В России неуклонно снижается численность населения в трудоспособном возрасте. Решить задачи, встающие перед экономикой нашей страны, возможно за счет продуманной миграционной политики. Механизм привлечения иностранной рабочей силы рассмотрен на примере Курганской области.
Миграция как фактор повышения производительности труда
Е. В. КУЧИНА,
кандидат экономических наук, Курганский государственный университет E-mail: [email protected]
В период экономических реформ основной характеристикой рынка рабочей силы в России была хроническая трудоизбыточ-ность, но в конце 1990-х годов в стране начался экономический рост, и трудоизбыточность стала постепенно сокращаться.
В перспективе отчетливо просматривается проблема дефицита рабочей силы на рынке труда. Промышленные предприятия практически во всех субъектах РФ не в полной мере укомплектованы рабочими кадрами необходимой специальности и квалификации. Однако привлечение дополнительной рабочей силы в ближайшей перспективе будет ограничиваться негативным действием демографического фактора.
Социально-демографическая ситуация
По прогнозу Госкомстата России, к 2010 г. произойдет сокращение численности населения трудоспособного возраста в большинстве субъектов РФ, наиболее значительное ожидается в 2010-2020 гг. В соответствии со средним вариантом демографического прогноза, доля населения трудоспособного возраста к концу 2015 г. составит 58,9% по сравнению с 61,1% в 2002 г. По данным Федеральной службы государственной статистики, за период между переписями населения 1989 г. и 2002 г. общие коэффициенты смертности возросли в 1,5 раза,
© ЭКО 2008 г.
рождаемость сократилась в 1,4 раза. Естественная убыль населения составила 7,4 млн чел.; миграционный прирост (5,6 млн чел.) компенсировал 76% естественной убыли.
Проблема нехватки кадров со стороны предложения обостряется происходящими изменениями социально-демографических характеристик рабочей силы (табл. 1).
Таблица 1
Структура населения РФ по основным возрастным группам в 1995—2007 гг., %
Население 1995 1998 2001 2004 2005 2006 2007
Моложе трудоспособного возраста 23,1 21,6 19,4 17,3 16,8 16,3 16,0
В трудоспособном возрасте 56,8 57,8 60,2 62,4 62,9 63,3 63,4
Старше трудоспособного возраста 20,1 20,6 20,4 20,3 20,3 20,4 20,6
Источник табл. 1—2: данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).
Доля населения моложе трудоспособного возраста неуклонно сокращается (с 23,1% в 1995 г. до 16,0% в 2007 г.), с 2001 г. все больше превалирует доля населения старше трудоспособного возраста, т. е. в ближайшем будущем дефицит трудовых ресурсов будет только возрастать. Дефицит экономически активного населения может усугубиться несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы по отраслям и регионам страны.
Отраслевая специфика
Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют о снижении числа занятых в реальном секторе экономики. Это, в первую очередь, относится к обрабатывающей и добывающей промышленности. Наблюдается увеличение численности занятых в торговле и строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере финансовой деятельности. Можно предположить, что и в дальнейшем сдвиг будет происходить в сторону сферы предоставления услуг и торговли. В связи с этим встает проблема обеспечения российской промышленности рабочей силой как важнейшего фактора повышения производительности труда.
Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности в 2004—2006 гг.
