УДК 82-14
Афанасьева Е.А.
Филиал РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в г Оренбурге E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ПОЭЗИИ Н.М. КАРАМЗИНА
Как известно, Н.М. Карамзин - основатель отечественного сентиментализма и создатель «нового слога» - является реформатором русского синтаксиса. Но такое синтаксическое явление, как вставные конструкции1, не было предметом исследований. В предложенной статье вставки рассматриваются с точки зрения их частотности, структуры и функций. При анализе ВК учитывается специфика стихотворной речи: величина и структура показываются по отношению к стихотворной строке. Исследование выполнено по изданию: Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 - начала 1790 годов; [Сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова]. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. - 432 с. Обследовано 144 стихотворения поэта за период с 1787 по 1825 годы. Выявлено 46 вставных конструкций в 29 стихотворениях. В качестве фона рассмотрена поэзия предшественников Карамзина (М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова) и его современников (М.Н. Муравьева и И.И. Дмитриева).
При анализе структуры выясняется величина Вк, ее место в стихотворной строке и соотношение вставки и рифмы. При анализе функций рассматриваются общие и частные функции. Общие функции служат сигналом появления дополнительной информации; создают иронический эффект. Среди частных выделяются функция ремарки, функции пояснения и уточнения слов; функция обращения к читателю; функция пейзажной зарисовки и др.
Предпринятое исследование частотности, структуры и функций вставных конструкций Н.М. Карамзина, спроецированных на фон, показывает, что поэт вместе с современниками (М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым), употребляя ВК в «говорных» жанрах (например, в басне), учитывает опыт предшественников (А.П. Сумарокова). Вместе с тем он расширяет жаровую палитру вставок (оды, послания, многочисленные внежанровые произведения). Вставные конструкции Н.М. Карамзина разнообразны по своей структуре и вариантам взаимодействия со стиховыми формантами. Сделанные наблюдения дают возможность показать новый ракурс стихотворной техники Н.М. Карамзина.
Ключевые слова: Н.М. Карамзин, стиховедение, рифма, синтаксис, вставные конструкции, функции вставных конструкций.
В историю русской литературы Н.М. Карамзин вошел как реформатор-«цивилизатор» [1, с. 51], создатель «нового слога», родоначальник новой стилистики, для которой характерны следующие черты: «поэзия внутренняя, домашняя, задушевная» [2, с. 22]; «новая поэтика, связанная с общефилософскими рассуждениями» [3, с. 205]; интерес к поэтическим «мелочам», «остроумным и изящным стихотворным безделушкам» [4, с. 358]; «неуклонное стремление к простоте», «смелая прозаизация стиха» [1, с. 27]; увлечение хореем, трехсложными стопами, белым стихом [5, с. 171-187]; «принцип произносимости речи» [6, с. 179-180].
Однако, как видно из перечисленных выше черт поэтики Н.М. Карамзина, включение в контекст стихотворной речи вставных конструкций, маркированных скобками или тире,2 не было предметом специального исследования. Между
1 В нашем исследовании: вставка, ВК.
2 Об объеме понятия «вставная конструкции» см.:
[7], [8].
тем даже первое знакомство с поэзией Н.М. Карамзина показывает, что он достаточно активно работает с этим приемом:
Теперь вам нравится мудрец, Чрез час понравится глупец, И часто бога Аполлона (Чему свидетель древний мир3), Сменял в любви лесной Сатир.4
[«Отставка», 1796, с. 118]
И, краснея, вам признаюся,
что волшебный вид прелестницы -
не хочу теперь назвать ее! -
3 Здесь и далее выделение вставной конструкции наше.
4 Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 - начала 1790 годов / Н.М. Карамзин; [Сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова]. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. - 432 с. [9]. Здесь
и далее текст цитируется по данному изданию с указанием названия стихотворения, даты его написания, страницы.
был мне пищею небесною, олимпийскою амброзией.
