Практика: Сборник памяти С.А.Хохлова. Отв. ред. А.Л.Маковский. - М., 1998.
5. Венедиктов А. Органы управления государственной социалистической собственностью // Советское государство и право. 1940. № 5 - 6.
6. Генкин Д.М. Право собственности в СССР. - М.,1961 г.
7. Грибанов В.П. К вопросу о разграничении права государственной собственности и права оперативного управления. // Вестник МГУ Cep.11, Право. 1969. №3.
8. Пушкин А.А., Якуб Д.Б. Об имущественных правах государственных хозяйственных организаций. // Советское государство и право. 1974 г. № 3.
9. Бибиков А.И. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново, 1992 г.
10.Гражданское право. Учебник. Часть первая. Под редакцией А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - М.,1997.
11.Гайдаржи С.И. Экономико-правововой механизм управления зарубежной собственностью Российской Федерации. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. - 96 с.
S.I.Gajdarzhi
Institutionally-economic bases of forein state property management Conceptual research of management institute of foreign state property of Russia is carried out. The state property representations system is considered as a conceptual basis. The basic scientific categories and semantic links between them are revealed.
Получено 11.01.09.
УДК 351.711(470)(043)
С.И. Гайдаржи, канд. экон. наук, зав. каф. финанс. контроля Высшей школы гос. упр. Финансового университета при Правительстве РФ, 8-499-943-94-37, e-mail: fcontrol@fa.ru, (Россия,Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С позиций экономической теории рассматриваются актуальные проблемы управления государственной собственностью Российской Федерации, расположенной за ее пределами. Рассматривается исторический аспект формирования института управления зарубежной собственностью современной России. Раскрываются основы классификационной системы объектов зарубежной собственности. Выявлены неопределенности сложившейся в России системы управления зарубежной собственностью. Установлен круг профессиональных групп, необходимых для разрешения сложившихся противоречий.
Ключевые слова: государство, собственность, за рубежом, управление, классификация, система.
Современная экономическая теория рассматривает государственную собственность как выражение отношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использование, трансформацию и присвоение ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.
Особое место в сфере государственной собственности занимает федеральная собственность, расположенная за рубежом. Процесс демонтажа системы централизованного управления народным хозяйством затронул и российскую зарубежную собственность, которая, продолжая оставаться государственной, оказалась в зоне экономико-правовой неопределенности с точки зрения её управляемости.
Важным этапом создания института управления российской государственной собственностью за рубежом стало принятие ряда нормативных актов, утвержденных Президентом Российской Федерации в 2000 году. Это, прежде всего, Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями». Ряд вопросов управления российской собственностью за рубежом были отражены и в Указе Президента Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 1444 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации». Законодательное закрепление полномочий федеральных органов власти позволило впервые говорить о системном представлении управления российской зарубежной собственностью.
Однако следует подчеркнуть, что до настоящего времени в этой сфере сохраняется существенная экономико-правовая неопределенность. Собственно говоря, результаты работы действующей системы учета и использования государственной собственности за рубежом не позволяют говорить об ее эффективности.
Реестр федеральной собственности, расположенной за рубежом, ведется, но не содержит точных данных о количестве объектов федеральной зарубежной собственности. Кроме того, до сих пор не установлена стоимость зарубежного федерального имущества. Значительная часть объектов имущества за рубежом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в инвестиционных вложениях. Отсутствие юридических и правовых основ не позволяет полноправно заявлять права и реа-
лизовать функции на международном рынке собственности. Получается, что государственной системе управления зарубежной собственностью не хватает гибкости.
Вне поля «государственных интересов» оказался вопрос спорной собственности. Механизм защиты и надлежащего оформления права собственности Российской Федерации на имущество за рубежом бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР до настоящего времени не отработан. Можно сказать, что работа по поиску и оформлению федеральной собственности, находящейся за рубежом не имеет системной основы.
