Научная статья на тему 'Структура и характеристики ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся'

Структура и характеристики ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / направленность / структура взаимосвязи ценностно-мотивационных компонентов / профессиональные ценностные ориентации / motivation / orientation / the structure of the relationship of value-motivational components / professional value orientations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янис Константинович Евстафиади, Артем Владимирович Рудин

В статье рассматриваются различные подходы к структуре и основным характеристикам ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся. Определена основа, стоящая во главе структуры, а также элементы структуры ценностно-мотивационных компонентов. Установлены уровни интереса личности и корреляция в общей структуре. Описаны методики развития интереса у обучающихся к образовательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Янис Константинович Евстафиади, Артем Владимирович Рудин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and characteristics value-motivational components of the personality of students

The article reveals the structure and main characteristics of the value-motivational components of the personality of students. The authors have identified the foundation at the head of the structure. The elements of the structure of value-motivational components are determined. The levels of personal interest and correlation in the general structure have been established. Possible methods of developing interest in the learning process are described.

Текст научной работы на тему «Структура и характеристики ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-39-45 NIION: 2018-0077-4/21-048 MOSURED: 77/27-024-2021-04-247

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Структура и характеристики ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся

Янис Константинович Евстафиади1, Артем Владимирович Рудин2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 yanis-evstafiadi@yandex.ru

2 avuniversity@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к структуре и основным характеристикам ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся. Определена основа, стоящая во главе структуры, а также элементы структуры ценностно-мотивационных компонентов. Установлены уровни интереса личности и корреляция в общей структуре. Описаны методики развития интереса у обучающихся к образовательному процессу.

Ключевые слова: мотивация, направленность, структура взаимосвязи ценностно-мотивационных компонентов, профессиональные ценностные ориентации

Для цитирования: Евстафиади Я. К., Рудин А. В. Структура и характеристики ценностно-мотивационных компонентов личности обучающихся // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 39-45. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2021 -4-39-45.

Original article

Structure and characteristics value-motivational components of the

personality of students

Yanis K. Evstafiadi1, Artem V. Rudin2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 yanis-evstafiadi@yandex

2 avuniversity@mail.ru

Abstract. The article reveals the structure and main characteristics of the value-motivational components of the personality of students. The authors have identified the foundation at the head of the structure. The elements of the structure of value-motivational components are determined. The levels of personal interest and correlation in the general structure have been established. Possible methods of developing interest in the learning process are described.

Keywords: motivation, orientation, the structure of the relationship of value-motivational components, professional value orientations

For citation: Evstafiadi Ya. K., Rudin A. V. Structure and characteristics value-motivational components of the personality of students // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):39-45. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2021 -4-39-45.

Мотивация является залогом успеха в любой деятельности человека, не исключением является педагогическая и трудовая деятельность, множество

© Евстафиади Я. К., Рудин А. В., 2021

студентов, не имея правильной мотивации и заинтересованности к образовательному процессу выполняют лишь формально установленные требования

образовательного плана, в следствии чего обучение сводится к формализму, а основной целью образования становиться получение диплома, тогда как получение профессиональных навыков и качества остается на втором плане, а в ряде случаев полностью отсутствует.

Для успешной реализации направленности высшего образования по развитию определенных образовательной программой компетенций, педагогу необходимо понимать и уметь регулировать взаимосвязь ценностно-мотивационных компонентов личности каждого обучающегося.

В основе структуры взаимосвязи ценностно-мо-тивационных компонентов выступает направленность. Направленность влияет на разновидность корреляции ценностно-мотивационного компонента и на шкалу роста.

Справедливо отметил Рубинштейн С. Л., по мнению которого направленность личности, это вопрос о «динамических тенденциях», которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность [8, 9].

Бегидова С. Н. рассматривала направленность как системное явление включающие: интегральную функцию, системообразующую функцию, функцию целеобразования, функцию избирательности, функцию поиска недостающих элементов [1, 2].

Клименко И. В. выделила общую содержательную часть компонентов в направленности личности: потребности, влечения, желания, интересы, убеждения и т. д. [3].