[«Илья Муромец», 1794, с. 82]
По замечанию Н.Е. Меднис, «многократное использование вставных конструкций говорит о том, что они являются значимым элементом художественной системы» [10, с. 87]. Вот этот значимый элемент художественной системы Н.М. Карамзина и будет в настоящей статье предметом исследования в аспекте его структуры и функций. В рамках изучения структуры ВК будут рассмотрены следующие вопросы: величина вставки, ее место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.
Величина вставных конструкций. По объему вставные конструкции могут быть разнообразными: от слова до нескольких предложений. Так как предметом нашего исследования является стихотворный текст, величина вставок будет определяться относительно стихотворной строки.
В поэзии Н.М. Карамзина максимальной по величине является вставная конструкция, состоящая из пяти строк и представляющая собой предложение. Это единственная вставка такой величины (2,2% от общего числа ВК), и маркируется она скобками:
(И все лишь для того, чтоб милой,
нежной Розе5,
Красотке нашего села, Подобной в самом деле розе, Подарком угодить; чтоб Роза мне была Обязана своей забавой)...
[«Послание к женщинам», 1795, с. 93]
Минимальная вставная конструкция состоит из одного слова. Таких вставок всего пять (10,8% от общего числа ВК), причем обособляются они одинаково часто как скобками, так и тире:
Желание сие я вздумал отослать Со оным хлопцем-то, ко мне сей день
присланным И сей же от меня к тебе - ах! - отосланным.
[«Стихи от Де Мазюра к И.И. Дмитриеву»,
1794, с. 85]
5 Здесь и далее курсив Н.М. Карамзина.
11 вставных конструкций (23,9%) занимают часть строки. В данном случае автор в равной мере использует как скобки, так и тире:
Кто - сердцем, чувством одаренный -
Тебя назвать мечтою мог?
[«Песнь Божеству», 1793, с. 56]
Треть от общего числа ВК (34,9%) составляют вставные конструкции, равные одной строке. Преобладающим знаком для маркирования таких вставок являются скобки:
На ветви голубок с подружкою своей (Он дремлет, под крыло головку
спрятав к ней) <.. .> [«Протей, или Несогласия стихотворца»,
1798, с. 161]
Две ВК (4,3%) занимают по две неполные строки. Они обособлены тире:
<.> Которая - когда приятная премена Является везде на радостной земле -Восторгом движет все пружины жизни в мире.
[«Гимн», 1789, с. 22]
Шесть вставок (13,1%) располагаются на двух полных строках, большинство которых выделены скобками:
Хотя при людях нам нельзя еще словами
Люблю друг другу говорить;
Но страстными сердцами
Мы будем всякий миг люблю, люблю твердить
(Другим язык сей непонятен;
Но голос сердца сердцу внятен) <.. >
[«К верной», 1796, с. 131]
Одна вставная конструкция (2,2%) представляет собой три неполные строки. Она ограничена тире:
Вы, кои, в томну грудь - под мраком
черных туч Ужасные грозы, носящейся над нами В юдоли жизни сей, - лиете светлый луч От взора своего <.>
[«Приношение Грациям», 1793, с. 51]
Две вставки (4,3%) состоят из трех полных строк, маркированных скобками:
Награда для него есть совесть, дух покойный.
(Безумие и злость всегда враги Уму:
Внимания его их стрелы недостойны;
Он ими не язвим: премудрость щит ему.)
[«Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста», 1796, с. 126]
Две ВК (4,3%) - это целые строфы, включающие 4 стихотворные строки. Они выделены скобками:
(Тут бездна яростно кипела,
При блеске огненных лучей;
Громады волн неслися с ревом,
Грозя всю землю потопить.)
[«Раиса», 1791, с. 37]
Таким образом, больше половины вставных конструкций в поэзии Н.М. Карамзина имеют средний объем, не превышающий размеров стихотворной строки. Замечена тенденция: чем больше вставная конструкция, тем более автономна она по отношению к основному тексту, а значит, маркируется скобками как более выключающим знаком.