В условиях мирового финансового кризиса вопросы, касающиеся спорной собственности, становятся особенно острыми по следующим двум причинам.
Во-первых, существует реальная угроза эскалации суверенных и частных исков, обращенных на российскую зарубежную собственность.
Во-вторых, если бы управление зарубежными активами государства уже сегодня было налажено должным образом, российское правительство обладало бы целым классом вполне ликвидных кредитных залогов и могло использовать этот мощный канал привлечения внешней ликвидности.
Перечисленные проблемы требуют не просто принятия конкретных решений и действий, а диктуют насущную потребность реализации единой концепции управления зарубежной собственностью, основанной на основополагающих научных представлениях о государственной собственности.
Источники формирования современной парадигмы государственной собственности указывают на то, что соединение собственности с управлением в рамках права государственной собственности ведет к косвенному признанию государственных органов собственниками государственного имущества. Поэтому ряд исследователей искали возможность разграничить эти категории. В частности была отмечена необходимость разграничивать правомочия государства как собственника и формы, через которые оно их осуществляет [2]. Таких форм три: а) нормативная деятельность, через которую определяется юридическое положение имущества (порядок приобретения, учета, хранения, использования имущества, разграничение компетенции органов); б) административная деятельность, выражающаяся в актах управления о закреплении имущества, перераспределении его и т.п.; в) осуществление права собственности через распорядительные функции гражданско-правового характера. Первые две формы относятся к управлению и осуществляются через государственные органы "в форме действий юридического характера, имеющих целью организацию непосредственного использования объектов государственной собственности", третья - к осуществлению содержания права собственности гражданско-правовыми средствами [2].
В отношении зарубежной собственности, рассматривая сочетание "государственная власть - государственная собственность", также следует разграничивать проявление государственной власти и государственной собственности, которые могут быть как объединены, так и разъединены, так как будто бы проявления государственной власти нет. При организации управления правом государственной собственности они объединены. Управление не связано с осуществлением содержания права собственности и не входит в него. Единый институт права государственной собственности можно подразделить на два института (режима): а) гражданско-правовой, содержанием которого являются правомочия владения, пользования и распоряжения; б) административный, содержанием которого выступает управленческая деятельность [3].
Специфика объекта зарубежной собственности, в частности, сложность состава, взаимодействия его частей, может стать, фактором, определяющим способы осуществления, но не содержания права собственности [3]. Разделение функций по присвоению и управлению вовсе не получает адекватную реакцию в изменении содержания права собственности в виде выделения из него правомочия распоряжения [3]. В распоряжении наиболее выпукло проявляется сущность права собственности, игнорирование которой может привести к краху. Поэтому сама постановка вопроса о предоставлении права распоряжения другому лицу для субъекта права собственности является весьма опасной [3]. В правовом оформлении функции управления речь может идти не об отделении права распоряжения от других правомочий собственника, а об отделении осуществления этого права от имени собственника другим лицом, о выделении особой правовой формы реализации распорядительных полномочий собственника - права на управление [3].
Управление государственным имуществом не может быть ограничено реализацией полномочия собственника по распоряжению имуществом. Существует форма управления, обусловленная особыми свойствами государственного имущества. Форма управления включает в себя в себя следующие составляющие:
полную инвентаризацию государственного имущества с созданием реестра государственного имущества с систематизированными данными по всем элементам собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом;
выработку системы рыночной оценки объектов управления; классификацию объектов управления по признакам, определяющим специфику управления;
определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
определение способов управления с четким указанием субъектов.
Еще более сложным и специфичным является понятие государственной заграничной собственности. В нем появляется и оказывает существенное влияние внешнеполитический, внешнеэкономический и дипломатический факторы.
В дефиниции государственной зарубежной собственности, которой обычно пользуются юристы, она определена как федеральная собственность, находящаяся за пределами Российской Федерации. Эта собственность является одной из наиболее сложных категорий правового регулирования из-за появления внешнеэкономической компоненты и влияния международного права.
