Научная статья на тему 'Развитие технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики'

Развитие технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EDUCATIONAL OUTCOMES / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL WORK OF THE TEACHER OF COMPUTER SCIENCE / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) / THE MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (IT) / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИКОС) / INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

Внедрение ФГОС кардинально меняет представление о целях и приоритетах общего образования и ориентирует на достижение новых образовательных результатов, что обуславливает необходимость совершенствования структурных и функциональных компонентов педагогической системы и соответствующих корректив в содержании компонентов профессиональной деятельности учителя. В этом аспекте в статье рассмотрены вопросы развития технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности учителя информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AND PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHER

The implementation of the introduction of the federal state educational standard radically changes the perception of the goals and priorities of general education and focuses on achieving new educational outcomes, which leads to the need to improve the structural and functional components of the educational system and the appropriate adjustments in the content of components of teacher's professional activity. In this aspect, the article examines the development of technological and psychological and pedagogical components of professional work of the teacher of computer science.

Текст научной работы на тему «Развитие технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики»

А.А. Миниахметов

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ И ДЕЙСТВИЯ ...

информатике. // Информатика и образование. - М., 2012. - №6. - С.91-93.

5. Миниахметов А.А. Роль типов данных при подготовке выпускников сельских школ к ЕГЭ по информатике и ИКТ. // Научно-методический и теоретический журнал "Социосфера". Раздел «Педагогика». - Пенза, 2014. - №4. - С.96-99.

6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. учебник для 10-11 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 249 с.

7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный

уровень. Учебник для 10 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 387 с.

8. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень. Учебник для 11 класса. В 2-х частях. - Часть II. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 307 с.

9. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. - М., 2001. - с.29-34.

10. Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию. В помощь преподавателю. - Волгоград, 2004. - с.38-39.

THE ROLE OF THE TOPIC "TRANSFORMATION OF TYPES AND OPERATIONS ON THEM" WHILE TRAINING RURAL STUDENTS FOR USE ON IT

© 2014

A.A.Miniakhmetov, headmaster's assistant, teacher of IT

Secondary school №1, Askino, Republic of Bashkortostan (Russia)

Annotation: The article dwells on transformation of types and operations on them on Pascal. The article contains recommendations and techniques for IT teachers while training rural students for USE.

Keywords: data types, programming, language, Pascal, the USE, algorithm, rural school, informatics, technologies, variables, procedure, functions.

УДК 378(07)

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

© 2014

М.Г. Мухидинов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математики» Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Махачкала (Россия)

Аннотация. Внедрение ФГОС кардинально меняет представление о целях и приоритетах общего образования и ориентирует на достижение новых образовательных результатов, что обуславливает необходимость совершенствования структурных и функциональных компонентов педагогической системы и соответствующих корректив в содержании компонентов профессиональной деятельности учителя. В этом аспекте в статье рассмотрены вопросы развития технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности учителя информатики.

Ключевые слова: модернизация образования, образовательные результаты, компоненты профессиональной деятельности учителя информатики, средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС).

Введение. В условиях смены образовательной парадигмы (информатизация образования, реализация ФГОС) кардинально меняются представления о целях и ценностях общего образования и, следовательно, о том, что должны представлять собой современные образовательные результаты на всех ступенях непрерывного образования. Необходимым компонентом практической готовности учителя информатики к профессиональной деятельности, становятся алгоритмы инновационной деятельности в современной общеобразовательной школе.

Наша постановка проблемы заключается в исследовании теоретических оснований и методических аспектов совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики. Современное содержание профессиональной и методической подготовки учителя информатики недостаточно ориентировано на формирование личности учителя способного к профессиональной деятельности в условиях развития новой ИКОС, поскольку в должной мере не учитывает новую роль и назначение учителя информатики [2]. В этой связи процесс формирования умений и навыков внедрения и развития средств ИКТ должен «целенаправленно осуществляться в контексте будущей профессиональной деятельности учителя с учетом перспектив развития содержания компонентов профессиональной и педагогической деятельности» [1, с. 133].

Основная часть. Модернизация образования влечет за собой обновление содержания традиционной системы обучения и развитие компонентов профессиональной деятельности учителя в условиях реализации новых образовательных стандартов. Особую значимость приобретают инновационные средства обучения, которые

обновляются в динамическом режиме на базе средств ИКТ. Поэтому меняющаяся система общего образования формирует новые образовательные потребности учителя, что приводит к закономерным изменениям на всех ступенях системы непрерывного образования.

