Научная статья на тему 'Структура механизма вынужденной миграции'

Структура механизма вынужденной миграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / НОРМЫ ПРАВА / АДАПТАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зенченко Светлана Вячеславовна, Вартанова Марина Львовна

Демографическая ситуация, сложившаяся в стране косвенно, через количество трудоспособного населения влияет и на процесс миграции. Если в стране наблюдается тенденция к старению населения и к количественному снижению числа трудоспособного населения, то государство будет проводить политику по привлечению иностранно рабочей силы. И, наоборот, при избытке в стране трудовых ресурсов и напряженности на национальном рынке труда, будет наблюдаться отток рабочей силы за границу для трудоустройства, что и происходит в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура механизма вынужденной миграции»

Зенченко Светлана Вячеславовна

д.э.н., проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь zen_sveta@mail.ru

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ

Вартанова Марина Львовна

к.э.н., доц. ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Г. Люберцы 11marina11@mail.ru

Аннотация: Демографическая ситуация, сложившаяся в стране косвенно, через количество трудоспособного населения влияет и на процесс миграции. Если в стране наблюдается тенденция к старению населения и к количественному снижению числа трудоспособного населения, то государство будет проводить политику по привлечению иностранно рабочей силы. И, наоборот, при избытке в стране трудовых ресурсов и напряженности на национальном рынке труда, будет наблюдаться отток рабочей силы за границу для трудоустройства, что и происходит в нашей стране.

Ключевые слова: Демографическая ситуация, миграция, экономика, социально-экономический механизм, нормы права, адаптация, миграционные службы, международное законодательство.

Zenchenko S.V., Vartanova M.L. Structure of the mechanism of the compelled migration

Abstract: The demographic situation which has developed in the country indirectly, through quantity of able-bodied population influences and migration process. If in the country the tendency to aging of the population and to quantitative decrease in number of able-bodied population is observed, the state will pursue policy on attraction inostranno labor. And, on the contrary, at surplus in the country of a manpower and intensity on a national labor market, labor outflow abroad for employment will be observed, as occurs in our country.

Key words: Demographic situation, migration, economy, social and economic mechanism, rules of law, adaptation, migratory services, international legislation.

Современная миграция населения может выступать способом функционирования социально-экономического механизма. Результатом работы данного механизма является процесс миграции, его интенсивность направление и состав. В зависимости от этих показателей определяется положительная или отрицательная результативность данного процесса.

Под механизмом понимается устойчивая система движущих сил поведения субъектов (индивидов и социальных групп) в миграционной сфере, регулируемая социальными институтами общества, социально-экономическим положением.

Миграционное поведение является не только функцией внешних факторов (экономики, условий жизни и ДР.) и информированности, но и структуры социально - экономического сознания индивида, проявляющегося в его потребностях, ценностях и ориентациях.

Социально-экономический механизм, представ укрупненную модель протекания процесса управления миграцией. Он формируется для удовлетворения определенных потребностей общества.

Потребности, лежащие в основе формирования механизма могут быть классифицированы следующим образом:

1. По масштабу - потребности мирового сообщества, потребности государства (страны), потребности региона, потребности индивида;

2. По социальному статусу;

3. По степени защищенности, т.е. уверенности в завтрашнем дне.

«Пусковым элементом» механизма определяющего миграционное поведение является общая потребность региона в поступательном социально-экономическом развитии. Интеграционные процессы объективно приводят к формированию единого экономического и социального пространства. Каждое государство имеет ряд социальных институтов, которые регулируют процесс миграции, в тесной связи с другими социально-экономическими процессами.

Исторически сложившимися институтами общества, являющимся нормативными регуляторами, в первую очередь выступают: политика, экономика, право и культура. Они являются базовыми

блоками предлагаемого механизма.

Политика, как социальный институт, представлена в миграционной политике государства, и определяет приоритеты регулирования. В зависимости от основных черт " политики, человек оценивает возможные выгоды и потери при миграции, а также выбирает линию поведения.

Необходимо отметить, что проводимая государством политика в области миграции и ее изменения косвенно влияют на социально-экономическую ситуацию в обществе, непосредственно она взаимосвязана с правовыми регуляторами.

Экономика является одним из основополагающих элементов. Общая экономическая ситуация в стране оказывает воздействие на стереотипы поведения. Так, экономический кризис, выражающийся в спаде производства, Росте инфляции, нестабильности в области занятости, значительно усиливают склонность к миграции. Особенно проявляется влияние состояния национального рынка труда, которые являются индикаторами экономического положения страны или региона в целом.

