Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ ФИТНЕСА'

СТРУКТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ ФИТНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девушки / 16-18 лет / гиподинамия / морфологический статус / фитнес / тренировка / методика / girls / 16-18 years old / hypodynamia / morphological status / fitness / training / methodology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М.М. Шестаков

Актуальность. Снижение уровня здоровья девушек 1618 лет в связи с недостаточной двигательной активностью, привлекает внимание специалистов, стремящихся решить проблему гиподинамии. Важную роль в повышении двигательной активности девушек играют дополнительные к академическим занятия физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительных клубах и центрах. В них наиболее популярными у девушек являются занятия различными фитнес-программами, каждая из которых уникальна по отношению к другим, в связи с отличительной направленностью воздействия на занимающихся. В связи с этим представляется, что достижение всестороннего и целенаправленного развивающе-оздоровительного эффекта может быть обеспечено на основе применения в рамках занятия нескольких разных фитнес-программ, для чего необходимо наличие соответствующей методики, отсутствие которой для девушек студенческого возраста актуализирует проблему ее разработки. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса. Методы. В процессе исследования использовались методы анализа литературы, логического моделирования, проектирования, педагогического эксперимента и математической статистики. Результаты. Разработанная и апробированная в исследовании методика коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет, которая базируется на технологии реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса, является эффективной педагогической системой, включающей совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов. Входящие в них элементы раскрывают: главные проективные установки, задачи и ожидаемые результаты реализации методики; содержательно-информационную базу о программах фитнеса, особенностях мотивации занимающихся; процессуально-технологический алгоритм разработки индивидуальных программ тренировок, систему контроля и оценки результатов. Заключение. Результаты исследования позволили получить новые научные знания в области теории и методики оздоровительной физической культуры, раскрывающие содержание и структуру методики, компоненты которой создают условия для реализации в тренировке разных программ фитнеса, совокупное использование которых обеспечивает эффективную коррекцию морфологического статуса девушек 16-18 лет в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.М. Шестаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND EFFECTIVENESS OF THE METHOD OF CORRECTING THE MORPHOLOGICAL STATUS OF GIRLS 16-18 YEARS OLD BASED ON THE IMPLEMENTATION OF VARIOUS FITNESS PROGRAMS IN THE TRAINING SESSION

Relevance. The decrease in the level of health of girls 1618 years old due to insufficient motor activity attracts the attention of specialists seeking to solve the problem of hypodynamia. An important role in increasing the motor activity of girls is played by additional to academic physical exercises in sports and health clubs and centers. In them, the most popular among girls are classes in various fitness programs, each of which is unique in relation to the others, due to the distinctive focus of the impact on the participants. In this regard, it seems that the achievement of a comprehensive and purposeful developmental and recreational effect can be ensured through the use of several different fitness programs within the framework of the lesson, for which it is necessary to have an appropriate methodology, the absence of which for girls of student age actualizes the problem of its development. The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the methodology for correcting the morphological status of girls 16-18 years old based on the implementation of various fitness programs in a training session. Methods. In the process of research, methods of literature analysis, logical modeling, design, pedagogical experiment and mathematical statistics were used. Outcomes. The method of correction of the morphological status of girls 16-18 years old, developed and tested in the study, which is based on the technology of implementing various fitness programs in the training session, is an effective pedagogical system that includes a set of interrelated structural and functional components. The elements included in them reveal: the main projective attitudes, tasks and expected results of the implementation of the technique; the content and information base about fitness programs, features of motivation of those involved; procedural and technological algorithm for the development of individual training programs, a system for monitoring and evaluating results. Conclusion. The results of the study made it possible to obtain new scientific knowledge in the field of theory and methodology of recreational physical culture, revealing the content and structure of the methodology, the components of which create conditions for the implementation of various fitness programs in training, the combined use of which provides an effective correction of the morphological status of girls 16-18 years old in the process of physical education and recreation classes.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ ФИТНЕСА»

РО! 10.53742/1999-6799/2_2022_49

УДК: 796.035-055.2

СТРУКТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ ФИТНЕСА

М.М. Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: shmm@mail.ru.

