Научная статья на тему 'Структура и функции вставных конструкций в поэзии Н. М. Карамзина'

Структура и функции вставных конструкций в поэзии Н. М. Карамзина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
550
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.М. КАРАМЗИН / СТИХОВЕДЕНИЕ / РИФМА / СИНТАКСИС / ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ФУНКЦИИ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ / N.M. KARAMZIN / PROSODY / RHYME / SYNTAX / EXPLETIVE CONSTRUCTIONS / EXPLETIVE CONSTRUCTIONS' FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьева Елена Анатольевна

Как известно, Н.М. Карамзин основатель отечественного сентиментализма и создатель «нового слога» является реформатором русского синтаксиса. Но такое синтаксическое явление, как вставные конструкции1, не было предметом исследований. В предложенной статье вставки рассматриваются с точки зрения их частотности, структуры и функций. При анализе ВК учитывается специфика стихотворной речи: величина и структура показываются по отношению к стихотворной строке. Исследование выполнено по изданию: Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 начала 1790 годов; [Сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова]. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2005. 432 с. Обследовано 144 стихотворения поэта за период с 1787 по 1825 годы. Выявлено 46 вставных конструкций в 29 стихотворениях. В качестве фона рассмотрена поэзия предшественников Карамзина (М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова) и его современников (М.Н. Муравьева и И.И. Дмитриева). При анализе структуры выясняется величина ВК, ее место в стихотворной строке и соотношение вставки и рифмы. При анализе функций рассматриваются общие и частные функции. Общие функции служат сигналом появления дополнительной информации; создают иронический эффект. Среди частных выделяются функция ремарки, функции пояснения и уточнения слов; функция обращения к читателю; функция пейзажной зарисовки и др. Предпринятое исследование частотности, структуры и функций вставных конструкций Н.М. Карамзина, спроецированных на фон, показывает, что поэт вместе с современниками (М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым), употребляя ВК в «говорных» жанрах (например, в басне), учитывает опыт предшественников (А.П. Сумарокова). Вместе с тем он расширяет жаровую палитру вставок (оды, послания, многочисленные внежанровые произведения). Вставные конструкции Н.М. Карамзина разнообразны по своей структуре и вариантам взаимодействия со стиховыми формантами. Сделанные наблюдения дают возможность показать новый ракурс стихотворной техники Н.М. Карамзина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND FUNCTIONALITY OF EXPLETIVE CONSTRUCTIONS IN N.M. KARAMZIN’S POETRY

N.M.Karamzin well known as sentimentalism and new style’s founder in Russia, is a reformer of Russian syntax. Yet such a syntactic phenomenon as expletive constructions has been never studied. The article analyses syntactic inserts in terms of their frequency, structure and functionality. The author considers in her research of EC the specificity of poetic style and examines their size and structure in view of verse line. The study is based on the edition: Karamzin N.M.Complete works in 18 volumes. Vol. 14: Poems and verse translations. Prose of 1780’s the beginning of the 1790’s. Comp. and ed. A. Kuznetsov. M.: Terra Knizhy club, 2005. 432 p. 144 poems by Karamzin written in 1787-1825 are examined in the study. The researcher reveals 46 expletives constructions in 43 poems. As a backdrop the verses of Karamzin’s precursors (M.V. Lomonosov and A.P. Sumarokov) and contemporaries (M.N. Muravyev and I.I. Dmitriev) are considered. While analyzing the structure the author determines the EC’s size, its position in a verse line and correspondence of inserts and rhyme. The functional analysis defines general and special functions. General functions serve as a marker of supplementary information; they create ironic effecT. Among special functions the researcher distinguishes functions of remark, of words’ explanation and clarification, of appeal to the reader, of landscape sketch, and others. The undertaken study of frequency, structure and functions of Karamzin’s expletive constructions, projected on the background, shows that the poet as well as his contemporaries (M.N. Muravyev and I.I. Dmitriev) by using EC in colloquial genres (e.g. in fable), takes into account the experience of his predecessors (A.P. Sumarokov). At the same time he expands the genre palette of inserts (odes, messages, multiple extra genre works). Karamzin’s expletive constructions are various by their structure and their interaction with poem’s components. These observations make it possible to show a new perspective of N.M. Karamzin’spoetic technique.

Текст научной работы на тему «Структура и функции вставных конструкций в поэзии Н. М. Карамзина»

УДК 82-14

Афанасьева Е.А.

