Афанасьева Е.А.
Оренбургский государственный университет
СТРУКТУРА ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ПОЭЗИИ САШИ ЧЕРНОГО
В статье впервые исследуются вставные конструкции видного поэта XX века Саши Черного. В центре внимания находится вопрос структуры вставок: их величина, место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.
Среди исследователей творчества Саши Черного сложилось мнение о нем как о «нарушителе» [4, с. 10] общепринятых правил, который «взорвал» сложившуюся ритмикословесную систему: столкновение высокого и низкого [1, 4, 6]; антиэстетизм [1]; смешение жанров [4]; расшатывание стихотворных размеров [4]; создание литературной маски, причем маски, надетой на себя [2, 3, 4, 6, 8]; сочетание сатиры и лирики [1, 4, 5, 6].
Как видно из перечисленных выше черт поэтики Саши Черного, включение в контекст стихотворной речи вставных конст-рукций1, маркированных скобками и тире, не было предметом специального исследования. Между тем даже первое знакомство с поэзией Саши Черного показывает, что он достаточно активно работает с этим приемом:
Молю Тебя, Создатель
(Совсем я не шучу2),
Я р у с с к и й о б ы в а т е л ь -
Я п р о с т о ж и т ь х о ч у! [7, I, 39]
По комнатам проснувшаяся моль
Зигзагами носилась одурело
И вдруг - поняв назначенную роль -
Помчалась за другой легко и смело.
[7, I, 181]
В рамках изучения вставных конструкций у Саши Черного подготовлены работы по исследованию их функций, частотности употребления у Саши Черного, его предшественников и современников. Данная статья посвящена исследованию вставных конструкций в поэзии Саши Черного в аспекте их структуры. В частности, будут рассмотрены следующие вопросы: величина вставки, ее
1 В нашем исследовании: вставка, ВК.
2 Выделение вставной конструкции наше.
место в стихотворной строке, соотношение вставной конструкции и рифмы.
Величина вставных конструкций. По объему в силу своей специфики вставные конструкции могут быть разнообразными: от слова до нескольких предложений. Так как предметом нашего исследования является стихотворный текст, величина вставок будет определяться относительно стихотворной строки.
У Саши Черного максимальной по величине является вставная конструкция, состоящая из 4 строк и представляющая собой самостоятельную строфу. В стихотворениях Саши Черного это единственная (0,7% от общего числа ВК) вставка такой величины, и маркируется она скобками:
(Не цитировал лишь Канта,
Как на свадьбе дочки Круппа, -
Потому что Кант народом
Понимался очень тупо.) [7, I, 130]
Минимальная вставная конструкция состоит из одного слова. Таких вставок всего 5 (3,5%), причем 4 из них обособляются тире:
Но сегодня - наконец-то! -
На моей скамейке синей
Я приметил сквозь кустарник
Бога юного с богиней. [7, II, 368]
Подавляющее большинство (53,1% от общего числа) составляют вставные конструкции, равные 1 строке. Преобладающим знаком для маркирования таких вставок являются скобки (74 из 76):
Над самой головой насвистывает чижик (Хоть птичка Божия не кушала с утра). [7, I, 63]
Треть от общего числа вставных конструкций (32,2%) представляют собой вставки, занимающие часть строки. В данном случае предпочтение отдается обособлению с помощью тире (29 из 46):
По комнатам проснувшаяся моль Зигзагами носилась одурело И вдруг - поняв назначенную роль -
Помчалась за другой легко и смело. [7, I, 181]
12 вставок (8,4%) располагаются на 2 полных строках. Все они выделены скобками:
Здесь скот весь день среди степей Навозит, жрет и дрыхнет праздно.
(Такую жизнь у нас, людей,
Мы называем буржуазной.) [7, I, 138]
3 вставки (2,1%) представляют собой 2 неполные строки. В стихотворениях дореволюционного периода они маркированы скобками, а в эмиграционной лирике вставка, занимающая 2 неполные строки, стала выделяться тире.
О Рахиль, - твоя походка Отдается в сердце четко...
