Научная статья на тему 'СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПЕРВОГО ПО ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС'

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПЕРВОГО ПО ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Татьяна Валентиновна

В статье рассматриваются результаты исследования учебной мотивации обучающихся первых - четвертых классов начальной школы. Анализируется уровень развития различных видов учебных мотивов у школьников с 1-го по 4-й класс. Делается вывод о том, что на 1-м месте по уровню развития стоят учебные мотивы у школьников с первого по четвертый класс. Сравниваются результаты данного исследования с результатами исследованиями других авторов, выполненных в предыдущие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF MOTIVATION FOR THE TEACHING OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN FROM THE FIRST TO THE FOURTH GRADE

The article discusses the results of a study of the educational motivation of pupils of the first - fourth grades of primary school. The level of development of various types of educational motives among schoolchildren from the 1st to the 4th grade is analyzed. It is concluded that the first place in terms of the level of development is occupied by educational motives among schoolchildren from the first to the fourth grade. The results of this study are compared with the results of studies by other authors carried out in previous years.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПЕРВОГО ПО ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС»

Щф}

Л-

.ц</jtит<(/>ные н4мКл,

сги [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ibl.ru/konf/070411/17.html.

6. Зарипова Г. М. Инновационные процессы в образовании [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2011. - URL: https:// poisk-ru.ru/s38993t8.html.

7. Каменева И. Ю. Личностно-ориенти-рованная стратегия обучения как условие создания безопасного образовательного пространства // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: матер. II Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Тула, 29 октября 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. -С. 388-392.

8. Краснова Н. В. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/statya-inno-vacii-v-obrazovanii-583345.html.

9. Нестандартные формы уроков математики в 1 классе /под ред. Котельниковой Г. Н. -Шадринск, 2011. - 146 с.

10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений. - М.: Мир и образование, 2015. -1375 с.

11. Психологическая безопасность образовательной среды школы // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. - СПб.: Речь, 2006. -С. 105-118.

12. Юсупова Э. Ф. Сущность педагогических инноваций в системе образования // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа, 2015. - С. 44-46.

Т.В. Зотова

159.9.072

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПЕРВОГО ПО ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

\ отивация учения, являясь первым звеном в структуре учебной деятельности, является своего рода топливом, запускающим, направляющим и поддерживающим усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Чем больше желания учиться, тем больше вероятности, что ученику хватит энергии для успешного освоения учебной деятельности.

Мотивация учения является частным случаем мотивации деятельности. Мотивация определяется Х. Хекхакузеном как внутреннее состояние индивида, которое стимулирует его действовать в направлении достижения определенной цели [7]. «Хорошо известно, что на результаты деятельности влияет степень заинтересованности человека в предлагаемой работе и ожидаемых результатах, или, другими словами, уровень и характер мотивации работника» [1, с.33]. «Руководитель, стремящийся к эффективной и слаженной работе членов своего коллектива, должен обладать знаниями о механизмах мотивации, хорошо ориентироваться в вопросах управления мотивацией работников организации, так как это является мощным стимулом для роста продуктивности работы, а также для повышения степени удовлетворенности работников содержанием труда и пребыванием в данной организации» [1, с. 34]. Приведенные выше слова в полной мере относятся и к деятельности учителя, организующему учебную деятельность обучающихся. Поэтому учителям важно знать, какие виды мотивов выражены у обучающихся различных ступеней обучения.

Мотивация, согласно теории системоге-неза способностей В.Д. Шадрикова, входит в структуру познавательных способностей и относится к регуляционным или мотивацион-ным механизмам познавательных способностей [8]. В свою очередь, уровень развития познавательных способностей проявляется в успешности учебной деятельности в виде успеваемости ученика [2]. Успешность учебной деятельности влияет и на формирование личностных качеств, в частности, на формирование «Я-концепции» ученика, проявляясь в такой ее составляющей, как интеллектуальное «Я» ребенка [3].

В отечественной психологии проблемой учебной мотивации занимались многие ученые. В той или иной мере мотивы учения рассмотрены в работах Л.И. Божович, Й. Лингарт, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, М.В. Матюхиной, А.К.Марковой, А.Б. Орлова, Л.М.Фридман, В.Э. Мильман В.Д. Шад-рикова, Н.И. Гуткиной, В.В. Печенкова, И.Ю. Кулагиной и др.

В отечественной психологии наиболее известна классификация учебных мотивов Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхи-ной. В частности, М.В. Матюхина выделяет следующие виды учебных мотивов:

1. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности. К ним относятся учебные мотивы, познавательные мотивы.

