УДК 070+316.77 А. Л. ДМИТРОВСКИЙ
кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет E-mail: dmitrovskiyAL@yandex.ru Э.О. АРТЁМОВА
магистр, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет
E-mail: Angelina.pantera@yandex.ru А.О. ЛУЖЕЦКАЯ
магистр, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет
UDC 070+316.77
A.L. DMITROVSKY
Candidate of Philology, Associate professor, Department ofjournalism and public relations, Orel State University E-mail: dmitrovskiyAL@yandex.ru E.O. ARTYOMOVA
Master, Department of Journalism and Public Relations,
Orel State University E-mail: Angelina.pantera@yandex.ru A.O. LUZHETSKAYA Master, Department of Journalism and Public Relations,
Orel State University
СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ» В ЖУРНАЛИСТИКЕ THE STRUCTURE AND NATURE OF THE CATEGORY "CREATIVE SOLUTIONS" IN JOURNALISM
В статье авторы предприняли попытку рассмотреть данную тему максимально широко и непредвзято. Оказалось, что «творческое решение» в журналистике - вполне объяснимая и реальная категория, знание которой поможет как теоретикам, так и практикам журнализма.
Ключевые слова: творческое решение, журналистика, экзистенциальная теория журналистики (ЭТЖ), публицистика, творчество, журнализм, беллетристика.
In this paper, the authors have attempted to consider this issue as widely as possible and without bias. It turned out that a creative solution in journalism is a quite understandable and real category, knowledge of which will help both theoreticians and practitioners ofjournalism.
Keywords: creative solution, journalism, existential theory of journalism (ETZH), journalism, art, journalism, fiction.
Как считает профессор СПбГУ Т.М.Виноградова, профессиональный журналист должен обладать не только теоретическими навыками и умениями, но и профессиональной культурой. Исследовательница утверждает, что «профессиональная культура - это не только хранилище стандартов, стереотипов, «памяти» журналистского сообщества, но и творческое своеобразие, индивидуальность мастера, умение ломать привычные нормы и создавать новое». Журналистика - профессия творческая, поэтому в её арсенале имеются не только профессиональные стандарты, но и творческие ходы, помогающие выполнить задание редакции в соответствии со стандартами и с наименьшей вероятностью шаблонности. Проблема взаимодействия в сознании журналиста шаблонности и креативности и определяется его профессиональной культурой.
Профессионализм предполагает овладение мастерством. Под термином «мастерство» в целом можно понимать достижение определённого уровня совершенства в профессии, причём такого, при котором журналист может наиболее полно выполнять конкретные функции в своей работе. Профессионализм и мастерство в работе журналиста идут параллельно друг
с другом. Две эти составляющие зависят не только от индивидуально-личностных особенностей журналиста, но и от определенных исторических условий, социокультурного состояния общества и национально-этнических факторов. Таким образом, овладение профессией осуществляется не через простое усвоение формализованных знаний, навыков и приёмов, а через их реализацию сквозь призму собственной личности - авторский метод, индивидуальный способ их «сплавления», чему мало уделяют внимания учебники и их авторы.
Журналистский материал - своего рода авторское отражение действительности. Действительности, которую познаёт журналист, разбираясь с тем или иным событием. Существует целая классификация методов научного познания. Метод (греческое métodos) в самом широком смысле слова есть «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой его форме, а не только в познавательной. Производное понятие «методология» имеет два основных значения:
- система определённых способов, приёмов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, журналистике и т. п.) - то есть методика;
© А.Л. Дмитровский, Э.О. Артёмова, А.О. Лужецкая © A.L. Dmitrovsky, E.O. Artyomova, A.O. Luzhetskaya
- учение об этой системе, теория метода - собственно методология.
Таким образом, методология исследует структуру и развитие знания, средства и методы деятельности, способы обоснования её результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.
Метод же сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. В общем смысле он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в своей сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины или решения проблемы, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём. Основная функция метода в целом - регулирование познавательной и иных форм деятельности. То есть он отвечает именно за техническую, стандартизированную сторону деятельности журналиста.
Соответственно в журналистике под методом обычно подразумевается сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Также метод есть «последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа». Т.е. набор стандартных процедур для решения стандартных задач.
