Литература
[1] Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.
[2] Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М.; Воронеж, 2007.
[3] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
[4] Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3.
[5] Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
[6] Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М., 1989..
[7] Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Проблемы общей психологии. М., 1976.
[8] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
Цветков Н.А.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ РЕГИОНА»: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В научных исследованиях имидж территории, региона определяется по-разному. Отметим некоторые из определений.
1. Имидж региона как комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и пр.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности [3, с. 12].
2. Имидж региона как совокупность представлений в общественном сознании, сформировавшийся в процессе исторического развития экономических, географических, национальных, культурных, демографических характеристик региона, посредством информационного, эмоционально-психологического и художественного воздействия, в котором тесно переплетаются оценки реальной ситуации и мнения, сформированные коммуникативными политическими технологиями [10].
3. Региональный имидж или образ региона в своем содержании создает эмоциональный тон восприятия определенных идеологических установок, иллюстрирует идеологию в ярких, доходчивых образах, формирует у населения соответствующей территории чувство патриотизма. Идеология, как система ценностей, моделей поведения, не подкрепленная продуманным и профессионально сформированным имиджем региона, воспринимается как искусственная, нереальная установка, мифологическая матрица. В то же время имидж региона без идеологического наполнения не воспринимается цельно, он является как бы набором ярких фрагментов без смыслового содержания [8].
4. Имидж региона относительно устойчивая и воспроизводящаяся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Имидж региона - очень разноплановый, эмоционально окрашенный, искусственно создава-
емый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.
5. Имидж региона - это сформированный в массовом сознании образ региона, наделенный уникальными характеристиками. Такие представления являются своего рода концентратом общественного мнения, позволяющим в критические минуты почти мгновенно принимать те или иные решения политикам, общественным деятелям, бизнесменам, административным служащим, маркетологам, рекламистам, социологам. Подобная мысленная картина называется региональным имиджем [2].
Приведенный перечень определения имиджа региона показывает, что проблема имиджа является междисциплинарной и комплексной по своему содержанию. Нас интересуют исследования, которые имеют психологическое содержание.
В некоторых из таких исследований были описаны свойства имиджа региона как психического образа (Шаталов Г.). При этом к характеристикам этого образа относят: изменчивость. Считается, что в этом плане образ региона не статичен и изменяется во времени. Образ региона складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно. Изменение образа региона зависит от многих факторов, в том числе и социально-психологических. Следующая характеристика - историчность имиджа, или его «вплетенность» в конкретный исторический контекст. У каждого региона своя история, однако, существуют исторические периоды, которые однозначно воспринимаются позитивно, являются некими историческими императивами. К характеристикам имиджа также относится относительная устойчивость. Устойчивость образа региона зависит от его яркости, места региона в сознании населения страны. Далее - такая характеристика как комплексность. Это означает, что все составляющие части образа региона взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.
Исходя из данных характеристик, были выявлены главные составляющие имиджа региона: население, экономика, образование, культура, наука, СМИ, спорт, региональная политика, характеристики властных структур, региональные лидеры, быт, коммунальное и транспортное хозяйство, архитектура, географические особенности, историческое прошлое.
Обратимся к проблеме формирования регионального имиджа. Проблема формирования позитивного регионального имиджа является также недостаточно разработанной. Это определяется рядом сложных причин, в частности, исторически сложившимися отношениями между Центром и регионами. Значимой причиной является и своеобразие взглядов на природу регионального имиджа: «ключевым моментом развития имиджа региона является определение регионального потенциала на основе которого строится программа региональной политики» [5, с. 85]. То есть констатируется приоритет факторов политических или экономических, что обедняет проблему имиджа.