Филиал РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в г Оренбурге E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ПОЭЗИИ Н.М. КАРАМЗИНА

Как известно, Н.М. Карамзин - основатель отечественного сентиментализма и создатель «нового слога» - является реформатором русского синтаксиса. Но такое синтаксическое явление, как вставные конструкции1, не было предметом исследований. В предложенной статье вставки рассматриваются с точки зрения их частотности, структуры и функций. При анализе ВК учитывается специфика стихотворной речи: величина и структура показываются по отношению к стихотворной строке. Исследование выполнено по изданию: Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 - начала 1790 годов; [Сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова]. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. - 432 с. Обследовано 144 стихотворения поэта за период с 1787 по 1825 годы. Выявлено 46 вставных конструкций в 29 стихотворениях. В качестве фона рассмотрена поэзия предшественников Карамзина (М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова) и его современников (М.Н. Муравьева и И.И. Дмитриева).

При анализе структуры выясняется величина Вк, ее место в стихотворной строке и соотношение вставки и рифмы. При анализе функций рассматриваются общие и частные функции. Общие функции служат сигналом появления дополнительной информации; создают иронический эффект. Среди частных выделяются функция ремарки, функции пояснения и уточнения слов; функция обращения к читателю; функция пейзажной зарисовки и др.

Предпринятое исследование частотности, структуры и функций вставных конструкций Н.М. Карамзина, спроецированных на фон, показывает, что поэт вместе с современниками (М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым), употребляя ВК в «говорных» жанрах (например, в басне), учитывает опыт предшественников (А.П. Сумарокова). Вместе с тем он расширяет жаровую палитру вставок (оды, послания, многочисленные внежанровые произведения). Вставные конструкции Н.М. Карамзина разнообразны по своей структуре и вариантам взаимодействия со стиховыми формантами. Сделанные наблюдения дают возможность показать новый ракурс стихотворной техники Н.М. Карамзина.

Ключевые слова: Н.М. Карамзин, стиховедение, рифма, синтаксис, вставные конструкции, функции вставных конструкций.

В историю русской литературы Н.М. Карамзин вошел как реформатор-«цивилизатор» [1, с. 51], создатель «нового слога», родоначальник новой стилистики, для которой характерны следующие черты: «поэзия внутренняя, домашняя, задушевная» [2, с. 22]; «новая поэтика, связанная с общефилософскими рассуждениями» [3, с. 205]; интерес к поэтическим «мелочам», «остроумным и изящным стихотворным безделушкам» [4, с. 358]; «неуклонное стремление к простоте», «смелая прозаизация стиха» [1, с. 27]; увлечение хореем, трехсложными стопами, белым стихом [5, с. 171-187]; «принцип произносимости речи» [6, с. 179-180].

Однако, как видно из перечисленных выше черт поэтики Н.М. Карамзина, включение в контекст стихотворной речи вставных конструкций, маркированных скобками или тире,2 не было предметом специального исследования. Между

1 В нашем исследовании: вставка, ВК.

2 Об объеме понятия «вставная конструкции» см.:

[7], [8].

тем даже первое знакомство с поэзией Н.М. Карамзина показывает, что он достаточно активно работает с этим приемом:

Теперь вам нравится мудрец, Чрез час понравится глупец, И часто бога Аполлона (Чему свидетель древний мир3), Сменял в любви лесной Сатир.4

[«Отставка», 1796, с. 118]

И, краснея, вам признаюся,

что волшебный вид прелестницы -

не хочу теперь назвать ее! -

3 Здесь и далее выделение вставной конструкции наше.

4 Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 - начала 1790 годов / Н.М. Карамзин; [Сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова]. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. - 432 с. [9]. Здесь

и далее текст цитируется по данному изданию с указанием названия стихотворения, даты его написания, страницы.

был мне пищею небесною, олимпийскою амброзией.

[«Илья Муромец», 1794, с. 82]

По замечанию Н.Е. Меднис, «многократное использование вставных конструкций говорит о том, что они являются значимым элементом художественной системы» [10, с. 87]. Вот этот значимый элемент художественной системы Н.М. Карамзина и будет в настоящей статье предметом исследования в аспекте его структуры и функций. В рамках изучения структуры ВК будут рассмотрены следующие вопросы: величина вставки, ее место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.

Величина вставных конструкций. По объему вставные конструкции могут быть разнообразными: от слова до нескольких предложений. Так как предметом нашего исследования является стихотворный текст, величина вставок будет определяться относительно стихотворной строки.

