Научная статья на тему 'Структура и содержание профессионального опыта при становлении специалиста-метролога'

Структура и содержание профессионального опыта при становлении специалиста-метролога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
компетентность / квалификационные требования / профессиональный опыт / уровень квалификации / метрология / competence / qualification requirements / professional experience / qualification level / metrology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.Н. Гузанов, А.Д. Колясникова

Раскрывается понятие профессионального опыта эксперта-метролога, роль и этапы его становления в структуре профессиональной компетентности специалиста. Показана необходимость формирования и развития профессионального опыта эксперта-метролога для успешного решения профессиональных задач посредством реализации дополнительной профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.Н. Гузанов, А.Д. Колясникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Experience Structure & Content in Becoming a Specialist Metrologist

The article reveals the concept of professional experience of an expert metrologist, the role and stages of his formation in the structure of professional competence of a specialist. It shows necessity of formation and development of professional experience of expert metrologist for successful solution of professional tasks through realization of additional professional training. The authors believe that it is very important that professional experience is a dynamic structure that changes in the process of carrying out a specific professional activity, capable of self-development under the influence of various conditions in which this activity is carried out, that is, it has a synergistic character.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание профессионального опыта при становлении специалиста-метролога»

Структура и содержание профессионального опыта при становлении специалиста-метролога

Раскрывается понятие профессионального опыта эксперта-метролога, роль и этапы его становления в структуре профессиональной компетентности специалиста. Показана необходимость формирования и развития профессионального опыта эксперта-метролога для успешного решения профессиональных задач посредством реализации дополнительной профессиональной подготовки

Б.Н. Гузанов1

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),

д-р техн. наук, профессор, guzanov_bn@mail.ru

А.Д. Колясникова2, 3

Уральский завод гражданской авиации, РГППУ, kolyasnikovaad@mail.ru

1 заведующий кафедрой, г. Екатеринбург, Россия. ORCID: 0000-0001-5698-0018

2 начальник бюро метрологической экспертизы,г. Екатеринбург, Россия

3

3 соискатель ученой степени кандидата наук, г. Екатеринбург, Россия. ORCID: 0009-0006-7242-6475

Для цитирования: Гузанов Б.Н., КолясниковаА.Д. Структура и содержание профессионального опыта при становлении специалиста-метролога // Компетентность / Competency (Russia). — 2024. — № 5. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-5-03-09

ключевые слова

компетентность, квалификационные требования, профессиональный опыт, уровень квалификации, метрология

1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Система менеджмента качества. Требования

2 Проблемы метрологического образования в России: материалы круглого стола / А. Стефанова // Мир измерений. — 2014. — № 2

а предприятиях промышленного сектора в современных условиях инновационного развития производства особое значение приобретает проблема выпуска надежной, наукоемкой продукции, отвечающей высоким стандартам качества и потребностям рынка. Все это становится возможным при организации на предприятии специализированной системы прогнозирования и управления качеством на всех этапах жизненного цикла разработки, производства и эксплуатации выпускаемых изделий. Подобная деятельность может стать гарантией стабильного выпуска продукции, соответствующей нормативно-правовым требованиям и удовлетворяющей запросы потреби-телей1. Отметим, что одна из главных ролей по оценке и управлению качеством на предприятии отведена специалистам по метрологии, задача которых состоит в обосновании и обеспечении состава и требуемой точности параметров объектов измерений в зависимости от их назначения, для определения технического состояния изделий и безопасной и эффективной их эксплуатации, а также создания условий для устойчивого развития и повышения качества измерительной информации на предприятии [3].

Рассматривая трудовые функции специалистов метрологических служб разной профилизации, необходимо учитывать, что их должностные обязанности за последние годы значительно усложнились. Появляются новые области и виды измерений, основанные на трансформации и цифровиза-ции методов и средств производства, что отражается на способах получения и обработки измерительной информации . Кроме того, на предприятиях, в зависимости от объема и способа

организации производства, его места в промышленном секторе экономики, специфики отрасли, специалисты по метрологии выполняют разные задачи, включая специальные функции, например аттестацию испытательного оборудования и метрологическую экспертизу технической документации, требующие от метролога особой подготовки. В результате возникает потребность в обучении метрологов в соответствии с запросами работодателей, сообразно решаемым на предприятиях промышленности задачам.

