Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ, АДАПТАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ, АДАПТАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОСТОВЫХ-ПОЛИЦЕЙСКИХ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПОТЕНЦИАЛ / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Наталья Анатольевна

Главными психологическими особенностями работы сотрудника патрульно-постовой службы полиции являются непредсказуемость и стрессогенности деятельности в сочетании с высокой регламентированностью и иерархий отношений в рабочем коллективе. Высокая и хроническая стрессогенность профессиональной деятельности способствует формированию психических дезадаптаций сотрудников и требует от полицейского устойчивости к негативным воздействия стресса в работе. В связи с указанной характеристикой профессиональной деятельности развитие психологической компетенции, включающей в себя навыки психической саморегуляции, адаптивность, коммуникативную компетентность является значимым фактором становления и эффективности профессиональной деятельности постового-полицейского. Согласно исследованиям психологическая неподготовленность полицейского может становиться причиной смерти и ранений значительного числа сотрудников патрульно-постовой службы. Для того, чтобы стать профессионально компетентным, сотруднику патрульно-постовой службы полиции (ППСП) необходимо иметь определённый уровень правовых и психологических знаний, умений и навыков, быть в отличной физической форме, психологически подготовленным к различного роды непредвиденным ситуациям. В данной статье авторами описана структура личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей у сотрудников ППСП на различных этапах профессиональной деятельности. Таким образом, авторами был определен наиболее уязвимый с точки зрения формирования профессиональных деформаций личности период службы от 3 до 7 лет. Анализ индивидуально-личностных особенностей показал, что полицейские этой группы не склонны к анализу собственного поведения, им свойственно доминирование в поведение, принятие решений на основе собственных эмоций и сиюминутных побуждений. Наиболее предпочитаемая стратегия взаимодействия - конфронтация. Склонность к рисковому поведению и нарушения принятых правил и норм поведения связано с отсутствием склонности к прогнозированию долгосрочных последствий собственных поступков у этой группы полицейских-постовых. Указанная проблема затрудняет формирование профессиональной психологической компетентности сотрудника и требует дополнительного анализа и поиска решений в области психологического сопровождения и коррекции негативных психологических состояний полицейских-постовых с целью повышения профессиональной эффективности системы полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF PERSONAL, ADAPTIVE AND COMMUNICATIVE CHARACTERISTICS OF POLICE PATROL OFFICERS AT VARIOUS STAGES OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The main psychological features of the work of an employee of the patrol service of the police are the unpredictability and stressfulness of activities, combined with high regulation and hierarchies of relations in the work team. The high and chronic stressfulness of professional activity contributes to the formation of mental maladaptation of employees and requires the police to be resistant to the negative effects of stress at work. In connection with the specified characteristic of professional activity, the development of psychological competence, which includes the skills of mental self-regulation, adaptability, communicative competence, is a significant factor in the formation and effectiveness of the professional activity of a police officer. According to studies, the psychological unpreparedness of a police officer can cause death and injury to a significant number of patrol officers. In order to become professionally competent, an employee of the SPSP must have a certain level of legal and psychological knowledge, skills and abilities, be in excellent physical shape, psychologically prepared for various kinds of unforeseen situations. In this article, the authors describe the structure of personal, adaptive and communicative features of the PPSP employees at various stages of professional activity. Thus, the authors determined the most vulnerable period of service from the point of view of the formation of professional personality deformations from 3 to 7 years. An analysis of individual personality traits showed that the policemen of this group are not inclined to analyze their own behavior, they tend to dominate behavior, make decisions based on their own emotions and momentary motives. The most preferred interaction strategy is confrontation. The propensity for risky behavior and violations of accepted rules and norms of behavior is associated with the lack of inclination to predict the long-term consequences of their own actions in this group of police officers. This problem makes it difficult to form the professional psychological competence of an employee and requires additional analysis and search for solutions in the field of psychological support and correction of negative psychological states of police officers in order to increase the professional effectiveness of the police system.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ, АДАПТАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Полякова, Н. А. Структура личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы полиции на различных этапах профессиональной деятельности / Н. А. Полякова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN522.pdf

