проблемы! педагогического i
образования!
1УДК 37 ББК 74.04(2)
О РАЗРАБОТКЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯМ ПЕДАГОГОВ1
С. М. Авдеева, А. Ю. Уваров
Аннотация. Описан подход к разработке квалификационных требований к ИКТ-компетенциям педагога с учетом требований профессионального стандарта педагога. Предложена структура матрицы ИКТ-компетентности учителей, которая отвечает действующим нормативным документам. Представлен проект требований к ИКТ-компетенциям учителей, подготовленный с учетом отечественного и международного опыта разработки таких документов.
Ключевые слова: ИКТ-компетенции, профессиональный стандарт педагога, трудовая функция, трудовые действия, квалификационная категория, матрица ИКТ-компетенций учителей.
STEPS TO THE DEVELOPMENT OF QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR ICT COMPETENCIES OF TEACHERS
S. M. Avdeeva, A. Yu. Uvarov
Abstract. The article deals with the approach to the development of qualification requirements for Russian teachers' ICT competencies. The approach is built based on professional teachers' standard and meets current regulatory documents. The structure of the matrix of teachers' ICT competences is proposed. The first draft of teachers' ICT competences is discussed. The project requirements to the ICT competencies of teachers, prepared with the account of domestic and international experience in the development of such documents are presented.
Keywords: ICT competence, professional standards of teachers, labor function, labor actions, qualification category, the matrix of pedagogical ICT competence.
Требования к ИКТ-компетенциям педагогов, которое содержится в действующем сегодня профессиональном стандарте педагога [1], сформулированы лаконично: «Учитель должен владеть следующими ИКТ-компетентностями:
• общая пользовательская ИКТ-компетент-ность;
• общая педагогическая ИКТ-компетент-ность;
• предметная педагогическая ИКТ-компе-тентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность в соответствующей области человеческой деятельности)».
Этого недостаточно для формирования развернутого описания квалификационных
1 Подготовлено в рамках задания № 27.302.2016/НМ Минобрнауки РФ «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструментария оценки информационно-коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог».
требований для разработки показателей и инструментов ИКТ-компетенций педагога, которые позволят оценивать степень соответствия этим требованиям отдельных учителей. Чтобы разрабатывать действенные инструменты для оценивания этих компетенций, необходимо сформулировать развернутые квалификационные требования (систему показателей), которые будут операционально описывать ИКТ-компетенции педагогов в соответствии с уровнями их квалификации. Работу в этом направлении начал Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования. Данная статья знакомит специалистов и широкий круг педагогов с исходными основаниями и первыми результатами ведущейся работы.
Разработчики хорошо понимают, что такая объемная и важная для практики работа, как формулирование требований к ИКТ-компетен-циям учителей, не может проводиться келейно, замкнутой группой специалистов. Эта статья -приглашение всем специалистам и работникам образования включиться в обсуждение оснований и первых результатов ведущейся работы2. Без широкого участия членов педагогического сообщества - тех, кого в недалеком будущем предполагается оценивать с помощью новой системы показателей, и тех, кто будет принимать участие в этой работе в качестве оценщиков, - выполнить такую работу невозможно.
Об основаниях для разработки квалификационных требований
Разработка квалификационных требований к ИКТ-компетенциям педагогов опирается на две группы материалов:
• нормативные документы федеральных органов исполнительной власти,
• разработки и рекомендации в области ИКТ-компетенций учителей.
Нормативные документы определяют матрицу (структуру, или рамку описания) ИКТ-компетенций. Разработки и рекомендации в области ИКТ-компетенций учителей помогают определить состав этих компетенций и сформулировать к ним соответствующие требования.
Нормативные документы
При подготовке квалификационных требований разработчики опирались на недавно утвержденный профессиональный стандарт педагога [1] и другие материалы, как то:
• рамку описания уровней квалификации, подготовленную и утвержденную Минтрудом России [2];
• Федеральные государственные образовательные стандарты образования [3-6];
• Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [7];
• проект стандарта педагога, опубликованный для широкого обсуждения, который содержит приложение № 1 с рекомендациями о квалификационных требованиях к ИКТ-компетенциям учителей [8].
Некоторые из этих материалов были специально созданы в помощь разработчикам государственных профессиональных стандартов.
Нормативные документы позволили зафиксировать двумерную матрицу (структуру, или рамку описания) ИКТ-компетенций педагогов. Столбцы этой матрицы соответствуют уровням квалификации. Приказ Минтруда России об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [2] фиксирует семь уровней квалификации. Этот перечень является универсальным и относится ко всем категориям работников всех отраслей экономики. Каждый уровень отличается от других двумя показателями: характером умений и характером знаний. Экспертная группа, собранная по инициативе Минобрнау-ки России для обсуждения документов, которые необходимо разработать и утвердить, чтобы профессиональный стандарт «Педагог» выполнялся, предложила использовать три обобщенные квалификационные категории педагога. Каждая из них отличается своей обобщенной трудовой функцией (ОТФ). Это предложение, которое продолжает обсуждаться, носит рабочий характер. Оно позволяет разделить учителей на три квалификационных категории (три уровня квалификации):
С первой версией матрицы ИКТ-компетенций учителей можно познакомиться на сайте ictlit.teacher.com.
