Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ'

СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
долевое строительство / жилье / дольщики / криминалистическая характеристика преступлений / элементы / способы преступления / следы преступления / обстановка преступления / субъект преступления / shared-equity construction / housing / shareholders / forensic characteristics of crimes / elements / methods of crime / traces of crime / crime situation / subject of crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорян Спартак Арамович

Рассматривается структура криминалистической характеристики преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости. Проанализировав точки зрения ряда исследователей по существу структуры данной научной абстракции применительно к преступлениям рассматриваемой категории, автор обосновал и изложил собственную структуру криминалистической характеристики преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорян Спартак Арамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF CRIMES IN THE FIELD OF SHARED CONSTRUCTION OF HOUSING AND OTHER REAL ESTATE OBJECTS: DISCUSSION ISSUES

The article considers the structure of forensic characteristics of crimes in the field of shared housing construction and other real estate objects. Having analyzed the points of view of a number of researchers on the essence of the structure of this scientific abstraction in relation to the crimes of this category, the author justified and presented his own scientific position.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ»

УДК 343.98

СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ

И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ДИСКУССИОННЫЕ

ВОПРОСЫ

С.А. Григорян

Рассматривается структура криминалистической характеристики преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости. Проанализировав точки зрения ряда исследователей по существу структуры данной научной абстракции применительно к преступлениям рассматриваемой категории, автор обосновал и изложил собственную структуру криминалистической характеристики преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости.

Ключевые слова: долевое строительство, жилье, дольщики, криминалистическая характеристика преступлений, элементы, способы преступления, следы преступления, обстановка преступления, субъект преступления.

Реалии современной правовой действительности свидетельствуют о том, что реализация такого востребованного для разрешения жилищного вопроса ресурса, как долевое строительство, зачастую сопровождается различными трудностями, среди которых наиболее остро стоят проблемы массового недостроя объектов недвижимости, что находится в закономерной связи с наличием в стране сотен тысяч обманутых дольщиков. Среди пострадавших от недобросовестных застройщиков немало лиц, которые не только вложили все свои сбережения в строительство многоквартирных домов, но и лишились своего единственного жилья, вложив средства от его продажи в подобные объекты.

Согласно уголовному закону, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступных посягательств субъектам преступления (недобросовестным застройщикам, уполномоченным должностным лицам государственных или муниципальных органов) инкриминируются различные составы, предусмотренные ст.ст. 159, 160, 200.3, 201, 286 УК РФ и др. Но, тем не менее, общность способов и иных условий их совершения предопределяется самой по себе сферой долевого строительства.

Законодательство о долевом строительстве, основным воплощением которого является Федеральный закон РФ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», достаточно подробно регулирует порядок осуществления долевого строительства, а также правоотношения между участниками долевого строительства в данной связи. Следовательно, грубые отступления в той или иной степени от регламентированных указанным федеральным законом требований, ограничений, условий, повлекшие незавершенность строительства и невозможность ввода объекта в

114

эксплуатацию, отображают обстоятельства совершения указанной группы преступлений.

С точки зрения криминалистики и криминалистической методики расследования отдельных видов преступления как структурного раздела в системе криминалистической науки [1, с. 3 - 10; 2, с. 32 - 37; 3, с. 23 - 35], это является закономерным условием для разработки родовой криминалистической характеристики преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости. Представляя собой систему взаимно обусловленных криминалистически значимых признаков совершения преступлений соответствующей группы, данная научная абстракция традиционно дифференцируется на комплекс элементов. К основным (универсальным, признаваемым подавляющим большинством исследователям данной проблематики) элементам указанной криминалистической категории относятся: способ совершения преступлений, обстановка преступлений (место, время, условия, сопутствующие совершению преступления), особенности лиц, совершивших соответствующие виды или группы деяний, особенности пострадавших, предмет преступного посягательства.

Вместе с тем, в криминалистической научной литературе до сих пор отсутствует единомыслие в отношении структуры и даже отчасти содержания этих элементов [4, с. 13 - 16]. Такая ситуация характерная как для исследования в целом указанной криминалистической категории (то есть универсальной структуры криминалистической характеристики преступлений безотносительно от вида посягательств), так и для криминалистических характеристик различных видов и групп преступлений.

Не является исключением и анализируемая нами сфера криминалитета. В этой связи обратимся к научному наследию и проанализируем позиции различных исследователей, разрабатывавших криминалистическую характеристику аналогичной или смежной группы преступлений.

