Научная статья на тему 'Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе'

Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODICAL SYSTEM COMPONENTS / МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ / METHODS OF INFORMATICS / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INFORMATION MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / МЕТОД ФОРМАЛИЗАЦИИ / METHOD OF FORMALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзамыхов Алибек Хусейнович

Традиционно сложившаяся система подготовки специалиста в вузе направлена на формирование в основном системы знаний и интеллектуальных умений, уделяя значительно мало внимания профессионально значимым практическим умениям и навыкам, их интеграцию. В статье рассматриваются проблемы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях внедрения и развития средств и методов информатики, анализа, синтеза и исследования информационных объектов, процессов различной природы, а также построения информационных моделей средствами и методами математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзамыхов Алибек Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE METHODICAL SYSTEM OF JOINT STUDY OF INFORMATICS AND MATHEMATICS AT THE UNIVERSITY

Traditionally, the current system of training specialist at the University is aimed to form mostly knowledge and intellectual skills, paying little attention to professionally significantly meaningful practical skills and their integration. The article deals with the problem of training future specialist to professional activity in conditions of implementation and development of the means and methods of Informatics, analysis, synthesis and study of information objects, processes of different nature, as well as building information models and methods of mathematics.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе»

Междунар. пед. академия, 1995 . - 421 с.

6. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявления, развитие и реализация. Пер. с англ.

- М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.

7. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2003 г. - 208 с.

8. Грицанов А.А. Новейший философский словарь/ Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

- 896 с.

9. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 161 с.

10. Баранов Е.Г. Формирование самостоятельности личности//Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда пси-хологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2010. - С. 289-293.

11. Гудзовская A.A. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 1998.-230 с.

12. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография.- Волгоград: Перемена, 2006. - 318 с.

13. Бахусова Е.В., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А., Монахов В.М., Грачев О.Б., Никулина Е.В. Технологии В.М. Монахова - дидактический инструментарий модернизации образования. Учебное пособие / Тольятти, 2004.

14. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 113-115.

15. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Особенности формирования практической готовности будущего учителя в условиях многоуровневого обучения // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 111-116.

16. Давыдов О.В. Методология проектирования педагогической технологии в профессиональном образо-

вании (аксиоматический подход) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 3944.

17. Лискина О.А. Инновационные технологии и педагогическая деятельность в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 169-171.

18. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1. С. 269-273.

19. Вердиева Ч.Г. Психологическая характеристика педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 49-51.

20. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А., Васекин С.В., Зелик О.Н., Власов Д.А., Никулина Е.В., Грачев О.Б. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии. Учебное пособие / Тольятти, 2004.

21. Лебедева Л.М. Управление формированием готовности педагогов к использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 173-175.

22. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 260-263.

23. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида /под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: 1995. - 171 с.

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS SPECIALIZED AGENCIES

© 2014

T.A. Gudalina, deputy director Togliatti social shelter "Dolphin"

Togliatti Social Shelter "Dolphin", Togliatti (Russia)

Annotation: Defined the concept of "socio-professional competence of the teacher of social orphanage" as the growth of a teacher, formed by integrating conscious of value orientations and motives, personality, social skills, professional knowledge and skills, as well as providing productive solving problems of social adaptation of minors, their rehabilitation and successful socialization in professional activities. Based on the analysis of conceptual frameworks and theoretical generalizations with regard to the practical experience of teachers specialized agencies the essence of the phenomenon of socio-professional competence of the teacher in the aspect of its structural components: value-motivational, psychological, social, functional.

Keywords: competence, soc^-professional competence of the teacher, social orphanage for children.

УДК 378(07)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ

© 2014

А.Х. Дзамыхов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики

и методики ее преподавания,

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Карачаевск (Россия)

Аннотация. Традиционно сложившаяся система подготовки специалиста в вузе направлена на формирование в основном системы знаний и интеллектуальных умений, уделяя значительно мало внимания профессионально значимым практическим умениям и навыкам, их интеграцию. В статье рассматриваются проблемы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях внедрения и развития средств и методов информатики, анализа, синтеза и исследования информационных объектов, процессов различной природы, а также построения информационных моделей средствами и методами математики.

