Научная статья на тему 'Структура интеллектуальных способностей подростков в системе осуществления успешной спортивной деятельности'

Структура интеллектуальных способностей подростков в системе осуществления успешной спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕН-ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

Учебная, тренировочная, контролирующе-оценочная, соревновательная, организаторская, коммуникативная, игровая деятельность спортсмена-подростка обладает своей структурой задействованных интеллектуальных способностей, среди которых выделяются интеллектуальные способности основного и фонового действия. Структура интеллектуальных способностей подростка определяется степенью активности психических процессов и функций, опосредованных спецификой и стилевыми особенностями с учетом направленности самой деятельности; содержательно зависит от индивидуально-типологических особенностей юных спортсменов, степени информационной, операциональной, мотивационной, волевой готовности к конкретной деятельности; опосредована фазовой структурой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура интеллектуальных способностей подростков в системе осуществления успешной спортивной деятельности»

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I Г.А. Кузьменко

Аннотация. Учебная, тренировочная, контролирующе-оценочная, соревновательная, органшаторская, коммуникативная, игровая деятельность спортсмена-подростка обладает своей структурой задействованных интеллектуальных способностей, среди которых выделяются интеллектуальные способности основного и фонового действия. Структура интеллектуальных способностей подростка определяется степенью активности психических процессов и функций, опосредованных спецификой и стилевыми особенностями с учетом направленности самой деятельности; содержательно зависит от индивидуально-типологических особенностей юных спортсменов, степени информационной, операциональной, мотивационной, волевой готовности к конкретной деятельности; опосредована фазовой структурой деятельности.

Ключевые слова: структура, интеллектуальные способности, спортивная деятельность, спортсмен-подросток.

Summary. The educational, training, controlling-estimative, competitive, organizational, communicative andplayingactivity ofa teenager has its own structure ofengagedintellectual capabilities, among them are especially reflected intellectual abilities of main and baseline actions. The structure of teenager^s intellectual capabilities is defined in different kinds of sports by the level of activity of psychological processes and functions, mediated by specific and style peculiarities, considering activity directions; sufficiently depending on individual typical features of young sportsmen, degree of informational, operational, motivation, will readiness for particular activity; initiated by phase activity structure.

Keywords: structure, intellectual capabilities, sports activity, contents, teenager-sportsman.

165

Наш ум - это металл, извлеченный из формы, а фформа - это наши действия.

А. Бергсон

Особенности проявления интеллектуальных способностей подростков в различных видах спорта обусловлены психолого-педагогической спецификой той деятельности, в

которой происходит реализация рассматриваемых категорий. По мнению А. Ребера (2001), «способность» есть «умение, а также возможность производить какие-либо действия» Г Ле-

Франсуа (2003) также рассматривает способность как «возможность делать что-то». Очевидно, что в понятии «способность» заложены две составляющие: процессуальная и результативная стороны. Большинством авторов интеллект представлен как способность (Terman, Henmon, Dearborn, Boring, Wechsler, 1958; Ж. Пиаже, 2004; Gould, R. Sternberg, 1997; Г. Ай-зенк, 2002). Согласно Colvin, интеллект есть «приспособление». Б.М. Теп-лов на примере рассмотрения музыкальных способностей выделил очень важный аспект: по его мнению, «замечательным музыкантом может быть человек с большим духовным — интеллектуальным и эмоциональным — содержанием» [13, 51]. В.Д. Шадриков дает развернутую характеристику рассматриваемой категории, «способности, как свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобра-166 зии освоения и реализации деятельности» [14].

Соотнося собственно способность и деятельность, в категории «способность» проявляются качественные требования к субъекту деятельности. Анализируя качественные и количественные характеристики содержания спортивной деятельности, авторы обращают внимание на ее неоднородность, наличие определенной степени целевой направленности, определяющей структурные компоненты данной деятельности [2, 3, 6, 9, 10, 12]. Из имеющихся понятий наиболее адекватно рассмотрению поставленной проблемы понимание струк-

туры как «системы компонентов, обеспечивающих эффективность ее функционирования в различных условиях» [8]. С.Л. Рубинштейн в структуре способностей выделил следующие аспекты: «1. Свойства высшей нервной деятельности, характер (быстрота и т.д.) генерализации отношений; 2. Исторически вырабатываемые операции или способы деятельности; 3. Основные для данной предметной области отношения, на генерализации которых основываются существующие операции» [11, 548].