• 1-я категория (Учитель. ОТФ: реализация образовательных программ),
• 2-я категория (Старший учитель. ОТФ: проектирование и реализация образовательных программ),
• 3-я категория (Ведущий учитель. ОТФ: Управление проектированием и реализацией образовательных программ).
Каждая из категорий, в свою очередь, может делиться на квалификационные ступени. Предложенная классификация дала возможность зафиксировать три уровня квалификации учителей, каждой из которых соответствует свой набор ИКТ-компетенций. Работа Экспертной группы не завершена. Количество уровней квалификации учителей может измениться, однако выделение трех указанных выше категорий позволило сделать шаг к построению матрицы ИКТ-компетенций педагогов.
Квалификационные категории образуют одно измерение (столбцы) матрицы ИКТ-ком-петенций педагогов. Другое измерение (строки) образуют обобщенные трудовые функции и трудовые действия работников. В общем виде они описаны в профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании).
Сегодня информатизация образования фактически слилась с основным потоком образовательных инноваций и охватывает практически все стороны работы образовательного учреждения [9]. Поэтому для описания ИКТ-ком-петенций были зафиксированы три базовые трудовые функции, которые охватывают все стороны профессиональной работы учителя:
• участие в управлении общеобразовательной организацией;
• организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса;
• непрерывное профессиональное развитие.
Состав трудовых действий определялся исходя из перечня, используемого в профессиональном стандарте педагога. Он был дополнен специфическими действиями, требуемыми для описания ИКТ-компетенций учителей.
Обращение к нормативным документам позволило задать матрицу (структуру, или рамку описания) ИКТ-компетенций педагогов (табл. 1).
При описании самих компетенций обращение к директивным документам оказалось менее плодотворным. В перечне должностных обязанностей учителя [7] указано, что учитель: «...осуществляет обучение и воспитание обучающихся, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
.использует компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
.осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
.должен знать. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием».
Таблица 1
Матрица ИКТ-компетенций педагогов
Трудовая функция Трудовые действия Детализированные трудовые действия Квалификационные категории
1-я категория 2-я категория 3-я категория
1 1.1
1.2
2 2.1
В требованиях к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования (раздел IV, п. 26, с. 49) сказано:
«...эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ...Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения».
В расширенном, ориентированном на перспективу перечне ИКТ-компетенций педагога (которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий), приведенном в приложении № 1 к проекту стандарта педагога [8], можно найти достаточно развернутый перечень ИКТ-компетенций учителя. Однако и этого перечня недостаточно для заполнения приведенной выше (см. табл. 1) матрицы ИКТ-компетенций педагогов. Входящие в перечень компетенции не распределены по трудовым функциям и не учитывают необходимость разбиения профессиональных компетенций учителя на несколько квалификационных категорий. Все это заставляет обратиться к имеющимся разработкам и рекомендациям в области ИКТ-компетенций учителей.
Разработки и рекомендации в области ИКТ-компетенций учителей
На протяжении последних десятилетий вопросы описания и формирования ИКТ-компе-тенций учителей постоянно находилось в центре внимания педагогов [10]. Международный обзор инструментов для их оценки приведен в [11]. На сегодняшний день сложилось достаточно устойчивое и признанное во всем мире представление о составе ИКТ-компетенций учителей. Наиболее авторитетными среди таких разработок сегодня считаются Стандарты
ИКТ-компетенций учителей, разработанные Международным обществом по технологиям в образовании 1БТЕ (далее - 1БТЕ Standards*T) [12] и Рекомендации по структуре ИКТ-компетенций учителей, которые разработаны под эгидой ЮНЕСКО (далее - 1СТ СРТ) [13].
Напомним, что материалы 1СТ СРТ легли в основу перечня ИКТ-компетенций педагога, который обсуждался в проекте профессионального стандарта педагога [8]. ^ТЕ Standards*T имеют более давнюю историю. Они использовались при разработке 1СТ СРТ и продолжают совершенствоваться в последние годы. Эти два документа служат сегодня образцами для разработчиков требований к ИКТ-компетенциям учителей во многих странах мира. Они учитывают быстро меняющиеся условия и содержание работы современного педагога и, по существу, являются стандартами, которые поддерживают трансформацию школы. Обе разработки исходят из того, что от современного учителя требуют:
• активно участвовать в трансформации учебного процесса;
• предлагать новые способы использования ИКТ, расширяющие возможности учебной среды;
• повышать информационную культуру учащихся;
• обеспечивать их фундаментальную подготовку;
• развивать у них способность учиться и самостоятельно производить новые знания.
