Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ АРМЕНИИ'

СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУСТОРОННЯЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / АРМЕНИЯ / ЕАЭС / МОТИВЫ ДОНОРОВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ (ОПР)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оксиненко Валерия Геннадьевна

В статье рассматривается структура помощи развитию Армении. Учитывая довольно тесное экономическое сотрудничество страны с Россией и странами ЕС, обнаруживается ожидаемая политическая мотивация доноров страны в предоставлении и распределении ОПР. Тем не менее секторы, получающие ОПР, преимущественно соответствуют реальному распределению внутристрановых нужд Армении. Основной вклад в это вносят международные организации и США - исторически наиболее надежные и давние доноры ОПР страны. Россия, хотя и направляла в Армению значительные объемы ОПР, в рамках двусторонней помощи слабо соответствовала реальным внутристрановым потребностям Республики. Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе существующая структура распределения помощи по секторам и донорам в целом останется устойчивой, однако на длительном временном интервале на нее в значительной степени может влиять развитие отношений между ЕС и Арменией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND PROSPECTS FOR THE TRANSFORMATION OF OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE TO ARMENIA

This article examines the ratio of the official development assistance (ODA) structure of Armenia to its domestic goals. For this, the author examines the structure of development assistance to Armenia and the motives of its main donors. Considering the countryʼs rather close economic cooperation with Russia and the countries of the European Union (EU), the expected political motivation of the countryʼs donors in providing and distributing ODA is revealed. However, for the most part, ODA-supported projects correspond to the real distribution of the countryʼs domestic needs: poverty reduction and support for socially vulnerable groups of the population, development of agriculture and the service sector, and support for climate initiatives. The main contribution to this is made by international organizations and the United States, which are historically the most reliable and long-standing donors of ODA to the country. The Russian Federation is also a major donor of ODA to Armenia; however, due to the peculiarities of defining development assistance at the legislative level, Russian bilateral ODA is disordered and incorrectly reflected in official statistics. In the medium term, the current structure of ODA by sector and donor can be expected to stay stable: it is based on long-term agreements on cross-country economic cooperation and the activity of a stable political structure in the United States. In the long term, the structure of Armeniaʼs ODA is likely to be most determined by the development of economic relations between the Republic of Armenia and the European Union.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ АРМЕНИИ»

Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 4. С. 193-208 Научная статья УДК 339.96

ао1:10.17323/1996-7845-2022-04-08

Структура и перспективы трансформации официальной помощи развитию Армении1

В.Г. Оксиненко

Оксиненко Валерия Геннадьевна — инженер 1-й категории Лаборатории экономики народонаселения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Россия, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1; vgoksinenko@econ.msu.ru; ORCID: 0000-0003-3274-7793

Аннотация

В статье рассматривается структура помощи развитию Армении. Учитывая довольно тесное экономическое сотрудничество страны с Россией и странами ЕС, обнаруживается ожидаемая политическая мотивация доноров страны в предоставлении и распределении ОПР. Тем не менее секторы, получающие ОПР, преимущественно соответствуют реальному распределению внутристрановъа нужд Армении. Основной вклад в это вносят международные организации и США — исторически наиболее надежные и давние доноры ОПР страны. Россия, хотя и направляла в Армению значительные объемы ОПР, в рамках двусторонней помощи слабо соответствовала реальным внутристрановым потребностям Республики. Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе существующая структура распределения помощи по секторам и донорам в целом останется устойчивой, однако на длительном временном интервале на нее в значительной степени может влиять развитие отношений между ЕС и Арменией.

Ключевые слова: двусторонняя международная помощь развитию, Армения, ЕАЭС, мотивы доноров официальной помощи развитию (ОПР)

Благодарности: статья подготовлена в рамках проекта, финансируемого РФФИ, № 20-310-90017.

Для цитирования: Оксиненко В.Г. Структура и перспективы трансформации официальной помощи развитию Армении // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 4. С. 193—208 (на русском и английском языках). doi:10.17323/1996-7845-2022-04-08

Введение

Официальная помощь развитию (ОПР) — важный механизм решения проблем развивающихся государств. Несмотря на значительную роль политических предпосылок в распределении помощи, в последние годы, по экспертным оценкам, набирают силу альтруистические мотивы [Морозкина, 2019а]. Рост ориентации на реальные потребности реципиентов позволяет странам — получателям помощи решать внутренние проблемы, однако так происходит не во всех странах, из-за чего механизм ОПР оказывается неэффективным.

1 Статья поступила в редакцию 15.09.2022.

Республика Армения относится к странам с относительно невысоким уровнем среднедушевого дохода и высоким уровнем бедности, и с 1992 г. — с момента образования независимого государства — является получателем ОПР. Структура ОПР Армении и ее особенности слабо изучены в академической литературе: она частично освещается в немногочисленных работах российских авторов, посвященных распределению ОПР в странах Евразийского экономического союза [Морозкина, 2019б], а также в исследованиях механизма предоставления ОПР Россией как донором [Дегтерев, 2013; Дегте-рев, Янь, Трусова, 2017; Геворгян, Фарманян, 2018], однако работ, сфокусированных на Армении и всех ее донорах, нет.

Актуальность изучения положения Республики Армения в системе распределения ОПР обусловлена также разнонаправленностью экономических интересов страны. В 2015 г. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), что привело к возникновению преференций в торговле с другими странами-членами, а также к формированию единого рынка труда, в первую очередь с крупным «новым» донором ОПР Российской Федерацией. В то же время Армения поддерживает взаимодействие с ЕС. Так, в начале 2021 г. вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Республикой и странами Европейского союза [Шейко, Газазян, 2021]. Заинтересованность страны в сотрудничестве с разными организациями региональной экономической интеграции способна создать политические предпосылки направления ОПР в Республику, а значит, привести к ее распределению, не ориентированному на реальные цели развития страны.

Цель данной работы заключается в выявлении мотивов предоставления и распределения ОПР Армении, а также их возможных трансформаций в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для этого в статье рассматривается структура выделяемой Армении ОПР по секторам и донорам, исторические и современные предпосылки ее формирования. Отдельно анализируется место России в этой системе.