Стоит согласиться с мнением Клименко И. В. и поддержать ее позицию, что направленность является системообразующей, однако, рассматривая структуру ценностно-мотивационных компонентов мы не будем углубляться в изучение самой направленности, а лишь используем обобщенный термин в качестве обозначения субъекта и условий.

Направленность оказывает непосредственное влияние на взаимосвязь ценностно-мотивационных компонентов и стоит во главе структуры.

Для более детального разбора элементов структуры, следует отметить, что направленность влияет как на разновидность корреляции ценностно-мо-тивационного компонента, так и на шкалу уровня ценностно-мотивационного компонента, более того эффект воздействия может быть как отдельным, так и одновременным.

Структура ценностно-мотивационных компонентов представляется нам следующим образом:

Направленность оказывает прямое воздействие на ценностно-мотивационный компонент, ценност-но-мотивационный компонент в зависимости от условий (направленности), будь то влечение, желания,

интересы, убеждения приобретает определенную корреляцию, определив направление корреляции, направленность взаимодействует со шкалой уровня компонента, при правильном направлении корреляции, уровень возрастает, вследствие чего достигается результат направленности (положительный результат достигнутый обучающимся на определенном этапе учебы). Неправильное применение направленности тоже может дать положительный результат, однако шкала уровня компонента в данном случае будет падать, вследствие чего, возникают риски неэффективности применения в последующем.

В качестве примера следует отметить применение к обучающемуся меры дисциплинарного воздействия неправомерно, педагог ошибся с выбором мотивации, в последующем применение снова такого метода понизит уровень шкалы ценностно-моти-вационного компонента.

Обозначив верхний уровень системы ценностно-мотивационных компонентов, необходимо перейти к рассмотрению самих компонентов.

Для нашего исследования более подходит определение Рубинштейна С. Л. и Ковалева В. И., которые понимают мотивацию поведения как систему разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека как «относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий» [4, 5, 8, 10]. Мнение указанных ученых является для нас основой и опираясь на значительный опыт проведенных ранее исследований, мы попробуем обозначить основные ценностно-мотивационные компоненты.

В первую очередь можно условно выделить цен-ностно-мотивационный компонент карьеры (службы, учебы), динамика роста и падения которого зависит от использования правильной направленности педагогом (куратором).

Другим компонентом можно обозначить социологический ценностно-мотивационный компонент, в указанный компонент входят семейные отношения, социальное положение у близкого круга лиц, потребности в обустройстве своей жизни и т. д.

Итоговым компонентом, который мы выделяем, является ценностно-мотивационный компонент искусства (развития), этот компонент включает увлечения личности, хобби, проведение досуга, развитие в других отраслях помимо профессиональной.

Все указанные компоненты находятся в постоянной взаимосвязи между собой, так правильный досуг и благоприятные семейные отношения способствуют повышению компонента работы (учебы), хороший карьерный рост (поощрения, продвижения по службе) повышает благоприятную обстановку в семье и разнообразие досуга.

Учитывая, что взаимосвязь указанных компонентов очень тесная, то их взаимодействие между собой сложно разграничить на какие-то элементы и отдельные взаимосвязи, для благоприятного результата следует поддерживать все три компонента на высоком уровне, безусловно, зачастую это весьма трудно и практически невозможно.

Разобрав вышеперечисленные компоненты, можно также выделить их по шкале преобладания:

1. Все три компонента на высоком уровне значимости.

2. Компоненты выстроены иерархично, к примеру у кого-то на первом месте учеба (служба), потом семья, потом досуг и наоборот (в любой последовательности).

3. Все компоненты находятся на низком уровне значимости.

Обозначив основные ценностно-мотивационные компоненты, становиться более детально понятно, как определить плохое развитие определенного компонента и выявить причину, после чего выработать необходимую методику положительного развития.

В структуре направленности личности, как отмечают многие исследователи, особое место занимают интересы. Интерес можно рассматривать как составляющую ценностно-мотивационной направленности личности. Определив интерес человека, можно много узнать о ценностно-мотивационной направленности личности, как человек понимает ценность мира, взгляды на природу, социум, мировоззрение.

К. К. Платонов утверждал, что мировоззрение может быть смутным, принимать форму познавательного идеала, быть пассивным или становиться убеждением [10].