Голос твой, как голубь кроткий,
Стан твой - тополь на горе,
И глаза твои маслины,
Так глубоки, так невинны,
Как... (нажал на все пружины —
Нет сравненья в словаре!) [7, I, 156]
А под вечер - только багряные мальвы Холмы увенчают закатным венцом, -
Ведро за ведром притащишь к крыльцу И щедрой рукой зеленых польешь
малышей <...> [7, II, 360]
Таким образом, подавляющее большинство вставных конструкций в поэзии Саши Черного имеет средний объем, не превышающий размеров стихотворной строки. Замечена тенденция: чем больше вставная конструкция, тем более автономна она по отношению к основному тексту, а значит, маркируется скобками как более выключающим знаком.
Место вставной конструкции в строке. В данном разделе будут рассмотрены вставки, не превышающие величиной стихотворную строку. По месту в стихе эти вставные конструкции можно разделить на 3 типа:
а) находящиеся в начале строки. Это единичный случай в стихотворениях Саши Черного. Вставка такого рода, начиная строку, располагается не в начале предложения и является пояснением предыдущего словосочетания, расположенного строкой выше:
Молодой снежок
Вьется, как пух из перины.
Голубой кружок -
(То есть луна) такой смешной и
невинный. [7, I, 61]
б) расположенные в середине строки, т. е. «разрывающие» синтаксический рисунок стиха. В середине строк расположены 7 вставных конструкций, большинство из которых выделено тире. Такое маркирование продиктовано местоположением вставок, которые, таким образом, наиболее органично располагаются в основном тексте.
Но никто - собаки! - не купит <.. .> [7, II, 302]
в) заканчивающие стихотворную строку. Таких вставок подавляющее большинство (43 из 51). Это объясняется тем, что интонационно конец стиха - наиболее сильная позиция, которой сопутствует понижение интонации.
Но коварный доктор - о змея -
Разбивает все мои надежды <.> [7, I, 160]
Обобщая сказанное, отметим, что вставные конструкции, занимающие часть строки, составляют 35,7% от общего числа вставок. Излюбленная позиция таких ВК - конец стиха. Несмотря на то, что в начале стиха позиция сильная, так как для начала строки характерно повышение интонации, в стихотворениях Саши Черного препозицию занимает только одна вставная конструкция, т. е. по графическому рисунку стихотворная строка приближена к предложению в прозаической
речи, когда в силу своей специфики вставка не может начинать речевое высказывание.
Соотношение вставной конструкции и рифмы. Здесь будут рассмотрены только те вставные конструкции, которые могут принимать участие в рифмовании (исключены вставки, находящиеся в начале и середине строки).
Сначала рассмотрим соотношение с рифмой вставок, не выходящих за рамки стихотворной строки (это однострочные вставки и вставки, расположенные в конце строки). Отдельно будут рассмотрены вставные конструкции, занимающие более одного стиха (вставки величиной в 2 неполные строки, занимающие 2 строки и вставки, представляющие собой строфу), так как при парной и кольцевой рифмовке подобные вставки могут и не составлять рифмопары со стихами основного текста. Кроме того, отношения ВК, выходящих за рамки одной строки, и рифмы более разнообразны, чем отношения рифмы с однострочными вставками и вставками, занимающими часть строки.
Вставки, не превышающие размеры стихотворной строки, принимают участие во всех видах рифмования:
а) перекрестная рифма (чередование женских и мужских клаузул представлено у Саши Черного разнообразно, но в подавляющем большинстве стихотворений рифма имеет такой рисунок - АбАб):
- вставка выступает первым членом риф-мопары, задавая рифму. Это самая многочисленная группа стихотворений, содержащих вставку.
