Структура и функции общественного мнения в политике
Сингаевская Марина Владимировна,
аспирант кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
В анализе структуры и функций общественного мнения мы будем придерживаться динамической концепции М.К. Горшкова. В концепции М.К. Горшкова общественное мнение представляет собой "систему, причём систему целостную, динамичную, целесообразную". Данный подход к определению общественного мнения позволяет в данной статье рассмотреть его сущностную структуру и проявление функций в политике. Рассмотрев комплексную характеристику общественного мнения как социологической категории и его функции, можно прийти к выводу о том, что общественное мнение является важным и неотъемлемым фактором политической жизни. Оно имеет целый арсенал способов воздействия на властные институты - от простого одобрения или неодобрения до диктования институтам власти и управления путей и способов проведения политики, решения конкретных проблем.
Ключевые слова: общественное мнение, структура общественного мнения, объект общественного мнения, субъект общественного мнения, функции общественного мнения в политике.
В анализе структуры и функций общественного мнения мы будем придерживаться динамической концепции М.К. Горшкова. В концепции М.К. Горшкова общественное мнение представляет собой "систему, причём систему целостную, динамичную, целесообразную"1. Специфика структуры общественного мнения заключена в её центральном звене, в качестве которой выступает отношение субъекта к объекту общественного мнения, в процессе установления данного отношения становится возможным зарождение, формирование и возникновение феномена общественного мнения и становится выраженной внутренняя организация системы общественного мнения, её содержательные, сущностные начала, которые принято обозначать в рамках динамической концепции общественного мнения понятиями рационального, эмоционального и волевого. Выделение субъекта и объекта является одним из важнейших моментов теоретического анализа общественного мнения и уже последуюшего рассмотрения структуры общественного мнения и проявления его функций в политике.
"Следует признать, - отмечает М.К. Горшков, единственным субъектом - всеобщим творцом общественного мнения является народ - подлинный носитель общественных интересов, основная сила, творящая и революционно преобразующая социальное бытие, подлинный субъект истории"2.
Помимо этого, качественная определённость субъекта общественного мнения неразрывно связана с его количественной определённостью. Она выражается понятием "большинство". По мнению М.К. Горшкова, иначе быть не может, "ибо массы и представляют
1 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 203.
2 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 186.
360
собой большинство народа, большинство населения, выражающее в своём общественном мнении интересы и стремления всех трудящихся или их подавляющей части"3.
При этом понятие "большинство" имеет свои качественные и количественные характеристики. Например, и 51% и 99% граждан, которые занимают определенную позицию по конкретному социально-политическому событию или вопросу, считаются большинством. Поэтому, понятие "большинство" используется с такими дополнительными характеристиками, как «относительное большинство», "абсолютное большинство" и др.
Объектом выступает то, по поводу чего складывается общественное мнение. К ним относятся в соответствии с динамической концепцией общественного мнения М.К. Горшкова различные факты, события, явления, представляющие общественный интерес и имеющие высокую степень актуальности. Д.П. Гавра также полагал, что "объектом общественного мнения являются события, явления, социальные факты, затрагивающие интересы субъекта мнения"4. По степени сложности объекты общественного мнения дифференцируются на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы)5.
Наиболее простым объеком реакции общественного мнения выступает тот или иной факт действительности. Однако, несмотря на внешнюю простоту "с точки зрения своей коммуникативной функции, т.е. как средство хранения и передачи определённой информации, он включается в систему взаимодействия людей и может выполнять роль стимула социальной активности, её ограничителя и т.п."6. В качестве
3 Там же. С. 187.
4 Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП, 1995.С 10-12.
5 См.: Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 577.
6 Ракитов А.И. Историческое познание:
системно-гносеологический подход. М.: Политиз-
дат, 1982. С. 211.
примера можно привести теракт, произошедший в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 г. Трагедия в питерском метро привлекла внимание абсолютного большинства населения России7.
Событие выступает достаточно сложным объектом общественной оценки, включающим в себя спектр определённых сведений (фактов), составляющих содержание объекта общественного мнения. Так, совокупность социальных фактов создает качественно новый объект оценок и суждений -событие, которое является более информативным. В качестве примера одного из главных политических событий в мире в 2021 году можно привести разработку вакцин от коронавируса8.
Самым сложным объектом общественного мнения выступает явление (процесс), включающее в себя набор событий и фактов, которые необходимо рассматривать в динамике. Являясь отражением взаимодействия различных социальных сил, ориентированных друг на друга и имеющих собственную ценностно-мотивированную структуру, они требуют от субъекта умения видеть анализировать явления в динамике и развитии.