Рассматривая личность в профессиональной среде, для раскрытия ее сущности и определения места в общей структуре, по мнению многих ученых (Бо-жович Л. И., Мерлин В. С., Платонов К. К., Рубинштейн С. Л., Асмолов А. Г. и др.), необходимо исходить из сущности направленности вообще [10].

Процесс развития и формирования ценностно-мотивационных компонентов в профессиональной деятельности требует знания сущности, структуры, общих закономерностей взаимодействия структурных элементов, а так же знания о личности человека.

Немаловажной является характеристика цен-ностно-мотивационных компонентов.

Следует отметить, что основой характеристики будет выступать профессиональная мотивация.

Профессиональная мотивация выступает движущим фактором развития личности как профессионала своей сферы деятельности. В профессиональную мотивацию следует включать не только мотивы, но и интерес к профессии (получение образования,

самопознание, саморазвитие, профессиональное развитие, повышение социального статуса), что несомненно благоприятно отразится на личности в профессиональной сфере.

Шавир П. А. предложил классификацию профессиональной мотивации, так он выделял следующие группы:

1. Мотивы выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии.

2. Мотивы отражающие некоторые особенности профессии в общественном сознании.

3. Мотивы выражающие ранее сложившиеся потребности личности, которые актуализируются при взаимодействии с профессией.

4. Мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией.

5. Мотивы выражающие заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии [12].

Указанные группы мотивом для развития личности в условиях определенной профессиональной сферы являются неравноценными по значению, их различие состоит в разном отношении к объективному содержанию профессиональной деятельности.

Высокий уровень профессионализма в любой сфере трудовой деятельности в значительной мере обусловлен предельной включенностью личности в соответствующую деятельность.

Несмотря на то, что отношение личности к определенному виду труда как важнейшей жизненной ценности является необходимым, но все же остается недостаточным условием реализации человека в профессии. Жизнедеятельность человека в труде также обусловлена духовной составляющей.

По мнению Климова Е. А., «профессиональное самоопределение - это деятельность, поиск именно тех индивидуально-своеобразных вариантов жизненных путей, благодаря которым можно получить достаточное моральное удовлетворение. Это неоднократный акт, а образ существования или стиль жизни, решения возникающих на ее протяжении задач» [3].

По мнению Кона И. С., появление жизненных планов, выступающих одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т. е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения [6].

Сформированность профессионально-ценностных ориентаций соответственно влияет на эффективность творческого развития личности в профессиональной сфере, и работоспособности.

По мнению Бегидова С. Н., «эмоционально-ценностное отношение к деятельности является обяза-

тельным компонентом, обеспечивающим успешность ее выполнения» [1, 2].

В свою очередь проведенное Л. М. Хабаевой исследование, в ходе которого была обнаружена сильная корреляционная взаимосвязь между сформированными у специалистов ценностными ориен-тациями профессиональной деятельности и эффективностью формирования их профессионального самосознания [11].

Исследование Кухаревой Т. А. ценностных ори-ентаций молодых специалистов-инженеров дают некое представление об иерархии ценностей: главное место занимала семья, после успех в работе, далее хорошая заработная плата, полезность труда для общества и возможность творчества [7].

Рассмотрев множество различных мнений, мы приходим к выводу, что структуру различных групп ценностно-мотивационных компоненты можно обобщить и разделить на три условных компонента:

1. Ценностно-мотивационный компонент карьеры, службы, учебы (профессиональной деятельности).

2. Социологический ценностно-мотивационный компонент.

3. Ценностно-мотивационный компонент личностного развития.

Анализ научной литературы также позволяет сделать вывод, что взаимосвязь и развитие указанных компонентов напрямую зависят и от личности человека, так у людей, развивающихся в различных направлениях и проявляющих постоянный интерес к профессии (учеба, служба, карьера), семье и увлечениям, общий уровень развития ценностно-моти-вационных компонентов будет высоким, в то время когда у людей не проявляющих интереса, уровень будет низким.

В связи с чем необходимо разделить осознанность, понимание и интерес личности в общей структуре взаимосвязи ценностно-мотивационных компонентов. Условно мы разделим интерес личности к компонентам на высокий, средний и низкий уровень.