Аннотация

Актуальность. Снижение уровня здоровья девушек 1618 лет в связи с недостаточной двигательной активностью, привлекает внимание специалистов, стремящихся решить проблему гиподинамии. Важную роль в повышении двигательной активности девушек играют дополнительные к академическим занятия физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительных клубах и центрах. В них наиболее популярными у девушек являются занятия различными фитнес-программами, каждая из которых уникальна по отношению к другим, в связи с отличительной направленностью воздействия на занимающихся.

В связи с этим представляется, что достижение всестороннего и целенаправленного развивающе-оздоровительного эффекта может быть обеспечено на основе применения в рамках занятия нескольких разных фитнес-программ, для чего необходимо наличие соответствующей методики, отсутствие которой для девушек студенческого возраста актуализирует проблему ее разработки.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса.

Методы. В процессе исследования использовались методы анализа литературы, логического моделирования, проектирования, педагогического

эксперимента и математической статистики.

Результаты. Разработанная и апробированная в исследовании методика коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет, которая базируется на технологии реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса, является эффективной педагогической системой, включающей совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов. Входящие в них элементы раскрывают: главные проективные установки, задачи и ожидаемые результаты реализации методики; содержательно-информационную базу о программах фитнеса, особенностях мотивации занимающихся; п ро цессуал ьно-техн ол о ги чески й алгоритм разработки индивидуальных программ тренировок, систему контроля и оценки результатов.

Заключение. Результаты исследования позволили получить новые научные знания в области теории и методики оздоровительной физической культуры, раскрывающие содержание и структуру методики, компоненты которой создают условия для реализации в тренировке разных программ фитнеса, совокупное использование которых обеспечивает эффективную коррекцию морфологического статуса девушек 16-18 лет в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

Ключевые слова: девушки, 16-18 лет, гиподинамия, морфологический статус, фитнес, тренировка, методика.

Для цитирования: Шестаков М.М. Структура и эффективность методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 2. - С. 49-55.

For citation: Shestakov M.M. The structure and effectiveness of the method of correcting the morphological status of girls 16-18 years old based on the implementation of various fitness programs in the training session. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 2, pp. 49-55 (in Russian).

Введение. Результаты исследований последних лет свидетельствуют, что показатели физического здоровья, функционального состояния и физической подготовленности современных юношей и девушек студенческого возраста ухудшается, а одну из основных причин этой негативной тенденции специалисты видят в недостатке двигательной активности молодежи [5, 6].

Достаточная по объему и интенсивности двигательная активность особенно важна для девушек, которые кроме производственных выполняют в обществе еще и другие социально важные, семейные, репродуктивные, воспитательные, организационные и другие функции [3, 4].

Важную роль в обеспечении необходимой двигательной активности девушек студенческого возраста играют академические и факультативные занятия по физической культуре в рамках их обучения в образовательном учреждении, а также организованные занятия группами физических упражнений в различного рода физкультурно-оздоровительных клубах и центрах. В них в настоящее время наиболее популярными в среде девушек студенческого возраста являются занятия различными видами фитнеса, которые входят в состав более 200 фитнес-программ [2, 8].

Вместе с тем, каждая отдельно реализуемая программа фитнеса решает вполне конкретные физкультурно-оздоровительные задачи, что определяет ее относительную уникальность по отношению к другим. Это, с одной стороны, предопределяет ее конкретную и отличительную целевую направленность, параметры и дозирование нагрузки, но, с другой стороны, ограничивает диапазон воздействия на занимающихся с целью достижения не только всестороннего, но и целенаправленного развивающе-оздоровительного эффекта [1, 7].

Поэтому логическим выходом на обеспечение всестороннего и целенаправленного развивающе-оздо-ровительного эффекта путем использования существующих фитнес-программ может служить их комплексное применение в процессе занятий, для чего необходимо наличие соответствующей методики, отсутствие которой для девушек студенческого возраста актуализирует проблему ее разработки.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса.

Методы исследования. В процессе исследования использовались методы анализа литературы, логического моделирования, проектирования, педагогического эксперимента и математической статистики.

Результаты исследования. Обоснованная в результате исследования целесообразность комплексного воздействия на показатели морфологического статуса девушек 16-18 лет предполагает использование кумулятивного эффекта разных средств фитнеса, для чего очевидна необходимость разработки соответствующей методики.