Поэтому развернутое описание ИКТ-компетенций предполагает требования к работающему в ИКТ-насыщенной образовательной среде учителю:
• принимать деятельное участие в трансформации учебно-воспитательного процесса в своем образовательном учреждении;
• планировать и результативно выполнять учебную работу;
• непрерывно развиваться профессионально.
Появление и распространение ^ТЕ Stan-dards*T и 1СТ СРТ - ясный сигнал всем работникам системы образования, что общество на деле ставит перед собой амбициозные задачи подготовки нового поколения к новым условиям экономического и социального развития.
Стандарт ISTE
Первая версия стандарта ISTE появилась в 1998 г. Набор, который пополнялся до 2002 г., включал в себя несколько составляющих: требования к компетенциям учащегося (Stan-dards*S), учителя (Standards*T), администратора (Standards*A) и воспитателя (Standards*C). Первоначально эти документы ориентировали «на освоение средств ИКТ». В 2007 г. ISTE разработало принципиально новую версию стандартов. Здесь акцент с «освоения средств ИКТ» был смещен на «использование ИКТ для учения и обучения».
Разработчики хорошо понимали, что введение стандарта ИКТ-компетенций учителя невозможно без появления в массовой школе соответствующей инфраструктуры и соответствующих наборов цифровых ресурсов, а также без обновления регламентов работы (последнее необходимо для успешной трансформации образовательного процесса с использованием средств ИКТ3). В ISTE был разработан документ «Существенные условия информатизации школы» (далее - Существенные условия). Он фиксирует основные составляющие, которые нужны для результативного использования средств ИКТ в образовательном учреждении4. Стандарт ISTE рассматривают в тесной увязке с Существенными условиями, без выполнения которых требования к формированию у педагогов соответствующих ИКТ-компетенций невыполнимы. Будучи рассмотрены вместе, Стандарт и Существенные условия обеспечивают надежную основу успешного использования средств ИКТ для трансформации образовательного процесса и формирования у учащихся компетенций XXI в.
Рекомендации UNESCO IST CFT
Рекомендации ЮНЕСКО по ИКТ-компетен-циям учителей (ICT CFT) направлены на совершенствование массовой педагогической практики по всему миру. Несмотря на название, навыки работы с компьютерами (технологическая компетентность) здесь фактически не рассматриваются. В центре внимания находятся новые педагогические подходы, методы и орга-
низация образовательного процесса. Они ориентируют учителей на формирование своей лидерской позиции при трансформации работы массовой школы, на использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов для совершенствования образовательного процесса и сотрудничества с коллегами.
Первая версия документа была разработана ЮНЕСКО в 2008 г. В 2011 г. была выпущена обновленная версия стандарта 1СТ СП 2.05. В результате 1СТ СРТ превратился в инструмент для совершенствования массовой педагогической практики, повышения результативности работы общеобразовательной системы, что, в свою очередь, способствует лучшей подготовке будущих граждан и развитию кадрового потенциала, без которых невозможны ускоренное экономическое и социальное развитие. Сегодня 1СТ СРТ признан во всем мире. Он дает возможность зафиксировать ИКТ-компетенции, необходимые каждому учителю как лидеру инновационных процессов в своей школе, и разработать программы для их формирования.
1СТ СРТ 2.0 позволили:
• задать основные требования к современной подготовке педагогов (достаточной для разработки доступных учебно-методических материалов) и обеспечить достижение этих требований каждым педагогом;
• подготовить квалификационные инструменты для оценки готовности педагогов интегрировать ИКТ в свою повседневную работу;
• совершенствовать систему непрерывного профессионального развития педагогов, которая помогает осваивать современные педагогические представления, продуктивно сотрудничать с коллегами, применять ИКТ для развертывания инновационных процессов в школе;
• согласовать понятийный аппарат и представления об использовании ИКТ для профессионального развития педагогов на международном уровне.
1СТ СРТ 2.0 создавался как прототип для разработки требований к ИКТ-компетенциям учителей в разных странах. Разработчики в каждой стране могут:
Аналогичный подход использован в Приложении № 1 к проекту профессионального стандарта педагога.
Подробнее см.: [14].
Обсуждение 1СТ CFT 2.0 см. в [15].
4
• согласиться с Рекомендациями ЮНЕСКО или ужесточить/ослабить их для педагогов своей страны;
• организовать соответствующую работу по повышению квалификации педагогов и использованию освоенного ими для решения актуальных проблем совершенствования работы школы.
Сходство стандартов ISTE и рекомендаций UNESCO
ISTE Standards*T и UNESCO ICT CFT разрабатывались для достижения схожих целей, поэтому в них много общего. Они включают в себя две группы компетенций - компетенции, непосредственно связанные с освоением знаний, умений и навыков в области ИКТ, и компетенции, необходимые учителям для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе (в условиях экономики, основанной на знаниях).
