Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2217
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное мнение / стереотипы / спираль молчания / стереотипизация / формирование общественного мнения / концепции общественного мнения. / public opinion / stereotypes / spiral of silence / stereotyping / formation of public opinion / concepts of public opinion.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Даутова Сания Булатовна

Статья посвящена зарубежным концепциям общественного мнения. В ней рассматриваются работы таких ученых, как Э. Ноэль-Нойман, Ю. Хабермас, Н. Луман, У. Липпман, Г. Блумер. Э. Ноэль-Нойман, проанализировав более 50 определений общественного мнения, пришла к выводу, что их можно разделить на 2 группы, в зависимости от определения природы явления и его функций. Первая группа – рационалистическая. Согласно данным концепциям, общественное мнение определяется как суждение, логически выработанное индивидом в результате приобретения знания, которое служит инструментом управления государством, воздействия на формирование и принятие решения органами власти в демократических обществах. Вторая группа – общественное мнение как социальный контроль. Такое определение подразумевает доминирование иррационального компонента в структуре суждения, основой которого является страх перед изоляцией, за счет чего обеспечивается выполнение функции интеграции и социального контроля. Делается вывод о возможности интеграции данных групп концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL CONCEPTS OF PUBLIC OPINION OF FOREIGN SCIENTISTS

The article is devoted to foreign concepts of public opinion. It examines the work of such scientists as E. Noel-Neumann, J. Habermas, N. Luhmann, W. Lippmann, G. Bloomer. E. Noelle-Neumann, having analyzed more than 50 definitions of public opinion, came to the conclusion that they can be divided into 2 groups, depending on the definition of the nature of the phenomenon and its functions. The first group is rationalistic. According to these concepts, public opinion is defined as a judgment logically developed by an individual as a result of acquiring knowledge, which serves as a tool for governing the state, influencing the formation and decision-making by authorities in democratic societies. The second group is public opinion as social control. This definition implies the dominance of the irrational component in the structure of judgment, the basis of which is the fear of isolation, due to which the fulfillment of the function of integration and social control is ensured. The conclusion is made about the possibility of integrating these groups of concepts.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В

ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

SOCIOLOGICAL CONCEPTS OF PUBLIC OPINION OF FOREIGN SCIENTISTS

УДК 316.653

Даутова Сания Булатовна, студент, 3 курс, факультет «Философско-социологический», Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Пермь

Dautova Saniya Bulatovna, rickon. stark322@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена зарубежным концепциям общественного мнения. В ней рассматриваются работы таких ученых, как Э. Ноэль-Нойман, Ю. Хабермас, Н. Луман, У. Липпман, Г. Блумер. Э. Ноэль-Нойман, проанализировав более 50 определений общественного мнения, пришла к выводу, что их можно разделить на 2 группы, в зависимости от определения природы явления и его функций. Первая группа - рационалистическая. Согласно данным концепциям, общественное мнение определяется как суждение, логически выработанное индивидом в результате приобретения знания, которое служит инструментом управления государством, воздействия на формирование и принятие решения органами власти в демократических обществах. Вторая группа - общественное мнение как социальный контроль. Такое определение подразумевает доминирование иррационального компонента в структуре суждения, основой которого является страх перед изоляцией, за счет чего обеспечивается выполнение функции интеграции и социального контроля. Делается вывод о возможности интеграции данных групп концепций.

Annotation

The article is devoted to foreign concepts of public opinion. It examines the work of such scientists as E. Noel-Neumann, J. Habermas, N. Luhmann, W. Lippmann, G. Bloomer. E. Noelle-Neumann, having analyzed more than 50 definitions of public opinion, came to the conclusion that they can be divided into 2 groups, depending on the definition of the nature of the phenomenon and its functions. The first group is rationalistic. According to these concepts, public opinion is defined as a judgment logically developed by an individual as a result of acquiring knowledge, which serves as a tool for governing the state, influencing the formation and decision-making by authorities in democratic societies. The second group is public opinion as social control. This definition implies the dominance of the irrational component in the structure of judgment, the basis of which is the fear of isolation, due to which the fulfillment of the function of integration and social control is ensured. The conclusion is made about the possibility of integrating these groups of concepts. Ключевые слова: общественное мнение, стереотипы, спираль молчания, стереотипизация, формирование общественного мнения, концепции общественного мнения.