Разработка методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе комплексного использования разных программ фитнеса в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки основывалась на сложившемся в науке ее понимании как совокупности методов и методических приемов, правил и форм организации занятий, обеспечивающих в совокупности эффективное решения конкретной задачи или достижение поставленной целевой установки (рисунок 1).

При этом основные элементы разработанной методики в совокупности призваны обеспечить устойчивое улучшение показателей морфологического статуса девушек 16-18 лет в процессе занятий фитнесом.

В частности, анкетирование занимающихся проводится с целью определения у них возраста, стажа занятий фитнесом и побудительных мотивов и личностно значимых оздоровительных задач.

Исходное тестирование решает задачу определения реального начального уровня развития морфологического статуса занимающихся.

Сведения об уровне морфологического состояния занимающихся обеспечивают конкретизацию оздоровительных, личностных, социальных задач занятий фитнесом, а также позволяют выбрать соответствующий возможностям занимающихся уровень сложности программы занятий.

Определение задач занятий фитнесом может основываться либо на методических рекомендациях, либо на личностно ориентированном выборе занимающегося. При этом ставящиеся задачи дифференцируются на:

• оздоровительные (нормализация артериального давления, развитие дыхательной системы, развитие сердечно сосудистой системы);

• личностные (снижение массы тела, уменьшение подкожного жира, увеличение мышечной массы, уменьшение охватных размеров звеньев тела);

• социальные (снятие эмоционального напряжения, расширение круга общения, духовная гармония);

• развивающие (повышение работоспособности, формирование мышечного корсета).

Рисунок 1. Структура методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе реализации в

тренировочном занятии разных программ фитнеса

Выбор средств фитнеса осуществляется на основе определения соответствия состава реализуемых программ требуемым особенностям их воздействия на занимающихся с учетом индивидуальных задачам занятий.

Создание программы тренировок осуществляется на основе совокупного учета результатов анкетирования и начального тестирования занимающихся, а также коэффициента значимости конкретных программ фитнеса в решении оздоровительных, личностных, социальных и развивающих задач.

В результате, составленная программа тренировок должна включать программы, набравшие наибольший общий коэффициент значимости. Далее для них необходимо высчитать процентное соотношение в конкретной тренировочной программе согласно поставленным задачам. Затем определяется количество тренировок, после чего высчитывается необходимое количество часов для реализации каждой фитнес-про-граммы.

При комплектовании разных программ фитнеса в одно групповое тренировочное занятие возможно включение аэробного направления с функциональным или аэробного с силовым. При этом аэробное направление включается только в подготовительную часть, а функциональное и силовое в основную часть тренировки. Распределение аэробной и функциональной или аэробной и силовой частей занятия можно представить в виде соотношения 1/2, где 15-20 минут будет занимать аэробное направление, а 30-40 минут функциональное или силовое направление.

Занятия в тренажерном зале должно проходить без включения других программ фитнеса, так как требуется определенное техническое оснащение. Занятия психо-регулирующей направленности, такие как йога, цигун, пилатес, целесообразно проводить отдельно от других направлений, но между собой возможно сочетание в соотношении равном коэффициенту приоритетной значимости программы. Если был получен равный коэффициент значимости, то возможно использование программ в одинаковой пропорции или использовать один из любых вариантов.

Определение эффективности реализации составленной индивидуальной программы занятий фитне-сом осуществляется на основе системы оперативного, текущего и этапного контроля и оценки соответствия показателей реального и должного тренировочных эффектов.

Итоговое тестирование решает задачу определения эффективности воздействия на занимающихся реализованной в полном объеме составленной индивидуальной программы занятий фитнесом на основе степени соответствия тренировочного эффекта и поставленных исходных задач занятий фитнесом. При этом:

• оперативный контроль проводится перед каждым занятием и включает: определение САН

(самочувствие, активность, настроение); измерение ЧСС и АД;

• текущий контроль проводится до занятий 1 раз в 2 недели после дня отдыха и включает: измерение массы тела; измерение обхватных размеров звеньев тела;

• этапный контроль проводится 1 раз в 2 или 4 месяца в день отдыха и включает: измерение толщины кожно-жировых складок; измерение ЖЕЛ и силы кисти сильнейшей руки; проведение функциональных проб;

• углубленное медицинское обследование проводится 1 раз в год в физкультурно-спортивном диспансере.