В поэзии Н.М. Карамзина максимальной по величине является вставная конструкция, состоящая из пяти строк и представляющая собой предложение. Это единственная вставка такой величины (2,2% от общего числа ВК), и маркируется она скобками:

(И все лишь для того, чтоб милой,

нежной Розе5,

Красотке нашего села, Подобной в самом деле розе, Подарком угодить; чтоб Роза мне была Обязана своей забавой)...

[«Послание к женщинам», 1795, с. 93]

Минимальная вставная конструкция состоит из одного слова. Таких вставок всего пять (10,8% от общего числа ВК), причем обособляются они одинаково часто как скобками, так и тире:

Желание сие я вздумал отослать Со оным хлопцем-то, ко мне сей день

присланным И сей же от меня к тебе - ах! - отосланным.

[«Стихи от Де Мазюра к И.И. Дмитриеву»,

1794, с. 85]

5 Здесь и далее курсив Н.М. Карамзина.

11 вставных конструкций (23,9%) занимают часть строки. В данном случае автор в равной мере использует как скобки, так и тире:

Кто - сердцем, чувством одаренный -

Тебя назвать мечтою мог?

[«Песнь Божеству», 1793, с. 56]

Треть от общего числа ВК (34,9%) составляют вставные конструкции, равные одной строке. Преобладающим знаком для маркирования таких вставок являются скобки:

На ветви голубок с подружкою своей (Он дремлет, под крыло головку

спрятав к ней) <.. .> [«Протей, или Несогласия стихотворца»,

1798, с. 161]

Две ВК (4,3%) занимают по две неполные строки. Они обособлены тире:

<.> Которая - когда приятная премена Является везде на радостной земле -Восторгом движет все пружины жизни в мире.

[«Гимн», 1789, с. 22]

Шесть вставок (13,1%) располагаются на двух полных строках, большинство которых выделены скобками:

Хотя при людях нам нельзя еще словами

Люблю друг другу говорить;

Но страстными сердцами

Мы будем всякий миг люблю, люблю твердить

(Другим язык сей непонятен;

Но голос сердца сердцу внятен) <.. >

[«К верной», 1796, с. 131]

Одна вставная конструкция (2,2%) представляет собой три неполные строки. Она ограничена тире:

Вы, кои, в томну грудь - под мраком

черных туч Ужасные грозы, носящейся над нами В юдоли жизни сей, - лиете светлый луч От взора своего <.>

[«Приношение Грациям», 1793, с. 51]

Две вставки (4,3%) состоят из трех полных строк, маркированных скобками:

Награда для него есть совесть, дух покойный.

(Безумие и злость всегда враги Уму:

Внимания его их стрелы недостойны;

Он ими не язвим: премудрость щит ему.)

[«Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста», 1796, с. 126]

Две ВК (4,3%) - это целые строфы, включающие 4 стихотворные строки. Они выделены скобками:

(Тут бездна яростно кипела,

При блеске огненных лучей;

Громады волн неслися с ревом,

Грозя всю землю потопить.)

[«Раиса», 1791, с. 37]

Таким образом, больше половины вставных конструкций в поэзии Н.М. Карамзина имеют средний объем, не превышающий размеров стихотворной строки. Замечена тенденция: чем больше вставная конструкция, тем более автономна она по отношению к основному тексту, а значит, маркируется скобками как более выключающим знаком.

Место вставной конструкции в строке. В данном разделе будут рассмотрены вставки, не превышающие стихотворную строку. По месту в стихе эти вставные конструкции можно разделить на 3 типа:

а) находящиеся в начале строки (3 ВК):

И в самый страшный день, когда пылало небо

И бурные моря кипели на земли,

Среди пучин и бездн, с невиннейшим

семейством

(Когда погибло всё) Поэзия спаслась.

[«Поэзия», 1787-1791, с. 11]

Занимая препозицию в стихе, вставка такого рода начинает строку, но не предложение, как и в прозаическом тексте. Это связано со спецификой вставной конструкции.

б) расположенные в середине строки, т. е. «разрывающие» синтаксический рисунок стиха (7 ВК):

Я видал, как наши витязи, наши рифмо-стихо-детели, упиваясь одопением, лезут на вершину Пиндову, обступаются и вниз летят, не с венцами и не с лаврами, но с ушами (ах!) ослиными, для позорища насмешникам!

[«Илья Муромец», 1794, с. 75]

в) заканчивающие стихотворную строку (6 ВК):

В один же миг - ах! мысль ужасна! -Дерзнет нескромность утверждать, Что ты была, была прекрасна; Но в миг - велю ей замолчать!