В психологии «деятельность» понимается как специфически регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность человека, порождаемая потребностью и направленная на ее удовлетворение [4, 82]. В научных работах наблюдается традиционное деление деятельности на три вида, к которым относятся труд, игра и учение с их многочисленными подразделениями. По мнению П.А. Рудика, «непосредственное ознакомление с деятельностью человека во всем ее многообразии заставляет признать эту классификацию недостаточной, упускающей наличие других важных видов деятельности человека» [12]. По мнению ряда авторов (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, В.М. Мельников, В.Д. Шадриков, П.Я. Гальперин), всеобъемлющей классификацией можно считать ту, в которую входят следующие качественно своеобразные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общественно-политическая и социальная деятельность, а также творческая и исполнительская деятельность в области различных искусств, физической культуры и спорта [9, 10, 12, 14]. В.А. Барановский, А.В. Родионов,

А.А. Красников полагают, что соревновательная деятельность является относительно самостоятельным видом спортивной деятельности, а само соревнование — условием достижения максимально возможного результата или фактором спортивного совершенствования [2].

Л.П. Матвеев под соревновательной деятельностью подразумевает совокупность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и объективной логикой ее реализации и полагает, что соревновательная деятельность — это специфически организованная форма проявления двигательных способностей, выработанных в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата в процессе соревнований [6]. При этом подразумевается, что в качестве концепции изучения соревновательной деятельности могут выступать современная теория деятельности и теория двигательной деятельности.

Таким образом, для того чтобы в деятельности проявились определенные способности, сама деятельность должна побуждать субъекта к качеству, содержательной насыщенности, обусловленной адекватностью действий и конкретных операций.

К процессуальным характеристикам интеллектуально насыщенной деятельности спортсмена-подростка, на наш взгляд, относятся:

• интеллектуальная активность со стороны юного спортсмена;

• осознание проблемности конкретной ситуации и потребности к ее разрешению, обусловленное ценност-

ными предпочтениями подростка-спортсмена;

• переживание внутренней свободы в процессе осуществления действия или ряда действий, социальной адаптированности, социальной поддержки, адекватной личной ответственности за результат индивидуальной и командной деятельности.

В качестве условий функционирования в спортивной деятельности мы выделяем определенные ее виды. К ним относятся: учебная, тренировочная, контролирующе-оценочная, соревновательная, организаторская, коммуникативная, игровая и др.

Учебная деятельность предполагает научение конкретным операциям, действиям, деятельности. Результатом данной деятельности должны стать теоретические и практические знания, умения и навыки, сформированный образ двигательных действий, техническая и тактическая вариативность как компоненты операциональной готовности юного спортсмена. Само научение направлено на приобретение знаний, формирование нового двигательного опыта, развитие качеств и способностей, востребованных в вариативной соревновательной деятельности. Учебная деятельность детерминирована характером проявления психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания. Кроме того, учебная деятельность обусловлена направленностью личности, спецификой мотивацион-ной сферы, а также уровнем развития волевых способностей.

Тренировочная деятельность — репродуктивная (как воспроизведение имеющейся модели двигательной и

интеллектуальной деятельности на основе восприятия, обработки информации) и продуктивная деятельность, результатом которой является создание новых способов выполнения двигательной задачи, проявление творческих способностей личности, развивающих неординарность теоретического, практического, оперативного, дискурсивного, интуитивного мышления.