Место вставной конструкции в строке. В данном разделе будут рассмотрены вставки, не превышающие стихотворную строку. По месту в стихе эти вставные конструкции можно разделить на 3 типа:
а) находящиеся в начале строки (3 ВК):
И в самый страшный день, когда пылало небо
И бурные моря кипели на земли,
Среди пучин и бездн, с невиннейшим
семейством
(Когда погибло всё) Поэзия спаслась.
[«Поэзия», 1787-1791, с. 11]
Занимая препозицию в стихе, вставка такого рода начинает строку, но не предложение, как и в прозаическом тексте. Это связано со спецификой вставной конструкции.
б) расположенные в середине строки, т. е. «разрывающие» синтаксический рисунок стиха (7 ВК):
Я видал, как наши витязи, наши рифмо-стихо-детели, упиваясь одопением, лезут на вершину Пиндову, обступаются и вниз летят, не с венцами и не с лаврами, но с ушами (ах!) ослиными, для позорища насмешникам!
[«Илья Муромец», 1794, с. 75]
в) заканчивающие стихотворную строку (6 ВК):
В один же миг - ах! мысль ужасна! -Дерзнет нескромность утверждать, Что ты была, была прекрасна; Но в миг - велю ей замолчать!
[«Стихи на слова, заданные мне Хлоею: миг, картина и дверь», 1802, с. 200]
Обобщая сказанное, отметим, что вставные конструкции, занимающие часть строки, как правило, располагаются в середине и конце стиха. Несмотря на то, что в начале стиха позиция сильная, так как для начала строки характерно повышение интонации, в поэзии Н.М. Карамзина препозицию занимают только три вставных конструкции. Таким образом, по графическому рисунку стихотворная строка приближена к предложению в прозаической речи, когда в силу своей специфики вставка не может начинать речевое высказывание.
Соотношение вставной конструкции и рифмы. Здесь будут рассмотрены только те вставные конструкции, которые могут принимать участие в рифмовании (исключены вставки, находящиеся в начале и середине строки).
Сначала рассмотрим соотношение с рифмой вставок, не превышающих размеров стихотворной строки. Это - однострочные вставки и вставки, расположенные в конце строки. Затем проанализируем соотношение с рифмой вставных конструкций, занимающих более одного стиха.
Вставные конструкции, не превышающие размеров стихотворной строки, принимают участие во всех видах рифмования. Н.М. Карамзин не отдает предпочтения какому-то одному из
них, одинаково активно используя перекрестную, парную и кольцевую рифмы. При этом вставка может выступать как первым членом рифмопары, задавая рифму, так и вторым членом рифмопары, рифмуясь со строкой основного текста. а) перекрестная рифма:
Ты будешь солнцем просвещенья - А
Наукой счастлив человек - б
И блеском Твоего правленья А
Осыпан будет новый век. б
[«Его Императорскому Величеству Александру I, Самодержцу Всероссийскому, на восшествие Его на престол», 1801, с. 182]
<.. .> Он медленно идет а Искать не алых роз среди лугов весенних - Б И лето протекло, цветов нигде уж нет - а Но горестных картин и ужасов осенних<.. ,>Б [«Протей, или Несогласия стихотворца»,
1798, с. 167]
б) парная рифма:
Их басни, повести и были А
(Нас лета сказкам научили!) А
Ее внимание займут, б
Ее любовь приобретут. б
[«Послание к Дмитриеву в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости», 1794, с. 65]
в) кольцевая рифма:
Однажды он сказал: «Вы знаете, друзья, Что есть на свете сем гиганты патагоны
И дикие гуроны (А сколько верст до них, исчислю после я)».