Для проверки эффективности разработанной методики коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе использования разных программ фитнеса в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки был проведен педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился в течение 18 недель с участием девушек 16-18 лет в количестве 45 человек, которые составили контрольную (п=25) и экспериментальную (п=20) группы. За этот период было проведено по 54 занятия длительностью по 60 минут в каждой из этих групп. В начале и по окончании педагогического эксперимента у его участниц определялись показатели морфологического статуса.

В результате исследования установлено, что через 18 недель систематических занятий фитнесом по разработанной методике масса тела девушек из экспериментальной группы статистически достоверно снизилась на 15% (1=7,52; р<0,001), в то время как у девушек из контрольной группы этот показатель также статистически достоверно снизился, но только на 5,6% (1=3,23; р<0,001). При этом, сравнительный анализ этих показателей в конце педагогического эксперимента указывает на достоверное преимущество экспериментальной группы (1=3,60; р<0,001) (Таблица 1).

Показатели длины тела у девушек экспериментальной (165,78 см) и контрольной (165,24) групп не изменились за 18 недель занятий и, как и прежде, не имели достоверной разницы (р>0,05).

Индекс массы тела у девушек экспериментальной группы снизился за этот период на 15% (1=7,34; р<0,001) и стал соответствовать норме. У девушек из контрольной группы индекс массы тела также достоверно снизился, но на 5,6% (1=5,17; р<0,001). При этом индекс массы тела у девушек из экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента статистически достоверно превзошел аналогичный показатель у девушек из контрольной группы (1=4,39; р<0,001).

Обхватные размеры звеньев тела девушек достоверно уменьшились по всем показателям не только в экспериментальной, но и в контрольной группе. В частности, обхватные размеры таза у девушек из экспериментальной группы уменьшились на 6% (1=6,75; р<0,001), а в контрольной группе - на 3,7% (1=3,97; р<0,001).

Таблица 1.

Показатели морфологического статуса девушек 16-18 лет в конце педагогического

эксперимента (M±m)

Покалэтепн Ср;1.В1 Ш^исиьИ; J >■'.ПГШ ."Ьк- ЮРСрНОС 1Ь рйзшнЬЛ V)

КМЗГРСМЬ-НаЯ НКЩр|№11 [В.ШЦ Сп=20]