Keywords: public opinion, stereotypes, spiral of silence, stereotyping, formation of public opinion, concepts of public opinion.

Для изложения современных зарубежных концепций общественного мнения необходимо определить период, который можно назвать «современной историей» изучения явления. Б. З. Докторов предлагает вести отсчет с работы У. Липпмана «Общественное мнение» (1922 год), которая внесла значительный вклад в развитие теории общественного мнения, а также оказала большое влияние на профессию исследователя общественного мнения. В последующие десятилетия данное явление оставалось в фокусе внимания ученых. В 1965 году в книге «Общественное мнение: природа, формирование, роль» Г. Чайлдз приводит 50 определений феномена разных исследователей. В 1991 году в Чикаго на конференции американской Среднезападной ассоциации

исследователей общественного мнения на одном из заседаний, посвящённом современным западноевропейским концепциям, были выделены наиболее влиятельные теории Ю. Хабермаса, П. Бурдье . В 1991 выходит работа Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» («ÖFFENTLICHE MEINUNG.Die Entdeckungder Schweigespirale»), которая уделяет особое внимание латентным функциям явления.

Таким образом, для рассмотрения в данной работе предлагаются наиболее влиятельные концепции зарубежных ученых: У. Липпмана, Ю. Хабермаса, Э. Ноэль-Нойман, Н. Лумана (на концепцию которого ссылается Э. Ноэль-Нойман в указанной работе), Г. Блумера (выводы которого отчасти повторяет П. Бурдье). Необходимо также указать принцип изложения концепций. Как отмечает Б. А. Грушин, невозможно дать исчерпывающее определение, вместо этого необходимо дать ответ на вопросы, раскрывающие природу явления. Так как в данной работе концепции рассматриваются с точки зрения социологического подхода, то можно выделить следующие вопросы: какова социальная природа явления? каков объект мнения? кто является носителем? каковы функции в обществе?

Для того чтобы понять социальную природу явления, согласно Б. А. Грушину, необходимо дать наиболее общее определение явления. Э. Ноэль-Нойман, проанализировав более 50 определений общественного мнения, пришла к выводу, что их можно разделить на 2 группы, в зависимости от определения природы явления и его функций. Первая группа - рационалистическая. Согласно данным концепциям, общественное мнение определяется как суждение, логически выработанное индивидом в результате приобретения знания, которое служит инструментом управления государством, воздействия на формирование и принятие решения органами власти в демократических обществах. Так как, с точки зрения рационалистических концепций, явление тесно связано с политической сферой, на первое место также выходят вопросы возможности влияния, манипулирования общественным мнением, использования

современных технологий массовой коммуникации для формирования общественного мнения.

Вторая группа - общественное мнение как социальный контроль. Такое определение подразумевает доминирование иррационального компонента в структуре суждения, основой которого является страх перед изоляцией, за счет чего обеспечивается выполнение функции интеграции и социального контроля. Вторая группа концепций опирается на идеи социальной психологии, отвечая на вопрос: почему общественное мнение может оказывать давление на индивида, в том числе органы государственной власти . Необходимо отметить, как было сказано ранее, что данные точки зрения не противоборствуют, а дополняют друг друга.

Первая будет рассмотрена либерально-буржуазная концепция Ю. Хабермаса. Ее можно отнести к рационалистической группе, так как, с точки зрения автора, общественное мнение - суждение резонерствующей публики, сформированное посредством сознательных логических рассуждений и в ходе открытой дискуссии. Признаками резонерствующей публики, составляющей публичную сферу, является: образованность, владение собственностью, критика действующей власти, открытая дискуссия . Публика появилась на рубеже XVII и XVIII века вследствие развития капитализма, превратившего информацию в товар, а также давшего самостоятельность предпринимателям, которые теперь способны развиваться без оглядки на государство. Независимость и доступ к достоверной информации сделали возможной свободные дискуссии, способствовали развитию критической системы знаний, в основе которой лежит интерес освобождения человека . Таким образом, общественное мнение становится инструментом управления государством.