2. Мотивы, связанные с косвенным результатом учебной деятельности, но не связанные с внутренним содержанием учебной деятельности. К ним относится широкий спектр социальных мотивов. 1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем; б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей профессии) и самосовершенствования (желание получить развитие в результате учения); 2) узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, получить хорошие оценки (эта мотивация получила название мотивации благополучия); б) желание быть в числе первых

учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей; 3) отрицательные мотивы, (мотивы избегания неприятностей со стороны родителей, одноклассников, учителей) [6 ].

В проведенном нами исследовании связи учебной мотивации с успеваемостью была выявлена положительная статистически значимая связь уровня мотивации достижений с успеваемостью учеников [4]. Чем выше мотивация достижений, тем выше познавательная активность и успеваемость обучающихся в начальных и средних классах школы.[4].

Мотивация учения, являясь компонентом учебной деятельности, по мере освоения учебной деятельности претерпевает изменения. В ряде исследований отмечается, что развитие учебной мотивации идет от внешней, не связанной напрямую с процессом обучения к внутренней, связанной с содержанием учебной деятельности. В ряде исследований отмечается также постепенное снижение уровня учебной мотивации от первого к четвертому классу. Такое снижение учебной мотивации ряд авторов считают закономерным, поскольку процесс освоения любой деятельности приводит к удовлетворению потребности и, как следствие, снижению интенсивности мотивов, интересов и желаний. На первом этапе освоения новой деятельности интересы, мотивы, желания ярко выражены; по мере освоения деятельности ее новизна исчезает, деятельность становится привычной, знакомой, что сопровождается снижением первоначального интереса к ней.

Цель данного эмпирического исследования состояла в исследовании уровня развития различных видов мотивов учения обучающихся с первого по четвертый класс начальной школы.

Мы хотели проверить гипотезу, действительно ли мотивация учеников:

1) развивается от внешней к внутренней;

2) действительно ли происходит снижение учебной мотивации от первого к четвертому классу начальной школы.

Экспериментальная база - 12 общеобразовательных школ г. Москвы. Испытуемые -

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

всего 211 учащихся, из них ученики 1-х классов - 56 человек, ученики 2-х классов - 55 человек, ученики 3-х классов - 54 человека, ученики 4-х классов - 54 человека.

Задействованность большого количества школ в эксперименте нивелирует влияние конкретного учителя на формирование мотивации учения в отдельном школьном классе, т.к. в каждой из четырех групп испытуемых присутствовали ученики из разных школ и классных коллективов.

Для диагностики учебной мотивации мы остановились на опроснике, опубликованном в работе «Как проектировать универсальные учебные действия» под редакцией А.Г. Ас-молова [5, с.60]. Выбор данной методики объясняется тем, что она позволяет изучить структуру учебной мотивации, направлена на измерение 9 видов учебных мотивов, которые объединяются в 5 интегративных шкал.

К первичным шкалам относятся [5, с.60-62]:

1. Отметка:

2. Социальная мотивация одобрения -требования авторитетных лиц.

3. Познавательная мотивация:

4. Учебная мотивация:

5. Социальная мотивация - широкие социальные мотивы:

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

8. Социальная мотивация - позиционный мотив:

9. Негативное отношение к учению и школе:

Интегративные шкалы:

I Учебно-познавательная мотивация -суммируются баллы по шкалам: 3 ( познавательная) и 4 ( учебная);

II. Социальная - суммируются баллы по шкалам 5 (широкие социальные мотивы) и 6 (мотивация самоопределения в социальном аспекте);

III. Внешняя мотивация - суммируются баллы по шкалам 1 ( отметка) и 7 ( прагматическая);

IV. Социальная — стремление к одобрению - суммируются баллы по шкалам 2 (требования авторитетных лиц) и 8 (социальная мотивация - позиционный мотив);

V. негативное отношение к школе - 9 шкала» [5, с.60-62].

Ниже представлены результаты диагностики мотивации учеников 1-4 классов. Проанализируем результаты диагностики первичных шкал мотивации учения младших школьников с 1 по 4 класс начальной школы (табл.1).

Результаты опроса по первичньгм шкалам с 1-го по 4-й класс наглядно представлены также и на гистограмме (рис. 1).

Учебная мотивация получила максимальный балл по всем 4-м классам начальной школы и наиболее выражена во 2-м классе.

В первом классе рейтинг первых 3 -х мест распределился следующим образом:

1. наиболее выражена учебная мотивация.

2. Отметка и познавательная мотивация разделили второе место в рейтинге.

3. Мотивация самоопределения.

Во втором классе мотивы распределись следующим образом:

1. Учебная мотивация.

2. Социальная мотивация - широкие социальные мотивы.

3. Мотивация самоопределения в социальном аспекте.

Рейтинг мотивов учения в третьем классе:

1. Учебная мотивация.

2. Мотивация самоопределения в социальном аспекте.

3. Познавательная мотивация.

Выраженность мотивов учения по

первичным шкалам в 4-м классе:

1. Учебная мотивация.

2. Мотивация самоопределения в социальном аспекте.

