Научная статья на тему 'Управление внедрением нового типа воздушного судна'

Управление внедрением нового типа воздушного судна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Дмитрий Анатольевич

Рассматривается управление проектом внедрения нового типа воздушного судна на основе инновационного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF NEW AIRCRAFT TYPE INTRODUCTION

The management of new aircraft type introduction project based on innovation management is considered.

Текст научной работы на тему «Управление внедрением нового типа воздушного судна»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 143

УДК 629.7

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ НОВОГО ТИПА ВОЗДУШНОГО СУДНА

Д.А. СИДОРОВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматривается управление проектом внедрения нового типа воздушного судна на основе инновационного менеджмента.

Ключевые слова: управление, внедрение, воздушное судно.

Обновление парка воздушных судов - стратегическое направление развития авиакомпании, повышения ее конкурентоспособности на рынке авиаперевозок. В настоящее время проблема обновления парка воздушных судов для российской гражданской авиации особенно актуальна и является предметом многочисленных исследований, а также одним из приоритетных направлений государственного регулирования на воздушном транспорте. Нами рассматривается управление проектом внедрения нового типа воздушного судна (ВС) на уровне авиакомпании как инновационный процесс, имеющий свое специфическое содержание.

Выбор авиакомпанией стратегии обновления самолетного парка, как известно, предполагает два альтернативных варианта:

1) частичная модернизация эксплуатируемого парка (замена двигателей, авионики и т.п.) -«оборонительная» стратегия,

2) внедрение ВС нового типа, соответствующего современному уровню авиастроения -«наступательная» стратегия.

Стратегия обновления связана с инновациями, которые в свою очередь могут определяться по результатам оценки конкурентоспособности авиакомпании. Показатели конкурентоспособности авиакомпании отражают степень отличия ее перевозочного продукта как по потребительским характеристикам перевозки (уровню перевозочного продукта), так и по затратам (себестоимости перевозки). Варианты стратегического выбора должны позволять авиакомпании гибко реагировать на колебания конъюнктуры рынка авиаперевозок, проводить обоснованную техническую политику, находить резервы снижения себестоимости (рис. 1) [1].

Внедрение нового типа ВС («наступательная» стратегия) с учетом тенденций современного авиастроения наиболее соответствует снижению себестоимости и повышению УПП (инновационная стратегия В согласно рис. 1). Частичная модернизация («оборонительная» стратегия) характерна для инновационных стратегий А, С.

Состав организационных мероприятий проекта внедрения нового для авиакомпании типа ВС может быть укрупненно представлен в виде функциональных блоков, включающих основные мероприятия жизненного цикла нововведения (табл. 1) [2]. Далее рассматривается содержание функциональных блоков (исследования и разработки, маркетинг, производство, финансы, развитие персонала, снабжение, руководство).

Исследования и разработки являются основой подготовки решения о целесообразности внедрения ВС нового типа. Для обеспечения достоверности результатов исследований и разработок целесообразно использовать информационную систему, позволяющую в реальном масштабе времени оценивать потенциальную эффективность и степень риска проекта. «Новая идея» для авиакомпании заключается в оптимальном или приемлемом сочетании новых технических средств, технологий и организационных решений. Г енерация идей, рассматриваемая как поисковый процесс, может быть основана на последовательном переборе и рассмотрении возможных комбинаций изменений по направлениям функционирования предприятия. Для этого разрабатываются морфологические матрицы изменений и используются базы данных (рынки авиаперевозок, авиакомпании-конкуренты, типы ВС и др.).

К

н

о

о

2

к

о

н

о

и

ю

и

о

и

к

К

X

О

§

О

N..

50

л

о

«

§

52

К

О

Низкий

Высокий

Уровень перевозочного продукта (УПП)

Рис. 1. Стратегии инноваций: стратегия А - повышение УПП при заданной себестоимости; стратегия В - снижение себестоимости и повышение УПП; стратегия С - снижение себестоимости при заданном УПП; стратегия Б - поддержание конкурентных преимуществ

Таблица 1

Комплекс мероприятий проекта внедрения нового для авиапредприятия типа ВС

I.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

Сбор информации о рынке авиационной техники, прогноз перевозок и развития маршрутной сети. Выбор предпочтительного типа и модификации ВС, способа его приобретения и условий финансирования. Проектный анализ эффективности и реализуемости. Разработка предварительного плана освоения ВС, формирование общей концепции.

Подготовка заданий на разработку бизнес-плана, ТЭО, проектно-сметной документации, на приобретение ВС и реконструкцию наземной материальной базы, разработка комплексного плана мероприятий. Экспертиза разработанной документации.

Разработка условий проведения торгов на выполнение подрядных работ и поставку материальных средств.

Сопровождение производства приобретаемого ВС.

Анализ выполнения проекта.___________________________________________________________

II.