Ожидания работодателей по отношению к специалистам по метрологии в виде квалификационных требований отражены в профессиональном стандарте через общие трудовые обязанности, функции, необходимый уровень знаний и умений. Для подготовки выпускников, соответствующих запросам работодателей, способных самостоятельно решать задачи по обеспечению единства и точности измерений, образовательные организации при разработке учебных программ учитывают требования профессионального стандарта путем развития профессиональных компетенций, позволяющих выпускникам исполнять хотя бы одну трудовую функцию. Подготовку метрологов, способных выполнять трудовые функции высокого уровня квалификации, к которым относится метрологическая экспертиза, осуществляют организации высшего образования в рамках реализации программ по направлению «Стандартизация и метрология» в соответствии с ФГОС, где программа подготовки бакалавра должна обеспечивать готовность выпускников выполнять трудовые функции 6 уровня квалификации профессионального стандарта, а магистров — 7 уровня.

Метрологическая экспертиза соответствует 6 уровню квалификации специалистов по метрологии. То есть предполагается, что по окончании учебного заведения высшего образования бакалавры и магистры по направлению «Стандартизация и метрология» готовы принимать участие в проведении метрологической экспертизы, и даже организовывать ее проведение, в частности магистрами. Однако представители промышленности чаще всего отмечают неспособность выпускников-метрологов самостоятельно решать задачи метрологического обеспечения, а также недостаточность подготовки молодых специалистов в инженерных вопросах и трудовых функциях, связанных с высоким уровнем квалификации.

Отмечается необходимость длительной адаптации подобных работников на предприятии перед тем, как они смогут самостоятельно приступить к профессиональной деятельности [10]. Это, по-видимому, связано с принципами универсальности, фундаментальности и научности многоуровневого образования, в соответствии с которыми образовательные организации готовят специалиста широкого профиля, обеспечивая вариативность профессиональной реализации выпускников, готовность их к смене деятельности и адаптации к постоянно меняющимся условиям труда. Такое расхождение в конечных целях обучения при подготовке специалиста-метролога выражается в недостаточно сформированных практических навыках, из-за которых студент может быть хорошо подготовлен теоретически, но будет теряться при решении конкретных практических задач.

Метрологическая экспертиза как частный случай деятельности специалиста по метрологии в целях достижения единства и требуемой точности измерений на предприятии требует, по нашему мнению, наличия у эксперта-метролога не только определенного, достаточно высокого уровня общетехнических и специальных знаний, но также способности проводить ана-

лиз, оценку и выработку на основе полученных данных предложений и рекомендаций по повышению качества исследуемого объекта. Подобная компетентность проявляется в наличии у специалиста профессионального опыта, уровень сформированности которого выступает важнейшим показателем конкурентоспособности данного работника. Для молодых специалистов присутствие основ такого опыта является критерием качества профессиональной подготовки и фактором эффективного вхождения их в производственную среду.

Профессиональный опыт в структуре компетентности специалиста

Рассматривая наличие опыта в составе полномочий эксперта-метролога, необходимо отметить, что само понятие опыта вообще, как и опыта профессионального, по сути является междисциплинарным и присутствует как категория во многих гуманитарных науках: социологии, философии, психологии и педагогике [12]. Контент-анализ специальных научных и нормативных публикаций за период 2013-2023 гг. показал разнообразие видов и типов опыта, которые выделяют ученые в своих работах, связывая их с широтой и объемом данной категории. Для наглядности часто выделяемые ими виды и типы опыта можно поместить в «облако слов», представленное на рис. 1.

В работах ученых понятие профессионального опыта раскрывается с нескольких позиций. Так, Поварен-ков Ю.П. разделяет понятие профессионального опыта и опыта профессионала, причем автор отмечает, что профессионал не только выполняет профессиональную деятельность, но и стремится к самосовершенствованию, обеспечивая постоянное собственное развитие [9]. В результате в своей работе он определяет профессиональный опыт как систему знаний и умений, формирующихся в процессе освоения и осуществления профессиональной деятельности, влияющей

на ее эффективность, а понятие опыта профессионала уточняет как систему профессиональных и метапрофессио-нальных знаний и умений, которые формируются в ходе становления профессиональной и метапрофессиональ-ной деятельности, что влияет на эффективность и успешность решения трудовых задач. Автор подчеркивает, что профессионал является не просто субъектом профессиональной деятельности, но и профессионализации в целом.