Сущностная структура общественного мнения включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: рациональный, эмоциональный, оценочно-ценностный и волевой. Рациональный компонент выступает определяющим в этой структуре и образуется из конкретных сведений, которые относятся к области рационального знания, имеющиеся у людей о фактах и событиях, явлениях и процессах, ставших объектом пристального общественного внимания и общественного интереса. Рукавишников В.О. следующим образом определяет данный компонент: "Заключение насчет рационально мыс-
7 См. об этом подробн.: ВЦИОМ: Теракт в Санкт-Петербурге: первые оценки. // Пресс-выпуск № 3350. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116155 (дата обращения: 05.08.2021 г.).
8 См об этом подобн.: https://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/4834415 (дата обращения: 05.08.2021 г.
361
лящей общественности можно делать при соблюдении следующих условий: 1. Люди получили достаточно информации по данному вопросу, ибо нельзя обсуждать вопрос, ничего не зная, либо зная очень мало, так что практически валидный вопрос здесь - это вопрос о коррективности, и количестве информации, необходимой для формирования мнения; 2. готовность отвечать на вопросы без эмоций; 3. если детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы выявляет некоторую связь в ответах"9.
Эмоциональный компонент связан с настроениями, чувствами, эмоциями, которые возникают по поводу объекта общественного мнения. "Эмоциональный компонент представляет собой своеобразный динамический синтез массового ощущения, массового настроения и социальных чувств, выраженных в непосредственном пристрастном переживании жизненного смысла фактов и явлений действительности, которые оказались объектом общественного внимания"10. Преобладание эмоциональной составляющей в структуре общественного мнения делает его более доступным для психологического давления и возможностей манипулирования.
Рациональный и эмоциональный компоненты неразрывно связаны в общественном мнении, "всегда представлены в сознании в единстве и взаимопроникновении, выступают в структуре общественного мнения как знание и переживание"11.
При исключении рационального компонента из сущностной структуры, общественное мнение может даже не возникнуть, ибо оно представляет собой некий результат дискуссионного сравнения познанных и значимых для субъекта объектов, а сравнения, в свою очередь, как верно отмечают М.К. Горшков
9 Рукавишников В.О. Рационально ли общественное мнение по вопросам экологии // СОЦИС. 1994. № 1.
10 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 205.
11 Там же.
и Ф.Э. Шереги основываются именно на знаниях. Данное сравнение, по мнению учёных, опирается на конкретные критерии, мерила и нормы. В подобном качестве выступают знания, представления и ощущения субъекта о предмете. Сравнения и оценки помогают субъекту прийти к оценочному суждению -мнению12.
В результате взаимодействия и взаимопроникновения рационального и эмоционального складывается оценочно-ценностная сторона общественного мнения, именуемая зачастую социальной оценкой. Социальная оценка представляет собой "выражение одного из видов отношения объектов к субъекту, отношение, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым"13. "Социальная оценка, выражение отношения в форме одобрения или осуждения является стержнем общественного мнения"14.
В качестве исходной формы общественное мнение выступает как оценочное суждение, то есть как духовный феномен. При определённых условиях мнение может преобразоваться в поведенческих акт (например, политическая акция в поддержку текущего политического курса и т.д.). Рассматривая сущностную структуру общественного мнения, мы не можем ограничиться только его характеристиками как духовной реальности, необходимо выделить в структуре и компонент, который выражает проявление "позиции людей", "переход от слов к действию". Таким компонентом выступает воля. Так, значимость общественного мнения проявляется тогда, когда оно выражается в дей-
12 См. об этом подробн.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебн. Пособие для вузов. М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2003. С.106-107.
13 Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 13.
14 Коробейников В.С. Пирамида мнений. Об-
щественное мнение: природа и функции. М.: Моло-
дая гвардия, 1981. С. 20.
ствии и это связано с политической волей, которую выражают граждане.
Волевая составляющая структуры общественного мнения формируется на основе социальной оценки и характеризует направленность субъекта на практическую деятельность ("переход от слов к действию") по реализации интересов, связанных с содержанием объекта. Иными словами, в волевых побуждениях людей запечатлевается факт глубокого понимания ими значимости занятой социально-политической позиции и, как следствие, готовность провести её в жизни. Воля, как таковая, представляет собой "способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления"15.
Волевой компонент позволяет раскрыть активную, деятельную сторону изучаемого объекта. Благодаря общественной воле и психологическому настрою реализуются на практике те представления, взгляды и знания, которые составляют рациональный (интеллектуальный) костяк содержания общественного мнения. Как отмечал А.К. Уледов, "активное начало проявляется главным образом в позиции людей в отношении предмета мнения, в переходе от слов к действию"16. Тем самым волевые начала способствуют превращению общественного мнения в явление духовно-практическое; стимулируют к деятельности, обеспечивают воздействие на политическую систему. Так, общественное мнение, будучи изначально духовым отношением, обладает способностью стимулировать практическую деятельность людей и выступать уже как духовно-практическое отношение.