При этом «способ творческой деятельности» - это комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат (способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности). Соответственно профессионал - это журналист, владеющий способом журналистской деятельности. Этим он отличается от любителя. Способ деятельности - овладение практическими навыками конкретной профессии.
Творческий метод - это принцип подбора, изображения и оценки фактов, явлений действительности, наиболее связанный с мировоззрением автора, с концепцией жизни. Он находит отражение в индивидуальном стиле и идее. Как видим, говоря о творческой деятельности, авторы учебников всегда имеют в виду набор определённых «стандартов» - заранее данных «наборов действий». Для хода остаётся лишь их рекомбинация («расположение составных частей чего-либо в новом порядке»).
Получается, что стандарт - это набор готовых процедур (так сказать, готовая композиция сюжета, шаблон), а ход - выбор журналистом наиболее подходящих для решения данной задачи сочетаний элементов внутри композиции. Каких - определяется его «индивидуальным стилем и идеей» материала, а также «мировоззрением» и «концепцией жизни». Но не всё так просто. Проблема заключается в том, что методы журналистской деятельности не разнесены по уровням, как в современной науке, где давно и достаточно успешно работает многоуровневая концепция методо-
логического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
I. Философские методы.
II. Общенаучные подходы и методы исследования.
III. Частно-научные (специальные, отраслевые) методы.
IV Дисциплинарные методы.
V. Методы междисциплинарного исследования.
На основе этой структуры можно понять и распределить (разграничить) те методы (стандарты деятельности и креативные решения), что пронизывают всю журналистскую деятельность сверху донизу. А также выделить (отделить от них) собственно «творческий» аспект, «творческую составляющую» решения. Обратимся вновь к словарям. Авторы четырехтомного словаря русского языка дают следующее толкование термина: «1) Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни (диалектический метод. экспериментальный метод, сравнительный метод.); 2) Приём, система приёмов в какой-либо деятельности. Способ или образ действия». Отсюда видно, что, по мнению авторов словаря, метод делится на два «вида» - теоретический и практический. По мнению А.Л. Дмитровского, теоретические методы относятся, скорее, к концептам и концептосфере публициста (являясь, так сказать, общекультурными стандартами), а практические - к профессии, мастерству (являясь, соответственно, профессиональными стандартами). Ведь не секрет, что человек может быть классным журналистом, но вот в плане межличностных отношений быть сущим прохвостом. Авторы «Философской энциклопедии» пишут: «Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Любое разумное действие подчиняется каким-либо регулятивным принципам. В данном случае - «форме освоения действительности» и «системе принципов преобразования деятельности».
Отсюда вывод: журналистское мастерство возникает на почве освоения журналистом обоих видов методов - более жёстких теоретических (так как они универсальны, например диалектика или метафизика) и более вариативных практических, профессиональных стандартов, ходов (так как авторский метод, очевидно, в каждом случае уникален - сколько художников, столько и точек зрения).
Так же и с авторскими методами. Они порождаются кем-то лично, в процессе творчества, мучительных поисков решения. Потом осознаются автором и превращаются в его личный «авторский приём». Затем признаются профессиональным сообществом как «новаторский метод» (или «модный», как, например, постмодернистское «обнажение приёма», пришедшее на телевидение от великих итальянских режиссёров и сегодня воплощаемое в «игровых» стендапах) и получа-
ют массовое распространение, превращаясь сначала в «профессиональный стандарт», а затем, постепенно, в штамп или клише. Иногда вместе с методом, как например, инвектива (обличение), уходят целые жанры, вроде памфлета или фельетона.
Таким образом, в самом общем виде наша система журналистских методов деятельности будет выглядеть примерно так:
I. Диалектика и метафизика (как принципиальный способ мыслить).
II. Информационный; экономический; политологический; прогнозно-вероятностный; моделирования; структурно-функциональный и другие подходы. Зависят и вытекают из специальных научно-социальных категорий восприятия действительности и соответствующих им систем знания. Все они подразделяются на группы:
1) эмпирические: наблюдение (включая количественное и качественное описание), сравнение, эксперимент;
2) теоретические: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод;
3) общелогические: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход и т.д.