Контролирующе-оценочная деятельность, позволяющая осуществлять анализ эффективности выполняемой деятельности, в которой чрезвычайно важны такие составляющие, как самоконтроль, самооценка, самоанализ на фоне проявления рефлексивных способностей. Контролирующе-оценоч-ная деятельность может быть направлена на анализ личной (индивидуальной), групповой (командной), коллективной видов деятельности, характеризующих степень эффективности проявления качественно-количественных параметров. В данной деятельности достаточно ярко представлены Щ8 такие способности, базирующиеся на психических процессах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, результатом чего являются суждения, понятия, умозаключения о специфике анализируемой деятельности. Самостоятельность мышления позволяет осуществлять оценку и самооценку. Гибкость мышления юного спортсмена стимулируется необходимостью быть адекватным социальной ситуации взаимодействия с окружающими и любой другой наличной ситуации. Критичность мышления позволяет находить проблемные зоны в рассматриваемой деятельности, анти-ципационные и селективные возмож-

ности — определять гипотезу и пути решения существующей проблемы. Уравновешенность и осторожность в принятии решения позволяют проявлять такие качества как социальная ответственность, социальная смелость, способность аргументированно представлять собственную точку зрения. В данном виде деятельности у юного спортсмена развивается словесно-логическое мышление; абстрактно-логическое мышление позволяет спортсмену-подростку выделять существенные свойства анализируемых предметов и явлений, доказывать истинность своих суждений и отвергать ложные умозаключения.

Соревновательная деятельность направлена на максимальное проявление способностей, в которой существенное значение приобретает кондиционная готовность юного спортсмена, происходит интеграция конкретных видов способностей в комплексные образования личности спортсмена-подростка. Б.П. Яковлевым (1991) были представлены 107 соревновательно значимых качеств спортсменов [15]. Мы классифицировали качества и способности, важные для эффективного и надежного выполнения соревновательных нагрузок, с учетом фактора преимущественной направленности самой деятельности.

Ценностно-мотивационный компонент проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка включает следующие характеристики: ответственность; сформиро-ванность личностного отношения; высокая заинтересованность в успехе; устойчивая готовность к принятию ответственных решений в экстремальных ситуациях; умение найти привле-

кательные моменты в любой монотонной тренировочной деятельности; устойчивость в стремлении избегать неудачи, достигать успеха; повышенный личностный интерес к соревновательным результатам в связи с общественным признанием; умение не противодействовать тренерским установкам и указаниям, не формировать для себя «неудобного соперника», боязнь чужого поля; способность контролировать стремление соревноваться только ради личных, индивидуалистических интересов, мотивов, делиться радостью победы, хорошим настроением, зарядом эмоциональной активности, воодушевления.

Эмоциональный компонент проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка обусловлен: способностью внешне (через мимику, пантомимику, речь и т.п.) не показывать влияния отрицательных эмоций; умением запутывать противника в частом ему предоставлении противоречивой информации в действиях, переживаниях; способностью к предвосхищению возможных вариантов поведения соперников и своих партнеров по команде; умением удерживать эффективные эмоциональные состояния; способностью контролировать агрессию, проявлять конструктивную реакцию; потребность в высоком уровне эмоционального благополучия в социуме и др.

Значение социальной адекватности поведения и деятельности в различных видах спорта неоспоримо. Л.С. Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки [1]. Это орудийная («инструментальная») структу-

ра деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. И от того, насколько эффективен процесс взаимодействия спортсмена в системе вертикальных («тренер—спортсмен») и горизонтальных связей («спортсмен—спортсмен», «спортсмен—группа лидеров спортивной команды», «спортсмен—спортивная команда»), проявляются или не проявляются интеллектуальные способности ребенка. Дети, рефлексивные способности которых имеют высокие показатели, становятся соревновательно успешными при высоких показателях коэффициента групповой адаптации, характеризующего эффективность социального взаимодействия.

Социальный компонент проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка представлен такими основаниями, как способность щд брать на себя управление коллективными решениями в проблемных ситуациях; быстро согласовывать свои действия с действиями других спортсменов; умение давать объективную и корректную оценку, анализ действий своих товарищей, тренера и соперников; подмечать изменения в действиях и переживаниях, потерявшего уверенность в своих возможностях и силах противника; чувство сопереживания успеха, неуспеха своих товарищей, партнеров по команде. Л.С. Выготский подчеркивал значимость и социальную обусловленность деятельности и интеллектуальной активнос-

ти. По его мнению, «всякая функция культурного развития ребенка проявляется на сцену дважды, в двух планах: сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория ин-трапсихическая» [5]. Спортивная деятельность осуществляется в условиях социального взаимодействия, в связи с этим критерии социального интеллекта имеют существенный вес в динамических характеристиках структуры способностей. Интересна точка зрения Л.В. Малышевой (2006), которая в своих исследованиях подчеркивает причину соотношения традиционного, социального и эмоционального интеллекта — «личность воспринималась не как единое целое (комплексно): когнитивные, аффективные, ко-нативные способности исследовались, как правило, обособленно друг от друга» [5].