Оба документа разрабатывались с учетом их использования в качестве прототипа при создании национальных стандартов в системах образования разных стран. Каждый из документов можно сравнительно просто использовать с учетом специфических особенностей
различных групп педагогов. Например, разработчики национальных стандартов могут взять стандарты ISTE или рекомендации UNESCO за основу и адаптировать их с учетом специфических местных условий и потребностей. Оба документа достаточно тщательно проработаны и имеют шлейф вспомогательных материалов. Специалисты в области образовательной политики, разработчики стандартов и руководители образования могут рассматривать стандарты ISTE и рекомендации UNESCO как внутренне непротиворечивый материал, позволяющий разработать национальные требования к ИКТ-компетенциям учителей. Такие требования необходимы для трансформации национальной системы образования и подготовки учащихся к активной жизни в условиях экономики знаний.
Различие стандартов ISTE и рекомендаций UNESCO
Несмотря на то, что эксперты ISTE активно участвовали в разработке ICT CFT 2.0, структура описания ИКТ-компетенций в этих документах достаточно сильно различается (см. табл. 2 и 3).
Рамка ICT CFT выполнена в виде двумерной матрицы, которая учитывает возможное
Таблица 2
Структура групп компетенций в ISTE Standards*T
№ Группы компетенций
1 Побуждение учащихся к учебе и творчеству
2 Учебная программа и оценивание
3 Педагогические основания
4 Организация и управление образовательным процессом
5 Профессиональное и личностное развитие педагога
Таблица 3
Структура модулей в UNESCO ICT CFT
№ Аспекты Подходы
Применение ИКТ Освоение знаний Производство знаний
1 Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций
2 Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний
3 Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию
4 Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии
5 Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация
6 Профессиональное развитие педагогов Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения
нарастание требований к ИКТ-компетенциям учителей по мере повышения требований к задачам, которые должна решать система образования. Напротив, рамка стандарта ISTE одномерна. Оба документа включают в себя весь спектр педагогических компетенций, которые обогащаются в условиях ИКТ-насыщен-ной образовательной среды. Однако рамка ICT CFT в явном виде включает в себя аспект образовательной политики («Понимание роли ИКТ в образовании»), который не выделен в рамке стандарта ISTE.
Разработчики ICT CFT ориентировались прежде всего на работников образования в странах-членах UNESCO, ответственных за разработку и проведение в жизнь национальной политики в области образования. Поэтому структура ICT CFT вписана в рамку задач развития страны, которые помогают перейти к формированию осознанной национальной политики в сфере образования, отталкиваясь от целей социально-экономического развития страны.
В противоположность этому, стандарт ISTE был разработан с ориентацией прежде всего на руководителей образования в школах, на разработчиков программ подготовки и профессионального развития учителей, администраторов и воспитателей на местах. Высокая гибкость стандарта ISTE позволяет с успехом использовать его при разработке внутриш-кольных требований к подготовке педагогов, а также региональных и национальных стандартов для различных категорий учителей. Но в стандарте ISTE компетенции не разделены по отдельным подходам, как это сделано в ICT CFT. Эту работу должны выполнить сами разработчики, которые применяют стандарт ISTE в своей разработке.
Рамка ICT CFT разрабатывалась для использования в условиях широкого разнообразия
Производство знаний
Освоение знаний
Применение ИКТ
Рис. Ступени расширения ИКТ-компетенций учителей
требований к компетенциям педагогов. Она выделяет несколько подходов, которые можно соотнести с различными уровнями профессиональных компетенций работников образования. В результате рамка ICT CFT предлагает зафиксировать (задать) несколько ступеней расширения ИКТ-компетенций учителей (рис.).
При разработке требований к ИКТ-компе-тенциям учителей в странах, где система образования существенно неоднородна, это позволяет разбить профессиональные требования к педагогам на несколько ступеней.
Одна из особенностей стандартов ISTE состоит в том, что требования к ИКТ-компетенциям учителей определялись исходя из требуемых результатов обучения школьников. Стандарт ISTE Standards*T разрабатывался так, чтобы обеспечить реализацию стандарта ISTE Stan-dards*S. Знания, умения и опыт деятельности здесь определялись таким образом, чтобы побуждать учителей осваивать соответствующие ИКТ-компетенции, а не только оценивать их уровень у работающих учителей.
Формулировки ИКТ-компетенций, которые используются в стандартах ISTE и рекомендациях UNESCO, тоже различаются.
В рекомендациях UNESCO ИКТ-компетен-ции описываются преимущественно в терминах знаний (например, формулировки «Выяви и обсуди, как учатся студенты...», или «Опиши функции и цели...»). Встречаются и весьма общие описания (например, «Помогать студентам...») без конкретизации подлежащих оценке способностей. Здесь сравнительно редко описываются задания, которые отсылают к демонстрации соответствующей способности (типа «Разработай материалы для размещения в интернет...», «Разработай учебный модуль...»).
В стандартах ISTE, как правило, используют операционализированные формулировки. Такие описания, как «Продемонстрируй и поддержи... » или «Приспособь и персонализируй...», требуют предъявить явные доказательства наличия соответствующей способности. ИКТ-компетенции в стандартах ISTE специально формулировались так, чтобы ориентировать учителей при разработке планов проведения занятий и оценивания их результатов.