[«Странные люди», 1792, с. 43]
г) парная рифма внутри кольца:
Кто может быть приятным другом,
<...>
От сердца чистого смеется А
(Смеяться, право, не грешно!) б
Над всем, что кажется смешно, - б
Тот в мире с миром уживется <.> А
[«Послание к Александру Алексеевичу Плещееву», 1794, с. 70]
Отношения с рифмой вставных конструкций, занимающих более одной строки, гораздо разнообразнее. Расположим их в нисходящей градации по принципу зависимости вставки от основного текста, то есть насколько свободно вставная конструкция может быть извлечена из основного текста. В силу своей специфики ВК в прозаическом тексте занимает автономное положение по отношению к основному тексту, следовательно, она может быть изъята из предложения без особого ущерба для самого предложения. В стихотворной речи подобные эксперименты недопустимы, и одним из сдерживающих факторов является рифма.
Наиболее тесную связь вставной конструкции и основного текста создает рифмование, которое соединяет строки вставки с основным текстом. В этом случае ликвидация вставной конструкции нарушает построение стихотворения. Здесь возможны различные виды рифмования:
а) перекрестная рифма:
(И все лишь для того, чтоб милой,
нежной Розе, А
Красотке нашего села, б
Подобной в самом деле розе, А
Подарком угодить; чтоб Роза мне была б
Обязана своей забавой). В
О вы, для коих я хотел врагов разить, г Не сделавших мне зла! хотел
воинской славы В Почтение людей, отличность
заслужить <...> г
[«Послание к женщинам», 1795, с. 93]
б) парная рифма:
Лиющий слезы над могилой А
(Где прах душе и сердцу милый А
Лежит в безмолвной тишине, б
Как в сладком и глубоком сне) <.> б
[«Соловей», 1796, с. 152]
в) кольцевая рифма:
«Возьмите лавр, а мне в награду.
поцелуй!» а
Для коих после я, в войне добра не видя, Б
В чиновных гордецах чины возненавидя, Б
Вложил свой меч в ножны
(«Россия, торжествуй,- а Сказал я, - без меня!») <.>
[«Послание к женщинам», 1795, с. 94]
Как видно из приведенных примеров, вставки, занимающие более одной строки, могут быть и первым, и вторым членом рифмопары. Одни вставные конструкции сами задают рифму стихам из основного текста, другие поддерживают рифму, уже созданную строками выше.
Автономное положение по отношению к основному тексту вставка может занимать в нескольких случаях. Во-первых, в стихотворениях с полным отсутствием рифмы, которое сохраняется и во вставном предложении. Вставка из таких текстов легко извлекается, не нарушая смысл высказывания:
Там мой дедушка на старости в жаркий полдень отдыхал всегда на коленях милой бабушки; там висит его пернатый шлем; там висит его булатный меч, коим он врагов отечества за гордыню их наказывал (кровь турецкая и шведская и теперь еще видна на нем).
[«Илья Муромец», 1794, с. 75]
Во-вторых, в зарифмованном стихотворении, если стихи вставки рифмуются только между собой и не связаны рифмой со строками основного текста. Ее извлечение не повредит грамматическому строению предложения:
Дерзну ль игрою струн моих,
Под шумом гордых волн твоих -
Их тонкой пеной орошаясь, А
Прохладой в сердце освежаясь - А
Хвалить красу твоих брегов,
Где грады, веси процветают,
Поля волнистые сияют
Под тению густых лесов <.>
[«Волга», 1793, с. 52]
Стихи данной вставной конструкции соединяются попарно, поэтому она достаточно независима от основного текста.
В-третьих, максимально свободна строфа, заключенная в скобки. Она является источником дополнительной информации и занимает определенное место в произведении исключительно по смыслу. Такую ВК, как и вставную конструкцию в прозе, также легко убрать из текста:
Простое сердце, чувство
Для света ничего.
Там надобно искусство -
А я не знал его!
