Научная статья на тему 'Структура вставных конструкций в поэзии Саши Черного'

Структура вставных конструкций в поэзии Саши Черного Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
362
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьева Е. А.

В статье впервые исследуются вставные конструкции видного поэта XX века Саши Черного. В центре внимания находится вопрос структуры вставок: их величина, место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of insert constructions in the poetry of Sasha Cherny

Insert constructions of the eminent poet of XX century Sasha Cherny are researched in this article at the first time. The great attention is given to the structure of inserts: their size, place in written line, correlation of insert construction and rhyme.

Текст научной работы на тему «Структура вставных конструкций в поэзии Саши Черного»

Афанасьева Е.А.

Оренбургский государственный университет

СТРУКТУРА ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ПОЭЗИИ САШИ ЧЕРНОГО

В статье впервые исследуются вставные конструкции видного поэта XX века Саши Черного. В центре внимания находится вопрос структуры вставок: их величина, место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.

Среди исследователей творчества Саши Черного сложилось мнение о нем как о «нарушителе» [4, с. 10] общепринятых правил, который «взорвал» сложившуюся ритмикословесную систему: столкновение высокого и низкого [1, 4, 6]; антиэстетизм [1]; смешение жанров [4]; расшатывание стихотворных размеров [4]; создание литературной маски, причем маски, надетой на себя [2, 3, 4, 6, 8]; сочетание сатиры и лирики [1, 4, 5, 6].

Как видно из перечисленных выше черт поэтики Саши Черного, включение в контекст стихотворной речи вставных конст-рукций1, маркированных скобками и тире, не было предметом специального исследования. Между тем даже первое знакомство с поэзией Саши Черного показывает, что он достаточно активно работает с этим приемом:

Молю Тебя, Создатель

(Совсем я не шучу2),

Я р у с с к и й о б ы в а т е л ь -

Я п р о с т о ж и т ь х о ч у! [7, I, 39]

По комнатам проснувшаяся моль

Зигзагами носилась одурело

И вдруг - поняв назначенную роль -

Помчалась за другой легко и смело.

[7, I, 181]

В рамках изучения вставных конструкций у Саши Черного подготовлены работы по исследованию их функций, частотности употребления у Саши Черного, его предшественников и современников. Данная статья посвящена исследованию вставных конструкций в поэзии Саши Черного в аспекте их структуры. В частности, будут рассмотрены следующие вопросы: величина вставки, ее

1 В нашем исследовании: вставка, ВК.

2 Выделение вставной конструкции наше.

место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.

Величина вставных конструкций. По объему в силу своей специфики вставные конструкции могут быть разнообразными: от слова до нескольких предложений. Так как предметом нашего исследования является стихотворный текст, величина вставок будет определяться относительно стихотворной строки.

У Саши Черного максимальной по величине является вставная конструкция, состоящая из 4 строк и представляющая собой самостоятельную строфу. В стихотворениях Саши Черного это единственная (0,7% от общего числа ВК) вставка такой величины, и маркируется она скобками:

(Не цитировал лишь Канта,

Как на свадьбе дочки Круппа, -

Потому что Кант народом

Понимался очень тупо.) [7, I, 130]

Минимальная вставная конструкция состоит из одного слова. Таких вставок всего 5 (3,5%), причем 4 из них обособляются тире:

Но сегодня - наконец-то! -

На моей скамейке синей

Я приметил сквозь кустарник

Бога юного с богиней. [7, II, 368]

Подавляющее большинство (53,1% от общего числа) составляют вставные конструкции, равные 1 строке. Преобладающим знаком для маркирования таких вставок являются скобки (74 из 76):

Над самой головой насвистывает чижик (Хоть птичка Божия не кушала с утра). [7, I, 63]

Треть от общего числа вставных конструкций (32,2%) представляют собой вставки, занимающие часть строки. В данном случае предпочтение отдается обособлению с помощью тире (29 из 46):

По комнатам проснувшаяся моль Зигзагами носилась одурело И вдруг - поняв назначенную роль -

Помчалась за другой легко и смело. [7, I, 181]

12 вставок (8,4%) располагаются на 2 полных строках. Все они выделены скобками:

Здесь скот весь день среди степей Навозит, жрет и дрыхнет праздно.

