Научная статья на тему 'Исполнительская деятельность учителя и интерпретация музыкальных произведений на уроках музыки в школе'

Исполнительская деятельность учителя и интерпретация музыкальных произведений на уроках музыки в школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
493
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERFORMING ACTIVITY / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / TEACHER OF MUSIC / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ARTISTIC AND CREATIVE PERCEPTION OF MUSIC / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКИ / MUSIC INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хотенцева И. А.

В статье затронута проблема оптимизации процесса исполнительской деятельности учителя музыки. Педагог для ученика главный и непосредственный представитель музыки. Так как в основе всех видов деятельности учащихся на уроке музыки в школе лежит художественно-образное восприятие музыкальных произведений, огромное значение имеет уровень исполнительской (в т.ч. интерпретаторской) подготовки учителя музыки. В статье освещаются методические аспекты процесса интерпретации: анализ музыкальных интонаций как близких к интонациям человеческой речи, их развития, взаимовлияния, а также алгоритм работы над музыкальным произведением с позиций познания художественного образа как отдельных интонаций, фраз, так и всего произведения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING ACTIVITY OF THE TEACHER AND INTERPRETATION OF MUSICAL COMPOSITIONS AT SCHOOL MUSIC LESSONS

The article touches upon the problem of optimization of performing activity of music teachers. The teacher for a student is considered to be the main and direct music representative. Seeing that artistic and creative perception of musical compositions forms the basis of all kinds of students activity at school music lessons, the level of performing grounding (including interpretative skill) of music teachers is considered to be of great importance. The article also covers some methodical aspects of the interpretation process: analysis of musical intonations as the ones which are closely connected with the intonations of the human speech, their development, interference and algorithm for operation at musical compositions from the position of perception of the artistic image of both certain intonations, phrases and the composition as a whole

Текст научной работы на тему «Исполнительская деятельность учителя и интерпретация музыкальных произведений на уроках музыки в школе»

УДК 371:78 ББК 74.266.7

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И.А. Хотенцева, аспирант кафедры культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. Шолохова

В статье затронута проблема оптимизации процесса исполнительской деятельности учителя музыки. Педагог для ученика - главный и непосредственный представитель музыки. Так как в основе всех видов деятельности учащихся на уроке музыки в школе лежит художественно-образное восприятие музыкальных произведений, огромное значение имеет уровень исполнительской (в т.ч. интерпретаторской) подготовки учителя музыки.

В статье освещаются методические аспекты процесса интерпретации: анализ музыкальных интонаций как близких к интонациям человеческой речи, их развития, взаимовлияния, а также алгоритм работы над музыкальным произведением с позиций познания художественного образа как отдельных интонаций, фраз, так и всего произведения в целом.

Ключевые слова: исполнительская деятельность, учитель музыки, художественно-образное восприятие музыки, интерпретация музыки.

PERFORMING ACTIVITY OF THE TEACHER AND INTERPRETATION OF MUSICAL COMPOSITIONS AT SCHOOL MUSIC LESSONS

Hotentseva I.A.

The article touches upon the problem of optimization ofperforming activity of music teachers. The teacher for a student is considered to be the main and direct music representative. Seeing that artistic and creative perception of musical compositions forms the basis of all kinds of students' activity at school music lessons, the level ofperforming grounding (including interpretative skill) of music teachers is considered to be of great importance.

The article also covers some methodical aspects of the interpretation process: analysis of musical intonations as the ones which are closely connected with the intonations of the human speech, their development, interference and algorithm for operation at musical compositions from the position of perception of the artistic image of both certain intonations, phrases and the composition as a whole.

Keywords: performing activity, teacher of music, artistic and creative perception of music, music interpretation.

Художественная природа музыкального искусства следуют интонации сферы чувств и эмоций челове-

открывает особенно большие возможности исполнительской деятельности учителя музыки. Наиболее ярко оно проявляется в интерпретации музыкальных произведений на основе воплощения художественного образа, стилистических особенностей, смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют интеллект исполнителя, его музыкально-слуховые представления, владение средствами музыкальной выразительности, музыкальный и жизненный опыт. Поэтому в ходе исполнительской подготовки в педагогическом институте будущего учителя музыки огромное значение имеет формирование художественно-образного мышления как основы создания собственных интерпретаций музыкальных произведений.

Педагог для ученика - главный и непосредственный представитель музыки. Так как в основе всех видов деятельности учащихся на уроке музыки в школе лежит художественно-образное восприятие музыкальных произведений, огромное значение имеет уровень исполнительской (в т.ч. интерпретаторской) подготовки учиЯЬыкмууявнш близок к языку речи, только человеческая речь выражается словами, а музыкальная речь - звуками. С этой точки зрения мы можем предположить, что любое музыкальное высказывание (интонация, фраза, мотив) имеет свое художественно-образное содержание, своего рода мысль, высказанную звуками. Как поток сознания внутри человека облекает слова в законченные мысли, обсуждая идеи и делая какие-либо выводы, так и в музыке основные идеи - темы, мотивы, мелодии - развиваются, трансформируются, облекаются в четко оформленные мысли, предложения. Очень часто мы можем наблюдать родство музыкальных и речевых интонаций - это прежде всего интонации вопроса или утверждения. Далее

ка: спокойное повествование, лирическое настроение, радость, ликование, сомнение, волнение, негодование, гнев, смятение и т. д.

