Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК "ДРУГА"'

КРИТЕРИИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК "ДРУГА" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ДРУЖБА / ВИРТУАЛЬНАЯ ДРУЖБА / ИНТЕРНЕТ-ДРУЖБА / ДРУЖБА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багно Ксения Александровна

Статья посвящена изучению критериев восприятия партнера по общению в виртуальном пространстве как «друга» с помощью метода качественного исследования. Полученные результаты позволили выявить специфические критерии общения в Интернете и описать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE PERCEPTION OF A COMMUNICATION PARTNER IN VIRTUAL SPACE AS A “FRIEND”

The article is devoted to the study of criteria for the perception of a communication partner in virtual reality as a "friend" using qualitative research method. The results made it possible to identify specific criteria of communication on the Internet and describe them.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК "ДРУГА"»

Багно Ксения Александровна,

Магистрант, Факультета государственного и муниципального управления, направление подготовки «Социальная психология», Волгоградского института управления - филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Волгоград, Россия

Научный руководитель: Чернов Александр Юрьевич

доктор психологических наук, профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии, доцент, Волгоградского института управления - филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Волгоград, Россия

КРИТЕРИИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК «ДРУГА»

Аннотация

Статья посвящена изучению критериев восприятия партнера по общению в виртуальном пространстве как «друга» с помощью метода качественного исследования. Полученные результаты позволили выявить специфические критерии общения в Интернете и описать их.

Ключевые слова:

социальная перцепция; дружба; виртуальная дружба; интернет-дружба; дружба в социальных сетях.

Ksenia Alexandrovna Bagno,

Master's student, Department of State and Municipal Management, "Social Psychology", Volgograd Institute of Management - Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russia Supervisor: Alexander Yurievich Chernov Doctor of Psychology, Professor of the Department of Sociology, General and Legal Psychology, Associate Professor, Volgograd Institute of Management - Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russia

CRITERIA FOR THE PERCEPTION OF A COMMUNICATION PARTNER IN VIRTUAL SPACE AS A "FRIEND"

Abstract

The article is devoted to the study of criteria for the perception of a communication partner in virtual reality as a "friend" using qualitative research method. The results made it possible to identify specific criteria of communication on the Internet and describe them.

Keywords:

social perception; friendship; virtual friendship; Internet friendship; friendship in social networks. Введение

Актуальность исследования обусловлена современной реальностью, в которой виртуальное пространство изменяет раннее привычные способы социального взаимодействия, а также создает новые формы коммуникации между людьми [15; 17]. Широкое распространение Интернета во всех сферах привлекло внимание исследователей к различного рода проблемам, которые возникли в связи с распространением социальных сетей [2; 4; 6; 9].

Цель работы - выявить и обосновать критерии восприятия партнера по общению в Интернете

как «друга». Проблема выявления этих критериев составляет содержание важной научной проблемы выявления существенных характеристик дружбы как социально-психологического феномена.

Социальная перцепция представляет собой деятельность субъекта по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков другого человека. Как результат, у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп [1].

Феномен дружбы широко представлен в научной литературе [7; 10; 14]. В том числе имеется ряд работ, посвященных специфике дружбы в виртуальном пространстве [16; 18]. Некоторые авторы считают, что «понятие «онлайн дружба» видоизменило понимание дружбы в целом, в социальных сетях «другом» может стать любой индивид» [5]. Дружба в виртуальном пространстве больше характеризуется формальным общением, она лишена открытости, откровенности, эмоциональности. [11].

Несмотря на то, что по этой теме накоплен значительный материал, проблема критериев восприятия партнера по общению в виртуальном пространстве как «друга» остается малоизученной, именно это придает данной работе научную актуальность.

Метод исследования

Феномен виртуальной дружбы может быть исследован и изучен в рамках разных подходов. На наш взгляд продуктивным может быть использование качественного подхода. Качественный подход предполагает исследование, в котором эмпирические данные носят лингвистический характер, в отличие от количественного, где данные носят статистический, количественный характер.

Целью любого качественного исследования является раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности. Таким образом, целью нашего исследования было изучение содержания виртуальной дружбы.

Наше исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе производился сбор данных.

Методом сбора данных было выбрано полуструктурированное интервью. Был определен круг вопросов, которые бы помогли раскрыть содержание виртуальной дружбы. В ходе проведения интервью могли задаваться дополнительные вопросы для конкретизации ответа респондентов и раскрытия темы. Далее приведем несколько вопросов интервью, вокруг которых раскрывалась данная тема:

Интервьюер: - Я также знакомилась с людьми в интернете, у нас завязывалось общение, но друзьями мы так и не стали. Как у вас это произошло?