Рассматривая волевой компонент интеллекта спортсмена-подростка, можно выделить ряд способностей, в которых он наиболее ярко проявляется. Это способности к саморегуляции настроения, самочувствия, активности; чувству конструктивной агрессивности по отношению к соперникам; умению и привычкам соблюдать строгий режим ради достижения наибольшей эффективности решаемых задач; устойчивости в стремлении выработать сильный характер; умению терпеть, выполняя рутинную, монотонную работу; способности проявлять упорство и решительность при преодолении препятствий, связанных с риском для жизни, опасностью получить травму; произвольного умения к длительному сосредоточению внима-

ния, проявления целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания.

Поведенческий компонент реализации интеллектуальных способностей спортсмена-подростка проявляется в следующих характеристиках деятельности: умении преодолевать излишнюю осторожность и пассивность, сочетать энергичность, осмотрительность и рискованность; способности контролировать внушаемость, склонность к подражательному поведению, особенно со стороны авторитетных лиц, кумиров; умении мысленно тренироваться в представлениях, четко воспроизводя в уме ключевые положения, звенья сложной комбинации действий и др.

Поскольку соревновательная активность юного спортсмена осуществляется в сложных (околоэкстремальных) условиях, помехоустойчивость как качественная характеристика определяет степень ее интеллектуальной адекватности. Таким образом, помехоустойчивость проявляется в устойчивости к неожиданным по силе и модальности (яркие вспышки, сильные овации, завывание сирены, пронзительный свист, вопли, улюлюканье) раздражителям, способности противостоять отвлекающим внимание раздражителям, соревноваться в непривычных, некомфортных условиях (плохое или необычное питание, атмосферное давление, погода, сон и т.п.) и др.

Существенное влияние на степень интеллектуальной активности оказывает функциональная готовность спортсмена и специфика адаптации к напряженной вариативной деятельности. Среди интеллектуально обус-

!ЕК

ловленных можно выделить ряд способностей: стремление к рискованным действиям, терпимость к болевым травмам; способность к высокой степени упражняемости в разного рода движениях; к чередованию и быстрому переключению от полного расслабления к максимальному напряжению и наоборот; способность быстро приспосабливаться к изменяющимся и непривычным внешним условиям, длительное время переносить ощущение усталости, объемные нагрузки, к кратковременной, но максимально интенсивной работе; способность максимально выкладываться, реализовать силы и возможности с первых же соревновательных выступлений, стартов; к оперативным действиям в условиях дефицита времени; способность к быстрому переключению от ощущения и восприятия к двигательному действию; к быстроте восприятия и переработки в систему двигательных действий. Уровень развития психических процессов определяет скорость и адекватность переработки получаемой информации и динамику приспособления к нагрузке, предъявляющей требования: к объему восприятия (к быстроте и точности восприятия информации) и быстроте переработки их в систему двигательных действий; к качественным параметрам упражняемости в разного рода движениях и их быстрой перестройке; к пластичности и выразительности движений; к способности согласовывать скорость движения с темпом и ритмом выполняемых действий руками и ногами; к точности выполнения двигательных действий при дефиците времени; к длительному статическому напряжению положения

тела; к максимальному темпу в единицу времени; к быстрой смене положения тела на неустойчивой опоре или устойчивой, но ограниченной по длине и ширине; к удержанию равновесия; к быстрому реагированию на неожиданные аудиальные и визуальные раздражители определенным движением.