[«Стихи на слова, заданные мне Хлоею: миг, картина и дверь», 1802, с. 200]

Обобщая сказанное, отметим, что вставные конструкции, занимающие часть строки, как правило, располагаются в середине и конце стиха. Несмотря на то, что в начале стиха позиция сильная, так как для начала строки характерно повышение интонации, в поэзии Н.М. Карамзина препозицию занимают только три вставных конструкции. Таким образом, по графическому рисунку стихотворная строка приближена к предложению в прозаической речи, когда в силу своей специфики вставка не может начинать речевое высказывание.

Соотношение вставной конструкции и рифмы. Здесь будут рассмотрены только те вставные конструкции, которые могут принимать участие в рифмовании (исключены вставки, находящиеся в начале и середине строки).

Сначала рассмотрим соотношение с рифмой вставок, не превышающих размеров стихотворной строки. Это - однострочные вставки и вставки, расположенные в конце строки. Затем проанализируем соотношение с рифмой вставных конструкций, занимающих более одного стиха.

Вставные конструкции, не превышающие размеров стихотворной строки, принимают участие во всех видах рифмования. Н.М. Карамзин не отдает предпочтения какому-то одному из

них, одинаково активно используя перекрестную, парную и кольцевую рифмы. При этом вставка может выступать как первым членом рифмопары, задавая рифму, так и вторым членом рифмопары, рифмуясь со строкой основного текста. а) перекрестная рифма:

Ты будешь солнцем просвещенья - А

Наукой счастлив человек - б

И блеском Твоего правленья А

Осыпан будет новый век. б

[«Его Императорскому Величеству Александру I, Самодержцу Всероссийскому, на восшествие Его на престол», 1801, с. 182]

<.. .> Он медленно идет а Искать не алых роз среди лугов весенних - Б И лето протекло, цветов нигде уж нет - а Но горестных картин и ужасов осенних<.. ,>Б [«Протей, или Несогласия стихотворца»,

1798, с. 167]

б) парная рифма:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Их басни, повести и были А

(Нас лета сказкам научили!) А

Ее внимание займут, б

Ее любовь приобретут. б

[«Послание к Дмитриеву в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости», 1794, с. 65]

в) кольцевая рифма:

Однажды он сказал: «Вы знаете, друзья, Что есть на свете сем гиганты патагоны

И дикие гуроны (А сколько верст до них, исчислю после я)».

[«Странные люди», 1792, с. 43]

г) парная рифма внутри кольца:

Кто может быть приятным другом,

<...>

От сердца чистого смеется А

(Смеяться, право, не грешно!) б

Над всем, что кажется смешно, - б

Тот в мире с миром уживется <.> А

[«Послание к Александру Алексеевичу Плещееву», 1794, с. 70]

Отношения с рифмой вставных конструкций, занимающих более одной строки, гораздо разнообразнее. Расположим их в нисходящей градации по принципу зависимости вставки от основного текста, то есть насколько свободно вставная конструкция может быть извлечена из основного текста. В силу своей специфики ВК в прозаическом тексте занимает автономное положение по отношению к основному тексту, следовательно, она может быть изъята из предложения без особого ущерба для самого предложения. В стихотворной речи подобные эксперименты недопустимы, и одним из сдерживающих факторов является рифма.

Наиболее тесную связь вставной конструкции и основного текста создает рифмование, которое соединяет строки вставки с основным текстом. В этом случае ликвидация вставной конструкции нарушает построение стихотворения. Здесь возможны различные виды рифмования:

а) перекрестная рифма:

(И все лишь для того, чтоб милой,

нежной Розе, А

Красотке нашего села, б

Подобной в самом деле розе, А

Подарком угодить; чтоб Роза мне была б

Обязана своей забавой). В

О вы, для коих я хотел врагов разить, г Не сделавших мне зла! хотел

воинской славы В Почтение людей, отличность

заслужить <...> г

[«Послание к женщинам», 1795, с. 93]

б) парная рифма:

Лиющий слезы над могилой А

(Где прах душе и сердцу милый А

Лежит в безмолвной тишине, б

Как в сладком и глубоком сне) <.> б

[«Соловей», 1796, с. 152]

в) кольцевая рифма:

«Возьмите лавр, а мне в награду.

