УДК 373.2
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Б. Веретенникова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изменения содержания образовательного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Цель статьи - представить авторскую структурно-функциональную модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса, которая позволяет выявить и методически обосновать оптимальные условия развития детей, определяющие качество полученного ими образования. В рамках данной модели ведущим подходом выступает компетентностный подход, представленный совокупностью приемов и методов определения целей и содержания компетентностно-ориентированного образования, обеспечивая государственные гарантии качества дошкольного образования. Представленная модель может быть использована работниками системы дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, компетентностно-ориентированный образовательный процесс, система дошкольного образования, блоки базовых компетенций, качество образования.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF QUALITY OF COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS IN PRESCHOOL EDUCATION
V. Veretennikova
Abstract. Relevance of the article caused by to the need to change the content of the educational process in system of pre-school education in conditions of the implementation of the federal state educational standard. The purpose of the article: present the author's structural-functional model of competence-oriented education process, which allows to identify and methodologically substantiate the optimal conditions for the development of children, which determine the quality of their education. Within this model, the leading approach is a competence approach, submitted totality of techniques and methods of defining the objectives and content of the competence-oriented education, providing state guarantees of the quality of preschool education. Considered model can be used by employees of system of pre-school education, of implementation of the Federal state educational standard.
Keywords: structural-functional model, competence-oriented educational process, the system of pre-school education, blocks of basic competencies, the quality of education.
В настоящее время процесс стандартизации образовательных систем является общемировой тенденцией. В соответствии с этой тенденцией в России установлен Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),
предусматривающий инновационные пути организации образовательного процесса [1] и разработки его компетентностно-
ориентированного научно-методического
обеспечения.
Целостность результата в системе дошкольного образования обеспечивается
формированием у субъектов образовательного процесса взаимосвязанных блоков компетенций (рис.1):
- проектировочного - нормативнообеспечивающего, учитывающего основные нормативно-правовые документы в системе дошкольного образования, приводящие в
действие все стратегии и способы решения
перспективных задач образования и воспитания ребенка дошкольного возраста;
- общекультурного - культурнообеспечивающего, отражающего представления о педагогической деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций в системе дошкольного образования;
- прогностического - обеспечивающего реализацию индивидуализации личности субъектов образовательного процесса на уровне нормы развития; прогнозирование перспектив, предвидение возможных тенденций этого развития с учетом социально-культурных условий ДОО в условиях реализации ФГОС на ступенях дошкольного детства;
- гностического - обеспечивающего сферу познания субъектов образовательного процесса на уровне нормы развития и
76
расширение знаний способов педагогической коммуникации, психологических особенностей педагога, ребенка и его родителей, а также о самопознании (собственной личности и деятельности) в системе дошкольного образования;
- организаторского - обеспечивающего адекватность выполнения педагогической деятельности во взаимоотношениях «педагог-ребенок-родитель» в образовательном процессе в системе дошкольного образования;
- мотивационного - обеспечивающего формирование позитивного отношения субъектов образовательного процесса к смыслу выполняемой педагогической деятельности, к избранным способам действия с учетом иерархии мотивов каждой личности,
индивидуальных особенностей;
- конструктивного - обеспечивающего формирование способности конструирования субъектом образовательного процесса собственной педагогической деятельности с учетом зон ближайшего и актуального развития ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования;
- коммуникативного - обеспечивающего
адекватность взаимодействия с субъектами образовательного процесса с акцентом на связи коммуникации с эффективностью
педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (образовательных, воспитательных и развивающих) целей в системе дошкольного образования.
Рисунок 1.- Структура блоков базовых компетенций субъектов образовательного процесса
в системе дошкольного образования
В развитие идеи Н.В. Кузьминой [4], рассматривающей взаимосвязь структурных и функциональных блоков образовательной системы, нами разработана модель, реализующая целостный подход к организации компетентностно-ориентированной образовательной деятельности в системе дошкольного образования. Данная модель представлена на рисунке 2.
Образовательная система в модели представлена как множество взаимосвязанных структурных и функциональных блоков, подчиненных целям образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Структурные блоки (1-3) отражают требования к структуре общеобразовательной программы, которые определяют содержание и условия организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Содержание общеобразовательной программы охватывает структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области): социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и область физического развития.
Функциональные блоки (4-8) характеризуют требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, которые направлены на создание социальной ситуации развития для субъектов образовательных отношений: педагога, ребенка и родителей (законных представителей).