С.А. Лопатин полагает, что криминалистическая характеристика мошеннических действий в сфере инвестиционного строительства предусматривает следующие структурные элементы: обстановку мошеннических действий (включая место и время совершения указанного вида мошенничества); способы совершения указанных посягательств; данные о связях между участниками преступной группы и их действиях по использованию и/или реализации полученного в результате преступления имущества или прав на него; специфику оставляемых следов; данные о личности преступника [5, с. 96].

Импонирует подход исследователя о рассмотрении обстановки совершения указанных деяний в широком смысле этого слова, охватывающим собой не только собственно, факторы, влияющие на совершение этих деяний, но и прежде всего типичные место и время их совершения. Ибо всякое деяние, под воздействием каких бы факторов оно не совершалось, прежде всего, происходит в конкретном участке пространства и в определенное время. Более того, даже законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок

осуществления правоотношений в сфере долевого строительства (пробелы, коллизии и упущения в которых нередко рассматриваются недобросовестными застройщиками как способы избежать ответственности), имеют силу с определенного момента времени. В законодательство о долевом строительстве жилья или иных объектов недвижимости время от времени вносятся коррективы в интересах защиты прав участников долевого строительства, существенно меняющие режим данных правоотношений, что побуждает заинтересованных лиц обходить новые требования и стандарты, в том числе, путем указания в различных документах дат совершения сделок и других значимых действий, которые не соответствуют действительности.

Вместе с тем, воспринимается неоднозначно такой элемент, как данные о связях между участниками преступной группы и их действиях по использованию и/или реализации полученного в результате преступления имущества или прав на него. Данные о связях между участниками преступной группы, на наш взгляд, представляют собой не самостоятельный элемент криминалистической характеристики преступлений, а могут, при условии выраженности группового или организованного характера данной преступной деятельности, входить в содержание такого элемента, как особенности преступной группы (преступной организации), действующей в сфере долевого строительства жилья. Если же групповой или организованный аспект не является доминирующим, то такую информацию целесообразно раскрыть в структуре элемента «особенности личности преступника».

Действия в связи с полученным в результате преступления имуществом могут входить в содержание способа совершения и сокрытия преступления, если они находятся в единой связи, охватываемые общим преступным умыслом и условиями окружающей обстановки. Если они находятся за пределами единого преступного умысла, совершены на посткриминальном этапе [6, с. 129 - 135], спустя продолжительное время, то едва ли они нуждаются в рассмотрении в рамках данной криминалистической методики, поскольку могут представлять собой самостоятельные деяния, научный анализ которых целесообразен в рамках одноименных видовых методик.

Помимо сказанного выше, в представленной методике отсутствуют такие структурные элементы, как особенности личности потерпевшего и характеристика предмета преступного посягательства, несмотря на то, что данные деяния причиняют отчетливо выраженный имущественный вред дольщикам в результате невыполнения конкретной группы обязательств по возведению и вводу в эксплуатацию объекта долевого строительства.

По мнению А.Н. Розина, основными элементами криминалистической характеристики мошенничества в области жилищного строительства являются: способы указанных преступлений, включая действия по подготовке, непосредственному совершению и сокрытию преступлений; особенности личности лица, совершившего преступление, включая его социально-демографическую характеристику, данные о должностном и социальном

положении, нравственно-психологические особенности; данные о типичных следах и исходной информации о преступлении [7, с. 9 - 10].

В данном варианте криминалистической характеристики преступлений импонирует указание автора на системный характер способов преступлений, восходящий к положениям криминалистического учения о способе преступлений. Развернуто представленные данные о типичных субъектах преступлений включают, тем не менее, социально-демографическую характеристику и одновременно социальное положение, что несколько дублирует изложение исследовательского материала. Кроме того, названный автор указывает на нравственно-психологические особенности лица, совершившего преступление. Представляется, что приобретают актуальность не только и не столько нравственные, но и в целом, индивидуально-психологические особенности лиц, совершивших данные деяния, которые значимы с точки зрения установления подозреваемых, организации, планирования и непосредственного совершения следственных действий, тактических операций, с учетом знаний об особенностях личности таких субъектов с целью максимальной результативности этих мероприятий.

Данные об исходной информации о преступлении, на наш взгляд, относятся не к криминалистической характеристике преступлений, а в зависимости от содержательной их наполненности, могут выступать такими самостоятельными элементами методики, как особенности проверки сообщения о преступлении и/или типичные исходные следственные ситуации.