поцелуй!» а

Для коих после я, в войне добра не видя, Б

В чиновных гордецах чины возненавидя, Б

Вложил свой меч в ножны

(«Россия, торжествуй,- а Сказал я, - без меня!») <.>

[«Послание к женщинам», 1795, с. 94]

Как видно из приведенных примеров, вставки, занимающие более одной строки, могут быть и первым, и вторым членом рифмопары. Одни вставные конструкции сами задают рифму стихам из основного текста, другие поддерживают рифму, уже созданную строками выше.

Автономное положение по отношению к основному тексту вставка может занимать в нескольких случаях. Во-первых, в стихотворениях с полным отсутствием рифмы, которое сохраняется и во вставном предложении. Вставка из таких текстов легко извлекается, не нарушая смысл высказывания:

Там мой дедушка на старости в жаркий полдень отдыхал всегда на коленях милой бабушки; там висит его пернатый шлем; там висит его булатный меч, коим он врагов отечества за гордыню их наказывал (кровь турецкая и шведская и теперь еще видна на нем).

[«Илья Муромец», 1794, с. 75]

Во-вторых, в зарифмованном стихотворении, если стихи вставки рифмуются только между собой и не связаны рифмой со строками основного текста. Ее извлечение не повредит грамматическому строению предложения:

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих -

Их тонкой пеной орошаясь, А

Прохладой в сердце освежаясь - А

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов <.>

[«Волга», 1793, с. 52]

Стихи данной вставной конструкции соединяются попарно, поэтому она достаточно независима от основного текста.

В-третьих, максимально свободна строфа, заключенная в скобки. Она является источником дополнительной информации и занимает определенное место в произведении исключительно по смыслу. Такую ВК, как и вставную конструкцию в прозе, также легко убрать из текста:

Простое сердце, чувство

Для света ничего.

Там надобно искусство -

А я не знал его!

(Искусство величаться, А

Искусство ловким быть, б

Умнее всех казаться, А

Приятно говорить.) б

[«Прости», 1792, с. 47]

Из представленных выше примеров видно, что Н.М. Карамзин активно работает с женскими и мужскими клаузулами. Исключительным в этом отношении случаем является использование автором дактилических окончаний. При этом вставка с такими клаузулами располагается в нерифмованном стихотворении:

Ему хочется узнать ее любопытную историю, и откуда, и куда она, и зачем, девица красная

(витязь думал и угадывал, Х'

что она была девицею), Х'

ездит по свету геройствовать <.>

[«Илья Муромец», 1794, с. 80]

Обобщая сказанное, отметим, что отношения вставных конструкций и рифмы весьма разнообразны. Вставки, которые могут принимать участие в рифмовании, как правило, подчиняются рифменному рисунку стихотворения. Вставные конструкции, занимающие более одной строки, могут быть автономны по отношению к основному тексту, если их строки рифмуются внутри ВК.

Вставка, представляющая строфу, а также вставка в нерифмованном стихотворении обладают наибольшей самостоятельностью и занимают определенное положение в основном тексте только в силу логики изложения.

Функции вставных конструкций. Все вставные конструкции в стихотворениях Н.М. Карамзина объединены общими функциями. Во-первых, они служат сигналом появления дополнительной информации, указывая на «особое структурное положение» информации в тексте («прием вставки») и на ее «особое семантическое наполнение» («добавочное сообщение») [11, с. 165]. Во-вторых, некоторые вставные конструкции используются для создания иронического эффекта. Вставки в данной роли - «форма выражения мысли, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его» [12, стб. 179].

Общие функции возникают в процессе реализации частных функций. Последние могут возникать как независимо друг от друга, так и накладываясь одна на другую. С учетом этого рассмотрение частных функций будет проведено без привязанности их к общим функциям.

1) Н.М. Карамзин использует вставные конструкции при оформлении прямой речи как сигнал появления слов автора - функция ремарки:

«Долго б спать мне непрерывным сном, юный рыцарь! (говорит она) если б ты не разбудил меня».

[«Илья Муромец», 1794, с. 83]

«Что скажут обо мне (ответствует Герой) Фригийские сыны и дщери Илиона, Когда укроюсь здесь? Не я ль защитник трона Родителей моих?»

[«Гектор и Андромаха», 1795, с. 90]

2) Вставки у Н.М. Карамзина выполняют функцию пояснения слов. Назначение вставки -конкретизировать слово основного текста:

Простое сердце, чувство Для света ничего. Там надобно искусство -А я не знал его!

(Искусство величаться, Искусство ловким быть, Умнее всех казаться, Приятно говорить.)

