Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЫ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИН / ЖЕНЩИНЫ / ЖЕНСКАЯ ДРУЖБА / ДРУЖБА / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Юлия Евгеньевна, Чернов Александр Юрьевич

Статья посвящена изучению структуры и содержанию женской дружбы с помощью метода качественного исследования. Получены результаты позволяют иметь представления о характерных феноменах для дружеских отношений, внутреннее наполнение данной межличностной коммуникации, в которой наблюдается важность таких аспектов как: аффективный, темпоральный, коммуникативный, референтный, чувственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF WOMEN'S FRIENDSHIP

The article is devoted to the study of the structure and content of female friendship with the help of qualitative research method. The results obtained allow us to have an idea of the characteristic phenomena of friendship relations, the internal content of this interpersonal communication, in which the importance of such aspects as: affective, temporal, communicative, referential, sensual is observed.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЫ»

Орлова Юлия Евгеньевна,

Магистрант, Факультета государственного и муниципального управления, направление «Социальная психология», Волгоградского института управления - филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.

Волгоград, Россия Чернов Александр Юрьевич

доктор психологических наук, профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии, доцент, Волгоградского института управления - филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.

Волгоград, Россия

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЫ

Аннотация

Статья посвящена изучению структуры и содержанию женской дружбы с помощью метода качественного исследования. Получены результаты позволяют иметь представления о характерных феноменах для дружеских отношений, внутреннее наполнение данной межличностной коммуникации, в которой наблюдается важность таких аспектов как: аффективный, темпоральный, коммуникативный, референтный, чувственный.

Ключевые слова:

психология женщин; женщины; женская дружба; дружба; межличностная коммуникация.

Yulia Yevgenyevna Orlova,

Master's student, Department of State and Municipal Management, "Social Psychology", Volgograd

Institute of Management - Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russia

Alexander Yurievich Chernov

Doctor of Psychology, Professor of the Department of Sociology, General and Legal Psychology, Associate Professor, Volgograd Institute of Management - Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russia

Annotation

The article is devoted to the study of the structure and content of female friendship with the help of qualitative research method. The results obtained allow us to have an idea of the characteristic phenomena of friendship relations, the internal content of this interpersonal communication, in which the importance of such aspects as: affective, temporal, communicative, referential, sensual is observed.

Keywords:

psychology of women; women's friendship; friendship; interpersonal communication.

Введение

Дружба является одним из видов социальной жизни любого человека. «Дружба» определяется как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. [1] Дружба включает в себя целый ряд важных аспектов: коммуникативный, ценностный, смысловой и другие. Помимо этого, ей характерны: личностный характер, добровольность и индивидуальная избирательность, внутренняя близость, интимность,

устойчивость. Содержание и структура дружбы исследуется в рамках разных подходов: поведенческом (отношения, включающие в себя положительные и отрицательные подкрепления), когнитивном (дружба возможна лишь при сходных конструктах, сложившихся у человека в течении жизни), психоаналитическом (друг тот, кто уже есть в нашем подсознании). А. Лосенков в экспериментальном исследовании показал, что критерии дружбы девушек более чуткие и психологичные, чем у юношей и то, что девушки как правило испытывают дефицит интимности в дружбе, которую считают редкостью, в отличие от мужчин, где «настоящая дружба» встречается чаще. Актуальной проблемой при изучении феномена дружбы является гендерный аспект.[10] Х. Буде сравнивает женскую и мужскую дружбу, отмечая, что женское дружеское общение носит более непосредственный и эмоциональный характер, женщины делятся как опытом и переживаниями. Стефан Робинсон отмечал, что под «дружбой» понималась прежде всего мужская дружба, а точнее близкие отношения между мужчинами, основанные на взаимном расположении, полезности, удовольствии от совместного времяпрепровождения, причем отсутствие сексуального мотива строго не регламентировалось.[14] Однако остаются вопросы, связанные с содержанием и структурой женской дружбы. Без уточнения этих вопросов психологическое знание о феномене женской дружбы останется неполными. Таким образом, целью нашего исследования является определить компоненты структуры женской дружбы и выявить их содержание.

Метод.

В нашем исследовании реализован качественный исследовательский подход, использование которого обеспечивает глубокое понимание разных сторон содержания исследуемых феноменов. В последнее время опубликовано значительное количество работ, посвященных методологии качественных исследований, так, Мельникова О.В. использовала, для решения исследовательских и практических задач в фокус-группах, групповое и индивидуальное интервью. [8] Улановский А.М. описывал качественный метод с позитивистской и конструктивистской ориентации. [2] Басыгина Н.П. раскрыла особенности качественных исследований, как специфической исследовательской «культуры» на уровне «философии метода».[13] Н.В. Клюева под качественным исследованием в психологии понимает «любой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическими или неколичественными способами».[4] Данный вид качественного метода исследования предполагает ряд открытых вопросов с сопутствующими запросами которые позволяют получить более подробные и контекстуальные данные.[9] Качественное исследование структуры и содержания женской дружбы проводилось в несколько этапов:

1. Сбор эмпирических (лингвистических) данных с помощью полуструктурированного интервью. Количество вопросов составляло от 13 до 20, некоторые из них: «Можешь рассказать о своем коллективе, в котором ты работаешь? Кто эти люди, сколько им лет, с которыми ты коммуницируешь?», «Какие чувства и эмоции ты испытывала, когда сталкивалась с конфликтной ситуацией в коллективе среди девушек?», « Как думаешь, почему те девушки, которые сплетничали и вызывали у тебя негативные эмоции, так себя вели по отношению к тебе?», «Как ты понимаешь, что можешь доверять этому человеку?», «Как долго вы дружите?», «Расскажи пожалуйста о своей подруге, почему ты считаешь ее подругой?», «Важно ли для тебя наличие дружбы в жизни?» и т.д. Интервью проводилось очно и дистанционно, по обоюдному согласию интервьюируемого и интервьюера, с соблюдением конфиденциальности. Время проведения составляло 1-1,5 часа. Полуструктурированные интервью часто являются открытыми, что обеспечивает гибкость. Наличие меньшей структуры помогает нам увидеть закономерности, в то же время позволяя сравнивать респондентов. Выборка составила 7 человек из которых были: две девушки-студентки- по 18 лет; две девушки работающие, замужем без детей - 25 и 26 лет; один мужчина работающий, женатый, без

детей - 30 лет; одна девушка домохозяйка замужем, с ребенком - 27 лет; одна девушка не замужем, работающая, без детей - 30 лет. Сбор данных закончился, как только ответы респондентов начали повторяться.

2. Для обработки эмпирических (лингвистических) данных использовался тематический анализ - базовый систематический метод разделения и организации насыщенных данных из качественного исследования, который подразумевает наделение отдельных наблюдений и цитат определенными кодами.[6] Код — это слово или фраза, который действует как метка для сегмента текста. Код описывает, о чём текст, является сокращением для более сложной информации.[12]

Результаты.

В результате обработки мы получили следующую структуру феноменологии женской дружбы (Рис. 1)

Рисунок 1 - Содержание и структура женской дружбы

Декомпозиция содержания и структуры женской дружбы на 1 уровне состоит из таких компонентов как: темпоральные измерения, референтные измерения, коммуникативные измерения, опыт, аффективные изменения.

В ходе проведения исследования, опрашиваемые указывали на важность темпорального компонента, который включает в себя продолжительность и интенсивность. Респонденты могли утверждать о наличии женской дружбы, при условии длительного общения между женщинами и регулярности: «...мы дружим с самого детства, и вот она до сих пор самая близкая», «Должно пройти какое-то время, чтобы понять, какой она человек», «она очень сильно начала уделять много времени своему парню, просто начала забывать про меня», « ... хотя бы просто написать один раз в день», « .с той, с которой я долго дружила», «... хочется больше времени проводить», « .на протяжении 11 лет дружим».

Следующий компонент - референтность, который содержит в себе межличностную коммуникацию женщин в ценностно-смысловой сфере: «. чтобы понять какие взгляды на жизнь и подходит ли мне этот человек», «. есть ли сходства», «.разные взгляды на жизнь, где-то в чем-то меня не поймут», «Мы одно целое, мы единомышленники», «.важно все-таки воспитание», «... все одинаковы, вот реально равны», «Всегда ходим все вместе». А также самоидентичность в дружеских отношениях женщин: «... она приняла меня в такой ситуации», «... примет ли мою сторону», «Сама не

хочу их пускать к себе, что-то рассказывать им».

Коммуникативный компонент включает диалогичность. Респонденты говорили о необходимости в общении от первого лица, то есть эгоцентрическая позиция: «Я могу ей позвонить ночью», «Мне нужно внимание», «Мне должно быть интересно», «Мне было бы интереснее, если бы она стала поживее», «... люди хотят знать моё мнение, хотят слышать меня», «Всегда спрашивают мое мнение», «Я позвонила и сказала, что надо что-то делать», «Мне нужно общение», «..что она обо мне подумает», «Я люблю внимание». Коммуникация в виде диалога встречалась реже, но тем не менее респонденты учитывали этот факт: «Я пытаюсь ей помочь, выслушать ее точку зрения, понять ее», «... при встречи посидеть, пообщаться друг с другом», «Интересно с ними разговаривать», «Позвать в гости к себе».

Следующий компонент женской дружбы «опыт» содержит показатели: свой и чужой. Опрашиваемые отмечали характерную разницу между разновидностями межличностной коммуникацией, с которой сталкивались сами или наблюдали у других: «Дружеских отношений у меня было достаточно», «... неудачно заканчивались отношения», «У мамы сложилось так, что у нее было много подруг.», «... она не раз обжигалась», «Когда мы с ней начали часто ругаться, мама сказала, что она мне завидует».