Отрасль 2004 2005 2006
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %
Всего в экономике 66407 100 66792 100 67174 100
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 7430 11,2 7381 11,0 7141 10,6
Рыболовство, рыбоводство 113 0,2 138 0,2 146 0,2
Добыча полезных ископаемых 1088 1,6 1051 1,6 1043 1,5
Обрабатывающие производства 11787 17,7 11506 17,2 11359 16,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1900 2,9 1912 2,9 1923 2,9
Строительство 4743 7,1 4916 7,4 5073 7,5
Оптовая и розничная торговля, ремонт 10843 16,3 11088 16,6 11317 16,6
Гостиницы и рестораны 1152 1,7 1163 1,7 1185 1,8
Финансовая деятельность 835 1,3 858 1,3 958 1,4
Операции с недвижимостью 4825 7,3 4879 7,3 4957 7,4
Государственное управление 3447 5,2 3458 5,2 3504 5,2
Образование 6125 9,2 6039 9,0 6009 8,9
Здравоохранение 4488 6,8 4548 6,8 4547 6,8
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2330 3,5 2460 3,7 2533 3,8
Рост производительности труда часто расценивают как фактор, негативно влияющий на занятость трудовых ресурсов, имея в виду, что для выпуска одного и того же объема продукции потребуется меньшая численность работников. Это положение с некоторой степенью условности можно признать верным лишь для краткосрочного периода. Результаты анализа общей тенденции свидетельствуют о том, что рост производительности труда создает предпосылки для расширенного воспроизводства, экономического роста, а следовательно, повышает гарантии занятости.
Миграция
Важнейшим источником восполнения дефицита экономически активного населения в России в перспективе может стать миграция. Однако сегодняшние темпы миграционного прироста населения страны не могут перекрыть его убыль (табл. 3).
Таблица 3
Изменение численности населения федеральных округов РФ за 1994—2001 гг., тыс. чел.
Федеральный округ Прирост населения
общий естественный миграционный
Центральный -1457 -2778 1321
Северо-Западный -813 -893 80
Южный -57 -474 417
Приволжский -556 -1375 819
Уральский -137 -420 283
Сибирский -612 -715 103
Дальневосточный -765 -146 -619
Источник: данные официального сайта Института демографических исследований (www.demographia.ru).
Отрицательный естественный прирост населения в Центральном, Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах в немалой степени был компенсирован миграционным притоком. Миграционный приток за последние восемь лет в Северо-Западном и Сибирском округах хотя был и положительным (80 и 103 тыс. чел. соответственно), но все же незначительным по величине. Самая неблагоприятная ситуация сложилась в Дальневосточном округе, где общая убыль населения не была компенсированна миграционным приростом. Наблюдается явная тенденция смещения населения РФ с востока на запад и юг. В табл. 4 представлен прогноз уменьшения населения России в трудоспособном возрасте по федеральным округам.
Прогноз уменьшения численности трудоспособного населения России в 2006—2015 гг., млн чел.
Федеральный округ 2006-2010 гг. 2011-2015 гг.
Российская Федерация 3,9 6,4
Центральный 1,1 1,6
Северо-Западный 0,6 0,8
Южный 0,6 0,2
Приволжский 0,7 1,4
Уральский 0,4 0,6
Сибирский 0,6 1,1
Дальневосточный 0,3 0,4
Источник: данные Минэкономразвития России.
Представленные данные позволяют предположить, что к 2010 г. число работающих и пенсионеров сравняется. Заложенный в прогнозе Минэкономразвития России сценарий развития миграционных процессов предполагает сохранение сложившихся негативных тенденций в размещении населения и трудовых ресурсов по территории страны. Низкая интенсивность внутрироссийской миграции, составляющая лишь 1,4% численности населения, ограничивает позитивные изменения в численности и структуре трудовых ресурсов территорий, сдерживая рост их производительности.
Трудодефицитный характер развития национального хозяйства становится его фундаментальным параметром и требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Внешняя миграция
В качестве одного из реальных компонентов удовлетворения потребностей рынка труда в рабочей силе на ближайшую перспективу может рассматриваться внешняя миграция. Однако приток иностранцев, за счет которых Россия восполняла дефицит трудовых ресурсов после распада СССР, с конца 1990-х годов резко снижается. Так, численность иммигрировавших в Россию в 2006 г. почти в три раза меньше, чем в 1998 г. За счет внешней миграции в настоящее время компенсируется всего 5% естественной убыли населения. Следует отметить, что данные
официальной статистики дают неполную картину российской эмиграции и иммиграции. Изменения в порядке учета прибывших и выбывших, широкое распространение практики нелегального въезда-выезда затрудняют оценку происходящих процессов.
