ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 3
Т.М. Гаврилова1,
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Коломенского
государственного педагогического института
МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
В статье раскрывается сущность и структура механизма международной миграции рабочей силы как способа организации и функционирования миграционного обмена экономически активным населением между государствами. Определены объективные факторы и субъективные причины действия механизма, объект и субъекты воздействия (к последним отнесены правительство, государственные структуры, национальные и наднациональные общественные организации, граждане как носители рабочей силы). Сформулированы цель и подцели реализации механизма международной миграции рабочей силы. Выделены методы и средства достижения поставленной цели. Предложены критерии оценки результата. Раскрыты роль миграционной политики и социальной среды, а также функции механизма международной миграции рабочей силы.
Ключевые слова: рабочая сила, международная миграция, механизм международной миграции, экономически активное население, трудовые ресурсы, факторы международной миграции, субъекты международной миграции.
In article is opened the essence and the structure of the mechanism of international migration of labour force as the way of the organization and functioning of migration exchange by economically active population between states. Objective factors and subjective reasons of action of mechanism, object and subjects are determined, to the last government, state structures, national and above-national public organizations, citizens as the carriers of labour force are attributed. Purpose and the sub purposes of realization of the mechanism of international migration of labour force are formulated. Methods and facilities of achievement of the put purpose are allocated. The criteria of the evaluation of result are offered. The role of a migratory politics and the social environment, and also the functions which are carried out by the mechanism of the international migration of labour force are opened.
Key words: labour force, international migration, mechanism of international migration, economically active population, manpower, factors of international migration, subjects of international migration.
Цикличность развития рыночной экономики накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности людей. В условиях мирового экономического кризиса обострились вопросы занятости, в том числе иностранных работников. Спад производства во всех отраслях
1 Гаврилова Татьяна Михайловна, тел.: 8 (906) 733-78-11; e-mail: [email protected].
привел к росту количества безработных и к активизации населения на рынке труда. В сложившейся ситуации миграция, с одной стороны, рассматривается государствами как возможность трудоустройства, с другой стороны, глобальный характер кризиса заставляет их ужесточать миграционный контроль и проводимую политику по отношению к мигрантам. Это обусловливает необходимость исследования сущности и структуры механизма международной миграции рабочей силы.
Если рассматривать международную миграцию рабочей силы как макроэкономический процесс, то ее механизм представляет собой часть механизма хозяйствования. Как часть механизма хозяйствования он имеет свою структуру, исходное явление и конечный результат. Механизм международной миграции рабочей силы можно описать как присущий двум национальным экономическим системам способ организации и функционирования миграционного обмена рабочей силой между государствами.
При этом под миграцией рабочей силы, исходя из определения рабочей силы как «способности к труду», как товара особого рода, мы будем понимать процесс территориального перемещения экономически активного населения в целях смены места жительства и/или работы, обусловленный причинами различного характера. Понятие «экономически активное население» введено в терминологию международной статистики труда с 1996 г. Под ним понимается часть населения страны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг2. Если говорить о рабочей силе как о товаре, то предложение такого товара на рынке труда формируется экономически активным населением, т.е. населением, которое активно предлагает свой товар — рабочую силу. Граждане как носители рабочей силы могут перемещаться между странами по различным добровольным или вынужденным причинам. Если гражданин, поменявший страну проживания, предлагает свою рабочую силу в стране иммиграции, тем самым увеличивая предложение на рынке труда и влияя на ставки заработной платы, то речь идет о притоке рабочей силы и о миграции рабочей силы, независимо от причин, которые ее вызвали.
Механизм международной миграции рабочей силы реализуется в определенных условиях и под действием определенных факторов. Сложившиеся условия и факторы составляют суть исходного явления рассматриваемого механизма.
Условия — это обстановка, в которой протекает процесс миграции3. Под условиями следует понимать все компоненты окружающей
2 См.: ОдеговЮ.Г., РуденкоГ.Г., БабынинаЛ.С. Экономика труда. М., 2007. С. 301.
3 См.: Черевичко Т.В. Миграционная динамика эпохи глобализации. Саратов, 2002. С. 86.
среды, объективные характеристики тех или иных территорий. Определенные составляющие объективных условий, которые воздействуют на тот или иной процесс, — это факторы этого процесса4.
Факторы миграции классифицируют в зависимости от возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы: неуправляемые, постоянно действующие факторы; так называемые «временные» факторы, которые могут регулироваться косвенным воздействием; регулируемые переменные факторы5. К неуправляемым факторам относят географическое расположение, природно-климатические условия и другие природные компоненты; к «временным» факторам — демографическую, производственную, социальную структуру и т.д.; к регулируемым переменным факторам — компоненты национальной политики в области заработной платы, кадровой, налоговой, миграционной политики и др. Факторы, приведенные выше, можно назвать объективными характеристиками территорий.