Эти факторы усиливаются в условиях глобализации мирового хозяйства и оказывают непосредственное влияние на собственность, имеющую отношение к нескольким юрисдикциям и национальным образованиям. Поскольку зарубежная государственная собственность, как правило, является относительно крупной собственностью, она представляет собой не только хозяйственный интерес для владельца, но и особый интерес с точки зрения возможностей оформления перехода прав собственности для претендентов на нее. Оба этих вопроса находятся в сфере межгосударственных отношений. В случае потери дипломатического иммунитета ранее защищенная собственность попадает в зависимость от так называемых "местных" условий страны размещения этой собственности.
Экономико-правовая сущность зарубежной государственной собственности требует рассматривать ее как систему субъектно-объектных отношений, проявляющихся в процессе присвоения-отчуждения экономических ресурсов государственной принадлежности, территориально находящихся за пределами государственного образования страны-владельца и испытывающих влияние норм, правил и обычаев хозяйственного оборота страны размещения ресурсов, а также международного права.
Исходя из вышеизложенного необходимо дифференцировать следующие понятия:
"российская собственность" (более широкое, включающее частную, в том числе зарубежную собственность российских резидентов),
"федеральная собственность" (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации),
"собственность Субъектов Федерации" (принадлежащая на правах собственности Субъектам Федерации);
"государственная собственность" (объединяющая в себе федеральную и субъектную собственности).
Что касается зарубежной собственности России, то здесь федеральная и государственная собственности в количественном отношении практически совпадают.
Федеральная собственность, расположенная за рубежом, по состоянию на 1 января 2008 года насчитывала 3030 объектов, находящихся на территории 124 иностранных государств, балансовой стоимостью 2 689, 77 млн. долларов США, 19 долей в уставных капиталах акционерных обществ за рубежом (см. приложение №2) общей стоимостью паев и акций 200,0 млн. долларов США [4]. Эти объекты предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: государственное управление (посольства, генконсульства), международные культурные отношения (представительства Росзарубежцентра), международные торговые отношения (торгпредства, акционерные общества за рубежом с долей Российской Федерации).
Специфика государственной собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом непосредственно связана со своей историкоэкономической и политической природой.
Российская государственная собственность за рубежом в физическом смысле - это земельные владения и земельные участки, строения, здания и сооружения, находящиеся в иностранных государствах, паи, доли, вклады в зарубежных предприятиях бывшей Российской империи, РСФСР и Союза Советских Социалистических Республик, а также собственность, приобретенная Российской Федерацией после 1991 года за счет средств федерального бюджета. Государственная собственность Российской Федерации не приобреталась с оплатой из средств Субъектов Федерации, в объемах, которые необходимо учитывать для целей данной работы.
В дефиниции государственной зарубежной собственности, которой обычно пользуются юристы, она определена как федеральная собственность, находящаяся за пределами Российской Федерации. Эта собственность является одной из наиболее сложных категорий правового регулирования из-за появления внешнеэкономической компоненты и влияния международного права.
Ключевые факторы специфичности зарубежной госсобственности можно увидеть при рассмотрении ее классификации. Для этого необходимо разделить всю собственность, находящуюся за рубежом, на определенные группы, обуславливающие ее видовую классификацию:
- по происхождению или по историческому принципу (в зависимости от исторического периода существования нашей страны, в течение которого эта собственность формировалась за границей);
- по видам активов (с разделением на материальные и денежные активы);
- по управлению (или степени обоснованности прав на управление в странах размещения собственности);
- по степени защищенности, предполагающей разделение собственности на защищенную дипломатическим иммунитетом и находящуюся в коммерческом обороте.
Такое разделение зарубежной собственности позволяет выявить схему определения величины потерь отечественной экономики вследствие неэффективной системы управления зарубежной госсобственностью, основываясь на учете множественности факторов влияния, в том числе фактора ее размещения за пределами национальных границ.
