Научная статья на тему 'Миграция рабочей силы: основные понятия'

Миграция рабочей силы: основные понятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10143
872
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / СТРАНА / РАБОЧАЯ СИЛА / НАСЕЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин Н. М.

Миграция рабочей силы это процесс перемещения трудовых ресурсов из одних государств в другие с целью дальнейшего трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своем государстве. Кроме экономических подходов международная миграция зависит также от политических, культурных, этнических, семейных и иных факторов. Из-за наличия данных факторов миграция рабочей силы является составной частью более широкого понятия международной миграции населения и этот процесс напрямую не связан с трудоустройством человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour migration: basic notions

Labour migration is the process of movement of labour resources from one states to another with the aim of further employment on better conditions than in their state. Apart from economic approaches international migration depends on also from political, cultural, ethnical, family and other factors. Because of existence of present factors the labour migration is a constituent of a more comprehensive notion international labour migration and this process is not directly connected with the employment of a person.

Текст научной работы на тему «Миграция рабочей силы: основные понятия»

Тюкавкин Н.М.

Миграция рабочей силы: основные понятия // Вестник Самарского государственного университета. 256 2015. № 2 (124). С. 256-261

УДК 330-101

Н.М. Тюкавкин* МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Миграция рабочей силы — это процесс перемещения трудовых ресурсов из одних государств в другие с целью дальнейшего трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своем государстве. Кроме экономических подходов международная миграция зависит также от политических, культурных, этнических, семейных и иных факторов. Из-за наличия данных факторов миграция рабочей силы является составной частью более широкого понятия — международной миграции населения и этот процесс напрямую не связан с трудоустройством человека.

Ключевые слова: экономика, глобализация, миграция, эмиграция, страна, рабочая сила, население, иностранные граждане.

Международная миграция имеет две составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Э м и г р а ц и я — это выезд из страны для постоянного проживания на территории другой страны, а и м м и г р а ц и я — это въезд в страну для постоянного места жительства. Кроме этого, в понятие международной миграции входит и процесс репатриации, который представляет собой возвращение в страну, где человек родился и проживал, ранее уехавших из нее граждан.

По своему политическому статусу международные мигранты подразделяются на пять категорий [2]:

— иммигранты и неиммигранты, имеющие легальный допуск в страну. Для стран, традиционно принимающих иммигрантов, начало 2000—2010-х годов были временем высокого уровня иммиграции иностранных граждан;

— мигранты-работники по договору или контракту. К 2014-ому году в мире их насчитывалось больше 35 млн человек. Многие страны имеют большую зависимость от иностранной рабочей силы. Договоры и контракты на использование иностранной рабочей силы заключаются между странами имеющими избыток рабочей силы, например: некоторые районы Азии, страны Ближнего Востока, со странами Европы, где испытывается дефицит рабочей силы;

— иммигранты-нелегалы. Их число в конце 2014-го года их число превышало 20 млн человек. Практически во всех индустриально развитых странах имеются нелегальные иммигранты. Большая часть из них нелегально проникает через границу, другие остаются в чужом государстве с просроченными визами и сроками пребывания. Данные иммигранты замещают рабочие места, которые находятся на низшем уровне трудовой иерархии и квалификации;

— лица, которые просят убежища в другой стране. До 1980-х годов численность данной категории мигрантов была незначительной, затем , к 2010-2014 годам она заметно повысилась (более 1 млн. человек) Просьбы о предоставлении убежища люди направляют по политическим причинам и в силу трудного экономического состояния в своих государствах;

* © Тюкавкин Н.М., 2015

Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

— переселенцы-беженцы. В мире, по данным ООН, на начало 2014 года насчитывалось более 20 млн. Беженцев. В настоящее время их количество еще больше увеличилось из-за событий в Украине и Сирии. Большинство беженцев являются заложниками войн. Как правило, они в специальных резервациях-лагерях или размещены по регионам страны их принявшей. По оценкам ООН, менее 3% беженцев расселены в развитых странах Запада.

Миграция — это объективный процесс, который присущ рынку. Он объективен как и процесс перелива капитала из одних стран в другие, развитие внешнеторговых международных связей, специализации и разделения труда, международной интеграции и глобализации в экономике. В соответствии с рыночными законами трудовые ресурсы ищут для себя наиболее оптимальное применение, которое дает максимальный эффект [5].