Содержание проведенного исследования

Структура ОПР Армении

Армения является получателем ОПР с 1992 г., с тех пор как после распада СССР стала независимым государством. По классификации Всемирного банка [Hamadeh, van Rompaey, Metreau, 2021], с 2017 г. Армения относится к категории стран с уровнем среднедушевого дохода выше среднего, хотя показатель ВВП на душу населения в стране превышает нижнюю границу указанной категории минимально [World Bank, n.d.a].

Современная структура ОПР Армении имеет значительные исторические предпосылки как в контексте распределения помощи по секторам, так и в контексте участия доноров.

Страна не относится к крупным реципиентам ОПР. Суммарные объемы помощи Армении составляют менее 0,5% от общемировых (рис. 1), однако в пределах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она второй по объемам получаемой помощи реципиент после Киргизии [Морозкина, 2019б].

Резкие изменения объемов помощи в некоторые годы на рассматриваемом интервале преимущественно связаны с крупными проектами многосторонних организаций или общими экономическими изменениями. Так, резкий рост объемов ОПР в 2002 г. обусловлен предоставлением Всемирным банком значительных кредитов развивающимся странам. Падение в 2005—2006 гг. связано с масштабным списанием долгов стра-

нами-донорами Ираку и Нигерии и, как следствие, перераспределением ОПР между странами. В 2007 г. объемы помощи восстановились, однако кризис 2008 г. привел к новому спаду. Всплески 2009 и 2011 гг. (и последовавшее за каждым из них очередное падение) объясняются предоставлением крупных льготных антикризисных кредитов Армении со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития. В 2015 г. Армения вступила в ЕАЭС и выросли объемы помощи со стороны Казахстана и России, в том числе через многосторонние организации. Спад 2018 г. обусловлен бархатной революцией в стране, последовавшей за ней сменой правительства и, как результат, осторожностью доноров в части реализации программ развития. Резкий всплеск 2019 г. связан с большим займом Международного валютного фонда на цели финансового развития. Таким образом, суммарные объемы предоставляемой Армении ОПР коррелируют с текущей ситуацией в мировой экономике и в самой стране.

<^<^<^<^<^<^<^<^00000000000000000000

Рис. 1. Объемы ОПР Армении, млн долл. США (в ценах 2018 г.), 1991-2019 гг.

Источник: Построено автором на основе данных [World Bank, n.d.b].

Армения получает ОПР в основном в форме кредитов [Морозкина, 20196]. За счет этих средств реализуются проекты развития экономической и социальной инфраструктуры, а также смежные проекты, преимущественно ориентированные на поддержку сельского хозяйства и сохранение климата (рис. 2).

Чтобы понимать, насколько такое распределение удовлетворяет реальным нуждам Армении, обратимся к анализу приоритетных направлений экономического развития этой страны. Армения — аграрно-индустриальная страна: уровень занятости населения в сельском хозяйстве в 2019 г. составлял 40% [World Bank, n.d.b]. Согласно Стратегии основных направлений экономического развития сферы сельского хозяйства Республики Армения на 2020—2030 годы, принятой в 2019 г., «видением правительства РА является наличие в ближайшие 10 лет счастливого и благополучного сельского населения <...> малых и средних хозяйствующих субъектов, производящих высококачественную и конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию» [Правительство РА, 2019, с. 3]. Таким образом, развитие сельского хозяйства — один из страновых приоритетов, хотя Армения ориентируется на развитие и других секторов, в первую очередь — сферы услуг, которая на 2020 г. давала более 50% ВВП страны [World Bank, n.d.b].

6%

13%

27%

3

20%

| | Прочее

ш

| | Здравоохранение

0 Образование

Экономическая инфраструктура и сервисы

Социальная инфраструктура и сервисы

Производство

Мультисектор

29%

Рис. 2. Распределение ОПР Армении по секторам, 2018—2019 гг.

Источник: Построено автором на основе данных [OECD, n.d.].

Одной из наиболее сложных проблем для страны является борьба с бедностью и связанные с ней социальные проблемы. На начало 2022 г. 30% населения Армении проживало за чертой бедности, а уровень безработицы достигал 17%. Неслучайно борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений в Общенациональной стратегии развития Армении до 2050 г., принятой в 2020 г. [Премьер-министр Республики Армения, 2020]. Значительный вклад в формирование нынешней ситуации внесли последствия недавнего вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, который на фоне пандемии COVID-19 и роста мировых цен на нефть привел к замедлению экономического роста в стране, снижению инвестиционной активности и превышению целевых показателей по инфляции [COFACE for Trade, n.d.].

Обобщая, можно сказать, что ключевыми страновыми приоритетами являются поддержка незащищенных групп населения (в том числе в части обеспечения питанием и жильем), создание рабочих мест, поддержка сферы услуг и сельского хозяйства. Распределение ОПР Армении в целом удовлетворяет этим нуждам, но для детального анализа следует обратиться к структуре доноров ОПР в страну и их проектам.

Ключевые доноры ОПР Армении

Основными донорами страны выступают многосторонние организации, институты ЕС, США, Германия, Франция и Россия (рис. 3).

Среди многосторонних организаций крупнейшим кредитором Армении является Всемирный банк. Так, за счет предоставляемых им средств в стране функционирует Фонд территориального развития, который реализует инфраструктурные и территориальные проекты в регионах и городах: в 2020 г. Фонд выделил 717 млн армянских драмов на закупку новой сельскохозяйственной техники [Arminfo, 2020]. Помимо Всемирного банка Армения получает помощь в рамках программ развития от МВФ, организаций ООН, Азиатского банка развития и других многосторонних организаций.

Многосторонние организации Франция

США I I Институты ЕС

] Россия ^в■ Германия - Всего

Рис. 3. Доля доноров в помощи Армении, 1991—2019 гг.

Источник: Построено автором на основе данных [OECD, n.d.].