Высокий уровень обусловлен пониманием личности своей значимости в профессии, осознанием своих поступков, интерес к развитию профессиональных навыков и качеств, карьерному и профессиональному росту. В качестве примера можно отметить учащегося, который проявляет большой интерес к своей последующей профессиональной деятельности, постоянно изучает тенденции изменения в профессиональной среде, анализирует различный опыт других специалистов, постоянно совершенствует свои навыки как на занятии, так и самостоятельно.

Средний уровень обусловлен пониманием личности своей значимости в профессии, осознанием

своих поступков, в данном случае интерес к профессии уходит на второй план, основой среднего уровня является ответственность перед устоявшейся системой профессиональной деятельности, человек осознает необходимость своей профессии и важности, однако особого интереса уже не проявляет, начинает происходит эмоциональное выгорание, обучение становиться рутинным и обыденным.

Низкий уровень обусловлен осознанием личности своих поступков, но не пониманием своей значимости в профессии, полным отсутствием интереса. Указанный этап говорит о полном эмоциональном выгорании, истощении всех ценностно-мотивационных компонентов, личность считает, что «находиться не на своем месте», «занимается не своим делом», обучение снижается к минимуму, человек выполняет только «срочные» задания, нередко не укладываясь в сроки.

Изучив структуру и характеристику ценностно-мотивационных компонентов личности, следует перейти к рассмотрению методов их развития.

Возникновение ценностно-мотивационного компонента в профессии человека, свидетельствует о сформированности взаимосвязи в системе «человек-профессия», внутри которой начинается взаимодействие субъекта и объекта отношений.

Как уже ранее отмечалось, мы разделяем три уровня интереса личности к профессии, для определения необходимого метода развития, необходимо более подробно изучить проблемы каждого.

Высокий уровень является самым благоприятным для обучающегося, повышенный интерес к профессии способствует развитию ценностно-мо-тивационных компонентов, что в свою очередь положительно сказывается на работе всей структуры в целом, но не следует считать, что данный этап не содержит ряда проблем. Так обучающийся, проявляющий высокий интерес к профессии может столкнуться с трудностью, не понимания коллектива, безразличия со стороны педагогов (кураторов), повышенной загруженности и постановки задач более высокого уровня, разрешение которых для него на первоначальном этапе невозможно. Непринятие профессиональным сообществом по различным социальным убеждениям так же способствуют понижению высокого уровня интереса. Ряд проблем может быть весьма разнообразным, как и методов повышения роста ценностно-мотивационных компонентов. В указанных условиях педагогу (куратору) необходимо понять возможности обучающегося, правильно поставить задачи, соответствующие уровню обучающегося, постепенно усложняя задачи, подталкивать к профессиональному росту. Следует учитывать, что способности и мотивации личности бывают

разные, поэтому для начала следует провести диагностику, одни обучающиеся склонны постепенно и планомерно, размерено и спокойно развиваться в профессиональном направление, когда других необходимо «кинуть в центр событий», дать большой мотивационный толчок, который в том числе поспособствует развитию ценностно-мотивационных компонентов. На указанном этапе методы диагностики могут быть различными, как анализ и изучение личности, так и профессиональный эксперимент, в ходе которого человеку предстоит выполнить как он считает важную для профессиональной среды задачу, от которой зависит развитие образовательного процесса в группе, проводя такой эксперимент, можно исключить целый ряд дальнейших ошибок развития в личности ценностно-мотивационных компонентов, определить навыки и умения личности, и установить дальнейший необходимый метод развития, в том числе установить уровень ценностно-мотива-ционных компонентов, так же немаловажным будет исследование социального положения, профилактические беседы, изучение интересов вне работы, посещение по месту жительства, опрос одногруппни-ков о взаимоотношении в коллективе. Комплексное применение указанных мер необходимо обобщить и сопоставить в структуре с ценностно-мотиваци-онными компонентами (Ценностно-мотивационный компонент карьеры, социологический ценностно-мотивационный компонент, ценностно-мотивацион-ный компонент личностного развития), что позволит определить уровень корреляции, и укажет на необходимость развития или корректировки компонентов.