111.

112.

П.3.

П.4.

П.5.

МАРКЕТИНГ Участие в разработке концепции по п. Ы.

Определение сферы эксплуатации ВС. Разработка пакета услуг на борту и на земле, планов полета и технологий обслуживания.

Подготовка контрактов на приобретение рекламной продукции, предметов для обслуживания на борту ВС.

Организация рекламы перевозки. Введение в расписание рейсов на новом ВС, разработка тарифов.

Поддержка конкурентоспособности перевозки.

Продолжение табл. 1

III. ПРОИЗВОДСТВО

III.1. Участие в разработке концепции по п. 11.

Ш.2. Определение основных технических проблем освоения и обеспечения полетов ВС. Подготовка ТЗ на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию производственной базы. Участие в экспертизе проектно-сметной документации по п. 12.

Ш.3. Подготовка контрактов на поставку ВС и материальных средств для реконструкции производственной базы.

Ш.4. Проведение работ по реконструкции производственной базы, приемка ВС. Организация гарантийного обслуживания. Разработка производственно-технологической документации. Подготовка к выполнению первого коммерческого рейса.

Ш.5. Проведение мероприятий по поддержанию технического уровня, максимальной производительности и рентабельности ВС.

IV. ФИНАНСЫ

¡У.1. Участие в формировании концепции по п. 11.

ГУ2. Участие в составлении бизнес-плана и ТЭО по п. 12. Определение источников финансирования проекта.

¡У.3. Подготовка предложений на получение кредитов, мобилизация собственных средств.

¡У.4. Организация и контроль оплаты работ по подготовке производственной базы и приобретению ВС.

¡У.5. Погашение кредита и контроль возврата средств.

V. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

У.1. Участие в разработке концепции проекта по п.Г 1.

У.2. Отбор групп специалистов летной, инженерно-авиационной служб и служб обеспечения полетов на переподготовку.

У.3. Оформление контрактов на переподготовку специалистов.

У.4. Обеспечение переподготовки специалистов в базовых центрах и обучение новым технологиям на собственной базе.

У.5. Организация подготовки персонала по всем специальностям на собственной базе.

У! СНАБЖЕНИЕ

УЫ. Участие в разработке концепции проекта по п. Ы.

УГ2. Определение особенностей материально-технического обеспечения эксплуатации нового ВС. Установление потребностей в новой технике, оборудовании, материалах, запасных частях и документации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уіз. Подготовка договоров на поставку авиатехники, материальных ресурсов, связанных с реконструкцией производственной базы.

VI.4. Организация приемки ВС у промышленности, поставок авиационно-технического имущества, материалов и других ресурсов.

УІ5. Материально-техническое обеспечение регулярной эксплуатации ВС.

Продолжение табл. 1

VII.

УП.1.

УП.2.

УП.3.

УП.4.

УП.5.

РУКОВОДСТВО

Организация группы ведущих специалистов для разработки проекта. Утверждение концепции проекта.

Утверждение бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Утверждение комплексного плана реализации проекта. Образование координационно-управляющего органа по реализации проекта.

Заключение контрактов и договоров на поставку ресурсов и финансирование.

Оперативный контроль хода реализации проекта. Изменение организационных структур и штатных расписаний. Комплексный контроль готовности служб к эксплуатации нового ВС. Сертификация и лицензирование. Контроль готовности выполнения первого коммерческого рейса.

Организация оперативного управления авиаперевозками на новой технике._______________

В зависимости от характера постановки задачи выбора нового типа ВС можно выделить следующие группы работ:

- оптимизация структуры парка при заданных условиях его применения (задача с определенными условиями);

- оптимизация структуры парка в условиях неопределенности.

Исходными данными при решении задачи с определенными условиями являются: показатели конъюнктуры рынка пассажирских или грузовых перевозок, прогнозы развития аэропортовой сети и воздушных линий, интенсивность пассажиро- и грузопотоков, требования норм летной годности, безопасности и регулярности полетов. В процессе исследования выделяются следующие этапы:

- агрегирование прогнозной информации об условиях эксплуатации парка в множество расчетных транспортных задач;

- формирование вариантов перспективных для авиакомпании типов ВС и их модификаций;

- формирование ресурсно-целевых матриц и матриц «продукт - рынок»;

- выбор оптимального решения.

Оптимизационные расчеты, основанные на детерминированном, однозначном характере исходных данных, в ряде случаев являются недостоверными, поскольку условия, для которых данное решение оптимально, на практике могут непрерывно меняться. Существенная неопределенность внешней информации, используемой при оптимизации структуры самолетного парка, связана со спецификой оценки перспектив развития авиатехники (конъюнктурные изменения, характер технического прогресса и т.п.). На первый взгляд, адекватным способом снятия неопределенности внешней информации является включение неопределенных факторов в оптимизационные модели. Однако подобный подход при прогнозировании на длительный период часто не оправдывает себя из-за значительной сложности, трудности сбора информации для моделирования. В этом случае наиболее рациональным путем решения задачи может являться разработка альтернативных сценариев обновления и развития самолетного парка.