Отобрали ремешок мой брючный А
И табак (ложись и умирай!), - б
Чтобы я в минуты мути скучной А
Не курил и не стремился в рай. б
[7, I, 203]
Если ж вам надоест сердиться А
(Грех сердиться в такую погоду) - Б
Приходите вместе лениться А
И смотреть, не мигая, на воду. Б
[7, I, 307]
- вставка является вторым членом риф-мопары, т. е. рифма задается строкой основного текста:
По комнатам проснувшаяся моль а
Зигзагами носилась одурело Б
И вдруг - поняв назначенную роль - а Помчалась за другой легко и смело. Б
[7, I, 181]
Позвольте ж мне с глубоким реверансом, А
Маститый старичок, б
Почтить вас кисло-сладеньким романсом А
(Я в лести новичок) <■. ■> б
[7, I, 92]
Твои глаза а
(Перехожу на ты!) б
Как брюк жандармских бирюза, а
Всегда чисты. б
[7, I, 92]
Не справляясь с желаньем начальства, А
Лезут почки из сморщенных палок, Б
Под кустами - какое нахальство! - А
Незаконное сборище галок <...> Б
[7, I, 359]
б) парная рифма:
Зачем она замуж не вышла? А
Зачем (под лопатки ей дышло!) А
Ко мне отправляясь, - сначала Б
Она под трамвай не попала? Б
[7, I, 67]
в) кольцевая рифма:
Порой вам «знаменитость»
Подаст, забыв маститость,
Пять пальцев с миной льва. а
Зато его супруга Б
(И то довольно туго) - Б
Всегда подаст лишь два. а
[7, I, 113]
В отличие от перекрестной рифмы, активно используемой поэтом, парная и кольцевая рифмовки представлены в стихотворениях со вставными конструкциями очень малочисленно: всего 6 примеров. Во всех 6 случаях вставка является вторым членом рифмопары, она как бы «притягивается» к основному тексту, поддерживая рифму, заданную строками выше. Заметим, что при парном и кольцевом рифмовании, несмотря на малочисленность группы таких стихотворений, автором ис-
пользуются не только женские и мужские клаузулы, но и дактилические:
Утешаюсь одним лишь - к приятелям А’
(Чрезвычайно усердным читателям) А’ Как-то в клубе на днях я пристал <.. .>
[7, I, 188]
Интересны случаи появления ВК в по-лурифмованных стихотворениях (стихотворениях с холостыми строками). В таких текстах вставка может представлять собой холостую строку:
Плотный немец - локти к брюху, - Х Пятки вскидывая к тылу, А
Сам себя вдоль дюн гоняет, Х
Как цыганскую кобылу. А
[7, II, 363]
или быть членом рифмопары:
Грохочет мартовский ветер. Х
И солнце - бронзовый шар - а
Зажгло в облезлых платанах Х
Холодный бенгальский пожар. а
[7, II, 244]
Подобные примеры встречаются только в эмиграционной лирике.
Помимо этого, ВК, оформляющие конец строки, появляются в белых, нерифмованных, стихах:
Между немками немало Волооких монументов (Смесь Валькирии с коровой), -Но зачем же с них лепить? [7, I, 252]
Подобные примеры можно найти в стихотворениях «Сказка про красного бычка»
(1931), «Меланхолическое» (1932), «Гете»
(1932).
Наиболее интересным в поэзии Саши Черного представляется факт, когда вставная конструкция служит сигналом отмены рифмы. Так, в «Весенних словах» (1910), где по принципу перекрестного рифмования построено все стихотворение, вставка отменяет рифму в своей строфе:
Папа с мамой нам дарили деньги,
Девушки - «догробную любовь»,
Мы смотрели в небо (к черту рифму!)
И для нас горели облака!.. [7, I, 340]
В стихотворении «Дубовые стихи» (1931) вставки «К черту рифмы!», «К дьяволу рифмы!» отменяют рифмовку, которая присутствует в начале строф.
Пишем о детских приютах,
О флотских каютах.
Читаем на всех вечеринках (К черту рифмы!) -
Доклады, рассказы, стихи,
Стряпаем скетчи для елок,
Для землячеств, содружеств, кружков. <...>
Но только, во имя всех Муз,
Вас просит наш кроткий Союз:
Во время чтения,
Во время пения Соблюдайте, друзья, тишину!
Поболтать ведь можно в антракте (К дьяволу рифмы!) -У буфета, на лестнице.