Среди двусторонних доноров крупнейшим для Армении являются США: они первыми начали выделять ОПР Армении, когда она стала независимым государством. К тому моменту в США оформилось влиятельное армянское лобби, которое успешно реализовало через Конгресс США немало значимых политических и экономических решений в отношении Армении, в том числе признание геноцида армян [Gregg, 2002]. Большая армянская диаспора, впоследствии сформировавшая свою политическую структуру, сложилась в США еще в начале XX в. из числа беженцев [Minority Rights Group International, n.d]. Опыт ряда стран доказывает: мигранты, которые уже переехали в принимающую страну, оказывают значительное влияние на местных законодателей в отношении преференций для родной страны, в том числе в части предоставления ОПР [Bermeo, Leblang, 2015].

Более современные причины заинтересованности США в ОПР Армении кроются также в расширяющемся экономическом и политическом сотрудничестве двух стран. Армения участвует в программе «Партнерство во имя мира» и имеет статус наблюдателя в Организации американских государств, в которых США занимают ключевые позиции. Также США заинтересованы в урегулировании конфликта в районе Нагорного Карабаха и ликвидации очага напряженности в регионе. Как торговый партнер Армения является для США крупным поставщиком ковровой продукции и драгоценных камней и металлов [U.S. Department of State, 2020].

США, будучи крупнейшим двусторонним донором ОПР в мире в абсолютных значениях, в 2020 г. суммарно предоставили Армении двустороннюю ОПР в объеме почти 26 млн долл. (в 2018 и 2019 гг. 19 и 20 млн долл. США соответственно) [USAID, n.d.], а с учетом ОПР, распределяемой через многосторонние организации, вклад США в 2020 г. превысил 66 млн долл. США [ForeignAssistance.gov, n.d.].

Главные направления двусторонней ОПР США в Армению представлены на рис. 4. Основным направлением помощи на протяжении последних семи лет являются

поддержка правительства и гражданского общества (в среднем 30% от общих объемов), операционные расходы и поддержка бизнеса (по 17%).

9%

17%

5%

4%

30%

0 Начальное образование

1 I Здравоохранение

0 Материнское и детское здоровье

1 I Правительство и гражданское общество I I Прочая социальная инфраструктура

I I Энергетика

I I Бизнес и сервис

I I Операционные расходы

I I Администрирование и контроль

|Щ Прочее

3%

7%

Рис. 4. Распределение основных объемов ОПР США Армении, средние значения за 2014—2020 гг.

Источник: Построено автором на данных [USAID, n.d.].

Ежегодно за счет средств двусторонней ОПР США в рамках представленных секторов реализуется порядка 80 проектов. Помимо этого в стране функционируют некоммерческие организации, также осуществляющие поддержку инициатив развития в Армении. Крупнейшая из таких организаций — Фонд помощи Армении — за 30 лет существования реализовала на территории страны порядка 300 проектов общей стоимостью более 350 млн долл. США [FAR, n.d.].

Тем не менее следует отметить, что в последние годы абсолютные объемы помощи США Армении снизились (рис. 3). Вероятнее всего, в первую очередь это связано с политикой Дональда Трампа по сокращению общих объемов ОПР США, а также с большим вовлечением других доноров в ОПР Армении. С недавнего времени все более значимую роль в предоставлении двусторонней ОПР Армении стали играть институты и страны ЕС, в первую очередь Германия, которая в 2019 г. стала крупнейшим двусторонним донором страны. В среднем за 2018—2019 гг. объемы ОПР Германии практически достигли 93 млн долл. США [OECD, n.d.]. Германия рассматривает Армению как важного реципиента ОПР и союзника преимущественно в сфере торговых отношений — она находится на третьем месте по абсолютным объемам экспорта товаров из Армении (после России и Китая) и на пятом месте в списке импортеров. В основном Германия импортирует из Армении металлы и текстиль. В рамках ОПР Германия оказывает Армении содействие в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, формировании демократического правительства, а также активно продвигает изучение немецкого языка в школах [Government of the FRG, n.d].

С 2012 г. Франция стала проявлять все больший интерес к Армении как получателю ОПР. Исторически страна была одним из первых европейских государств, признавших геноцид армян Османской империей (в 1998 г.), а сейчас является одним из крупнейших в мире (после России) инвесторов проектов в стране за счет деятельности

французских государственных и частных компаний [Government of the French Republic, n.d.]. Через суверенные и несуверенные кредиты Франция финансирует инициативы в сельском хозяйстве, сфере территориального развития, энергоэффективности и инфраструктуры, а также помогает осуществлять реформы государственной политики и имеет полномочия предлагать проекты городского развития [AFD, n.d.].

Рост интереса европейских стран к Армении коррелирует с темпами расширения геополитического и экономического межстранового партнерства: еще в 2003 г. Армения заявляла о желании сотрудничать со странами ЕС и внедрять европейские стандарты в образ жизни граждан и организацию экономической деятельности в стране [РИА Новости, 2003], а в конце 2017 г. между ЕС и Арменией было подписано Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. С 1 июня 2018 г. соглашение стало применяться временно, а в начале 2021 г. — после ратификации всеми странами ЕС — вступило в силу в полной мере [Шейко, Газазян, 2021].

Анализ проектов ключевых стран — доноров ОПР Армении позволяет обнаружить явный приоритет политических мотивов в помощи развитию страны. При этом нельзя не отметить, что подавляющая часть проектов совпадает с долгосрочными внутристра-новыми нуждами страны, в том числе в части борьбы с бедностью. В основе помощи со стороны стран ЕС лежат официальные соглашения. Как показывает детализация, помощь со стороны Германии и Франции преимущественно направляется в долгосрочные проекты в сфере образования, сельского хозяйства и поддержки правительства. То же можно сказать и о помощи со стороны США: президент Джо Байден провозгласил содействие международному развитию одним из приоритетов своей деятельности в качестве главы государства, и «Совместный стратегический план Государственного департамента и Агентства США по международному развитию на 2022—2026 годы» это подтверждает. А значит, с учетом неизменности положения армянской диаспоры в стране, нет оснований ожидать исключения Армении из программы поддержки США.

