Научная статья на тему 'Структура инновационного процесса на эксплуатационном авиапредприятии'

Структура инновационного процесса на эксплуатационном авиапредприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА / ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Дмитрий Анатольевич

Рассматривается содержание инновационного процесса на эксплуатационном авиапредприятии (авиакомпании, аэропорте), структурированное по периодам, стадиям и этапам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STRUCTURE OF INNOVATORY PROCESS AT OPERATING AVIATION ENTERPRISE

A content of innovatory process at operating aviation enterprise (airline, airport) structured by periods and stages is considered.

Текст научной работы на тему «Структура инновационного процесса на эксплуатационном авиапредприятии»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 190

УДК 629.7

СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ЭКСПЛУАТАЦИОННОМ АВИАПРЕДПРИЯТИИ

Д.А. СИДОРОВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматривается содержание инновационного процесса на эксплуатационном авиапредприятии (авиакомпании, аэропорте), структурированное по периодам, стадиям и этапам.

Ключевые слова: инновационный процесс, структура, эксплуатационное авиапредприятие.

Направлением повышения конкурентоспособности предприятия является инновационная деятельность. Эксплуатационное авиапредприятие (ЭАП), такое как авиакомпания или аэропорт, может использовать новые технические достижения в области авиастроения, механизации, автоматизации работ, средства навигации, связи, технического обслуживания и ремонта воздушных судов и др. При этом, в отличие от промышленного предприятия, выпускающего материальный продукт, инновационная деятельность ЭАП связана с предоставлением услуг. На ЭАП, в отличие от предприятия-разработчика, обычно не проводится опытно-конструкторских работ, поэтому сроки внедрения инноваций, как правило, короче, чем в промышленности.

Тем не менее, имеются направления функционирования ЭАП, где сроки внедрения инноваций довольно значительны, например, реконструкция и техническое перевооружение аэропорта, новые средства и формы ТОиР, системы бронирования и продаж авиаперевозок. Но в любом случае ЭАП является потребителем и эксплуатантом новой техники или технологии, позволяющей оказывать услуги на различных этапах перевозочного процесса.

Специфическая особенность инновационной деятельности ЭАП связана также со сложным характером конъюнктурных изменений, наличием плохо предсказуемых, случайных составляющих цикла перевозочной активности. Высокая стоимость авиатехники в сочетании с нестабильной рыночной конъюнктурой и ограниченностью инвестиционных возможностей многих ЭАП - вызвали широкое распространение лизинга и арендных отношений на воздушном транспорте. Аэропорты наиболее часто являются лизинго - и арендодателями, сдавая в лизинг или аренду сторонним организациям свое имущество, помещения и территории; авиакомпании, наоборот, чаще всего являются лизингополучателями и арендаторами, эксплуатируя по лизингу новые ВС и арендуя площади под служебные помещения.

Инновационный процесс - реализация инновационного потенциала, имеющий характерные стадии и этапы жизненного цикла инновации. Структура инновационного процесса на ЭАП представлена в табл. 1. В ней выделены периоды разработки услуги (перевозочного продукта) и реализации услуги. Периоды структурированы по стадиям и этапам, содержание которых рассматривается ниже.

Сбор и анализ предложений в ходе научно-исследовательских работ (НИР) предполагает генерацию и отбор новых идей для их дальнейшего изучения; наиболее творческая и плохо формализуемая стадия инновационного процесса, являющаяся основой для разработки коммерческой идеи услуги (продукта). Здесь используются методы генерации идей в сочетании с источниками информации о внешней и внутренней среде предприятия, а также система критериев отбора предложений. Организация сбора и анализа предложений может быть поручена инициативной группе, в состав которой входят компетентные специалисты структурных подразделений предприятия и внешние консультанты-эксперты. Результаты экспертизы рассматриваются и утверждаются высшим руководством предприятия.