В экономике существует несколько научных теорий, которые объясняют направленность и причины международных процессов миграции. Наиболее распространен концептуальный подход, исходящий из классической экономической теории и, в частности, из соотношении факторов «притяжения» и «выталкивания» населения, в том числе и рабочей силы как основных движущих силах миграционного процесса. Согласно классической экономической теории (представители: Е. Равенштайн, Дж. Фей, А. Люис, Г. Ранис) и неоклассики (представители: М. Тодаро, Дж. Харрис) избыток трудовых ресурсов мигрирует, в основном, из сельских районов с низкой производительностью труда в более развитые урбанизированые и городские районы [1]. Часто решение о миграции объясняется индивидуальными сведениями о более благополучных странах и районах, а далеко не фактическим положением дел. Экономисты-неоклассики этим положением объясняют потоки миграции в высоко урбанизированные районы, где имеется высокая безработица.

Структуралистические концепции, а также ранние исторические, в отличие от классиков, объясняют процесс миграции политическим и экономическим и неравенством различных экономических субъектов, в том числе стран, регионов, предприятий, индивидов, где более сильные субъекты влияют и воздействуют на направленность миграционных потоков в выгодном для себя направлении [3]. Данные теории признают важность и необходимость учета этнических, национальных и семейных факторов, а также роль государственного регулирования экономики в данной области.

В объективной реальности все перечисленные факторы, подходы и объяснения взаимопереплетены и дополняют друг друга.

Анализируя сопоставимость трудовых ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, необходимо отметить и их основные особенности отражающие специфику такого товара как «рабочая сила». Данный товар является не только объектом исследования, но и субъектом мировых международных экономических отношений в сфере миграции. Кроме этого, международная миграция оказывает не только экономический эффект на рынок труда, но и разноплановое социальное, демографическое и психологическое воздействие как на страны-доноры, так и на страны-репициенты.

По мере развития, глобализации и интернационализации хозяйственной деятельности значение международной миграции постоянно возрастает. В последние десятилетия ее основной поток устремляется в Россию, Западную Европу и США [4]. В 2013 году только число легальных иммигрантов в эти страны достигло 16,5 млн человек, что в 3 больше, чем в 1960-х годах. Только в 1980-х годах рост иммиграции составлял 39% прироста населения такой страны как США. В этот период в страну въехало 4 млн легальных и 1,2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990-2010 годы в США въехало еще 5,3 млн иммигрантов. При этом к началу 2013 года в

стране, по оценке ООН, проживает более 5 млн. Нелегальных (незарегистрированных) мигрантов.

Другим крупнейшим принимающим центром, притягивающих мигрантов является Западная Европа, где среднегодовой прирост иностранных мигрантов составляет 600-700 тыс. человек (данные с 2006 по 2012 годы), с учетом членов их семей. Численность въезжающих также возросла до 1,5 млн человек в год.. По масштабам иммиграции лидирующие позиции в Европе удерживают такие страны как Франция, Германия и Великобритания. Для примера можно назвать Австралию, как локальный региональный центр притяжения иммигрантов. В последние 10-15 лет другим локальным центром иммиграции является Россия.

Для различных стран, принимающих мигрантов существуют разные источники происхождения миграционных потоков, хотя во многих случаях они являются аналогичными. С одной стороны, это обусловлено той ролью, какую страна притяжения имеет в современном мире, и теми возможностями, которые она предоставляет на мировом рынке, а с другой стороны-это конкретные исторические, этнические, географические связи между теми странами, которые являются принимающими странами или странами-донорами [6]. При этом здесь имеются довольно значительные сдвиги в географических направлениях потоков современной миграции. Так, если в 1960-х годах основными странами, поставляющими новых мигрантов для США были Западная Европа и Канада (около 80% приехавших); в 1970—1980-е годы в этой сфере уже доминировали страны Азии и Латинская Америки, из которых только в 1990-е годы в США и другие страны Америки въехало 84 % всех иммигрантов; а уже в 2000е годы миграционный поток стал формироваться из стран Юго-Восточной Азии и Индонезии.

За прошедшее десятилетие 2000-х годов поменялся не только этнический состав мигрантов, но и их квалификационный и образовательный уровень. В 1980-х годах в общем числе мигрантов в США, лиц с высшим образованием было около 1,5 млн человек. В 2013 году было выдано уже 28 тысяч въездных виз на иностранным инженерам и ученым. Но в то же время 34 % из мигрантов даже не имеют начального образования. И показателен тот факт, что 30% таких иммигрантов нелегально пересекли границу США.

Процесс международной миграции рабочей силы, а также выезд и въезд населения за рубеж регулируется национальным законодательством принимающих стран и международными административно-правовыми актами. В современном законодательстве находят свое отражение две основные тенденции [3]:

— первая тенденция тяготеет к повышению открытости экономики и к свободному перемещению населения и трудовых ресурсов;

— вторая — к ограничениям и протекционизму и в области международной миграции.

В каждой стране разрабатывается национальная миграционная политика, определяющая комплекс мероприятий по регулированию въезда в принимающую страну и выезда из нее, предоставление, отказ и лишение гражданства или другого статуса нахождения в данной стране, применение в ней рабочей силы другой страны, формирование системы социальной зашиты мигрантов во время их работы за рубежом, систематизация и регламентирование потоков беженцев, а также их социальную защиту.