Средний уровень представляет особую важность в системе развития личности, так потеряв интерес к профессиональной деятельности и опираясь лишь на значимость своей будущей профессии, личность постепенно теряет развитие одного из ценностно-мотивационного компонента. Указанный период как правило является незаметным для окружения, в этом и заключается его «коварство». Человек продолжает осуществлять профессиональную деятельность (обучение), для других его внутренние изменения становятся незаметными, возникает указанный период вследствие понижения уровня социологического ценностно-мотивационного компонента и цен-ностно-мотивационного компонента личностного развития. Так, когда у человека появляются социологические проблемы разного характера (непонимание в семье, насмешки над религиозными убеждениями, дискриминация по расовому происхождению), цен-ностно-мотивационных компонент падает. Помимо этого, привычное отношение руководства, не проявление интереса к обучающемся, так же заставляет падать и ценностно-мотивационный компонент

карьеры (учебы, службы), однако на данном этапе падение указанного компонента лишь зарождается. Ценностно-мотивационный компонент личностного развития приостанавливаясь в росте, личность перестает проявлять интерес к саморазвитию и пускается в «рутину», отсутствие увлечений вне работы влечет к пустому проведению времени, алкоголизму, просмотру телесериалов (в данном случае речь идет о систематически фанатичном просмотре), игромании, потери смысла существования и др. Правильным методом устранения потери уровня ценностно-мотивационных компонентов на указанном этапе, будут периодические комплексные меры, сюда можно отнести профилактические беседы, совместное проведение досуга с коллегами профессиональной среды, предоставление обучающимся новых условий, вносящих разнообразие в рутину, указанные комплексные меры помогут поднять упавший уровень ценностно мотивационных компонентов, на данном этапе главное правильно провести диагностику и понять стратегию необходимого метода повышения ценностно-мотивационного компонента, в случае когда у личности отсутствует досуг, возможно искусственно его создать.

На среднем уровне, более сложным и проблематичным является социологический ценностно-моти-вационный компонент, людям свойственно скрывать свои социологические проблемы, будь то семейные проблемы или общественные. Методы преодоления проблем указанного компонента, могут быть различными. Прежде чем применять определенный метод, необходимо определить, с какой социологической проблемой столкнулась личность и какова сама характеристика личности. Определив проблему и характеристику личности, можно применить различные способы восстановления ценностно-мо-тивационного компонента. Когда повлиять на тот или иной социологический фактор невозможно, необходимо подтолкнуть личность к осознанию и принятию этого факта, поместить личность в среду людей столкнувшимися с подобными проблемами, принять неотвратимость определенных последствий и осознание необходимости дальнейшего становления и развития в социуме. При возможности повлиять на тот или иной социологический факт личности, необходимо заранее проанализировать, к каким изменениям он может привести, будет это положительный рост или отрицательный.

Изучая низкий уровень ценностно-мотивацион-ных компонентов, следует отметить, что в основе данного уровня лежит падение ценностно-мотива-ционного компонента профессии. Рассматривая взаимосвязь всех компонентов в целом, падение уровня социального и компонента искусства, в том числе

способствуют и падению компонента профессии. При этом интерес к обучению (службе) пропадает полностью, личность перестает необходимым образом выполнять необходимые задачи, а в некоторых случаях вовсе их не выполняет. Человек испытывает отсутствие необходимости и значимости его «профессии», а просто продолжает получать образования без получения удовлетворенности процессом. Указанный уровень не требует какой-либо дополнительной диагностики, он очевиден по ряду характерных признаков, человек неэмоционален, раздражен, обучается без особого интереса.

В данном случае также применимы все описанные ранее методы, в исключение можно отметить интерес к другой сфере деятельности, тут речь идет о направлении ценностно-мотивационных компонентов в другую профессиональную деятельность.

Детальное рассмотрение уровней интересов личности к профессии позволило сделать вывод, что для повышения эффективности и взаимосвязи ценностно-мотивационных компонентов в структуре профессиональной направленности подойдут различные методы (эксперимент, беседа, анкетирование и др.), однако для выявления более подходящего и продуктивного метода, а также установления их взаимосвязи и влияния на конкретный ценностно-мотивационный компонент, необходимо проводить ряд исследований эмпирического характера, посвященных конкретной личности обучающегося.