III. Частно-научные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки и деятельности, в которую «вторгается» журналист. Это, как правило, методы гуманитарных и социальных наук. Например, глубокое интервью (аналитическая психология), расследование (юриспруденция), соцопросы (социология) и т. д.
IV. Дисциплинарные методы - системы приёмов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования; пример - метод смены профессии (или «маски»); блиц-опрос или контент-анализ (социология), опрос экспертов или метод сценариев (политология) и т.д.
V. Методы междисциплинарного исследования -совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Важную роль здесь играют гипотезы. Они определяют направление поисков, позволяют предположить те или иные варианты развития событий и т.д. Для журналистики примером могут служить общечеловеческие ценности или международные принципы (стандарты) журналистской деятельности, основанные на общеэтических и моральных ценностях.
Соответственно выстраиваются «по ранжиру» и стандарты, и ходы журналистской деятельности. От высших принципов деятельности, например, моральных, до частных действий при съёмке сюжета.
На каждом уровне методов деятельности будет происходить разделение методов деятельности журналиста на теоретические (общекультурные стандарты) и практические - профессиональные («ходы», то есть те или иные суммы приёмов и способов осуществления профессиональной деятельности), что вполне согласуется с положениями диалектики (см. ниже). Таким образом, на каждом уровне журналистской методологии будет выделяться пара ход-стандарт. Можно выделить три основных уровня журналистских методов - высший, средний и низший.
Вот как они характеризуются: «... Некоторые из методов - «высшего» и «среднего» порядка - не меняются, в том плане, что не исчезают и не появляются вновь. Они были всегда свойственны человеческому мышлению и остаются необходимыми сознанию всегда (например, диалектика; общий метод журналистики или публицистики). В нашей работе мы кратко характеризуем их, поскольку без их ясного осознавания весьма трудно освоить и применить собственно «журналистские методы» - например, создания тех или иных произведений.
Но самое главное - максимально пристально вглядываемся в безбрежную массу методов непосредственной практической деятельности, «низшего» (в смысле структуры, а не оценки) звена методов журналистской деятельности. <...> Почему важно их рассмотрение? Потому что каждый отдельный журналист формирует из них свою собственную, уникальную «систему методов», которая определяет его индивидуальность, стиль, угол зрения. Его профессиональный почерк». Что и говорить, это была очень интересная попытка разобраться в теме. Но в этой структуре не хватает двух вещей. Во-первых, сам автор, выстраивая простую вертикаль методов, возможно, не придерживается методологически диалектического подхода: называя диалектику высшим методом мышления журналиста (что верно), он, тем не менее, не выделяет на каждом из перечисленных уровней «пару антагонистов». В данном случае нам кажется, что мы всё-таки делаем шаг вперёд, рассматривая на каждом из уровней системы журналистских методов связку «ход-стандарт» (креатив-шаблон). Во-вторых, категория жанра (в широком смысле слова) занимает отдельное, самостоятельное положение. Она находится между высше-средними методами деятельности и низшими, поскольку концентрирует в себе первые и определяет (опосредует) вторые. Именно в ней как в некой точке перехода «пересекаются» практически все стандарты нашей профессии, с одной стороны, и сосредоточено всё личностное и творческое - с другой. Ход и стандарт в системе журналистских методов. Слово «стандарт», согласно словарю Ожегова-Шведовой, имеет два значения: «1. Типовой вид, образец, которому должно удовлетворять изделие по своим признакам, свойствам, качествам. 2. Нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого». Под профессиональным же стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого
вида профессиональной деятельности. Журналистские стандарты, как можно убедиться на примере Би-Би-Си или любом другом международном примере, связаны с профессиональной этикой. Под журналистской этикой понимаются этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. В науке о журналистике общее понятие этики подразделяется на морально-правовые принципы регулирования деятельности и деонтологию («учение о долге», в частности - о внутреннем долженствовании). То есть всё те же профессиональные стандарты (внешние регуляторы) и общекультурные (формирующие внутреннюю установку, нравственность конкретного журналиста). Рассмотрим взаимодействие этих пар на каждом методологическом уровне.