(Искусство величаться, А
Искусство ловким быть, б
Умнее всех казаться, А
Приятно говорить.) б
[«Прости», 1792, с. 47]
Из представленных выше примеров видно, что Н.М. Карамзин активно работает с женскими и мужскими клаузулами. Исключительным в этом отношении случаем является использование автором дактилических окончаний. При этом вставка с такими клаузулами располагается в нерифмованном стихотворении:
Ему хочется узнать ее любопытную историю, и откуда, и куда она, и зачем, девица красная
(витязь думал и угадывал, Х'
что она была девицею), Х'
ездит по свету геройствовать <.>
[«Илья Муромец», 1794, с. 80]
Обобщая сказанное, отметим, что отношения вставных конструкций и рифмы весьма разнообразны. Вставки, которые могут принимать участие в рифмовании, как правило, подчиняются рифменному рисунку стихотворения. Вставные конструкции, занимающие более одной строки, могут быть автономны по отношению к основному тексту, если их строки рифмуются внутри ВК.
Вставка, представляющая строфу, а также вставка в нерифмованном стихотворении обладают наибольшей самостоятельностью и занимают определенное положение в основном тексте только в силу логики изложения.
Функции вставных конструкций. Все вставные конструкции в стихотворениях Н.М. Карамзина объединены общими функциями. Во-первых, они служат сигналом появления дополнительной информации, указывая на «особое структурное положение» информации в тексте («прием вставки») и на ее «особое семантическое наполнение» («добавочное сообщение») [11, с. 165]. Во-вторых, некоторые вставные конструкции используются для создания иронического эффекта. Вставки в данной роли - «форма выражения мысли, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его» [12, стб. 179].
Общие функции возникают в процессе реализации частных функций. Последние могут возникать как независимо друг от друга, так и накладываясь одна на другую. С учетом этого рассмотрение частных функций будет проведено без привязанности их к общим функциям.
1) Н.М. Карамзин использует вставные конструкции при оформлении прямой речи как сигнал появления слов автора - функция ремарки:
«Долго б спать мне непрерывным сном, юный рыцарь! (говорит она) если б ты не разбудил меня».
[«Илья Муромец», 1794, с. 83]
«Что скажут обо мне (ответствует Герой) Фригийские сыны и дщери Илиона, Когда укроюсь здесь? Не я ль защитник трона Родителей моих?»
[«Гектор и Андромаха», 1795, с. 90]
2) Вставки у Н.М. Карамзина выполняют функцию пояснения слов. Назначение вставки -конкретизировать слово основного текста:
Простое сердце, чувство Для света ничего. Там надобно искусство -А я не знал его!
(Искусство величаться, Искусство ловким быть, Умнее всех казаться, Приятно говорить.)
[«Прости», 1792, с. 47]
В стихотворении «Клятва и преступление» поясняющая вставка приобретает ироничное звучание, так как она участвует в создании авторской самохарактеристики:
<.> злой Судьбе железною рукою Угодно было начертать: «Кокеткам торговать сердцами, Мужьям ходить с рогами, А Плаксе (то есть мне) бранить
любовь словами, Но сердцем обожать - ввек, ввек!»
[«Клятва и преступление», 1796, с. 149]
3) В функции уточнения используются вставные конструкции, которые выступают как:
- краткая или развернутая характеристика персонажа:
Когда пылающий любовник (часто мнимый) Стихами говорит любовнице своей <.>
[«К Эмилии», 1802, с. 207]
Так страстный, счастливый супруг (Любовник пылкий, верный друг) Супруге милой изъясняет Свою любовь, сердечный жар.
[«Соловей», 1796, с. 151]
- метафоричное определение:
<...> О М о н а р х сердец! Россия, Царств земных венец, (Колосс почтенный, величавый!) Да будет под Твоим жезлом Добра и счастия венцом!
[«На торжественное коронование Его Императорского Величия А л е к с а н д р а I, Самодержца Всероссийского», 1801, с. 186]
В этой функции автор может использовать уточняющую вставку в качестве антитезы:
Возьми - не меч - весы Фемиды, И бедный, не страшась обиды, Найдешь без злата век златой.