Следует заметить, что другие авторы, в большинстве работ по рассматриваемой тематике, выражают схожее мнение в том, что профессиональный опыт является гораздо более сложной структурой, чем совокупность знаний и умений, отрабатываемых на практике, сохраняемых в памяти индивида в виде наиболее успешных вариантов решения задач, но не выделяют отдельного термина «опыт профессионала». В частности, в работе [11] Хомчен-ко А.И., анализируя различные подходы авторов к определению понятия профессионального опыта в зависимости от предмета их исследований, отмечает, что в большинстве своем они базируются на психологическом понимании категории опыта как чувственно-эмпирического познания окружающей действительности в процессе жизнедеятельности индивида. Автор выводит понятие профессионального опыта военного специалиста как личностное образование, формируемое в процессе самостоятельной профессиональной, в данном случае военно-профессиональной, деятельности посредством интериоризации смыслов, содержания и исторических средств, фиксируемое в виде целостных ситуаций-сценариев (скриптов) и обеспечивающее регулирование профессиональной деятельности. Исмагилова Ф.С. определяет профессиональный опыт как психо-лого-акмеологическую детерминированную систему, отражающую «в концентрированной форме результаты профессиональной деятельности человека» [6]. Гузанов Б.Н. в работе [4] определяет профессиональный опыт педа-

индивидуальный

эстетический жизненный

я Ш I I I I умственный ^

I I 0\ I :

объективный Су6ьек™ I

§ трудовой!

гонравственныйсубъективныЙ

о социальный

.2 меитальныГт 1 профос с и он о ль пни

гога профессионального обучения как особое образование, состоящее из совокупного опыта индивида, полученное в результате активной учебно-профессиональной деятельности и хранящееся в памяти, позволяющее целостно воспринимать профессиональную деятельность, гармонично и системно в ней функционировать. Мухаметзянова Ф.Г. [7] рассматривает профессиональный опыт как уникальное личностное качество человека, некий целостный образ профессиональной деятельности, зафиксированный в его сознании, выстраивающийся на основе его внутренних резервов (знаний, умений, навыков, владений и т.д.) и определяемый объективными и субъективными факторами (ситуация, обстановка, явление, субъект деятельности), являющимися результатом профессиональной деятельности в прошлом и условием профессионального будущего.

Анализ рассмотренных подходов к определению профессионального опыта позволил сформулировать понятие профессионального опыта эксперта-метролога, под которым будем понимать особое личностное системное образование, формируемое в процессе освоения профессиональной деятельности и самостоятельного творческого решения профессиональных задач в целях достижения единства и требуемой точности измерений, являющееся результатом его профессиональной деятельности в прошлом и оказывающее влияние на ее эффективность в будущем.

Следует отметить, что профессиональный опыт развивается и нака-

Рис. 1. «Облако слов» с определением категории опыта в литературе [Word cloud with the definition of the category of experience in literature]

пливается через участие в событиях профессиональной деятельности, с которыми специалисту приходится сталкиваться в личной практике, применяя полученные в результате образования и самообразования знания и навыки и принимая решения сообразно собственным мировоззренческим принципам, способностям, мотивам и целям профессиональной деятельности. Поэтому профессиональный опыт представляет собой сложную многокомпонентную структуру и его необходимо рассматривать как основу профессиональной компетентности специалиста.