Главное профессиональное качество журналиста - умение думать. Так нас учили на занятиях в университете и потому, как нам кажется, будет уместным чуть подробнее охарактеризовать два основных способа мыслить - диалектику и метафизику. Среди философских методов познания жизни они являются наиболее древними, а для журналистов - самыми важными (являя собой высший общекультурный стандарт деятельности).
Диалектика (греч. Шаккйке - веду беседу, спор) -учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектически мыслящего журналиста является историзм - рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.
Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает ещё один важнейший принцип - всесторонность рассмотрения предмета (ситуации, проблемы).
Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы - объективность, конкретность, детерминизм (причинность), «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии. Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и
количество, содержание и форма и др.
В свете последнего, ход и стандарт в журналистском творчестве также представляют собой диалектическую пару, демонстрируя собой один из главных законов диалектики - закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии - его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).
Антиподом диалектики является метафизический метод. С достаточно большим числом оговорок его можно назвать «высшим бытовым мышлением». Современная метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие
- это абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность «антидиалектики» сегодня - сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации происходящего, с характерной родовой особенностью
- односторонностью, однобокостью, мышлением в рамках «или - или».
Эти, скажем так, «болезни мышления» находят подтверждение и в журналистике: как следование стереотипам и шаблонам, клише - стандартным способам решения стандартных (повторяющихся) тем («вагонно-тонно-центнерная» журналистика; официоз), или наоборот - в оригинальничании («гедонистический текст» (у Е.Прониной); так называемая «жареная» или «гонзо»-журналистика, или «кислотная вёрстка» в дизайне и т.д.).
В противоположность общекультурным стандартам, главный стандарт, на котором держится вся мировая журналистика, - правдивость информации и объективность оценки. (В свете вышеизложенных соображений его можно обозначить одним словом - «правдивость» либо почти синонимичным «достоверность»). Как справедливо заметил один медиаисследователь: «Исходя из этих принципов, мы можем сказать, что долг журналиста - не только подавать правдивую и объективную информацию, но и способствовать демократизации международных отношений в области информации, а также защищать и развивать мирные взаимоотношения между странами и народами».
Общекультурный стандарт среднего уровня будет связан с пониманием сущности самой журналистики. Понятие «журналистика» обозначает вид профессиональной деятельности, сущность которой заключается в обеспечении эффективного функционирования средств массовой информации и коммуникации. Как полагает исследователь журналистики Е. В. Ахмадулин, «журналистика - это социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и др.) неопределённой массовой аудитории с целью информирования её, социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения». Таким образом, высшим, наиболее общим - общенаучным - значением термина
«журналистика» будет понимание журналистики как социального института общества. Как полагает исследователь общего метода журналистики Ф.А.Муминов, «... метод не есть нечто отличное от своего предмета и содержания. Это, во-первых. Во-вторых, методом называется процесс, когда движет себя вперёд содержание внутри себя, то есть внутренняя диалектика того явления, метод которого ищет исследователь. .Гегель считает методом внутреннее самодвижение, внутреннюю диалектику того явления, метод которого надо найти. Данная диалектика и движет вперёд своё собственное содержание. Это и есть метод. Мы не думаем, что данные рассуждения Гегеля касаются только метода философии как всеобщего метода. Речь идет, видимо, о специфике самого понятия «метод», независимо, так сказать, от его уровня». И делает доказательный вывод, что общим методом журналистики выступает оперативная массовая общественная рефлексия.
Поскольку для публицистики в первую очередь характерна актуальность, а также оценка и критика наиболее значительного в жизни общества, то общим методом публицистики можно считать актуальную ценностную массовую общественную рефлексию: «Таким образом, существо публицистики составляет постановка и обсуждение актуальных социальных проблем (поисковый прогноз), формирование по ним приемлемых для большинства членов социума решений (конструктивная критика) и экспертиза результатов их реализации (личная оценка на основе той или иной системы ценностей)».
Так же можно ответить и на вопрос, что есть общий метод беллетристики (третьей, наряду с журнализмом и публицистикой, подсистемой журналистики как массовой коммуникации). Прежде всего, надо выделить такое ведущее её качество, как «универсальность». Это осмысление наиболее важного в бытии человека, это освоение мира и выработка системы ценностей. Поэтому можно сказать, что и предмет её деятельности направлен на ценностные нравственные ориентиры. Отсюда можно сделать вывод, что общим методом беллетристики является ценностная массовая общественная рефлексия.