[«Его Императорскому Величеству Александру I, Самодержцу Всероссийскому, на восшествие Его на престол», 1801, с. 180]
Афанасьева Е.А.
У Н.М. Карамзина вставная конструкция может служить приемом для создания детали, на которой хочется остановиться автору:
Тут он видит муху черную на устах ее малиновых; забывает рассуждения и рукою богатырскою гонит злого насекомого; машет пальцем указательным (где сиял большой златой перстень с талисманом Велеславиным) <.>
[«Илья Муромец», 1794, с. 82-83]
4) Функция оформления пространственно-временных отношений. Вставные конструкции данного типа содержат упоминание:
- о месте действия:
Лиющий слезы над могилой (Где прах душе и сердцу милый Лежит в безмолвной тишине, Как в сладком и глубоком сне) <.>
[«Соловей», 1796, с. 152]
- о времени действия:
Любовь!.. и с кротким удивленьем, -В минуту славы, торжества, -С живым сердечным восхищеньем Падут пред троном Божества.
[«Песнь Божеству», 1793, с. 56]
Близки к таким вставным конструкциям вставки, рисующие:
- обстоятельства, при которых происходит действие:
Вы, кои, в томну грудь - под мраком
черных туч Ужасные грозы, носящейся над нами В юдоли жизни сей, - лиете светлый луч От взора своего <.>
[«Приношение Грациям», 1793, с. 51]
- разнообразные варианты происходящего действия:
низыдет в гроб безмолвно, Оставя милых, всех родных, друзей.
[«Гектор и Андромаха», 1795, с. 92]
5) Вставки, выражающие авторское отношение к персонажам, содержат оценку действующих лиц, населяющих лирику Н.М. Карамзина:
Ах! Самый лютый воин, Который ввек на ратном поле жил, (И жизни был едва ль достоин!), Смягчается душой, восчувствовав
любовь <...>
[«Послание к женщинам», 1795, с. 96-97]
6) Наиболее частотна функция выражения эмоциональной реакции по поводу содержания высказывания. Вставные конструкции этого типа выражают:
- восхищение:
Р. 8. Еще не утерпел, чтоб боле не сказати; Хощу еще, мой друг, сей день я похваляти. Коль красен вить сей день и коль - ах! -
солнечн есть! Туманов, мрака в нем совсем, совсем - ах! -
несть.
[«Стихи Де Мазюра к И.И. Дмитриеву»,
1794, с. 86]
- досаду:
<.> В лесочке поселился Хор галок и ворон. Они и день и ночь Кричат, усталости не знают, И слух людей (увы!) безжалостно
терзают!
[«Соловей, галки и вороны», 1793, с. 61]
- ироническое сожаление:
Как друг ваш столь переменился, Угодно ль вам, друзья, спросить?.. Сказать ли правду?.. Я лишился (Увы!) способности грешить!
[«Исправление», 1797, с. 157]
Неустрашимый вождь и робкий человек - - ироническое негодование:
Со славой иль стыдом -
В один же миг - ах! мысль ужасна! -Дерзнет нескромность утверждать, Что ты была, была прекрасна; Но в миг - велю ей замолчать!
[«Стихи на слова, заданные мне Хлоею: миг, картина и дверь», 1802, с. 200]
- грусть:
Хотя красавицы престали Меня любезным называть -(Зефиры с нами отыграли!), Но мы не должны унывать <.> [«Послание к Дмитриеву в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости», 1794, с. 64]
- горечь: <...> но рок
(Жестокий, безрассудный!)
Сказал: «Она не для тебя! Увянет не с твоей слезою; Другой сорвет ее холодною рукою; А ты смотри. терзай себя!»
[«Лилея», 1795, с. 107]
7) В стихотворениях Н.М. Карамзина вставка может содержать некую мудрость, выполняя функцию обобщающей сентенции. Так, обращаясь к царю Александру I, поэт пишет:
Ты будешь солнцем просвещенья -Наукой счастлив человек -И блеском Твоего правленья Осыпан будет новый век.