В то же время в 2022 г. мы наблюдаем стихийное перераспределение ОПР США и стран ЕС в пользу Украины: так, по результатам 2022 г., ожидается значительный рост отношения общей ОПР к ВВП Германии, а США уже потратили 1,5 млрд долл. на гуманитарную помощь Украине [Donor Tracker, n.d.]. Можно с уверенностью утверждать, что по результатам 2022 г. мы увидим значительное сокращение объемов помощи многим странам-реципиентам, в том числе и Армении.

Таким образом, невозможно предсказать, какой будет помощь развитию Армении со стороны США и стран ЕС в среднесрочном и долгосрочном периоде, как она будет распределяться по секторам и объемам. Помимо закономерностей общего экономического развития страны значительную роль играют внешние эффекты. Одними из ключевых, с учетом характера мотивов доноров, будут внешнеполитические факторы: на объемы ОПР способны повлиять взаимоотношения между Арменией и странами-донорами, между Арменией и Россией в рамках ЕАЭС, а также между странами-донорами и третьими странами. Отдельно следует учитывать характер развития конфликта в Нагорном Карабахе, который существенно влияет на внутристрановые нужды и структуру ОПР Армении. Наконец, учитывая роль аграрного сектора в экономике Армении, существенными могут оказаться также климатические факторы.

Особенности ОПР России и ее содействия развитию Армении

Российская Федерация начала выделять двустороннюю ОПР Армении с 2011 г. Чтобы определить место ОПР России в содействии развитию Армении, необходимо охарактеризовать Россию как донора ОПР в целом. Россия относится к группе новых доноров

ОПР [Дегтерев, 2013], хотя история участия страны в оказании официальной помощи развитию уходит глубоко во времена существования СССР [Ермолов, 2015]. Тем не менее специалисты по-прежнему отмечают недостаточную развитость нормативно-правовой базы оказания помощи развитию, в частности отсутствие отдельного органа, ответственного за определение объемов помощи и ее распределение, нормативно-правовых актов, вводящих ключевые определения и т.д. [Дегтерев, Янь, Трусова, 2017].

Основным реципиентом двусторонней ОПР России является Республика Куба (более 358 млн долл. США за 2019 г., по данным ОЭСР [OECD, n.d.]), однако далее по приоритетам следуют страны — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в первую очередь Киргизия и Армения (80 и 17 млн долл. США в 2019 г. соответственно [OECD, n.d.]) (табл. 1). Относительно высокое положение стран ЕАЭС в этом списке вполне закономерно: повышение международной конкурентоспособности и улучшение качества жизни населения стран — участниц ЕАЭС является основной целью функционирования Союза, в котором Россия занимает лидирующую роль с точки зрения экономических показателей [ЕАЭС, 2014].

Таблица 1. Топ-10 получателей ОПР России по странам, 2019 г.

Реципиент Сумма, млн долл. США

Куба 358,10

Кыргызстан 80,44

КНР 65,88

Сирия 16,82

Армения 16,69

Таджикистан 12,54

Мадагаскар 9,39

Мозамбик 8,87

Сербия 7,40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Узбекистан 5,96

Источник: Составлено автором на основе данных [OECD, n.d.].

Если для Киргизии Россия является крупнейшим донором ОПР в мире, опережая даже международные организации, то по доле участия в ОПР Армении Россия среди двусторонних доноров занимает только пятую позицию [OECD, n.d.].

Существует несколько причин, объясняющих относительно незначительное участие России в ОПР Армении. С одной стороны, для Российской Федерации в последние годы было характерно активное использование многосторонних организаций для предоставления ОПР в силу недостаточного уровня развития собственных каналов [Сергеев, Казанцев, Бартенев, 2013]. В начале 2000-х годов до 90% всей ОПР России предоставлялось через многосторонние организации. К 2020 г. эта доля сократилась до 50% (хотя по некоторым оценкам — только до 70% [Ермолов, 2021]). С другой стороны, за 2016—2020 гг. около 70% двусторонней ОПР России пришлось на списание долгов странам-реципиентам (рис. 5). В частности, для лидера получаемой от России ОПР — Республики Куба — значительная часть дотаций представляет списание долгов, а для

Киргизии (второй реципиент помощи России) это преимущественно кредиты на цели развития.

195,31

360,48

I I Социальная инфраструктура и сервисы

I I Экономическая инфраструктура и сервисы

0 Производство

1 | Мультисектор

I I Списание долгов | | Гуманитарная помощь СИ Прочее

Рис. 5. Распределение ОПР России по секторам, млн долл. США в ценах 2019 г., 2016—2020 гг.

Источник: Построено автором на основе данных [OECD, n.d.].

Наконец, в России отсутствует упорядоченность способов предоставления помощи развитию, в том числе ОПР [Ермолов, 2015]. Ключевым действующим документом, определяющим деятельность страны в отношении ОПР, является «Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» от 2014 г. В Концепции не используется термин «официальная помощь развитию», вместо него несколько раз встречается словосочетание «содействие международному развитию», которое, помимо ОПР, предполагает большое количество форм взаимодействия, а также финансовые потоки из частных источников. Вероятно, этим можно объяснить то, что в России ОПР предоставляется с использованием нетипичных для инструментов международной помощи средств: через поставки горюче-смазочных материалов по льготным ценам, тарифные преференции, оказание поддержки мигрантам, в том числе посредством облегчения условий осуществления денежных переводов и регистрации и т.п. [Сергеев, Казанцев, Бартенев, 2013]. Таким образом, двусторонняя ОПР в ее классическом определении является достаточно слабо развитым инструментом содействия международному развитию со стороны России.

Верно это суждение и при рассмотрении отношений между Арменией и Россией. По мнению экспертов, ОПР России в пользу Армении носит неупорядоченный характер и в значительной мере не совпадает с реальными нуждами страны. Так, в рамках двусторонней ОПР Армении Россия в 2015 г. предоставила грант на создание единой автоматизированной информационной системы финансового управления объемом 8,2 млн долл. США. А в 2017 г. было согласовано предоставление государственного экспортного кредита объемом 100 млн долл. США на приобретение военной техники [Ге-воргян, Фарманян, 2018]. В тот период более актуальными направлениями, как мы видели ранее, было создание новых рабочих мест и помощь беднейшим слоям населения.