Средства ИКТ, являясь технико-технологической основой создания новой ИКОС каждой предметной области, «предопределяют изменение иерархии целей и структуры образования, содержания обучения, форм и методов обучения» [1, с. 133]. Соответственно, готовность учителя к профессиональной деятельности характеризуется умением эффективно использовать средства ИКТ, т.к. «новые образовательные результаты не могут быть эффективными и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды, поэтому одним из путей модернизации образования, является создание новой образовательной среды» [12, с. 140].

Под ИКОС (А.А.Кузнецов, С.В.Зенкина) понимается совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего, функционирующих на базе ИКТ и т.д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы.

Как отмечает, А.Ю. Кравцова, И.И. Трубина и М.Г. Победоносцева подготовка будущего учителя информатики определяется:

- знанием теоретико-методологических основ информатизации образования, которое направлено на понима-

М.Г. Мухидинов

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ..

ния основных направлении внедрения и использования ИКТ;

- высоким уровнем сформированности базовых и специальных ИКТ-компетенций и пониманием ими основных концепции функционирования таких средств;

- умением планировать и проектировать ИКОС на базе средств ИКТ, которое направлено на изучение и сравнительный анализ современных психологических и педагогических технологий, использующих средства ИКТ для повышения эффективности учебного процесса [9].

Опираясь на исследования М.М.Абдуразакова, С.А.Бешенкова, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, С.Р.Удалова, Е.К.Хеннера и др., ИКТ-компетентность можно определить как интегральное качество личности учителя, его способность решать бытовые, учебные и профессиональные задачи с использованием средств ИКТ.

Следовательно, профессиональную ИКТ-компетентность будущего учителя можно конкретизировать как способность решать профессиональные задачи в новой ИКОС и способность решать дидактические задачи с использованием средств ИКТ, характеризующиеся умениями:

- осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению учебной информации, по структурированию образовательных модулей с целью автоматизации процессов методического обеспечения обучения;

- создавать электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

- использовать и оценивать возможности ЭОР в распределенных компьютерных и социальных сетях;

- организовывать сетевое взаимодействие между участниками образовательной деятельности в рамках различных организационных форм обучения, форум, чатов и т. д;

- проектировать компьютерно-ориентированные тесты для диагностики уровня достижения образовательных результатов обучаемых;

- оказывать технологической и организационной помощи учителям других предметных областей в плане использования средств ИКТ.

Одним из направлений развития компонентов профессиональной деятельности учителя информатики является умение адаптировать авторскую МСО для повышения образовательных результатов в рамках своей индивидуальной педагогической системы [13-21]. Учитель не всегда готов к реализации на практике этих эффективных методик потому, что любая авторская МСО строится на базе системной компоненты определяемой специфику предметной области и зависящей от планируемых образовательных результатов, а технологический компонент профессиональной подготовки в плане тиражирования эффективных педагогических технологий не развит.

Различные методические системы подготовки учителя информатики строятся на определенных дидактических, общеметодических и теоретических основаниях. Можно использовать уже разработанные авторские методические системы обучения, использование которых приводит к повышению эффективности учебного процесса и/или качественно новому результату обучения. Поскольку ни одна из моделей не может идеально отражать реальный объект, то для решения той или иной конкретной дидактической задачи необходимо, на наш взгляд, разработать обобщенную модель, позволяющую с разных сторон охватить содержание методической системы подготовки учителя, и с учетом перспектив ее развития спроектировать новую.

Классическая модель А.М. Пышкало в условиях модернизации трансформируется в различные практические модели методической системы подготовки учи-теляс учетом реализации инновационных приоритетов

в образовательной политике России. Создания универсальной модели методической системы обучения (МСО), которую можно адаптировать под решение любых педагогических проблем - задача не реальная. Потому появляются различные авторские МСО, которые обеспечивают эффективность образовательных результатов при решении локальной педагогической задачи.

В качестве теоретической основы мы взяли модель информационной культуры учителя информатики [6], на базе которой до сих пор создаются практические модели, позволяющие совершенствовать различные аспекты подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности. Исходя из этих позиций, в нашей работе мы фокусируем свое внимание на технологическом и психолого-педагогическом компонентах профессиональной деятельности, т.к. эффективность использования инновационных педагогических технологий (типа авторских МСО) в профессиональной деятельности во многом, на наш взгляд, зависит именно от этих компонентов.

Практика показывает (личный опыт работы, руководство педагогической практикой студентов), что в рамках изучения отдельной дисциплины, например, «Педагогические программные средства», могут быть сформированы формируются компетенции на базе знаний и умений, которые были заложены при изучении как цикла дисциплин предметной области, так и цикла психолого-педагогических дисциплин. При этом интегрирующую роль может играть проект «Электронно-технологический комплекс» по заданным параграфу, теме или разделу. После разработки проектов проектируется педагогические программные средства: обучающая программа; демонстрационная программа; презентации; компьютерные тесты; электронные образовательные ресурсы, образовательный сайт и др. Все эти компоненты затем внедряют в одну информационно-образовательную среду, которая позволяет будущему учителю информатики активизировать нужный учебный компонент «Электронно-технологического комплекса».

