E.A. Fedorova, N.O. Kozlova
Managing potential innovation component of an industrial enterprise Management functions of industrial enterprise potential innovation component and personal management for integrating R@D and strategic marketing process are considered.
Key words: potential, management functions, innovation component of potential, personal management.
УДК 351.711(470X043)
С.И. Гайдаржи, канд.экон.наук, завкафедрой, 8-499-943-94-37, fcontrol@fa.ru (Россия, Москва, Высшая школа государственного управления Финансового университета при Правительстве РФ)
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ
Показано, что в связи с территориальной удаленностью объектов государственного финансового контроля в сфере управления государственной Российской Федерации, расположенной за рубежом, контроль осуществляется на основе информационных моделей этих объектов. Рассмотрена структура информационной модели объекта государственной собственности России за рубежом и проведен анализ возможности выявления на основе информационной модели тенденций к нежелательным операциям с этой собственностью.
Ключевые слова: государственная собственность за рубежом, финансовый контроль, управление, информационная модель.
При проведении государственного финансового контроля в сфере управления федеральной собственностью России за рубежом возникает ряд проблем, связанных с территориальной удаленностью этой собственности. Поэтому в целом ряде случаев контроль осуществляется на основе множеств документов, отражающий проводимые с этой собственностью финансовые и хозяйственные операции. Подобные множества документов можно рассматривать как информационные модели объектов государственного финансового контроля в сфере управления собственностью России в зарубежных странах.
Вместе с тем, проведенные исследования [1] показали, что в области управления и контроля государственной собственности Российской Федерации за рубежом существует целый ряд проблем, связанных как с недостаточно определенным законодательством, так и с особенностями институционально-правовых и финансово-экономических сред в государствах, где данная собственность находится. Снижение подобной
неопределенности в сфере управления и контроля государственной собственности Российской Федерации за рубежом возможно путем формирования оптимальной структуры и соответствующего наполнения информационной модели объектов собственности. Обобщенная структура информационной модели объекта зарубежной собственности Российской Федерации в форме недвижимости представлена на рисунке.
Структура информационной модели объекта зарубежной собственности Российской Федерации в форме недвижимости
Прежде всего в состав этой модели должна войти информация, установленная распоряжением Мингосимущества РФ от 4 ноября 1998 г. № 1434-р "О проведении инвентаризации государственного имущества Российской Федерации, находящегося за границей". Для зданий и сооружений к ней, в частности, относятся:
1. Наименование объекта (для квартир - с указанием количества комнат).
2. Назначение объекта.
3. Фактическое использование объекта.
4. Местонахождение объекта.
5. Руководитель объекта.
6. Данные о земельном участке
7. Характеристики объекта:
- номер объекта по плану земельного участка;
- год приобретения (для объектов, являющихся собственностью Российской Федерации);
- год постройки;
- год последней реконструкции;
- год последнего капитального ремонта.
8. Документы, подтверждающие право собственности.
9. Информация об аренде или иных правах на объект (в том числе -ставка арендной платы в месяц (в квартал) с указанием валюты.
10. Документы о регистрации прав Российской Федерации на объект (собственности, аренды и т.п.).
11. Балансовая стоимость объекта в валюте учета с указанием валюты.
12. Стоимость объекта при приобретении в соответствии с купчей с указанием валюты.
13. Рыночная стоимость объекта.
14. Технические характеристики объекта.
15. Площадь объекта, кв.м.
16. Основные строительные материалы.
17. Количество договоров аренды, действовавших в отчетный период.
18. Площади, сдаваемые в аренду, кв.м.
19. Другие виды обременения.
20. Страховка объекта.
21. Расходы на содержание объекта.
22. Доходы от использования недвижимого имущества.
23. Фактическое использование доходов (отчисления в федеральный бюджет, иное использование).
Кроме перечисленных сведений в информационную модель должны входить копии основных документов, определяющих статус собственности:
1. Купчие на объекты недвижимости и другие документы о приобретении прав на объекты недвижимости.
2. Свидетельства о регистрации прав собственности и иных прав на объекты недвижимости.
3. Договоры аренды, залога и других видов обременения имущества.
4. Акты ввода объектов в эксплуатацию.
