УДК 78.01(045)
Молоствова Ирина Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Мордовского государственного педагогического института, [email protected], Саранск
структура художественной интерпретации музыки*
Аннотация. В статье художественная интерпретация музыки рассматривается как процесс, имеющий определенную структуру. Ее закономерность раскрывается с позиций социокультурного подхода, психологии музыкального восприятия и познания, философских проблем вербализации культурного смысла, теории исполнительства как уникального творческого акта. Автором выявлена значимость общехудожественного и музыкального опыта субъекта в формировании его интерпретационного потенциала, определена специфика интерпретаторского анализа музыкального произведения, выражающегося в формулировании вопросов к композиторскому тексту. В целом художественная интерпретация музыки предстает как цикличный процесс индивидуально-личностного постижения художественного содержания произведения.
Ключевые слова: интерпретация; культурный смысл произведения; познание; вербализация; исполнение; творческая самореализация.
Molostvova Irina Yevgenyevna
Candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of musical education of Mordovia state pedagogical institute, [email protected], Saransk
structure of artistic interpretation of music"
Abstract. The article artistic interpretation of music is regarded as having a specific structure. Its pattern is revealed in terms of socio-cultural approach, psychology of music perception and cognition, philosophical problems of verbalization of cultural meaning, the theory of playing as a unique creative act. The author found a significant obschehudozhestvennogo and musical experience of the subject in the formation of its interpretive potential, defined specific interpretative analysis of music, which is expressed in the formulation of questions to the composer's text. In general artistic interpretation of the music appears as a cyclical process of individual and personal comprehension of the artistic content of the work.
Keywords: interpretation, cultural meaning of a musical work; knowledge; verbalization, design, creative self-realization.
В музыкальном искусстве явление интерпретации признано неотъемлемым атрибутом его существования как культу-розначимого явления. В рамках названного вида искусства интерпретация понимается как результат определенной поисково-познавательной музыкальной деятельности, выражающийся в конечном продукте - непосредственном исполнении. Таким образом, интерпретация включает в себя и путь формирования собственной художнической позиции музыканта относительно конкретного музыкального произведения, и резуль-
тат, представляющий собой совокупность избранных музыкально-исполнительских средств, с помощью которых субъективное прочтение обретает звуковую форму. Следовательно, требуется рассмотрение художественной интерпретации музыки с точки зрения процесса, отражающего взаимосвязь ее первого и второго аспектов.
Начальный этап работы музыканта с произведением основывается на восприятии-знакомстве с ним. Оно может проходить в формах его прослушивания или чтения с листа. Весьма важно, чтобы уже на этом
* Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России»
** The work was supported by the Russian Ministry of Education in the framework of the strategic development of the "Educators of Innovative Russia"
этапе восприятие было истинно художественным; именно в этом случае «художественное восприятие превращает художественное произведение в факт сознания реципиента» [6, с. 308]. В результате этот этап, не являющийся собственно интерпретационным, тем не менее, запускает процесс поиска уникальной трактовки музыкального произведения; здесь закладываются исходные предпосылки формирования собственной позиции музыканта относительно содержания избранного сочинения. В процессе чтения текста с листа музыкант уже использует (преимущественно интуитивно) те или иные исполнительские средства для воплощения спонтанно возникающего художественного образа. Данный процесс базируется на креативных свойствах личности, в которые входят, по мысли О. В. Милициной, «1) мотивационно-творческая активность; 2) творческое мышление, воображение, педагогическая интуиция; 3) умение проявить независимость в суждениях, отход отстерео-типов, способность к дивергентному мышлению (отступающему от логики, идущему в разных направлениях); 4) умение проявить находчивость и оригинальность» [8, с. 41].
Конечно, чем выше профессиональный уровень музыканта, чем более он художественно одарен, тем полноценнее будет его предварительная интерпретация. Она соотносится с первичным (почти бессознательным) распознаванием элементарных смысловых единиц текста (интонаций, фраз), основанным на ожиданиях культурологического порядка, которые связаны с именем автора, названием и жанром произведения. В целом, это - этап предварительной интерпретации, на котором создается эскизный (или рабочий) интерпретаторский образ музыкального произведения. В литературе встречаются свидетельства художественного прочтения с листа музыкальных произведений талантливыми исполнителями на данном этапе. Так, С. Т. Рихтер рассказывает: «Мне как-то с самого начала все бывает ясно. Да и в нотах ведь все основное указано. Конечно, в процессе выучивания все отшлифовывается, дорабатывается, углубляется, становится на свое место. А искать - нет, не помню таких моментов» [3].
Конечно, предварительного этапа интерпретации может и не быть, если идет так
называемый «разбор нот», что происходит в случае, если нотный текст «не читабелен» для музыканта. Такое может быть, когда последний не имеет соответствующего художественно-эстетического, достаточного слушательского и исполнительского опыта, не обладает развитой музыкально-интонационной проницательностью. Это наблюдается, прежде всего, в школьной практике, а также в случае овладения музыкантом новым по языку, художественной образности и даже по нотной графике сочинением.
Описываемый этап художественной интерпретации музыки предполагает огромный спектр возможных трактовок, обеспечиваемых сложившимися у музыканта интерпретационными ориентирами, определяющими постановку собственных исполнительских задач. Таким образом, этапу предварительной интерпретации предшествует ориентировочный этап. Он связан с интерпретационным потенциалом музыканта, который представляет собой динамичное интегративное свойство личности, являющееся одновременно и предпосылкой конкретной интерпретации, и результатом множества осуществленных ранее интерпретаций. Он определяет направленность, готовность и способность личности к самореализации в трактовке музыкальных произведений. Фактически, это связано со вступлением индивида в процесс художественной коммуникации. По справедливой мысли С. В. Шишкиной, «участники коммуникации должны иметь сформированное личностно-психологическое качество - художественную установку, которая, в свою очередь, входит в мотивационно-потреб-ностный блок психических свойств человека, в целом отражающий его направленность» [9, с. 88].