Весьма важной причиной является причина собственно психологическая. Социально-психологические исследования, проводимые в различных регионах России, экспертные оценки проблемы, проведенные в РАГС (ныне РАНХиГС) при Президенте РФ (Белоусова И.Э., Зазыкин В.Г., Захарова С.Е., Федоркина А.П. и др.), убедительно показали, что существует так называемая «региональная психология» населения региона. Под региональной психологией населения региона понимается некое психологическое своеобразие, которое характерно для большинства жителей региона, обусловливающее относительное сходство их поведения, отношений и эмоционального реагирования в типичных ситуациях. Причем это отно-
сится не только к многонациональным регионам, но и к тем, где явно преобладает одна национальная общность, в основном русские. Одни и те же значимые события вызывают разный по своей силе и эмоциональной окраске отклик в различных регионах России у представителей одной и той же национальности. «Эта психологическая непохожесть проявляется в силе эмоций, быстроте их распространения, «обогащении» содержания при обсуждении и передаче от человека к человеку значимой информации, в устойчивых стереотипах восприятия и оценке информации, людей и событий и многом другом. Такое психологическое своеобразие обязательно должно учитываться при разработке концепций имиджа той или иной территории» [4, с. 166].
В регионах особенно проявляются социально-психологические феномены группировки социальных представлений, особенно проявляющихся в социальных оценках, деления на «своих» и «чужих» вплоть до состязательности, конкуренции и возникновения регионального сепаратизма. Практически повсеместно действие социально-психологических феноменов каузального атрибутирования при объяснении сложных социально-экономических явлений (возложение вины на Центр и т.п.), проявления групповой недоброжелательности. Региональный аспект проявляется даже в осуществлении информационной политики, которая может существенно усиливать феномены региональной психологии [1].
Как показал анализ проблемы формирования регионального имиджа, многие имиджи сформировались стихийно, без соответствующего психологического обеспечения. В некоторых регионах проводится соответствующая работа, например, в Томской области ввели так называемый региональный паспорт жителя области, который дает информацию о регионе, его культуре, потенциале. Данные инициативы являются лишь отдельными элементами в системе, которая должна реализоваться комплексно.
В современных исследованиях регионального имиджа выявлено три пути повышения его эффективности [9, с. 30]. Отметим их.
1. Мифологизация региона, особенно его истории, возможностей. Создание историко-культурные информационные комплексы, которые образуют имиджевые знаковые системы. Оптимальный вариант, если мифологизированные имиджи поддерживаются реальностью.
2. Развитие бренда, символизирующего привлекательность региона для потребителей. Этот процесс при наличии известных достопримечательностей, природных особенностей, развитии инфраструктуры, связанной с их эксплуатацией, обеспечивает весомые поступления в региональные бюджеты. Данный подход может быть особенно эффективен при отсутствии сырьевых или промышленных ресурсов, транспортных преимуществ. В этом случае бренд региона может развиваться как туристический, оздоровительный и т. д.
3. Активное представление региона как объекта, привлекательного для инвесторов. Привлекающие факторы — наличие перспективных с точки зрения вложения инвестиций и налаживания деловых связей предприятий (промышленных, эксплуатирующих природные ресурсы, культурных), потенциал туристической индустрии (в том числе для рыболовов, охотников и др.) ее инфраструктура.
Отмечалось, что по всем трем направлениям лицами, формирующими положительный имидж региона, должны быть «его харизматический лидер, известные общественные деятели, мастера культуры, спортсмены». С психологической точки зрения этих направлений явно недостаточно.
При разработке концепции регионального имиджа следует помнить о его важнейших свойствах как психического образа, а именно «прагматичности» и «ва-
риабельности». Имидж должен быть прагматичным, потому что он создается под конкретные задачи. Можно, конечно, разрабатывать обобщенный имидж региона или города, но он будет наверняка громоздким, что идет в противоречие с одним из главных общих требований к эффективности имиджа.
Существуют и другие точки зрения относительно сущности регионального имиджа. Отметим одну из них:
— регион должен позиционироваться как субъект (то есть персонифицироваться), выполняющий определенный набор функций, главная из которых - функция власти; отсюда видной место в региональном имидже должны занимать имиджи руководителей региона;
— регион должен иметь свою репутацию, что должно постоянно подтверждаться;
— необходимо стремиться к соответствию имиджа региона с его реальными характеристиками;
— имидж региона должен выстраиваться с учетом ментальных характеристик глубинной психологии [6].
