Структура и содержательное наполнение феномена «саморазвитие личности» в практико-ориентированном исследовании
Ф.И. КЕВЛЯ - профессор кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор
В статье рассматривается процесс структурирования феномена «саморазвитие личности», дается его определение, прослеживается возрастной подход к осознанию задач саморазвития. Как проектировочный материал педагогам-исследователям предлагается «модель саморазвития личности» и содержательное наполнение «Карты саморазвития».
Ключевые слова: саморазвитие личности; модель саморазвития личности; парадигма субъектности человека; сферы деятельности; тип личности; направления саморазвития.
Structure and content of the «Personal self-development» phenomenon in the practice-oriented research
F.I. KEVLYA - Dr. of Education, Associate Professor, Professor of the Chair for Education of the Vologda State Pedagogical University
The article presents the process of structuring the phenomenon "personal self-development"; offers its definition, and shows the age-related approach to the realization of different tasks of self-development. Some methodological techniques are given to pedagogues accomplishing scientific research, among them "The model of personal self-development" and "The self-development pattern".
Key words: personal self-development; model of personal self-development; paradigm of human subjectivity; activity spheres; characters; self-development tendencies.
Используя структурирование как метод системных описаний в психологии, В.А. Ганзен предпринял попытку целостно и аргументированно представить человека1. В основу макроструктурного психологического описания человека он положил четыре компонента: «индивид», «индивидуальность», «личность» и «субъект сознания».
Воспользовавшись категорией пентаба-зиса, В.А. Ганзен выстроил схему, в которой указанные характеристики человека соотнес с четырьмя рядоположенными понятиями систематики: а) время, б) пространство, в) энергия, г) информация2.
С четырехзвенной структурой человека, по В.А. Ганзену, органично перекликается определение сущности личности в концепции В.А. Петровского, где личность представлена как парадигма субъектности человека, «причина себя»3. Субъектность
человека, по В.А. Петровскому, проявляется в четырех сферах деятельности: 1) жизнедеятельность - воспроизводство психофизической целостности; 2) предметная деятельность - воспроизводство мира в себе и себя в мире при осуществлении познавательных и практических актов; 3) деятельность общения - воспроизведение общности с другими людьми; 4) деятельность самосознания - воспроизводство себя как носителя сознания (духовности, менталь-ности). «Быть личностью, - утверждает ученый, - значит быть субъектом собственной жизнедеятельности; предметной деятельности; деятельности общения; деятельности самосознания»4.
Диалектическое соотношение различных точек зрения ученых на понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект сознания» позволило нам выстроить модель саморазвития личности (см. схему 1).
Свобода Красота
Самоопределение Самооздоровление
(Самосознание) Энергия (Жизнедеятельность) Время
Саморазвитие
Пространство (Общение)
Информация (Предметная деятельность)
Самовоспитание Самообучение
Добро Истина
Схема 1. Модель саморазвития личности
Используя системное описание пента-базиса по В.А. Ганзену, для четырех рядо-положенных понятий (время, пространство, энергия, информация) мы пятым, объединяющим субстратом, обозначили категорию «саморазвитие», которая последовательно может быть соотнесена, по В.А. Петровскому, с четырьмя видами субъектности: жизнедеятельностью, предметной деятельностью, общением, самосознанием. Их мы рассматриваем как внутреннюю систему деятельности человека, в то время как внешние характеристики этих видов деятельности непосредственно оказываются связанными с общечеловеческими ценностями красоты, истины, добра, свободы.
Тогда отношения выстроятся следующим образом:
время —жизнедеятельность —> самооздоровление красота;
информация —^ предметная деятельность —^ самообучение —^ истина;
пространство —общение —самовоспитание —^ добро;
энергия —самосознание —^ самоопределение —^ свобода.
Такое структурирование дает представление о необходимых и достаточных компонентах феномена «саморазвитие» и позволяет сформулировать следующее определение: под саморазвитием понимается процесс становления субъектности человека и результат его активной деятельности по самооздоровлению, самообучению, самовоспитанию и самоопределению в соответствии со своими взглядами и общечеловеческими ценностями (красоты, истины, добра, свободы).
В общей возрастной периодизации выделяют младенчество, раннее детство (преддошкольный и дошкольный периоды), собственно детство (младший школьный и предподростковый возраст), подростковый возраст (средний школьный), юношеский возраст (старший школьник).