С.В. Задерако, предлагая криминалистическую характеристику корыстных преступлений в сфере строительства, связанных с фальсификацией проектно-сметной и отчетной документации, указывает на наличие следующих элементов: обстановка преступлений; способ указанных преступлений (подготовки, совершения, сокрытия); особенности оставляемых следов; криминалистически значимые особенности личности виновного и потерпевших [8, с. 8]. В данной модели криминалистической характеристики преступлений импонирует комплексный подход к исследованию способов преступлений, а также включение в структурное содержание данной научной абстракции криминалистически значимых особенностей личности не только субъекта преступления (исследователь условно называет его «виновным»), но и потерпевших. Автор также демонстрирует широкий подход к исследованию обстановки совершения этих преступлений, рассматривая не только пространственно-временные, но и иные факторы, влияющие на совершение преступных посягательств в сфере строительства, прежде всего, состояние нормативной базы, регулирующей правоотношения в данной сфере.

Вместе с тем, автор не счел целесообразным рассмотреть криминалистически значимые особенности самих по себе объектов долевого строительства, в связи с которыми возникли правоотношения между дольщиками, застройщиками, уполномоченными должностными лицами государственных или муниципальных органов власти. На наш взгляд, этот аспект приобретает особую значимость с точки зрения рассматриваемой

категории преступлений. Категории земель, из которых был сформирован (выделен) земельный участок, отведенный под строительство, соответствие строящегося объекта виду деятельности, разрешенной для этой категории земель, степень отступления объекта строительства от данных, представленных в разрешительной документации и другие взаимосвязанные данные значимы для установления полной картины события преступления [9, с. 59 - 66].

Таким образом, на основании проведенного теоретического и эмпирического анализа нам представляется целесообразным предложить следующую структуру криминалистической характеристики преступлений в сфере долевого строительства жилья и иных объектов недвижимости: криминалистически значимые особенности обстановки указанных преступлений (пространственно-временные и иные условия, влияющие на выбор соответствующих способов и иные условия деяний); способы (приготовления, совершения, сокрытия) преступлений в сфере долевого строительства жилья; особенности оставляемых следов; криминалистически значимые особенности субъектов преступлений; криминалистически значимые особенности личности потерпевших; характеристика объекта долевого строительства, выступающая предметом правоотношений в данной сфере.

Список литературы

1. Головин А.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-2. С. 3-10.

2. Головин А.Ю. Система криминалистики: вопросы теории / А.Ю. Головин // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы. Материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2019. С. 32-37.

3. Варданян А.В., Грибунов, О.П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2017. № 2 (81). С. 23-35

4. Варданян А.В., Андреянченко Д.В. Общие положения учения о криминалистической характеристике преступлений как теоретико-методологическая основа для формирования криминалистической характеристики преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 1 (68). С. 13-16

5. Лопатин С.А. Особенности криминалистической характеристики мошенничества в области инвестиционного строительства // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4 (13). С. 96-100.

6. Варданян А.В. Криминалистические знания о посткриминальной деятельности: проблемы формирования и развития // Философия права. 2020. № 1 (92). С. 129-135.

7. Розин А.Н. Расследование мошенничества в сфере жилищного строительства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9-10.

8. Задерако С.В. Особенности расследования корыстных преступлений в сфере строительства, связанных с фальсификацией проектно-сметной и отчетной документации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2013. С. 8.

9. Варданян А.В. Преступные нарушения земельных правоотношений как неотъемлемые деструктивные последствия либерализации прав на землю: генезис и механизм посягательства // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 1. С. 59-66.

Григорян Спартак Арамович, аспирант, 20301103@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный университет

THE STRUCTURE OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF CRIMES IN THE FIELD OF

SHARED CONSTRUCTION OF HOUSING AND OTHER REAL ESTATE OBJECTS:

DISCUSSION ISSUES

S.A. Grigoryan

The article considers the structure of forensic characteristics of crimes in the field of shared housing construction and other real estate objects. Having analyzed the points of view of a number of researchers on the essence of the structure of this scientific abstraction in relation to the crimes of this category, the author justified and presented his own scientific position.

Key words: shared-equity construction, housing, shareholders, forensic characteristics of crimes, elements, methods of crime, traces of crime, crime situation, subject of crime

Grigoryan Spartak Aramovich, postgraduate student, 20301103@mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.