Становление и кристаллизация общественной воли - это длительный и сложный процесс. Он во многом обусловлен такими качествами субъекта,
15 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. URL: https://readtiger.com/terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (дата обращения: 05.08.2021)
16 Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. С. 216-217.
как сознательность, целеустремлённость, решительность и настойчивость. Эти качества свойственны далеко не каждому человеку, а для перехода общественного мнения на данный уровень необходимо, чтобы вышеизложенные качества были присущи большинству. В случае преобразования, "общественное мнение как единство социальной оценки и общественной воли способно выполнять роль организатора совместной деятельности своих субъектов, направленной на удовлетворение их интереса"17.
Таким образом, общественное мнение без наличия волевого компонента выступает лишь как духовное отношение, неспособное оказывать воздействие на социальную действительность, неспособное проявить себя как "социальную силу". Общественное мнение так и может остаться существовать в качестве социальной оценки, в виде некоего духовного образования. В качестве примера такой ситуации можно привести данные социологического опроса, приведённые в известной книге Э. Ноэль-Нойман18. Один из опросов, заданных респондентам, был о том, что каждый хотел сделать для партии, наиболее близкой к его воззрениям. Помимо общих вариантов ответов, предлагались и варианты для застенчивых, чтобы и они могли проявить свою лояльность без публичного выражения симпатии, например, пожертвования денег. Результаты пилотажного опроса оказались довольно неожиданными. Респонденты ответили, что они ничего из перечисленного не стали бы делать для партии, которой симпатизируют19. Данный пример иллюстрирует то, что общественное мнение может проявляться лишь как оценочные суждения, в качестве только духовного образования.
17 Там же. С. 217.
18 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996. С. 70-71.
19 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996. С. 71.
363
Теперь, после того, как мы раскрыли сущностные структурные компоненты общественного мнения, можно утверждать, что взаимопроникая, дополняя и уравновешивая друг друга, эти компоненты структуры общественного мнения наделяют его качеством духовно-практической целостности. В таком разнокачественном образовании, общественное мнение становится стороной деятельности людей, реализуется в их практических делах и поступках. Разнокачественная сущность общественного мнения может проявляться в социальной практике на трёх уровнях - духовном, духовно-практическом и практическом субъектно-объектном. Триединая сущность общественного мнения, его способность перекидывать "мостик" между духовными и практическими началами людей дают основание считать его не только разнокачественным отношением масс к действительности, но и своеобразным конкретно-историческим механизмом связи массовых оценочно-ценностных суждений и массовых поведенческих актов, массового сознания и массовых действий.
Поправки в Конституцию Российской Федерации, которые были утверждены большинством россиян 1 июля 2020 г., определили в числе прочих дополнений новый вектор развития закрепленного в ст. 7 Конституции России 1993 г. принципа социального государства, что подразумевает под собой исполнение государством своих социальных обязательств в полном объеме и качественно, а также более эффективную реализацию концепции социального государства,. Иными словами, в обществе остается актуальным запрос на социально-ответственное государство, которое ставит в центр своей политики благополучие каждого человека.
Активность граждан в вопросах отстаивания своей гражданской позиции, прав и интересов является важной характеристикой гражданского общества. В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на защиту своих прав и свобод всеми
способами, которые не запрещены законом Таким образом, в соответстви с Конституцией Российской Федерации, общественное мнение становится стороной деятельности людей, реализуется в их практических делах и поступка.
Как отмечает В.К. Падерин, "общественное мнение, выражая позицию одобрения или осуждения по общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, институтов, насаждает определённые нормы общественных отношений. Оно действует как в рамках общества в целом, так и социальных групп"20.
В отечественной литературе детально вопрос о функциях общественного мнения представлен в концепции М.К. Горшкова. Учёный полагает, что "разнокачественная природа общественного мнения переходит в многообразие форм его реализации, в результате чего можно выделить частные, отраслевые функции общественного мне-ния"21.
Способы и формы воздействия общественного мнения на властные институты весьма многообразны. Регулятивная функция является основной, интегративной функцией общественного мнения. Содержание регулятивной функции, как следует из её названия, заключается в осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты, каковыми могут быть индивиды, социальные общности и социальные институты. Общественное мнение в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию определённых норм общественных отношений, выработанных самостоятельно, либо привнесённых извне. Эта основная, интегратив-ная функция общественного мнения, она проявляется в том, что в реальной практике различные функции общественного мнения взаимопроникают
20 Падерин В.К. Общественное мнение в политической системе советского общества. М.: Знание, 1987. С. 42.
21 См.: Горшков М.К. Общественное мнение:
История и современность. М.: Политиздат, 1988. С.215-223.
и дополняют друг друга, обусловливая главный смысл его существования.
Механизм регулятивной функции основывается, прежде всего, на методе общественного воздействия. Данный метод стремится свести воедино правовые, нравственные и другие виды социальных норм, существующие в обществе, он апеллирует к сознанию людей, приводя их действия и поступки в соответствие с требованиями вырабатываемого им самим свода так называемых общечеловеческих неписанных законов22.