Интеллектуальная активность спортсмена в подростковом возрасте неоспоримо обусловлена наличием гедонистических характеристик осуществляемой деятельности. Если юный спортсмен не получает удовлетворения от избранной деятельности, он не может проявить свой потенциал на индивидуальном максимуме возможностей. Таким образом, к значимым гедонистическим характеристикам спортивной, и, в том числе, соревновательной деятельности можно отнести: способность ощущать удовольствие от работы, которая требует равномерных, ритмичных, координационных, быстрых, решительных и оперативных технико-тактических действий; импровизации и комбинации в процессе двигательной деятельности; активности на проявление выносливости до полной отдачи сил и энергии; способности к статической, динамической выносливости, проявлению максимальной силы взрывного характера; способностью к эффективной переработке большого объема мыслительной информации, совершению интеллектуальных затрат; красиво выполненного сложно-технического действия, приема, тактической комбинации, ловушки; преодоления соревновательных трудностей; непроизвольного умения к распределению и переключению внимания.

Комплекс интеллектуальных способностей спортсмена-подростка, проявляющийся в условиях соревнования, предполагает не просто повышенную активность отдельных психических процессов в ходе ее осуществления, а проявление интегрированных качественных характеристик деятельности, таких, как способность к постоянному самосовершенствованию, выработке новых решений и способов, позволяющих эффективно организовать деятельность; способность поддерживать критическое отношение к своей деятельности; умение оперативно мыслить и прогнозировать направленность изменения ситуации, формировать логическую последовательность действий при решении технико-тактических задач; способность к изобретению и неожиданному проведению эффективных действий и приемов в процессе осуществления спортивной деятельности, вести наблюдение за большим количеством объектов одновременно; способность распределения и переключе-|72 ния внимания в течение длительного периода времени с одного объекта на другой в условиях напряженной деятельности, открыто сосредотачиваться и готовиться в быстро изменяющихся условиях к излюбленному (акцентированному) наигранному приему, комбинации; способность подмечать незначительные изменения в действиях соперника; умение оперативно подбирать контратакующие действия, необходимые для снижения активности, дезорганизации эффективности деятельности противника; способность легко воспринимать и воспроизводить в конкретных действиях наглядно-образные операции,

схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблемной ситуации; умение делать вывод из противоречивой информации, скрывать истинный смысл действий маскировкой, ложным движением, неопределенностью момента начала действий, корректировать активность действий по минимальным временным отрезкам; способность в стиле мышления только на комбинационную тактическую борьбу, к наигранным приемам и излюбленным действиям, к вариативности наступательных и защитных действий; склонность спортсмена или к наступательному, или к оборонительному стилю деятельности; способность по малейшим движениям кистей, рук, предплечья, положений головы, ног, туловища мгновенно оценивать следующий ход, направленность действий противника, мгновенно находить выход из трудной ситуации, основываясь только на специфических (профессиональных чувствах типа чувства воды, усилия, пространства, времени) без осознания путей и условий их возникновения; способность мгновенно находить выход из трудной ситуации с помощью мысленного озарения, без разложения логической последовательности действий, мысленно «увидеть» сразу целую серию следующих друг за другом действий; способность к предчувствованию начала активных действий соперника при дефиците времени и мысленного анализа, предчувствовать неожиданный прием противника, опережая его неожиданным контрприемом; умение сразу видеть несколько возможных путей и моментально выбирать наиболее эффективный; способность быстро находить выходы из тщательно продуманной

ловушки противника, предчувствовать проблему там, где, кажется, уже все решено; умение схватить суть (оставляя цепь суждений и умозаключений), присущих проблеме; способность неожиданно сыграть «вслепую», предчувствуя уверенность в стопроцентном успехе, обладать чутьем «неудобного» противника, чувствовать процесс выхода на уровень спортивной формы не по результатам спортивной деятельности, а по индивидуальным признакам; способность экстраполировать действия соперника, быстро согласовывать и координировать движения с изменчивостью условий спортивной борьбы, динамики действий. Таким образом, интеллектуальная обусловленность успешной спортивной деятельности неоспорима. Осуществление действий со столь конкретными качественными характеристиками позволяет отметить значимость развития каждой из названных видов способностей с учетом индивидуальной предрасположенности к ее осуществлению.