Ключевые слова: компоненты методической системы обучения, методы информатики, информационная модель, моделирование, метод формализации.

Введение. Об основных компонентах методической дической системы обучения мы будем придерживаться системы говорили многие ученые (П. Беспалько, Н.В. подхода А.М.Пышкало, который выделял в качестве Кузьмина, А.М. Пышкало и др.). При построении мето- компонентов методической системы: цели, содержания,

49

методы, формы и средства обучения, рассматриваемые в их динамике и взаимодействии, что характерно для открытой системы. В этом аспекте охарактеризуем подробнее каждый компонент методической системы обучения, нацеленной на совместное изучение информатики и математики.

Основная часть.

Цели. На основе проведенного анализа определяются цели методической системы совместного изучения информатики и математики:

- обеспечение гибкой системы информационных и математических знаний, математического мастерства, направленной на развитие математической, профессиональной культуры учителя информатики;

- формирование научного мировоззрения, понимания значимости роли и места информатики и математики в современном обществе;

- формирование навыков моделирования и формализации;

- развитие алгоритмического мышления;

- активизация познавательной деятельности и развитие интереса к математическим дисциплинам как главному инструменту и универсальному языку научного познания картины мира;

- формирование и творчества рамках информатики и математики;

- формирование стремления к выбору эффективных и рациональных методов исследования профессиональных задач;

- формирование самостоятельности, самосовершенствования, самореализации.

Содержание обучения. Исследователи (И.К. Журавлев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.) рассматривают содержание образования на различных его уровнях, по-разному подходят к концепции его построения.

Например, В.В.Краевский, исходя из культурологического подхода, определяет содержание образования как педагогически адаптированного социального опыта человечества, изоморфного по структуре человеческой культуре «во всей ее структурной полноте» и дает следующее пояснение: «Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:

- уровня познавательной деятельности, фиксированного в форме результатов-знаний;

- уровня репродуктивной деятельности, фиксированного в форме ее способов осуществления (умения и навыки);

- уровня творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных ситуаций, познавательных задач, творческих задач и т. п.;

- уровня реализации эмоционально-ценностных отношений» [4].

Основной подход к построению содержания совместного изучения информатики и математики для будущих учителей информатики и математики заключается в следующем.

Современный курс информатики объективно развивается в трех основных аспектах:

- алгоритмическом и технологическом;

- естественно-научном;

- метапредметном.

Эти три аспекта, с одной стороны, последовательно сменяют друг друга в процессе развития курса информатики. С другой стороны, предыдущий этап при этом не отменяется, так что все три аспекта существуют и развиваются одновременно. Каждый из этих аспектов отражает определенный и существенный компонент реальности, с другой стороны - отвечает той или иной потребности личности учащихся изучающих информатику.

В рамках алгоритмического и технологического направления целесообразно осваивать курсы «Основы ма-

тематической логики», «Основы теории алгоритмов» при этом возможно соединение этих курсов в один курс, а также курс дискретной математики. Такие курсы уже существуют в рамках подготовки учителей информатики, однако их содержание требует коррекции.

В курсе «Математическая логика» целесообразно расширить раздел «системы булевых функций», так как булевы функции широко применяются почти во всех направлениях информатики, в том числе тенденция развития и конструирования аппаратной и программной системы современных компьютеров основана на логике функциональных схем.

Особое внимание уделено методам формализации, аксиоматическим формальным теориям (формальное доказательство, автоматическое доказательство теорем) и логике предикатов, что особо важно для реализации системы искусственного интеллекта (компьютерной системы обработки знаний, системы распознавания, нейронных сетей и др.). Очень важно ввести в содержание обучения элементы исчисления предикатов первого порядка, формальные теории, понятие доказательства, аксиоматизация арифметики (аксиомы Пеано), схема доказательства теоремы Геделя о неполноте для элементарной арифметики.