В коридорах, у лотереи. [7, II, 176]
Отношения с рифмой во вставных конструкциях, занимающих более одной строки, гораздо разнообразнее. Расположим их в нисходящей градации по принципу зависимости вставки от основного текста, т. е. насколько свободно вставная конструкция может быть извлечена из основного текста. В силу своей специфики вставная конструкция в прозаическом тексте занимает автономное положение по отношению к основному тексту, т. е. может быть извлечена из предложения без особого ущерба для самого предложения. В стихотворной речи подобные эксперименты недопустимы, и одним из сдерживающих факторов является рифма.
Наиболее тесную связь вставной конструкции и основного текста создает перекрестное рифмование. Такое рифмование соединяет каждую строку вставки с основным текстом, и ликвидация вставной конструкции нарушает построение стихотворения, так как строфа со вставкой построена по образцу
строф основного текста. Здесь возможны различные комбинации мужских и женских клаузул:
Чищу сад, копаю грядки, А
Глажу старого кота б
(А вчера играл в лошадки А
И убил в лесу крота). б
[7, I, 135]
Здесь скот весь день среди степей а
Навозит, жрет и дрыхнет праздно. Б
(Такую жизнь у нас, людей, а
Мы называем буржуазной.) Б
[7, I, 138]
- Садитесь, Христина Петровна!- А
Потупясь, мы к ней обратились Б
(Все трое в нее поголовно А
Давно уже насмерть влюбились) < :...> Б
[7, I, 145]
В рассмотренных примерах вставки как бы «притягиваются» к основному тексту: они поддерживают рифму, заданную строками выше. Но стихи вставных конструкций сами могут задавать рифму:
Они - три лебедя (а октябристы - раки, А
Союзники же - щуки без зубов). б
Впрягаться ль в воз? Измажешь только
фраки, А
Натрешь плечо и перепортишь кровь. б
[7, I, 335]
Использование автором так называемых «холостых строк» позволяет вставке быть более автономной по отношению к основному тексту. В таких текстах вставная конструкция подчиняется построению всего стихотворения, где чередуются «холостые строки» и перекрестное рифмование. Приведем в качестве примера и строфы, не содержащие вставки:
Так убийственно логично Х
Говорил он на балконе А
(Не обмолвившись ни словом Х
Лишь о выборном законе). А
А любезная супруга Х
Одобрительно вздыхала Б
И сочувственно к народу Х
Носовым платком махала. Б
[7, I, 130]
Поэтом может быть использовано также парное и кольцевое рифмование.
О Рахиль,- твоя походка А
Отдается в сердце четко... А
Голос твой, как голубь кроткий, А
Стан твой - тополь на горе, б
И глаза твои маслины, В
Так глубоки, так невинны, В
Как. (нажал на все пружины - В
Нет сравненья в словаре!). б
[7, I, 156]
В основе такой строфы - шестистишие ААбВВб, в обоих периодах которого есть удвоенные стихи. Первая строка вставки, удваивая предыдущий стих, присоединяется с помощью парной рифмовки, которая осуществляет наиболее тесную связь вставной конструкции с основным текстом. Однако такое удвоение делает слабую связь последнего стиха вставки, присоединенного кольцевым рифмованием, еще более слабой.
Интересным кажется нам случай, когда в стихотворение, построенное без рифмы, вкрадывается «случайная» рифма, которая связывает вставку с основным текстом:
Допив холодный чай свой, адвокат Протер пенсне и с кротким сожаленьем А (Так с дамами всегда он говорил,
Когда они пускались в рассужденья) А Сказал: «О чем вы спорите,- не знаю. Принципиально - я белобилетник Во всех военных и гражданских
войнах <...> [7, II, 61]
Отдельно хочется рассмотреть пример (у Саши Черного это единичный случай), когда рифмовка отсутствует внутри строфы и формально вставка не связана с основным текстом, однако стихотворение организовано таким образом, что последние строки попарно соединяют смежные строфы.
Рядом с этим райским блюдом (Даже в сердце засосало При одном воспоминанье) -Вспомнишь с нежностью не раз: а
Кабачки с мясной начинкой,
Желтый перец в маринаде И икру из баклажанов.
Слезы брызнули из глаз! а
[7, II, 263]
В некоторых стихотворениях полное отсутствие рифмы во всем тексте сохраняется и во вставном предложении, которое, таким образом, занимает наиболее автономное положение по отношению к основному тексту. Такие примеры характерны и для дореволюционных стихотворений Саши Черного, и для лирики эмигрантского периода.