For citation:

Polyakova N.A. The structure of personal, adaptive and communicative characteristics of police patrol officers at various stages of professional activity. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 48PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Полякова Наталья Анатольевна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия

Аспирант кафедры «Психологии образования» E-mail: natali.polyakova.16@mail.ru

Структура личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы полиции на различных этапах профессиональной деятельности

Аннотация. Главными психологическими особенностями работы сотрудника патрульно-постовой службы полиции являются непредсказуемость и стрессогенности деятельности в сочетании с высокой регламентированностью и иерархий отношений в рабочем коллективе. Высокая и хроническая стрессогенность профессиональной деятельности способствует формированию психических дезадаптаций сотрудников и требует от полицейского устойчивости к негативным воздействия стресса в работе. В связи с указанной характеристикой профессиональной деятельности развитие психологической компетенции, включающей в себя навыки психической саморегуляции, адаптивность, коммуникативную компетентность является значимым фактором становления и эффективности профессиональной деятельности постового-полицейского. Согласно исследованиям психологическая неподготовленность полицейского может становиться причиной смерти и ранений значительного числа сотрудников патрульно-постовой службы. Для того, чтобы стать профессионально компетентным, сотруднику патрульно-постовой службы полиции (ППСП) необходимо иметь определённый уровень правовых и психологических знаний, умений и навыков, быть в отличной физической форме, психологически подготовленным к различного роды непредвиденным ситуациям. В данной статье авторами описана структура личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей у сотрудников ППСП на различных этапах профессиональной деятельности. Таким образом, авторами был определен наиболее уязвимый с точки зрения формирования профессиональных деформаций личности период службы от 3 до 7 лет. Анализ индивидуально-личностных особенностей показал, что полицейские этой группы не склонны к анализу собственного поведения, им свойственно доминирование в поведение, принятие решений на основе собственных эмоций и сиюминутных побуждений. Наиболее предпочитаемая стратегия взаимодействия — конфронтация. Склонность к рисковому поведению и нарушения принятых правил и норм поведения связано с отсутствием склонности к прогнозированию долгосрочных последствий собственных поступков у этой группы полицейских-постовых. Указанная проблема затрудняет формирование профессиональной

психологической компетентности сотрудника и требует дополнительного анализа и поиска решений в области психологического сопровождения и коррекции негативных психологических состояний полицейских-постовых с целью повышения профессиональной эффективности системы полиции.

Ключевые слова: индивидуально-психологических особенностей личности постовых-полицейских; коммуникативные особенности; адаптационные потенциал; патрульно-постовая служба полиции; профессиональные деформации личности

Введение

Психологическая особенность деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции заключается в необходимости постоянной готовности к непредвиденным ситуациям. Психологическая неподготовленность к перегрузкам, объёму работы, к повышенной ответственности и другим сложностям, часто является прямой причиной стрессов — ответной реакцией на экстремальные обстоятельства, воздействующие неожиданно и непредсказуемо в ситуациях ожидаемой опасности или неопределенности в возможном развитии события.

Постовому полицейскому необходимо эффективно действовать, добиваться необходимого результата, уметь быстро мобилизоваться и уметь восстанавливаться за ограниченный промежуток времени, быть подготовленным к сложным ситуациям, обладать навыками психической саморегуляции (Калашникова С.А., Рыбников В.Ю., Ашанина Е.Н., Корехова М.В., Новикова И.А., Соловьев А.Г., 2010, 2009, 2013) [4-6]. Это оказывает психическое давление, вызывает состояние нервного напряжения, тревоги, а в крайних случаях, приводит к формированию профессиональной деформации личности и психическим заболеваниям1,2 [7-10].