Каждый сценарий представляет собой определенное сочетание характеристик внешних условий, целей и факторов, имеющих по большей части неопределенный характер и наиболее существенным образом влияющих на выбор оптимального направления обновления парка. По каждому из неопределенных факторов дается оценка его наиболее вероятного значения, а также возможный диапазон неопределенности (минимальное и максимальное значения). Сценарии обновления и развития парка описывают возможное, а не наиболее вероятное будущее. Их на-

значение - выявить возможные ситуации, представляющие угрозу для сложившихся тенденций развития парка или, наоборот, благоприятные возможности. Для этого используются результаты ситуационного анализа авиакомпании (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).

Решение, принимаемое в условиях неопределенности, не должно быть «плохим» для наиболее вероятных оценок внешних и внутренних факторов.

Маркетинг предусматривает комплексное исследование рынка авиаперевозок, выявление предпочтительных рыночных сегментов для нового ВС (авиалинии, классы и технологии обслуживания), подготовку предложений по тарифной политике, организации рекламы и продажи перевозок. Используется анкетирование пассажиров и учитывается опыт эксплуатации ВС данного типа в других авиакомпаниях. При внедрении нового типа ВС на существующих и новых авиалиниях применяются методики развивающего маркетинга и ремаркетинга.

Производство включает мероприятия по подготовке договоров и соглашений на поставку ВС, реконструкции наземной производственной базы, поддержанию летной годности ВС. При создании промышленностью новых воздушных судов и приобретении их авиакомпаниями учитываются достижения научно-технического прогресса, которые влияют на наиболее приоритетные составляющие перевозочного продукта:

• безопасность полетов (спутниковые системы навигации, системы предупреждения столкновения в воздухе, автоматизация управления ВС и др.);

• регулярность полетов (приборы для всепогодных полетов, высокая надежность систем и др.);

• комфортность (низкий уровень шума, удобство кресел, снижение времени полета и др.);

• экономичность перевозки (низкий удельный расход топлива, простота технического обслуживания, техническая поддержка фирмы-производителя и др.).

Финансы, необходимые для реализации проекта, в настоящее время определяются тенденцией превращения авиакомпаний из собственников авиатехники в ее арендаторов. Это связано с нестабильностью конъюнктуры рынка, недостаточностью средств для приобретения новых самолетов в собственность авиакомпаний. Основной механизм обновления парка ВС - операционный лизинг. Источниками финансирования лизинга могут являться как собственные, так и заемные средства авиакомпаний.

Развитие персонала предусматривает обучение и переподготовку персонала авиакомпании в специализированных учебных центрах, в т.ч. фирмы-производителя ВС. Проводятся занятия на тренажерах, изучаются новые технологии и нормативная документация. Инновационное обучение менеджерского состава авиакомпании может проводиться с использованием деловых игр, в которых изучается коммерческая эксплуатация нового типа ВС в условиях конкуренции. При этом моделируется влияние изменения уровня перевозочного продукта на экономические показатели авиакомпании, оценивается эффективность инновации [3].

Снабжение предполагает выбор оптимальных логистических схем в зависимости от условий эксплуатации ВС. Материальное снабжение технической и коммерческой эксплуатации ВС должно соответствовать нормам летной годности, безопасности полетов и коммерческой загрузке. С этой целью используются информационные технологии, предусматривающие контроль ресурсов агрегатов ВС, предполетные проверки и технологические карты обслуживания.

Руководство процессом внедрения и освоения нового типа ВС должно уделять особое внимание формированию группы ведущих специалистов (проектной команды), качество работы которой во многом определяет эффективность проекта. Организационная структура авиакомпании может быть при этом изменена по следующим направлениям:

- создание на временной основе штабного подразделения, обеспечивающего координацию работ по проекту;

- дополнительные функции подразделений, связанные с новыми обязанностями и полномочиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сидоров Д.А. Организация инновационной деятельности в авиакомпании // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Менеджмент, экономика и финансы, № 104, 2006. - С. 134 -139.

2. Сидоров А.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 1998.

3. Сидоров Д.А. , Сидоров А.Т. Инновационная деятельность авиакомпаний // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №57, 2002. - С. 82 - 87.

THE MANAGEMENT OF NEW AIRCRAFT TYPE INTRODUCTION

Sidorov D.A.

The management of new aircraft type introduction project based on innovation management is considered.

Сведения об авторе

Сидоров Дмитрий Анатольевич, 1960 г.р., окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1982), кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - инновационный менеджмент и теория организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.