Но порою друг-читатель Головой мотает злобно,
И ругает, как извозчик,
Современные газеты.
«К черту! То ли дело Запад И испанские газеты.»
(Кстати, он силен в испанском,
Как испанская корова.) [7, I, 54]
Большую самостоятельность может приобретать вставка и в зарифмованном стихотворении. Достигается такая самостоятельность с помощью рифмовки внутри самой вставки:
Дурак рассматривал картину:
Лиловый бык лизал моржа.
Дурак пригнулся, сделал мину И начал: «Живопись свежа.
Идея слишком символична,
Но стилизовано прилично».
(Бедняк скрывал сильней всего, а
Что он не понял ничего.) а
[7, I, 99]
Стихи вставной конструкции соединяются попарно, поэтому присутствие здесь ВК обусловлено только композиционно: вставка содержит обобщение сказанного ранее.
Максимально свободна строфа, заключенная в скобки. Она занимает определенное место в произведении исключительно по смыслу.
О победе и знаменах Император на балконе Им прочел стихи из Клейста В театрально-пышном тоне.
(Не цитировал лишь Канта,
Как на свадьбе дочки Круппа, -Потому что Кант народом Понимался очень тупо.) [7, I, 130]
Обобщая сказанное, отметим, что отношения вставных конструкций и рифмы весьма разнообразны. Вставки, которые могут принимать участие в рифмовании, как правило, подчиняются рифменному рисунку стихотворения, однако в соответствии с авторским замыслом они могут служить сигналом отмены рифмы. Вставные конструкции, занимающие более одной строки, могут быть автономны по отношению к основному тексту, если они участвуют в кольцевом или парном рифмовании. Вставка, представляющая строфу, обладает наибольшей самостоятельностью и занимает определенное положение в основном тексте только в силу логики изложения.
В итоге можно сказать, что наш анализ вставных конструкций демонстрирует бесконечное разнообразие способов их взаимодействия с другими стиховыми формантами. Предпринятое исследование структуры вставок дает возможность показать новый ракурс стихотворной техники Саши Черного.
Список использованной литературы:
1. Евстигнеева Л. А. Литературный путь Саши Черного. // Черный С. Стихотворения. [Вступит. статья и общая ред. К. Чуковского. Критико-биогр. очерк, подготовка текста и примеч. Л.А. Евстигнеевой]. Л.: Сов. писатель [Ленингр. отд-ние], 1960. - С. 23-67.
2. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М.: Наука, 1968. - 455 с.
3. Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный.» // Черный С. Избранная проза. [Сост., послесл., коммент. А.С. Иванова]. М.: Книга, 1991. - 430, [1] с. - (Из лит. наследия). - С. 394-418.
4. Иванов А.С. Оскорбленная любовь // Черный С. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1: Сатиры и лирика. Стихотворения. 1905 - 1916. [Сост., подгот. текста и коммент. А.С. Иванова]. М.: Эллис Лак, 1996. - 464 с. - С. 5-30.
5. Приходько В. А. Что осчастливит паяца: О Саше Черном // Черный С. Несерьезные рассказы. [Сост., подгот. текста и вступ. ст. В.А.Приходько]. М.: Рус.кн., 1992. - 460, [3] с. - С. 5-26.
6. Урбан А. Книги печального смеха (Саша Черный: сатиры и лирика) // Черный С. Избранные сатиры и лирика. [Сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. Урбан]. Л.: Дет. лит. [Ланингр. отд-ние], 1991. - 223 с. - (Библ. сер.) - (Поэтич.б-чка школьника). - С. 5-20.
7. Черный С. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1, 2 [Сост., подгот. текста и коммент. А.С. Иванова]. М.: Эллис Лак, 1996.
8. Чуковский К. Саша Черный // С. Черный. Стихотворения. [Вступит. статья и общая ред. К. Чуковского. Критико-биогр. очерк, подготовка текста и примеч. Л.А. Евстигнеевой]. Л.: Сов. писатель [Ленингр. отд-ние], 1960. - С. 5-22.