Субъективная сторона механизма миграции рабочей силы проявляется в различной оценке индивидами целесообразности миграции. Потенциальный мигрант принимает решение о миграции, сравнивая объективные региональные экономические и социальные условия, национальную политику страны проживания с соответствующими характеристиками страны предполагаемой миграции. Причем оценка целесообразности будет зависеть от индивидуальных характеристик мигранта, от его потребностей, личных предпочтений и убеждений (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на принятие решения о миграции
4 См.: Рыбаковский Л.Л. Механизмы формирования миграционных потоков // Миграция и развитие. М., 2007. С. 185.
5 Народонаселение: Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. М., 1994. С. 542.
Субъективная оценка мигрантами сложившихся объективных условий связана с понятием причины миграции. Если факторы миграции можно назвать объективными характеристиками территорий, то причины миграции — это субъективное восприятие различий в условиях проживания на данных территориях.
Говоря о причинах международной миграции, выделяют экономические и неэкономические причины. Экономические причины сводятся к оценке различия в уровнях экономического развития, заработной платы, безработицы, плотности населения на определенных территориях. Неэкономические причины подразделяются на добровольные (семейные, поиск более высокого социального статуса и т.д.) и вынужденные (политические, национальные, религиозные, экологические, расовые и т.д.).
Для интегральной оценки механизма международной миграции рабочей силы целесообразно учитывать как объективные факторы миграции, так и субъективную оценку конкретного индивидуума.
Любой механизм предполагает наличие трансформационного процесса, субъектов и объектов, цели, функций преобразования, методов достижения цели и средств ее достижения и, соответственно, наличие результатов преобразования и критериев оценки результатов6. Рассмотрим механизм международной миграции рабочей силы в соответствии с предложенной структурой (рис. 2).
Субъекты механизма международной миграции
1. Правительство, определяющее концепцию миграции и миграционную политику страны, разрабатывающее и формулирующее законы и законодательные акты по вопросам миграции.
Правительства государств, чтобы соблюсти геополитические и экономические интересы страны, разрабатывают миграционную политику. Под миграционной политикой понимается система специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных процессов, преследующая экономические, демографические, геополитические и другие цели7. В области международной миграции эта политика подразумевает комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты
6 См.: Иншаков О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград, 1995. С. 26.
7 См.: Ионцев В., Алешковский И. Международная миграция, глобализация и развитие // Миграция и развитие. М., 2007. С. 84.
Миграционные потоки
Правительство
Формирование национальной, в т.ч. миграционной политики, разработка законодательной базы
^Наднациональные организации^^
Упорядочение миграционных процессов
Правительство
Формирование национальной, в т.ч. миграционной политики, разработка базы
Формирование социальной среды
I
^^^Граждане^^^
Формирование социальной среды
I
Содействие мигрантам
Содействие мигрантам
Реализация миграционной политики
С
Госструктуры
Объективные характеристики
Реализация миграционной политики
Госструктуры Объективные характеристики
Рис. 2. Структурная схема механизма международной миграции рабочей силы Источник: Васюнина Л.А., Гаврилова Т.М. Механизм международной миграции рабочей силы // Вестн. ВолГУ. Сер. 3. 2002. Вып. 7. С. 152.
работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. Основное внимание в миграционной политике уделяется иммиграционным потокам.
В мировой практике процесс международной миграции рабочей силы регулируется национальным законодательством стран и международными правовыми актами. При этом в законодательстве находят отражение две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. Национальные интересы могут вступать в противоречие с интересами международных организаций, сообществ, что зачастую задерживает ратификацию странами основных международных документов в области международной миграции.
2. Государственные структуры, регулирующие миграционные процессы.
Как правило, это национальные службы иммиграции, созданные при Министерствах труда или внутренних дел. Наличие в стране центрального учреждения по миграции с компетентным персоналом и соответствующим бюджетом является обязательным и необходимым условием эффективного функционирования механизма международной миграции рабочей силы.
По мнению Э. Макклейна8, миграционный режим, чтобы быть эффективным, должен иметь: центральное учреждение по миграции с компетентным персоналом и соответствующим бюджетом; четкое распределение обязанностей между центральными, региональными и местными властями; надежную информационную систему; правовую основу по вопросам перемещения населения, миграции и гражданства; контрольный механизм по определению расхождений между законом и практикой и специальные средства по исправлению этих расхождений; технические возможности для осуществления эффективного пограничного контроля; систему подготовки руководителей и кадров.
3. Национальные и наднациональные общественные организации.