В то же время намного более структурную и релевантную страновым нуждам работу Россия проводила через многосторонние организации, активно поддерживая их

инициативы в Армении. Так, в июне 2020 г. Россия выделила 3,2 млн долл. США на проект Программы развития ООН по оказанию содействия наиболее пострадавшим регионам Республики Армения в постконфликтном восстановлении [РИА Новости, 2021].

В рамках реализации положений Закона о продовольственной безопасности в Армении с 2013 г. действует программа по поддержке школьного питания в стране [Министерство финансов..., п^.]. В фокусе программы улучшение питания школьников, которое, по мнению ее разработчиков, способно повысить посещаемость учебных заведений, продуктивность школьников в учебном процессе, а также повысить качество питания членов семей учащихся через высвобождение дополнительных денежных ресурсов на еду. В 2018 г. к реализации программы подключилась Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций, которая не только расширила разнообразие горячего питания в школах, но и начала строительство теплиц при государственных школах Армении для их самообеспечения свежими овощами и фруктами. Полное финансирование программы осуществляла Россия, которая, кроме прочего, объявила, что в случае удачи в Армении проект станет пилотным для последующей реализации и в других странах ЕАЭС, имеющих сходные социальные проблемы ^АО, 2018].

Россия также имеет наибольшую долю в уставном капитале Евразийского банка развития — 65,97%, основными стратегическими задачами которого являются финансирование стран ЕАЭС и Таджикистана в части национальных проектов развития, поддержка проектов в области промышленного производства и т.п. [Ермолов, 2021]. По состоянию на 1 октября 2021 г., текущий объем инвестиционного портфеля Евразийского банка развития составляет 4,525 млрд долл. США, 1,7% которого приходится на реализацию проектов в Армении [ЕБР, п^.].

Некоторые эксперты относят Россию к донорам, оказывающим помощь по политическим мотивам [Дегтерев, 2013], особенно в отношении бывших советских республик. В литературе встречается мнение, что даже создание ЕАЭС и декларирование содействия развитию населения и экономик стран-членов — политический шаг России по формированию пространства для противостояния ЕС ^исМ1е1 е! а1., 2016]. Мы не склонны разделять столь критическую позицию: недостаточное представление о структуре двусторонней ОПР России в Армению, из-за ее нестандартной трактовки на законодательном уровне, не позволяет создать полную картину реально реализуемых проектов.

Что касается перспектив трансформации структуры и мотивов предоставления помощи Армении со стороны России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, здесь, помимо факторов, актуальных для доноров ЕС и США, значительную роль будет играть также развитие законодательства о содействии развитию в Российской Федерации: оно будет не только напрямую влиять на форматы и объемы предоставляемой Россией помощи, но и, возможно, создаст ограничения на объемы и направления предоставления ОПР другими странами-донорами.

Заключение

Структура ОПР Армении в целом соответствует структуре ее внутристрановых целей, хотя ключевые доноры страны предоставляют ОПР явно на основе политических мотивов. Гармонизация в данном случае достигается в первую очередь за счет активного и длительного участия США при поддержке армянской диаспоры. В будущем структура

ОПР Армении также будет зависеть от политических решений руководителей стран-доноров, причем не только в отношении самой Армении, но и, вероятно, в отношении третьих стран. В краткосрочном периоде, а возможно и в среднесрочном, можно ожидать сокращения общих объемов ОПР Армении в связи с ее перераспределением в пользу других стран.

Россия, будучи одним из крупных доноров Армении, уступает другим в систематичности, объемах и целенаправленности ОПР, хотя оказала значительное содействие реализации крупных проектов развития через международные организации.

В долгосрочной перспективе можно рассчитывать, что из двусторонних доноров ориентацию на внутристрановые приоритеты не потеряет США. Тем не менее доля их участия в содействии развитию Армении может в значительной степени определяться уровнем вовлеченности других стран, а также рядом внешних факторов, направление и интенсивность воздействия которых трудно предсказать.

Список источников

Геворгян Г.Г., Фарманян Л.Р. (2018) Минфин Армении: история становления и международное сотрудничество // Финансовый журнал. № 4 (44). С. 132—135. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/minfin-armenii-istoriya-stanovleniya-i-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 24.11.2022).

Дегтерев Д.А. (2013) Российская Федерация как новый международный донор: дилеммы идентичности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая Экономика. Т. 8. № 2. С. 69-85. Режим доступа: https://iorj.hse.ru/data/2013/07/10/1289631850/4.pdf.

Дегтерев Д.А., Янь Л., Трусова А.А. (2017) Российская и китайская системы оказания международной помощи: сравнительный анализ // Вестник российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. Т. 17. № 4. С. 824-838. Режим доступа: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-824-838.

Евразийский банк развития (ЕБР) (n.d.) Цифры и факты — Евразийский банк развития. Режим доступа: https://eabr.org/about/facts-and-figures/ (дата обращения: 22.03.2022).

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) (2014) Договор о Евразийском экономическом союзе. 29 мая. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

Ермолов М. (2021) Границы и масштабы российского содействия международному развитию. Российский совет по международным делам. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/granitsy-i-masshtaby-rossiyskogo-sodeystviya-mezhdunarodnomu-razvitiyu/

Ермолов М.О. (2015) Российский механизм международной помощи: незавершенный проект // Вест-никмеждународных организаций. Т. 10. № 3. С. 134—155. Режимдоступа:10.17323/1996-7845-2015-03-134.

Министерство финансов Российской Федерации (н.д.) Food Security and the School Feeding System: experience of the Russian Federation. Case Study. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/img/ uploaded/library/2013/05/Case_study_on_school_feeding_Russia.doc (дата обращения: 24.11.2022).

Морозкина А. (2019a) Официальная помощь развитию: тенденции последнего десятилетия // Мировая экономика и международные отношения. Т. 63. № 9. С. 86—92. Режим доступа: 10.20542/01312227-2019-63-9-86-92.

Морозкина А. (2019б) Страны ЕАЭС в системе содействия международному развитию // Финансовый журнал. № 1. С. 88—100. Режим доступа: 10.31107/2075-1990-2019-1-88-100.