Проблема восполнения убывающей численности трудоспособного населения сегодня является достаточно важной и для большинства развитых европейских стран. Так, во Франции демографы прогнозируют в период 2010-2015 гг. снижение ежегодного прироста занятого населения почти в четыре раза по сравнению с 1985-1995 гг. и дефицит труда на уровне 900 тыс. чел. Особенно сильное сокращение экономически активного населения ожидается в Италии (10% в 2000-2015 гг.) и довольно существенное - в Германии и Бельгии (3-4%)'.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что одним из важнейших направлений восполнения дефицита трудовых ресурсов является привлечение иностранной рабочей силы. Без использования труда мигрантов сегодня не может обойтись ни одна индустриально развитая страна. Основываясь на данных долгосрочных прогнозов, специалисты Международной организации труда пришли к выводу, что без иммигрантов уровень европейских жизненных стандартов к 2050 г. снизится до 78% по сравнению с сегодняшним2.
В России есть несколько точек зрения на роль международной трудовой миграции и возможности ее регулирования.
Первая точка зрения - консервативный подход: трудовая миграция в Россию имеет исключительно негативные последствия. Поэтому миграционная политика в части регулирования прямого потока трудовых мигрантов должна быть направлена на ужесточение требований к въезжающим в страну потенциальным работникам вплоть до закрытия страны от них.
Вторая точка зрения - либеральный миграционный проект. Он основан на идее, что Россия обречена на привлечение иностранной рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья (в том числе Китая). При этом из-за воздействия большого коли-
1 Вимон К. Демографические изменения, рынок труда и рост производительности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия Экономика. 2002. № 1. С. 134.
2 Экимян В. Трудовая миграция: кому она выгодна //Человек и труд. 2007. № 3. С. 87.
чества макроэкономических факторов потребность страны в мигрантах определить невозможно, в связи с чем отрицается идея квотирования рабочих мест. Миграционная политика должна быть направлена на предоставление возможностей свободного передвижения и трудоустройства иностранной рабочей силы.
Мы придерживаемся сдержанной точки зрения в отношении привлечения трудовых мигрантов в Россию из-за рубежа. Сформировалась она не только на основе анализа текущей ситуации на нашем рынке труда, но и обобщения опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира. Фундаментальной основой для формирования политики здесь должно явиться определение четких потребностей в рабочей силе на основе прагматических экономических интересов. Поэтому в первую очередь необходимо представить размеры этих потребностей и увязать их с перспективами социально-экономического развития страны. Кроме того, регулирование трудовой миграции следует увязать с концепцией демографического развития страны, в том числе с необходимостью обеспечения ее социокультурной и геополитической безопасности. Трудовая миграция не должна быть социальным дестабилизатором общества.
В России в 2001 г. впервые разработана и принята «Концепция демографического развития страны на период до 2015г.», в которой четко обосновывается необходимость привлечения мигрантов с целью сокращения естественной убыли населения и его старения.
Миграционные процессы существенно влияют на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России, а значит, не только на национальный, но и на местные рынки труда. На наш взгляд, уже сегодня миграцию можно включить в число факторов, определяющих уровень производительности труда в будущем. Это объясняется следующим.
Во-первых, привлечение трудовых мигрантов позволяет более успешно осваивать новые территории и природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике. Так, вклад иностранных трудящихся в рост ВВП Германии в начале 1970-х годов составлял более 40%3.
3 Андреюк В. Ю. Экономическая стратегия иммиграционной политики ФРГ в 60-90-е годы ХХ века. М., 1997.
В России имеющееся несоответствие между численностью населения и размером природно-ресурсного потенциала становится важнейшей стратегической угрозой.