Совместное использование стандарта ISTE и рекомендаций UNESCO
Описания, используемые в стандарте ISTE и рекомендациях UNESCO, имеют немало общего и вместе с тем заметно различаются. Но они хорошо дополняют друг друга. Различия в структуре и используемых описаниях позволяют разработчикам национальных стандартов заметно обогатить собственную разработку.
Например, объединение структуры ICT CFT со структурой стандарта ISTE дает возможность выстроить «лесенку» последовательно расширяющихся требований к ИКТ-компетенциям учителей. В свою очередь, стандарт ISTE позволяет существенно расширить и углубить описания отдельных ИКТ-компетенций, операциона-лизировать описания показателей, которые используются для оценивания уровня выполнения требуемых компетенций. ICT CFT помогает расширить перечень компетенций из стандарта ISTE применительно к более широкому набору целей социально-экономического развития.
Рамку ICT CFT удобнее использовать как инструмент управления трансформацией образования в централизованных системах управления, чтобы обеспечить сотрудничество и консолидацию усилий. В этом случае стандарты ISTE можно использовать как дополнительное средство, чтобы поддержать идущие снизу инициативы. Кроме того, при выборе ICT CFT в качестве основы стандарты ISTE могут выступать в качестве дополнительного источника примеров описания отдельных ИКТ-компетенций.
О первых результатах разработки квалификационных требований
Специалисты Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования пытались использовать сильные стороны ICT CFT и стандарта ISTE при описании требований к ИКТ-компетенциям российских учителей. Первая версия (проект) матрицы ИКТ-компетенций педагогов достаточно объемна. С ней можно ознакомиться на сайте ictlit. teacher.com.
В табл. 4 приведен фрагмент этой матрицы, который демонстрирует подходы к описанию компетенций, которые использовали разработчики. Фрагмент включает компетенции, от-
носящиеся к трудовой функции (ТФ) «1. Участие в управлении образовательной организацией» и к трудовому действию (ТД) «2.1. Планирование учебно-воспитательного процесса» в рамках ТФ «2. Организация и осуществление учебно-воспитательного процесса». Детализированные трудовые действия, относящиеся к ТД 1.1, соответствуют основным шагам планового процесса, а относящиеся к ТД 1.2, далее не дробятся.
Для каждого трудового действия в матрице приведены описания ИКТ-компетенций, которые необходимы педагогу соответствующего типа квалификации. Как видно на табл. 4, при описании ИКТ-компетенций широко использовались идеи из документов 1СТ СП и стандарта !БТЕ. Это хорошо видно при сравнении компетенций, относящихся к ТД 1.1, с соответствующими компетенциями из !СТ СРТ, несмотря на то, что формулировки отдельных компетенций уточнены.
С повышением квалификационной категории учителя растут и требования к его ИКТ-компетентности. Например, для реализации детализированного трудового действия «разработка программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы» учитель 1-й категории способен «разработать рабочую программу по предмету на базе типовой программы с учетом использования программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов и др. средств ИКТ». Учитель 2-й категории способен «самостоятельно разработать рабочую программу по предмету с учетом использования средств ИКТ, а также индивидуальных потребностей обучаемых». Учитель 3-й категории способен «формировать принципы и подходы к разработке типовых и рабочих программ по отдельным предметам с использованием программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов и других средств ИКТ для построения индивидуальных траекторий развития учащихся, а также обеспечить координацию и оказание методической поддержки коллегам в процессе разработки ими рабочих программ с использованием средств ИКТ». Таким образом, ИКТ-компетенции отражают основную трудовую функцию каждой категории педагогов: реализацию образовательных программ
Таблица 4
Проект матрицы ИКТ-компетенции учителей (фрагмент)
Трудовая функция Трудовые действия Детализированные трудовые действия Квалификационные категории
1-я категория 2-я категория 3-я категория
Участие в управлении образовательной организацией (00) 1.1. Участие в разработке п реализации Программы развития 00 Анализ н определение (выявление) существующих проблем 00, а также участников образовательного процесса. Анализ п определение интересов, потребностей п перспектив развития 00, а также участников образовательного процесса. Внесение предложений в Программу развития 00. Участие в реализации Программы развития 00. Участие в оценке результатов развития 00 Знает п принимает необходимость трансформации = информатизации образовательной практики в 00 в условиях реформы образования. Знает цели, ожидаемые результаты п мероприятия Программы развития 00. Способен на профессиональном языке объяснить, как п почему реализуемые/ планируемые пм педагогические практики с использованием ИКТ соответствуют мероприятиям Программы развития 00 п ведут к достижению ее целей Способен показать связь между образовательной политикой (которая принята в стране, регионе, на местах) п особенностями действующей п вновь разрабатываемой Программы развития 00. Способен предложить варианты использования средств ИКТ, которые помогают выявлять п решать существующие проблемы 00 п участников образовательного процесса. Способен предложить п разработать мероприятия по развитию ИКТ-пнфраструктуры п использованию средств ИКТ для решения задач трансформации = информатизации 00 Способен увидеть процессы трансформации = информатизации в 00 как составную часть идущих в регионе, в стране п во всем мире процессов преобразования общественного производства п жпзнп социума к требованиям информационного общества. Следит за развитием информационных технологий п трендами трансформации = информатизации образования, соотносит пх с целями п задачами развития своей 00. Способен формировать коллективное видение трансформации = информатизации 00, согласовывать стратегические п тактические цели с использованием цифровых ресурсов п инструментов. Способен представлять п отстаивать на местном, региональном п федеральном уровнях решения по использованию средств ИКТ, зафиксированные в Программе развития 00
со
Б
0 ь
01
Продолжение таблицы 4
О! О!