Таблица 1

Структура инновационного процесса на ЭАП

Жизненный цикл Инновационный процесс

Периоды Разработка услуги (перевозочного продукта) Реализация услуги (перевозочного продукта)

Стадии НИР Проектирование Внедрение Увеличение объемов предоставления Спад

Этапы • Сбор и анализ предложений • Разработка коммерческой идеи • Разработка инновационного проекта • Получение разрешительной документации • Заключение договоров и контрактов • Подготовка к реализации • Тестирование • Корректировка проекта • Поддержка конкурентоспособности • Модификация • Сокращение объемов предоставления услуги • Поиск новых рынков • Завершение проекта

Источниками новых идей являются работники предприятия, обладающие опытом и знаниями в своей области деятельности. Если рассматривать новые идеи как реакцию персонала на состояние внутренней и внешней среды предприятия, то исходной информацией для генерации идей могут являться результаты ситуационного анализа (рис. 1).

Сильные стороны

Разработка коммерческой идеи - определение особенностей реализации новой услуги или перевозочного продукта; конкурентных отличий, обеспечивающих коммерциализацию на целевом рынке. На этой стадии используются стратегии развивающего маркетинга, ремаркетинга и стимулирующего маркетинга. В ходе разработки коммерческой идеи проводится сегментация рынка (выделение целевых групп потребителей), выбирается технология (способ) предоставле-

ния услуги или перевозочного продукта, определяются конкурентные отличия и степень их соответствия ключевым факторам успеха.

Разработка инновационного проекта - определение структурных элементов проекта, установление взаимосвязей между ними. К основным задачам разработки проекта относятся:

1. Определение проекта: цели и задачи проекта, характеристики продукта и его конкурентные отличия, потребители.

2. Планирование проекта - построение моделей реализации (сетевая модель, инвестиционный план, структура расходов, матрица ответственности, календарный план).

3. Организация проекта (структура организации-разработчика, структура проектной команды, схемы коммуникаций).

4. Оценка эффективности проекта (прогнозный отчет о прибылях и убытках, срок окупаемости, индекс доходности и т.д.). Крупные инновационные проекты (например, реконструкция аэропорта) могут предусматривать оценку народнохозяйственной эффективности, социальных и экологических последствий.

5). Оценка рисков и мероприятия по их снижению (значимые риски, распределение рисков, страхование рисков, резервы, точка безубыточности).

Содержание инновационного проекта должно соответствовать выбранной инновационной стратегии (рис. 2).

и т с о м и о т с е б е с е и н е н е м

¡3

л

О

а §

О ^

Л

в

£

Л

о

а §

зи б

© ©

© ©

Низкий Высокий

Уровень перевозочного продукта (УПП)

Рис. 2. Стратегии инноваций: стратегия А - повышение УПП при заданной себестоимости; стратегия В - снижение себестоимости и повышение УПП; стратегия С - снижение себестоимости при заданном УПП; стратегия Б - поддержание конкурентных преимуществ

Планирование инновационного проекта ведется по уровням управления, на каждом из которых разрабатываются соответствующие плановые документы (табл. 2). В разработке плановых документов могут принимать участие внешние организации (проектные, консалтинговые, подрядчики, поставщики).

Таблица 2

Уровни управления и виды планирования инновационного проекта

Уровни управления Руководители Виды планирования Плановые документы

Высший Председатель совета директоров Генеральный директор (президент) Руководитель проекта Концептуальный и стратегический Концепция проекта Бизнес-план проекта ТЭО проекта Бюджет проекта Смета проекта

Средний Руководители функциональных направлений, служб, разделов проекта Тактический (текущий) Детализированные по срокам, мероприятиям, ресурсам планы разделов проекта

Низовой Руководители отделов, цехов Оперативный Сетевые и календарные графики выполнения отдельных работ

Организационная структура ЭАП в инновационном процессе может изменяться. Направлениями адаптации организационных структур к инновациям могут быть:

- создание штабных подразделений, обеспечивающих координацию работ по разработке и реализации инновационного проекта;

- дополнительные функции структурных подразделений, связанные с новыми обязанностями и полномочиями руководителей подразделений;

- реструктуризация системы управления, изменение схем коммуникаций.