Жанр - следующий ключевой стандарт журналистской деятельности.
Сущности жанра и его типологии посвящено много научных теорий. Известный литературовед Шкловский пишет: «Жанр - это не только установившееся единство, но и противопоставление определённых стилевых явлений, проверенных на опыте как удачные и имеющие определённую эмоциональную окраску и воспринимаемых как система. Система эта определяется в самом начале (в здании) через название вещи: роман такой-то, или повесть такая-то, или элегия такая-то, или послание такое-то». Соответственно, жанр - это структура («здание»), в которой обществом закрепляются:
- лучшие технологии работы с информацией;
- наборы интеллектуальных операций, используемые всеми «договаривающимися сторонами».
Другой, современный исследователь жанров журналистики Шибаева задаёт логичный вопрос: «Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо?» Из её дальнейших рассуждений можно выделить следующее.
1. Постоянной остается предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.
2. Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.
3. Каждый жанр предназначен для решения определённой информационной задачи.
4. Для решения самых распространенных типовых задач выработаны общие способы. Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией.
В заключение она выделяет «несущие стены» жанра: «Предмет, функция, метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая «устойчивая форма», в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль». И добавляет, имея в виду «метод»: «Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах - речь идёт о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.
Сходного мнения придерживается и А. С. Каминский: «При третьем подходе, для того чтобы отличить его от двух предыдущих, жанр получил название «жанра авторского», или «внутреннего» (иногда ещё говорят «режиссёрского»). Широкой публике в таком виде он практически неизвестен. Не только потому, что его не очень любят декларировать - авторский жанр, как и любой другой элемент замысла, вещь всегда сугубо личная. Но, прежде всего, по причине отсутствия какой-либо классификации. Режиссёрский жанр всегда формулируется под конкретный материал и годится только для одной работы. Двух хороших фильмов, сюжетов или программ с одинаковым жанром существовать не может. Даже у одного автора». Это объясняется тем, что жанр - это интонация рассказа, отношение автора к происходящим событиям, героям и так далее. Жанр выступает неким указателем, камертоном, определителем того, как надо и не надо воспринимать происходящее на экране. «То есть, - добавляет Каминский, - в определение жанра входит не только отношение автора, но и социальный ритуал снимаемого нами действа». Под ритуалом традиционно понималась «коллективная церемония, имеющая символический сакральный смысл и подчинённая относительно жёстко стандартизированному, стереотипному сценарию». Ритуал же в нашем смысле слова - это, скорее, сложившаяся, стабильная форма поведения, упорядоченная схема, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотно-
шения, ценности, верования и пр. Яркий пример такого ритуала - этикет.
Ритуалы могут быть социальными (масштабными, вплоть до «восточного» и «западного» менталитета), групповыми (сословие, группа, компания) и личными. Так, каждый человек имеет массу стереотипов и автоматизмов поведения - ритуалов поездки на работу, просыпания и туалета, наоборот, подготовки ко сну и засыпания и т.д. Личные ритуалы особенно важно понять при съёмке портретных сюжетов. Групповых - при съёмке социальных явлений. Знание ритуала помогает для начала просто понять, что происходит. Ну и само собой - потом это показать в сюжете чётко и внятно. Так сказать, «жанрово».
Многие исследователи «жанра» говорили о над-жанровых структурах. Так, например, исследовательница Буряковская пишет: «Часто очень непросто определить жанр многих современных изданий: при сохранении традиционных и привычных жанров (научно-публицистический, информационный, научно-популярный, художественно-литературный и др.) идёт активный поиск новых жанровых форм (культурно-развлекательный, мистический, воспитательно-игровой и др.). Всё больше изданий отказывается от жанрового определения, заменяя его вынесенной на обложку основной идеей («Для настоящих мужчин», «О здоровом образе жизни», «Для детей и их родителей», «Для самых маленьких», «Создающий настроение» и т.д.)».
