Научная статья на тему 'Роль лабораторного практикума в развитии профессионального интереса будущих бухгалтеров'

Роль лабораторного практикума в развитии профессионального интереса будущих бухгалтеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелихова Алина Борисовна

В статье рассматривается роль лабораторного практикума, способствующего развитию профессионального интереса будущего бухгалтера. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету является завершающим этапом в изучении специальных дисциплин, что позволяет повышать качество практической подготовки студентов в процессе обучения бухгалтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль лабораторного практикума в развитии профессионального интереса будущих бухгалтеров»

УДК 372.8 + 657.0 ББК 74.268.4 + 65.052

Мелихова Алина Борисовна

преподаватель г. Оренбург

Роль лабораторного практикума в развитии профессионального интереса

будущих бухгалтеров

В статье рассматривается роль лабораторного практикума, способствующего развитию профессионального интереса будущего бухгалтера. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету является завершающим этапом в изучении специальных дисциплин, что позволяет повышать качество практической подготовки студентов в процессе обучения бухгалтеров.

Научная организация учебного процесса с учетом современных условий жизни способствует развитию у студентов - будущих бухгалтеров профессионального интереса, поведенческой гибкости, личностной направленности в условиях самореализации, самодеятельности и самостоятельности. В условиях кардинального изменения целей и задач образования, становления новых образовательных структур, нового содержания образования нужны не только новые технологии обучения, но и преподаватели, готовые к инновационной образовательной деятельности, способные к самоопределению, самоорганизации и самоуправлению.

В системе повышения научно-педагогического потенциала «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» для преподавателей Оренбургского филиала Академии труда и социальных отношений содержит механизм и логику построения образовательной деятельности в вузе, находящейся во взаимосвязи с развитием профессионального интереса будущих бухгалтеров, основным средством развития которого выступает механизм структурирования предметного знания.

Студент перестает «не ведать, что творит», он начинает понимать, что, как, зачем и почему он делает а, следовательно, получает возможность

организовывать и контролировать свою деятельность. Готовность выявлять основания, мотивы своих действий является важнейшим моментом в плане развития профессионального интереса будущих бухгалтеров. Альтернативность мышления, альтернативность видения и, как следствие, развитие творческих умений, основанных на этой альтернативности. Готовность осуществлять понимание явлений и событий, а не действовать по некоторой раз и навсегда усвоенной норме.

Преподаватели наиболее «сложных», по мнению студентов учебных дисциплин, оценивая возникающие у студентов трудности, пришли к выводу, что: примерно 50 процентов будущих специалистов плохо справляются с осознанием учебного материала; 70 процентов имеют затруднения при осмыслении отрезка учебного материала; 80 процентов - при обобщении и творческом применении материала, следовательно, о какой полноте формирования предметного знания может идти речь, если уже при осознании материала мы теряем половину студентов, осмысление добавляет к потерям еще 20 процентов, а при переходе на творческий уровень потери увеличиваются на 10 процентов. Конечно, мы допускаем, что данные оценки приближенные, но и они дают почву для многих размышлений о том, что основная беда возникает на уровне осознания материала.

Данный факт и побудил нас задуматься над проблемой и предложить следующие направления работы, а именно, предоставлять студентам:

- разные способы структурирования учебного материала, на основе которых может развиваться профессиональный интерес будущего бухгалтера;

- возможность выбора наиболее понятного и доступного для восприятия и осознания способа структурирования учебного материала;

- возможность развития профессионального интереса будущего бухгалтера через предоставление альтернативы выбора способа и возможности выхода на творческий уровень усвоения предметного знания.

При создании способов структурирования учебного материала, для практической реализации первого перехода, мы предусматривали: выделение

ключевых слов; опору на рисунки; переход от представлений к понятиям; построение рисуночных моделей; многократное использование способа при реализации различных видов учебной деятельности; предоставление возможности выбора способа.

При выделении ключевых слов учитывалась их семантическая связность. Необходимость опоры на рисунки вытекает из психологической закономерности осознания: единство первой и второй сигнальных систем человека, единство слова и образа. Эта необходимость признана педагогами еще в древности [2]. Переход от представлений к понятиям требует выполнение мыслительной операции - обобщения.

Построение рисуночных моделей учебного материала активно стало использоваться в практике работы высшей школы благодаря разработке технологии развития критического мышления, в которой также предложено и многократное использование способов для организации различных видов учебной деятельности. Реализуя свой личностный потенциал, студент имеет возможность выбрать наиболее доступный для него способ структурирования учебного материала.

Реализуя в способах структурирования предметного знания второй переход, от понятий к закономерностям, мы придерживались следующей последовательности: схематическое изображение понятий; выявление взаимосвязей между понятиями; формулировка закономерностей; установка на запоминание; многократное практическое применение в различных вариантах.