Интеллектуальные способности, по мнению Н.И. Чуприковой, А.В. Родионова, обусловлены уровнем развития дифференцировочной способности [7, 10]. В соревновательной деятельности данная способность проявляется как способность точно дифференцировать движения, особенно их силу, движения по воспроизведению темпа, ритма, быстро воспринимать дистанцию до удаленных предметов, распознавать, определять расстояния, небольшие отклонения в углах, размерах; способность быстро узнавать зрительные и слуховые впечатления, а также быстро на них реагировать, чувствовать и дифференциро-

вать скорость движения, быстро узнавать и дифференцировать перемены в ритме и темпе движения и др.

К значимым видам деятельности в процессе занятий спортом мы относим и организаторскую деятельность. Юный спортсмен в ходе спортивной деятельности обучается самоорганизации и организации других субъектов (спортсменов, родителей, тренера и др.) в групповой и коллективной деятельности и реализует данные способности на практике. К интеллектуальным качествам, позволяющим проявиться в данной деятельности, относятся: способность к вариативности, широкому диапазону ролевых предпочтений личности, к проявлению социального интеллекта; способность предвосхищать последствия поведения, понимать вербальное и невербальное поведение, разбираться в общей картине межличностного взаимодействия; умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать ^73 адекватные способы обращения с другими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, чувствовать социальную ситуацию и тенденцию ее развития; способность систематизировать знания об окружающих и давать им психологическую характеристику; способность воспринимать себя через другого, воспринимать другого через соотнесение с собой, воспринимать себя через результаты собственной деятельности; способность непосредственно воспринимать внешний облик другого, давать адекватную самооценку, распределять ролевые позиции; способность управ-

лять группой, коллективом в изменяющихся условиях, выполнять функцию лидера, проявлять личную ответственность за результат коллективной деятельности и др.

Коммуникативная деятельность спортсмена-подростка ориентирована на организацию общения как в спортивной команде, так и вне ее. Эффективность общения обусловлена проявлением качеств и способностей, характеризующих эмоциональный и социальный интеллект, представленных выше. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, оно выходит далеко за рамки тренировочного и учебного процессов, становится значительно содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками становится большей ценностью, чем общение с родителями, близкими людьми. Поэтому проявление соревновательно значимых качеств в данном возрасте кроме других существенных факторов, обусловлено уровнем эффективную ности коммуникативного взаимодействия спортсмена-подростка. В зависимости от принятия или непринятия юного спортсмена как личности лидерами команды, проявляется уровень его соревновательной успешности. Проблема в реализации способностей наблюдается у подростков, обладающих высокой степенью социальной ответственности, рефлексии, проявляющейся в чрезмерной самокритичности, заниженной самооценке. По мнению А.В. Карпова, И.М. Скитяе-вой, рефлексия трактуется как «комплексное синтетическое образование, выступающее одновременно как психический процесс, свойство и состоя-

ние субъекта». Рефлексивность понимается как надинтегральный психический процесс «третьего порядка», обеспечивающий регуляцию как внешней, так и ограниченной рамками внутреннего плана деятельности, и представляет собой интегрированный симптомокомплекс личностных и когнитивных характеристик, обладающий свойством структурности по уровню своей организации.

Рассматривая коммуникативную деятельность подростка спортсмена, нам интересна классификация рефлексивных способностей по Н.И. Гут-киной, которая выделяет логическую, личностную и межличностную рефлексию. Способность логически мыслить, соотнося причины и следствия, позволяет развивать мышление спортсмена-подростка. Личностная рефлексия способствует адекватному развитию аффективно-потребностной сферы и «Я» человека. Юный спортсмен становится способным переосмысливать содержание своего самосознания в проблемно-конфликтной ситуации, интегрирующее и порождающее более целостный образ «Я». Это способ целостной реконструкции своих представлений о себе, благодаря чему адекватно реорганизуются отношения с субъективной и объективной реальностью в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Данные отношения, в свою очередь, становятся объектом личностной рефлексии более высокого уровня целостности. Влияние личностной рефлексии на особенности самопознания, самоотношения, внутренней конфликтности и социальной адаптивности подростков неоспоримо и позволяет конструктивно действовать

в условиях вариативной спортивной деятельности.