Интервьюер: - Существует много разных мнений по поводу дружбы в социальных сетях, но крайнее из них - что ее вообще не существует, а кто-то говорит, что такая дружба сильно отличается от дружбы реальной жизни. Что вы думаете по этому поводу?

Было необходимо, чтобы респонденты делали акцент на специфике виртуальной дружбы, усматривали различие с дружбой в реальной жизни.

Второй этап исследования - обработка полученных данных.

Метод обработки данных - тематический анализ.

Тематический анализ - это метод определения смысловых паттернов в полученных данных и их описания в контексте исследовательских задач. Тема является лаконичным обозначением значимой информации и выражается в языковых понятиях, фиксирующих основное содержание текста [8].

Его применение позволяет организовать полученные данные и распознать в них темы разного уровня обобщения. Тематический анализ позволяет раскрыть смысловое содержание данных. Его

процедура включает в себя определение кодов, тем и их интерпретации; используются как дедуктивный, так и индуктивный подходы к формулированию тем [13].

Объективность и валидность использования качественного метода были исследованы в работах Бусыгиной Н.П., Мельниковой О.Т. и Хорошилова Д.А. [3; 12].

Выборка исследования состоит из 8 человек, вид выборки - специфическая, то есть 5 из 8 респондентов обладали опытом виртуальной дружбы. Возраст респондентов 18-26 лет, 5 респондентов женского пола и 3 мужского.

Количественное ограничение обусловлено тем, что при использовании качественного метода исследования происходит информационное насыщение, то есть больше не поступает новой информации по данному вопросу.

Результаты

В ходе исследования были получены следующие результаты (Рис. 1).

Рисунок 1 - Социально-психологическое содержание феномена дружбы в виртуальном пространстве

В ходе тематического анализа, генеральной темой выступает социально- психологическое содержание феномена дружбы в виртуальном пространстве, также на схеме представлены следующие организующие темы: механизмы социальной перцепции, самораскрытие, доверие/недоверие, потребность в аффилиации.

В результате анализа проведенных интервью, были обнаружены и базовые темы, которые позволили нам определить выявленные критерии. Рассмотрим их подробнее.

1. Механизмы социальной перцепции: эмпатия, аттракция. Дружба невозможна без наличия межличностной аттракции, это подтверждают большинство респондентов («мне нравится с ним общаться, он хороший»; «человек оказался интересен, как и я ему», «он добрый, открытый»).

Для собеседников в виртуальном пространстве важна взаимная эмпатия («поддержал в трудную минуту»; «мы поддерживаем друг друга»; «проявление заботы»; «интерес к личной жизни», «можем друг другу посочувствовать»).

2. Самораскрытие в виртуальном мире рассматривается с двух позиций, его глубина и широта. Глубина самораскрытия обозначает насколько детально и полно человек предоставляет о себе информацию. Широта самораскрытия подразумевает количество представленной информации и разнообразие тем через которые раскрывается человек. Самораскрытие в Интернете носит неглубокий, но при этом широкий характер («мы больше общаемся по интересующим нас темам, чем о чем-то личном»; «нашли много общих интересов»; «можем обсуждать любые темы»; «я многое о нем знаю»; «я не рассказываю что-то личное»; «конечно, без личного общения не узнаешь какой он на самом деле»).

3. Доверие в виртуальной дружбе гораздо ниже, т.к. есть опасность что «может кто-то представиться другим человеком», в Интернете нужно «доверять, но проверять». Во многом преобладает ситуативное доверие, которое служит авансом наделения другого человека или себя качествами надежности, благожелательности, способностью стать опорой в конкретной ситуации («я надеюсь, он меня не обманет»; «пока нет поводов ему не доверять»). Лишь респондент, который имеет длительное общение, имеет возможность общаться по видеосвязи, говорит о том, что «доверяет многое».

4. Для респондентов было важно наличие аффилиации (стремление к объединению), данный вывод был сделан из следующих высказываний опрошенных: «постоянное общение», «долгое общение по видео». Можно предположить, что виртуальная дружба удовлетворяет потребность в присоединение с обеих сторон.

Обсуждение результатов и выводы

Полученные результаты позволили выявить критерии, по которым партнер в виртуальном пространстве оценивается как «друг».

Результаты исследования можно использовать в дальнейшем изучении феномена виртуальной дружбы. Данное качественное исследование может служить для основы и разработки количественного исследования по данному вопросу, чтобы подтвердить полученные результаты и возможно найти новые взаимосвязи.