Э.Ф. Зеер так определяет понятие «Профессиональная деформация» — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности»3.

Профессиональная деформация личности сотрудника полиции — «это изменение психических и социально-психологических особенностей его личности в отрицательную сторону, происходящее в первую очередь под влиянием специфики профессиональной деятельности и профессиональной роли» [11; 12].

Отмечаются три группы факторов профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства и факторы социально-психологического характера4.

Сегодня исследователями психологами отмечается, что в процессе профессиональной деятельности у полицейских наблюдается динамика личностных особенностей [13]. «Негативные личностные особенности у сотрудников МВД представляют собой результат

1 Заварзина Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: дисс. ... канд. пед. наук. — СПб.: СПб ун-т МВД России, 2002. 210 с.

2 Егоров Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дисс. ... на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. — 18 с.

3 Зеер Э.Ф., Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Фонд «Мир», 2005. с. 97.

4 Зильберман П.Б. Эмоциональная неустойчивость. Дис. ... канд. психолог, наук. — М., 1970. Страница 2 из 9

искажения профессиональных качеств работников органов правопорядка, при этом у человека вырабатываются стереотипы поведения, которые способствуют деградации его как специалиста, изменяют характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону» [14, с. 225].

Адаптация является ключевым условием приспособления человека к различным условиям жизнедеятельности. Адаптационные возможности имеют особенную значимость у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях постоянного стресса, как в случае с сотрудниками ППСП.

В отношении сотрудников полиции психологи выделяют несколько этапов адаптации: нулевой этап — подготовка кадров, начинающаяся в учебных учреждениях; первый этап начального формирования личности профессионала — отбор и стажировка сотрудников. В этот момент проводится психологический анализ индивидуально-личностных качеств сотрудников; второй этап — поступление на службу и полное включение в профессиональную деятельность, распределение на конкретные направления деятельности, с учетом индивидуально-личностных качеств и интересов; третий этап — этап «сформированной устойчивой адаптации к профессиональной деятельности — является самым длительным, может иметь несколько периодов в зависимости от характера адаптации каждого сотрудника, от ее успешности и безуспешности. На этой стадии выделяются группы сотрудников, имеющих определенный стаж работы (до 3 лет, 3-7 лет, 8-15 лет, свыше 15 лет)»; Четвертый этап — завершение профессиональной деятельности [15].

Целью исследования стало определение наиболее уязвимого с точки зрения психического здоровья срока службы сотрудников патрульно-постовой службы полиции через анализ структуры личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей полицейских, находящихся на различных этапах профессиональной деятельности.

Исследование приводилось по методике многофакторного исследования личности Р. Кэттелла 16 РБ5 использовалась для оценки индивидуально-психологических особенностей личности постовых-полицейских. Для оценки адаптационных возможностей патрульных постовых использовался опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) 6 . Коммуникативная компетентность сотрудников оценивалась при помощи теста Томаса-Килманна7. Всего в исследовании приняли участие 104 полицейских с различным стажем службы в правоохранительных органах.

Проведенный анализ определил значимое влияния фактора стажа работы на структуру личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей у сотрудников патрульно-

5 Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81.

6 Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. — С. 549-672.

7 Гришина, Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 464 с. Страница 3 из 9

Цель исследования

Материалы и методы

Результаты и обсуждение

48PSMN522

постовой службы. Таким образом, был определен наиболее уязвимый с точки зрения формирования профессиональных деформаций личности период службы сотрудника патрульно-постовой службы полиции.

Анализ влияния фактора стажа работы на показатели адаптационного потенциала показал значимое влияние исследуемого фактора на поведенческую регуляцию (Б = 112.067, р < 0.000), коммуникативный потенциал (Б = 20.872, р < 0.000), моральную нормативность (Б = 35.605, р < 0.000) и интегральный показатель личностного адаптационного потенциала (б = 37.922, р < 0.000).