Апробация созданного проекта происходи в школе во время прохождения будущими учителями информатики педагогической практики на 4 и 5 курсах. Студенты, которые показали хорошие образовательные результаты по дисциплине «Педагогические программные средства», имели высокий уровень методической подготовки, что подтверждается высокими показателями по итогам прохождения педагогической практики.

Следовательно, содержание методической подготовки формируется, в большей части, технологическим и психолого-педагогическим компонентами и, в частности, характеризуется.

пониманием:

- психолого-педагогических аспектов применения средств ИКТ в образовании, при обучении информатике;

- основных психолого-педагогических особенностей восприятия учебной информации учениками;

- особенностей работы со средствами ИКТ, их влияния на здоровье человека;

- дидактических возможностей средств ИКТ при решении педагогических задач;

знанием:

- психолого-педагогических аспектов обучения на базе средств ИКТ в начальной, основной и средней школе;

- содержания и методики использования программно-методического обеспечения школьного курса информатики;

- особенностей использования средств ИКТ при информационно-организационной деятельности, диагностике результатов обучения и прогнозирования перспектив внедрения и развитие средств ИКТ в профессиональной деятельности;

- требований безопасности и гигиены в работе с ком-

М.Г. Мухидинов

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

пьютером и компьютерными технологиями;

умением:

- использовать средства ИКТ в обучении, которые включают в себя средства обработки текстов, таблиц, графики, базы данных, интегрированные среды и Интернет;

- адаптировать средства ИКТ для организации различных видов учебной деятельности, в том числе и для дистанционного обучения;

- реализовывать возможности средств ИКТ для создания и реализации компьютерных педагогических сценариев для непрофессиональных пользователей;

- использовать различные средства ИКТ для решения учебных и педагогических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуразаков М.М., Теоретические аспекты подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности. Вестник МГУКИ. №5 (31). 2009. -С. 127-133.

2. Абдуразаков М.М., Мухидинов М.Г. Развитие компонентов готовности учителя к профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2013. №5. С.84-88.

3. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 4. - С. 34-42.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.Ы:р:/Мтс^.^.т/02.31Л45.Ыт

5. Кузнецов А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. 2014. №5.

6. Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатик и вычислительной техники в педагогическом институте: дис. ... док. Пед. Наук. М., 1990.

7. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. Омск: ОмГПУ, 2007

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

9. Методические комментарии к общеобразовательному курсу информатики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. М.: Издательство Учреждения академии образования «Институт содержания и методов обучения», 2014. С 29-34.

10. Мухидинов М.Г. Факторы, влияющие на развитие содержание компонентов профессиональной учителя информатики //Информатика и образование. 2014. №6. С.84-87.

11. Мухидинов М.Г., Назарова Д.Х. Модель подго-

товки к информационно-управленческой деятельности будущего педагога //Информатика и образование. 2010. № 8. С. 79-82.

12. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие под ред А.А. Кузнецова. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. 207 с. ил. (Педагогическое образование).

13. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М. Развитие профессиональных умений учителя в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды // Информатика и образование. 2009. № 5. С. 93-97.

14. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 1. С. 106-112.

15. Овчаров С.М. Андрагогические принципы развития креативности учителей информатики в системе последипломного педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 233236.

16. Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Системно-интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 1. С. 50-52.

17. Федорчук А.Л. Подготовка будущего учителя информатики к работе в профильной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 289-291.

18. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 58-60.

19. Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В. Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 12-14.

20. Кухарева Е.А. Педагогические условия эффективности реализации интегрированного курса математики и информатики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 157-160.

21. Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования // Наука и современное общество. 2003. № 1. С. 3.

TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AND PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHER

© 2014

M.G. Muhidinov, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Mathematics»

Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala (Russian Federation)

Annotation. The implementation of the introduction of the federal state educational standard radically changes the perception of the goals and priorities of general education and focuses on achieving new educational outcomes, which leads to the need to improve the structural and functional components of the educational system and the appropriate adjustments in the content of components of teacher's professional activity. In this aspect, the article examines the development of technological and psychological and pedagogical components of professional work of the teacher of computer science.

Keywords: modernization of education, educational outcomes, the components of the professional work of the teacher of computer science, the means of information and communication technologies (IT), information and communication educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.