Научная статья на тему 'Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО/ Франция, Париж. 2011. 95 с'

Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО/ Франция, Париж. 2011. 95 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1498
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО/ Франция, Париж. 2011. 95 с»

UNESCO ICT COMPETENCY FRAMEWORK FOR TEACHERS/ FRANCE, PARIS 2011. - 95P.

СТРУКТУРА ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО/

ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ. 2011. - 95 С.

За двадцать лет с начала широкого внедрения компьютеров в образование мы многое узнали об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), об их потенциале для трансформации национальных образовательных систем. Тем не менее, и сегодня страны во всех частях земного шара продолжают сталкиваться с насущными и трудно решаемыми проблемами информатизации школы. Эти проблемы возникают из-за стремительного развития технологий, недостаточных финансовых вложений, из-за отсутствия ясного видения роли учителей, которые используют мощь ИКТ для трансформации образовательного процесса в школе и за ее пределами.

Одним из важных уроков прошедших десятилетий стало осознание обществом того факта, что информатизация образования - многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей. Этот процесс связан также с политикой и социально-экономическим развитием государства.

В этих условиях документ «Структура ИКТ-компетентности учителей» (ICT Competency Framework for Teachers, или ICT-CFT) ставит своей целью помочь каждой стране разработать всеобъемлющую стратегию и рекомендации в области ИКТ-компетентности учителей, что должно рассматриваться как значимая составная часть генерального плана информатизации образования.

Настоящая версия документа представляет собой обновленную в 2011 году редакцию первого издания, которое было опубликовано в 2008 году. Новая версия - плод многолетнего успешного сотрудничества ЮНЕСКО, CISCO, INTEL, ISTE и Microsoft. Она подготовлена с учетом рекомендаций специалистов в области информатизации школы и непосредственных пользователей предыдущей версии в различных странах мира. Она дополнена примерами учебных программ и требованиями к проверке ИКТ-компетентности учителей для разделов «Применение ИКТ» и «Освоение знаний». ЮНЕСКО вместе с партнерами планирует регулярно обновлять этот документ. Мы будем рады получить отзывы о результатах его использования по адресу [email protected].

Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества, которые дает умелое использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере общего образования. ИКТ помогают решать проблемы повсюду, где существенное значение имеют знания и коммуникация. Сюда входят: совершенствование процессов учения/обучения, повышение образовательных результатов школьников и их учебной мотивации, улучшение взаимодействия родителей и школы, общение в школьной сети и выполнение совместных проектов, совершенствование организации и управления образовательным процессом. И это неудивительно, так как возможности, которые ИКТ предоставляют для развития инновационной экономики и современного общества, стали доступны и для образования.

Существует множество причин, которые мешают школам и учителям в полной мере использовать появляющиеся возможности. Это и нехватка средств на закупку оборудования, и ограниченный доступ в Интернет, и отсутствие цифровых образовательных ресурсов на родном языке. Но главная причина в том, что учителя не всегда знают, как эффективно использовать ИКТ.

Очевидно, что способы использования ИКТ зависят и от изучаемого предмета, и от целей обу-чения, и от возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем важно определить основные принципы, которыми могут руководствоваться школы, решая задачи информатизации образования. Эти принципы устанавливает Проект ЮНЕСКО по разработке структуры педагогической ИКТ-компетент-ности1 учителей (далее - Проект ICT-CFT, или Проект). Проект привлекает внимание к нескольким направлениям трансформации образования в условиях информатизации школы. Новые информационные и коммуникационные технологии помогают создавать небывалые по своим возможностям быстро развивающиеся образовательные среды, стирать границы между формальным и неформальным образованием, побуждают педагогов искать новые организационные формы и методы учебной работы, развивать у школьников способность учиться. В конечном счете информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками в становящемся сегодня обществе знаний.

Понимая всю важность информатизации образования, ЮНЕСКО вместе со своими партнерами (CISCO, Intel, ISTE и Microsoft), а также с ведущими экспертами в области информатизации школы из разных стран мира провела большую работу, определяя компетентности, которыми должны овладеть педагоги, чтобы эффективно использовать ИКТ в учебном процессе. Результатом данной работы стало описание структуры педагогической ИКТ-компетентности (ICT-CFT), которая была представлена общественности в 2008 году в трех брошюрах:

Policy Framework («Образовательная политика»), где рассмотрены исходные предпосылки, структура и подход, принятый в Проекте;

Competency Framework Modules («Структура модулей компетенции»), где объясняется, как можно сопоставить три этапа развития образования с шестью аспектами работы учителя, чтобы получить структуру из 18 модулей, которые определяют его компетентность;

Implementation Guide lines («Рекомендации по внедрению»), где приведены подробные описания каждого из выделенных модулей.