Схематическое изображение понятий стало необходимым, так как очень часто в учебниках можно встретить пространственные определения, которые вызывают затруднения при выявлении и анализе взаимосвязей между понятиями, входящими в определение. В дидактике П.Р. Атутовым было введено понятие абстрактной наглядности [1]. Нами абстрактная наглядность реализуется с помощью схем, символов, графиков - всем, что способствует легкой обозримости и краткому представлению информации. Иногда бывает

затруднительно дать абстрактно-наглядную схему понятия, тогда можно использовать любые символы.

Создавая систему предметного знания, можно выделить следующие разновидности межпонятийных связей: пространственные и временные; генетические и причинно-следственные; однозначные (функциональные) и статистические; прямые и обратные.

Системность предметных знаний может быть достигнута структурированием содержания учебного материала на основе выделения элементов знаний в соответствии с законами мыслительной деятельности студентов. Продуктивным направлением в структурировании предметных знаний студентов является разработка различного рода структурных схем с выделением главного в изученном материале на основе его значимости, в системе логических связей данной темы, раздела, курса.

Выявление взаимосвязей и их характера широко практикуют в своей работе многие преподаватели. В процессе преподавании учебных дисциплин очень важно, чтобы процесс усвоения студентами явлений, понятий, величин, законов и теорий происходил в их логической связи и преемственности, и знание студента было адекватно структуре предметного знания, то есть знания должны быть системными.

Одна из основных задач преподавателя при подготовке к занятию - это отбор, систематизация и структурирование наиболее важного, стержневого учебного материала и разработка мер, направленных на концентрацию внимания учащихся с целью овладения им и развитию профессионального интереса студента. В этом, как показывает опыт, могут существенно помочь структурно-логические схемы.

Структурно-логические схемы использовались для выделения основного содержания учебного материала, его генерализации на основе ведущих теорий. Они связывают основные элементы предметных знаний, получаемых студентами; ее построение дает возможность студентам глубже вникнуть в логические связи между элементами учебного материала, понять, что в нем

главное, а что второстепенное. При построении схемы нужно стремиться к предельной ее простоте, по возможности симметрично располагать элементы, чтобы они лучше воспринимались и запоминались.

Многие преподаватели используют структурно-логические схемы как основу конспекта занятия. Структурно-логическая схема помогает стимулировать творчество преподавателя, ибо раскрытие и аргументация выявляемых логических связей между элементами учебного материала побуждают его выбирать оптимальные для каждого случая методы и приемы изучения этого материала. Под составленной схемой (в тетрадях) студенты обычно записывают различные пояснения и дополнения. При этом часть заданий по составлению и записи элементов структурно-логической схемы студенты выполняют самостоятельно.

Составленная схема используется студентами для закрепления и повторения узловых вопросов курса и для контроля знаний. Структурно-логическая схема также позволяет построить фронтальный опрос студентов последовательно, с постепенным повышением трудности вопросов, с вычленением основных признаков понятий, их уточнением и установлением связи с другими понятиями, что очень важно в процессах развития профессионального интереса будущих бухгалтеров. Особенно полезно составление структурно-логических схем отдельных тем курса. Такие схемы позволяют увидеть тему в целом, осуществить идею генерализации учебного материала.

Таким образом, сопоставив, как используются основные виды структур предметного знания, мы пришли к предположению, что вид применяемых и выбираемых структур зависит от возраста и уровня развития студента, но в процессе учебной деятельности, имея возможность работать с разными видами структур, студент получает вероятность для развития своего профессионального интереса. И еще один небольшой аспект; если мы студенту предлагаем готовую структуру, то способствуем развитию дедуктивного способа размышления - движение мысли от общего к частному. Если студент

сам пытается построить структуру, то он получат возможность для развития, а затем дальнейшей реализации индуктивного способа размышления.

Как показала практика использования структурно-логической схемы при изучении нового материала они выполняют функции ориентировки и первоначального синтеза знаний, служат компактным отражением информации с четко выраженной логической структурой; в конце изучения темы, раздела (при обобщении знаний) служат средством формирования синтетических представлений, необходимых студенту в развитии профессионального интереса.

Составление структурно-логических схем самим студентом побуждает его глубже проникнуть в сущность изучаемых вопросов, учит логически излагать информацию и критически ее оценивать, что является главной особенностью в развитии профессионального интереса будущего бухгалтера.

В ходе исследования для развития профессионального интереса использовались различные способы развития творческого мышления. Творческое мышление побуждает студентов ставить проблемы и решать их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое (как объективно, так и субъективно новое), отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Одним из важных средств развития профессионального интереса студента на теоретических и практических занятиях по финансово-экономическим дисциплинам как показали результаты исследования, было использование разработанного нами «Лабораторного практикума по бухгалтерскому учету». Обоснование возможности применения различных способов структурирования учебного материала было проведено нами в процессе построения содержания учебного пособия, а именно «Лабораторного практикума по бухгалтерскому учету», так как для большей части студентов он является одним из основных источников знаний. Для установления структуры содержания материала лабораторного практикума и реализации в нем основных дидактических функций нами был осуществлен анализ ряда учебных пособий по разным учебным дисциплинам и показана

возможность развития профессионального интереса будущего бухгалтера через построение учебного текста лабораторного практикума различными способами структурирования предметного знания.