В политологических исследованиях рекомендуют в имидже отражать личность и деятельность региональных руководителей, международные связи, общественную активность, культурный потенциал (Тавокин Е.П., Шабалин И.А.).
Технологии реализации и трансляции имиджа региона могут быть теми же, что и для имиджа страны, в частности, необходимо:
— больше транслировать позитивную информацию о регионе (разнообразную, но связанную общей целью повышения эффективности имиджа);
— целенаправленно формировать положительные психологические установки на восприятие региона;
— усилить и улучшить работу по формированию позитивного имиджа элиты региона и населения;
— устраивать разнообразные, но хорошо скоординированные РЯ-акции;
— создавать и транслировать региональные социальные мифы; и пр.
Помимо этого, необходимо особое внимание обратить на усиление нравственных регуляторов поведения населения и особенно власть имущих, причем на всех уровнях, необходимо самое пристальное внимание обратить на работу наших СМИ, прежде всего информационного вещания (Матвеева Л.В.). Необходим региональный протекционизм особенно в области культуры, науки и образования. Необходимо разработать соответствующие проекты, которые бы по-настоящему поддерживались государством и имели бы сильный резонанс. Нужны «заказные», нор талантливые художественные произведения, работающие на позитивный имидж региона.
Перспективным является разработка культурных сценариев построения образа региона [8]. Эти культурные сценарии должны предусматривать формирование различных образов: «особости» региона, жизненного пространства, духовности, истории, потенциалов региона, национальных особенностей, самобытности, представления о себе, представления о других, образов устремленности в будущее и пр. В имидже должны отражаться такие позитивные характеристики, как деловая репутация, авторитет региона и власти. Реализация данных сценариев в СМИ должна изменить образ региона в индивидуальном и коллективном сознании.
Литература
[1] Анникова В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дисс. канд. полит. наук. М., 2001.
[2] Выгонский С. http://sv-psycho.narod.ru/regionimage.html
[3] Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.
[4] Зазыкин В.Г., Мельников А.П. Психология «паблик рилейшнз». М., 2008.
[5] Замятина Н.Ю. Вариации региональных образов: когнитивно- географические контексты // Полис.2004. №5.
[6] Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика. М., 2007.
[7] Матвеева Л.В. Доклад на заседании Круглого стола «Положительный образ России: перспективы развития» Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития. Москва, 2.07.2007.
[8] Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. М., 2008.
[9] Ситников А.П. Учет факторов политических рисков в формировании репутации регионов. Продвижение имиджа нижегородского региона: опыт и перспективы (материалы V Международной научно-практической конференции по региональной культуре). Нижний Новгород, 2005.
[10] Шабалин И.А. Имидж региона как информационно-политический ресурс: Автореф. дисс. канд. политических наук. М., 2005.
Шеремета И.В.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА
Методологическая проработка проблемы исследования разнообразных явлений, представляющих научный либо практический интерес, предполагает, прежде всего, использование имеющихся концептуального и инструментального аппаратов или (при их отсутствии или несоответствии решаемой задаче) разработку новых, в большей степени отражающих предмет изучения. Построение моделей изучаемых явлений в этом процессе играет одну из ключевых ролей. Это обусловлено целым рядом оснований. С одной стороны, процесс моделирования является составным элементом построения концептуальных основ любой науки или практики, а сама процедура моделирования имеет концептуальную направленность, так как в ней используются категории, понятийно-терминологический аппарат, система теорий, законы, закономерности, отражающие предметные области знаний, занимающихся изучением объекта моделирования. С другой стороны, разработка инструментального аппарата в виде валидных методов, методик или технологий невозможна без использования моделей изучаемых явлений, выступающих в качестве теоретических ориентиров реализации практических исследований.
Анализ научных первоисточников по проблеме построения моделей показывает, что многие исследователи (М.Л. Вартофский, В.С. Ратников, Д.Л. Ситникова и др.) считают, что все научные представления об окружающем мире, обществе, технике и технологиях, в том числе психологические знания, носят модельный характер.
В научной литературе модель (от лат. modulus - мера, образец, норма), трактуется как разрабатываемый в теоретических и (или) практических целях матери-