Шкловский говорит о жанре-роде, задающем «поле жанрового разнообразия» в рамках одной сходной структуры. В большинстве случаев СМИ имеют информационную политику. Так, если редакцией при формировании номеров выполняется какая-то определенная общая задача (хотя бы - наиболее удобным для читателя образом разложить информационный товар), то у отдельного номера этой газеты есть собственный «общий» жанр». Этот «общий жанр», или «большой жанр», исследовательница определяет через «непопулярную» приставку «макро». В зависимости от задачи СМИ имеет набор определённых преобладающих жанров - преобладающий жанр это и есть «макрожанр». От типа же СМИ зависит выбор между «парными» жанрами, имеющими сходные предметно-функциональные характеристики, но рассматривающими предмет в различных масштабах и ракурсах:
- между очерком и зарисовкой,
- рецензией и аннотацией,
- обозрением и обзором,
- фельетоном и сатирической репликой,
- информационной корреспонденцией и заметкой.
А.Л. Дмитровский также выделяет категории «осевой жанр» (задающий канон, рамки для групп жанров) и «авторский метод» (обуславливающий применение частных методов создания сюжетов), из которых, соответственно, можно вывести понятие «хода».
«Как видно, жанр - сложное образование (система). В нём сходится и проявляет себя ряд важнейших элементов: функция данной сферы деятельности, пред-
метная направленность, содержательный и формальный аспекты, личность автора.
Можно заключить, что система жанров журналистики - это динамичная, эволюционирующая, многоуровневая совокупность форм восприятия, осмысления и отражения действительности (письменным или аудиовизуальным (либо мультимедийным) способом), связанная с удовлетворением потребностей аудитории в формировании ясной единой картины мира, рефлексии и оценке происходящих событий». Каждый жанр имеет видовой канон, который помогает взаимодействовать форме и содержанию. Можно выделить 3 аспекта взаимодействия, которые сложились на основе наиболее значимых, базовых информационных потребностей человека:
- познавать мир, то есть отражать картину происходящего (событие в форме события);
- осмыслять действительность (высказывание);
- взаимодействовать с ней (диалог).
И уже в рамках заданного видового канона, общего принципа, каждый конкретный автор волен действовать так, как ему подсказывает интуиция, степень мастерства и жизненный опыт. Здесь главным и станет «авторский метод» - то есть способ соединения содержания и формы в рамках заданного жанрового канона. Суть авторского метода - в персональном, сознательном, отрефлексированном (вспомним общий метод журналистики) отражении происходящего и воплощении в приемлемых для аудитории (ожидаемых) формах своего Личного мифа (индивидуально-мифологической картины мира) - личностного, уникального видения действительности. Поскольку личность, будучи системой сознательных отношений человека к себе и окружающей действительности, является частью Личного мифа человека, то «ходом» также можно назвать феномен (момент) постижения (внутреннего переживания) человеком сущности того или иного явления и включения полученного Знания (смысла, нового отношения или понимания) в структуру собственной индивидуально-мифологической картины мира.
Таким образом возникает «новое» (то самое пресловутое «творчество в журналистике») - то есть формируется личностная, уникальная, субъективная интерпретация действительности («отношение», «мифологема»), что по-настоящему и ценится читателем-зрителем-слушателем. Что и есть «ход».
То есть журналист каждый раз решает профессионально творческую задачу через собственное личностное развитие, а собственное личностное развитие осуществляет через реализацию профессиональной деятельности.
Соответственно, творческое решение, которое по определению должно быть шире, чем ход, можно определить как способность к нахождению («порождению») хода. Конечно же, для этого есть множество частных методов, которые часто называют «творческой лабораторией» писателей и журналистов. Как говорится, сколько талантливых журналистов, столько и
методов (т.к. они авторские). Но есть и определённые «техники», процедуры.
В частности, А.С.Каминский сформулировал такое построение и соответственно методику создания видеосюжета.
Суть его идеи в том, что любой видеосюжет, даже 30-секундный - это рассказ, рассказываемая журналистом история.
Соответственно замысел - это простая история, лежащая в основе сюжета. Как правило, это история борьбы идей («вечная» история; ритуал).
Исток этой борьбы (тема истории) - личная болевая точка автора (личностное отношение к проблеме задания, теме), обобщённая до социальной проблемы.
Любая социальная проблема имеет решение.