Вместе с тем в экономической составляющей механизма может быть выделена собственная система регуляторов миграции. Так, поэтапное развитие рынка труда сказывается на интенсивности и составе миграции. К примеру, ряд исследователей выделяют три этапа развития рынка труда, в соответствии с которыми изменяется склонность населения к миграции в зависимости профессиональных и возрастных характеристик.

Безработица, возникшая на первом этапе, связана, прежде всего, со снижением объемов промышленного производства, затрагивая главным образом рабочих и служащих. В отраслевом плане она охватывает базовые отрасли (тяжелое машиностроение, горнодобывающую промышленность), затем - легкую промышленность и строительство.

На следующем этапе безработица охватывает квалифицированные, управленческие, научные кадры и выпускников учебных заведений. Третьему этапу свойственно создание сегмента рынка труда, связанного с частнопредпринимательской деятельностью. Возрастает доля лиц, работающих по найму на частных предприятиях.

Демографическая ситуация, сложившаяся в стране косвенно, через количество трудоспособного населения влияет и на процесс миграции. Если в стране наблюдается тенденция к старению населения и к количественному снижению числа трудоспособного населения, то государство будет проводить политику по привлечению иностранно рабочей силы. И, наоборот, при избытке в стране трудовых ресурсов и напряженности на национальном рынке труда, будет наблюдаться отток рабочей силы за границу для трудоустройства, что и происходит в нашей стране.

Социальный институт права или нормативно-правовой действует через международное и национальное законодательство. Действие этого института осуществляется характеристики правового пространства в миграционной сфере (правовые отношения и нормы). Обеспечивают действие этого регулятора различные организации и учреждения, входящие в инфраструктуру рынка рабочей силы. К ним мы отнесли:

1. Посреднические организации - чаще всего это частные фирмы, предоставляющие информацию о вакансиях рабочих мест, и также формирующих предложения на эти вакансии, т.е. это те организации, которые выступают посредником между работодателем и потенциальным работником;

2. Государственные учреждения - миграционные службы, а также службы занятости;

3. Национальные и религиозные организации, которые формируют определенные стереотипы и ориентации, а также могут оказывать помощь в адаптации к новым условиям жизни. Так, членство в какой-либо организации или союзе может влиять на подвижность работников.

Очевидно что, через действие этих организаций опосредуется влияние нормативных регуляторов на процесс миграции.

Правовой регулятор это один из мощных факторов, оказывающий воздействие на сознание, в частности, на степень информированности об условиях миграции возможной помощи и поддержке.

При появлении негативных социально-экономических последствий миграции могут быть приняты как административные меры по регулированию данного процесса, так и проведены изменения законодательства, регулирующего экспорт и импорт рабочей силы. В то же время все изменения законодательства в сфере экспорта-импорта рабочей силы оказывают положительное или отрицательное влияние на развитие экономических и других институтов.

Культура как регулятор миграционного поведения формирует определенную систему социальных ценностей и стереотипов в обществе. Они, в свою очередь, определяют миграционное поведе-

89

ние. Данный регулятор, вследствие своей достаточной устойчивости, может явиться предпосылкой формирования решения о миграции. Воздействие выделенных социальных институтов на миграционное поведение очевидно.

Необходимо также отметить, что это влияние формируется исторически. Например, усваиваемые с детства моральные нормы определили возникновение стереотипного представления о том, что эмигрирующий (уезжающий на постоянное место жительства за границу), это обязательно предатель Родины, ему безразличны общественные интересы, а «стремление к буржуазной жизни» превыше всего.

Государство же, в советский период довольно активно формировало и поддерживало негативную оценку поведения мигрантов. Так, дискриминационной была политика государства по отношению к эмигрантам в Израиль, их лишали советского гражданства, что прямо противоречило всем международно-правовым нормам. Поэтому, сложившиеся стереотипы являются для многих серьезным препятствием в миграционной сфере. Ведь ценностные ориентации личности более стабильны, консервативны, чем мотивы, и медленно поддаются изменениям.

Таким образом, миграционное поведение определяется достаточно сложной системой взаимосвязанных механизмов при определяющей роли политики и обязательном участии норм культуры и права.

Для описания процессов происходящих в жизни общества принято выделять восемь основных видов социально-экономического поведения: демографическое, Учебно-квалификационное, ми-грационно-мобилъное, профиссионально-трудовое, индивидуально-трудовое, поведение в сфере распределения доходов, покупательское, потребительское поведение.

Применительно к процессу миграции и активности такой специфической социальной группы, как трудовые мигранты, следует отметить, что указанные виды поведения не могут полностью охарактеризовать взаимосвязь поступков и действий.