В процессе занятий в классе фортепиано в работе над любым произведением сложился определенный алгоритм действий.

1. Ознакомление с музыкальным текстом произведения. Первичное прочтение нотного текста.

• Ознакомление с эпохой, творчеством композитора, общий анализ стилистических особенностей его произведений.

• Анализ основных средств выразительности данного произведения: форма, фактура изложения, характер музыкального развития, динамика, ритмические, ладо-гармонические особенности.

• Определение образных тем, основных интонаций.

• Определение основной идеи, образно-смысловой сферы произведения в целом.

2. Техническое освоение нотного текста в соответствии с образным содержанием произведения.

• Определение главных и второстепенных интонаций, образных тем.

• Выявление логических вершин интонаций, фраз, тематических построений.

• Анализ приемов развития музыкальной мысли (средства выразительности) в связи с преодолением технических трудностей в процессе освоения произведения.

• Решение исполнительских трудностей с помощью технических приемов и способов, соответствующих образному содержанию и средствам выразительности данного произведения.

3. Создание целостного художественного образа, законченной собственной интерпретации произведения.

• Определение логики развития более крупных построений, соотношения развертывания музыкального материала.

• Выявление кульминационного развития частей и произведения в целом. Определение соотношения логических вершин отдельных более крупных построений и кульминации всего произведения.

• Составление исполнительского плана в соответствии с художественно-образным содержанием и предыдущим анализом произведения.

• Достижение целостности и художественной убедительности исполнения, создание собственной интерпретации музыкального произведения.

Ориентация на максимальную включенность студентов в процесс творческого освоения музыкального произведения обусловливает чрезвычайную важность следующих видов деятельности:

• обсуждения и дискуссии;

• краткие эссе по изучаемым произведениям;

• выступления с докладами по стилистическим особенностям изучаемых произведений;

• проигрывание ситуаций аннотирования и иллюстративного исполнения музыкальных произведений для школьных уроков.

Таким образом, художественно-образное мышление учителя музыки имеет огромное значение в практике исполнительской деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе. От уровня понимания и исполнения педагогом музыкальных произведений зависит дальнейшая мотивация восприятия школьниками образцов классической музыки. Формирование художественно -образного мышления позволяет будущим преподавателям музыки самостоятельно и творчески интерпретировать музыкальный текст в рамках школьного урока и дает возможность в дальнейшем успешно сочетать исполнительскую деятельность с педагогической, исследовательской, а также просветительской, значение которой в современных условиях возрастает с каждым годом.

УДК 372.853 ББК 24.54

УМЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ У БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ: УРОВНИ, СОСТАВ, СТРУКТУРА

Е.А. Попкова, старший преподаватель кафедры «Общая и техническая физика» Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева

В статье рассматривается проблема формирования умений продуктивной учебной деятельности у студентов на занятиях по физике в техническом вузе. На основе психолого-педагогического исследования автор определяет понятия «продуктивная учебная деятельность» (ПУД) и «умения продуктивной учебной деятельности» (УПУД); характеризует состав и уровни сформированности УПУД.

Ключевые слова: инженер, продуктивная учебная деятельность, занятия по физике, профессиональные умения.

FORMATION OF STUDENT SKILLS IN PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE COURSE OF PHISICS:

LEVELS AND STRUCTURE

Popkova E.A.

The article deals with the problem of formation of student skills in productive educational activity in the course of physics study in a technical college. On the basis of the psychology-pedagogical research the concepts of "productive educational activity skill" (PEAS) and "productive educational activity" (PEA) are defined, as well as the structure and levels of PEAS.

Keywords: engineer, productive educational activity, course of physics, professional skills.

„ . _ ■„ . _ „ „ _

"т§епшт", что означает способность, изобретатель-'ность. Действительно, настоящим инженером может быть лишь человек, склонный к изобретательской деятельности. Инженерная работа имеет творческий характер, она связана с созданием нового продукта, совершенствованием технологии и организации труда, принятием оперативных решений. Инженерное образование, с одной стороны, является массовым, а не элитарным (где готовят только исследователей и творцов), а с другой - оно не должно носить репродуктивный характер. Инженер должен постоянно обращаться с техническим оборудованием, которое совершенствуется и модернизируется, знакомиться с новыми техническими достижениями, владеть информационными технологиями и т.п. Таким образом, формирование умений продуктивной учебной деятельности - это одно из требований к подготовке инженера.

В ходе исследований проблемы формирования умений продуктивной учебной деятельности на занятиях по физи-

ную деятельность (ПУД) как ведущий тип учебной деятельности, которая направлена не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение студентами образовательного продукта. В процессе такого вида деятельности:

- у студента стимулируется самоанализ, саморегуляция и инициатива;

- результатом деятельности становится не только новый продукт, но и новый (оригинальный) процесс выполнения старого продукта (под продуктом мы понимаем как внутреннее новообразование психики субъекта, так и самой деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование у субъекта знаний и умений самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации);

- у студента формируется способность преобразовы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.