Мльт;ь:пл КГ МОЛОДО (-3,60; р<г>,гкн

Обупат ТЛЪП- см 103,09*0,67 И. з^+о. 7: г и^е^М

ОСяЬЛ МЯКЛ1.. 1.--Ч ?8.73 0.-10 1 р-.и(Л

ОбкЫ1 NI.IHIJ.tM 78.ЦтО,7? 74,00^0.70 1-1.09; ])■:!>,№ 1

Обкпат груди, см 97,1 1

Оыхшкс [|.1гч;| Г]Ин;Ц'-:1- Ь| ЩяЪОЗФ ЭДЬЗЮ 2Й

ГСУ1С1П1 миге, см 72=0.25 35.50*0.25 1 З.^р-ШКИ

ОПхи;| с м|к,,и: 1гч.1.м ММ1. ум 24.0(5-Н) [Я 1- ЧЛО.^-О.П I

Ю&С ВА плече сдсрсдт.мм 11. [8^4331 5>Л<Ы)32 1 4,53:р-;0.001

кжс на мече с мм 16.91*0.42 (=3.77: Р '1,001

К'Л'Г ня прслппсчм. чм Юн64±Ок23 у.ив^и.зв 1 1,31:р-Я>.Ш

КЖС №1 СДЙрет. ММ 3032*0,73 35.73^0.43 1-1,76, [>'. 0,001

К'Л'С? НЙ п>кш1 ¡*гч 14.4hr.iJ.-t7 Kn.iiKJ0.-lfn 1-

КЖСисш юлатксЖ ЧУ 16.6iJHj.6l 1-0,53: ])>й,0.4

ЕЖС В? ЖПНК. мм I С. IV I'. I * т= 1,18: р^И

шш.зо 1-4Г58; [к0,(М1

24,94*0,31 0,001

М.ч 27.4210,34 гь&юА а 1-0.81:^.05

М'^и

11МГ. ш м: ЗД15=0Д1 1 1. 39: 1^0.001

Обхват бедра у девушек экспериментальной группы за период занятий фитнесом уменьшился на 14% (1=9,25; р<0,001), а в контрольной группе на 3,3% (1=3,49; р<0,001). При этом, исходные данные обхвата бедра у девушек экспериментальной группы был статистически достоверно больше, чем у девушек из контрольной (1=4,87; р<0,001). По окончании педагогического эксперимента было выявлено, что у девушек экспериментальной группы обхват бедра стал статистически достоверно меньше, чем у девушек контрольной группы (1=2,66; р<0,01).

Обхват тела на линии талии у девушек экспериментальной группы статистически достоверно уменьшился на 14% (1=9,25; р<0,001), а в контрольной группе - на 4,7% (1=3,62; р<0,001). При этом анализ исходных показателей выявил, что у девушек экспериментальной группы обхват талии был статистически достоверно больше, чем у девушек контрольной. Анализ же итоговых величин выявил достоверное преимущество уже девушек экспериментальной группы по минимизации этого показателя (1=4,09; р<0,001).

Обхват груди у девушек экспериментальной группы за этот период уменьшился на 4% (1=3,55; р<0,001), а в контрольной группе на 3,3 (1=3,18; р<0,001). К окончанию педагогического эксперимента статистически достоверных преимущества одной из групп по этому показателю выявлено не было (р>0,05).

Обхват плеча у девушек из экспериментальной группы за период эксперимента уменьшился на 12%

(1=9,84; р<0,001), а в контрольной группе на 3,9% (1=2,78; р<0,001). При анализе исходных показателей было выявлено, что у девушек из экспериментальной группы обхват плеча статистически достоверно был больше, чем у девушек из контрольной группы (1=4,02; р<0,001). При сравнении итоговых величин было установлено, что к окончанию педагогического эксперимента показатель обхвата плеча стал статистически достоверно меньше у девушек из экспериментальной группы (1=2,73; р<0,001).

Обхват голени за данный период уменьшился у девушек из экспериментальной группы на 10% (1=10,26; р<0,001), у контрольной - на 2,9% (1=3,00; р<0,001). При этом было установлено, что если исходные показатели обхвата голени были статистически больше у девушек из экспериментальной группы (1=4,06; р<0,001), то после его проведения они стали достоверно уступать девушкам из контрольной группы (1=3,45; р<0,001).

Обхват предплечья у девушек из экспериментальной группы за период педагогического эксперимента статистически достоверно уменьшился на 7% (1=6,59; р<0,001), а у девушек из контрольной группы - на 2,6% (1=2,96; р<0,001). Кроме того было выявлено, что если исходные показатели обхвата предплечья были статистически больше у девушек из экспериментальной группы (1=2,10; р<0,05), то после его проведения они стали достоверно уступать девушкам из контрольной группы (1=4,31; р<0,001).

В процессе педагогического эксперимента толщина

всех кожно-жировых складок достоверно уменьшилась как у девушек экспериментальной, так и у девушек контрольной группы: на плече спереди у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 35% (1=8,46; р<0,001), у контрольной группы - на 13% (1=3,54; р<0,001); на плече сзади у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 31% (1=10,35; р<0,001), у контрольной группы - на 10,9% (1=2,88; р<0,001); на предплечье у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 30% (1=7,48; р<0,001), у контрольной группы - на 11% (1=3,86; р<0,001); на бедре спереди у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 34% (1=11,17; р<0,001), у контрольной группы - на 10,3% (1=3,32; р<0,001); на голени у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 28% (1=8,90; р<0,001), у контрольной группы - на 11% (1=3,55; р<0,001); под лопаткой у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 32% (1=7,33; р<0,001), у контрольной группы - на 23,5% (1=5,83; р<0,001); на животе у девушек экспериментальной группы она уменьшилась на 35% (1=7,38; р<0,001), у контрольной группы - на 20% (1=5,63; р<0,001).