1.2. Участие в создании и поддержке развивающей пн-формацпон-но-обра.зо-вательной среды в 00
Участие в создании и поддержке развивающей безопасной п психологически комфортной образовательной (в том числе цифровой) среды в 00
Знает п использует:
широко распространенные технические средства ИКТ;
базовые возможности текстового процессора, средств презентационной графики, электронных таблиц, основных графических редакторов, браузера, поисковых систем п электронной почты; цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы, тренажеры п инструменты в своей предметной области; Оценивает достоверность п полезность новых веб-ресурсов при проведении учебных проектов, общеупотребительные социальные сети, средства сетевого общения п сотрудничества, инструменты онлайн-образованпя; автоматизированные информационные системы образовательной организации для учета посещаемости, хода п результатов образовательного процесса, автоматизированной подготовки справок отчетов. Умеет искать, систематизировать п использовать образовательные программные продукты п веб-ресурсы в своей предметной области, оценивать пх качество п соответствие образовательным стандартам, соотносить с нуждами учащихся. Применяет средства ИКТ п цифровые учебные материалы для организации индивидуальной п групповой работы учащихся в условиях классной п внеклассной работы. Знает п соблюдает требования по использованию Интернет, технических п программных средств при проведении учебных мероприятий.
Проводит учебные мероприятия в компьютерном классе, организовывает индивидуальную, групповую п фронтальную работу учащихся с использованием средств ИКТ. Выбирает время, место п условия для наиболее результативного использования средств ИКТ.
Знает п умеет использовать инструменты п регламенты информационной образовательной среды при выполнении своих профессиональных обязанностей
Знает п использует инструментальные программные средства (визуализация, аналп.з данных, ролевое моделирование, сетевые ресурсы) в своей предметной области.
Использует авторские программные среды п цифровые инструменты для разработки цифровых (локальных п сетевых) учебных материалов.
Использует поисковые системы, базы данных, социальные сети п электронную почту для поиска партнеров п ресурсов при проведении учебных проектов. Использует сеть п доступное программное обеспечение для управления, мониторинга п оценивания хода п результатов различных учебных проектов. Осуществляет совместную работу с учащимися, коллегами, родителями п другими заинтересованными лицами через Интернет, чтобы повысить результативность учебной работы. Использует сеть как инструмент для совместной работы учащихся в школе п за ее пределами.
Разрабатывает схемы размещения цифрового оборудования в помещениях 00 для интенсификации учебной работы школьников п улучшения пх взаимодействия.
Организует проектную работу учащихся в ИКТ-насыщенной образовательной среде.
Ищет, отбирает п разрабатывает цифровые учебные материалы п ресурсы. Использует ИКТ для общения п сотрудничества, организации п мониторинга работы учащихся в учебных проектах, управления людскими материальными п временными ресурсами образовательной среды
Способен разрабатывать педагогически обоснованные требования к построению п развитию информационно-образовательной среды, к техническим п программным средствам для ее обустройства.
Способен разрабатывать п совершенствовать регламенты работы учащихся, педагогов п администрации 00 в информационно-образовательной среде. Способен разрабатывать рекомендации п требования к информационной безопасности п работе с персональными данными в информационно-образовательной среде.
Способен руководить разработкой, разрабатывать п совершенствовать цифровые образовательные ресурсы, материалы п он-лайн-курсы в своей предметной области.
Способен организовать поддержку самостоятельной работы учащихся в Интернет, развертывание систем онлайн-обученпя п пспо ль.зов анпя дистанционных образовательных технологий
"О
О
(Л =1 гп
т
>
_с т
О 7ч О
0
СП
1
0
го
>
1
Окончание таблицы 4
О! О)
I
£
О
ОТ
00
0
го
>
1
Б
0 ь
01
2.Организация п осуществление учебно-вос-пптательно-го процесса
2.1. Планирование учебно-вос-пптательно-го процесса
Постановка целен, способствующих развитию учащихся, независимо от пх способностей п характера. Разработка программ учебных дпсцпплпн в рамках основной общеобразовательной программы. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития п индивиду-ально-орпентп-рованных образовательных программ с учетом личностных п возрастных особенностей учащихся
Знает цели, образовательные результаты п виды учебных занятий с использованием ИКТ для типовой рабочей программы по своему предмету.