Рис. 2. Структура профессионального опыта эксперта-метролога [Structure of professional experience of an expert metrologist]

Структура профессионального опыта эксперта-метролога

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие взаимосвязанные компоненты профессионального опыта эксперта-метролога:

► когнитивный, или информационный: интеллектуальная область профессионального опыта, представляющая собой результат обучения и самообучения, включающий в себя знания и умения, реализованные на практике, которые приобрели личностный смысл;

► эмоциональный: эмоционально-оценочные представления о себе как о специалисте, переживания, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности, отношение к профессиональной деятельности в целом, признанные ценности, цели и мотивы, побуждающие к профессиональной деятельности и развитию в ней;

Когнитивный компонент

► представления

о профессиональной деятельности

► знания, примененные на практике

► умение решать профессиональные задачи

Эмоциональный компонент

► эмоционально-оценочные переживания в профессиональной деятельности

* личностные смыслы

и мотивы профессиональной деятельности и развития

* мировоззренческие установки и стереотипы

Социальный компонент

► усвоенные в результате общения с коллегами навыки и паттерны

Операциональный компонент

целостные ситуации-сценарии

► социальный, или коммуникативный: взаимодействие и общение в процессе осуществления профессиональной деятельности, паттерны поведения, усвоенные в результате взаимодействия с коллегами, выбор стратегии поведения;

► операциональный, или результирующий содержательные составляющие профессиональной деятельности: ситуации, с которыми специалист сталкивается в ходе решения профессиональных задач, способы и методы выхода из них и результаты, к которым приводит его профессиональная деятельность, этот компонент объединяет в целостные сценарии, хранящиеся в памяти.

Схематично структура профессионального опыта представлена на рис. 2.

Как следствие, профессиональный опыт представляет собой систему, основанную на интеграции приобретенных профессиональных и метапрофессио-нальных знаний и умений, реализуемых на практике, жизненного опыта субъекта деятельности и ситуаций, с которыми он сталкивается, во взаимосвязи с личностными и профессиональными качествами [5]. Весьма важно, что профессиональный опыт является динамичной структурой, изменяющейся в процессе осуществления конкретной профессиональной деятельности, способной к саморазвитию под влиянием различных условий, в которых эта деятельность осуществляется, то есть имеет синергетический характер.

Становление профессионального опыта эксперта-метролога

Как уже отмечалось, разработка, подготовка производственного процесса на основе новейших достижений науки, а также его оснащение современными и высокотехнологичными средствами существенно видоизменили уровень развития современного предприятия, что потребовало особой подготовки специалистов различного профиля. В частности, включение в профессиональную деятельность инженера-метролога многочисленных дополнительных

функций, обусловленных компьютеризацией и интенсивной информатизацией во всех сферах трудовой среды, вызывало необходимость наличия у него специальных компетенций, связанных не только с исполнением профессиональных, обусловленных данной деятельностью функций, но и ряда дополнительных, нужных для становления соответствующего профессионального опыта [1].

В общем и целом, под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства. В зависимости от специфики профессии такой процесс имеет свои особенности, но в любом случае работник при этом обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально значимые качества. Следует заметить, что профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных стадиях, поэтому в процессе практической деятельности специалист проходит несколько этапов становления [2].

В связи с этим процесс становления профессионального опыта эксперта-метролога на основе проводимых исследований и собственного опыта можно разделить на следующие этапы: ► этап накопления профессионального опыта, в ходе которого происходит углубленное теоретическое понимание системной оценки технических решений в части метрологического обеспечения разработки, изготовления и эксплуатации изделий для получения измерительной информации, на основании которой делается вывод о техническом состоянии изделия для безопасной его эксплуатации. Важно отметить, что метрологическая экспертиза как трудовая функция предполагает наличие сформированных знаний и практического их применения в части прикладной метрологии, однако, вероятнее всего, существует недостаточно углубленное понимание их теоретических и законодательных основ, что не позво-

ляет системно анализировать метрологическое обеспечение на высоком уровне. Именно на этом этапе происходит обогащение профессионального опыта специалиста-метролога как эксперта;

► этап становления профессионального опыта в ходе накопления практического опыта решения задач метрологической экспертизы. Здесь происходит вычленение главных составляющих компонентов профессиональной деятельности: главенствующая роль наиболее используемых в деятельности эксперта-метролога теоретических знаний, выбор наиболее значимых алгоритмов решения задач, контроль эмоциональной реакции на профессиональные ситуации и результаты принятых решений, анализ и выбор наиболее эффективных стратегий поведения, подкрепленных позитивными результатами. На этом этапе, как отмечают исследователи, с одной стороны, идет систематизация, упорядочение, оптимизация профессиональной деятельности, а с другой — сужение границ профессионального опыта до отлаженных стереотипных алгоритмов решения задач;

► этап активного преобразования рефлексивного аспекта деятельности в процессе неизбежного столкновения эксперта-метролога с нестандартными ситуациями в профессиональной деятельности, когда эксперт вынужден «выйти за рамки сформированных взглядов на профессиональную деятельность» и действовать творчески;

► этап профессионального мастерства, на котором окончательно формируется творческая социальная активность личности, происходит поиск новых, более эффективных способов выполнения профессиональной деятельности.