(Такую жизнь у нас, людей,

Мы называем буржуазной.) [7, I, 138]

3 вставки (2,1%) представляют собой 2 неполные строки. В стихотворениях дореволюционного периода они маркированы скобками, а в эмиграционной лирике вставка, занимающая 2 неполные строки, стала выделяться тире.

О Рахиль, - твоя походка Отдается в сердце четко...

Голос твой, как голубь кроткий,

Стан твой - тополь на горе,

И глаза твои маслины,

Так глубоки, так невинны,

Как... (нажал на все пружины —

Нет сравненья в словаре!) [7, I, 156]

А под вечер - только багряные мальвы Холмы увенчают закатным венцом, -

Ведро за ведром притащишь к крыльцу И щедрой рукой зеленых польешь

малышей <...> [7, II, 360]

Таким образом, подавляющее большинство вставных конструкций в поэзии Саши Черного имеет средний объем, не превышающий размеров стихотворной строки. Замечена тенденция: чем больше вставная конструкция, тем более автономна она по отношению к основному тексту, а значит, маркируется скобками как более выключающим знаком.

Место вставной конструкции в строке. В данном разделе будут рассмотрены вставки, не превышающие величиной стихотворную строку. По месту в стихе эти вставные конструкции можно разделить на 3 типа:

а) находящиеся в начале строки. Это единичный случай в стихотворениях Саши Черного. Вставка такого рода, начиная строку, располагается не в начале предложения и является пояснением предыдущего словосочетания, расположенного строкой выше:

Молодой снежок

Вьется, как пух из перины.

Голубой кружок -

(То есть луна) такой смешной и

невинный. [7, I, 61]

б) расположенные в середине строки, т. е. «разрывающие» синтаксический рисунок стиха. В середине строк расположены 7 вставных конструкций, большинство из которых выделено тире. Такое маркирование продиктовано местоположением вставок, которые, таким образом, наиболее органично располагаются в основном тексте.

Но никто - собаки! - не купит <.. .> [7, II, 302]

в) заканчивающие стихотворную строку. Таких вставок подавляющее большинство (43 из 51). Это объясняется тем, что интонационно конец стиха - наиболее сильная позиция, которой сопутствует понижение интонации.

Но коварный доктор - о змея -

Разбивает все мои надежды <.> [7, I, 160]

Обобщая сказанное, отметим, что вставные конструкции, занимающие часть строки, составляют 35,7% от общего числа вставок. Излюбленная позиция таких ВК - конец стиха. Несмотря на то, что в начале стиха позиция сильная, так как для начала строки характерно повышение интонации, в стихотворениях Саши Черного препозицию занимает только одна вставная конструкция, т. е. по графическому рисунку стихотворная строка приближена к предложению в прозаической

речи, когда в силу своей специфики вставка не может начинать речевое высказывание.

Соотношение вставной конструкции и рифмы. Здесь будут рассмотрены только те вставные конструкции, которые могут принимать участие в рифмовании (исключены вставки, находящиеся в начале и середине строки).

Сначала рассмотрим соотношение с рифмой вставок, не выходящих за рамки стихотворной строки (это однострочные вставки и вставки, расположенные в конце строки). Отдельно будут рассмотрены вставные конструкции, занимающие более одного стиха (вставки величиной в 2 неполные строки, занимающие 2 строки и вставки, представляющие собой строфу), так как при парной и кольцевой рифмовке подобные вставки могут и не составлять рифмопары со стихами основного текста. Кроме того, отношения ВК, выходящих за рамки одной строки, и рифмы более разнообразны, чем отношения рифмы с однострочными вставками и вставками, занимающими часть строки.

Вставки, не превышающие размеры стихотворной строки, принимают участие во всех видах рифмования:

а) перекрестная рифма (чередование женских и мужских клаузул представлено у Саши Черного разнообразно, но в подавляющем большинстве стихотворений рифма имеет такой рисунок - АбАб):

- вставка выступает первым членом риф-мопары, задавая рифму. Это самая многочисленная группа стихотворений, содержащих вставку.