Данная структура предполагает возможность создания социальной ситуации для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, как
равноправных участников образовательного процесса, в котором они являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
77
ОБЩЕКУ
ЛЬТУРН
ЫЙ
БЛОК
КОМПЕТ
ЕНЦИЙ
\ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- А \ ЭТАПЫ ДОШКОЛЬНОГО А-
у ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА V У ДЕТСТВА V
1
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ
ПРОГНОС ТИЧЕСКИ Й БЛОК КОМПЕТ ЕНЦИЙ
КОММУН ИКАТИВН ЫЙБЛОК КОМПЕТ ЕНЦИЙ
СРЕДСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
ГНОСТИ ЧЕСКИЙ л БЛОК V КОМПЕТ ЕНЦИЙ
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КОНСТРУ КТИВНЫ Й БЛОК КОМПЕТ ЕНЦИЙ
ПЕДАГОГ
РЕБЕНОК
МОТИВА
родители <=>ЙИБЛОК1
КОМПЕТ ЕНЦИЙ
ОРГАНИЗАТОРСКИЙ БЛОК КОМПЕТЕНЦИЙ
Рисунок 2.- Структурно-функциональная модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе дошкольного образования
78
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ЧЕСК ИЙ БЛОК КОМП ЕТЕНЦ ИЙ
КОММ
УНИКА
ТИВНЫ
Й БЛОК
КОМПЕ
ТЕНЦИ
Й
КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО УЧЕБНО- КАЧЕСТВО ОСНОВНОЙ
k ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ к МЕТОДИЧЕСКОГО t ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
^ ТЕХНОЛОГИЙ ) ОБЕСПЕЧЕНИЯ \ _) ПРОГРАММЫ \—
П
п
КАЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ^
КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РОДИТЕЛЕЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А-1 к. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ J L ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПЕДАГОГА * РЕБЕНКА Утл п) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ /
КОНС
ТРУКТ
ИВНЫ
Й
БЛОК
КОМП
ЕТЕНЦ
ИЙ
ГНОСТ
ИЧЕСК
ИЙ
БЛОК
КОМПЕ
ТЕНЦИ
Й
I
>
МОТИ
ВАЦИ
ОННЫ
Й
БЛОК
КОМП
ЕТЕНЦ
ИЙ
5Z
КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА: критерии оценки, шкала оценки, средства оценки, сформированность компетенций
Рисунок 3. - Структурно-функциональная модель качества компетентностно-
ориентированного образовательного процесса в системе дошкольного образования
79
Отметим, что дошкольная образовательная организация перешла на новый уровень взаимодействия с родителями, стала «открытой системой». Этот принцип открытости реализуется в социальном партнерстве через вовлечение родителей в образовательный процесс и понимается нами как «открытость детского сада внутрь».
Таким образом, структурно-функциональная модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе дошкольного образования позволяет обосновать базовые компетенции его субъектов в образовательной деятельности ДО: педагога, ребенка и родителей [3]. В свою очередь, компетенции субъектов образовательного процесса педагога, ребенка и его родителей (законных представителей) позволяют прогнозировать формирующее движение от цели дошкольного образования к его результату. Структурно-функциональная модель
компетентностно- ориентированного
образовательного процесса может быть трансформирована в модель его качества, представленную на рисунке 3.
Под качеством компетентностно-ориентированного образовательного процесса понимается его соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта как нормы качества результата дошкольного образования. Характеристиками этой нормы являются состав и уровни сформированности у субъектов образовательного процесса базовых компетенций, отвечающих актуальным и перспективным потребностям общества, государства и личности. С позиций
Литература:
1. Веретенникова В.Б. Организация
образовательного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / VI Международная научно-практическая
конференция. Сборник научных работ. «Современные концепции научных исследований». - М., 25 июля 2014. - Часть 10. - С. 7-10.
2. Веретенникова В.Б. Квалиметрический подход к разработке анкет для проведения педагогической экспертизы в системе дошкольного образования / Материалы V международной научно-практической конференции. Наука в современном информационном обществе. North Charleston USA. 26-27 января 2015. - Том 2. - С. 2738.
3. Веретенникова В.Б. Структура компетенций субъектов образовательного процесса в современной системе дошкольного образования // IX Международная научно-практическая
педагогической квалиметрии [А.И. Суббето, В.С. Черепанов, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов и др.[7, 8, 5, 9], категория «качество» требует раскрытия связей со свойствами и структурой образовательной системы, эффективностью ее функционирования и критериями оценки.