В настоящее время наиболее значительное воздействие на миграционную политику государств, скорейшую адаптацию мигрантов в принимающей стране, упорядочение миграции граждан оказывают такие наднациональные организации, как Международная организация по миграции (МОМ) и Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев и вынужденных переселенцев
8 См.: Макклейн Э. Права человека: миграция и мигранты в России // Миграция. 1998. № 3—4. С. 54.
(УВКБ ООН). Проводимые УВКБ ООН и МОМ заседания, конференции позволяют выработать международную нормативную базу по вопросам международной миграции и развития. Кроме международных организаций и государственных структур, как правило, существуют национальные неправительственные организации (НПО), которые также занимаются проблемами миграции и мигрантов. НПО во многих государствах представляют собой реальную силу, способную влиять на ситуацию.
4. Граждане как носители рабочей силы.
В конце XX в. отмечалось возрастание мобильности рабочей силы. В работах ряда экономистов9 появилось понятие «транснациональная рабочая сила» — особый социальный тип международного работника. Такие работники постоянно передвигаются из одной страны в другую, предлагая свои знания, опыт, умения.
Миграционная подвижность населения зависит от социальной среды проживания. Социальную среду формируют граждане, проживающие в стране. Механизм хозяйствования, сложившийся в обществе, находит отражение в общественном сознании и оказывает влияние на формирование социальной среды. В свою очередь социальная среда оказывает воздействие на формирование индивидуальных психологических и поведенческих характеристик граждан. Их восприятие окружающего мира, потребности, ожидания будут влиять на оценку целесообразности миграции и принятие решения о перемене места жительства и/или работы.
Цель механизма международной миграции рабочей силы. Поскольку через границы территорий, в данном случае — стран, перемещается экономически активное население, то целью рассматриваемого трансформационного процесса следует считать перемену места жительства и/или работы.
Цель может быть разбита на подцели. Индивидуальные цели граждан в соответствии с теорией иерархии потребностей А. Мас-лоу структурированы следующим образом (таблица).
Таблица
Индивидуальные цели граждан в соответствии с их потребностями
Индивидуальные цели граждан Потребности
— самореализация, раскрытие своих творческих возможностей, профессиональных навыков; — повышение квалификации, знакомство с иностранным опытом организации бизнеса; — инвестирование в иностранную экономику; в самореализации
9 Цвылев Р.И. Международный рынок труда и Россия (проблемы интеграции) // Полис. 1993. № 1. С. 125.
Индивидуальные цели граждан Потребности
— быстрый карьерный рост; — получение образования; — изучение иностранного языка в признании
— создание семьи; — возвращение на родину; — улучшение социальных условий проживания социальные
— получение гарантий стабильной занятости; — улучшение экологических, природно-климатических условий проживания; — прекращение существующей угрозы преследования и применения насилия по каким-либо признакам в безопасности
— трудоустройство на рабочее место с более высокой оплатой труда; — трудоустройство как таковое (применительно к безработным) физиологические
Поставленные мигрантами цели могут предполагать одновременное удовлетворение нескольких потребностей личности в зависимости от индивидуальных особенностей человека. В рамках каждой конкретной цели, которую ставит перед собой мигрант, им могут быть выделены задачи, способствующие достижению цели.
Методы достижения поставленной цели можно разделить на легальные и нелегальные. Легальные подразумевают пересечение границы на законных основаниях и дальнейшее трудоустройство либо трудоустройство в рамках «маятниковой» миграции. Нелегальные методы предполагают незаконное либо официальное пересечение границы, а затем нелегальное трудоустройство.
Средства достижения цели миграции индивидуальный субъект определяет для себя самостоятельно. Это может быть либо организованный переезд в иностранное государство, либо неорганизованная международная миграция. Если реализация миграционного намерения осуществляется с помощью государственных структур или частных агентств по трудоустройству за рубежом, то речь идет об организованной миграции. Упомянутые агентства, как правило, находятся под контролем государственных органов труда, что должно расширять предоставляемые ими гарантии для граждан, работающих за границей. Выступать агентства по трудоустройству могут либо как доверенные представители нанимателя, либо как посреднические структуры. Большая часть сферы зарубежного трудоустройства обслуживается именно коммерческим сектором. Неорганизованная миграция предполагает самостоятельное трудоустройство за рубежом. В этом случае спектр используемых средств реализации миграционного намерения достаточно широк.
Объект — это отношения, которые подлежат изменению; то, на что направлено воздействие. В данном случае объектом являются трудовые ресурсы стран происхождения и назначения.
Результатом соответственно будут являться количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов стран.