[«На торжественное коронование Его Императорского Величия А л е к с а н д р а I, Самодержца Всероссийского», 1801, с. 182]
Интересен тот факт, что одно из стихотворений, в котором вставка выступает в роли сентенции, называется «Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста»:
Награда для него есть совесть, дух покойный. (Безумие и злость всегда враги Уму:
Внимания его их стрелы недостойны; Он ими не язвим: премудрость щит ему.)
[«Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста», 1796, с. 126]
8) Вставные конструкции Н.М. Карамзин может использовать в функции обращения к своему читателю. Такие вставки представляют собой самостоятельные предложения и помещаются в скобках. Заметим, что собеседник, которому поэт адресует свои слова, - это вся Россия:
Толпы Героев и Вождей Война народная рождает, И первый из земных Царей Собою им пример являет. (Россия! не страшись: над Ним Господь благий с щитом своим!)
[«Освобождение Европы и слава Александра I», 1814, с. 222]
9) В функции пейзажной зарисовки выступают крупные ВК:
(Тут бездна яростно кипела При блеске огненных лучей; Громады волн неслися с ревом, Грозя всю землю потопить.)
Она взирает, умолкает; Но скоро жалкий стон ея Смешался вновь с шумящей бурей: «Увы! увы! погибла я!»
[«Раиса»,1791, с. 37]
Героиня стихотворения «Раиса» испытывает муки женщины, оставленной возлюбленным. Пейзаж, который приводится Н.М. Карамзиным в скобках, - это не только фон, на котором разворачиваются события. Описание бушующей природы, созвучное смятению Раисы, отражает ее душевное состояние.
Таким образом, анализ ВК с точки зрения структуры и функций позволяет увидеть их разнообразие как по формам включения в текст, так и по выполняемым функциям.
Проведенное сопоставление Н.М. Карамзина с его предшественниками классициста-
ми М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым, а также с его современниками М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым позволяют сделать некоторые выводы.
Предшественники Н.М. Карамзина практически не используют вставные конструкции. У М.В. Ломоносов ВК встретится только однажды: в трагедии «Демофонт»:
Тезеев сын, от волн спасен, остался жив,
Здесь странствуя живет. Он, время улучив
(Того я знать не тщусь за правду
иль притвором),
Мне часто о любви досадным разговором
Терзал мой скорбный дух <.> [13, с. 377]
А.П. Сумароков также крайне редко прибегает к приему вставки: две вставные конструкции появляются у него в баснях «Коршун» и «Ворона и лиса»:
«И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)
«Ворона и лиса» [14, с. 237]
В отличие от классицистов, сентименталисты активно используют ВК. В палитру жанров, включающих вставные конструкции, входят:
- басни («Раздор в улье», «Улиссовы спутники» М.Н. Муравьева; «Два голубя», «Старик и трое молодых» И.И. Дмитриева);
- сказки («Модная жена», «Причудница» И.И. Дмитриева);
- послания («Послание о легком стихотворении. К А.М. Брянчанинову» М.Н. Муравьева; «Послание к Н.М. Карамзину» И.И. Дмитриева);
- сатирические стихотворения («Послание от английского стихотворца Попа к доктору Ар-бутноту» И.И. Дмитриева);
- оды («Ода на случай Кагульския битвы», «Ода вторая. К А.М. Брянчанинову» М.Н. Муравьева):
Скоро, скоро, может статься
(И кто ведает тогда?),
Час приблизится расстаться
Мне с тобою навсегда.
«Ода вторая. К А.М. Брянчанинову»
[15, с. 118]
Ни блеск, ни дружество, ни пляски, ни забавы,
Ни самая любовь - ведь есть же на свету
Такие чудны нравы! -
Не трогали мою надменну красоту.