Правительство Республики Армения (РА) (2019) Постановление Правительства Республики Армения от 19 декабря 2019 г. № 1886-L «Об утверждении Стратегии основных направлений, обеспечивающих экономическое развитие сферы сельского хозяйства Республики Армения на 2020—2030 годы и об утверждении Программы и Графика мероприятий на 2020—2022 годы, направленных на реализацию стратегии основных направлений, обеспечивающих экономическое развитие сферы сельского

хозяйтва Республики Армения на 2020-2030 годы. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/ medialibrary/830/Strategiya-skh-RA-2030.pdf.

Премьер-министр Республики Армения (2020) Мы представляем разработку и реализацию Стратегии трансформации Армении как общенациональное движение, основанное на наших национальных ценностях и целях: премьер-министр. Пресс-релиз. 21 сентября. Режим доступа: https://www. primeminister.am/ru/press-release/item/2020/09/21/Nikol-Pashinyan-meeting-Sept-21/ (дата обращения: 31.10.2022).

РИА Новости (2003) Армения последовательна в своей политике интеграции в европейские структуры - Кочарян. 28.07. Режим доступа: https://ria.ru/20030728/412724.html (дата обращения: 20.02.2022).

РИА Новости (2021) Россия выделила 3,2 миллиона долларов для помощи Армении. 19 июня. Режим доступа: https://ria.ru/20210619/pomosch-1737679536.html (дата обращения: 20.02.2022).

Сергеев В.М., Казанцев А.А., Бартенев В.И. (2013) Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия. Российский совет по международным делам. М.: Спецкнига. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/sodeystvie-razvitiyu-go sudarstv-tsentralnoy-azii-strategiche/

Шейко Ю., Газазян А. (2021) Перезагрузка отношений ЕС — Армения: Россия не против? // Deutsche Welle. 1 марта. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/es-armenija-perezagruzka-otnoshenij/a-56718077 (дата обращения: 18.02.2022).

Agence Française de Développement (AFD) (n.d.) Armenia. Режим доступа: https://www.afd.fr/en/page-region-pays/armenia (дата обращения: 20.02.2022).

Arminfo (2020) Armenian Territorial Development Fund allocated 717 million drams worth of equipment to communities. Armenia in Numbers, 13 August. Режим доступа: https://finport.am/full_news. php?id=42751&lang=3 (дата обращения: 18.03.2022).

Bermeo S.B., Leblang D. (2015) Migration and Foreign Aid // International Organizatio. Vol. 69. No. 3. P. 627—657. Режим доступа: 10.1017/S0020818315000119.

COFACE for Trade (n.d.) Armenia. Режим доступа: https://www.coface.com/Economic-Studies-and-Country-Risks/Armenia (дата обращения: 20.03.2022).

Donor Tracker (n.d.) Режим доступа: https://donortracker.org/ (дата обращения: 31.10.2022).

Duchâtel M., Godement F., Liik K., Shapiro J., Slavkova L., Stanzel A., Tcherneva V. (2016) Eurasian integration and the EU Report // European Council on Foreign Relations. Режим доступа: https://ecfr.eu/article/ essay_eurasian/

Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) (2018) Greenhouses Opened in Armenian Schools to Improve Students' Nutrition. FAO Regional Office for Europe and Central Asia, 1 June. Режим доступа: https://www.fao.org/europe/news/detail-news/en/c/1137110/ (дата обращения: 22.03.2022).

ForeignAssistance.gov (n.d.) U.S. Foreign Assistance by Country: Armenia [Dataset]. Режим доступа: htt-ps://foreignassistance.gov/cd/armenia/ (дата обращения: 24.03.2022).

Fund for Armenian Relief (FAR) (n.d.). Режим доступа: https://www.farusa.org/ (дата обращения: 25.03.2022).

Government of the Federal Republic of Germany (FRG) (n.d.) Germany and Armenia: Bilateral Relations. Federal Foreign Office. 9 March. Режим доступа: https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/laen-derinformationen/armenien-node/armenia/233206 (дата обращения: 20.02.2022).

Government of the French Republic (n.d.) France Diplomacy: Armenia. Ministry for Europe and Foreign Affairs. Режим доступа: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/armenia/ (дата обращения: 31.10.2022).

Gregg H.S. (2002) Divided They Conquer: The Success of Armenian Ethnic Lobbies in the United States. Rosemarie Rogers Working Paper Series No 13. Center for International Studies. Режим доступа: http://hdl. handle.net/1721.1/97604 (дата обращения 20.11.2022).

Hamadeh N., van Rompaey C., Metreau E. (2021) New World Bank Country Classifications by Income Level: 2021—2022. World Bank Blogs. 1 July. Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/opendata/new-world-bank-country-classifications-income-level-2021-2022 (дата обращения: 18.02.2022).

Minority Rights Group International (n.d.) United States of America: Arab and Other Middle Eastern Americans. Режим доступа: https://minorityrights.org/minorities/arab-and-other-middle-eastern-americans/ (дата обращения: 18.03.2022).

Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) (n.d.) QWIDS: Query Wizard for International Development Statistics [Dataset]. Режим доступа: https://stats.oecd.org/qwids/ (дата обращения: 18.02.2022).

U.S. Department of State (2020) Bilateral Relations Fact Sheet: U.S. Relations With Armenia. 25 November. Режим доступа: https://www.state.gov/u-s-relations-with-armenia/ (дата обращения: 31.10.2022).

USAID (n.d.) USAID Investments and Illustrative Results: Armenia [Dataset]. Режим доступа: https://re-sults.usaid.gov/results/country/armenia?fiscalYear=2020 (дата обращения: 24.03.2022).

World Bank (n.d.a) The World Bank in Armenia. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/country/ armenia/overview#1 (дата обращения 20.11.2022).

World Bank (n.d.b) World Bank Open Data [Dataset]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 18.02.2022).