Отобрали ремешок мой брючный А

И табак (ложись и умирай!), - б

Чтобы я в минуты мути скучной А

Не курил и не стремился в рай. б

[7, I, 203]

Если ж вам надоест сердиться А

(Грех сердиться в такую погоду) - Б

Приходите вместе лениться А

И смотреть, не мигая, на воду. Б

[7, I, 307]

- вставка является вторым членом риф-мопары, т. е. рифма задается строкой основного текста:

По комнатам проснувшаяся моль а

Зигзагами носилась одурело Б

И вдруг - поняв назначенную роль - а Помчалась за другой легко и смело. Б

[7, I, 181]

Позвольте ж мне с глубоким реверансом, А

Маститый старичок, б

Почтить вас кисло-сладеньким романсом А

(Я в лести новичок) <■. ■> б

[7, I, 92]

Твои глаза а

(Перехожу на ты!) б

Как брюк жандармских бирюза, а

Всегда чисты. б

[7, I, 92]

Не справляясь с желаньем начальства, А

Лезут почки из сморщенных палок, Б

Под кустами - какое нахальство! - А

Незаконное сборище галок <...> Б

[7, I, 359]

б) парная рифма:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачем она замуж не вышла? А

Зачем (под лопатки ей дышло!) А

Ко мне отправляясь, - сначала Б

Она под трамвай не попала? Б

[7, I, 67]

в) кольцевая рифма:

Порой вам «знаменитость»

Подаст, забыв маститость,

Пять пальцев с миной льва. а

Зато его супруга Б

(И то довольно туго) - Б

Всегда подаст лишь два. а

[7, I, 113]

В отличие от перекрестной рифмы, активно используемой поэтом, парная и кольцевая рифмовки представлены в стихотворениях со вставными конструкциями очень малочисленно: всего 6 примеров. Во всех 6 случаях вставка является вторым членом рифмопары, она как бы «притягивается» к основному тексту, поддерживая рифму, заданную строками выше. Заметим, что при парном и кольцевом рифмовании, несмотря на малочисленность группы таких стихотворений, автором ис-

пользуются не только женские и мужские клаузулы, но и дактилические:

Утешаюсь одним лишь - к приятелям А’

(Чрезвычайно усердным читателям) А’ Как-то в клубе на днях я пристал <.. .>

[7, I, 188]

Интересны случаи появления ВК в по-лурифмованных стихотворениях (стихотворениях с холостыми строками). В таких текстах вставка может представлять собой холостую строку:

Плотный немец - локти к брюху, - Х Пятки вскидывая к тылу, А

Сам себя вдоль дюн гоняет, Х

Как цыганскую кобылу. А

[7, II, 363]

или быть членом рифмопары:

Грохочет мартовский ветер. Х

И солнце - бронзовый шар - а

Зажгло в облезлых платанах Х

Холодный бенгальский пожар. а

[7, II, 244]

Подобные примеры встречаются только в эмиграционной лирике.

Помимо этого, ВК, оформляющие конец строки, появляются в белых, нерифмованных, стихах:

Между немками немало Волооких монументов (Смесь Валькирии с коровой), -Но зачем же с них лепить? [7, I, 252]

Подобные примеры можно найти в стихотворениях «Сказка про красного бычка»

(1931), «Меланхолическое» (1932), «Гете»

(1932).

Наиболее интересным в поэзии Саши Черного представляется факт, когда вставная конструкция служит сигналом отмены рифмы. Так, в «Весенних словах» (1910), где по принципу перекрестного рифмования построено все стихотворение, вставка отменяет рифму в своей строфе:

Папа с мамой нам дарили деньги,

Девушки - «догробную любовь»,

Мы смотрели в небо (к черту рифму!)

И для нас горели облака!.. [7, I, 340]

В стихотворении «Дубовые стихи» (1931) вставки «К черту рифмы!», «К дьяволу рифмы!» отменяют рифмовку, которая присутствует в начале строф.

Пишем о детских приютах,

О флотских каютах.

Читаем на всех вечеринках (К черту рифмы!) -

Доклады, рассказы, стихи,

Стряпаем скетчи для елок,

Для землячеств, содружеств, кружков. <...>

Но только, во имя всех Муз,

Вас просит наш кроткий Союз:

Во время чтения,

Во время пения Соблюдайте, друзья, тишину!

Поболтать ведь можно в антракте (К дьяволу рифмы!) -У буфета, на лестнице.