Абсолютный показатель жировой массы тела у девушек из экспериментальной группы за данный период снизился на 39% с 29,87 ±1,09 до 18,16±0,5 кг (1=9,73; р <0,001), а доля жировой массы в составе веса тела снизилась на 28% с 37,50±0,93 до 26,94±0,51 % (1=9,97; р<0,001), что соответствует нормальной массе тела. У девушек из контрольной группы абсолютный показатель жировой массы тела снизился на 17,1% с 25,81±0,59 до 21,40±0,5 кг (1=5,71; р<0,001), а доля жировой массы в составе веса тела снизилась на 12,2% с 34±0,63 до 29,86±0,57 % (1=4,86; р<0,001), что соответствует избыточной массе тела.

Абсолютный показатель мышечной массы тела у девушек экспериментальной группы за период педагогического эксперимента уменьшился на 11% с 30,35±0,47 до 26,99±0,41 кг (1=5,14; р<0,001), а доля мышечной массы в составе веса тела увеличилась на 4% с 39% до 41% (1=2,54; р<0,001). У девушек контрольной группы эти показатели достоверно не изменились.

Сравнительный анализ морфологических показателей, зарегистрированных по окончании педагогического эксперимента, позволяет констатировать факт превосходства девушек из экспериментальной группы над девушками из контрольной по 75,0% параметрам. При этом за период педагогического эксперимента 60,0% показателей морфологического статуса девушек экспериментальной группы стали статистически достоверно лучше, по сравнению с девушками из контрольной группы, чем это наблюдалось в начале его проведения, когда последние имели преимущество над первыми. В совокупности данные результаты указывают на более высокую эффективность разработанной методики коррекции морфологического статуса

девушек 16-18 лет на основе реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса по сравнению с методикой раздельного применения отдельных программ фитнеса.

Заключение. Разработанная и апробированная в процессе исследования методика коррекции морфологического статуса девушек 16-18 лет на основе реализации в тренировочном занятии разных программ фитнеса является эффективной многокомпонентной системой, включающей совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, элементы которых раскрывают: главные проективные установки, задачи и ожидаемые результаты реализации методики; содержательно-информационную базу о программах фитнеса, особенностях мотивации и уровне подготовленности занимающихся; процессуально-технологический алгоритм разработки индивидуальных программ тренировок, систему контроля и оценки результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникиенко Ж.Г. Оздоровительный потенциал совокупного применения разных программ фитнеса в процессе фикультурно-оздоровительных тренировок студенток вузов / Ж.Г. Аникиенко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар: КГУФКСТ, 2021. -С. 229-231.

2. Барышникова Т.К. Высокоэффективные суперкомплексы для занятия фитнесом: фитнес-тренинг, кала-нетика, аэробика, пилатес, йога, танцевальная гимнастика, советы диетолога, антицеллюлитное питание / Т.К. Барышникова. - Москва: Эксмо, 2006. - 412 с.

3. Быков Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем / Е.В. Быков, A.B. Исаев, A.B. Ненашева, С.А. Личагина, А.М Мкртумян // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №7. - С. 51-54.

4. Горелов A.A. Двигательная активность и здоровье студенческой молодежи России / A.A. Горелов, A.B. Лотоненко, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 2 (27). - С. 4-8.

5. Горелов A.A. К проблеме дефицита двигательной активности студенческой молодежи / A.A. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 3 (33). - С. 25-29.

6. Долженко Л. Анализ физического здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи / Л. Долженко // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ: материалы Международного научного конгресса. - Кишинев: ГУФВС, 2008. - С. 143-146.

7. Ишанова О.В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25-35 летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ишанова Ольга Викторовна. - Волгоград, 2008. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сайкина Е.Г. Фитнес технологии: понятие, разработка, специфические особенности / Е.Г. Сайкина // Вестник спортивной науки. - 2016. - С. 50-52.

THE STRUCTURE AND EFFECTIVENESS OF THE METHOD OF CORRECTING THE MORPHOLOGICAL STATUS OF GIRLS 16-18 YEARS OLD BASED ON THE IMPLEMENTATION OF VARIOUS FITNESS PROGRAMS IN THE TRAINING SESSION

M. Shestakov, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Professor of the Departament of Footbal & Rugby. Federal State Budgetary Establishment of Higher Education, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161; e-mail: shmm@mail. ru.