Межличностная рефлексия способствует организации эффективных взаимодействий с другими людьми, выстраивать партнерские отношения, создавать мини-группы для решения задач учебно-тренировочной деятельности. Одной из самых главных потребностей подросткового детства является потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе как в соревновательной, так и в других видах деятельности. Если эта потребность не учитывается в воспитании, у спортсменов-подростков могут формироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии.

Игровая деятельность позволяет отрабатывать индивидуально избранные, излюбленные виды операций, конкретных действий, которые приносят максимально успешный результат. Юный спортсмен выбирает ту игру или то амплуа, в которых он может показать максимальный результат. Игровая деятельность опосредована проявлением множества вышеназванных способностей с учетом личностных предпочтений. В игре проявляется дивергентное мышление через способность к постановке новых проблем, к анализу и содержательному обобщению явлений, не связанных между собой внешней связью; к действиям в уме и выработке творческих идей; к моделированию и гибкому решению проблем; к рефлексии и оригинальному подходу к проблемам и др.

Содержательный анализ деятельности показывает, что в зависимости от ее сущностных особенностей проявляются те или иные виды интеллектуальных способностей.

Результаты педагогического наблюдения за спортивной деятельностью подростков в условиях непосредственного противоборства (жесткий, ординарный, условный физический контакт), а также в условиях опосредованного противоборства на фоне отсутствия физического контакта в совместно-взаимосвязанных и совместно-индивидуальных действиях (классификация Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни, 1979), позволяют выделить такие виды комплексной готовности к осуществлению интеллектуальной деятельности, компонентами которой являются:

1) информационная готовность, когда субъект деятельности обладает знаниями о ситуации и вероятными путями ее развития;

2) операциональная готовность, когда юный спортсмен имеет возможность выбирать конкретные операции, способы действия, технику, обладает технологиями достижения цели уже имеющимися в опыте спортсмена, или вновь созданными;

3) мотивационная готовность, характеризующаяся степенью личностной заинтересованности в деятельности, ценностное предпочтение, нацеленность как на результат, так и на процесс;

4) волевая готовность к осуществлению деятельности, позволяющая сохранять работоспособность, противодействуя сбивающим факторам.

Анализ содержания спортивной деятельности подростков позволяет подчеркнуть, что успешность их самореализации определяется эффективностью проявления представленных ниже видов интеллекта (табл. 1).

А.Н. Леонтьев подчеркивал значимость содержания деятельности,

Таблица 1. Соотношение видов интеллекта юного спортсмена, обеспечивающих готовность к осуществлению спортивной деятельности

п X X

О ^

О

о

от

ы

0

от >

1

Направленность личности Мотивационный и.

Интеллект

Социальный (психологическая атмосфера в коллективе, групповая сплоченность, отношения «тренер-спортсмен», социально-психологическая адаптация)

Внутриличностный интеллект

Межличностный интеллект

« X

ф о 5

и I

■—■ ф

« 5

§ о

=Г О

о

и

Эмоциональный интеллект

Отношение к себе:

внутр. ЭИ — эмоции, направленные на понимание себя

самоотношение

самооценка

уровень притязаний

Отношение к другим

социальный ЭИ — эмоции, направленные на понимание собеседников

Отношение к жизни

экзистенциальный ЭИ — эмоции, делающие жизнь более гармоничной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмпатия

Коммуникативная толерантность

Аассертивность

Теоретический

Практический, волевой (исполнительский)

Информационный (Что? Почему? Чем обусловлено?)

Накопление информации и эффективное использование с учетом специфики психических процессов

Технологический (Как? Каким образом?)

Практическая реализация технологий

Операциональный (детализация)

Реализация программы деятельности

го

Специфика когнитивных процессов

(зрительное восприятие, устойчивость, переключаемость, объем, помехоустойчивость внимания; логичность, комбинаторика, к ь пространственное, оперативное мышление, оперативная память и др.)