[«Прости», 1792, с. 47]

В стихотворении «Клятва и преступление» поясняющая вставка приобретает ироничное звучание, так как она участвует в создании авторской самохарактеристики:

<.> злой Судьбе железною рукою Угодно было начертать: «Кокеткам торговать сердцами, Мужьям ходить с рогами, А Плаксе (то есть мне) бранить

любовь словами, Но сердцем обожать - ввек, ввек!»

[«Клятва и преступление», 1796, с. 149]

3) В функции уточнения используются вставные конструкции, которые выступают как:

- краткая или развернутая характеристика персонажа:

Когда пылающий любовник (часто мнимый) Стихами говорит любовнице своей <.>

[«К Эмилии», 1802, с. 207]

Так страстный, счастливый супруг (Любовник пылкий, верный друг) Супруге милой изъясняет Свою любовь, сердечный жар.

[«Соловей», 1796, с. 151]

- метафоричное определение:

<...> О М о н а р х сердец! Россия, Царств земных венец, (Колосс почтенный, величавый!) Да будет под Твоим жезлом Добра и счастия венцом!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[«На торжественное коронование Его Императорского Величия А л е к с а н д р а I, Самодержца Всероссийского», 1801, с. 186]

В этой функции автор может использовать уточняющую вставку в качестве антитезы:

Возьми - не меч - весы Фемиды, И бедный, не страшась обиды, Найдешь без злата век златой.

[«Его Императорскому Величеству Александру I, Самодержцу Всероссийскому, на восшествие Его на престол», 1801, с. 180]

Афанасьева Е.А.

У Н.М. Карамзина вставная конструкция может служить приемом для создания детали, на которой хочется остановиться автору:

Тут он видит муху черную на устах ее малиновых; забывает рассуждения и рукою богатырскою гонит злого насекомого; машет пальцем указательным (где сиял большой златой перстень с талисманом Велеславиным) <.>

[«Илья Муромец», 1794, с. 82-83]

4) Функция оформления пространственно-временных отношений. Вставные конструкции данного типа содержат упоминание:

- о месте действия:

Лиющий слезы над могилой (Где прах душе и сердцу милый Лежит в безмолвной тишине, Как в сладком и глубоком сне) <.>

[«Соловей», 1796, с. 152]

- о времени действия:

Любовь!.. и с кротким удивленьем, -В минуту славы, торжества, -С живым сердечным восхищеньем Падут пред троном Божества.

[«Песнь Божеству», 1793, с. 56]

Близки к таким вставным конструкциям вставки, рисующие:

- обстоятельства, при которых происходит действие:

Вы, кои, в томну грудь - под мраком

черных туч Ужасные грозы, носящейся над нами В юдоли жизни сей, - лиете светлый луч От взора своего <.>

[«Приношение Грациям», 1793, с. 51]

- разнообразные варианты происходящего действия:

низыдет в гроб безмолвно, Оставя милых, всех родных, друзей.

[«Гектор и Андромаха», 1795, с. 92]

5) Вставки, выражающие авторское отношение к персонажам, содержат оценку действующих лиц, населяющих лирику Н.М. Карамзина:

Ах! Самый лютый воин, Который ввек на ратном поле жил, (И жизни был едва ль достоин!), Смягчается душой, восчувствовав

любовь <...>

[«Послание к женщинам», 1795, с. 96-97]

6) Наиболее частотна функция выражения эмоциональной реакции по поводу содержания высказывания. Вставные конструкции этого типа выражают:

- восхищение:

Р. 8. Еще не утерпел, чтоб боле не сказати; Хощу еще, мой друг, сей день я похваляти. Коль красен вить сей день и коль - ах! -

солнечн есть! Туманов, мрака в нем совсем, совсем - ах! -

несть.

[«Стихи Де Мазюра к И.И. Дмитриеву»,

1794, с. 86]

- досаду:

<.> В лесочке поселился Хор галок и ворон. Они и день и ночь Кричат, усталости не знают, И слух людей (увы!) безжалостно

терзают!

[«Соловей, галки и вороны», 1793, с. 61]

- ироническое сожаление:

Как друг ваш столь переменился, Угодно ль вам, друзья, спросить?.. Сказать ли правду?.. Я лишился (Увы!) способности грешить!

[«Исправление», 1797, с. 157]

Неустрашимый вождь и робкий человек - - ироническое негодование:

Со славой иль стыдом -

В один же миг - ах! мысль ужасна! -Дерзнет нескромность утверждать, Что ты была, была прекрасна; Но в миг - велю ей замолчать!

