Научная статья на тему 'Структура и дидактические принципы построения современного школьного учебника по мировой художественной культуре'

Структура и дидактические принципы построения современного школьного учебника по мировой художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2339
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчкова Татьяна Леонидовна

Рассматриваются вопросы дидактического обоснования модели школьного учебника по мировой художественной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and the didactics principles of organizing of a Modern School textbook on the World's Artistic Culture

The article is devoted to the problem of the didactic principles of organizing a school textbook on the subject "The world's artistic culture". A number of basic principles are investigated in the work. Such as the principle of succession, the principle of basing on the theory of the subject, the principle of the minimization of the content of education, the principle of depolitization of education, etc.

Текст научной работы на тему «Структура и дидактические принципы построения современного школьного учебника по мировой художественной культуре»

№ 295

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Февраль

2007

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 378.02+74

Т.Л. Волчкова

СТРУКТУРА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассматриваются вопросы дидактического обоснования модели школьного учебника по мировой художественной культуре.

Важнейшим элементом учебника как системы, определяющей его особенности, является структура. Под структурой мы понимаем множество элементов и связей между ними. Структура определяет пространственное расположение элементов, уровней координации и субординации, следование этапов во времени и др. Она отражает устойчивость, стабильность системы. Изменение структуры может вести к изменению системы в целом. Ее можно представить в виде структурной схемы. Структурная схема отражает элементы, связи, входы и выходы системы. При анализе и проектировании учебника по мировой художественной культуре необходимо учитывать типы структур, основными из которых являются линейные, иерархические, матричные, сетевые и с обратной связью.

Элемент школьного учебника характеризуется тем, что обладает определенной формой, осуществляет лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находится в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника. «Все структурные компоненты учебника мы подразделяем на два больших отдела: 1) тексты и 2) внетекстовые компоненты» [1. С. 30]. Более подробно эти компоненты можно представить следующим образом:

I. Тексты:

1. Основной текст.

2. Дополнительные тексты: а) обращения; б) документально-хрестоматийные материалы; в) материалы необязательного изучения.

3. Пояснительные тексты: а) примечания и разъяснения; б) словари; в) алфавиты.

II. Внетекстовые компоненты:

1. Аппарат ориентировки: а) вопросы; б) задания;

в) таблицы (статистические, хронологические, синхронные и т.д.); г) ответы.

2. Иллюстративный материал: а) иллюстрации (сюжетные и предметные); б) рисунки (научно-прикладные, технические, инструктивные, чертежи, схемы, планы, диаграммы); в) фотоиллюстрации (в том числе комбинированные); г) карты.

3. Аппарат ориентировки: а) введение, предисловие (инструктивно-методическое); б) оглавление; в) рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые); г) сигналы-символы; д) указатели (предметно-тематические и именные); е) библиография;.

На каждом этапе развития школьного образования (с преобладанием того или иного типа обучения) субъек-

тами образования устанавливаются свои критерии структуры учебника. Они определяют требования к составу элементов и типам связей между ними. Одним из основных требований, лежащих в логике стандартизации общего образования, является требование изоморф-ности учебника примерной программе. По своему содержанию и структуре учебник обязательно должен соответствовать программе по данному предмету. Вместе с тем изоморфность не означает идентичности. Она предполагает возможность конкретизации, интерпретации, а также введение дополнительных и вспомогательных элементов, детерминированных логикой усвоения.

Следует заметить, что особенностью разработки и выпуска учебников на современном этапе является создание «взаимосвязанных систем учебных книг и дидактических материалов по одному предмету для одного класса» [2. С. 257]. Сложились две основные формы интеграции учебных материалов: учебно-

методический комплекс и линии учебников.

Учебно-методический комплекс - система учебнометодических материалов по учебному предмету. Основным назначением учебных комплексов является всемерное содействие повышению эффективности и качества деятельности учителей и учащихся в образовательном процессе. При этом содержание, оформление, методический аппарат и другие характеристики учебных комплексов должны максимально удовлетворять современным дидактическим требованиям. Минимальная конфигурация учебно-методического комплекса, на наш взгляд, включает: а) концепцию комплекса; б) учебник; в) сборник задач или упражнений; г) методическое пособие для учителя; д) книгу учащегося (для дополнительного чтения).