и I 3 Стилевые характеристики мышления

^ ™ ® (1. Стиль информационного усвоения: конкретно-последовательный; абстрактно-произвольный; абстрактно-последовательный;

о ¡з о конкретно-произвольный; 2. Полезависимость/поленезависимость; 3. Импульсивность/рефлексивность - быстрое или медленное

о 5 5 принятие решения; 4. Вербализация/визуализация; 5. Быстрое/медленное течение времени; 6. Адаптивность/инновативность;

ш Л^ 7■ Дискурсивность/интуитивность и др.)

Специфика психофизиологического состояния

(дифференцировочная способность, теппинг-тест, КЧССМ, РДО, чувство времени)

опосредованной конкретными действиями: «Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности вообще ничего не останется» [4, 82]. Таким образом, состав действий определяет специфическую направленность и видовые особенности деятельности. Соответственно, интеллектуальные способности юного спортсмена многообразны, и их структура определяется структурой конкретной деятельности и действий, из которых она состоит. Так, в процессе общения спортсменов важен уровень развития социального интеллекта, в процессе предсоревно-вательной подготовки юного спортсмена приобретает большую значимость эмоциональный интеллект, степень владения собственными эмоциями. В ходе самого соревнования — практический интеллект.

По мнению А.Н. Леонтьева, «„узлы", соединяющие отдельные деятельности, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, в которую вступает субъект». Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогические наблюдения, интервьюирование подростков-спортсменов позволяют сделать выводы. Разносторонность образовательной деятельности в сфере подготовки юных спортсменов (учебно-тренировочная, соревновательная, судейская, организаторская, обучающая, воспитывающая и др.) позволяет нам обозначить следующий принципиальный подход к пониманию структуры интеллектуальных способностей в различных видах спорта:

• структура интеллектуальных способностей в различных видах спорта должна быть представлена ее компонентами: степенью активности определенных психических процессов, среди которых в зависимости от видов деятельности наибольшее значение приобретают те или иные психические функции, опосредованные спецификой и стилевыми особенностями с учетом направленности самой деятельности;

• структура интеллектуальных способностей спортсмена-подростка относительно подвижна и обусловлена содержанием деятельности и теми требованиями, которые предъявляет сама деятельность к субъекту данной конкретной деятельности;

• проявление интеллекта юного спортсмена связано с фазами осуществления деятельности: предстартовая фаза; непосредственная деятельность, процесс; фаза последствий: анализ результатов деятельности, построение модели дальнейшей деятельности, осуществление новой деятельности;

• учебная, тренировочная, конт- ^77 ролирующе-оценочная, соревновательная, организаторская, коммуникативная, игровая деятельность спортсмена-подростка обладает структурой задействованных интеллектуальных способностей, среди которых выделяются интеллектуальные способности основного и фонового действия;

• структура интеллектуальных способностей содержательно зависит от индивидуально-типологических особенностей юных спортсменов; степени информационной, операциональной, мотивационной, волевой готовности к конкретной деятельности. Активность и сила проявления конк-

178

ретных интеллектуальных способностей обусловлена фактором успешности, при котором происходит действенная самореализация личностных сил подростка-спортсмена.

Таким образом, анализ проблемы структуризации интеллектуальных способностей в зависимости от видов деятельности позволяет выявить причинно-следственные связи между процессом и результатом деятельности юного спортсмена-подростка в избранном виде спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6-ти т. — Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.

2. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований: Учеб. пособие для вузов физической культуры и спорта. — М.: Физическая культура, 2005.

3. КузьменкоГ.А. Развитие индивидуально и социально значимых способностей личности ребенка в спортивной деятельности: Монография. — М.: НУ ОАОУ, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Госполитиздат, 1975.

5. Малышева Л.В. Модели интеллекта: 100 лет развития. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2005.

7. Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой. — М.: ИП РАН, 2004.

8. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.

9. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ин-тов

физ. культ. / Под. ред. Т.Т. Джамгаро-ва, А.Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 35—37.

10. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004.

11. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

12. Рудик П.А. Психологическая структура спортивной деятельности. — М.: ГЦО-ЛИФК, 1980.

13. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. Психология музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1985.

14. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект Пресс, 2007.

15. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в

спортивной деятельности. — М., 1990. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.