Во-вторых, на предприятиях и в отраслях, где широко применяется дешевый труд иммигрантов, происходит значительная экономия на издержках. Традиционно производство высокой добавочной стоимости связано с наиболее развитыми в профессиональном отношении креативными кадрами, которые получают высокую заработную плату, принося своим работодателям еще более высокую прибыль. Но не меньшую прибыль приносят работники, занятые в таких отраслях, как строительство и добыча полезных ископаемых, где происходит перераспределение добавочной стоимости от заработной платы к прибыли. Это приводит к увеличению доходов и способствует росту инвестиционной активности. Так, во Франции и в ФРГ в 1960-1970-х годах в отраслях, где работало большое количество иностранцев, произошло более быстрое замещение труда капиталом, чем в других секторах4.
В-третьих, рост производительности общественного труда может достигаться за счет увеличения общей численности работающих. Трудовые мигранты, занимающие рабочие места, не требующие высокой квалификации, могут непосредственно повлиять на повышение уровня занятости квалифицированных работников. При этом местные жители могут вернуться на рынок квалифицированной рабочей силы и занять рабочее место в соответствии со своим образованием.
Таким образом, трудовая миграция:
- способствует уменьшению дефицита рабочей силы в низкооплачиваемых отраслях экономики и на малопрестижных видах работ;
- обеспечивает заполнение «ниши» занятости в малонаселенных регионах;
- воздействует на структуру занятости местного населения, повышая удельный вес квалифицированной рабочей силы;
- влияет на величину федерального и местного бюджетов.
4 Stalker P. Workers without Frontiers: The Impact of Globalization on International Migration. Boulder, 2000.
Рынок труда и миграция в Курганской области
Нам представляется важным в современных условиях разработать механизм привлечения и использования иностранной рабочей силы для реализации крупных инвестиционных проектов. В частности, к участию в таких проектах следует подключить «проблемные» территории - регионы, обладающие не до конца использованными ресурсами роста вследствие худшего инвестиционного климата и недостатка инвестиций.
К таким территориям можно отнести и Курганскую область. Демографическая ситуация в области характеризуется устойчивой тенденцией сокращения численности населения. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (от 5,3 до 7,8 тыс. чел. в год), что превышает соответствующие показатели по Уральскому федеральному округу и РФ в целом (табл. 5).
Таблица 5
Темпы прироста численности населения по основным регионам Уральского федерального округа в 1990-2005 гг., %
Регион 1990 1995 2001 2002 2003 2004 2005
Российская Федерация 0,4 -0,1 -0,4 -0,5 -0,5 -0,5 -0,5
Уральский федеральный округ 0,2 -0,2 -0,4 -0,5 -0,4 -0,3 -0,3
Курганская область -0,2 -0,8 -1,6 -1,4 -1,2 -1,2 -1,2
Свердловская область 0,01 -0,4 -0,7 -0,8 -0,7 -0,4 -0,4
Тюменская область 0,6 0,3 0,5 0,6 0,6 0,5 0,5
Челябинская область 0,1 -0,3 -0,6 -0,7 -0,7 -0,6 0,6
Источник табл. 5-6: Труд и занятость в России. 2007: Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 33.
Согласно прогнозным расчетам, численность населения Курганской области к 2012 г. уменьшится еще на 56 тыс. чел., что свидетельствует о критической демографической ситуации в регионе.
В области имеют место низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простого воспроизводства населения, и высокий уровень смертности, в результате сохраняется устойчивая и долговременная естественная убыль населения. Так, в 2006 г. количество умерших в 1,56 раза превысило количество родившихся,
а естественная убыль населения составила 5,72 тыс. чел. Динамика смертности населения характеризуется высокой долей умерших в трудоспособном возрасте.
Тенденции развития миграционных процессов последних лет в Курганской области не позволяют осуществить замещение естественной убыли населения и предопределяют дальнейшее сокращение ее численности (рисунок). Начавшийся с 2000 г. отток населения привел к тому, что наметившиеся тенденции сокращения постоянного населения области еще более осложнились.