В курсе «Теория алгоритмов», помимо различных вариантов уточнения понятия алгоритма, рекурсивных и рекурсивно-перечислимых множеств, алгоритмических проблем, понятия сводимости, включили рассмотрение основных понятий теории сложности и некоторых методов анализа сложности алгоритмов.

При рассмотрении алгоритмов и программ целесообразно рассмотреть вопросы, связанные с их доказательством. В простейших случаях такие доказательства основаны на методе математической индукции. Очень важно рассмотреть в курсе вопросы, связанные с компьютерными экспериментами и компьютерным доказательством теорем.

Изучение курса «Дискретная математика» целесообразно начать с теории конечных множеств, операций над множествами, элементов комбинаторики. Во второй части курса рассматривать различные методы исследования дискретных объектов: методы рекуррентных соотношений, метод включения и исключения, методы производящих функций, а также теорию графов.

В рамках естественно - научного направления целесообразно было бы ввести курс «Основы информационного моделирования» (возможное название «Основы компьютерного моделирования»). В этом курсе очень важно рассмотреть различные модели, их свойства и применение к изучению различных объектов и процессов. Возможным подходом к изучению этих моделей является обсуждение исключительно важной проблемы устойчивого развития.

Определяющее значение в теории устойчивого развития является исследование глобальных информационных моделей. При построении глобальных моделей происходит формализация осознаваемых в настоящий момент причинно-следственных связей, определяющих пространственно-временную динамику системы в целом.

Принципиально важную роль в исследовании глобальных информационных моделей является качественный анализ поведения системы вблизи т.н. «особых точек» - точек, в которых происходит качественный скачек в поведении динамических систем. Как уже подчеркивалось выше, таким анализом занимается специальная дисциплина - «теория катастроф». В этой дисциплине подробно исследуются структурно устойчивые поверхности вблизи особых точек.

Так, например, если динамическая система зависит от двух параметров, то в ней возможны только две устойчивые поверхности: «катастрофа сборки» и «катастрофа складки». Качественное исследование этих

«катастроф» дает большую информацию о поведении системы в целом.

Исследование подобных моделей необходимо для осуществления управления, как на глобальном, так и на локальном уровнях. Как подчеркивал Н.Н.Моисеев, целенаправленное развитие - это развитие управляемое. В свою очередь любое управление сводится, в конечном счете, к принятию того или иного решения субъектом. Его выбор, в свою очередь, основывается на информации о состоянии управляемого объекта и знании его свойств.

Оно предполагает возможность оценить результаты принимаемых решений и действий по их реализации и по их соответствию целям управления. В этой связи определяющую роль играют цели, преследуемые при проектировании и создании глобальных моделей.

В традиционных курсах математического моделирования изучаются дифференциальные уравнения, описывающие конкретные управленческие ситуации в информационных системах. Однако важно сосредоточить внимание также на качественной оценке решений этих уравнений.

Например, исследование на устойчивость решения системы дифференциальных уравнений, которые описывают процесс управления какой-либо экономической системой, позволяют сделать вывод, что многоступенчатое управление при числе ступеней больше трех неустойчиво. Двухступенчатое управлении приводит к колебанием в системе, но, но не вызывает их катастрофического нарастания.

Наиболее устойчивым оказывается одноступенчатое управление, когда управляющее лица в наибольшей степени заинтересовано в осуществлении реального экономического процесса. С другой стороны, из теории сложных системы вытекает, что процесс управления не будет эффективным, если в нем не будет реализована определенная иерархия.

Таким образом, качественный анализ показывает, что наиболее целесообразной является двухступенчатая система управления. При этом необходимы дополнительные организационные условия, чтобы компенсировать возможные колебания системы, неизбежные при двухступенчатом управлении.

Возвращаясь к содержанию и структуре курсов, ориентированных на развитие математической культуры будущего учителя информатики необходимо подчеркнуть целесообразность модернизация всей системы математических дисциплин, изучаемых будущими учителями информатики.