Характеризуя каждый из названных возрастных периодов под углом личностного (социально-нравственного) развития, следует отметить ограниченность опыта социальных отношений у дошкольников и младших школьников. Этим объясняется их огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В подростковом возрасте закрепляется, осмысливается и обогащается приобретенный багаж социальных отношений, осложняясь нарастающей волной самоосознания, самопознания, самооценки. В конфликтных ситуациях половое созревание вызывает угнетенное психическое состояние и создает зону актуальных нерешенных проблем в жизненном самоопределении подростка.
В юношеском возрасте завершается физическое созревание, реально возникают условия для активного участия в общественно-производственной деятельности, в профессиональном самоопределении. Однако зачастую семья и школа удерживают старшеклассников в положении подопечных, неспособных к самостоятельным решениям, ответственности за свое поведение и действия.
Изучение известных периодизаций психического развития детей (Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, В.И. Сло-бодчиков и др.) позволяет приблизиться к ответу на вопрос, какой возраст наиболее сенситивен для решения задач саморазвития. Психолога привлекает тот кризисный этап жизни, который можно назвать «встречей с самим собой»5. Открытие собственного «Я» на социальном (личностном), экзистенциальном (индивидуальном) уровнях - это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором (архитектором), творцом
собственной биографии. Как основное событие отрочества оно происходит на границе с детством. Самостоятельность, ответственность, инициативность - основные качества, которые являются непременным условием саморазвития.
Исследования Г.А. Цукерман и наша экспериментальная работа убеждают в том, что воспитанникам необходима помощь в определении задач саморазвития и поиске решений в младшем подростковом возрасте (11 - 12 лет). Именно этот возраст представляет зону ближайшего развития новой способности, переход от овладения обстоятельствами своего существования к жизне-строительству6.
Соотношение типов личности
В поисках способов помощи воспитанникам в определении целей саморазвития и решения задач их педагогической поддержки был использован метод моделирования. Проектировочным материалом послужили «Модель саморазвития личности» и «Карта саморазвития». Системно-дедуктивный подход, полная типология личности Д. Гол-ланда, теоретико-групповой базис сознания (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев), эмпирические данные опроса педагогов и воспитанников позволили определить необходимые и достаточные направления саморазвития личности. Они были занесены в таблицу, на основании которой составлена «Карта саморазвития».
Таблица
и направлений саморазвития
Типы личности по Д. Голланду. Теоретико-групповой базис сознания по В.А. Ганзену, К.Б. Малышеву Направления саморазвития Определение содержания направлений для построения опросника
1. Социальный (аффективно-мыслительный) Мировоззрение Бережное отношение к природе. Рациональное отношение к своему здоровью. Внимательное отношение к людям. Трудолюбие. Социальная активность
2. Артистический (аффективно-перцептивный) Интуиция Внезапная догадка. Выход за рамки логики (фантазия). Способность предчувствовать. Способность предвидеть. Бескорыстный риск
3. Предприимчивый (аффективно-волевой) Воля Организованность. Настойчивость. Целеустремленность. Самообладание. Самостоятельность
4. Интеллектуальный (перцептивно-мыслительный) Интеллект Стремление к знаниям (любознательность). Творческое применение знаний. Умение ставить цели. Понимание мотивов деятельности. Прогнозирование последствий поведения и деятельности
5. Конвенциональный (мыслительно-волевой) Исполнительские умения Мышление по образцу. Соблюдение режима деятельности. Ведение дневника. Саморегуляция. Ответственность
6. Реалистический (перцептивно-волевой) Профессиональная направленность Реальная самооценка. Инициативность. Конкретно-предметный труд. Физическая выносливость. Психическая стрессоустойчивость
Работа с «Картой саморазвития» дает возможность определить уровень саморазвития, тип личности, ориентацию интересов и способностей индивида. Это помогает педагогу-психологу и социальному педагогу выяснить и направить усилия и внимание воспитанников на те стороны развития их личности, которые могут быть усовершенствованы.
В итоге отметим, что в ходе нашего исследования проблема саморазвития личности приобрела зримые очертания в теории и конкретное воплощение в воспитательной практике тех образовательных учреждений, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа.
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
2 См. подр.: Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. Вологда, 2009. С. 37.
3 См.: Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
4 Там же. С. 7-12.
5 Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
6 См.: Там же.
1 Sm.: Ganzen V.A. Sistemnye opisanija v psihologii. L., 1984.
2 Sm. podr.: Kevlja F.I. Pedagogicheskie tehnologii: diagnostika, prognozirovanie i podderzhka lichnostnogo razvitija rebenka. Vologda, 2009. S. 37.
3 Sm.: Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub#ektnosti. Rostov n/D, 1996.
4 Tam zhe. S. 7-12.
5 Cukerman G.A., Masterov B.M. Psihologija samorazvitija. M., 1995.
6 Sm.: Tam zhe. н