Важно отметить, что в научной литературе до сих пор опыт рассматривается как явление, линейно связанное с возрастной и социальной зрелостью индивидуума. При этом отмечается, что процесс развития человека, безусловно, происходит во времени, однако речь идет не только о метрическом, объективном времени, но и о времени психологическом, которое может суще-

ственно сокращаться для конкретного специалиста в зависимости от сложности решаемых задач [8].

Заключение

Проведенный в июне 2023 г. опрос на предприятии АО «УЗГА» среди метрологов, участвующих в метрологической экспертизе, показал, что респонденты практически единогласно (90 %) отмечают возникающие трудности в методическом решении задач метрологической экспертизы изделий сложной техники. В опросе участвовали не только молодые специалисты, но и метрологи с опытом решения задач в области метрологического обеспечения более 3 лет (36 %) на других предприятиях. Это подтверждает ранее сформулированное утверждение, что профессиональный опыт постоянно преобразуется в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, уровень и качество сформированности профессионального опыта не связаны напрямую со стажем профессиональной деятельности, хотя и возрастают с течением времени. Статья поступила Формирование и развитие професси-

в редакцию 28.02.2024 онального опыта напрямую связаны

Список литературы

1. Балакшина Е.В. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8. — № 6.

2. Водеников В.А., Зеер Э.Ф. // Образование и наука: Известия УрО РАО. —

2001. — № 5(11).

3. Гузанов Б.Н., Колясникова А.Д. // Профессиональное образование и рынок труда. — 2023. — Т. 11. — № 4; https://d0i.0rg/10.52944/P0RT.2023.55.4.004.

4. Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. // В мире научных открытий. — 2012. — № 5(29).

5. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. // Образование и наука: Известия УрО РАО. —

2002. — № 5(17).

6. Исмагилова Ф.С. Системная структура профессионального опыта специалиста // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие

в профессиональном образовании: межвуз. сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2000.

7. Мухаметзянова Ф.Г. // Интеграция образования. — 2005. — № 3(40).

8. Панова Н.В. // Продуктивное образование. Индивидуальные образовательные траектории: альманах. — М.: Экшэн. — 2006. — Вып. 8.

9. Поваренков Ю.П. // Ярославский педагогический вестник. — 2023. — № 1(130). DOI: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_144_157.

10. Савельева Н.Н., Минин М.Г. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — № 2(128). DOI: 10.23670/ IRJ.2023.128.23.

11. Хомченко А.И. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — № 7.

12. Черняева Т.Н. // Ученые записки Педагогического института СГУ

им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. — 2009. — № 3-4.

с индивидуальными особенностями человека, его жизненным опытом, с количеством и разнообразием возникновения нестандартных профессиональных сценариев разной степени неопределенности задач, для решения которых эксперт-метролог должен находить творческие способы, с применением личных усилий, увеличивая и обогащая свой профессиональный опыт. В рамках образовательных организаций реализовать такие педагогические условия достаточно проблематично, поскольку основная задача высшего образования — подготовить специалиста широкого профиля.

С применением инновационных образовательных технологий, реализующих проблемное обучение в сотрудничестве с предприятиями — лидерами отрасли в реальных производственных условиях, это возможно лишь отчасти, так как даже при таком подходе формирование профессионального опыта носит общий характер, и только на первом этапе его развития — накопления и обогащения теоретической составляющей.