Чтобы оценить результат действия механизма международной миграции рабочей силы, следует определить критерии оценки результатов. К ним мы можем отнести следующие:
— соответствие количественного и качественного состава трудовых ресурсов регионов и страны в целом интересам государства;
— улучшение ситуации в области занятости;
— изменение уровня заработной платы (цены рабочей силы);
— улучшение демографической ситуации, сохранение демографического равновесия;
— изменение социальной обстановки в стране;
— достижение индивидуальных целей мигрантов;
— экономический рост и др.
Результаты механизма международной миграции рабочей силы как трансформационного процесса должны оцениваться в стране происхождения и в стране назначения, а также в целом — в контексте происходящих интеграционных процессов глобальной мировой экономики.
На принимающие страны международная миграция может оказывать следующее положительное воздействие: приток дешевой рабочей силы в отрасли с тяжелым физическим трудом, с низкой оплатой труда; возможность более гибкого регулирования занятости (в случае кризисов и безработицы иностранные рабочие могут быть уволены первыми); участие иностранных специалистов в осуществлении крупных инфраструктурных проектов; экономия на образовании и профессиональной подготовке высококвалифицированных специалистов; рост научно-технического потенциала; экономическое развитие малонаселенных стран за счет иммиграции; рост производства за счет дополнительного спроса на товары и услуги.
С другой стороны, иностранные рабочие являются для страны, которая их принимает, потенциальным источником проблем в отношении их включения в национальное общество; компенсации различных социальных расходов и переводов; обострения социальных конфликтов благодаря образованию иммигрантских общин и т.д.
В результате эмиграции передающие страны могут получить: снижение безработицы; повышение квалификации своих кадров за время их работы в более развитой стране; поступление денежных переводов, рост благосостояния населения и увеличение совокупного спроса.
6 ВМУ, экономика, № 3
81
В то же время эмиграция имеет и отрицательные последствия в виде снижения демографического потенциала; утечки квалифицированных специалистов; зависимости платежного баланса от денежных переводов; нарушения социальных, культурных и семейных связей. Отток высококвалифицированной рабочей силы может привести к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
Таким образом, экономические последствия миграции не однозначны для отдающей и принимающей мигрантов страны. В целом при несбалансированных перемещениях населения международная миграция рабочей силы может вызвать негативные тенденции в сфере занятости и экономического развития национальных экономик стран, активно участвующих в миграционном обмене, обезлюдение и экономический регресс одних регионов и чрезмерную концентрацию населения в других. В то же время через обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения международная миграция создает возможность изменения численности населения и структуры национальных рынков труда, формирования занятого трудоспособного населения, выступая как существенный фактор развития экономики. С точки зрения глобального рынка труда и мировой экономики миграцию рассматривают как положительный феномен, обусловливающий оптимизацию структуры трудовых ресурсов.
Механизм миграции реализуется через миграционные потоки. Все территории связаны между собой потоками миграции различной интенсивности, качественного состава и направленности. Можно говорить о существовании мировой миграционной сети, что подтверждается масштабами международной миграции.
Механизм международной миграции рабочей силы должен выполнять следующие функции:
— обеспечивать соответствие форм и способов использования рабочей силы спросу и предложению на рынке труда;
— реализовывать права человека на свободу передвижения, выбор места жительства, профессии, форм трудовой деятельности и др.;
— содействовать соблюдению баланса интересов граждан как носителей рабочей силы, предпринимателей и государства в целом;
— формировать количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов стран;
— способствовать достижению полной занятости и др.
Итак, механизм международной миграции рабочей силы способствует межгосударственному информационному и трудовому обмену, формированию количественных и качественных параметров трудовых ресурсов регионов мирового хозяйства. В то же время мировой экономический кризис может привести к изменению 82
сложившегося механизма международной миграции, к нарушению баланса интересов граждан как носителей рабочей силы, предпринимателей и государств, участвующих в миграционном обмене экономически активным населением. Результаты действия механизма международной миграции рабочей силы, вероятно, будут оцениваться как негативные, не соответствующие установленным критериям, что повлечет ужесточение принципов проводимой странами миграционной политики.
Список литературы
Васюнина Л.А., Гаврилова Т.М. Механизм международной миграции рабочей силы // Вестн. ВолГУ. Сер. 3. 2002. Вып. 7.
Иншаков О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград, 1995.
Ионцев В., Алешковский И. Международная миграция, глобализация и развитие // Миграция и развитие. М., 2007.
Макклейн Э. Права человека: миграция и мигранты в России // Миграция. 1998. № 3—4.
Народонаселение: Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. М., 1994.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. М., 2007.
Рыбаковский Л.Л. Механизмы формирования миграционных потоков // Миграция и развитие. М., 2007.
Черевичко Т.В. Миграционная динамика эпохи глобализации. Саратов, 2002.
Цвылев Р.И. Международный рынок труда и Россия (проблемы интеграции) // Полис. 1993. № 1.