3. Два мотива разделили 3-е место:

- Познавательная мотивация.

- Социальная мотивация - широкие социальные мотивы.

Таблица 1

Первичные шкалы мотивации учения Результаты опроса учеников 1-4 классов (Хср по классу)

№ Название шкалы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Хср по 4 классам

1. Отметка 10,8 10,4 9,5 9,8 9,8

2. Социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц 9,2 9,1 7,7 7,8 7,8

3. Познавательная мотивация 10,8 10,7 9,8 10 10

4. Учебная мотивация 10,9 11,2 10,9 10.9 10,9

5. Социальная мотивация -широкие социальные мотивы 10,4 11 9,6 10 10

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте 10,5 10,8 10,3 10,4 10,4

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация 9,5 9,9 8,6 8,7 8,7

8. Социальная мотивация -позиционный мотив 9,5 8,8 7,9 8,2 8,2

9. Негативное отношение к учению и школе 6,1 5,9 4,1 5,9 5,9

Рис. 1. Первичные шкалы мотивации учения: 1-4 классы начальной школы

(Хср по классу)

Рис. 2. Первичные шкалы мотивации учения. Хср. с 1 по 4 классы.

Рис. 3. Интегральные показатели мотивации

Представим на гистограмме результаты первичных шкал - Хср по всем 4-м классам.

Средний балл уровня развития мотивов учения по всем 4-м классам начальной школы представлен на рис. 2. На первых 3-х местах стоят:

1. Учебная мотивация.

2. Мотивация самоопределения в социальном аспекте.

3. Познавательная мотивация и Социальная мотивация - широкие социальные мотивы

Представим результаты уровня развития мотивов учения по интегративным шкалам (табл.2).

Представим значения интегративных шкал мотивации учения с 1 по 4 классы на гистограмме.

В 1-ом классе начальной школы на 1 месте по выраженности стоит учебно-познавательная мотивация. На 2-м месте - со-

ения с 1 -го по 4-е классы начальной школы.

циальная мотивация. На 3-м - внешняя мотивация (рис 3).

Во 2-ом классе на 1 -е место вышла внешняя мотивация. На 2-м - учебно-познавательная мотивация. На 3-м - социальная мотивация.

В 3-м классе на 1 место вышла учебно-познавательная мотивация. На 2-м - социальная и на 3-м месте - внешняя мотивация.

В 4 -м классе на 1-е место вышла учебно-познавательная мотивация. На 2-е место -социальная и на 3-е место - внешняя мотивация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим на гистограмме результаты интегративных шкал мотивации учения -Хср по всем 4-м классам.

Мы подсчитали Хср по всем 4-м классам начальной школы и получили один общий показатель Хср по каждому виду учебной мотивации.

Таблица 2

Интегративные шкалы (Хср)

Название шкалы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Хср

1. Учебно-познавательная мотивация 21,8 20,7 20,7 19,7 21

2. Социальная 20,8 19,9 19,9 18,7 20,3

3. Внешняя мотивация 20,3 24 17,9 15 19,3

4. Социальная 18,7 18,3 15,5 12,5 16,3

5. Негативное отношение к школе 6,1 4,9 4,1 4,5 5,1

25

20

15

10

21

20,3

19,3

16,3

5,1

5

0

Рис. 4. Интегральные показатели мотивации учения: Хср. по 4 классам.

Средний балл по интегральным показателям по всем 4-м классам (рис. 4) также показывает, что на 1 месте - учебно-познавательная мотивация, на 2-м месте - социальная, на 3-м месте - внешняя мотивация.

Мы подсчитали ^критерий Стьюдента по интегральным шкалам между 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4 классами на определение статистически достоверных различий в выраженности данных мотивов (табл. 3).

Как видим из данных, представленных в таблице, между 1 и 2 классами статистически значимые различия в уровне развития мотивации учения отсутствуют. Между 1 и 3 классами есть статистически значимые различия по 4-шкалам из пяти. Между 1-м и 4 -м клас-

сами по всем 5-ти шкалам наблюдаются статистически значимые различия на уровне р< 0.01.

Подытоживая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Учебная мотивация стоит на первом месте во всех 4-х классах начальной школы. Уровень развития учебной мотивации находится на одном уровне с 1-го по 4-й класс (в первичной шкале). Во 2-м классе происходит незначительный прирост, который является статистически незначимым.

Таким образом, наиболее значимый и выраженный мотив с 1 по 4 класс - это учебный мотив, который выражается в следующих от-

Таблица 3 t-критерий Стьюдента (** р<0.01)

Интегральные показатели учебной мотивации 1 и 2 класс 1 и 3 классы 1 и 4 классы

1. Учебно-познавательная 0.2 1,5 2 9 **

2. Социальная (широкие социальные мотивы) 1.4 3** 3**

3.Внешняя мотивация 1.0 7 8** 7 8**

4. Социальная (стремление к одобрению) 0.5 4** 8 9**

5. Негативное отношение к школе 0.4 4 8** 4 1**

ветах обучающихся в использованном опроснике: «учиться, чтобы получить знания, чтобы развивать ум и способности, чтобы стать образованным человеком» [5, с.61].