[«Стихи на слова, заданные мне Хлоею: миг, картина и дверь», 1802, с. 200]

- грусть:

Хотя красавицы престали Меня любезным называть -(Зефиры с нами отыграли!), Но мы не должны унывать <.> [«Послание к Дмитриеву в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости», 1794, с. 64]

- горечь: <...> но рок

(Жестокий, безрассудный!)

Сказал: «Она не для тебя! Увянет не с твоей слезою; Другой сорвет ее холодною рукою; А ты смотри. терзай себя!»

[«Лилея», 1795, с. 107]

7) В стихотворениях Н.М. Карамзина вставка может содержать некую мудрость, выполняя функцию обобщающей сентенции. Так, обращаясь к царю Александру I, поэт пишет:

Ты будешь солнцем просвещенья -Наукой счастлив человек -И блеском Твоего правленья Осыпан будет новый век.

[«На торжественное коронование Его Императорского Величия А л е к с а н д р а I, Самодержца Всероссийского», 1801, с. 182]

Интересен тот факт, что одно из стихотворений, в котором вставка выступает в роли сентенции, называется «Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста»:

Награда для него есть совесть, дух покойный. (Безумие и злость всегда враги Уму:

Внимания его их стрелы недостойны; Он ими не язвим: премудрость щит ему.)

[«Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста», 1796, с. 126]

8) Вставные конструкции Н.М. Карамзин может использовать в функции обращения к своему читателю. Такие вставки представляют собой самостоятельные предложения и помещаются в скобках. Заметим, что собеседник, которому поэт адресует свои слова, - это вся Россия:

Толпы Героев и Вождей Война народная рождает, И первый из земных Царей Собою им пример являет. (Россия! не страшись: над Ним Господь благий с щитом своим!)

[«Освобождение Европы и слава Александра I», 1814, с. 222]

9) В функции пейзажной зарисовки выступают крупные ВК:

(Тут бездна яростно кипела При блеске огненных лучей; Громады волн неслися с ревом, Грозя всю землю потопить.)

Она взирает, умолкает; Но скоро жалкий стон ея Смешался вновь с шумящей бурей: «Увы! увы! погибла я!»

[«Раиса»,1791, с. 37]

Героиня стихотворения «Раиса» испытывает муки женщины, оставленной возлюбленным. Пейзаж, который приводится Н.М. Карамзиным в скобках, - это не только фон, на котором разворачиваются события. Описание бушующей природы, созвучное смятению Раисы, отражает ее душевное состояние.

Таким образом, анализ ВК с точки зрения структуры и функций позволяет увидеть их разнообразие как по формам включения в текст, так и по выполняемым функциям.

Проведенное сопоставление Н.М. Карамзина с его предшественниками классициста-

ми М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым, а также с его современниками М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым позволяют сделать некоторые выводы.

Предшественники Н.М. Карамзина практически не используют вставные конструкции. У М.В. Ломоносов ВК встретится только однажды: в трагедии «Демофонт»:

Тезеев сын, от волн спасен, остался жив,

Здесь странствуя живет. Он, время улучив

(Того я знать не тщусь за правду

иль притвором),

Мне часто о любви досадным разговором

Терзал мой скорбный дух <.> [13, с. 377]

А.П. Сумароков также крайне редко прибегает к приему вставки: две вставные конструкции появляются у него в баснях «Коршун» и «Ворона и лиса»:

«И попугай ничто перед тобой, душа,

Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»

(Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)

«Ворона и лиса» [14, с. 237]

В отличие от классицистов, сентименталисты активно используют ВК. В палитру жанров, включающих вставные конструкции, входят:

- басни («Раздор в улье», «Улиссовы спутники» М.Н. Муравьева; «Два голубя», «Старик и трое молодых» И.И. Дмитриева);

- сказки («Модная жена», «Причудница» И.И. Дмитриева);

- послания («Послание о легком стихотворении. К А.М. Брянчанинову» М.Н. Муравьева; «Послание к Н.М. Карамзину» И.И. Дмитриева);

- сатирические стихотворения («Послание от английского стихотворца Попа к доктору Ар-бутноту» И.И. Дмитриева);

- оды («Ода на случай Кагульския битвы», «Ода вторая. К А.М. Брянчанинову» М.Н. Муравьева):

Скоро, скоро, может статься

(И кто ведает тогда?),

Час приблизится расстаться

Мне с тобою навсегда.