Если характеризовать ситуацию в целом, то недвижимость России за рубежом состоит преимущественно из комплексов, включающих в себя различные объекты права, в том числе земельные владения и строения. Российская недвижимость накапливалась веками. Это участки и здания (представительские резиденции и жилые дома) дипломатических и торговых представительств, предприятий с российским капиталом; гарнизонные и портовые сооружения для постоянных воинских команд, а также другая собственность военного характера; собственность русской православной церкви; собственность российских граждан, которые передали или завещали ее государству.
Что касается так называемой “советской” собственности, то по способу образования она представляет собой результат определенных итогов второй мировой войны. Так, например, возникновение недвижимого имущества Западной группы войск обусловлено реализацией нашей страной своего оккупационного права. Еще одним вариантом приобретения в собственность нашей страны недвижимости стало получение ее по репарации.
Говоря об исторических формах и процессах образования зарубежной собственности, следует отметить, что значительная ее часть осталась за рубежом в постсоветский период времени. С распадом Советского Союза сложилась политико-экономическая ситуация, не позволившая сохранить его недвижимое имущество. В этот период образовалась собственность Российской Федерации, расположенная на территории бывших советских республик, на так называемом "постсоветском" пространстве, которая, по мнению ряда ученых, должна принадлежать России как государ-ству-правопреемнику.
Значительную часть федеральной собственности за рубежом составляет акционерный капитал. Речь идет о собственности, существующей в структурах различных компаний, учрежденных с участием государственных средств и имущества бывшего СССР, которые создавались и действовали на территории зарубежных государств. Акционерный капитал (контрольный пакет акций) в этом случае принадлежит, или принадлежал на момент создания компании, государству. При создании компаний государство представляли зачастую различные объединения Министерства внешней торговли СССР. Кроме того, Российская Федерация обладает собст-
венностью, приобретенной после 1991 года за счет средств федерального бюджета.
Все активы Российской Федерации, находящиеся в настоящее время за пределами нашей страны, группируются, как уже отмечалось выше, в соответствии с выбранной видовой классификацией. Вторым критерием после собственности "по происхождению" в предлагаемом критериальном подходе являются "виды активов".
Материальные (неденежные) активы представляют собой, прежде всего недвижимость: земельные владения и земельные участки, строения, здания и сооружения, другое недвижимое имущество, находящееся на территории иностранных государств. К материальным активам относится акционерный капитал, как собственность, существующая в виде различных компаний, учрежденных с участием государственных средств и имущества бывшего СССР, которые создавались и действовали на территории зарубежных государств. Контрольный пакет акций в этом случае принадлежит (или принадлежал на момент создания компании) государству.
В отношении российской недвижимости за границей нет необходимой ясности. Определение точного числа объектов недвижимости (к ним относятся жилые дома, особняки, дворцы, земля, пионерские лагеря, аэродромы и т.д.), принадлежавших юридическим лицам Советского Союза и Российской Федерации, до настоящего времени не осуществлено. По одним данным, они находятся в 112 странах мира, по другим - в 122.
Государственные материальные активы России размещаются не только в Европе. В Монголии, например, по подсчетам экспертного совета Счетной палаты РФ, в настоящее время находится 42 объекта (школы, больницы, пионерские лагеря, жилые дома, котельные). Только в Улан-Баторе и Дархане российская недвижимость оценивается в 11 млн. 633 тыс. долларов. Имеются также объекты недвижимого имущества в Африке, Америке и Океании.
Так называемая “царская собственность” за рубежом, несмотря на давность образования, учитывается документально. Существует “Список русских учреждений в Палестине и Сирии (1903 г.)”. Речь идет о святых местах в городе Иерусалиме с его православными монастырями, гостиницами для многочисленных паломников, церквями и другими объектами, построенными на деньги православных русских. К этой категории материальных активов можно отнести детские сады, больницы, здания духовных миссий Русской православной церкви. Статус собственности для многих объектов такого рода нуждается в уточнении.