При создании лабораторного практикума мы исходили из положения о двуедином существе учебника - важнейшего компонента процесса обучения и воспитания нового поколения будущих специалистов. С одной стороны, лабораторный практикум является для большей массы студентов важнейшим источником знаний, носителем содержания образования. В нем формируются и раскрываются основные научные понятия, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Именно учебник призван определить тот уровень доступности, вне которого нет высшего образования.

С другой стороны, лабораторный практикум - средство обучения, который призван помочь студенту усвоить учебный материал в объеме знаний по определенной учебной дисциплине. Он способствует усвоению конкретных знаний, выработке у студентов в процессе учения умений и навыков, опыта самостоятельной профессиональной деятельности, умения ориентироваться в предмете, искать и находить необходимую информацию. Он способствует накоплению профессионального опыты будущего бухгалтера, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности.

Разрабатывая структуру лабораторного практикума, мы выделили в ней основную первичную составную его часть, текст учебника - носителя содержания образования, основной информации, предназначенной для усвоения студентами.

Текст - основная словесная система общей модели учебника, определяющая сущность и объем содержания образования. Как показал проведенный нами анализ группы учебных пособий для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», тексты занимают в них от 80% общего объема учебника. Так как именно через тексты происходит изложение учебного материала, раскрывается система предметных знаний, реализуется ведущий

принцип тщательного отбора наиболее важного в образовательном отношении материала. Согласно приведенным выше обоснованиям, структура разработанного нами лабораторного практикума содержит два основных компонента: внетекстовый и учебный текст.

Внетекстовые компоненты организуют полное усвоение научных знаний, облегчают его понимание и практическое использование, побуждают студента к учению, помогают в выработке умений и навыков необходимых в будущей профессиональной деятельности.

В свою очередь на основании наблюдений, изучения текстовых разделов мы пришли к необходимости рассматривать структурную систему учебных текстов лабораторного практикума как совокупность трех частных структур, определяемых так: 1 - основной текст; 2 - дополнительный текст; 3 -пояснительный текст. Структурная схема общей модели лабораторного практикума может быть следующей (схема 1).

Схема 2. Структурная схема общей модели лабораторного практикума

Основной учебный текст - частная вербальная структура, содержащая дидактически и методически обработанный и систематизированный автором в строгом соответствии с ГОСТ ВПО материал. Основной текст служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения студентами. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности (в том числе о логических формах и

методах познания). В разработанном нами лабораторном практикуме по бухгалтерскому учету выделены две группы элементов основного текста:

Теоретико-познавательные тексты, доминирующая функция -информационная, включающая ряд элементов:

- основные термины и язык конкретной области научного познания и специальной деятельности, которую представляет данная учебная дисциплина;

- ключевые понятия и их определения;

- основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты);

- характеристики основных законов, закономерностей и их следствий;

- характеристики основных теорий;

- характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений в данной области знаний;

- материалы, являющиеся основой для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;

- мировоззренческие обобщения, выводы и оценки.

Инструментально-практические тексты, доминирующая функция -

преобразовательная, трансформационная (применение знаний), включающая ряд элементов:

- основные способы деятельности, необходимые для усвоения учебного материала и самостоятельного добывания знаний;

- принципы и правила применения знаний;

- основные методы познания в данной области знаний, в том числе и прикладные методы;

- комплекс задач, упражнений, ситуаций, необходимых для формирования комплекса базовых умений, обобщений, для усвоения теоретико-познавательной информации

- логические операции, приемы, необходимые для организации процесса усвоения теоретико-познавательной информации.

Все перечисленные элементы могут быть структурированы различными способами. Мы предлагаем включение в лабораторный практикум следующие способы структурирования предметной информации:

- логический (структурно логические схемы, структурные формы логических отношений, графовое построение),

- блочный (таблично-матричные опоры, фреймы, блок-схемы, синтетические опорные конспекты),

- модульный.

Так как лабораторный практикум является наиболее традиционной системой отбора и структурирования предметного знания, то в качестве основных компонентов мы предложили использовать дидактические матрицы и модульные программы (модули). При этом возникла необходимость создания учебного комплекса, ядром которого и является лабораторный практикум.

Библиографический список

1. Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования : Кн. Для учителя [Текст]/П.Р. Атутов. -М. : Педагогика, 1998. - 176 с.

2. Коменский, Я.А. Лабиринт света и рай сердца [Текст]/ Я.А. Коменский. -М. : МИК, 2000. - 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.