2. Все остальные виды учебной мотивации имеют тенденцию к снижению уровня выраженности от 1-го к 4-му классу.

3. Познавательная мотивация наиболее выражена в 1-ом классе. Далее происходит небольшое уменьшение выраженности этого мотива в более старших классах. И в 4 классе уровень познавательного мотива ниже, чем в первом классе на статистически значимом уровне (р<0.01).

4. Мотив «Отметка» наиболее выражен в 1-м классе. Для первоклассников «Отметка» и познавательный мотив стоят на 2-ом месте после учебного мотива. Далее происходит снижение уровня выраженности мотива «Отметка».

5. Негативное отношение к школе и учителям находится на низком уровне выраженности. Но в первом классе отмечается самый высокий уровень этого мотива. И далее этот показатель снижается от класса к классу. В третьем классе отмечается самый низкий уровень негативного отношения к школе.

6. Наиболее значимые различия в степени выраженности мотивов учения отмечают-

ся между 1 и 3, 1 и 4 классами начальной школы.

Таким образом, наши результаты диагностики мотивов учения обучающихся в начальной школе с первого по четвертый класс частично не совпадают с исследованиями других авторов, выполненных в прошлые годы. Учебная мотивация стоит на первом месте по уровню развития уже у первоклассников. И во всех 4-х классах начальной школы она остается на самом высоком уровне развития по сравнению с другими мотивами. Это говорит о том, что школьники понимают и осознают значимость и важность учебной деятельности с первого класса начальной школы.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования учебной мотивации обучающихся первых - четвертых классов начальной школы. Анализируется уровень развития различных видов учебных мотивов у школьников с 1-го по 4-й класс. Делается вывод о том, что на 1 месте по уровню развития стоят учебные мотивы у школьников с первого по четвертый класс. Сравниваются результаты данного исследования с результатами исследованиями других авторов, выполненных в предыдущие годы.

Ключевые слова: учебная мотивация, познавательные мотивы, социальные мотивы, младшие школьники, начальная школа,

SUMMARY

The article discusses the results of a study of the educational motivation of pupils of the first -fourth grades of primary school. The level of development of various types of educational motives among schoolchildren from the 1st to the 4th grade is analyzed. It is concluded that the first place in terms of the level of development is occupied by educational motives among schoolchildren from the first to the fourth grade. The results of this study are compared with the results of studies by other authors carried out in previous years.

Key words: learning motivation, cognitive motive cognitive motives, social motives, junior schoolchildren, primary school,

ЛИТЕРАТУРА

1. Зотова Т.В. Мотивация продуктивной работы коллектива / Психологические и ак-меологические проблемы управленческой деятельности межвузовский сборник научных работ. Ульяновск, 1997. С. 33 - 41.

2. Зотова Т.В. Структура Я-концепции школьников подросткового и юношеского возраста // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Сборник материалов II межрегиональной научнопрактической конференции. 14-15 апреля 2015 г. М.: МГПУ. СПб.: НИЦ АРТ. С. 350-354.

3. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Сис-темогенез учебной и профессиональной деятельности: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет 59 им. К.Д. Ушинского. 2015. С. 58-59.

4. Зотова Т.В., Пилипенко М.И. Исследование связи мотивационной сферы с познавательными способностями школьников // Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VII научно-практической конференции преподавателей и студентов. Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 51-59.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмо-лов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.1. М: Педагогика, 1986. - 408 с.

8. Шадриков В.Д., Шадрикова И.А. Педагогическое оценивание: учебное пособие. М.: Университетская книга. РИД РосНОУ, 2018. 156 с.

М. В. Анашкина, Д. В. Оноприенко

УДК: 37.018.15

ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ

РОДИТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Проблема формирования родительских компетенций во многом связана с тем, что идея повышения образовательного потенциала семьи не получила полного развития на разных уровнях реализации семейной политики. Отсутствие образовательного опыта у современных родителей, занятость на работе, бытовые проблемы, материальные трудности отрицательно сказываются на содержании вос-питательного процесса. Владение родителями психологическими и педагогическими знаниями позволяет им лучше понять ребенка, реализовать родительский потенциал, поверить в себя как родителя, создать эмоциональную близость с ребенком и принять свою родительскую роль.

Влияние семьи на ребенка огромно. В семье устанавливаются принципы нравственности, формируется отношение к миру, формируется характер. Необходимость и важность развития родительских навыков в воспитании ребенка очевидна.

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В «Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 года» выделены следующие задачи: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.