На первый взгляд, миграционно-мобильное поведение должно характеризовать поведение в сфере миграции и занятости. Но при более подробном анализе оказывается, что, субъектом миграционного поведения выступает все население. Поэтому, необходимо выделение нового вида поведения - миграционного.

Под миграционным поведением понимается реализация способности социального субъекта к мобильности под воздействием внешних и внутренних факторов, с целью повышения степени удовлетворения своих потребностей последствие изменения места жительства.

Методологически выделяются стандартные характеристики поведения, раскрывающие его внутреннюю структуру, а также связь с социально-экономической системой. Это:

- цели и потребности, лежащие в основе поведения;

- область свободы, предоставляемая обществом для данного поведения;

- способы, используемые для данного поведения;

- результаты, достигаемые при осуществлении поведения;

- характер возможного и требуемого регулирования.

Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. На первый план выступают несколько основных потребностей людей.

Во-первых потребность в поиске работы с хорошим заработком и социальными гарантиями, т.е. лучшего комплекса жизненных условий и условий приложения своего труда, с точки зрения данной личности.

Достигая этой цели, человек удовлетворяет еще одну из потребностей - уверенность в будущем, что все его физиологические потребности будут удовлетворены. По иерархии А. Маслоу, данные потребности имеют первичный характер, поэтому, именно они в наибольшей степени окажут влияние на миграционное поведение индивида.

Во-вторых, потребности в уважении и самореализации. Они воздействуют на поведение, но лишь после удовлетворения первичных потребностей. Например, мотивом при выезде ученых для работы за рубежом является потребность в профессиональной реализации.

В то же время, РЯД специалистов с высшем образованием вынуждены работать за рубежом по рабочим профессиям, при этом рост уровня материального благосостояния компенсирует для них снижение социального статуса, т.е. потребности «Пересекаются».

Миграционное поведение, преследующее в первую очередь безопасность, является более

90

зрелой, высшей формой развития данного процесса. Значение этой формы будет повышаться по мере выравнивания уровней сопи экономического развития государств. Данные потребности определяют способы поведения.

В то же время, согласно процессуальным теориям, поведение является также функцией восприятия и ожиданий личности. «Наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цеди. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого». Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятность определенного события.

Вторая характеристика раскрывает область свободы, предоставляемую обществом для данного вида поведения. Регламентирующими институтами здесь являются законодательные (нормативные) акты.

В настоящее время миграция регламентируется нормами права на нескольких уровнях:

1. Международный - правовую основу на этом уровне составляют:

«Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966г., «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ» от 1 августа 1975г., «Итоговый документ Венской встречи 1986г. представителей государств-участников СБСЕ», а также « Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся и членов их семей», к этой же группе относятся двухсторонние и многосторонние соглашении между государствами;

2. Национальный (национальные законы, нормативные акты и т.п.);

3. Региональный (административные распоряжения, циркуляры и т.д.).

Законодательная база внешней миграции переживает лишь стадию становления. Способы реализации миграционного поведения представляют собой конкретные действия, которые могут быть квалифицированы различным образом.

Таким образом, миграционное поведение, которое определяется как реализация способности социального субъекта к мобильности под воздействием внешних и внутренних факторов, с целью повышения степени удовлетворения своих потребностей вследствие изменения места жительства является главным элементом механизма миграционных процессов.

Список использованных источников

1. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. - М.: Юрид. лит., 1998. - 543 с.

2. Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий // Полис. -1999. - № 5. - С.31-42.

3. Витковская Г.С. Российские диаспоры в Центральной Азии: миграционный потенциал // Социс. -1999. - № 2. - С.45-53.

4. Воробьева О., Скоробогатько О. Научное обеспечение управления миграцией // Миграция. 1997. -№ 2. С. 18-19.

5. Гаврилова И. Бич миграции // Свободная мысль. 1997. - № 7. - С.93-98.

6. Денисенко М. Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграция. - М: Изд. МГУ. 1999.-96с.

7. Зайончковская Ж.А. Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Комплекс-Прогресс, 1999.

8. Зайончковская Ж.А. Миграция населения как индикатор социальной ситуации в постсоветском пространстве // Проблемы прогнозирования. - М., 1997. - Вып.3. - С 128.

9. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 1995. № 3. С. 7-11.

10. Ионцев В.А. Мировые миграции. - М.: Знание. - 1992. -«Экономика» - №1.

11. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.

12. Марианьский А. Современные миграции населения. - М.: 2003.

13. Миграционные процессы в трансформируемом обществе / РАН. Ин-т междунар. экон. и полит, ис-след.; Ред. Чудакова Н. - М.: Эпикон, 1997.

14. Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.