Концепция Г. Блумера также относится к рационалистической группе. В работе «Общественное мнение и опросы общественного мнения», критикуя статистический подход к изучению явления, на основе эмпирических данных он формулирует ряд выводов относительно природы общественного мнения. Ключевым моментом работы является несогласие с определением явления как

совокупности индивидуальных мнений. Г. Блумер утверждает, что общественное мнение является функцией общества-в-действии, следовательно, оно перенимает его структуру. Общество состоит из групп, а значит, носителем являются не индивиды, а группы индивидов, функциональные группы, имеющие общие интересы, цели, лидера. Такие группы, стремясь добиться удовлетворения своих интересов, воздействуют через имеющиеся в обществе каналы на аппарат государственного управления. Лица, вынужденные реагировать на высказывание мнений разными группами, часто противоречивых, должны оценивать и выбирать, согласно с каким мнением корректировать деятельность. Выбранное мнение Г. Блумер предлагает считать эффективным с точки зрения функционирования в обществе, а оставшиеся «бесплодными». Таким образом, субъектом считаются группы, участвующие в создании эффективного мнения. Объект общественного мнения - факты, события, процессы, затрагивающие интересы функциональных групп, касающиеся преимущественно политической и правовой сферы общества. Ко второй группе концепций, выделяющих контрольную функцию общественного мнения, относится теория спирали молчания Э. Ноэль-Нойман, которая опирается на социальную психологию и статистические данные, срез мнений, полученный посредством демоскопии. Как отмечает автор, демоскопия основывается на равенстве всех граждан, поэтому для нее неразличимы мнения отдельных групп и мнение массы. Также Э. Ноэль-Нойман не выделяет какие-либо особые сферы общества, к которым должен относиться объект общественного мнения, отмечая, что носителем является весь народ, зачастую не интересующийся политикой. Определяя природу общественного мнения, автор оперирует такими понятиями социальной психологии, как конформизм, страх изоляции. С точки зрения Э. Ноэль-Нойман, общественное мнение - мнение и способ поведения (включая видимые символы: значки, флаги и так далее), включающие иррациональный ценностный компонент, моральную или эстетическую оценку, которые следует или можно демонстрировать прилюдно, чтобы не оказаться в изоляции. Основной и более сильной функцией явления

автор считает социальный контроль, интеграцию, достижение необходимого уровня согласия, для достижения общих целей (например, самозащита). Однако Э. Ноэль-Нойман отмечает непротиворечивость двух подходов, с одной стороны рассматривая их, как явную и латентную функции, с другой стороны, считая мнение элитарных групп авангардом всеобщего общественного мнения. Н. Луман применяет системную теорию для изучения феномена. Одними из ключевых понятий теории являются «аутопоэзис» и «аутопоэзийные системы». Для последних характерны следующие 4 свойства: 1) система создает базовые элементы, которые в свою очередь составляют систему; 2) она организует свои границы и свою внутреннюю структуру; 3) самонаправленность, обращение к себе; 4) замкнутость, отсутствие прямой связи с внешней средой. Из этих характеристик следует, что индивид не является частью общества, так как базовый элемент общества - коммуникация. Таким образом, важным отличием концепции Н. Лумана является отсутствие субъекта. Автор отмечает важность содержания мнения, составляющих его тем. Их распространенность определяется уровнем внимания. Жизненный цикл темы включает 3 этапа. На первом этапе она оглашается на повестке дня, привлекая внимание, становится доступной для обсуждения. На втором в отношении темы формируются позиции и происходит дискуссия. На последнем этапе она теряет внимание и исчезает. Н. Луман определяет общественное мнение как внутрисистемную внешнюю среду для политической подсистемы. Его основная функция - это, подобно зеркалу, делать возможным саморефлексию политической системы. Свои взгляды на природу явления У. Липпман изложил в книге «Общественное мнение» 1922 года. Автор определяет общественное мнение как суждение относительно ряда фактов, морализованный и кодифицированный через стереотипы вариант фактов. Под «стереотипами» У. Липпман понимает принятые образцы поведения, существующие типы, стандартные варианты интерпретации, которые формируются у человека в ходе взаимодействия с другими людьми, через средства массовой информации. Автор выделяет 2 основные функции стереотипов: редукция сложности мира, защита картин мира