Выявленные критерии позволяют сделать следующие выводы:

1. На основе интервью, мы видим, что глубина общения в Интернете гораздо ниже, чем в жизни. Это тесно связано с доверием, поскольку начиная общение, ты не знаешь, кто твой собеседник и какие цели он преследует.

2. Можно отметить положительные стороны виртуальной дружбы, которая предоставляет большие возможности найти человека со схожими интересами, хобби и т.д. Виртуальная дружба позволяет удовлетворить потребность в общении в любое время, в любом месте и с любым человеком. Интернет открывает для этого безграничные возможности.

3. Виртуальная дружба, скорее всего, будет носить интенсивный характер лишь внешне, невозможность узнать человека глубже, проникнуться им, может стать для крепкой дружбы серьезным препятствием.

Список использованной литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - 5-е изд. - Москва: Аспект Пресс, 2014. - 363 с.

2. Булашева А. А. Актуальные проблемы интернет коммуникации в научной среде / А. А. Булашева // Актуальные проблемы современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 25 ноября 2014 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2014. - С. 245-248.

3. Бусыгина Н.П. Научный статус качественных методов в психологии // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-29.

4. Кененбаев Е. Т. Изменение взаимодействия невербальных и вербальных средств коммуникации в социальной сети Интернета / Е. Т. Кененбаев // Иностранные языки в Узбекистане. - 2020. - № 2(31). -С. 70-80. - DOI 10.36078/1588575386.

5. Климентьева И. А. Социальная ценность онлайн общения и онлайн дружбы / И. А. Климентьева // Материалы докладов 50-й международной научно-технической конференции преподавателей и

студентов, посвященной году науки: 50-я международная научно-техническая конференция: в 2-х томах, Витебск, 12-13 апреля 2017 года. - Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2017. - С. 38-39.

6. Кожахметова Д. К. Чат как особая форма интернет-коммуникации / Д. К. Кожахметова // Языки и культуры народов мира. Межкультурная коммуникация: сборник статей межвузовской конференции молодых исследователей, посвященной Дню Славянской Письменности, Москва, 23 мая 2019 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019.- С. 174-180.

7. Корнеева Т. П. Феномен дружбы в понимании современных юношей и девушек / Т. П. Корнеева, Т. Д. Жукова // Поиск (Волгоград). - 2018. - № 1(8). - С. 54-56.

8. Котов Э. М., Целых А. Н. Методы тематического анализа текстовой информации // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-tematicheskogo-analizatekstovoy-informatsii

9. Новой М. М. Проблемы современной интернет-коммуникации в России (на примере социальных сетей) / М. М. Новой, А. А. Смирнова // Неделя науки и творчества: Материалы Межвузовского научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Санкт-Петербург, 20-27 апреля 2015 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2015. - С. 152.

10.Табала А. А. Дружба как психологический феномен / А. А. Табала // Дружба народов без границ: экономика, общество, культура: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников, Ставрополь, 12 апреля 2018 года. - Ставрополь: РИО ИДНК, 2018. - С. 129.

11.Ушкин С. Г. Отношения дружбы в виртуальных социальных сетях (на примере социальной сети "Вконтакте") / С. Г. Ушкин // Социум и власть. - 2015. - № 6(56). - С. 71-76.

12.Хорошилов Д.А. Критерии валидности качественного исследования в социальной психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012.

13.Хорошилов Д. А., Мельникова О. Т. Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2020. Т. 10. № 3. С. 85-99. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru

14.Howes C. The earliest friendships. In The company they keep: friendship in childhood and adolescence / С. Ho wes. - UK : Cambridge University Press, 1996. - P. 66-86.

15.Subrahmanyama K. Online and Offline Social Networks: Use of Social Networking Sites by Emerging Adults [Текст] / K. Subrahmanyama, S.M. Reichc, N. Waechter, G. Espinoza // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. T. 29. P. 420-433.

16.Wang H. Social connectivity in America: changes in adult friendship network size from 2002 to 2007 / H. Wang, B. Wellman // Am. Behav. - 2010. - № 53. - 2010. - P. 1148-1169.

17.Weinstein E.C. The Personal Is Political on Social Media: Online Civic Expression Patterns and Pathways Among Civically Engaged Youth [Текст] / E.C. Weinstein // International journal of communication. 2014. T. 8. P. 210-233.

18.Wellman B. Does the Internet increase, decrease or supplement social capital? Social networks, participation and community commitment / B. Wellman, A. QuanHaase, K. Hampton // Am. Behav. - 2001. -№ 45. - P. 436-465.

© Багно К.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.