International Organisations Research Journal, 2022, vol. 17, no 4, pp. 193-208 Original article

doi:10.17323/1996-7845-2022-04-08

Structure and Prospects for the Transformation of Official Development Assistance to Armenia1

V. Oksinenko

Valeria Oksinenko — Engineer of 1st Category, Laboratory of Population Economics, Lomonosov Moscow State University; 1 Leninskiye gory, Moscow, 119234, Russia; vgoksinenko@econ.msu.ru; ORCID: 0000-0003-3274-7793

Abstract

This article examines the ratio of the official development assistance (ODA) structure of Armenia to its domestic goals. For this, the author examines the structure of development assistance to Armenia and the motives of its main donors. Considering the country's rather close economic cooperation with Russia and the countries of the European Union (EU), the expected political motivation of the country's donors in providing and distributing ODA is revealed. However, for the most part, ODA-supported projects correspond to the real distribution of the country's domestic needs: poverty reduction and support for socially vulnerable groups of the population, development of agriculture and the service sector, and support for climate initiatives. The main contribution to this is made by international organizations and the United States, which are historically the most reliable and long-standing donors of ODA to the country. The Russian Federation is also a major donor of ODA to Armenia; however, due to the peculiarities of defining development assistance at the legislative level, Russian bilateral ODA is disordered and incorrectly reflected in official statistics. In the medium term, the current structure of ODA by sector and donor can be expected to stay stable: it is based on long-term agreements on cross-country economic cooperation and the activity of a stable political structure in the United States. In the long term, the structure of Armenia's ODA is likely to be most determined by the development of economic relations between the Republic of Armenia and the European Union.

Keywords: bilateral international development assistance, Armenia, EAEU, motivations of ODA donors

Acknowledgments: the article is prepared within the project funded by the Russian Foundation for Basic Research, No. 20-310-90017.

For citation: Oksinenko V. (2022) Structure and Prospects for the Transformation of Official Development Assistance to Armenia. International Organisations Research Journal, vol. 17, no 4, pp. 193—208 (in English). doi:10.17323/1996-7845-2022-04-08

References

Agence Française de Développement (AFD) (n.d.) Armenia. Available at: https://www.afd.fr/en/page-region-pays/armenia (accessed 20 February 2022).

Arminfo (2020) Armenian Territorial Development Fund allocated 717 million drams worth ofequipment to communities. Armenia in Numbers, 13 August. Available at: https://finport.am/full_news.php?id=42751&lang=3 (accessed 18 March 2022).

Bermeo S.B., Leblang D. (2015) Migration and Foreign Aid. International Organization, vol. 69, iss. 3, pp. 627-57. Available at: http://doi.org/10.1017/S0020818315000119.

COFACE for Trade (n.d.) Armenia. Available at: https://www.coface.com/Economic-Studies-and-Country-Risks/Armenia (accessed 20 March 2022).

1 This article was submitted on 15.09.2022.

Degterev D.A. (2013) Rossiyskaya Federatsia kak noviy mezhdunarodniy donor: dilemma identichnosti [Russian Federation as a New International Donor: Identity Dilemmas]. International Organisations Research Journal, vol. 8, no 2, pp. 69-85. Available at: https://iorj.hse.ru/data/2013/07/10/1289631850/4.pdf (accessed 20 November 2022). (in Russian)

Degterev D.A., Yan L., Trusova A.A. (2017) Rossiyskaya i kitayskaya sistemy okazania mezhdunarod-noi pomoshchi: sravnitelniy analiz [Russian and Chinese Systems of Development Cooperation: A Comparative Analysis]. Vestnik RUDN. International Relations, vol 17, no 4, pp. 824-38. Available at: http://doi. org/10.22363/2313-0660-2017-17-4-824-838. (in Russian)

Donor Tracker (n.d.) Available at: https://donortracker.org/ (accessed 31 October 2022).

Duchatel M., Godement F., Liik K., Shapiro J., Slavkova L., Stanzel A., Tcherneva V. (2016) Eurasian integration and the EU Report. European Council on Foreign Relations. Available at: https://ecfr.eu/article/ essay_eurasian/.

Ermolov M.O. (2015) Rossiyskiy mekhanizm mezhdunarodnoy pomoshchi: nezavershenniy proekt [Russian Mechanism for International Assistance: An Unfinished Project']. International Organisations Research Journal, vol. 10, no 3, pp. 134-55. Available at: http://doi.org/10.17323/1996-7845-2015-03-134. (in Russian)

Ermolov M.O. (2021) Granitsy i masshtaby rossiyskogo sodeystvia mezhdunarodnomu razvitiyu. Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam [The Boundaries and Scope of Russian International Development Assistance]. Russian International Affairs Council, 3 August. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/granitsy-i-masshtaby-rossiyskogo-sodeystviya-mezhdunarodnomu-razvitiyu/ (accessed 20 November 2022). (in Russian)

Eurasian Development Bank (EDB) (n.d.) Cifry i fakty - Evrazijskij Bank Razvitija [Figures and Facts: Eurasian Development Bank]. Available at: https://eabr.org/about/facts-and-figures/ (accessed 22 March 2022). (in Russian)

Eurasian Economic Union (EAEU) (2014) Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze [Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29 May 2014) (as amended on 1 October 2019) (as amended and supplemented, effective from 28 October 2021)] ("Treaty of the EAEU"). Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 20 November 2022). (in Russian)

Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) (2018) Greenhouses Opened in Armenian Schools to Improve Students' Nutrition. FAO Regional Office for Europe and Central Asia, 1 June. Available at: https://www.fao.org/europe/news/detail-news/en/c/1137110/ (accessed 22 March 2022).

Ministry of Finance of Russian Federation (Minfin RF) (n.d.) Food Security and the School Feeding System: experience of the Russian Federation, case study. Available at: https://minfin.gov.ru/common/img/uploaded/ library/2013/05/Case_study_on_school_feeding_Russia.doc (accessed 22 November 2022).

ForeignAssistance.gov (n.d.) U.S. Foreign Assistance by Country: Armenia [Dataset]. Available at: https:// foreignassistance.gov/cd/armenia/ (accessed 24 March 2022).

Fund for Armenian Relief (FAR) (n.d.). Available at: https://www.farusa.org/ (accessed 25 March 2022).