Библиографический список

1. Бегидова, С. Н. Структура и содержание ак-меологической направленности личности педагога [Электронный ресурс] / С. Н. Бегидова, С. А. Хазо-ва, А. М. Леонтьев. URL: http://www.adygnet.ru/kofer/ konfifk2007/3/3begidova.htp.

2. Бегидова, С. Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта : монография / С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. 64 с.

3. Клименко, И. В. Динамика мотивационно-цен-ностной направленности студентов на профессиональную деятельность : дисс. ... канд. псих наук / И. В. Клименко. М., 2014. 243 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970. 391 с.

5. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев ; отв. ред. А. А. Бодалев ; АН СССР, Ин-т психологии. М., 1988. 191 с.

6. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М. : Просвещение, 1989. 255 с.

7. Кухарев, Т. А. Адаптация молодых специалистов-инженеров : дисс. ... канд. психол. наук / Т. А. Кухарева. Л., 1980. 225 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 1999. 720 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1976. 424 с.

10. Трудности и перспективы становления профессионала : сборник научных трудов / под ред. Е. А. Климова. М. : МГУ, 2012. 224 с.

11. Хабаева, Л. М. Роль ценностных ориентаций в формировании профессиональной направленности у студентов ВУЗа / Л. М. Хабаева // Партнерство через образование. 2004. № 5. С. 29-34.

12. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М. : Педагогика, 1981. 96 с.

Bibliographic list

1. Begidova, S. N. The structure and content of the acmeological orientation of the teacher's personality [Electronic resource] / S. N. Begidova, S. A. Khazova, A. M. Leontiev. URL: http://www.adygnet.ru/kofer/ konfifk2007/3/3begidova.htp.

2. Begidova, S. N. Theoretical foundations of professional and creative development of the personality of a specialist in physical culture and sports : monograph / S. N. Begidova. Maykop, 2001. 64 p.

3. Klimenko, I. V. Dynamics of motivational and value orientation of students to professional activity : diss. ... cand. psycho of sciences / I. V. Klimenko. M., 2014. 243 p.

4. Kovalev, A. G. Psychology of personality / A. G. Kovalev. 3rd ed., reworked. and additional M., 1 970. 3 91 p.

5. Kovalev, V. I. Motives of behavior and activity / V. I. Kovalev ; ed. by A. A. Bodalev ; USSR Academy of Sciences, Institute of Psychology. M., 1988. 191 p.

6. Kon, I. S. Psychology of early youth / I. S. Kon. M. : Enlightenment, 1989. 255 p.

7. Kukharev, T. A. Adaptation of young specialists-engineers: diss. ... cand. psychological sciences / T. A. Kukhareva. L., 1980. 225 p.

8. Rubinstein, S.L. Fundamentals of general psychology / S. L. Rubinstein. St. Petersburg : Peter, 1999.720 p.

9. Rubinstein, S. L. Problems of general psychology / S. L. Rubinstein. M., 1976. 424 p.

10. Difficulties and prospects of becoming a professional: a collection of scientific papers / edited by E. A. Klimov. M. : MSU, 2012. 224 p.

11. Khabaeva, L. M. The role of value orientations in the formation of professional orientation among university students / L. M. Khabaeva // Partnership through education. 2004. No. 5. pp. 29-34.

12. Shavir, P. A. Psychology of professional self-determination in early youth / P. A. Shavir. M. : Pedagogy, 1981. 96p .

Информация об авторах

Я. К. Евстафиади - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук;

А. В. Рудин - преподаватель кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук.

Information about the authors

Yа. K. Evstafiadi - Assistant Professor of the Department Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies, Candidate of Legal Sciences;

A. V. Rudin - Teacher of Criminal Procedure Department, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 12.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).

Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.

№ ^mpi

познад^гегънсго интереса y KV rtjimo теттгдгЕл ËAJ

ОЕРДЭОЭДТЫЬНь'Х V4FE*! Д£"ИИ MUflFKCHÜ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.