Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / БЛОКИ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова В. Б.

В статье представлена структура компетенции субъектов образовательного процесса в условихя реализации современной системе дошкольного образования Федеральных государственных образовательнеых стандартов, которая позволяет выявить структуру и содержание компетенций педагога, ребенка и родителей (законных представителей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE COMPETENCES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE MODERN SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

The article presents the structure of the competence of the subjects of the educational process in the conditions of realization in the modern system of preschool education the federal state educational standards, which reveals the structure and content competence of teacher, the child and the parents (legal representatives).

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Васёв, Д.В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие

4. молодёжи / Д.В.Васёв // Alma Mater. - М., - 2012. -№ 6 . - С. 89-93.

5. 4.Neumayer Odette et Michel Animer un atelier decriture. ESF editeur, 2003. - 220 pages.

6. Смоленский, Я.М. Чудо живого слова. Теория чтецкого искусства. Учебно-

7. методическое пособие / Я.М. Смоленский. - М.: Арсис-Дизайн, 2009. - 328 с.

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Веретенникова В.Б.

Педагог г.Ижевск

V.B.Veretennikova, Educator Izhevsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлена структура компетенции субъектов образовательного процесса в условихя реализации современной системе дошкольного образования Федеральных государственных образовательнеых стандартов, которая позволяет выявить структуру и содержание компетенций педагога, ребенка и родителей (законных представителей).

Ключевые слова: структура компетенций субъектов образовательного процесса, блоки базовых компетенций, компетентность.

The structure of the competences of the educational process in the modern system of preschool education

ABSTRACT

The article presents the structure of the competence of the subjects of the educational process in the conditions of realization in the modern system of preschool education the federal state educational standards, which reveals the structure and content competence of teacher, the child and the parents (legal representatives).

Keywords: competence of the structure of the educational process, the blocks of basic competences, competence.

Модернизация системы дошкольного образования (ДО) в России актуализировала проблему изменения его содержания и реализации в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Решение этой проблемы требует поиска инновационных путей организации образовательного процесса в системе дошкольного образования и разработки его компетент-ностно-ориентированного научно-методического обеспечения.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов: В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской [3,8, 12]. Идея об ориентации на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности была ведущей в их работах.

Сущность компетентностного подхода раскрывается И.А. Зимней, А.И. Субетто, А. В. Хуторским и другими исследователями [4,7,11], которые выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. Первое «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [10,с89], второе - соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[11,с.58].

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» рассматривается как инте-гративная характеристика, включающая совокупность знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, определяющих результативность педагогического труда [1].

Не менее сложным индивидуально-психологическим образованием является компетентность родителя, которая формируется на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готовность родителя к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций в системе дошкольного образования.

Сформированность начальных ключевых компе-тентностей у детей преддошкольного и дошкольного возраста, определяющих качество их образования, рассматривается исследователями как «сознательное применение определенных правил и норм поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам» [7,с.10].

Так М.В.Крулехт [6], трактуя понятие «компетентность» относительно дошкольного периода, определяет его как способность и готовность ребенка решать какие-то проблемы, задачи - и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности.

В концепции социального развития дошкольника, предложенной Л. В. Коломийченко, «комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов образовательной системы применительно ко всем звеньям и участникам образовательного процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе» [5].

Известно, что образовательный процесс в педагогике рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания путем обеспечения его единства с обуче-

нием. Акцент делается на переходе социального в субъективное, индивидуально-личностное достояние человека при полноправном участии ребенка. Целостность, общность, единство - главные характеристики образовательного процесса, подчеркивающие подчинение всех его составляющих единой цели - созданию условий для полноценного, разностороннего развития личности в системе дошкольного образования. Очевидно, что учет целостности развития личности в образовательном пространстве подразумевает реализацию целостного подхода к анализу компетентностно-ориентированной образовательной деятельности в системе дошкольного образования, следовательно, целесообразно использовать структурно-функциональную модель образовательного процесса в системе дошкольного образования [2].

В структурно-функциональной модели образовательный процесс представлен, во-первых, как множество взаимосвязанных структурных и функциональных блоков, подчиненных целям образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Во-вторых, связан с обеспечением иерархии блоков компетенций:

• проектировочного - нормативно-обеспечивающего, учитывающего основные нормативно-правовые документы в системе дошкольного образования, приводящие в действие все стратегии и способы решения перспективных задач образования, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста;

• общекультурного - культурно-обеспечивающего, отражающего представления о педагогической деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций в системе дошкольного образования;

• прогностического - обеспечивающего реализацию индивидуализации личности субъектов образовательного процесса на уровне нормы развития; про-

гнозирование перспектив, предвидение возможных тенденций этого развития с учетом социально-культурных условий ДОО в условиях реализации ФГОС на ступенях дошкольного детства;