Воспитательная функция общественного мнения состоит в том, что мнение является важнейшим фактором, средством, условием социализации личности, её вхождения в социальную жизнь, обретения комплекса качеств социального существа. В рамках регулятивной функции можно выделить регулятивно-воспитательную функцию, которая способствует формированию в каждом члене общества (социальной общности) социально одобряемую систему ценностей и норм поведения.
Распространённой является оценочная функция общественного мнения, которая затрагивает проблемы политики и власти. Акцент на оценочной функции общественного мнения объясняется преимущественным пониманием его роли как индикатора системы ценностей, превалирующих в массовом сознании в конкретный исторический отрезок времени.
В компетенцию оценочной функции входит выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц. Можно говорить об организованной и неорганизованной форме подобной оценки. В неорганизованной, т.е. стихийной форме подобные оценки присутствуют в домашнем или рабочем кругу людей, в их неформальном общении, в дискуссиях о политической
22 См. об этом подробн.: Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. Там же. С. 216.
"злобе дня". "В организованной форме данные оценки чаще всего выявляются путём опросов общественного мнения, инициируемые структурами действующей власти, различными общественными организациями, партиями, движениями и иными негосударственными заказчиками"23.
В России опросы общественного мнения демонстрируют, что социальная оценка гражданами деятельности политиков, которые занимают высшие политические должности, во многом характеризует взаимоотношения между обществом и государством и специфику легитимации политического режима страны. Учитывая высокий уровень персонализации государственной власти в России, можно полагать, что отношение к решениям главы Российской Федерации оказывает влияние на уровень доверия россиян ко всему государственному аппарату в целом.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, в 2021 г.,24 россияне в кризисный пери-
23 Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 585.
24 Использованы материалы социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», который проводится Центром социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН с 1992 года. Исследовательский коллектив 51 этапа мониторинга: д-р соц.н. В.К. Левашов (руководитель), д-р полит.н. Н.М. Великая, канд. социол. наук И.С. Шушпанова, ст. науч. сотр. В.А. Афанасьев, мл. науч. сотр. О.В. Гребняк, ст. науч. сотр. О.П. Новоженина, мл. науч. сотр. И.А. Полякова. В исследованиях использована квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорции между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности в июле 2021 г. составил 1609 респондентов. Опрос населения проведен в период 28.05.2021-18.06.2021 в следующих регионах Российской Федерации: Ур-ФО (Челябинская область, Екатеринбург. Свердловская область), СФО (Новосибирская область), ЮФО (Ростов-на- Дону, Азов, Краснодарский край), СКФО (Ставропольский край), ЦФО (Ярославская область, Москва, Московская обл.), ПФО (Нижегородская область, Татарстан), ДФО (Вла-
365
од в развитии общества выше оценили политическую деятельность президента В.В. Путина по сравнению с деятельностью премьера М.В. Мишустина (6,09 против 5,2 баллов). Однако, позитивных оценок в массовом сознании деятельности ведующих политических лидеров в 2021 г. было больше, чем в 2020 году. Следует отметить, что повышение оценки деятельности М.В. Мишустина более заметно, по сравнению с В.В. Путиным
Весьма показательно, что данные социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, свидетельствуют о росте доли респондентов, чье мнение о главном политическом лидере страны В.В. Путине изменилось в худшую сторону по сравнению с 2018 годом, например (с 16% до 36% соответственно). Падение рейтинга Президента мы фиксируем с 2015 года. В 2021 году процент негативно настроенных респондентов оказался беспрецедентно высок, что коррелирует с сокращением почти вдвое количества людей, заявивших об улучшении своего отношения к Путину (с 39% в 2018 до 19% в 2021).
В известном смысле высокий уровень персонализации власти и высокие рейтинги лиц, занимающих высшие государственные и политические должности, определяют и степень доверия к тем или иным властным институтам. Согласно результатам социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, в 2021 г, в общем рейтинге доверия лидерами в России на протяжении последних 20 лет являются Президент, Армия и Церковь, в разные годы занимающие места в первой тройке. Индикатор доверия в рамках социально-политических исследований имеет особое значение, поскольку в данной работе доверие рассматривается и как социальный капитал, и как культурный
дивосток), СЗФО (Санкт-Петербург, Ленинградская область). Полевой этап в регионах осуществляли Общество с ограниченной ответственностью «Ю. Си. Пи.аР. - Ресерч».
ресурс25, обеспечивающий социальное взаимодействие в обществе и позволяющий объективно оценить уровень публичной легитимности политической системы в целом и степень развитости гражданского общества в стране.