Это решение - отстаиваемое автором - есть идея материала/сюжета.
Это решение (идея) имеет контридею, которую автор не приемлет и против которой борется.
Движение (направление) мысли читателя/зрителя, инициируемое автором «текста», от постановки темы/ проблемы к идее/разрешению конфликта составляет «вектор замысла» [фактически - это наш авторский метод в преломлении через ход, то есть творческое решение].
Он, вектор замысла, выступает критерием отбора эпизодов для текста.
Для журналиста главными являются две вещи:
- внятная история (замысел);
- ясность в вопросе зачем и почему он о ней говорит («Зачем я об этом рассказываю? Потому что я хочу ...»).
Оригинальность определяется, во-первых, новизной материала и, во-вторых, личным переживанием журналистом «вечной» проблемы.
Поскольку наш, журналистский способ решения проблем лежит в плоскости морально-этических задач, то сверхзадача журналистского текста - дать аудитории нравственный критерий и выбор. В идеале - «блок» т.н. «приватизируемой» информации (т.е. которую зритель может присвоить и потом использовать, повышая свой статус).
И последнее. История - всегда мифологична, поскольку мифологично само массовое сознание, к кото-
рому обращено ТВ.
Поэтому видеосюжет тоже строится по принципам мифа: персонажи, все (и всё), кто попал в кадр (на экран, соответственно) мифологизируются. То есть наделяются «доминантой характера» и целью (собственным «я хочу»). Для этого надо ответить на четыре вопроса:
- каким является «я хочу» моих персонажей? (Учёный, Депутат, Жертва, Лидер, Новичок, Лес, Поле, Вьюга, Город, Весна и т.д.);
- какова не частная, а социальная цель его группы? (учёных, лидеров, депутатов, военных и т.д.); эта социальная цель наполнится энергией личного «я хочу» персонажа;
- какими способами добивается он цели? (сильными или слабыми, многочисленными или одним, хорошими или плохими и т.д.);
- «за» или «против» авторской идеи шёл персонаж? (персонаж может быть как «персоной» (Человек), так и «социальной функцией» (учёный муж, депутат);
Любой персонаж оценивается с точки зрения своего социального функционального соответствия («ловит ли кошка мышей?»). Функция персонажа определяется:
- должностью;
- профессией;
- социальной установкой;
- традицией.
Окончательная оценка персонажу даётся по результату его дел.
Первый «акцентный» персонаж воспринимается как главный герой. Помимо Героя определяются также противостоящий ему Злодей, Жертва (либо Приз), помощники в походе и мешающие Герою персонажи.
Итак, зная доминанту и цель, можно приступать к отбору эпизодов и выстраивать 2 линии: доказательство авторской идеи и контридеи. Это и даст сюжету цельность и развитие.
Таковы основные этапы работы журналиста над текстом или сюжетом. Конечно, у каждого опытного журналиста в запасе множество особых личных «фишек» и «примочек», но в данном случае мы привели, хоть и тезисно, но цельную систему создания видеосюжета и доказали, что «творческое решение» - это не что иное как реализация мастерства и профессионализма.
Библиографический список
1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики: Учебное пособие. М.; Ростов-н-Д., 2006.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «Русские словари»», 2004.
3. Буряковская В.А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление // Политическая лингвистика. 2012,№1[эл.ресурс]:Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ glyantsevyy-zhurnal-kak-fenomen-massovoy-kultury-rechevoe-i-pragmaticheskoe-predstavlenie
4. Виноградова Т.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика». Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
5. Дмитровский А.Л. «Журналистика», «публицистика» и другие: на пути к терминологической ясности // Теория журналистики: Анализ концепций. СПбГУ, 2008.
6. Дмитровский А.Л. Журналистское мастерство: конспект лекций [рукопись]. Орёл, ОГУ 2013.
7. Дмитровский А.Л. Категория личного мифа как модель личности журналиста // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9 «Журналистика». 2008, №2.
8. Дмитровский А.Л. Проблема теории журналистики в свете научно-методологических и философских подходов XXI века //
Учёные записки Орловского государственного университета. 2011, №4. Ч.2 «Гуманитарные и социальные науки» («Философия»).
9. Дмитровский А.Л. Сущность публицистики // Средства массовой информации в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2005.