Последний компонент «аффективные измерения» включает в себя доверие/безопасность и эмоциональное состояние. Респонденты довольно часто употребляли слова: «мне приятно, что мне доверяют», «я могу доверять», «Мне нравится ...», «Мы с удовольствием проводили вместе время», «Важна поддержка в трудную минуту», «Дружный коллектив», «Максимально обидно было.», «Я буду рада, если так сложится», «Стопроцентного доверия нет. Нет чувства безопасности», «Я люблю своих девочек», «... для меня ее слезы как показатель, что она раскаялась», «Она почувствовала, что мне неприятно».

Интерпретация результатов.

Результаты нашего исследования с помощью качественного метода показали, что женщины избирательны в близких межличностных отношениях, где им характерна чаще эгоцентричная позиция. Она выражается через ответы респонденток, где употреблялись такие слова и фразы, как «Я», «я могу позвонить ей в любое время», «она должна». Что указывает на потребительскую позицию относительно одной подруги к другой, и целью является удовлетворить свои желания незамедлительно. Лишь в редких случаях, подруга стремится удовлетворить потребности другой, если есть опыт доверительных взаимоотношений в референтных группах, например, семья, или ее потребности уже удовлетворены. Анализируя полученные данные о переменной «референтные измерения», мы обнаружили, что респонденты-женщины выбирают себе подруг, идентифицируя по признаку похожести интересов, ценностей, воспитания, образования, благодаря которому чувствуют принадлежность к своему происхождению. Дружба в этом случае выступает катализатором понимания себя, отвечая на вопросы «кто я» и «чем я отличаюсь от других». Наиболее значимыми критериями у девушек выступали «темпоральные и аффективные измерения». Так, с помощью регулярного проявления внимания и времени со стороны, женщина чувствует свою значимость в жизни подруги, если подобного подкрепления нет, спустя определенный промежуток времени, дружба прерывается. Женщина наделяет взаимоотношения статусом «дружба» спустя продолжительного количества времени, в течении которого формируется базовое доверие и ощущение безопасности, а также опыт совместного переживания как положительных эмоций, так и отрицательных. Взаимосвязь между степени выраженности «темпоральных и аффективных измерений» и прочностью женской дружбы прямо пропорциональна.

Выводы

Наши результаты качественного исследования о структуре и содержании женской дружбе не противоречат результатам количественного исследования Медведевой А.С. [7] Женщины воспринимают дружбу, как вид взаимоотношений для удовлетворения в первую очередь своих потребностей, а затем уже партнёра, так как видит свою личность ценной для самой себя. При этом подруга должна обладать рядом качеств, только после которых женщина сможет именовать ее близкой и сможет ей довериться. Как правило, количество таких отношений, как «женская дружба» у девушки ограничивается 1-2, и длится она от 7 до 10-15 лет. Список использованной литературы:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с. - Темат. указ.: с. 782-811. -Персоналии: с. 8. - Список сокр.: с. 10. - Авт.: с. 9. - ISBN 978-5-93878-663-9.

2. Виноградова Т. В. 2008. 01. 020. Улановский А. М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопр. Психологии. - М. , 2006. - № 3. - С. 27-37 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2008-01-020-ulanovskiy-a-m-kachestvennaya-metodologiya-i-konstruktivistskaya-orientatsiya-v-psihologii-vopr-psihologii-m-2006-3-s-27-37

3. Евсеева, Я. В. Дружба и гендер / Я. В. Евсеева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. - 2021. - № 4. - С. 59-67. - DOI 10.31249/rsoc/2021.04.04.

4. Клюева, Н.В. Качественные методы исследования: учебно-методическое пособие / Н.В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 5 с.

5. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1980. - 255 с. (Личность, мораль, воспитание).

6. Котов Э. М., Целых А. Н. Методы тематического анализа текстовой информации // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-tematicheskogo-analiza-tekstovoy-informatsii

7. Медведева, А. С. Психологические особенности женской дружбы / А. С. Медведева, Ю. Е. Водяха // Проблемы психологического благополучия: Материалы международной заочной научной конференции, Екатеринбург, 19 марта 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. - С. 297-304.

8. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Adams, William. (2015). Conducting Semi-Structured Interviews. 10.1002/9781119171386.ch19.

10.Bude H. Soziologie der Freundschaft // Berliner J. für Soziologie. - 2017. - Jg. 27, H. 3/4. - S. 547-557.

11.Harrison J, MacGibbon L, Morton M. Regimes of Trustworthiness in Qualitative Research: The Rigors of Reciprocity. Qualitative Inquiry. 2001;7(3):323-345. doi:10.1177/107780040100700305

12.http://ru.knowledgr.com/17531807/ТематическийАнализ

13. https://www.studmed.ru/busygina-np-metodologicheskie-osnovaniya-kachestvennyh-issledovaniy-v-psihologii_67d7be6a73a.html

14.Robinson S., Anderson E., White A. The bromance: undergraduate male friendships and the expansion of contemporary homosocial boundaries // Sex roles. - 2018. - Vol. 78, N 1/2. - P. 94-106

15.Showkat, Nayeem & Parveen, Huma. (2017). In-depth Interview.

16.Tillmann-Healy LM. Friendship as Method. Qualitative Inquiry. 2003;9(5):729-749. doi:10.1177/1077800403254894

© Орлова Ю.Е., Чернов А.Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.