Получение разрешительной документации является нормативно-правовым обеспечением проекта с точки зрения соответствия регламенту перевозочной деятельности, требованиям безопасности и эффективности. Документация включает необходимые лицензии, сертификаты, заключения экспертизы, решения органов госрегулирования ГА. Если проект финансируется из внешних источников, то требуется одобрение инвестора (кредитора), который должен быть уверен в эффективной реализации проекта.

Заключение договоров и контрактов является окончанием периода разработки услуги (перевозочного продукта). Выбираются организации-подрядчики, с которыми заключаются договора на выполнение сопутствующих работ (услуг) или поставку материальных ресурсов (например, обеспечение бортпитанием, реклама, заправка авиатопливом). Заключение договоров на подрядные работы в ряде случаев проводится по результатам конкурсных торгов (например, подряд на строительно-монтажные работы в аэропорте). Проект может предусматривать найм дополнительного персонала на контрактной основе.

Подготовка к реализации - приведение в соответствие производственных возможностей предприятия задачам проекта. Это могут быть строительно-монтажные и пусконаладочные работы, приемка нового ВС, техническое переоснащение авиационно-технической базы, подготовка технологических карт, обучение персонала и другие предусмотренные проектом работы. Данная стадия инновационного процесса требует наибольшего объема инвестиций.

Тестирование - изучение реакции рынка на предлагаемые услуги или перевозочный продукт; устранение возникших технических и организационных неполадок, отработка технологии сервиса. По результатам тестирования принимаются меры по корректировке проекта: уточняются объемы и технологии сервиса, тарифная политика, каналы сбыта.

Поддержка конкурентоспособности включает рекламные мероприятия, внедрение системы управления качеством сервиса, снижение операционных расходов. Модификация означает изменение уровня предоставления сервиса в зависимости от сегментов рынка: дополнительные услуги за отдельную плату или стандартный сервис. При этом должен быть установлен стандарт качества сервиса для каждого рыночного сегмента.

Сокращение объемов предоставления услуги является следствием падения платежеспособного спроса (ухудшение макроэкономической ситуации, действия конкурентов, моральное старение основных фондов и т.д.). Возможности сокращения объемов предоставления услуги определяются минимально допустимыми показателями безубыточности и рентабельности сервиса. Одновременно ведется поиск новых рынков (изменение маршрутной сети, привлечение новых потребителей), проводятся маркетинговые исследования, активизируется представительская деятельность.

Завершение проекта - прекращение сервиса, роспуск команды проекта, операции ликвидности. Анализируются результаты проекта и накопленный опыт; оценивается текущий уровень инновационного потенциала, пересматривается стратегия инноваций.

Рассмотренная структура инновационного процесса охватывает весь жизненный цикл инновации. Содержание отдельных стадий процесса при этом может иметь специфические особенности в зависимости от направления инновационной деятельности. Проекты различаются по своему масштабу, объемам инвестирования, срокам реализации, технологиям сервиса, степени использования объектов интеллектуальной промышленной собственности и «ноу-хау». Тем не менее, общей характеристикой инновационных проектов является значительный объем работ творческого и исследовательского характера (генерация идей, анализ, разработка, обоснование, экспертиза), которые предшествуют их реализации. Содержание стадий реализации услуги или перевозочного продукта с учетом особенностей воздушного транспорта в значительной степени регламентировано нормативными документами (Федеральные авиационные правила, Воздушный кодекс РФ и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Сидоров Д.А., Сидоров А.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2008.

2. Мазур И.И. и др. Управление проектами. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Сидоров Д.А. Инновационный менеджмент в аэропортах // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2011. - № 167. - С. 79-83.

A STRUCTURE OF INNOVATORY PROCESS AT OPERATING AVIATION ENTERPRISE

Sidorov D.A.

A content of innovatory process at operating aviation enterprise (airline, airport) structured by periods and stages is considered.

Key words: innovatory process, structure, operating aviation enterprise.

Сведения об авторе

Сидоров Дмитрий Анатольевич, 1960 г.р., окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1982), кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 40 научных работ, область научных интересов - инновационный менеджмент и теория организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.