Сюда же следует отнести собственность, составляющую часть культурного достояния России (в том числе часть ее архивов), расположенную на территории других государств, не выставляемую и не предназначенную для продажи.
К денежным активам Российской Федерации, находящимся за рубежом, относятся валютные ценности, вклады (депозиты) в иностранных банках, драгоценные металлы, ценные бумаги.
Следует отметить, что данные активы Российской Федерации относятся скорее к так называемым "мертвым" активам. Но в то же время эти активы являются доходными для стран, в которых они размещены. Известно, что российское золото в основном осело в индустриально развитых странах, которые, завладев на неопределенный срок огромными резервами денежной наличности, способствовали тем самым поддержанию довольно высокого жизненного уровня населения. Отчасти благодаря этому обстоятельству стало возможным создание социальных иллюзий, согласно которым страны с рыночной экономикой развиваются бескризисно.
Изложенный выше материал свидетельствует о существовании проблемы бесспорности прав на управление государством зарубежными активами. В первом приближении можно сказать, что в рассматриваемой ситуации собственник способен управлять объектами своей собственности в той мере, в какой доказаны его права на эту собственность. В этом смысле всю российскую государственную собственность за рубежом можно разграничить по следующему принципу:
- бесспорно российская собственность;
- собственность, право на владение которой, требует определенных доказательств со стороны Российской Федерации.
Причем относительно объектов второй группы необходима оценка экономико-правовых рисков, обусловленных самыми разными факторами.
Условно назовем этот способ группирования “по управлению” (или степени обоснованности прав на управление). Многие объекты российской государственной недвижимости до недавнего времени находились на балансе министерств и ведомств Российской Федерации. Бесспорное право России на эти объекты позволяло осуществлять процесс управления.
Основными федеральными органами исполнительной власти, которым передана федеральная собственность на праве оперативного управления являются Росимущество России, МИД РФ и Управление делами Президента РФ (полномочия на право хозяйственного ведения переданы ФГУП «Госзагрансобственность»).
Росимущество осуществляет управление долями, паями и акциями акционерных обществ, находящихся за рубежом, принадлежащими Российской Федерации и составляющие казну Российской Федерации.
МИД РФ в пределах своей компетенции является полномочным представителем Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных органов
исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации.
Росзарубежцентр является государственным органом при МИД России, недвижимое имущество которого должно находится в ведении Управления делами Президента РФ. В свою очередь Управление делами Президента РФ должно было разместить представительства Росзарубежцентра и его персонал в зданиях, состоящих на балансе и находящихся в оперативном управлении Росзарубежцентра.
В нарушение Указов Президента РФ от 23 октября 2000 года № 1771 и от 5 февраля 2002 года № 146 вопрос о ведомственной принадлежности находящихся на балансе Росзарубежцентра объектов недвижимости за рубежом, в которых размещаются российские центры науки и культуры (РЦНК), до настоящего времени не решен. По состоянию на 1 января 2006 года на балансе Росзарубежцентра находились объекты недвижимости в 43 странах: 115, 09 тыс. кв.в. - площадь земельных участков; 532,975 тыс. кв.м. - площадь зданий и сооружений, которые не учтены в информационной базе Росимущества.
Федеральное недвижимое имущество за рубежом, закрепленное за Управлением делами Президента РФ на праве оперативного управления, балансовой стоимостью на 1 января 2003 года 59 498,84 тыс. долларов США, передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «Госзагрансобственность».
В 2003 году ФГУП «Госзагрансобственность» была проведена техническая инвентаризация объектов недвижимости, принятых от Управления делами Президента РФ. По результатам технической инвентаризации данные о наличии объектов федерального недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП «Госзагрансобственность».