Gevorgian G.G., Farmanian L.R. (2018) Minfin Armenii: istoria stanovlenia i mezhdunarodnoye sotrudnich-estvo [Ministry of Finance of Armenia: History of Formation and International Cooperation]. Financial Journal, 4, pp. 132-5. Available at: https://finjournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2018/4/statii_4/12_ fm_2018_4.pdf (accessed 20 November 2022). (in Russian)

Government of the French Republic (n.d.) France Diplomacy: Armenia. Ministry for Europe and Foreign Affairs. Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/armenia/ (accessed 31 October 2022).

Government of the Federal Republic of Germany (FRG) (n.d.) Germany and Armenia: Bilateral Relations. Federal Foreign Office, 9 March. Available at: https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/laenderin-formationen/armenien-node/armenia/233206 (accessed 20 February 2022).

Government of the Republic of Armenia (RA) (2019) Postanovlenie Pravitel'stva Respebliki Armenija ot 19 dekabrja 2019 goda № 1886-L "Ob utverzhdenii Strategii osnovnyh napravlenij, obespechivajushhih jeko-nomicheskoe razvitieja sfery sel'skogo hozjajstva Respubliki Armenija na 2020-2030 gody i ob utverzhdenii Programmy i Grafika meroprijatij na 2020-2022 gody, napravlennyh na realizaciju strategii osnovnyh napravlenij, obespechivajushhih jekonomicheskoe razvitie sfery sel'skogo hozjajtva Respubliki Armenija na 2020-2030

gody [Strategy of the Main Directions of Economic Development of the Agricultural Sector of the Republic of Armenia for 2020-2030]. Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/830/Strategiya-skh-RA-2030.pdf (accessed 20 November 2022). (in Russian)

Gregg H.S. (2002) Divided They Conquer: The Success of Armenian Ethnic Lobbies in the United States. Rosemarie Rogers Working Paper Series No 13, Center for International Studies. Available at: http://hdl.han-dle.net/1721.1/97604 (accessed 20 November 2022).

Hamadeh N., van Rompaey C., Metreau E. (2021) New World Bank Country Classifications by Income Level: 2021-2022. World Bank Blogs, 1 July. Available at: https://blogs.worldbank.org/opendata/new-world-bank-country-classifications-income-level-2021-2022 (accessed 18 February 2022).

Minority Rights Group International (n.d.) United States of America: Arab and Other Middle Eastern Americans. Available at: https://minorityrights.org/minorities/arab-and-other-middle-eastern-americans/ (accessed 18 March 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Morozkina A. (2019a) Oficialnaya pomoshch razvitiyu: tendentsii poslednego desyatiletia [Official Development Aid: Trends of the Last Decade]. World Economy and International Relations, vol. 63, no 9, pp. 86-92. Available at: http://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-9-86-92. (in Russian)

Morozkina A. (2019b) Strany EAES v sisteme sodeystvia mezhdunarodnomu razvitiyu [EAEU Countries in the International Development Assistance Framework]. Financial Journal, no 1, pp. 88-100. Available at: http://doi.org/10.31107/2075-1990-2019-1-88-100. (in Russian)

RIA Novosty (2003) Armenija posledovatel'na v svoej politike integracii v evropejskie struktury - Kocharjan [Armenia Is Consistent in Its Policy of Integration Into European Structures - Kocharyan]. 28 July. Available at: https://ria.ru/20030728/412724.html (accessed 20 November 2022). (in Russian)

RIA Novosty (2021) Rossija vydelila 3,2 milliona dollarov dlja pomoshhi Armenii. 19 ijunja [Russia Allocates $3.2 Million to Help Armenia]. 19 June. Available at: https://ria.ru/20210619/pomosch-1737679536.html (accessed 20 Feburary 2022). (in Russian)

Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) (n.d.) QWIDS: Query Wizard for International Development Statistics [Dataset]. Available at: https://stats.oecd.org/qwids/ (accessed 18 February 2022).

Prime Minister of the Republic of Armenia (2020) My predstavljaem razrabotku i realizaciju Strategii trans-formacii Armenii kak obshhenacional'noe dvizhenie, osnovannoe na nashih nacional'nyh cennostjah i celjah: prem'er-ministr. Press-reliz [We Present the Development and Implementation of Armenia's Transformation Strategy as a Nationwide Movement Based on Our National Values and Goals: Prime Minister]. Press Release, 21 September. Available at: https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2020/09/21/Nikol-Pashin-yan-meeting-Sept-21/ (accessed 31 October 2022). (in Russian)

Sergeev V.M., Kazantsev A.A., Bartenev V.I. (2013) Sodeystvie razvitiyu gosudarstv Centralnoy Azii: stra-tegicheskiye gorizonty rossiyskogo uchastia: rabochaya tetrad [Assistance to the Development of the States of Central Asia: Strategic Horizons of Russian Participation: Working Paper]. Russian International Affairs Council. Available at: https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/sodeystvie-razvitiyu-gosudarstv-tsen-tralnoy-azii-strategiche/ (accessed 20 November 2022). (in Russian)

Sheiko Y., Gazazyan A. (2021) Perezagruzka otnoshenij ES - Armenija: Rossija ne protiv? [Resetting EU-Armenia Relations: Russia Doesn't Mind?]. Deutsche Welle, 1 March. Available at: https://www.dw.com/ru/ es-armenija-perezagruzka-otnoshenij/a-56718077 (accessed 18 February 2022). (in Russian)

U.S. Department of State (2020) Bilateral Relations Fact Sheet: U.S. Relations With Armenia. 25 November. Available at: https://www.state.gov/u-s-relations-with-armenia/ (accessed 31 October 2022).

USAID (n.d.) USAID Investments and Illustrative Results: Armenia [Dataset]. Available at: https://results. usaid.gov/results/country/armenia?fiscalYear=2020 (accessed 24 March 2022).

World Bank (n.d.a) The World Bank in Armenia. Available at: https://www.worldbank.org/en/country/arme-nia/overview#1 (accessed 20 November 2022).

World Bank (n.d.b) World Bank Open Data [Dataset]. Available at: https://www.worldbank.org/en/home (accessed 18 February 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.