5. Технические паспорта, поэтажные планы зданий, экспликации объектов и другая техническая документация по объектам недвижимого имущества.
Весьма важной и необходимой составляющей информационной модели является также финансово-экономическая документация о различных оценках стоимости объектов зарубежной собственности. К ним относятся:
• Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат, по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.
• Стоимость замещения - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
• Стоимость воспроизводств - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
• Инвестиционная стоимость - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.
• Стоимость для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с используемой методикой.
• Ликвидационная стоимость - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок, меньший обычного срока экспозиции аналогичных объектов.
• Утилизационная стоимость - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.
• Специальная стоимость - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в используемых стандартах оценки.
Перечисленная документация, входящая в информационную модель объекта, определяет его состояние «в статике». В то же время для эффективного управления и контроля необходимы сведения о «динамике» изменения характеристик объекта, например, изменение его рыночной стоимости в течение последних 5 лет. Поскольку рыночная стоимость
характеризуется стохастической неопределенностью, ее следует указывать с доверительным интервалом.
Целесообразно также отслеживать возникновение излишних площадей в представительствах Российской Федерации сверх предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 400 "Об утверждении нормативов размещения представительств Российской Федерации в иностранных государствах, федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом".
Дополнительно к перечисленной информации в модель следует включать сведения об оценке стоимости объекта, определенной на основе нерыночных баз оценки, например, расчетным путем либо исходя из потребительских характеристик недвижимости, либо на основе предварительно определенной рыночной стоимости, либо в соответствии с государственными или ведомственными нормативами. К ним можно отнести: стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, стоимость замещения, стоимость воспроизводства, инвестиционную стоимость и другие разновидности стоимости.
Большой ценностью для целей контроля будет обладать информация о подобной оценке в динамике, например, за последние 5 лет. Кроме того, в информационную модель должны быть внесено все документарное сопровождение операций с рассматриваемым объектом собственности. При использовании подобной информационной модели происходит эволюционное разрешение ряда неопределенностей в иерархически структурированных множествах параметров объектов собственности, что способствует повышению качества управленческих решений и контрольных мероприятий.
Однако Российская государственная собственность за рубежом в физическом смысле - это не только земельные владения и земельные участки, строения, здания и сооружения, но и находящиеся в иностранных государствах, паи, доли, вклады в зарубежных предприятиях бывшей Российской империи, РСФСР и Союза Советских Социалистических Республик, а также подобная собственность, приобретенная Российской Федерацией после 1991 года за счет средств федерального бюджета.
Информационные модели этих объектов по содержанию, естественно, отличаются от информационной модели объектов зарубежной собственности в форме недвижимости. Однако при этом имеется ряд общих элементов, таких, как документы о приобретении прав на объекты собственности, свидетельства о регистрации прав собственности и иных прав на эти объекты, различные договоры, устанавливающие различные виды обременения имущества
Важнейшим способом снижения неопределенности в сфере контроля и управления зарубежной собственностью России является также
повышение степени достоверности информационной модели. Следует отметить, что оценка степени достоверности информации представляет собой отдельную и достаточно сложную задачу. Здесь возможны как количественные оценки на основе положений и методов теории вероятностей и математической статистики, так и оценки с использованием лингвистических переменных [2]. Можно также использовать подход к информационной модели как к некоторой служебной информации, требования к которой определены в соответствующем стандарте [3]. При этом качество служебной информации оценивается как совокупность свойств служебной информации, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, в данном случае в соответствии с целями государственного финансового контроля. В процессе оценки следует учитывать как внутренние (сохраняющиеся при их переносе в другую среду), так и внешние (изменяющиеся при переносе в другую среду) свойства данных. К показателям качества данных относят также их достоверность - свойство данных не иметь скрытых ошибок и кумулятивность - свойство данных небольшого объема достаточно полно отображать действительность. Временные свойства данных связаны с возможностью сохранения во времени способности правильно отображать действительность. Каждое из перечисленных свойств данных имеет две составляющие: формально-техническую и социально-психологическую. Формально-технические составляющие не учитывают мотивы деятельности людей, связанные с качеством данных, а социально-психологические составляющие учитывают влияние на их качество личностных свойств людей, находящихся под воздействием социальных и психологических факторов в процессе сбора, переработки и использования данных. К формально-техническим составляющим относят [3]:
1. Безошибочность данных. Свойство данных не иметь скрытых случайных ошибок (составляющая свойства достоверности).