Способен разработать/адаптировать рабочую программу по своему предмету на базе типовой с учетом использования имеющихся программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов п других средств ИКТ.
Умеет применять средства ИКТ п цифровые учебные материалы для планирования организации индивидуальной п групповой работы учащихся в условиях классной п внеклассной работы. Умеет искать, анализировать п отбирать информацию по определению содержания, методов, средств п форм учебно-вос-пптательного процесса в научно-методп-ческпх медпаресурсах, сетевых педагогических сообществах
Умеет ставить цели, определять ожидаемые образовательные результаты п виды учебных занятий с использованием ИКТ для разрабатываемой рабочей программы по предмету. Способен самостоятельно разработать рабочую программу по своему предмету с учетом использования программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов п других средств ИКТ, а также с учетом индивидуальных потребностей учащихся.
Способен на профессиональном языке показать, как п почему планируемые им педагогические практики с использованием ИКТ позволят достичь требуемых ФГОС образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) .
Умеет определять необходимый п достаточный набор средств ИКТ п цифровых учебных материалов для планирования индивидуальной п групповой работы учащихся в условиях классной п внеклассной работы.
Способен оказать методическую поддержку коллегам в процессе разработки п реализации рабочей программы по предмету.
Является активным участником сетевого педагогического сообщества. Умеет разрабатывать новые приемы п методы использования средств ИКТ в рамках предметной области. Умеет формировать информационно-образовательную среду как индивидуальное пространство для планирования п организации образовательной деятельности (наполнение информационно-образовательной среды цифровыми учеб-но-методпческпмп материалами)
Способен разрабатывать документы перспективного планирования в части использования программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов п других средств ИКТ в соответствии с норматпвно-пра-вовымп требованиями. Умеет сгавпть цели, определять ожидаемые образовательные результаты п впды учебных занятий с использованием ИКТ для достижения метапредметных результатов. Способен формировать принципы п подходы к разработке типовых п рабочих программ по отдельным предметам с использованием программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов п других средств ИКТ для построения индивидуальных траекторий развития учащихся. Способен обеспечить координацию п оказание методической поддержки коллегам в процессе разработки пмп рабочих программ по предметам с использованием программных продуктов, веб-ресурсов, цифровых учебных материалов п других средств ИКТ. Способен быть организатором (модератором) сетевого педагогического сообщества. Умеет формулировать педагогические и эргономические требования к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе с учетом построения индивидуальных траекторий развития учащихся, а также разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы. Способен координировать разработку индивидуальных образовательных маршрутов
(учитель), проектирование и реализацию образовательных программ (старший учитель), управление проектированием и реализацией образовательных программ (ведущий учитель).
Заключение
Итак, мы рассмотрели основания, которые использовались для разработки требований к ИКТ-компетенции учителей, а также кратко описали первые результаты, полученные в ходе этой работы.
Подготовка проекта описания требований к ИКТ-компетенциям педагогов - лишь первый шаг на пути к их претворению в жизнь. На следующем шаге требуется операционализиро-вать требования к каждой составляющей, разработать шкалы и средства оценивания для всех квалификационных категорий работников. Но и это будет лишь начало. Главное -сделать так, чтобы разрабатываемые материалы были признаны педагогическим сообществом, а их содержание стало оказывать заметное влияние на повышение ИКТ-компе-тентности учителей и, в конечном итоге, на результативность образовательного процесса. Для этого нужно, чтобы используемые в этой разработке принципы, подходы, описания и инструменты встретили понимание и поддержку среди учителей школы, методистов, работников управления, специалистов в области подготовки и повышения квалификации педагогов. Добиться этого можно лишь при широком обсуждении хода и результатов разработки среди педагогов и всех, кому небезразлична судьба школы.
Специалисты Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования приглашают вас к такому обсуждению, которое организовано на сайте ictlit.teacher.com.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. № 6261 (285). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok. html (дата обращения: 10.09.2016).
2. Приказ Минтруда России № 148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения: 10.09.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа: www.edu.ru/db/ portal/obschee/ (дата обращения: 10.09.2016).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа: www.edu.ru/db/ portal/obschee/ (дата обращения: 10.09.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа: www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 10.09.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - № 6241 (265). - Режим доступа: https://rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.09.2016).
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]. - Ре-
жим доступа: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения: 10.09.2016).
8. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный ресурс] / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://xn--80abuqjiibhv9a.xn--p1ai/docu ments/3071 (дата обращения: 10.09.2016).
9. Каракозов, С. Д. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] / С. Д. Каракозов, А. Ю. Уваров // Проблемы современного образования. -2016. - № 2. - С. 7-18. - Режим доступа: http://www.pmedu.ru/images/Documents/ pso16-2/7-19 (дата обращения: 10.09.2016).