Напротив, рейтинги органов законодательной власти, в лице Совета Федерации, Государственной Думы и политических партий демонстрировали определённую устойчивость. Можно отметить, что с 2019 года прослеживается тенденция роста доверия к определенным политическим партиям. Вероятнее всего это связано с тем что некоторые политические партии заявляли о несогласии с государственной политикой в сфере ограничений при режиме самоизоляции, резко критиковали экономические меры правительства РФ и выступили против обязательной и принудительной вакцинации населения.
Особенно активны в этой связи были партии Справедливая Россия и КПРФ, активно настаивающие на бесплатном тестировании на COVID и на антитела26, а позднее данные партии выступили против принудительной вакцина-ции27, запустив соответствующие акции в ряде регионов, что способствовало выходу людей на митинги по всей стра-не28.
ВЦИОМ 1 октября 2021 г. опубликовал результаты опроса с представленным рейтингами доверия. Уровень поддержки и одобрения партии "Единая Россия" составил в данный пери-
25 Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 445 с.
26 Сергей Миронов: тестирование на антитела к COVID должно быть массовым и бесплатным // Официальный сайт партии «Справедливая Россия». 23 марта 2021. URL: https://spravedlivo. ru/11102910 (дата обращения 15.07.2021).
27 Всероссийская пресс-конференция «Особенности принудительной вакцинации. Прививаться нужно, увольняться нельзя// Официальный сайт партии «Справедливая Россия». 28 июля 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11392310 (дата обращения 30.07.2021).
28 Старикова М. «Нагнетается определенный
психоз»: Митинг КПРФ против принудительной
вакцинации кончился задержаниями// Коммерсант. 26.06.2021. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4877504 (дата обращения 15.07.2021).
366
од 29,5%, КПРФ - 23,3%, ЛДПР - 7,6%, "Справедливая Россия - Патриоты -За правду" - 6,4% и "Новые люди" -8,4% соответственно29.
ВЦИОМ ежегодно представляет данные исследований о том, как жители Республики Крым и всей страны в целом относятся к воссоединению Крыма с Россией. Спустя 7 лет в ходе опроса ВЦИОМ 2021 г. было выявлеп-но, что основное чувство, которое испытывают россияне от вхождения Крыма и Севастополя в состав России, это гордость (48%). Также большинство россиян оценивают присоединение Крыма к России положительно (81%) и полагают, что Крым может стать курортом мирового уровня, по мнению 62% опро-шенных30 (табл. 1).
Контрольная функция общественного мнения является распространенной в сфере властных отношений». Через данную функцию общественное мнение
требует принятия и исполнения принятых решений. Выступая в своей контрольной функции, общественное мнение является "двигателем" механизма обратной связи в политической системе, выражая требования или поддержку.
Таблица 1. Как Вы в целом оцениваете воссоединение Крыма с Российской Федерацией: положительно или отрицательно? (закрытый вопрос, один ответ,% от всех опрошенных)31
29 Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.
Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной случайной (вероятностной) выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает для данных, собранных в течение семи дней (11200 человек), 1%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 1600 опрошенных.В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. До 17 июня 2018 г. включительно опрашивалось ежедневно 1000 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ. С 18 июня 2018 г. ежедневно опрашивается 1600 респондентов. Приведено среднее значение за семь дней опроса.
30 Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 10 марта 2021 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. См под-робн. на сайте ВЦИОМ: https://old.wciom.ru/index. php?id=236&uid=10726
Крым 2019 Крым 2020 Крым 2021
Безусловно положительно 69 66 46
Скорее положительно 24 27 35
Скорее отрицательно 2 3 6
Бесспорно отрицательно 1 1 7
Затрудняюсь ответить 4 3 6
В виде полноценной концепции социальный контроль как функция общественного мнения рассматривается в рамках демоскопической теории "спирали молчания" Э. Ноэль-Нойман32. Скрытая функция общественного мнения как социального контроля, полагает учёный, целью которой является интеграция общества и обеспечение достаточного уровня согласия. В каестве примера контрольной функции можно привети оценку текущего положения дел в стране.
Защитная функция общественного мнения достаточно близка по своей сути и характеру к контрольной функции; она является частным её проявлением, когда духовно-практическая составляющая общественного мнения выражена наиболее ярко. Активность граждан в вопросах отстаивания своей гражданской позиции, прав и интересов являет-
31 См подробн. на сайте ВЦИОМ URL: https:// old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10726 (дата обращения: 05.10.2021)
32 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мне-
ние. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996.
367
ся важной характеристикой гражданского общества. В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом.
Именно через защитную функцию общественное мнение служит связующим звеном между социальными умонастроениями масс и их практическими действиями. Ибо через выражение мнения, с помощью чётко обозначенной позиции по насущным вопросам люди могут отстаивать собственные интересы, помимо этого защищать свои собственные права и свободы.