«Ода вторая. К А.М. Брянчанинову»

[15, с. 118]

Ни блеск, ни дружество, ни пляски, ни забавы,

Ни самая любовь - ведь есть же на свету

Такие чудны нравы! -

Не трогали мою надменну красоту.

«Причудница» [16, с. 177]

Анализ частотности, структуры и функций вставных конструкций Н.М. Карамзина, спроецированных на фон, показывает, что поэт вместе с современниками (М.Н. Муравьевым и И.И. Дмитриевым), употребляя ВК в «говорных» жанрах (например, в басне), учитывает опыт предшественников (А.П. Сумарокова). Вместе с тем он расширяет жаровую палитру вставок (оды, послания, баллады, а также многочисленные внежанровые произведения).

Подводя итоги первому исследованию структуры и функций ВК в стихотворениях Н.М. Карамзина, можем сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) анализ вставных конструкций демонстрирует разнообразие способов их взаимодействия с другими стиховыми формантами;

2) функции вставных конструкций, определяемые конкретным контекстом, названные нами частными, многообразны;

3) большая часть вставок принадлежит авторскому полю;

4) все частные функции выполняют одну из общих функций (сигнал появления дополнительной информации, создание иронического эффекта) или их совмещают.

Следовательно, можно сказать, что предпринятое исследование структуры вставок и их функций дает возможность показать новый ракурс стихотворной техники Н.М. Карамзина.

08.11.2016

Список литературы:

1. Лотман, Ю.М. Поэзия Карамзина. Полное собрание стихотворений / Н.М. Карамзин ; вступит. ст., подгот. текста и примеч. Ю.М. Лотмана. - Л.: Сов. писатель [Ленингр. отд-ние], 1966. - С. 5-52.

2. Вяземский, П.А. Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества / Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 1: История государства Российского ; вступ. ст. и послесл. А. Смирнова ; коммент. А. Кузнецова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - С. 5-126.

3. Эйхенбаум, Б.М. Карамзин. О прозе / Б.М. Эйхенбаум. - Л.: Худ. литература, 1969. - С. 203-213.

4. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 453 с.

5. Кочеткова, М.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Карамзин. И.И. Дмитриев / М.Д. Кочеткова // История русской поэзии. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. - Т. 1. - С. 171-187.

6. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XVIII вв. / В.В. Виноградов. - М.: Учпедгиз, 1938. - 450 с.

7. Афанасьева, Е.А. Вставные конструкции в поэзии Саши Черного / Е.А. Афанасьева // Филологические чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1-2 ноября 2007 г.). - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007. - С. 203-208.

8. Афанасьева, Е.А. Структура вставных конструкций в поэзии Саши Черного / Е.А. Афанасьева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №11. - С. 60-66.

9. Карамзин, Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 14: Стихотворения и стихотворные переводы; Проза 1780 - начала 1790 годов / Н.М. Карамзин ; сост., подгот. текста, примеч. А. Кузнецова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. - 432 с.

10. Меднис, Н.Е. Слово в скобках в романе «Евгений Онегин» / Н.Е. Меднис // Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979. - С. 82-94.

11. Грамматика русского языка. - М.: Изд-во АН СССР. - Т. 2: Синтаксис. Часть 1. - 1954. - 423 с.

12. Ирония // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966. - Т. 3. - Стб. 179.

13. Ломоносов, М.В. Избранные произведения / М.В. Ломоносов ; вступ. ст. и сост. А.А. Морозова ; примеч. М.П. Лепехина. -Л.: Сов. писатель, 1990. - 464 с.

14. Сумароков, А.П. Избранные произведения / А.П. Сумароков ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. П.Н. Беркова. - Л.: Сов. писатель, 1957. - 608 с.

15. Муравьев, М.Н. Стихотворения / М.Н. Муравьев ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л.И. Кулаковой. - Л.: Сов. писатель, 1967. - 388 с.

16. Дмитриев, И.И. Полное собрание стихотворений / И.И. Дмитриев ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г.П. Макогоненко. -Л.: Сов. писатель, 1967. - 504 с.

Сведения об авторе:

Афанасьева Елена Анатольевна, доцент отделения экономики, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала Российского государственного университета нефти и газа (научно-исследовательского университета) имени И.М. Губкина в г. Оренбурге, кандидат филологических наук 460000, г Оренбург, ул. Юных Ленинцев, 20, ауд. 107, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.