В рамках метапредметного направления общеобразовательного курса информатики очень важно выделить математические понятия и структуры, которые могли бы внести свой вклад в формирования метапредметных результатов курса информатики и которые должны быть сформированы у будущего учителя информатики. При определении этих результатов, мы будем пользоваться формулировками А.Я.Хинчина, которые достаточно точно отражают смысл универсальных учебных действий.

К универсальным действиям, характерным для математики можно отнести следующее:

1. Умение корректно осуществлять обобщение. Например, если несколько десятков (или хотя бы и несколько миллионов) наудачу выбранных объектов обладают каким-нибудь свойством, мы еще не вправе признать это свойство принадлежащим всем объектам. Такое заключение было бы не до конца обоснованным, а в математической науке все, что обосновано до конца, расценивается как абсолютно необоснованное. Только исчерпывающее общее доказательство может дать уверенность в том, что данный признак действительно является общим свойством всех объектов.

2. Умение пользоваться обоснованными аналогиями. Заключения по аналогии служат обычным и закон-

ным приемом установления новых закономерностей, как в эмпирических науках, так и в обыденной жизни. Заключение по аналогии значительно выигрывает в убедительности, если к чисто эмпирическим данным, присоединяются, как это часто бывает, какие-либо теоретические соображения, заставляющие предполагать наличие такой аналогии.

3. Умение осуществлять полноту дизъюнкций. Когда математик доказывает какое-либо общее свойство всех объектов, то иногда ему приходится проводить доказательство отдельно для различных видов этих объектов. В этих случаях необходимо рассматривать действительно все случаи, что является одним из проявлений математической культуры.

4. Умение осуществлять полноту и выдержанность классификации. Требование выдержанности классификации состоит в том, чтобы она проводилась по единому принципу, по единому признаку. Это требование, при строгом мышлении совершенно обязательное, очень часто нарушается не только в обывательских рассуждениях, но и в серьезной практике.

Методы обучения составляют третий компонент методической системы совместного изучения информатики и математики. В наших исследованиях мы делаем акценты на использование сочетание эвристических; исследовательских; проблемных; объяснительно-иллюстративных; репродуктивных методов.

Средства обучения в методической системе совместного изучения информатики и математики в условиях использования ИКТ в обучении играют принципиально иную роль, в отличие от обучения в традиционной форме. Более адекватным в этом отношении является понятие «информационно-образовательная среда» исследованной в работах А.Л.Семенова, С.Г.Григорьева, С.В.Зенкиной, Е.К.Хеннера и др.

Как отмечает М.М.Абдуразаков, «информационная среда является рукотворной, созданной в результате действия разнообразных средств ИТ. Владение этими технологиями определяется сформированностью ИКТ-компетенций.

Расширение методологических принципов на информационно-образовательную среду приводит к необходимости расширения понятия «ИКТ-компетенций», в котором нашли бы отражение научные принципы методической системы подготовки будущего преподавателя к профессиональной деятельности. При этом среда ИКОС нужна, прежде всего, для реализации новых видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов, что, подчеркнем, отражено в новом ФГОС» [1, с. 76; 5-8].

Более того в профессионально-методической системе подготовки формирование ИКТ-компетенций будущего преподавателя является важным процессом, результатом которого является его готовность к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности в современной ИКОС [1, с. 77].

В качестве средств совместного изучения информатики и математики используются:

- учебно-методический комплекс, который включает: учебные пособия, учебно-методические программы, электронные учебники, контролирующие и обучающие программы, математические тесты, творческо-иссле-довательские задачи по математическим дисциплинам дискретного блока;

- компьютерная диагностическая система, направленная на выявление уровня сформированности психолого-педагогических свойств личности.

Формы обучения. В своем исследовании мы будем использовать традиционные формы обучения и формы обучения с активным использованием компьютера.

В традиционных формах обучения математическим дисциплинам (лекции, семинары, лабораторные работы и др.) средства компьютерных технологий используют-

ся по необходимости. Особое внимание уделяется этапу проектирования учебного материала, что дает предварительные представления об изучаемом учебном материале [11-19]. Это усиливает процесс усвоения предмета.

