития и самосовершенствования в области ИКТ, повышению самооценки, построению корректных моделей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса школы

5. Сотрудничество с коллегами Потребность в сотрудничестве и коммуникации со всеми участниками образовательного процесса (административными органами различного уровней, обучаемыми, коллегами-учителями, родителями) на основе удовлетворения общих профессиональных интересов, достижения целей, взаимоуважения, взаимопомощи

6. Совершенствование деятельности Потребность улучшать свои профессионально-педагогические навыки, в частности осуществлять непрерывное совершенствование в области ИКТ, что будет способствовать профессиональной активности

7. Ответственность за результаты профессиональной деятельности Потребность в наличии профессиональных ресурсов в области актуальных ИКТ, благодаря которым учитель будет способен подготовить обучаемых к жизни в информационном обществе, обеспечить социальный заказ, соответствовать критериям ФГОС и других нормативных документов, выполнить требования органов управления образованием и администрации школы, реализовать возможности школьной инфраструктуры (имеющейся компьютерной техники и программного обеспечения, учебных и методических материалов, педагогических программных средств), способствовать развитию информационной среды школы

8. Прагматические (престиж, карьера, деньги) Потребность стать конкурентоспособным профессионалом, иметь определенный статус, уважение и признание в рабочем коллективе; наличие в образовательном учреждении системы поощрений

нить уровень сформированности мотивацион-ного компонента готовности учителя к применению ИКТ, нами был, во-первых, определен мотивационно-потребностный критерий, во-вторых, выделены его показатели (познавательные мотивы и потребности, профессиональные мотивы и потребности) и уровни (высокий, средний и низкий), в-третьих, разработан диагностический инструментарий (опросник).

Мотивационно-потребностный критерий раскрывается нами как характеристика, отра-

жающая уровень интереса, эмоционально-положительное отношение педагога к процессам информатизации; осознанное стремление к саморазвитию, самовыражению, профессиональному совершенствованию в области ИКТ, а также их активному и творческому применению; готовность к изменяющимся условиям в рамках развивающейся информационной среды школы. Показателями, позволяющими оценить состояние и развитие мотивационно-потребностного критерия, будут выступать

сформированные познавательные и профессиональные мотивы и потребности, являющиеся структурными элементами мотивационно-го компонента готовности учителя к применению икт.

Поскольку одним из основополагающих методологических подходов нашей исследовательской работы является контекстный подход, в соответствии с его основными положениями для определения уровня сформирован-ности мотивационного компонента готовности учителя к применению икт мы предлагаем использовать методику, разработанную А.А. Вербицким и H.A. Бакшаевой [2]. В соответствии с ней осуществляется анализ результатов самостоятельной оценки учителем мотивов познавательной и профессиональной направленности по пятибалльной шкале в соответствии с субъективной значимостью.

Результаты самооценивания позволяют провести как количественную, так и качественную оценку. количественно средний балл подсчитывается в процентном соотношении сначала по группам мотивов, а затем общий (К).

Максимальное значение параметра Км составляет 80 баллов (100%). Качественная оценка позволяет выявить различные группы причин низкого уровня развития некоторых мотивов (профессиональные и личные противоречия, личностные характеристики, внешние факторы).

Диагностика сформированности познавательных и профессиональных мотивов, а следовательно, и мотивационного компонента готовности учителя к применению иКт, может быть проведена в соответствии с тремя уровнями:

- низким, характеризующим недопустимый уровень (Км< 0,6 (60%));

- средним, характеризующим недостаточный уровень (0,6 < Км < 0,85 (60% < Км < 85%));

- высоким, характеризующим оптимальный уровень (0,85 < Км < 1 (85% < Км < 100%)).

Предложенная методика диагностики сформированности мотивационного компонента готовности учителя к применению иКт была нами апробирована на практике и продемонстрировала свою работоспособность и эффективность. использование данной схемы на констатирующем этапе экспериментальной работы позволяет не только оценить профессиональную мотивацию учителя, но и наметить дальнейшие пути ее развития в соответствии с целями, поставленными исследователем.

кие науки -

Список литературы

1. Александрова Л.Н. Формирование готовности учителя к применению информационно-коммуникационных технологий в непрерывном профессиональном образовании (в процессе межкурсовой подготовки): дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2016.

2. Вербицкий А.А., Бакшаева Б.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 1999.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

М.: Изд. центр «Академия», 2001.

* * *

1. Aleksandrova L.N. Formirovanie gotovno-sti uchitelya k primeneniyu informacionno-kommu-nikacionnyh tehnologij v nepreryvnom professionalem obrazovanii (v processe mezhkursovoj pod-gotovki): dis. ... kand. ped. nauk. Elecz, 2016.

2. Verbiczkij A.A., Bakshaeva B.A. Psihologiya motivacii studentov: ucheb. posobie. M.: Logos, 2006.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. M.: Logos, 1999.

4. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologiya vys-shego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izd. centr «Akademiya», 2001.

Motivational component of teachers'

readiness for ICT application:

its structure, content and diagnostics

The article covers the problem of the formation of a school teacher's readiness to use information and communication technologies in their professional activities. In particular, the authors consider the structure of the concept "the teacher's readiness to use ICT". The content of the motivational component of the teacher's readiness to use ICT is revealed through a set of professional and cognitive motives. A methodfor diagnosing the formation of a motivational component based on the methodology of A.A. Verbitsky and N.A. Bakshaeva is described.

Key words: teacher's readiness to use information and communication technologies, motivation, motivational component, motivation and need criterion, cognitive and professional motives.

(Статья поступила в редакцию 19.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.