ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ
В.А. Любицкая, канд. экон. наук, доцент Т.Б. Рязанова, магистрант
Алтайский государственный технический университет (Россия, г. Барнаул)
Аннотация. В условиях современной экономики процесс управления инновационными ресурсами становится основополагающим фактором обеспечения конкурентоспособности авиапредприятия. В данной статье рассмотрено понятие «инновационный потенциал», определены специфические особенности процесса создания услуг на авиапредприятиях.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационные ресурсы, авиапредприятие, транспортная отрасль, инновационная деятельность.
В современных условиях основным фактором экономического роста предприятия является развитие его инновационного потенциала.
Для определения сущности и структуры инновационного потенциала, необходимо рассмотреть понятие «инновационный потенциал» исходя из его составляющих -«инновация» и «потенциал». В широком смысле «инновация» означает нововведение, преобразование в той или иной сфере жизни общества, эффективно используемое в практической деятельности и дающее некоторые преимущества перед конкурентами. В отношении выявления сущности понятия «инновация» существуют несколько основных подходов, в рамках которых инновация рассматривается как [1]: изменение (Й. Шумпетер, Л.С. Бляхман, Ю.В. Яковец, Ф. Валента); процесс (Б. Твисс, С.Ю. Глазьев); результат (Р.А. Фатхудинов, И.Н. Молчанов, Э.А. Уткин).
Если говорить о потенциале социально-экономической системы, ряд авторов рассматривает его как совокупность факторов, ресурсов, имеющихся в наличии, а также источников пополнения запасов, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определённой цели или решения какой-либо задачи.
В итоге потенциал предприятия можно рассматривать как совокупность внутренних и внешних факторов его среды, которые при определённых условиях могут быть использованы для динамичного раз-
вития предприятия. Однако для более глубокого анализа необходимо разделить общий потенциал предприятия на ряд составляющих (в зависимости от назначения факторов среды), одной из которых является инновационный потенциал.
Одним из научных подходов к определению инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал представлен совокупностью ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности на предприятии. По мнению О. Митяковой, в состав общего потенциала предприятия входят компоненты, которые интегрируются в единый инновационный потенциал системы через постановку инновационной цели [2]. В структуре потенциала предприятия инновационному потенциалу выделяется интегрирующая роль (рис. 1).
Инновационный потенциал отражает способность предприятия к усовершенствованию, характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся инновационных ресурсов (персонал, достигнутый технико-технологический уровень, соответствие систем управления задачам инновационного процесса, интеллектуальная собственность в форме нематериальных активов; научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов; наличие эффективной коммуникационной инфраструктуры; финансовое обеспечение инновационной деятельности) [3].
Производственн ый потенциал
Рис 1. Инновационный потенциал предприятия
Инновационный потенциал является основополагающим фактором в обеспечении конкурентоспособности авиационного предприятия в условиях непрерывного развития глобальной экономики, постоянного возрастания требований к сфере услуг, к обеспечению безопасности на транспорте, возрастания мобильности населения [4].
Основными векторами успешного развития деятельности авиапредприятий сегодня являются повышение профессиональной компетентности персонала, а также модернизация наземной инфраструктуры воздушного транспорта.
Основным видом деятельности авиапредприятий является наземное обслуживание воздушных судов. Именно специфика потребления транспортных услуг в процессе их производства по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение необходимой продукции, резервы провозной и пропускной способности. Как и в любой отрасли, у авиапредприятий имеются свои специфические особенности инновационной деятельности:
- отсутствие этапа опытно-
конструкторских работ, связанного с использованием авиатехники: авиапредприятия эксплуатируют имеющуюся спецтехнику, а так же спецоборудование, которые разработаны специализированными в области ОКР организациями;
- специфическая функциональная направленность: аэропорты оказывают услуги по предполетному и послеполетному обслуживанию пассажиров, грузов и почты, наземному обслуживанию воздушных судов и диверсифицируют свою деятельность;
- высокая стоимость нового оборудования и спецтехники в сочетании с ограниченностью финансовых ресурсов авиапредприятия;
- значительные колебания конъюнктуры рынка авиаперевозок в сочетании с возможностями авиационной подвижности населения;
- ужесточение законодательства в сфере аэропортовых услуг.
В отличие от промышленного предприятия, выпускающего материальный продукт, инновационная деятельность авиапредприятия связана развитием системы услуг. Авиапредприятие может использовать новые технические достижения в области механизации и автоматизации работ, средств навигации и связи, технического обслуживания воздушных судов и др. В аэропортовой деятельности в качестве предмета труда выступают перевозимые грузы и пассажиры, орудием труда является техника перронного обслуживания, живой труд - это работники аэропорта, непосредственно осуществляющие работы по обслуживанию воздушного судна, пасса-
жиров и грузов. Эти моменты и определяют специфическую особенность и уникальность данной отрасли.
В целом рассмотренная структура инновационного процесса охватывает весь жизненный цикл инновации на авиапредприятии. Содержание отдельных стадий процесса при этом может иметь специфические особенности в зависимости от направления инновационной деятельности. Проекты различаются по своему масштабу, объемам инвестирования, срокам реализации, технологиям сервиса, степени использования объектов интеллектуальной промышленной собственности и «ноу-хау». Тем не менее, общей характеристикой инновационных проектов является
значительный объем работ творческого и исследовательского характера (генерация идей, анализ, разработка, обоснование, экспертиза), которые предшествуют их реализации. Содержание стадий реализации услуги или перевозочного продукта с учетом особенностей воздушного транспорта в значительной степени регламентировано нормативными документами (Федеральные авиационные правила, Воздушный кодекс РФ и т.д.).
Таким образом, развитие инновационного потенциала авиапредприятия - сложная теоретическая и практическая задача, затрагивающая весь комплекс материальных и нематериальных ресурсов предприятия.
Библиографический список
1. Сущность понятия «инновация» как экономической категории // Управление экономическими системами: электр. науч. журнал URL: http://uecs.ru/logistika/item/2485--lr- (дата обращения: 10.04.2017).
2. Мосейко В.О., Князев С.А. Определение инновационного потенциала предприятия на основе факторного подхода // Вестник Волгоградского гос. ун-та. 2013. №2 (13).
3. Артамонов Б.В. Особенности функционирования авиапредприятий в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. №4 (190). С. 5-9.
4. Волосатов В.Д., Бабанова Ю.В. Сущность и структура инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник ЧелГУ. 2015. №3. С. 134-138.
FEATURES INNOVATIVELY BUILDING AVYAPREDPRYYATYYA
V.A. Lyubitskaya, candidate of economic sciences, assistant professor T.B. Riazanova, graduate student Altai state technical university (Russia, Barnaul)
Abstract. In a modern economy, the process of managing innovative resources is becoming a fundamental factor in ensuring the competitiveness of the airline. In this article, the concept of «innovation potential» is considered, specific features of the process of creating services in aviation enterprises.
Keywords: innovative potential, innovative resources, airline, transport industry, innovative activity.