С целью контроля и нормирования потоков международной миграции на социально-экономическую обстановку и рынки труда ряд наиболее экономически развитых стран организует превентивную миграционную протекционистскую политику, которая должна защитить интересы своего государства. Так, в по законам многих стран об иммиграции, , начиная с 1995 г. в эти страны ежегодно допускается въезд не более 800 тыс. человек. Законы вводят также и квоты для лиц, которые выезжают из этих стран в поисках работы [2].

В связи с ростом политической, а также демографической нестабильности, усложнением процесса трудоустройства и адаптации иммигрантов, с начала 1990-х годов многие европейские страны, в том числе и Россия ужесточили свои иммиграционные нормативно-правовые акты. Например, начиная с 1993 года Франция ограничила въезд новых иммигрантов практически в два раза; ФРГ в середине 9190-х годов приняла решение о непредоставлении вида на жительство иностранцам, а также гражданства детям тех мигрантов, кто работает по контракту мигрантов, особенно лицам турецкой национальности. Аналогичные положения политики ужесточения иммиграционного положения ввели Австрия, Испания, Италия и Португалия.

Эти мероприятия, в основном, связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, которые произошли после распада Советского Союза, изменением политического режима в странах, входивших в бывший «Варшавский Договор», ухудшением экономической ситуации в этих странах, большого влияния политики США на социально-экономические процессы, происходящие в странах Западной Европы [4]. С распадом СССР более 70 млн. человек оказались в статуса национальных меньшинств на территории пост-советского пространства и вновь образованных государств.

Многие международные конвенции, в том числе и Всеобщая декларация прав человека, которая принята принята ООН 10 декабря 1948 года, объявляют свободный и независимый от внешних причин выбор места проживания и работы в качестве основных прав человека. Но вместе с тем практически все международные нормативно-правовые акты, которые регулируют миграционные процессы между странами - участниками данных соглашений, а также и с третьими странами, в основном, устанавливают либеральные и мягкие нормы для перемещения населения и рабочей силы внутри своих интеграционных группировок и жесткие, ограничительные меры по отношению к третьим странам [1].

В настоящее время, рамках Евросоюза подписан целый ряд конвенций, которые регулируют международные миграционные процессы населения и рабочей силы. В их числе и параграф □ 52 «Римского договора 1957 года», который вступил в силу в начале 1968 года и предоставил работникам-мигрантам шести стран (первоначальных членов Евросоюза) право поиска работы в странах-участницах (позже оно распространено на все страны -участницы Евросоюза); Шенгенское визовое соглашение 1985 года, вступившее в силу с начала 1993 года, установившее визовые правила въезда в страны — члены Шенгенского Соглашения, а также Дублинская конвенция, принятая в 1990 году, которая установила правила предоставления убежища эмигрантам [7].

Переход к рынку, демократизация экономической и общественной жизни в в России изменила жестко регламентируемую сферу выезда граждан за рубеж и въезд мигрантов [5]. Еще в СССР 20 мая 1991 года Верховным Советом был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» вступивший в силу 1 января 1993 года, предоставляющий каждому гражданину свободную возможность выезда, проживания и работы за границей, который явился правовой основой для осуществления международной миграции граждан России, в том числе и трудоустройства за рубежом. Все граждане РФ, согласно данного закона имеют право на оформление и получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение в данном вопросе составляют только лица, допущенные по роду своей деятельности к государственной тайне, имеющие определенные обязательства перед государством (обязательная воинская служба и др), а также лица, осужденные за уголовные преступления.

Новый закон, в данной сфере регулирующий жизнь общества и конкретизирующий положения предыдущего закона, был принят Госдумой РФ 18 июля 1996 года. В силу он вступил в силу с 15 августа 1996 года.

В целях регулирования потоков мигрантов, въезжающих в Россию, а также для регламента применения в стране труда иностранных работников были приняты Указы Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» 16 декабря 1993 года и «О мерах по введению иммиграционного контроля» также от 1993 года. Данные Указы своей целью предназначались для обеспечения приоритетного права граждан России по занятию вакантных (свободных) рабочих мест, установления определенных процедур, нормативов, правил и квот на потенциальное привлечение мигрантов и по наведению порядка в организации въезда иностранных граждан на территорию РФ. Так, по оценкам экспертов, в 2013 году на территории России проживали без соответствующего документального оформления до 2 млн лиц, которые прибыли из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Регулирование миграционных потоков и процессов трудовой миграции в РФ осуществляет Федеральная миграционная служба (ФМС), сформированная Указом Президента РФ.