При таком подходе математические и информационные задачи представлены по трем уровням сложности: учебные, учебно-исследовательские, творческо-иссле-довательские, которые ориентированы на активизацию познавательной деятельности, формирование научного мировоззрения и развитие творчества студента [20-22].

Для самостоятельной работы студентов подбираются темы рефератов, курсовых работ, соответствующие математическим дисциплинам и их связи с информатикой. Значительная роль отводится студенческим творческо-исследовательским работам.

Заключение. Таким образом, в соответствии с общей моделью дидактической системы и задачей развития, нами выделены основные структурные компоненты современной методической системы обучения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цели и планируемые результаты обучения, содержание обучения;

- методы обучения, средства обучения, формы обучения, технологии их проектирования, структурирующие технологию решения методической задачи (технология обучения информатике),

- результат функционирования методической системы (оценочно-результативный компонент).

Основанием для связи элементов системы являются цели обучения предмету и сам процесс интегрированного обучения информатике и математике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода в образовании. Информатика и образование. № 6. 2014. -С. 75-78.

2. Бешенков С.А. Лабутин В.Б., Юнусов М.Б. Визуализация как фактор развития ИКТ-компетенций студентов вуза. Информатика и образование. № 6. 2014. -С. 66-69.

3. Журавлев Ю.И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики. Народное образование. №. 2006.

4. Краевский В.В. Нормативное представление о формировании содержания образования. - М.: Педагогика, 1983.

5. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М. Развитие профессиональных умений учителя в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды // Информатика и образование. 2009. № 5. С. 93-97.

6. Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Системно-интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 1. С. 50-52.

7. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 58-60.

8. Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования // Наука и современное общество. 2003. № 1. С. 3.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

10. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории. //Информация и самоорганизация. -М., 1996.

11. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информа-

тики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 1. С. 106-112.

12. Теплицкий А.И. Педагогические условия подготовки будущих учителей естественно-математических дисциплин средствами компьютерного моделирования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 297-300.

13. Филиппенко О.В., Мазуренко Е.В. Задачи профессиональной направленности в курсе высшей математики и использование пакетов прикладных программ для их решения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 227-233.

14. Ярыгин А.Н., Палфёрова С.Ш. Формирование базовых компетенций студентов при изучении математики в техническом вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 294-298.

15. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Интеграция учебных планов при непрерывном образовании // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 27-28.

16. Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В. Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 12-14.

17. Иванов О.И., Палфёрова С.Ш. Тенденции фун-даментализации образования в эпоху информационных технологий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2004. Т. 9. № 6. С. 7-12.

18. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1. С. 269-273.

19. Кухарева Е.А. Педагогические условия эффективности реализации интегрированного курса математики и информатики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 157-160.

20. Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе учебно-исследовательской деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 118-125.

21. Колодезникова С.И. Организационно-методические условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 184-186.

22. Руднева Т.И. Исследовательская деятельность: методология научного поиска // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 122-126.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE METHODICAL SYSTEM OF JOINT STUDY OF INFORMATICS AND MATHEMATICS AT THE UNIVERSITY

© 2014

A.H. Dzamyhov, candidate of pedagogic Sciences, docent, head of the Department of mathematics

and its teaching methods

Karachaevo-Circassian State University, Karachaevsk (Russia)

Annotation. Traditionally, the current system of training specialist at the University is aimed to form mostly knowledge and intellectual skills, paying little attention to professionally significantly meaningful practical skills and their integration. The article deals with the problem of training future specialist to professional activity in conditions of implementation and development of the means and methods of Informatics, analysis, synthesis and study of information objects, processes of different nature, as well as building information models and methods of mathematics.

Keywords: teaching methodical system components, methods of Informatics, information model, modeling, method of formalization.