10. ДодолевЕ. «Степень свободы слова»// «Однако»: журнал. Москва, 2009.№11.
11. Изотов В.П. Основы орловской пиарологии // 2007. № 1(2).
12. Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: Эксмо, 2007.
13. Лукутин Р. Творческие методы журналиста: Выпускная квалификационная работа. Научный руководитель Дмитровский А.Л. Орёл: ОГУ, 2007.
14. МельникГ.С., ТепляшинаА.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПбГУ: Питер, 2004.
15. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
16. Муминов Ф.А. Метод журналистики и методы деятельности журналистов. Ташкент, 1998.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «Издательство «ЭЛИПС»», 2003.
18. Словарь русского языка: В 4-х томах. М., 1986.
19. Философская энциклопедия. М., 1964.
20. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики: Учебно-методическое пособие // Ростовская электронная газета. № 17 (47). 8 сентября 2000 г. [Эл. документ]: Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/82.htm
21. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Директ-Медиа, 2010.
References
1. AkhmadulinE.V. A short course on the theory of journalism: manual. M.; Rostov-n-D., 2006.
2. Large illustrated dictionary of foreign words: 17 000 words. M.: "Publisher AST" LLC "Publishing Astrel", LLC "Publishing 'Russian dictionaries' ", 2004.
3. Buryakovskaya V.A. Glossy magazine as a phenomenon of mass culture: speech and pragmatic view // Political Linguistics. 2012, №1 [el.resurs]: Access:http://cyberleninka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-fenomen-massovoy-kultury-rechevoe-i-pragmaticheskoe-predstavlenie
4. Vinogradova T.M. The terms of the journalistic profession // Fundamentals of creative activity of a journalist: Textbook for students, specialty "Journalism" / Ed. S.G.Korkonosenko. SPb.: Znanie, SPblVESEP, 2000.
5. DmitrovskyA.L. «Journalism», «publicism» and others: On the way to terminological clarity // Theory of Journalism: An Analysis of concepts. St. Petersburg State University, 2008.
6. Dmitrovsky A.L. Journalistic Excellence: lecture notes [manuscript].Orel, OSU. 2013.
7. Dmitrovsky A.L. Category of a personal myth as a model of the individual journalist // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 9 «Journalism». 2008, №2.
8. Dmitrovsky A.L. The problem of the theory ofjournalism in the light of scientific and methodological and philosophical approaches of the XXI century // Scientists notes of Orel State University. 2011, №4. Part2 «Humanities and Social Sciences» («Philosophy»).
9. Dmitrovsky A.L. The essence of journalism // media in the modern world. Proceedings of the conference. St. Petersburg, 2005.
10. DodolevE. «The degree of freedom of expression» // «But»: the magazine. Moscow, 2009.№11.
11. Izotov V.P. Basics Orel PRology // 2007. № 1 (2).
12. KaminskyA.S. Vector design. Step by step journalist tutorial. M.: Eksmo, 2007.
13. Lukutin R. Creative Methods journalist: Final qualifying work. Scientific supervisor A.L. Dmitrovsky. Orel: OSU 2007.
14. Mel'nikG.S., TeplyashinaA.N. Fundamentals of creative activity of journalists. SPSU: Peter, 2004.
15. MeshcheryakovB.G. Psychology. Thematic Dictionary. SPb.: Prime-EVROZNAK, 2007.
16. Muminov F.A. Method and techniques ofjournalism journalists. Tashkent, 1998.
17. Ozhegov S.I., ShvedovaN.Y. Russian dictionary: 80 000 words and idiomatic expressions / Russian Academy of Sciences. Russian Language Institute named after V.V. Vinogradov. 4th ed., Enlarged. M.: Publishing house "ELIPS", 2003.
18. Dictionary of the Russian language: in 4 volumes. - M., 1986.
19. Philosophical Encyclopedia. M., 1964.
20. Shibaeva L. Genres in the theory and practice of journalism: teaching manual // Rostov electronic newspaper. Number 17 (47). September 8, 2000 [El. document]: Access: http://evartist.narod.ru/text3/82.htm
21. Shklovsky V.B. Bowstring. About dissimilarity of similar. M .: Direct Media, 2010.