В связи с автономизацией общеобразовательных программ, децентрализацией управления образованием возрастает значение предметно-методических линий учебников как способов регулирования содержания образования на федеральном уровне. Основными признаками линии учебников являются:

1. Единая ориентация целей и задач (освоение предметных умений, освоение общеучебных умений, освоение функциональных (практических) навыков, освоение ключевых компетенций).

2. Единые принципы конструирования содержания (линейный, концентрический, линейно-концентрический, спиральный, линейно-спиральный, модульный).

3. Определенный способ конструирования учебного материала (выделение содержания, необходимого для усвоения, запоминания; выделение ключевых слов, понятий; выделение содержания, которое при необходимости надо уметь находить в учебных или справочных изданиях, внешкольных источниках информации).

4. Ориентация на личный опыт учащихся.

5. Ориентация на связи с окружающим миром (включение содержания, ориентирующего на установление связей с окружающим миром).

6. Ориентация на усвоение универсальных способов деятельности (анализ, синтез, моделирование, систематизация, проектирование).

7. Ориентация на овладение умениями и навыками (предметными, общеучебными, межпредметными, над-предметными, коммуникативными, организаторскими, рефлексивными, оценочными).

8. Ориентация на построение индивидуальной траектории обучения (возможность организации самостоятельной работы с учебником, возможность обеспечения творческой самореализации ученика).

9. Внешний вид учебника (использование цвета, наличие красочных иллюстраций, использование форзаца, наличие единого стиля оформления книг).

10. Рекомендации по использованию учебника в различных видах образовательных программ (наличие символов и рубрик, ориентирующих на работу по разным образовательным программам).

11. Оптимизация объема материала, необходимого для усвоения (выделение материала, обязательного для усвоения; выделение материала, необязательного для усвоения).

12. Наличие методического шлейфа (наличие ссылок на сопровождающие учебник дополнительные пособия для учащихся (рабочая тетрадь, справочник и т.д.).

13. Наличие ссылок к внешкольным источникам (выделение материала, ориентированного на использование внешкольных источников) [3. С. 11-13].

Разработка современного школьного учебника по мировой художественной культуре осуществляется на основе системного, целостного подхода [4. С. 16]. Этот подход обусловлен системно-деятельностным характером педагогического проектирования, выполнения педагогических исследований и разработок. Кроме того, необходимо учитывать относительную стабильность содержания образования по МХК. Данное положение отражает тот факт, что обеспечение образовательного процесса по МХК учебниками, пособиями и техническими средствами обучения предполагает известную устойчивость. Дидактические материалы, требующие существенных затрат, должны быть рассчитаны на определенный срок службы, в течение которого содержание, средства и методы обучения не должны существенно меняться.

Разрабатывая оптимальную модель школьного учебника по МХК, мы выделяем основные дидактические принципы, которые отражают закономерности процесса обучения и в нормативном плане регулируют структуру, содержание, функции и другие элементы учебника как системы. К таким принципам следует отнести:

- принцип ведущей роли теоретической концепции предъявления и усвоения при создании учебника по МХК;

- принцип опоры на теорию учебного предмета - МХК;

- принцип преемственности учебников по МХК;

- принцип минимизации содержания образования, представленного в учебнике по МХК;

- принцип сочетания обязательного, элективного и факультативного компонентов содержания образования в учебнике по МХК;

- принцип соразмерности текстовых и внетекстовых компонентов учебника по МХК;

- принцип деполитизации содержания образования в учебнике по МХК;

- принцип иерархического описания объектов МХК;

- принцип сочетания горизонтального и вертикального возрастания сложности содержания образования по МХК;

- принцип сочетания индуктивного и дедуктивного методов развертывания содержания образования по МХК;

- принцип сочетания различных элементов содержания образования в учебнике по МХК;

- принцип осуществления междисциплинарного подхода к разработке учебника по МХК;

- принцип осуществления компетентностного подхода к построению школьного учебника по МХК;

- принцип соразмерности репродуктивного и продуктивного способов предъявления и усвоения содержания курса МХК;

- принцип реализации функционального подхода.