УДК: 378.14

МЕТОДИКА АКТИВНОГО ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МНОГОШАГОВЫХ ЗАДАЧ ТЕСТОВ

© 2014

Н.П. Бахарев, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Сервис технических и технологических систем» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия) Е.А. Драгунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Мировая экономика»

Санкт Петербургский институт «Внешнеэкономических связей, экономики и права», Тольяттинский филиал, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассматриваются теоретические основы и принципы практической реализации активного индивидуализированного обучения студентов на основе программируемых многошаговых задач - тестов, составленных для электротехнических дисциплин: электрические машины и теоретические основы электротехники.

Ключевые слова: многошаговый тест, многоуровневая задача, непрерывная, многоуровневая профессиональная подготовка, электромеханика, теоретические основы электротехники.

Высокое качество знаний, умений и навыков по любой изучаемой дисциплине соответствующее требованиям Государственных образовательных стандартов может быть достигнуто студентами при регулярной и напряженной самостоятельной работе над учебным материалом, включающим в себя не только программные разделы дисциплины, но и дополнительные, полученные из других источников (научных журналов, монографий, патентной литературы и т.д.).

Из научно-методической литературы известно, что для стимулирования регулярной учебной работы студентов в семестре кроме итогового контроля необходим рубежный и текущий. Однако, систематический текущий контроль работы студентов требует больших затрат труда и времени преподавателя, не предусмотренных ни нормами штатов, ни нормами оплаты труда. В течение многих лет в вузах разрабатываются различные системы оперативного текущего контроля знаний студентов. Как правило, в основе оперативного текущего контроля находится тестовая система контроля, обеспечивающая фронтальность опроса студентов, малые затраты времени на процедуры опроса и проверки результатов, объективность контроля знаний, возможность компьютеризации и значительное упрощение процедур контроля и анализа качества обучения.

В основном задачи-тесты разрабатываются для контроля знаний студентов по различным темам курса, Это, несомненно, позволяет зафиксировать результаты учебной работы каждого студента, но не обеспечивает управления учебными действиями студентов в процессе изучения материала курса, не подсказывает студентам эффективные пути изучения тех или иных тем и разделов учебной дисциплины, не фиксирует их внимание на отдельных моментах материала, которые студенты не понимают или понимают неправильно.

В течение многих лет в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) разрабатывались тестовые материалы, являющиеся наиболее эффективной и распространенной в мире формой обратной связи, для оперативного контроля знаний студентов, на основе которых в последствие и появилась идея разработки не

только контрольных, но и обучающих тестов.

Развитие систем обучения (дидактических систем) в историческом плане шло от индивидуализированного обучения (преподаватель - ученик) к комбинированным системам, где управление процессом обучения делится между преподавателем и автономными управляющими средствами (книга, аудиовизуальные информационные средства, компьютерные сети и прочее). Как показывает многолетний опыт работы с большими, по количеству студентов, группами наиболее эффективной является система адаптивного программированного обучения, позволяющая преподавателю работать не только с группой, но и с каждым студентом индивидуально. Данная система является диалоговой, имеющей обратную связь, как любая разветвленная, достаточно сложная система управления. Происходит возврат к первоначальной форме обучения, но на более высоком уровне, с учетом новейших технологий, методик и средств обучения.

В ТолПИ зародилась идея разработки программированных, многошаговых, многоуровневых обучающих задач и заданий-тестов, задающих студентам определенную логическую последовательность умственных действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи. Выполняя серию таких задач-тестов по каждой теме курса, студенты, во первых, осваивают методологию изучения темы, во вторых, овладевают конкретным учебным материалом по этой теме и становятся подготовленными к практическим или лабораторным занятиям. Большое число вариантов подобных задач тестов позволяет вовлечь в процесс активного самостоятельного и индивидуализированного самообучения всех студентов учебной группы.

Процесс обучения основан на том, что в задачах-тестах предлагается определенная многошаговая последовательность (алгоритм) выполнения практических действий. Руководствуясь учебной литературой, студенты определяют, как выполнить все действия, чтобы задача была решена.

Система активного обучения на основе программируемых задач-тестов разработана по курсам «Электрические машины» и «Теоретические основы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.