Анализ особенностей структуры взаимодействия личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников со стажем работы 1-3 годы показывает отрицательную корреляцию между шкалой жестокость/чувствительность и доверчивости/подозрительности.

Расслабленность/ напряженность

Жестокость/ чувствительность

<f /

у/

4 / /

/_

Доверчивость/ подозрительность

L.J

7 6

Моральная нормативность

Высокий/низкий самоконтроль

r = 0.443

Уклонение

• ••••••• отрицательная корреляцияр < 0,05

™ ™ ™ ™ положительная корреляция р < 0,05 - положительная корреляция р < 0,01

Рисунок 1. Корреляционная плеяда взаимодействия личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы со стажем работы 1-3 года (составлено автором)

Так чем выше доверчивость, тем выше чувствительность специалистов. Также чувствительность сотрудников патрульно-постовой службы на начальных этапах трудовой деятельности связана с высокой моральной нормативностью, а также высоким уровнем самоконтроля. Можно предположить, что высокий уровень чувствительности также обуславливает высокий уровень эмпатии, что может приводить к выраженному навыку самоконтроля и моральной нормативности.

Также установлено, что высокий уровень интеллекта и проблемно решающего поведения связан с предпочтением такой коммуникативной стратегии как приспособление. Подобная взаимосвязь обусловлена тем, что стратегия приспособления предполагает, что субъект коммуникации действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для сотрудника или когда сотрудник жертвует своими интересами в пользу другой стороны. Связь подобной

коммуникативной стратегии с уровнем интеллекта может быть обусловлена тем, что она требует значительного прогнозирования возможных исходов конфликта, а также оценки того какие исходы могут быть в целом и насколько предмет конфликта значим для субъекта коммуникации. Также неожиданным является тот факт, существует прямая корреляция между моральной нормативностью и стратегией уклонения, так чем выше уровень моральной нормативности, тем более выражена тенденция к выбору стратегии уклонения.

Исследование структуры взаимосвязи личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников со стажем 3-7 лет показал, что ограниченность мышления в данной группе может быть связана с низкой нормативностью (г = -0.448, р = 0.006) и склонностью к авантюризму и рискованному поведению (г = -0.360, р = 0.031) (рис. 2). Чем более выражена тенденция к ограниченному мышлению, тем выше тенденция избегания такой коммуникативной стратегии как приспособление (г = -0.349, р = 0.037). Полученные результаты могут указывать на то, что отказ от анализа ситуаций и поверхностный взгляд на проблему могут быть связана с тенденцией руководствоваться эмоциональными суждениями нежели когнитивными.

Доверчивость/ подозрительность

Интеллект

r = -0.349

Приспособление

Конфронтация

,00

Высокая/низкая нормативность

Жестокость/ чувствительность

Коммуникативный потенциал

Высокий/низкий самоконтроль

Моральная нормативность

о

3

9 7

Компромисс

Спокойствие/ тревожность

Сотрудничество

Подчиненность/ доминантность

Сдержанность/ экспрессивность

Консерватизм/ радикализм

........р < 0,05

- р < 0,01

Рисунок 2. Корреляционная плеяда взаимодействия личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы со стажем работы 37 лет (составлено автором)

Выявлено, что нормативность поведения связана с уровнем тревожности (r = -0.338, p = 0.046) и самоконтролем (r = 0.348, p = 0.038). Так чем ниже самоконтроль и уровень спокойствия, тем ниже нормативность поведения. Также показано, самоконтроль связан с уровнем моральной нормативности (r = 0.378, p = 0.035), что указывает на то, что самоконтроль может рассматриваться как предиктор нормативности и регуляции поведения. Для группы сотрудников со стажем 3-7 лет работы характерен низкий самоконтроль и нормативность поведения.