Рассмотрим содержание данных принципов и дадим

им обоснование.

Принцип ведущей роли теоретической концепции предъявления и усвоения. Предъявление выступает основным этапом преподавания, усвоение - учения. Эти образовательные процессы изоморфны по структуре и содержанию. Если предъявление строится на структурном, функциональном, генетическом или причинноследственном типах, то и усвоение организуется аналогично. На основе теоретических положений ассоциативной психологии, эмпирического обобщения Д. Локка, бихевиоризма, гештальтпсихологии, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, теории содержательного обобщения В.В. Давыдова и др. возникают разные практические модели интериоризации. Дидактическое построение учебника, в основу которого положены догматический, объяснительно-иллюстративный или рефлексивноаналитический типы обучения, будет принципиально различным, т.е. «Теоретическая концепция усвоения будет и впредь во все возрастающей степени оказывать решающее значение на формирование структуры и методического оформления учебника» [5. С. 33].

Принцип опоры на теорию учебного предмета МХК. Разработка учебника по МХК неразрывно связана с концептуальными, методологическими и теоретическими основаниями учебного предмета МХК как формы организации содержания образования. Важным для отбора учебного материала дидактическим основанием становится необходимость согласования объема и структуры материала учебника по МХК с функциями данного учебного предмета в содержании общего образования.

Принцип преемственности учебников по МХК, отражающий системный и систематический характер

предъявления и усвоения содержания обучения. Можно говорить о преемственности форм представления содержания образования, механизмов интериоризации и ориентировки. Преемственность может иметь различные уровни. Уровень преемственности - это интегративное значение показателей преемственности. Уровень может быть высокий, средний, низкий.

Принцип минимизации содержания образования, представленный в учебнике по МХК на основе предметного стандарта содержания общего образования. В содержании почти каждого учебного предмета можно выделить «основную, относительно массивную, устойчивую, во всяком случае весьма медленно меняющуюся, часть - назовем ее ядром - и другую, с гораздо меньшей массой и плотностью, распределенную по всей своего рода оболочке, где и происходят все важнейшие текущие изменения» [4. С. 15]. Эта идея является определяющей для нормализации учебной нагрузки, обеспечения оптимального уровня трудности и трудоемкости учебного материала.

Принцип сочетания обязательного, элективного и факультативного компонентов содержания образования по МХК. Реализация индивидуально-ориентированного образования в общеобразовательном учреждении предполагает дифференциацию содержания учебных предметов, в том числе и МХК, на базовые, элективные и факультативные (дополнительные) компоненты. Это дифференциация создает возможность проектирования и реализации уровневого общего образования.

Принцип соразмерности текстовых и внетекстовых компонентов учебника по МХК. Для таких предметов, как литература, русский язык, история, география и т.п., доминирующее значение имеет текст. В этом случае работает фундаментальный закон, состоящий в том, что «генетическая схема создания учебника включает: 1) мысль, 2) слово, 3) текст» [6. С. 36]. С учетом того что в структуре содержания образования по учебному предмету - МХК, являющегося проекцией таких культурных феноменов, как живопись, театр, скульптура, архитектура, литература, музыка и т.п., значительное место занимают плоские и пространственные изображения, в генетическую схему построения учебника по МХК необходимым элементом войдет образ как средство и форма освоения жизни искусством, способ бытия художественного произведения. Поэтому иллюстрации, натуральные копии скульптурных и живописных объектов должны стать неотъемлемым элементом учебника по МХК.

Принцип деполитизации содержания образования по МХК. МХК есть идеологический уровень существования общественного сознания. Идеология вообще есть набор разнородных, разнонаправленных ценностей. Идеология служит источником мировоззрения. Учебник МХК должен строиться на поликультурной, наднациональной, внеполитической основе, идее всеединства, интернационализации, движения к всеобщей интеграции. Мировоззренческий характер учебного предмета МХК определится тем, что на его материале моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах [7].