Вторая версия Рекомендаций включает в себя материал этих брошюр, где выделены три подхода к подготовке учителей для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде: «Применение ИКТ», «Освоение знаний», «Производство знаний». Начиная с 2009 года, в ЮНЕСКО разрабатывались примерные учебные планы и требования для проверки компетентности учителей (требования к экзаменам). Сегодня они имеются для двух из перечисленных выше подходов - «Применение ИКТ» и «Освоение знаний». Эти материалы приведены в приложениях к данному документу вместе со словарем специальных терминов (глоссарием).

В Рекомендациях говорится, что учителя должны применять такие методы и организа-ционные формы учебной работы, которые отвечают требованиям развивающегося общества знаний. Учащиеся должны иметь возможность не только глубоко освоить содержание предложенных им образовательных дисциплин, но и понимать, как они могут сами производить новые знания, используя для этого потенциал современных средств ИКТ. Для некоторых (не исключено, что для многих) учителей, такой подход может показаться слишком смелым. Потребуется время, прежде чем педагоги освоят новые подходы к учебной работе. Чтобы это произошло, также потребуется немало усилий со стороны государственных органов, учреждений системы подготовки и профессионального развития педагогов и руководителей школ.

Описание модулей, примерные учебные планы и требования к проверке компетентности учителей (требования к экзаменам), которые приведены в приложениях к данному документу, призваны помочь педагогам применять доступные в школах ИКТ для повышения результативности учебной работы. Материалы приложений могут использоваться при формировании образовательной политики различными органами власти. Эти материалы пригодны для определения содержания профессиональной подготовки учителей. Они могут служить основой для разработки программ повышения квалификации работников образования в условиях информатизации школы; для формулирования квалификационных требований; для проверки необходимой профессиональной компетентности педагогов (сертификация).

Кроме того, настоящий документ описывает, как повышение квалификации педагогов, особенно в развивающихся странах, может повысить эффективность их работы и помочь школьникам вырасти достойными членами общества знаний.

Современные государства все в большей мере опираются на информацию и знания. Это требует:

• растить профессионалов, которые умеют использовать ИКТ для работы с информацией, способны к рефлексии, решению проблем и производству новых знаний;

• помогать каждому стать более знающим и находчивым, эффективно управлять своей жизненной траекторией, наслаждаться полноценной и насыщенной жизнью;

• побуждать всех граждан полноценно участвовать в жизни общества, влиять на решения, которые могут воздействовать на их жизнь;

• поощрять межкультурное взаимопонимание и способствовать мирному разрешению конфликтов.

Перечисленные задачи продиктованы целями социально-экономического развития и составляют

основу работы образовательных систем в современном мире. Достижение этих целей невозможно без соответствующей подготовки учителей. Поэтому ЮНЕСКО в партнерстве с мировыми лидерами в области создания информационных технологий и ведущими экспертами в сфере информатизации школы разработала международные рекомендации, которые фиксируют требования к ИКТ-компетентности учителей (или педагогических работников) - UNESCO's ICT Competency Framework for Teachers (далее -UNESCO ICT-CFT, или Рекомендации). Учителя, которые соответствуют этим требованиям (обладают соответствующими компетенциями), способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы.

Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками. Таким образом, Рекомендации затрагивают все стороны (аспекты) работы учителей. Среди них:

• ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

• УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ

• ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ

• ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с

соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Первый подход - «Применение ИКТ» - требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй - «Освоение знаний» - требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий - «Производство знаний» - требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Каждый из трех подходов содержит 6 модулей. Детальное описание каждого модуля приведено в Приложении 1. Примеры того, как эти модули можно воплотить в учебные планы и требования к проверке компетентности учителей (описания экзаменов), приведены в Приложении 2.

Рекомендации призваны информировать тех, кто разрабатывает образовательную политику, тех, кто готовит будущих учителей и занимается повышением квалификации работников образования, а также учителей-практиков о роли, которую играют ИКТ в реформе образования.

Реферат подготовила ДАЮсупова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.