Предпочитаемая стратегия поведения в данной группе сотрудников — это конфронтация. Было выявлено, что тенденция предпочтения такой стратегии как конфронтация связана с коммуникативным потенциалом (r = -0.342, p = 0.041) и тенденцией избегать

компромиссов (г = -0.397, р = 0.017). Коммуникативный потенциал личности представляет собой готовность человека к выстраиванию взаимодействия с окружающими на основе целей и мотивов коммуникации. Так в случае сотрудников патрульно-постовой службы со стажем 3 -7 лет установлено, что низкий коммуникационный потенциал связан с предпочтением коммуникативной стратегии конфронтации. Низкий коммуникативный потенциал указывает на отсутствие желания выстраивать положительные отношения с окружающими, в свою очередь стратегия конфронтации также указывает на восприятие оппонентов как враждебных субъектов. Отсутствие желания выстраивать положительные взаимодействия с окружающими может указывать на негативный предыдущий опыт коммуникации, а также опыт разрешения конфликтов.

Можно утверждать, что в большинстве ситуаций наиболее эффективной стратегией коммуникации является сотрудничество. Проведенное исследование указывает на то, что у сотрудников со стажем 3-7 лет тенденция избегания стратегии сотрудничества связана с экспрессивностью (г = -0.460, р = 0.005) и радикализмом (г = -0.459, р = 0.005).

Корреляционный анализ структуры взаимодействия личностных, адаптационных особенностей и коммуникативных стратегий в группе сотрудников со стажем 7-12 лет (рис. 3) показал тесную взаимосвязь развитости мышления с такими личностными характеристиками как общительность (г = -0.402, р = 0.020), уровень спокойствия/тревожности (г = -0.347, р = 0.048), уровнем самоконтроля (г = 0.397 р = 0.022) и нормативностью поведения (г = 0.356, р = 0.042).

Данная группа сотрудников характеризуется достаточно высоким уровнем развитости мышления, что значимо связано с их низким уровнем общительности и тревожности.

Спокойствие/ тревожность

Высокий/низкий самоконтроль

Высокая/низкая нормативность

f -4 Расслабленность/ напряженность r = 0.349 r Коммуникативный потенциал

,r = 0.428

s \ Доверчивость/

Расслабленность/ напряженность

подозрительность

Коммуникативный потенциал

4 8

Замкнутость/ общительность

4

Эмоциональная стабильность/нестабильность

......р < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- р < 0,01

Рисунок 3. Корреляционная плеяда взаимодействия личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы со стажем

работы 7-12 лет (составлено автором)

В то же самое время развитое мышление и способность анализировать ситуацию обуславливают высокий самоконтроль и нормативность поведения. Представляет интерес тот факт, что если в группе сотрудников со стажем работы 1 -3 года самоконтроль и нормативность поведения связаны с высоким уровнем чувствительности и эмпатии (рис. 1), то в данном случае нормативность поведения и самоконтроль вероятно обусловлены развившимися навыками способности к прогнозированию возможных последствий своих действий.

Также было установлено, что высокая нормативность связана с достаточно низкой общительностью в данной группе (r = -0.488, p = 0.004), в свою очередь низкая общительность также коррелирует с развитой эмоциональной стабильностью (r = -0.411, p = 0.014). Также было установлено, что присутствие внутреннего напряжения и взволнованности обуславливает высокий уровень коммуникативного потенциала (r = 0.349, p = 0.047). Вероятно, напряжение, связанное с последствиями своих действий, может приводить к активации потребности устанавливать позитивные коммуникации с окружающими.

Заключение

Проведенный в ходе исследования анализ влияния фактора стажа работы на структуру личностных, адаптационных и коммуникативных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы полиции показал, что наиболее уязвимым с точки зрения психического здоровья является срок службы от 3 до 7 лет. Проанализировав индивидуально-личностные особенности этой группы полицейских, авторами было установлено, что они характеризуются выраженной эмоциональной нестабильностью, раздражительностью, склонностью к риску. Полицейские не склонны к анализу собственного поведения, им свойственно доминирование в поведение, принятие решений на основе собственных эмоций и сиюминутных побуждений. Отмечается склонность к рисковому поведению и нарушению принятых правил и норм поведения, которая связана с отсутствием склонности к прогнозированию у этой группы полицейских-постовых. Можно предполагать, что выявленные показатели низкого самоконтроля у полицейских связаны с высоким уровнем тревоги и эмоционального напряжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.