В коридорах, у лотереи. [7, II, 176]

Отношения с рифмой во вставных конструкциях, занимающих более одной строки, гораздо разнообразнее. Расположим их в нисходящей градации по принципу зависимости вставки от основного текста, т. е. насколько свободно вставная конструкция может быть извлечена из основного текста. В силу своей специфики вставная конструкция в прозаическом тексте занимает автономное положение по отношению к основному тексту, т. е. может быть извлечена из предложения без особого ущерба для самого предложения. В стихотворной речи подобные эксперименты недопустимы, и одним из сдерживающих факторов является рифма.

Наиболее тесную связь вставной конструкции и основного текста создает перекрестное рифмование. Такое рифмование соединяет каждую строку вставки с основным текстом, и ликвидация вставной конструкции нарушает построение стихотворения, так как строфа со вставкой построена по образцу

строф основного текста. Здесь возможны различные комбинации мужских и женских клаузул:

Чищу сад, копаю грядки, А

Глажу старого кота б

(А вчера играл в лошадки А

И убил в лесу крота). б

[7, I, 135]

Здесь скот весь день среди степей а

Навозит, жрет и дрыхнет праздно. Б

(Такую жизнь у нас, людей, а

Мы называем буржуазной.) Б

[7, I, 138]

- Садитесь, Христина Петровна!- А

Потупясь, мы к ней обратились Б

(Все трое в нее поголовно А

Давно уже насмерть влюбились) < :...> Б

[7, I, 145]

В рассмотренных примерах вставки как бы «притягиваются» к основному тексту: они поддерживают рифму, заданную строками выше. Но стихи вставных конструкций сами могут задавать рифму:

Они - три лебедя (а октябристы - раки, А

Союзники же - щуки без зубов). б

Впрягаться ль в воз? Измажешь только

фраки, А

Натрешь плечо и перепортишь кровь. б

[7, I, 335]

Использование автором так называемых «холостых строк» позволяет вставке быть более автономной по отношению к основному тексту. В таких текстах вставная конструкция подчиняется построению всего стихотворения, где чередуются «холостые строки» и перекрестное рифмование. Приведем в качестве примера и строфы, не содержащие вставки:

Так убийственно логично Х

Говорил он на балконе А

(Не обмолвившись ни словом Х

Лишь о выборном законе). А

А любезная супруга Х

Одобрительно вздыхала Б

И сочувственно к народу Х

Носовым платком махала. Б

[7, I, 130]

Поэтом может быть использовано также парное и кольцевое рифмование.

О Рахиль,- твоя походка А

Отдается в сердце четко... А

Голос твой, как голубь кроткий, А

Стан твой - тополь на горе, б

И глаза твои маслины, В

Так глубоки, так невинны, В

Как. (нажал на все пружины - В

Нет сравненья в словаре!). б

[7, I, 156]

В основе такой строфы - шестистишие ААбВВб, в обоих периодах которого есть удвоенные стихи. Первая строка вставки, удваивая предыдущий стих, присоединяется с помощью парной рифмовки, которая осуществляет наиболее тесную связь вставной конструкции с основным текстом. Однако такое удвоение делает слабую связь последнего стиха вставки, присоединенного кольцевым рифмованием, еще более слабой.

Интересным кажется нам случай, когда в стихотворение, построенное без рифмы, вкрадывается «случайная» рифма, которая связывает вставку с основным текстом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допив холодный чай свой, адвокат Протер пенсне и с кротким сожаленьем А (Так с дамами всегда он говорил,

Когда они пускались в рассужденья) А Сказал: «О чем вы спорите,- не знаю. Принципиально - я белобилетник Во всех военных и гражданских

войнах <...> [7, II, 61]

Отдельно хочется рассмотреть пример (у Саши Черного это единичный случай), когда рифмовка отсутствует внутри строфы и формально вставка не связана с основным текстом, однако стихотворение организовано таким образом, что последние строки попарно соединяют смежные строфы.

Рядом с этим райским блюдом (Даже в сердце засосало При одном воспоминанье) -Вспомнишь с нежностью не раз: а

Кабачки с мясной начинкой,

Желтый перец в маринаде И икру из баклажанов.