2. Сжатость данных. Свойство данных сохранять способность отображать действительность после их обобщения (составляющая свойства кумулятивности).
3. Оперативность данных. Свойство данных соответствовать временным характеристикам процесса, который эти данные отображает (составляющая временных свойств).
4. Идентичность данных. Свойство данных соответствовать состоянию объекта; нарушение идентичности связано со старением данных по рассогласованию признаков (составляющая временных свойств).
К социально-психологическим составляющим свойств данных относят [3] :
1. Истинность данных. Свойство данных не иметь искажений, внесенных намеренно человеком (составляющая свойства достоверности).
2. Селекционность данных. Свойство данных соответствовать личным взглядам потребителя и его готовности к восприятию данных (составляющая свойства кумулятивности).
3. Срочность данных. Свойство данных соответствовать требуемому сроку их представления (составляющая временных свойств).
4. Значимость данных. Свойство данных сохранять ценность для потребителя с течением времени (составляющая временных свойств).
В общем случае, чем большее количество информации и документов, связанных с операциями с рассматриваемым объектом контроля поступает в контролирующую систему, тем выше вероятность соответствия информации реальному состоянию объекта. Однако при этом увеличивается продолжительность контроля и могут возникнуть дополнительные ошибки уже на этапе контроля, связанные с избыточностью информации. При значительном увеличении количества контролируемых параметров возможно ограничение по временным и материальным ресурсам контролирующей организации, которой в данном случае является Счетная палата Российской Федерации.
Наличие и накопление достоверной информации в информационной модели позволит осуществлять не только эффективный финансовый контроль, но и мониторинг использования зарубежной государственной собственности России, то есть обнаруживать тенденции к ее неэффективному использованию и отслеживать нежелательные с точки зрения народнохозяйственной полезности операции с этой собственностью.
Обнаружение подобных тенденций возможно путем построения и сопоставления трендов различных составляющих информационной модели. Для этого можно использовать различные критериальные зависимости, например, аддитивные критерии вида
/ И.
^ = 1 , (1)
где Ki - критерий возможности осуществления потенциально нежелательных операций с зарубежной государственной собственностью России; Иj - текущее значение параметра информационной модели,
увеличение которого свидетельствует о возможности осуществления потенциально нежелательных операций с собственностью; И -0 - базовое
(начальное или минимальное) значение параметра информационной модели, увеличение которого свидетельствует о возможности осуществления потенциально нежелательных операций с собственностью;
аг - определенный экспертным путем весовой коэффициент влияния
выбранного параметра на критерий возможности осуществления потенциально нежелательных операций с зарубежной государственной собственностью России.
Например, если наблюдается устойчивый рост рыночной стоимости объекта в рассматриваемом государстве одновременно с появлением в соответствующем дипломатическом представительстве избыточных площадей (не соответствующих нормативам [4]), а также наличием арендатора рассматриваемого объекта, то повышается возможность планирования отчуждения (продажи) данного объекта собственности. Дальнейший анализ плана данной операции может как подтвердить ее нежелательность, если после продажи рассматриваемого объекта в течение достаточно короткого времени появится необходимость его замещения, так и доказать ее возможность и эффективность.
Обнаружение потенциальной возможности появления нежелательных операций можно осуществить также путем оценки их вероятностей с применением модели, основанной на теореме Байеса. Эта модель позволяет устанавливать связь между двумя некоторыми событиями. В данном случае такими событиями будут являться наличие информации определенного типа и последующее обнаружение нежелательной операции. Этот подход представляет собой, по сути дела, своеобразное самообучение системы, когда накапливается опыт по установлению взаимосвязи информации и нежелательных операций. В дальнейшем появление подобной информации, относящейся к другим объектам контроля, будет существенно повышать вероятность обнаружения нежелательных операций.