Коронавирусная пандемия, которая началась в начале 2020 года, определила кризисный период в развитии общества и существенно обострила социально значимые для россиян проблемы и сложившиеся в социуме противоречия. По сравнению с 2020 годом в сложилась новая тенденция вы общественном мнении и несколько уменьшилась доля тех, кто потенциально может выйти на митинг или демонстрацию и тех, кто готов взять в руки оружие, если потребуется. Ряд ученых полагает, что цифровизация может существенно влиять на протестное поведение, формы его реализации и реализацию защитной функции общественного мнения. Чаще всего речь в данном контексте идет о возможностях протестной технологии мобилизации обшественного мнения и вовлечении молодежи в про-тестное движение. Однако, существуют основания полагать, что с распространением информационных технологий выражение политических и протестных активностей может «уходить» в виртуальное пространство с реализацией технологии формирования общественного мнения в Интернете33. Данная тенденция приобретает особую значимость в условиях самоизоляции, в которых роль информационных и медиа-технологий стремительно возросла. Стоит отметить, что количество росси-
33 Игнатовский Я.Р. Роль цифровизации в трансформации российского политического протеста // Власть. 2021. Т. 29, N0 1. С. 84-90.
ян, считающих, что их интересы достаточно защищены, стало больше, чем в прошлом году, возрос и процент тех, кто для защиты своих интересов готов подписать обращение к властям34.
Почти половина (43%) россиян, согласно результатам социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, не склонны предпринимать ни одну из предложенных форм защиты своих собственных интересов. Примечательно, что в 2021 году был выявлен самый высокий уровень неготовности граждан отстаивать свои интересы35. Данную пассивную позицию среди россиян можно объяснить нежеланием граждан находиться среди большого скопления людей на митингах и демонстрациях в условиях сложной эпидемологической ситуации из-за боязни заражения корона-вирусом. Однако, существуют разные мнения и ряд экспертов полагает, что напротив, окончание очередной волны коронавируса дает россиянам надежду на спокойную жизнь, что сказывается на нежелании наших сограждан выходить на митинги и демонстрации36. Возможно, что в нынешней ситуации влияет и роль вероятного усиления разрозненности общества вследствие введения режима самоизоляции в 2020 году.
Следует отметить еще одну причину стремления избегать активных действий по отстаиванию своих прав, которая связана с возможным ростом страхов граждан в связи с ужесточения политического режима в стране. Подавление протестов, целая серия судебных заседаний и обвинительных приговоров после протестов в 2020-2021 гг.
34 Экспресс-информация. Как живешь, Россия? 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года / В.К. Левашов, Н.М. Великая, И.С. Шушпанова [и др.]; Отв. ред. В.К. Левашов. ФНИСЦ РАН. М.: Перспектива, 2020.
35 Экспресс-информация. Как живешь, Россия? 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года / В.К. Левашов, Н.М. Великая, И.С. Шушпанова [и др.]; Отв. ред. В.К. Левашов. ФНИСЦ РАН. М.: Перспектива, 2020.
36 Барышева Е. 5 фактов о протестных настроениях в России в 2021 году // Deutsche Welle: [сайт]. 31 марта 2021. URL: https://p.dw.com/p/3rNLB (дата обращения 11.10. 2021).
(в поддержку А. Навального) не могла не отразиться на «сворачивании» про-тестной активности в России.
Консультативная функция укрепляет механизм взаимодействия общества и власти. Не обязывая управляющих действовать тем или иным образом, общественное мнение может в то же время выступать в качестве морально-этического ориентира работы государственных структур, выполняя консультативную функцию. Данная функция позволяет носителям власти учитывать общественные настроения и прогнозировать потенциальную реакцию общественности на принимаемые решения.
Властным органам стоит учитывать общественным мнение потому, что оно не только определяет отношение больших групп людей к тем или иным явлениям, но и регулирует их поведение и практическую деятельность. Это своего рода народная мудрость, которая может помочь властному органу в решении сложных социальных, экономических и иных проблем. "Функция общественного мнения, - утверждает Е. В Тихонова, - обратить внимание социальной системы на те дисбалансы в её структуре, которые требуют особого отношения"37. Подключение широких слоёв населения к процессу выработки и принятия политико-управленческих решений значительно усиливает их социальную легитимность, утверждает в понимании народа факт их принятия сообща, всем миром.
Директивная функция общественного мнения подразумевает под собой, что общественное мнение народных масс может диктовать, предписывать органам социального управления; выносить решение по тем или иным проблемам общественной жизни, имеющим императивный характер. Даная функция проявляет себя, когда решение кардинальных вопросов государственной и общественной жизни выносится на всенародное голосование (ре-
37 Тихонова Е.В. Общественное мнение и управление социальными процессами в современном российском обществе. М.: Дело, 2000. С. 42.
ферендум) и при проведении избирательных кампаний, когда люди делают свой политический выбор и определяют лицо новой власти. На всенародном голосовании, итоги которого являются обязательными, и при проведении избирательных кампаний императивный характер выраженного общественного мнения вытекает из конституционного населения народа ролью верхового суверена и главного источника власти.