Принцип иерархического описания объектов МХК. В состав содержания учебного предмета МХК входят

образовательные элементы различной степени общности. Иерархическое строение учебных и воспитательных элементов следует учитывать при отборе их для школьного учебника. Программа содержит лишь перечень основных образовательных элементов (знаний, умений, чувств, отношений.

Принцип сочетания горизонтального и вертикального возрастания сложности содержания образования по МХК. Одной из важнейших забот при написании современного школьного учебника по МХК является необходимость учета доступности текста и заданий для самостоятельного работы, с одной стороны, необходимость постепенного возрастания их сложности - с другой. Сложность возрастает как в логике изложения тем, так и в логике изложения каждой темы. Для разработчиков учебника МХК «важно определить оптимальную меру сложности содержания, так как слишком упрощенное содержание не вызывает должного интереса у учащихся, а слишком сложное вызывает непреодолимые затруднения, ведущие к снижению интереса и активности в учении» [8. С. 27].

Принцип сочетания индуктивного и дедуктивного методов развертывания содержания образования по МХК. Индуктивный метод - это путь от частного к общему, дедуктивный, наоборот, путь от общего к частному. При построении современного учебника по МХК нельзя забывать об опасности, которая таится в универсализации индуктивного или дедуктивного методов.

Принцип сочетания элементов состава содержания образования в учебнике по МХК. Дидактическим основанием для построения учебника по курсу МХК, его конкретного наполнения является сочетание элементов состава содержания образования. В каждой теме учебника должны найти отражение следующие элементы: знания, средства формирования навыков и умений, опыта творческой деятельности и воздействия на эмоционально-чувственную сферу учащихся.

Принцип осуществления междисциплинарного подхода к разработке учебника по МХК. В культуре, как и в науке, осуществляются два противоположных процесса - дифференциация и интеграция. Дифференциация культуры на ее отрасли с неизбежностью вызывает попытки их систематизации, построения классификационных схем. Все школьные учебные предметы, включая курс МХК, являются продуктом эмпирического поиска соразмерности дифференциации и интеграции.

Принцип осуществления компетентностного подхода к построению школьного учебника по МХК. Ком-петентностный подход к построению учебника по курсу МХК базируется на понятии компетентности, выступающей важнейшим человеческим качеством.

Мы полагаем, что компетентность представляет собой систему знаний, интеллектуальных и художественных умений, навыков и привычек, когнитивных и эмоциональных отношений, обеспечивающих понимание и выполнение деятельности.

Принцип соразмерности репродуктивного и продуктивного способов предъявления и усвоения. Принимая во внимание специфику учебного предмета МХК, его непосредственный выход на феномен творчества, в примерной программе по МХК упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функ-

цию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения элементарных приёмов анализа произведений искусства. Аналогичные задания на развитие различных компонентов творчества должны быть представлены в учебнике по МХК.

Принцип реализации функционального подхода, предполагающий комплексную реализацию функций учебника.

Функция учебника - это действие учебника (или его элементов) на ученика (воспитанника), на условия образования. Это действие в логике (цель - средства -результат) является предметом научного анализа и проектирования. Основными характеристиками функции как действия являются:

а) согласованность с целью;

б) содержанием действия (операции);

в) свойство, на основе которого реализована функция;

г) носитель (субстрат, масштаб).

Важнейшим методологическим принципом анализа и проектирования учебника выступает принцип единства структуры и функций. От природы учебника зависят не только его функции как целого, но и функции каждого из элементов учебника. «Любая система может быть правильно понята как единство структуры и функций» [9. С. 32].

Принципы определяют общие психолого-педагоги-ческие и методические подходы к построению школьного учебника по МХК. При этом «все принципы действуют в единстве и реализуются через требования» [10. С. 313].

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. С. 28-46.

2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.

3. Акулова О.В. и др. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий: Аналитический доклад / Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2004.

4. Маркушевич А.И. Размышление о судьбах учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974.

5. Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. С. 32-34.

6. Свинцов В.Н. Логические аспекты совершенствования учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1977.

7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). 2004.

8. Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение,

1980.

9. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. М., 1969.

10. Зорина Л.Я. Дидактические основания построения учебника и логика развертывания в нем учебного материала // Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Филологические науки» 20 декабря 2006 г., принята к печати 27 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.