человека от неопределенности. Первая заключается в том, что человек не способен охватить наблюдением все факты, события, процессы, поэтому он прибегает к существующим образцам, к упрощенной реальности, сформированной на основе личного опыта или транслируемой другими индивидами и средствами массовой информации. С помощью стереотипа происходит ориентация человека в мире, усвоение значения новых вещей, привнесение определенности, различия, непротиворечивости и стабильности. Вторая функция предполагает становление упорядоченной картины мира индивидов, которая обеспечивает ему социальный статус, права, ощущение принадлежности миру. Факты реальности, не соответствующие принятому стереотипу, вызывают негативную реакцию. Таким образом, стереотипы оказывают влияние на общественное мнение, определяя уровень его компетентности и эмоциональную окраску. Описывая формирование общественного мнения на более масштабном уровне (государство), У. Липпман отмечает многообразие стереотипов и необходимость применения приема для объединения мнений, сплочения различных групп (формирование «гласа народа»). Таким приемом автор называет использование «символов», многозначных фраз, вызывающих одинаковые чувства у различных групп общества, произнесенных в определенное время занимающими стратегическую позицию людьми. В результате получается единое общественное мнение, не противоречащее сложившейся картине мира всех составляющих его групп. Указывая на роль явления в обществе, У. Липпман отмечает его влияние на принятие решений органами государственной власти, однако, хотя суждения считаются выработанными с помощью логических операций (как в рационалистических концепциях), подвергается сомнению компетентность индивида. В то же время автор утверждает, что общественное мнение объединяет различные социальные группы, поощряет тех, кто его придерживается, и порицает отличающихся от него. Следовательно, концепцию У. Липпмана нельзя отнести к какой-либо группе, выделенной Э. Ноэль-Нойман, она занимает промежуточное положение между ними.

Таким образом, современный этап изучения общественного мнения за рубежом начинается с двадцатых годов XX века. Наиболее известны концепции Э. Ноэль-Нойман, Ю. Хабермаса, Г. Блумера, Н Лумана, У. Липпмана. Э. Ноэль-Нойман разделила приведенные Г. Чайлдзом 50 определений общественного мнения на 2 группы в зависимости от указанной природы явления и его основной функции. Первая группа - рационалистические концепции, согласно которым мнение вырабатывается в процессе логических рассуждений, основанных на знаниях. Его главная функция - формирование и принятие решений в политической сфере. В данную группу входят концепции Ю. Хабермаса, где общественное мнение является продуктом дискуссии образованных, обладающих собственностью людей (публики), Г. Блумера, разделяющего мнение на функциональное и нефункциональное на основе его влияния на органы государственной власти, принимающие решения. Вторая группа подразумевает преобладание иррационального компонента, эмоциональной окраски в общественном мнении. Основной функцией является социальный контроль, социальная интеграция индивидов, которая достигается за счет его страха перед изоляцией. Теория спирали молчания Э. Ноэль-Нойман относится к этой группе. У. Липпман, рассматривая процесс формирования явления, его способность отражать реальность, указывает на некомпетентность мнения как инструмента принятия решений, на его «загрязненность» стереотипами. Отмечая потребность индивида в защите сложившейся картины мира, автор говорит о необходимости для политиков не противоречить мнению групп. Рационалистические концепции применимы только в условиях развитых механизмов демократии, в то время как концепции социального контроля являются более универсальными, описывают глубинные механизмы действия общественного мнения.

Литература

1. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл.

Н.А.Шматко./ — M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

2. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность.— М.:

Политиздат, 1988. - 383 с.

3. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения.

— М.: ЦСП, 2006. — 488 с.

4. Докторов Б.З. Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения: курс лекций. Минск, 2013. Рец. Докторов Б. З. // Социологические исследования. 2014. №6. С. 150-154.

5. Зубарев Д. Ю. Общественное мнение: дискуссии о дефиниции // Армия и общество. 2014. №3. С. 75 - 80.

6. Лебон Г. Психология народов и масс - М.: Издательский дом "Макет", 1995. Систем. требования: Apache Open Office 4.1.2. URL: http://www.klex.ru/xt (дата обращения: 02.02.19).

7. Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. Т.В Барчуновой; Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. Систем. требования: Apache Open Office 4.1.2.URL: http://socioline.ru/book/uolter-lippman-obschestvennoe-mnenie#attachments (дата обращения: 02.02.21).

8. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005. — 256 с.

9. Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения / Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. идополн. С69

- М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

10. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. — 352 е.: илл. - 352 с.