«Причудница» [16, с. 177]
Анализ частотности, структуры и функций вставных конструкций Н.М. Карамзина, спроецированных на фон, показывает, что поэт вместе с современниками (М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым), употребляя ВК в «говорных» жанрах (например, в басне), учитывает опыт предшественников (А.П. Сумарокова). Вместе с тем он расширяет жаровую палитру вставок (оды, послания, баллады, а также многочисленные внежанровые произведения).
Подводя итоги первому исследованию структуры и функций ВК в стихотворениях Н.М. Карамзина, можем сделать следующие выводы:
1) анализ вставных конструкций демонстрирует разнообразие способов их взаимодействия с другими стиховыми формантами;
2) функции вставных конструкций, определяемые конкретным контекстом, названные нами частными, многообразны;
3) большая часть вставок принадлежит авторскому полю;
4) все частные функции выполняют одну из общих функций (сигнал появления дополнительной информации, создание иронического эффекта) или их совмещают.
Следовательно, можно сказать, что предпринятое исследование структуры вставок и их функций дает возможность показать новый ракурс стихотворной техники Н.М. Карамзина.
08.11.2016
Список литературы:
1. Лотман, Ю.М. Поэзия Карамзина. Полное собрание стихотворений / Н.М. Карамзин ; вступит. ст., подгот. текста и примеч. Ю.М. Лотмана. - Л.: Сов. писатель [Ленингр. отд-ние], 1966. - С. 5-52.
2. Вяземский, П.А. Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества / Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 1: История государства Российского ; вступ. ст. и послесл. А. Смирнова ; коммент. А. Кузнецова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - С. 5-126.
3. Эйхенбаум, Б.М. Карамзин. О прозе / Б.М. Эйхенбаум. - Л.: Худ. литература, 1969. - С. 203-213.
4. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 453 с.
5. Кочеткова, М.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Карамзин. И.И. Дмитриев / М.Д. Кочеткова // История русской поэзии. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. - Т. 1. - С. 171-187.
6. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XVIII вв. / В.В. Виноградов. - М.: Учпедгиз, 1938. - 450 с.
7. Афанасьева, Е.А. Вставные конструкции в поэзии Саши Черного / Е.А. Афанасьева // Филологические чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1-2 ноября 2007 г.). - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007. - С. 203-208.
8. Афанасьева, Е.А. Структура вставных конструкций в поэзии Саши Черного / Е.А. Афанасьева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №11. - С. 60-66.
9. Карамзин, Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 - начала 1790 годов / Н.М. Карамзин ; сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. - 432 с.
10. Меднис, Н.Е. Слово в скобках в романе «Евгений Онегин» / Н.Е. Меднис // Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979. - С. 82-94.
11. Грамматика русского языка. - М.: Изд-во АН СССР. - Т. 2: Синтаксис. Часть 1. - 1954. - 423 с.
12. Ирония // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966. - Т. 3. - Стб. 179.
13. Ломоносов, М.В. Избранные произведения / М.В. Ломоносов ; вступ. ст. и сост. А.А. Морозова ; примеч. М.П. Лепехина. -Л.: Сов. писатель, 1990. - 464 с.
14. Сумароков, А.П. Избранные произведения / А.П. Сумароков ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. П.Н. Беркова. - Л.: Сов. писатель, 1957. - 608 с.
15. Муравьев, М.Н. Стихотворения / М.Н. Муравьев ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л.И. Кулаковой. - Л.: Сов. писатель, 1967. - 388 с.
16. Дмитриев, И.И. Полное собрание стихотворений / И.И. Дмитриев ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г.П. Макогоненко. -Л.: Сов. писатель, 1967. - 504 с.
Сведения об авторе:
Афанасьева Елена Анатольевна, доцент отделения экономики, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала Российского государственного университета нефти и газа (научно-исследовательского университета) имени И.М. Губкина в г. Оренбурге, кандидат филологических наук 460000, г Оренбург, ул. Юных Ленинцев, 20, ауд. 107, e-mail: [email protected]