Слезы брызнули из глаз! а

[7, II, 263]

В некоторых стихотворениях полное отсутствие рифмы во всем тексте сохраняется и во вставном предложении, которое, таким образом, занимает наиболее автономное положение по отношению к основному тексту. Такие примеры характерны и для дореволюционных стихотворений Саши Черного, и для лирики эмигрантского периода.

Но порою друг-читатель Головой мотает злобно,

И ругает, как извозчик,

Современные газеты.

«К черту! То ли дело Запад И испанские газеты.»

(Кстати, он силен в испанском,

Как испанская корова.) [7, I, 54]

Большую самостоятельность может приобретать вставка и в зарифмованном стихотворении. Достигается такая самостоятельность с помощью рифмовки внутри самой вставки:

Дурак рассматривал картину:

Лиловый бык лизал моржа.

Дурак пригнулся, сделал мину И начал: «Живопись свежа.

Идея слишком символична,

Но стилизовано прилично».

(Бедняк скрывал сильней всего, а

Что он не понял ничего.) а

[7, I, 99]

Стихи вставной конструкции соединяются попарно, поэтому присутствие здесь ВК обусловлено только композиционно: вставка содержит обобщение сказанного ранее.

Максимально свободна строфа, заключенная в скобки. Она занимает определенное место в произведении исключительно по смыслу.

О победе и знаменах Император на балконе Им прочел стихи из Клейста В театрально-пышном тоне.

(Не цитировал лишь Канта,

Как на свадьбе дочки Круппа, -Потому что Кант народом Понимался очень тупо.) [7, I, 130]

Обобщая сказанное, отметим, что отношения вставных конструкций и рифмы весьма разнообразны. Вставки, которые могут принимать участие в рифмовании, как правило, подчиняются рифменному рисунку стихотворения, однако в соответствии с авторским замыслом они могут служить сигналом отмены рифмы. Вставные конструкции, занимающие более одной строки, могут быть автономны по отношению к основному тексту, если они участвуют в кольцевом или парном рифмовании. Вставка, представляющая строфу, обладает наибольшей самостоятельностью и занимает определенное положение в основном тексте только в силу логики изложения.

В итоге можно сказать, что наш анализ вставных конструкций демонстрирует бесконечное разнообразие способов их взаимодействия с другими стиховыми формантами. Предпринятое исследование структуры вставок дает возможность показать новый ракурс стихотворной техники Саши Черного.

Список использованной литературы:

1. Евстигнеева Л. А. Литературный путь Саши Черного. // Черный С. Стихотворения. [Вступит. статья и общая ред. К. Чуковского. Критико-биогр. очерк, подготовка текста и примеч. Л.А. Евстигнеевой]. Л.: Сов. писатель [Ленингр. отд-ние], 1960. - С. 23-67.

2. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М.: Наука, 1968. - 455 с.

3. Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный.» // Черный С. Избранная проза. [Сост., послесл., коммент. А.С. Иванова]. М.: Книга, 1991. - 430, [1] с. - (Из лит. наследия). - С. 394-418.

4. Иванов А.С. Оскорбленная любовь // Черный С. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1: Сатиры и лирика. Стихотворения. 1905 - 1916. [Сост., подгот. текста и коммент. А.С. Иванова]. М.: Эллис Лак, 1996. - 464 с. - С. 5-30.

5. Приходько В. А. Что осчастливит паяца: О Саше Черном // Черный С. Несерьезные рассказы. [Сост., подгот. текста и вступ. ст. В.А.Приходько]. М.: Рус.кн., 1992. - 460, [3] с. - С. 5-26.

6. Урбан А. Книги печального смеха (Саша Черный: сатиры и лирика) // Черный С. Избранные сатиры и лирика. [Сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. Урбан]. Л.: Дет. лит. [Ланингр. отд-ние], 1991. - 223 с. - (Библ. сер.) - (Поэтич.б-чка школьника). - С. 5-20.

7. Черный С. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1, 2 [Сост., подгот. текста и коммент. А.С. Иванова]. М.: Эллис Лак, 1996.

8. Чуковский К. Саша Черный // С. Черный. Стихотворения. [Вступит. статья и общая ред. К. Чуковского. Критико-биогр. очерк, подготовка текста и примеч. Л.А. Евстигнеевой]. Л.: Сов. писатель [Ленингр. отд-ние], 1960. - С. 5-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.