11. Песков А. Е., Кленина Е. А. Особенности функционирования общественного мнения в социально-политическом пространстве // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2003. №2. С. 131 - 134.

12. Песков А. Е., Кленина Е. А. Определение субъекта и объекта общественного мнения в российской научной традиции: основные подходы // Вестник АГТУ. 2015. №1 (59). С. 78 - 84.

13. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.

14. Селькова Е. П. Социологический анализ проблемы определения субъекта общественного мнения // Теория и практика общественного развития. 2012. №6. С. 84 - 86.

15. Селькова Е. П. Социология общественного мнения: учебное пособие. -Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. - 84 с.

16. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов. — М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. — 488 с.

17. Blumer H. Public opinion and public opinion polling // American sociological review. - N.Y., 1948. - Vol. 13. - N 5. - P. 542-559.

18. The idea of public sphere: a reader / edited by Jostein Gripsrud, Hallvard Moe, Anders Molander, Graham Murdock - London, Lexington books, 2010. - 365 c.

Literature

1. Bourdieu P. Sociology of politics: Tr. from French / Comp., total. ed. and foreword. N.A. Shmatko. / - M .: Socio-Logos, 1993 .-- 336 p.

2. Gorshkov M. K. Public Opinion: History and Modernity. - Moscow: Politizdat, 1988. - 383 p.

3. Doctors B.Z. The Founding Fathers: A History of Public Opinion Research. - M .: TsSP, 2006 .-- 488 p.

4. Doctors B.Z. Titarenko L.G.Sociology of public opinion: a course of lectures. Minsk, 2013. Ret. Doctors B.Z. // Sociological research. 2014. No. 6. S. 150-154.

5. Zubarev D. Yu. Public opinion: discussions about definition // Army and society. 2014. No. 3. S. 75 - 80.

6. Lebon G. Psychology of peoples and masses - M .: Publishing house "Model", 1995. System. Requirements: Apache Open Office 4.1.2. URL: http://www.klex.ru/xt (date of access: 02.02.19).

7. Lippmann U. Public opinion. Per. from English T.V.Barchunova; Translation editors K.A. Levinson, K.V. Petrenko. - M .: Institute of the Public Opinion Foundation, 2004. System. Requirements: Apache Open Office 4.1.2.URL: http://socioline.ru/book/uolter-lippman-obschestvennoe-mnenie#attachments (date of access: 02.02.21).

8. Luhmann N. Reality mass media / Per. with him. A. Yu. Antonovsky. - M .: Praxis, 2005 .-- 256 p.

9. Mansurov V.A., Petrenko E.S. Public Opinion Research / Sociology in Russia / Ed. V.A. Poison. 2nd ed., Rev. and complementary C69 - M .: Publishing house of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 1998. - 696 p.

10. Noel-Neumann E. Public opinion. The opening of the spiral of silence: Per. with him. / Common ed. and foreword. Mansurova N.S. - M .: Progress-Academy, Ves Mir, 1996. - 352 p.: Ill. - 352 p.

11. Peskov AE, Klenina EA Features of the functioning of public opinion in the sociopolitical space // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. 2003. No. 2. S. 131 - 134.

12. Peskov AE, Klenina EA Determination of the subject and object of public opinion in the Russian scientific tradition: basic approaches // Vestnik AGTU. 2015. No. 1 (59). S. 78 - 84.

13. Ritzer J. Modern sociological theories. 5th ed. - SPb .: Peter, 2002 .-- 688 p.

14. Selkova EP Sociological analysis of the problem of determining the subject of public opinion // Theory and practice of social development. 2012. No. 6. S. 84 -86.

15. Selkova EP Sociology of public opinion: a tutorial. - Blagoveshchensk: Amur state. un-t, 2011 .-- 84 p.

16. Sociological encyclopedic dictionary: in Russian, English, German, French and Czech languages / Editor-coordinator, Academician of the Russian Academy of Sciences G.V. Osipov. - M .: Publishing house NORMA (Publishing group NORMA-INFRA M), 2000. - 488 p.

17. Blumer H. Public opinion and public opinion polling // American sociological review. - N.Y., 1948. - Vol. 13. - N 5. - P. 542-559.

18. The idea of public sphere: a reader / edited by Jostein Gripsrud, Hallvard Moe, Anders Molander, Graham Murdock - London, Lexington books, 2010 .-- 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.