Следующий этап - интерпретаторский анализ текста. В отличие от других видов анализа интерпретаторский анализ представляет собой комплексное исследование стиля, формы, музыкально-языковых средств, а также роли каждого из элементов музыкального текста в отдельности и взаимодействии, направленное на создание собственной концепции художественного содержания произведения. На этом этапе осуществляется детальная работа над текстом, в результате чего интуитивно прочувствованный художествен-
ный смысл становится более конкретным, понятным во всех деталях его графического и звукового воплощения.
Смысл интерпретаторского анализа заключается в поиске собственного понимания художественного замысла композитора на основе максимального погружения в авторский текст, который представляет собой явление определенной культуры. Тем самым музыкант вступает в характеризуемую Ю. В. Величко триаду «социокультурного взаимодействия «Личность - социум - культура», где «последняя выступает как носитель объективных общечеловеческих ценностей» [2, с. 13]. Таким образом, этот этап можно назвать интраинтерпретационным. Здесь музыкант формулирует определенные вопросы, отображающие те или иные области недостающей информации. Обратим внимание на то, что эти вопросы он задает не тексту, лежащему перед ним, а скрывающемуся за этим текстом автору. Таким образом, межличностный диалог музыканта-интерпретатора и композитора актуализирует художественное мышление, особенность которого «состоит в том, что его процесс идет не от объекта, а от субъекта, идеи, замысла, которые овладевают, с одной стороны, художником, а, с другой, - воспринимающим искусство» [7, с. 151].
Каждый из возникающих вопросов связан с постановкой «поисковой проблемы», решение которой приводит к получению недостающего интерпретационного знания, что и является результатом этого этапа художественно-интерпретационной деятельности музыканта. Следует сказать, что процесс постановки вопроса, в соответствии с теоретической позицией К. А. Абульха-новой-Славской, позволяет индивиду прояснить свое отношение к решаемой задаче, осмыслить ее личностную значимость. По словам исследователя, «не "недостача" и не "избыточность" является истоком деятельности, а личностные способы построения отношений с миром, создания пространства для проявления своих отношений и возможностей и их превращение в действительность» [1, с. 233]. Обратим внимание на то, что формулирование вопросов осуществляется в вербальной форме, следовательно, ответ на него воплощается в вербальной же форме суждений и умозаключений.
Полноценное постижение музыки, где тесно соотнесены эмоционально-чувственные впечатления, иррационально-интуитивные прозрения и итоги интеллектуально-познавательной деятельности, актуализирует желание поделиться сделанными художественными открытиями с другими, выразить собственное музыкантское понимание сочинения. Накопленные в результате проведенной работы знания, сформировавшиеся умения и накопленные навыки запускают ответную реакцию индивида как социального субъекта [5, с. 314].
Охарактеризованный мотив обусловливает следующий этап интерпретации - формирование собственной исполнительской речи. Здесь результаты предыдущих этапов синтезируются и создается законченное музыкальное высказывание, обращенное к слушателю и, в силу этого, обладающее всеми факторами речевого воздействия. Этот этап является экстраинтерпретационным; его результатом является исполнительская редакция музыкального произведения.
Завершающая фаза художественно-интерпретационной деятельности - непосредственное воплощение освоенных и трактованных художественных образов и культурных смыслов музыкального произведения в исполнении. Важным условием реализации этого этапа является наличие аудитории, поскольку музыкальное сочинение, как и любое произведение искусства, изначально предполагает связь творца и аудитории.
Вслед за этим возникает следующий этап - постинтерпретационный. На этой стадии возможны изменение концепции, открытие новых значений, образов, что влечет за собой переосмысление найденной трактовки, после чего возможно изменение исполнительской редакции текста музыкального произведения.
Таким образом, художественная интерпретация музыки как процесс охватывает четыре взаимосвязанных стадии - 1) знакомство с музыкальным произведением, предполагающее наличие индивидуально-личностной готовности музыканта к данной деятельности; 2) процесс создания авторской трактовки культурных смыслов, заключенных в произведении музыкального искусства; 3) воплощение исполнительского
замысла и 4) оценку результатов художественной интерпретации и переинтерпретации музыки.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Величко Ю. В. Изучение аудиовизуальной культуры личности в музыкальном образовании с позиции социокультурного подхода // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4. -С. 1-13.
3. Вицинский А. В. Беседы с пианистами [Электронный ресурс] // URL: http://www. sviatoslavrichter.ru/artides.php?show=60 (дата обращения: 03.01.13).
4. Демьянков В. З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 172 с.
5. Исаев А. В. Мотивация - способ управления развитием и саморазвитием социального
субъекта // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 7. - С. 312-320.
6. Левакин Н. Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) // Известия ПГЛУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. 308-310.
7. Лызлова И. А., Сайгушев Н. Я., Савинков Л. А., Уметбаев З. М. Структура и особенности художественного мышления студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 1. - С. 148-155.
8. Милицина О. В. Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании // Вестник Новгородского государственного университета. - 2007. - № 42. - С. 38-41.
9. Шишкина С. В. Коммуникативные процессы в контексте гуманизации современного музыкально-педагогического образования // Человек и образование. - 2012. - № 3 (32). - С. 86-90.