Библиографический список

1. Ефимов А.Г., Кацан В.Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России //Проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: [сборник научных трудов] / Федер. агентство по образованию, Курс. гос. техн. унт [и др.]; под общ. ред. М. В. Шатохина. Курск : КГТ. Вып. 2. 2010. С. 19—27.

2. Миграционный потенциал стран нового зарубежья и условия его привлечения в Россию //Рыбаковский Л. Л. Демография: (ст. XXI в.) / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М.: Экон-Информ, 2009. С. 165-191.

3. Россия и международные миграционные процессы // Трофимова Т.И. Эволюция глобальных миграционных процессов / Федер. агентство по образованию, Байкал. гос. ун-т экономики и права. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. С. 75-85.

4. Тюкавкин Н.М. Россия во ВТО: итоги рода работы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.

5. Тюкавкин Н.М.Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.

6. Тюкавкин Н.М. Вопросы объединения предприятий России // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2008. № 1 (39).

7. Уильямс, Люси. Миграция между Россией и Европейским союзом: результаты опроса нерегулярных мигрантов и развитие миграционной политики : [ перевод] / Люси Уильямс, Серхан Актопрак. М.: Бюро Международной организации по миграции, 2010. 96 с.

References:

1. Efimov A.G., Katsan V.I. Influence of migration of population on the regional market labour and peculiarities of state regulation of migration flows in modern Russia. Problemy i perspektivy razvitiia sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: [sbornik nauchnykh trudov] [Problems and perspectives of development of social and economic systems: Collection of research papers]. Federal Agency for Education, Kursk State Technical University [et al.]. M.V. Shatokhin (Ed.). Kursk, KGT. Issue 2, 2010, pp. 19-27 [in Russian].

2.Russia and international migration processes in Trofimova T.I. Evolution of global migration processes. Federal Education Agency, Baikal State University of Economics and Law. Irkutsk, Izd-vo BGUEP, 2010, pp. 75-85 [in Russian]

3. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no.6, pp. 411—414 [in Russian].

4. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no. 6, pp. 411—414 [in Russian]

5. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2008, no. 1, p. 78 [in Russian]

6. Tyukavkin N.M. Issues of uniting enterprises of Russia. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2008, no. 1(39) [in Russian].

7. Williams Lucy, Aktoprak Serhan. Migration between Russia and the European Union: Policy implications from a small—scale study of irregular migrants: translation. M., Biuro Mezhdunarodnoi organizatsii po migratsii, 2010, 96 p. [in Russian].

N.M. Tyukavkin *

LABOUR MIGRATION: BASIC NOTIONS

Labour migration — is the process of movement of labour resources from one states to another with the aim of further employment on better conditions than in their state. Apart from economic approaches international migration depends on also from political, cultural, ethnical, family and other factors. Because of existence of present factors the labour migration is a constituent of a more comprehensive notion — international labour migration and this process is not directly connected with the employment of a person.

Key words: economics, globalization, migration, emigration, country, labour force, population, foreign citizens.

Статья поступила в редакцию 19/XI/2014. The article received 19/XI/2014.

* Tyukavkin Nikolay Mikhailovich (tnm—[email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Сараев А.Л.

Уравнения нелинейной динамики кризисных явлений для многофакторных экономических систем // 262 Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 262—272

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.101.54

АЛ. Сараев

УРАВНЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ МНОГОФАКТОРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В публикуемой статье предложена математическая модель динамического нелинейного поведения многофакторной экономической системы, находящейся в кризисной ситуации. Уравнения баланса этой системы описываются связанными нелинейными дифференциальными уравнениями. Возникновение и развитие кризиса экономической системы обусловлено критическими изменениями удельных скоростей роста факторов производства. Результаты численного решения этих уравнений и анализ модели выполнен для экономической системы, образованной тремя факторами производства.

Ключевые слова: экономическая система, факторы производства, производственная функция, выпуск продукции, ресурсы.

Производство определенной номенклатуры продукции является целью и результатом деятельности любой экономической системы (фирмы, холдинга, кластера, отрасли и т.д.) . Объемы выпуска этой продукции сопровождаются использованием ресурсов определенного вида, которые в самом общем случае удобно пред-

Компонентами этого вектора Qi, могут быть основной капитал, оборотный

капитал, финансовый капитал, трудовые ресурсы, привлекаемые в производство материалы, технологии и инновации и т. д. Как правило, компоненты вектора

факторов производства Qi выражаются в денежной форме.

Изменяемые во времени вектора Q представляют собой некоторые временные

функции Qi = Qi (), которые предполагаются непрерывными и непрерывно диф-

* © Сараев А. Л., 2015

Сараев Александр Леонидович ([email protected]), кафедра математики и бизнес-информатики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ставлять в виде П — мерного вектора пространства ЯП объемов факторов производства [1—7]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.