2. Папкин А.И. Совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях // Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: Материалы конференции практических психологов ОВД: В 2 ч. Ч. 2. Домодедово, 1998. — С. 39-49.

3. Столяренко А.М. Профессионально-психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М., 1987. 473 с.

4. Рыбников, В.Ю. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 2(37). — С. 46-50.

5. Корехова М.В., Новикова И.А., Соловьев А.Г. Психологические характеристики сотрудников органов внутренних дел с признаками психической дезадаптации // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2013. № 3 — С. 49-54.

6. Калашникова, С.А. Личностно-развивающий потенциал особых условий профессиональной деятельности / С.А. Калашникова // Гуманитарный вектор. — 2010. № 1. — С. 80-86.

7. Бодров В.А., Обознов A.A. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психол. журнал, 2000, Т. 21. — № 4. — С. 32-40.

8. Лукашева Н.Ю. Проблемы профилактики профессиональных деформаций у сотрудников полиции // Современное педагогическое образование. 2019. № 9 — С. 58-61.

9. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. — С. 92-105.

10. Истомина Г.М., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. М., 1993. — 64 с.

11. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.

12. Смык В.А. Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД РФ к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 1. — С. 99-103.

13. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2(16) С. 14-19.

14. Снегирева Л.А. Актуальные проблемы организации профессионального психологического отбора в органах внутренних дел // Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: практика применения, вопросы и проблемы реализации (Васильевские чтения-2015): мат-лы всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2015., с. 225.

15. Човдырова Г.С. Этапы адаптации сотрудников органов внутренних дел к напряженным условиям профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75) с. 7.

Рolyakova Natalia Anatolevna

Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia E-mail: natali.polyakova.16@mail.ru

The structure of personal, adaptive and communicative characteristics of police patrol officers at various stages of professional activity

Abstract. The main psychological features of the work of an employee of the patrol service of the police are the unpredictability and stressfulness of activities, combined with high regulation and hierarchies of relations in the work team. The high and chronic stressfulness of professional activity contributes to the formation of mental maladaptation of employees and requires the police to be resistant to the negative effects of stress at work.

In connection with the specified characteristic of professional activity, the development of psychological competence, which includes the skills of mental self-regulation, adaptability, communicative competence, is a significant factor in the formation and effectiveness of the professional activity of a police officer. According to studies, the psychological unpreparedness of a police officer can cause death and injury to a significant number of patrol officers. In order to become professionally competent, an employee of the SPSP must have a certain level of legal and psychological knowledge, skills and abilities, be in excellent physical shape, psychologically prepared for various kinds of unforeseen situations. In this article, the authors describe the structure of personal, adaptive and communicative features of the PPSP employees at various stages of professional activity. Thus, the authors determined the most vulnerable period of service from the point of view of the formation of professional personality deformations from 3 to 7 years. An analysis of individual personality traits showed that the policemen of this group are not inclined to analyze their own behavior, they tend to dominate behavior, make decisions based on their own emotions and momentary motives. The most preferred interaction strategy is confrontation. The propensity for risky behavior and violations of accepted rules and norms of behavior is associated with the lack of inclination to predict the long-term consequences of their own actions in this group of police officers. This problem makes it difficult to form the professional psychological competence of an employee and requires additional analysis and search for solutions in the field of psychological support and correction of negative psychological states of police officers in order to increase the professional effectiveness of the police system.

Keywords: individual psychological characteristics of the personality of guards-policemen; communicative features; adaptive potential; police patrol service; professional personality deformations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.