В концепции профессиональной деятельности в одной трудовой функции область, в которой развивается профессиональный опыт, ограничена списком трудовых задач конкретного специалиста-метролога. Для его дальнейшего роста в качестве эксперта-метролога накопленного багажа знаний оказывается недостаточно. Следовательно, для развития и обогащения профессионального опыта эксперта-метролога необходимо использовать дополнительные образовательные программы как в процессе подготовки бакалавров и магистров по направлению «Стандартизация и метрология» (тогда более квалифицированному востребованному молодому специалисту, готовому к самостоятельной деятельности, потребуется минимальное время адаптации на предприятии), так и в процессе самостоятельной практической деятельности по мере появления педагогической потребности для становления высококвалифицированного конкурентоспособного эксперта. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kompetentnost / Competency (Russia) 5/2024

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-5-03-09

Professional Experience Structure & Content in Becoming a Specialist Metrologist

B.N. Guzanov1, Russian State Vocational Pedagogical University (RSVPU), Prof. Dr. (Tech.), guzanov_bn@mail.ru A.D. Kolyasnikova2, 3, Ural Works of Civil Aviation, RSVPU, kolyasnikovaad@mail.ru

1 Head of Department, Ekaterinburg, Russia. ORCID: 0000-0001-5698-0018

2 Chief of Metrological Examination Bureau, Ekaterinburg, Russia

3 Applicant for PhD Degree, Ekaterinburg, Russia. ORCID: 0009-0006-7242-6475

Citation: Guzanov B.N., Kolyasnikova A.D. Professional Experience Structure & Content in Becoming a Specialist Metrologist, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2024, no. 5, pp. 3-9. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-5-03-09

key words

competence, qualification requirements, professional experience, qualification level, metrology

The article reveals the concept of professional experience of an expert metrologist, the role and stages of his formation in the structure of professional competence of a specialist. It shows necessity of formation and development of professional experience of expert metrologist for successful solution of professional tasks through realization of additional professional training. The authors believe that it is very important that professional experience is a dynamic structure that changes in the process of carrying out a specific professional activity, capable of self-development under the influence of various conditions in which this activity is carried out, that is, it has a synergistic character.

References

1. Balakshina E.V., Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, vol. 8, no. 6, pp. 1-9.

2. Vodenikov V.A., Zeer E.F., Obrazovanie i nauka: Izvestiya UrO RAO, 2001, no. 5(11), pp. 129-143.

3. Guzanov B.N., Kolyasnikova A.D., Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2023, vol. 11, no. 4, pp. 77-92; https://doi.org/10.52944/ P0RT.2023.55.4.004.

4. Guzanov B.N., Krivonogova A.S., V mire nauchnykh otkrytiy, 2012, no. 5(29), pp. 125-141.

5. Zeer E.F., Zavodchikov D.P., Obrazovanie i nauka: Izvestiya UrO RAO, 2002, no. 5(17), pp. 127-139.

6. Ismagilova F.S. Sistemnaya struktura professional'nogo opyta spetsialista, Integral'naya individual'nost' cheloveka i ee razvitie v professional'nom obrazovanii: mezhvuz. sb. nauch. tr., Ekaterinburg, 2000, pp. 145-162.

7. Mukhametzyanova F.G., Integratsiya obrazovaniya, 2005, no. 3(40), pp. 42-46.

8. Panova N.V., Produktivnoe obrazovanie. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii: al'manakh, Moscow, Ekshen, 2006, no. 8, pp. 302-306.

9. Povarenkov Yu.P., Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2023, no. 1(130), pp. 144-157. DOI: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_144_157.

10. Savel'eva N.N., Minin M.G., Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiyzhurnal, 2023, no. 2(128). DOI: 10.23670/IRJ.2023.128.23.

11. Khomchenko A.I., Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 7, pp. 107-114.

12. Chernyaeva T.N., Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N.G. Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika, 2009, no. 3-4, pp. 87-94.

НОВАЯ КНИГА

Лукашкин В.Г., Прилепко М.Ю., Денисенко С.А.

Измерительные сигналы

Учебное пособие. — М.: АСМС, 2023

Приводятся свойства и особенности всех видов измерительных сигналов, включая сигналы аналитической химии и космические гравитационные, используемые для решения широкого круга современных метрологических задач. Особое внимание уделено гармоническому сигналу — базовой функции ряда Фурье. Рассмотрено понятие спектра сигнала и полосы занимаемых частот при различных видах модуляции электрических сигналов.

Учебное пособие может быть полезно широкому кругу специалистов-метрологов, занимающихся практическими измерениями и построением измерительных схем.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.