Именно в ходе выборов (как процедуры легитимации власти) реализуется директивная функция общественного мнения. Однако все это справедливо только в том случае, если выборы (включая предвыборную кампанию и непосредственный процесс голосования) не превращаются в формальную процедуру, лишенную реального политического содержания, и не фальсифицируются. В качестве примера можно привести выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, которые состоялись в период 17-19 сентября с завершением в единый день голосования 19 сентября 2021 года. По итогам обработки 100% итоговых протоколов в Госдуму VIII созыва прошли пять партий и три непарламентских партии представлены в ней одномандатниками.
В результате "Единая Россия" несколько ухудшила свои показатели по сравнению с 2016 годом, однако сохранила большинство, набрав по парт-спискам 49,8% (рис. 1).
Рис. 1.
Источник: URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/pjtogi/ (дата обращения 11.10. 2021).
369
Более того, Единая Россия провела в Госдуму сразу 198 одномандатников (всего ее кандидаты были зарегистрированы в 217 округах из 225).В итоге партия Единая Россия получила на 19 мест меньше, чем по итогам думских выборов 2016 года: 324 места из 450. Вместе с тем, она провела в Госдуму сразу 198 одномандатных депутатов (всего ее кандидаты были зарегистрированы в 217 округах из 225). Партия КПРФ соответственно провела 9 одномандатных депутатов, "Справедливая Россия - За правду" - 8 одномандатных депутатов и партия ЛДПР - 2 одноман-дтника (рис. 2).
Рис. 2.
Источник: URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/pjtogi/ (дата обращения 11.10. 2021).
Явка избирателей на выборах в Госдуму 2021 составила 51,7% против 47,9% на думских выборах 2016 года (рис. 3).
Рис. 3.
Источник: URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/pJtogi/ (дата обращения 11.10. 2021).
Однако, результаты выборов депутатов Государственной думы Феде-
рального собрания Российской Федерации VIII созыва и данные условия позволяют утверждать что сложившаяся модель рекрутирования политической элиты является мало-альтернативной и имеет застойный характер с отсутствием включения в список селектора-та новых людей. Несменяемость власти на федеральном, региональном и местном уровне в политических партиях снижает конкурентность политического процесса в стране, не способствует легитимности органов власти и развитию гражданского общества.
В качестве примеров референдумов, в которых напрямую реализуется директивная функция, можно привести референдум в Крыму о статусе автономии, который состоялся 16 марта 2014 г. Также ярким примером является референдум в Англии по случаю выхода Великобритании из ЕС ("Брексит").
Возможности познавательной функции "определяются синтезом теоретического и обыденного сознания, выражающим гносеологическую природу общественного мнения"38. Все функции общественного мнения органично взаимосвязаны. За каждой из названных функций стоит реальная практика функционирования общественного мнения. Все они в той или иной мере несут в себе регулятивный и воспитательный заряд и в итоге интегрируются в единую регулятивно-воспитательную функцию.
Рассмотрев комплексную характеристику общественного мнения как социологической категории и его функции, можно прийти к выводу о том, что общественное мнение является важным и неотъемлемым фактором политической жизни. Оно имеет целый арсенал способов воздействия на властные институты - от простого одобрения или неодобрения до диктования институтам власти и управления путей и способов проведения политики, решения конкретных проблем. Дальнейшее исследование проблемы общественного мнения в структуре механизма функ-
38 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 222.
370
ционирования социально-политических систем требует раскрытия роли и места общественного мнения в механизме "обратной связи" функционирования политических систем.
Литература
1. Барышева Е. 5 фактов о протест-ных настроениях в России в 2021 году // Deutsche Welle: [сайт]. 31 марта 2021. URL: https://p.dw.com/p/3rNLB (дата обращения 11.10. 2021).
2. ВЦИОМ: Теракт в Санкт-Петербурге: первые оценки.// Пресс-выпуск № 3350. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=116155 (дата обращения: 05.02.2021 г.).
3. ВЦИОМ URL: https://old.wciom.ru/ index.php?id=236&uid=10726 (дата обращения: 05.10.2021)
4. Всероссийская пресс-конференция «Особенности принудительной вакцинации. Прививаться нужно, увольняться нельзя// Официальный сайт партии "Справедливая Россия". 28 июля 2021. URL: https:// spravedlivo.ru/11392310 (дата обращения 30.07.2021).
5. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП, 1995. - 235 с.
6. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 383 с.
7. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебн. Пособие для вузов. М.: ФГАНУ "Центр социологических исследований", Институт социологии РАН, 2003. -312 с.
8. Игнатовский Я.Р. Роль цифровиза-ции в трансформации российского политического протеста // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 84-90.
9. Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981. - 222 с.
10. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996. - 352 с.
11. Падерин В.К. Общественное мнение в политической системе советского общества. М.: Знание, 1987. -127 с.
12. Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 623 с.
13. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. - 303 с.
14. Рукавишников В.О. Рационально ли общественное мнение по вопросам экологии // СОЦИС. 1994. № 1.
15. Сергей Миронов: тестирование на антитела к COVID должно быть массовым и бесплатным // Официальный сайт партии «Справедливая Россия». 23 марта 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11102910 (дата обращения 15.07.2021).
16. Старикова М. «Нагнетается определенный психоз»: Митинг КПРФ против принудительной вакцинации кончился задержаниями// Коммерсант. 26.06.2021. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4877504 (дата обращения 15.07.2021).
17. Тихонова Е.В. Общественное мнение и управление социальными процессами в современном российском обществе. М.: Дело, 2000. -318 с.
18. Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. - 391 с.
19. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. URL: https://readtiger. com/terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (дата обращения: 05.03.2021).
20. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 445 с. URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/p_itogi/ (дата обращения 11.10. 2021).
STRUCTURE AND FUNCTIONS OF
PUBLIC OPINION IN POLITICS
Singaevskaya M.V.
Lomonosov Moscow State University
371
In the analysis of the structure and functions of public opinion, we will adhere to the dynamic concept of M.K. Gorshkov. In the concept of M.K. Gorshkov, public opinion is a "system, and the system is integral, dynamic, expedient." This approach to the definition of public opinion allows in this article to consider its essential structure and manifestation of functions in politics. Having considered the complex characteristics of public opinion as a sociological category and its functions, one can come to the conclusion that public opinion is an important and integral factor in political life. It has a whole arsenal of ways to influence government institutions - from simple approval or disapproval to dictating to the institutions of power and management the ways and means of conducting policy, solving specific problems.
Keywords: public opinion, structure of public opinion, object of public opinion, subject of public opinion, functions of public opinion in politics.
References
1. Barysheva E. 5 facts about protest moods in Russia in 2021 // Deutsche Welle: [website]. March 31, 2021. URL: https://p. dw.com/p/3rNLB (accessed 10/11/2021).
2. VTsIOM: Terrorist attack in St. Petersburg: first assessments. // Press release No. 3350. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116155 (date of access: 02/05/2021).
3. VTsIOM URL: https://old.wciom.ru/index. php?id=236&uid=10726 (date of access: 05.10.2021)
4. All-Russian press conference "Peculiarities of compulsory vaccination. You need to be vaccinated, you can't quit // Official website of the Just Russia party. July 28, 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11392310 (accessed 07/30/2021).
5. Gavra D.P. Public opinion as a sociological category and social institution. St. Petersburg: ISEP, 1995. - 235 p.
6. Gorshkov M.K. Public Opinion: History and Modernity. M.: Politizdat, 1988. - 383 p.
7. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Applied sociology: Textbook. Allowance for universities.
M.: FGANU "Center for Sociological Research", Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2003. - 312 p.
8. Ignatovsky Ya. R. The role of digitalization in the transformation of Russian political protest // Power. 2021. Vol. 29, No. 1. pp. 8490.
9. Korobeinikov V.S. Pyramid of opinions. Public opinion: nature and functions. M.: Young Guard, 1981. - 222 p.
10. Noel-Neumann E. Public opinion. The opening of the spiral of silence. Moscow: Progress-Academy; All World, 1996. -352 p.
11. Paderin VK Public opinion in the political system of the Soviet society. M.: Knowledge, 1987. - 127 p.
12. Political sociology: textbook / ed. J.T. Tosh-chenko. M.: Yurait Publishing House, 2015. - 623 p.
13. Rakitov A.I. Historical knowledge: system-epistemological approach. M.: Politizdat, 1982. - 303 p.
14. Rukavishnikov V.O. Is public opinion on environmental issues rational? // SOCIS. 1994. No. 1.
15. Sergei Mironov: testing for antibodies to COVID should be massive and free // Official website of the Just Russia party. March 23, 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11102910 (accessed 07/15/2021).
16. Starikova M. "A certain psychosis is being pumped up": the CPRF rally against forced vaccination ended in arrests // Kommersant. 06/26/2021. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4877504 (accessed 07/15/2021).
17. Tikhonova E.V. Public opinion and management of social processes in modern Russian society. M.: Delo, 2000. - 318 p.
18. Uledov A.K. Public opinion of the Soviet society. M.: Sotsekgiz, 1963. - 391 p.
19. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: Soviet Encyclopedia, 1989. URL: https:// readtiger.com/terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (date of access: 03/05/2021).
20. Sztompka P. Trust is the basis of society. M.: Logos, 2012. 445 p. 21. URL: http:// www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovani-ya-2021/p_itogi/ (Accessed 11.10.2021).