Annotation

Relevance. The decrease in the level of health of girls 1618 years old due to insufficient motor activity attracts the attention of specialists seeking to solve the problem of hypodynamia. An important role in increasing the motor activity of girls is played by additional to academic physical exercises in sports and health clubs and centers. In them, the most popular among girls are classes in various fitness programs, each of which is unique in relation to the others, due to the distinctive focus of the impact on the participants.

In this regard, it seems that the achievement of a comprehensive and purposeful developmental and recreational effect can be ensured through the use of several different fitness programs within the framework of the lesson, for which it is necessary to have an appropriate methodology, the absence of which for girls of student age actualizes the problem of its development.

The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the methodology for correcting the morphological status of girls 16-18 years old based on the implementation of various fitness programs in a training session.

Methods. In the process of research, methods of literature analysis, logical modeling, design, pedagogical experiment and mathematical statistics were used.

Outcomes. The method of correction of the morphological status ofgirls 16-18 years old, developed and tested in the study, which is based on the technology of implementing various fitness programs in the training session, is an effective pedagogical system that includes a set of interrelated structural and functional components. The elements included in them reveal: the main projective attitudes, tasks and expected results of the implementation of the technique; the content and information base about fitness programs, features of motivation of those involved; procedural and technological algorithm for the development of individual training programs, a system for monitoring and evaluating results.

Conclusion. The results of the study made it possible to obtain new scientific knowledge in the field of theory and methodology of recreational physical culture, revealing the content and structure of the methodology, the components of which create conditions for the implementation of various fitness programs in training, the combined use of which provides an effective correction of the morphological status of girls 16-18 years old in the process of physical education and recreation classes.

Keywords: girls, 16-18 years old, hypodynamia, morphological status, fitness, training, methodology.

References:

1. Anikienko Zh.G. The wellness potential of the combined use of various fitness programs in the process of ficultural and wellness training of university students. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Materials of the Scientific and Methodological Conference of the Teaching Staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. Krasnodar: KSUFKST, 2021, pp. 229-231. (in Russian)

2. Baryshnikova T.K. Vysokoeffektivnye superkompleksy dlya zanyatiya fitnesom: fitnes-trening, kalanetika, aerobika, pilates, joga, tanceval'naya gimnastika, sovety dietologa, anticellyulitnoe pitanie [Highly effective super complexes for fitness classes: fitness training, calanetics, aerobics, Pilates, yoga, dance gymnastics, dietitian's advice, anti-cellulite nutrition]. Moscow: Eksmo, 2006, 412 p.

3. Bykov E.V., Isaev A.B., Nenasheva A.B., Lichagina S.A., Mkrtumyan A.M. Influence of the level of motor activity on the formation of functional systems. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2003, no. 7, pp. 51-54. (in Russian)

4. Gorelov A.A., Lotonenko A.B., Rumba O.G. Motor activity and health of student youth of Russia. Kul'tura fiziches-kaya izdorov'e [Physical Culture and Health], 2010, no 2 (27), pp. 4-8. (in Russian)

5. Gorelov A.A., Kondakov V.L., Usatov A.N. To the problem of deficiency of motor activity of student youth. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health], 2011, no 3 (33), pp. 25-29. (in Russian)

6. Dolzhenko L. Analysis of physical health and physical fitness of students. Strategiya razvitiya sporta dlya vsekh i zakonodatel'nyh osnov fizicheskoj kul'tury i sporta v stranah SNG: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa [The Strategy of Sports Development for all and the Legislative Foundations of Physical Culture and Sports in the CIS Countries: Materials of the International Scientific Congress]. Chisinau: GUFVS, 2008, pp. 143-146. (in Russian)

7. Ishanova O.V. Complex methodology of health-improving aerobics classes with women 25-35 years of age. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2008, 27 p. (in Russian)

8. Saikina E.G. Fitness technologies: concept, development, specific features. [Bulletin of Sports Science], 2016, pp. 50-52. (in Russian)

Поступила / Received 20.05.2022 Принята в печать / Accepted 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.