Основная причина сокращения численности населения области - межрегиональная миграция. Традиционно сохраняется миграционный отток населения в соседние экономически более развитые области (Тюменская, Челябинская, Свердловская), где значительно выше уровень жизни.
20 -
10 -
РФ УрФО Курганская Свердловская Тюменская Челябинская
область область область область
Интенсивность миграции в 2007 г. (на 1000 чел. населения)
Источник: Урал в цифрах: Статистический сборник. Курган, 2008. С. 9.
Уменьшение численности населения трудоспособного возраста негативно отражается на формировании трудовых ресурсов, способствует возникновению дефицита рабочей силы. Отток квалифицированных кадров из региона влечет за собой ослабление научного, творческого и экономического потенциала Курганской области.
В настоящее время в Курганской области преобладает население трудоспособного возраста, но с 2008 г. его численность будет снижаться, и возрастет число лиц старше трудоспособного возраста.
25
15
0
Сравнительная характеристика субъектов Уральского федерального округа показывает, что доля экономически активного населения в численности жителей Курганской области на 3,4% ниже среднероссийского показателя и на 5% - по Уральскому округу (табл. 6).
Таблица 6
Доля экономически активного населения в 1990—2006 гг., %
Регион 1990 1995 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Российская Федерация 70,3 65,1 64,2 64,9 64,8 65,3 65,8 66,1
Уральский федеральный округ 71,5 67,6 64,9 65,0 67,1 66,7 67,3 67,7
Курганская область 67,3 63,4 60,1 61,4 63,4 63,2 63,8 62,7
Свердловская область 70,4 67,6 65,6 65,6 67,5 67,4 67,7 69,3
Тюменская область 74,8 71,3 70,0 70,2 70,2 70,8 70,2 69,2
Челябинская область 70,6 65,9 60,7 60,6 65,0 63,2 65,2 65,7
Тенденция снижения численности экономически активного населения в течение ближайших лет сохранится (табл. 7).
Таблица 7
Основные показатели состояния рынка труда в Курганской области в 2005—2009 гг. в среднегодовом исчислении
Показатель 2005 2006 2007 2008 прогноз 2009 прогноз
Численность экономически активного населения, тыс. чел. 490,5 489,6 489,3 487,7 487,4
Численность занятых в экономике (удовлетворённый спрос), тыс. чел. 434,3 432,6 431,8 430,2 429,7
Численность безработных граждан по методологии МОТ (неудовлетворённый спрос), тыс. чел. 56,2 57,0 57,5 57,5 57,7
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, тыс. чел. 13,0 14,1 15,5 16,0 16,0
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % к численности экономически активного населения: общей регистрируемой 11,4 2,7 11,6 2,9 11,7 3,2 11,8 3,3 11,8 3,3
Вместе с тем потребность промышленных предприятий области в кадрах ежегодно возрастает - в 2008 г. она увеличилась по сравнению с 2007 г. в 1,5 раза. Явная нехватка трудовых ресурсов в перспективе будет ощущаться и на предприятиях, создаваемых в рамках инвестиционных проектов на территории региона.
Проект «Урал промышленный - Урал полярный»
В мае 2005 г. на совещании по социально-экономическому развитию, проведенном президентом РФ, был дан старт одному из самых масштабных проектов - «Урал промышленный - Урал полярный». В рамках проекта предполагается освоение минерально-сырьевых запасов восточного склона Уральских гор. Это позволит ликвидировать зависимость уральских металлургических гигантов от привозного сырья из Казахстана и даст мощный инвестиционный толчок всему Уральскому региону.
Такой проект потребует создания развитой инфраструктуры, главным образом, сети железнодорожных путей и автомобильных дорог, которые должны связать Заполярье и основные промышленные субъекты Уральского федерального округа. Это позволит преодолеть негативные аспекты развития предприятий машиностроения и вывести их на качественно новый уровень. Получение инвестиционных ресурсов для модернизации машиностроительных предприятий, увеличение конкурентоспособности продукции и устранение диспропорций в структуре промышленного производства могут быть достигнуты за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых полярного и приполярного Урала.