• гностического (от греч. гнозис - «знание») - обеспечивающего сферу познания субъектов образовательного процесса на уровне нормы развития и расширение знаний способов педагогической коммуникации, психологических особенностей педагога, ребенка и его родителей, а также о самопознании (собственной личности и деятельности) в системе дошкольного образования;

• организационного - обеспечивающего адекватность выполнения педагогической деятельности во взаимоотношениях «педагог-ребенок-родитель» в образовательном процессе в системе дошкольного образования;

• мотивационного - обеспечивающего формирование позитивного отношения субъектов образовательного процесса к смыслу выполняемой педагогической деятельности, к избранным способам действия с учетом иерархии мотивов каждой личности, индивидуальных особенностей;

• конструктивного - обеспечивающего формирование способности конструирования субъектом образовательного процесса собственной педагогической деятельности с учетом зон ближайшего и актуального обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования;

• коммуникативного - обеспечивающего адекватность взаимодействия с субъектами образовательного процесса с акцентом на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (образовательных, воспитательных и развивающих) целей в системе дошкольного образования. Структурно-функциональная модель образовательного процесса в системе дошкольного образования позволяет определить базовые компетенции его субъектов в образовательной деятельности ДО: педагога, ребенка и родителей (законных представителей) (рис. 1).

Рис. 1. Структура блоков базовых компетенций субъектов образовательного процесса в системе ДО

Данная структура создает социальную ситуацию для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, как равноправных участников образовательного процесса, в котором они являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. Таким образом, социальное парт-

нерство определяет возможность родителей быть истинными субъектами образовательного процесса, реализующими образовательно-воспитательную функцию в современной системе дошкольного образования.

Описание блоков компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования (рис2).

Описание блоков компетенций субъектов образовательного процесса

1. Педагог

Профессиональный стандарт педагога

Ч>-=

Общепедагогические функции

V -V-

Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность

_ _

Образовательные области развития и образования ребенка Социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие

Блоки компетенций педагога

Проектировочные, общекультурные, прогностические, гностические, организаторские, мотивационные, конструктивные, коммуникативные

2. Ребенок

О

Возрастные особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства Ранний, младший, средний, старший, завершающий Образовательные области развития и образования ребенка

-

Социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие

Блоки компетенций ребенка

О

Проектировочные, общекультурные, прогностические, гностические, организаторские, мотивационные, конструктивные, коммуникативные

3. Родители

Рис.2 Описание блоков компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Кроме этого, обеспечивается взаимодействие в образовательном процессе всех взрослых, входящих в ближайшее окружение дошкольника. При этом взрослый и ребенок находятся «субъект-субъектном» общении, которое характеризуется «обоюдной активностью» сторон, поскольку каждая сторона не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую. Такое взаимодействие позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

Построение структуры блоков базовых компетенций субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и их родителей (законных представителей) на основе структурно-функциональной модели образовательного процесса в системе дошкольного образования, позволяет организовать социальное партнерство, определяет условия взаимодействия взрослых и детей, направленное на поддержку позитивной социализации и индивидуализации, а также развитие личности детей дошкольного возраста. Полагаем, что данная структура компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования будет способствовать решению задач, сформулированных в ФГОС:

• сохранению и поддержке индивидуальности ребёнка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

• формированию общей культуры воспитанников, развитию их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формированию предпосылок учебной деятельности.

Список литературы

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика, 2003. № 10. С.51-55.

2. Веретенникова В.Б. Базовые компетенции субъектов образовательного процесса в системе современного дошкольного образования / XXXI Международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных наук», Москва: Московский научный центр психологии и педагогики. (28 февраля), 2015,-С27-38.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образование (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 4. — С. 20-27.

5. Коломийченко Л.В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 828.

6. Крулехт М. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Те-льнюк. М.: Академия, 2002.

7. Солодянкина.О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методическое пособие. Издательство Аркти, 2006. С.10.

8. Субетто А. .И. Онтология и эпистемология ком-петентностного подхода, классификация и квали-метрия компетенций. СПб.-М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006.

9. Становление ключевых социальных компетентнос-тей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) / Под науч. ред. профессора Зимней И.А.: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17марта 2006 года. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С.82.

10. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004. С.144

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. -2003.-№2. С.58-64.

12. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. - 80 с.

13. Я-компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников /Под ред. Л.В.Коло-мейченко. - М.:ТЦ Сфера, 2013. - 128с. -(Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Власенко Ольга Владимировна

Старший преподаватель кафедры «Дизайн», аспирант, Северо-Кавказская государственная гуманитарно- технологическая академия г. Черкесск

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION FUTURE DESIGNERS

Vlasenko Olga Vladimirovna, Senior lecturer of the department "Design ", a graduate student, North Caucasus state humanitarian technology Academy, Cherkessk АННОТАЦИЯ

Целью статьи является анализ проблемы использования инновационных технологий в обучении будущих дизайнеров. С помощью метода анализа психологической и педагогической литературы, был сделан вывод о том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.