10. Цветкова, М. С. Информационная активность педагогов [Текст] / М. С. Цветкова. -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
11. Kim, H.-S. An analysis of variables affecting the ICT literacy level of Korean elementary school students [Text] / H.-S. Kim, H.-J. Kil, A. Shin // Computers & Education. - 2014. - Vol. 77. - P. 29-38.
12. National Educational Technology Standards for Teachers [Электронный ресурс]. - 2nd ed. -Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2008. - Режим доступа: http://www.iste.org/standards/essential-conditions (дата обращения: 10.09.2016).
13. Структура ИКТ-компетентности учителей [Электронный ресурс]: рекомендации ЮНЕСКО. - Paris: UNESCO, 2011. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214694.pdf (дата обращения: 10.09.2016).
14. Каракозов, С. Д. Условия успешной информатизации учебного процесса [Текст] / С. Д. Каракозов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2016. - № 3. - С. 12-19.
15. Уваров, А. Ю. Структура ИКТ-компетент-ности учителей и требования к их подготовке: рекомендации ЮНЕСКО, редакция 2.0 [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2013. - № 1. - С. 26-40.
REFERENCES
1. Professionalnyy standart "Pedagog (peda-gogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego,
srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)". Rossiyskaya gazeta. 2013, No. 6261 (285). Available at: https://rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html (accessed: 10.09.2016).
2. Prikaz Mintruda Rossii No. 148n ot 12 Apr 2013 "Ob utverzhdenii urovney kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proektov professionalnykh standartov". Available at: http://www.rosmin-trud.ru/docs/mintrud/orders/48 (accessed: 10. 09.2016).
3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 06 Oct 2009 No. 373. Available at: www.edu.ru/db/portal/ obschee/ (accessed: 10.09.2016).
4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovani-ya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 Dec 2010 No. 1897. Available at: www.edu.ru/db/portal/ obschee/ (accessed: 10.09.2016).
5. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 May 2012 No. 413. Available at: www.edu. ru/db/portal/obschee/ (accessed: 10.09.2016).
6. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 Oct 2013 No. 1155. Rossiyskaya gazeta. 2013, No. 6241 (265). Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 10.09.2016).
7. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsi-alnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (Minz-dravsotsrazvitiya Rossii) ot 26 Aug 2010 No. 761n g. Moscow "Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh", part "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzh-nostey rabotnikov obrazovaniya". Available at: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (accessed: 10.09.2016).
8. Obshchestvennoe obsuzhdenie proekta kont-septsii i soderzhaniya professionalnogo stand-arta uchitelya. Available at: http://xn--80abucji-ibhv9a.xn--p1ai/documents/3071 (accessed: 10.09.2016).
9. Karakozov S. D., Uvarov A. Yu. Uspeshnaya informatizatsiya = transformatsiya uchebnogo protsessa v tsifrovoy obrazovatelnoy srede. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016, No. 2, pp. 7-18. Available at: http://www.pme-du.ru/images/Documents/pso16-2/7-19 (accessed: 10.09.2016).
10. Tsvetkova M. S. Informatsionnaya aktivnostpe-dagogov. Moscow: Binom. Laboratoriya znaniy, 2010.
11. Kim H.-S., Kil H.-J., Shin A. An analysis of variables affecting the ICT literacy level of Korean elementary school students. Computers & Education. 2014, Vol. 77, pp. 29-38.
12. National Educational Technology Standards for
Teachers. 2nd ed. Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2008. Available at: http://www.iste.org/standards/es-sential-conditions (accessed:10.09.2016).
13. Struktura IKT kompetentnosti uchiteley: reko-mendatsii YuNESKO. Paris: UNESCO, 2011. Available at: http://iite.unesco.org/pics/publica-tions/ru/ffles/3214694.pdf (accessed: 10.09.2016).
14. Karakozov S. D., Uvarov A. Yu. Usloviya uspesh-noy informatizatsii uchebnogo protsessa. Informa-tika i obrazovanie. 2016, No. 3, pp. 12-19.
15. Uvarov A. Yu. Struktura IKT-kompetentnosti uchiteley i trebovaniya k ikh podgotovke: reko-mendatsii YuNESKO, redaktsiya 2.0. Informa-tika i obrazovanie. 2013, No. 1, pp. 26-40.
Авдеева Светлана Михайловна, кандидат технических наук, руководитель Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования, руководитель Департамента развития ИКТ в образовании Национального фонда подготовки кадров e-mail: [email protected]
Avdeeva Svetlana M., PhD in Engineering, Head of the Center of educational information technology, resources and networks, Federal Education Development Institute, Federal Institute of Education Development Network, Head, Department of Development of ICT in Education, National training Foundation e-mail: [email protected]
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской Академии наук e-mail: [email protected]
Uvarov Alexander Yu., ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Institute of Educational Informatics, Federal Research Center „Informatics and Management", Russian Academy of Sciences e-mail: [email protected]