Этот подход можно использовать для прогнозирования нежелательных операций с государственной собственностью России за рубежом, при условии, что число информационных элементов ограничено (что обычно имеет место на практике). Например, состояние информационной модели может свидетельствовать о некоторых косвенных признаках возможности таких операций. Причинами этих признаков могут и вполне легальные явления или настоящие нарушения.
Предположим, что имеется некоторая информация В, состоящая из информационного ряда В, г=1, 2, 3, ..., каждый из элементов которого может явиться сигналом о подготовке нежелательной операции А. Тогда
да
вероятность того, что такая информация имеет место, Р(В) = ^ Р(Вг) = 1,
г=1
где Р(Вг) - априорная вероятность того, что имеет место информация Вг. Соответственно Р(А\В1) - условная вероятность того, что возможна нежелательная операция А , связанная с информацией Вг. Тогда при условии, что операция А произошла и обнаружена, можно вычислить
апостериорную вероятность P(BjA) того, что информации Bi действительно может свидетельствовать о возможности нежелательной операции А:
P(Bi A) = P(Bi )P(A | Bi) = P(A)P(Bi | A). (2)
Отсюда можно вычислить условную вероятность:
P(B,iA)= . (3)
Теперь, предположив, что информация Bi свидетельствует о возможности нежелательной операции А, можно определить вероятность
P(A)= P(BA) = P(£ BiA) = Z P& A) = Z P& )p(A | Bi), (4) откуда по теореме Байеса
P(B |A)- PB )p(AiBi) (5) P (B'|A)"I P(B, p (A|B,) • (5)
Полученное выражение позволяет связать параметры информационной модели объектов собственности российского государства за рубежом с возможностью осуществления с ними нежелательных операций, либо приводящих к потере собственности, либо снижающих эффективность ее использования. В любом случае подобные механизмы мониторинга в сфере управления такой собственностью позволяют не только проводить последующий (апостериорный) государственный финансовый контроль, когда нежелательные операции уже совершены, но и предупреждать их совершение в режиме текущего или оперативного контроля.
Для эффективной реализации рассмотренных механизмов государственного финансового контроля необходима также определенная структурная реорганизация системы управления государственной собственностью России за рубежом и ее институционально-правовой среды, в первую очередь в направлении снижения или ликвидации существующих неопределенностей. Повышение достоверности и оптимизация наполнения информационных моделей объектов финансового контроля в сфере управления государственной собственностью за рубежом позволит не только повысить эффективность управления российской государственной собственностью за рубежом, но и при использовании этих принципов к спорной собственности будет способствовать восстановлению прав собственности Российской Федерации в отношении бывшей собственности Советского Союза и Российской империи.
Библиографический список
1. Гайдаржи С.И. Управление государственной собственностью Российской Федерации за рубежом: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 93 с.
2. Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. 352 с.
3. Качество служебной информации. Термины и определения. Государственный стандарт Российской Федерации. Р 51170-98 М., Изд-во стандартов, 1998. 7 с.
4. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 400 "Об утверждении нормативов размещения представительств Российской Федерации в иностранных государствах, федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом".
5. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1965. 576 с.
S.I. Gajdarzhi
THE STRUCTURE OF INFORMATION MODELS OF OBJECTS FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA STATE PROPERTY ABROAD
It is shown that, in connection with remote objects of the state financial control in the management of the state of the Russian Federation, located abroad, the control is based on information models of these objects. The structure of the object information model of state ownership of Russia abroad and an analysis of the identification on the basis of the information model of trends in undesirable transactions in the property.
Key words: state property abroad, financial control, management information model.
УДК 332.14:338.2
Л.В. Мазур, старший преподаватель, (4862) 71-49-14, М1.ша2иг@уаиёех.щ, (Россия, Орел, ОФ РАНХГС)
МОДЕЛЬ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Рассмотрена сущность и структура экономического потенциала регионов и его влияние на формирование региональных антикризисных программ, предложена модель разработки региональных антикризисных программ с учетом экономического потенциала регионов.
Ключевые слова: экономический потенциал региона, региональная антикризисная программа, показатели экономического потенциала региона, модель антикризисной программы, инновации.
События августа 2008 г. наглядно показали, что в условиях глобализации и интеграции экономики России в мировую хозяйственную систему