Из полученных данных следует, что по состоянию на 1 января 2008 года в перечне объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Госзагрансобственность, значилось 1 029 объектов в 74 странах балансовой стоимостью 3 763 706,10 тыс. рублей или 153 307,8 тыс. долларов США.
Данные о площадях земельных участков, служебных и жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Госзагрансобственность».
Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1771 Управлению делами Президента РФ должно быть передано расположенное за пределами Российской Федерации недвижимое имущество, находящееся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации (исключение объектов, необходи-
мых МИД России для осуществления функций). Указ до настоящего времени не выполнен.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 27 июня 2005 г. № 401 «Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах» Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), МИД России по согласованию с Управлением делами Президента РФ было предписано представить в Правительство РФ предложения в отношении недвижимого имущества торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. До настоящего времени все объекты недвижимости, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «Госзагрансобственность» в странах, где ликвидированы торговые представительства, остаются на его балансе и содержаться за счет средств федерального бюджета.
Упорядочение собственности России за рубежом, безусловно, требует всестороннего анализа всех золотовалютных операций царского правительства, операций с недвижимостью и другими активами правительства бывшего СССР и правительств перестроечной и постперестроечной России.
Однако с определенной долей вероятности можно сказать, что даже незначительные попытки наведения порядка в сфере владения российской собственностью за рубежом связаны с большими сложностями. Они возникают, прежде всего, потому, что нет единого мнения по вопросу, о какой собственности идет речь.
В целом, можно констатировать, что исторический аспект проблемы освещен в литературе достаточно полно. Имеющийся материал позволяет сосредоточить внимание на разработке других сторон проблемы для ее перевода в практическую и хозяйственную плоскость. Дело в том, что механизм поиска затерянных объектов, если он реализуется только экспертами-историками, не способен существенно изменить ситуацию. Эксперты-историки не располагают ни финансовыми, ни властными возможностями. Поэтому единственный выход из этой ситуации видится в объединении усилий ученых, экономистов, историков, законодателей и компетентных правительственных органов.
В целом же, предложенная выше видовая классификация может быть использована в качестве инструментария для более точного, чем это делается в настоящее время, определения величины потерь российской экономики вследствие неэффективной системы учета зарубежных активов за счет более глубокой дифференциации факторов, определяющих эти потери.
Библиографический список
1. Савченко А. Экономические основы управления государственной собственностью. Проблемы теории и практики упр. 2000 . № 6. - С. 28-32.
2. Грибанов В.П. К вопросу о разграничении права государственной собственности и права оперативного управления. Вестник МГУ Сер. 11, Право. 1969. №3.
3. Бибиков А.И. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново, 1992 г.
4. Материалы Аналитического управления Государственной Думы. Протокол от 6 июня 2008 г. № 24К (601).
5. Гайдаржи С.И.Управление государственной собственностью Российской Федерации за рубежом: монография. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2008.
- 93 с.
S.I.Gajdarzhi
MODERN PROBLEMS OF MANAGEMENT OF THE FOREIGN PROPERTY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Actual problems of the Russian Federation state property located behind its limits management are considered from positions of the economic theory. The historical aspect of formation of the modern Russia foreign property management institute is considered. Bases of the foreign property objects classification system are revealed. Uncertainties of the control system which have developed in Russia by the foreign property are revealed. The circle of the professional groups necessary for the permission of developed contradictions is established. Keywords: the state, the property, foreign, management, classification, system.
Получено 11.01.09.
УДК 338.45:005.591.6
Е.Ю. Сапожникова, аспирант, (4862) 41-98-01, elitinweb@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
Рассматривается процесс формирования управления промышленного производства на основе креативных индустрии.
Ключевые слова: креативные индустрии, промышленное производство.
Концепция «креативных индустрий» впервые возникла в Великобритании. С 1998 г. развитие креативных индустрий является приоритетом британской национальной политики, а также в большинстве случаев — политики муниципального уровня. За последние годы эта концепция (и соот-