Свойство целостности образовательного процесса в системе дошкольного образования рассматривается нами как первичный, эмпирический пункт в раскрытии категории его качества. Целостность образовательного процесса раскрывается через спектр возможностей образования, охватывающего процессы воспитания и обучения. Их взаимосвязанное качество в системе дошкольного образования определяет качество ее образовательного процесса в целом, охватывая определенные направления развития и образования детей
(образовательные области): социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и область физического развития.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что качество в системе дошкольного образования определяется, прежде всего, качеством сформированных компетенций ребенка, реализация которых в образовательном процессе способствует его полноценному развитию до уровня, соответствующего индивидуальным и возрастным возможностям, что обеспечит его социальную успешность при переходе к следующему этапу детства или начального общего образования.
конференция. Ежемесячный научный журнал №4 (9). «Отечественная наука в эпоху измерений: постулаты прошлого и теории нового времени». -Екатеринбург, 15-16 мая 2015. - Часть 3. - С. 69-72.
4. Исследование гуманитарных систем. Вып.
1. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / Под ред. В.П. Бедерхановой, сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2013. - 90 с.
5. Любимова О.В., Шихова О.Ф. Основы образовательной стандартологии и нормологии / Монография / Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. - 184 с.
6. Нормативная база современного
дошкольного образования: Закон образования,
ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
7. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. - М.: Исследоват. Центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. - 72 с.
80
8. Черепанов В.С. Основы педагогической экспертизы. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 124с.
9. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода. Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2013. - № 4(11). С. 35-39.
References:
1. Veretennikova V.B. Organizacija
obrazovatel'nogo processa v sisteme doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov / VI Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja
konferencija. Sbornik nauchnyh rabot. «Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij». - M., 25 ijulja 2014. - Chast' 10. - S. 7-10.
2. Veretennikova V.B. Kvalimetricheskij podhod k razrabotke anket dlja provedenija pedagogicheskoj jekspertizy v sisteme doshkol'nogo obrazovanija / Materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauka v sovremennom informacionnom obshhestve. North Charleston USA. 26-27 janvarja 2015. - Tom 2. - S. 27-38.
3. Veretennikova V.B. Struktura kompetencij sub#ektov obrazovatel'nogo processa v sovremennoj sisteme doshkol'nogo obrazovanija // IX
Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja
konferencija. Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal №4 (9). «Otechestvennaja nauka v jepohu izmerenij: postulaty proshlogo i teorii novogo vremeni». -Ekaterinburg., 15-16 maja 2015. Chast' 3. - S. 69-72.
4. Issledovanie gumanitarnyh sistem. Vyp. 1. Teorija pedagogicheskoj sistemy N.V. Kuz'minoj: genezis i sledstvija / Pod red. V.P. Bederhanovoj, sost. A.A. Ostapenko. Krasnodar: Parabellum, 2013. - 90 s.
5. Ljubimova, O.V., Shihova O.F. Osnovy obrazovatel'noj standartologii i normologii / Monografija / Izhevsk: Izd-vo IzhGTU, 2009. - 184 s.
6. Normativnaja baza sovremennogo doshkol'nogo obrazovanija: Zakon obrazovanija, FGOS DO, porjadok organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti. - M.: Prosveshhenie, 2014. - 112 s.
7. Subetto, A.I. Ontologija i jepistemologija kompetentnostnogo podhoda, klassifikacija i kvalimetrija kompetencij. SPb. - M.: Issledovat. Centr problem kach-va pod-ki spec-ov, 2006. - 72 s.
8. Cherepanov V.S. Osnovy pedagogicheskoj jekspertizy. - Izhevsk: Izd-vo IzhGTU, 2006. - 124s.
9. Shihov Ju.A., Shihova O.F. Model' monitoringa kachestva obrazovanija v uslovijah kompetentnostnogo podhoda. Mezhdunarodnoe nauchnoe izdanie «Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovanija». - 2013. - № 4(11). S. 35-39.
Сведения об авторе:
Веретенникова Вероника Борисовна (г. Ижевск, Россия), соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, педагог-психолог МБДОУ № 284, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Veretennikova V. (Izhevsk, Russia), Applicant, Institute for Advanced Studies and Retraining of Education of the Republic of Udmurtia, educational psychologist of Municipal Budget Preschool Educational Institution № 284, e-mail: [email protected]
81