Предполагается привлечь не менее 357 млрд руб. инвестиций (66 тыс. новых рабочих мест). Уже на начальном этапе освоения проекта потребуются металл, металлоконструкции, стальные трубы, железнодорожные рельсы и рельсовые покрытия. Значительная доля средств будет направлена на приобретение машин и оборудования для нужд производства. Следовательно, промышленные предприятия Курганской области могут принять участие в реализации портфеля заказов машиностроительного профиля. Учитывая традиционную сельскохозяйственную направленность
развития Курганской области, она может стать генеральным поставщиком продовольствия для проекта.
Для реализации проекта потребуется привлечение дополнительной рабочей силы, в том числе и иностранной. Оптимальное решение проблемы в значительной степени будет зависеть от государственной системы организации подготовки квалифицированных кадров из среды мигрантов. В настоящее время в России такой системы не существует, рабочие привлекаются стихийно, что может привести к негативным последствиям, с которыми столкнулись некоторые европейские государства, например, Франция и Германия.
Крайне низкое качество рабочей силы, прибывающей на территорию России (в частности, из Средней Азии), можно объяснить следующими причинами:
1) традиционно низкий уровень профессиональной подготовки в странах-экспортерах трудовых ресурсов;
2) отток квалифицированной рабочей силы на Запад в первые годы обретения независимости и отсутствие возможностей для массового воспроизводства квалифицированных кадров.
По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 40% трудовых иммигрантов не имеют профессионального образования, 20% - не имеют вообще никаких специальных навыков.
Взаимоотношения принимающей стороны с иностранными рабочими должны быть основаны на следующих принципах:
- организованная подготовка иностранных рабочих к трудовой деятельности в России (информация о российских законах, обучение языку и необходимым трудовым навыкам, исходя из предполагаемой работы и т. д.);
- организационное направление мигрантов на работу по предварительной заявке предприятия и информация об условиях трудовой деятельности (зарплата, условия труда и проживания, социальные услуги и т. д.);
- административное сопровождение и контроль соответствующих лиц за нахождением иностранных рабочих в России.
Организация такого подхода потребует значительных инвестиций для создания инфраструктуры (общежития, центры обучения, проживания, лечения и т. д.), источником которых
должны стать государственные и муниципальные средства, а также финансовые средства предприятий на паритетных началах. Одна из наиболее сложных проблем - первичное размещение иностранных граждан. Для ее решения необходимо создание миграционного городка с соответствующими бытовыми условиями проживания мигрантов.
В качестве федерального центра по подготовке рабочих кадров из мигрантов может выступить г. Курган благодаря следующим факторам:
- город является центром Курганской области, граничащей с Казахстаном, через который в Россию направляется значительный поток мигрантов из Средней Азии;
- транспортные связи с административными центрами областей Уральского региона;
- наличие необходимых квалифицированных кадров для подготовки мигрантов;
- развитая сеть учебно-профессиональных центров.
Реализация указанных мер потребует разработки специального обоснования и нормативных законодательных актов, согласования предложений с федеральными органами власти, выделения на период становления системы бюджетных средств. Впоследствии система будет коммерчески прибыльной. Опыт подготовки мигрантов для трудовой деятельности на объектах проекта «Урал промышленный - Урал полярный» может быть распространен на лиц, которые приезжают в Россию на постоянное место жительства (иммиграция), а впоследствии использован для подготовки рабочих кадров в странах Европейского сообщества.
* * *
Продуманная, рассчитанная на перспективу миграционная политика способна смягчить отрицательные демографические тенденции, помочь в решении региональных проблем, повысить эффективность деятельности трудоемких отраслей. Важно реально оценить объективные потребности российской экономики в иностранной рабочей силе, разработать механизмы социально-экономической и культурной интеграции иммигрантов в принимающее общество.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
6 ЭКО №10, 2008